Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий этап (1997;1998 г. г.) был экспериментально-результирующим и представлял собой реализацию модели управления системы муниципального образованияв тот же период работы над диссертацией шла многоаспектная проверка выдвинутой гипотезы, в процессе проверки которой апробировались пути и средства повышения эффективности разрабатываемой системы, а также решались запланированные в исследовании… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Анализ теоретических и методических работ По развитию управленческой деятельности системы общего, допрофессионального и начального профессионального образования России
  • Динамика развития управленческой деятельности руководителей образовательных систем в современных условиях
  • Научно-методическая проблема исследования методики управленческой деятельности в современных условиях
  • Исследование взаимосвязи профессионализма управления директора муниципального учебного заведения и его уровнем образования и культуры, ч
  • Модель управленческой деятельности системы ~ муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования
  • Концептуальные основы развития муниципальной системы образования
  • Дифференциация модели функциональных программ управленческой деятельности системы муниципального общего, допрофессионального, начального профессионального образования
  • Проектно-моделирующая деятельность в системе муниципального образования
  • Итоги педагогического эксперимента по проверке эффективности предложенной модели управленческой деятельности системы муниципального общего, допрофессионального и профессионального образования

Методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интеграция России в систему мирового сообщества обусловила ряд проблем, специфических для нашей страны. Одной из таких проблем является необходимость встраивания отечественной системы образования в международное информационное поле без потери собственных достижений в этой области. Эта длительная и кропотливая работа охватывает широкий спектр вопросов — от проектирования систем управления народного образования до реализации и контроля результатов его перестройки.

Стержневым фактором этой перестройки является демократизация общественных институтов, в процессе которой социальное управление перестает быть вмешательством в исторический процесс методом проб и ошибок или организованным насилием на основе — «коллективных решений». Вместе с тем разбуженная инициатива педагогической общественности требует таких организационных форм, которые гармонизируют богатейший спектр инноваций, позволяющих не только планировать процесс развития образования, но и переосмыслить статус человека как познающего и действующего субъекта.

Эти требования к сегодняшней и завтрашней системе народного образования находятся в явном противоречии с кризисной ситуацией, в которой оказалось молодое поколение России и неспособностью значительного числа выпускников массовых общеобразовательных школ адаптироваться к новым условиях жизни и труда в нестабильном обществе. Существующая опасность потери молодого поколения российским государством, снижение уровня его образованности, усиление его оттока в криминогенную среду вызывает необходимость приоритетного решения проблем системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования и отказа от традиционных стереотипов обучения и градации образовательных учреждений.

Все сказанное ставит в ряд наиболее приоритетных исследование такой педагогической проблемы, как усиление эффективности системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования.

А она зависит от опережающего просчета тенденции в инновационном поле образования, преодоления консерватизма управленческих форм и структур и в проектировании новых моделей управления на «основе научных исследований. Эти направления предпринятого исследования и определяют его актуальность.

Современное состояние проблемы исследования. В настоящее время уже наметились контуры основных направлений перестройки в отечественном образовании, и успешность их реализации зависит от макроконтекста управленческих, экономических социальных и психолого-педагогических факторов. Одним из таких направлений является создание интегрированных по структуре и функциям типов образовательных учреждений, соединяющих общее и начальное профессионапъное (или допрофессиональное) образование, обеспечивающих социализацию и вхождение в самостоятельную трудовую деятельность учащихся под гарантированной защитой государственного образовательного учреждения.

Это направление напрямую связано с другим направлением, естественно продолжающим первое — с разработкой структуры и содержания образования и работы интегрированных учебных заведений. Определяющим условием решения этой задачи является эффективная организация прогностических исследований под руководством и при участии управленческих структур в научных учреждениях педагогического профиля и в сфере практических достижений инновационного характера в школах общего, начального допрофессионального и профессионального типа.

Третье направление связано с осмыслением и проработкой воспитательных и образовательных приоритетов и их реализацией в системе, муниципальных, региональных и общегосударственных проектов, так как суть педагогической деятельности в целом состоит не в тиражировании деклараций о должном, а в реальной организации жизни и учения реальных детей.

Разработке теоретических основ этих проблем посвящены работы Н. И. Алпатова, А. В. Арановича, Ю. К. Бабанского, А. В. Барабанщикова, С. Я. Батышева, В. А. Бернацкого, Л. Г. Бескровного, П. О. Бобровского, В. Н. Бондаренко, В. С. Олейникова, А. М. Пырского, В. Я. Слепова, Ю. И. Тарского, В. И. Хальзова, Я. Я. Юрченко и других ученых.

Проблемы непрерывного обучения в учебных заведениях получили теоретическое обоснование в работах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. В. Головачева, И. Д. Клочкова, В. С. Леднева, В. А. Максимова,.

A.Е.Шильниковой, В. И. Щеголя.

Стержневым в решении вышеозначенных проблем в настоящее время является усиление профессиональной направленности обучения и организация преемственности в системе непрерывного образования (А.В.Красильников, Ю. А. Кустов, М.В.Потоцкий) — преемственность в содержании общего и профессионального образования молодежи (И.В.Берулава, В. С. Леднев, Н. К. Чапаев и др) — политехнический аспект и преемственность профессиональной ориентации учащихся в средней школе и средних профессиональных учебных заведениях (Г.В.Ахметжанова, Г. А. Журавлева, И. В. Загорец, С.П.Чистякова).

Одними из главных здесь являются также взаимосвязь деятельности учителя и учащегося (Н.Д.Александров, Е. П. Белозерцев,.

B.Гаймен, В.А.Сластенин) — содержание и технология преподавания различных дисциплин в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (С.Ф.Артюх, В. С. Безрукова, Т. И. Шамова и др.), а также интеграция в системе непрерывного профессионально-педагогического образования (С.Я.Батышев, С. Каримбеков, Р. А. Низамов, Н. А. Пановникова, Н.К.Чапаев). Достаточно интенсивно эти проблемы разрабатываются представителями зарубежной науки (Р.Дейв — Франция, Ж. Генри — Бельгия, Д. Бок — США и др.).

Наименее исследованными в ряду перечисленных проблем оказались проблемы теории и методики моделирования управленческой деятельности в новых социально-экономических условиях. Это обстоятельство и определило выбор темы диссертационного исследования, отражающего объективные запросы общества и муниципального комплекса управления образованием. —'Содержание управления муниципальной системой образованием определяется социальным заказом общества. В условиях развитого индустриального города это прежде всего: формирование у учащихся профессиональной мобильности, конкурентоспособности, умения динамично реагировать на быстро меняющуюся социокультурную ситуацию и быть психологически готовым к многократной смене своей будущей специальности. К основной цели управленческой деятельности в диссертационном исследовании отнесена и общекультурная подготовка учащихся, лицеистов, гимназистов, неразрывно связанная с их будущей деятельностью.

Реализация на практике этих сложных требований связана с учетом имеющихся недостатков в системе муниципального образования, максимально ослабить которые и призвано управление системой муниципального общего, допрофессиоиапьного и начального профессионального образования. Главными болевыми точками здесь являются: недостаточный объем предметов гуманитарного цикла, консерватизм учебных программ и методик, дефицит квалифицированных кадров и слабая материально-техническая база, неудовлетворительное состояние современных технических средств, не позволяющих в полной мере использовать возможности передовых педагогических технологий, нереализованные возможности принципа многообразия в содержании, формах, организации, программах и методиках муниципальной образовательной системы, инфантилизм в разработке и внедрении образовательной модели воспитывающего обучения на основе традиционных ценностей русской культуры.

Перечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий, среди которых заслуживающими особого внимания являются:

— необходимость разработки новой образовательной парадигмы подготовки учащейся молодежи к жизни и слабая методическая обеспеченность этого процесса,.

— повышение требований к уровню подготовки учащихся, лицеистов и гимназистов и несоответствие содержания обучения запросам современных учреждений и организаций развитого индустриального города,.

— потребности новой модели системы муниципального образования и сложность реализации различных ее компонентов,.

— острая необходимость создания условий эффективного функционирования и развития системы муниципального образования и трудности социально-экономического и организационного плана при их реализации.

Отсюда и вопросы, на которые необходимо было ответить в процессе предпринятого исследования. И главные из них: 1) каковы ведущие тенденции нового образования? и 2) какими должны быть социально-экономические и психолого-педагогические условия эффективной модели управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования в современных условиях? Отсюда и конечная цель исследования — интегрированная модель управленческой деятельности в системе муниципального образования, адекватная требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня, и педагогические технологии совершенствования и развития профессиональной подготовки управленческих кадров муниципальных учебных заведений.

Объектом исследования в диссертации является система управления в муниципальном комплексе образовательных учреждений, предметом исследования — теория и методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, профессионального и начального профессионального образования.

В основу исследования положена гипотеза, состоящая в предположении о том, что эффективность модели управления муниципальным образованием может быть существенно повышена, если процесс ее проектирования и реализации будет.

— осуществляться в логике непрерывного образовательного процесса в системе муниципальной подготовки учащихся, с усилением профессиональной направленности обучения;

— сориентирован на адаптацию и корректировку государственного стандарта образовательных дисциплин с максимальной реализацией инновационных процессов в образовании;

— адекватен государственным образовательным стандартам, соответствующей квалификации преподавателей и достигнутому базовому уровню знаний учащихся, лицеистов, гимназистов и обеспечен единством общеобразовательной, предметно-специальной и культурологической составляющих содержания образования на основе интеграции основных принципов в моделировании управленческой деятельности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в диссертации необходимо было решить следующие задачи:

— изучить состояние проблемы исследования в педагогической науке и на практике — в системе муниципального образования и определить сущностные и специфические характеристики моделей управленческой деятельности;

— выявить социальные предпосылки и практический аспекты теории и методики управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования в России, и определить структурно-функциональные, компоненты содержания управления как основы эффективной деятельности всей системы муниципального образования;

— разработать модель управленческой деятельности системы муниципального образования, эксплицируя их интегрированное содержание в виде отдельных проектов программы развития муниципальной системы образования,.

— провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной модели управленческой деятельности в системе муниципального образования.

Основанием разработки модели управленческой деятельности в системе муниципального образования стали общепедагогические и общепсихологические теории, раскрывающие роль и место учреждения среднего (полного) общего образования в системе муниципального образования, теоретические основы построения системы трудового обучения учащейся молодежи, в процессе которого формируются отдельные нравственные и волевые черты характера, связанные с преодолением трудностей, профориентационные проблемы и их влияние на формирование жизненных планов молодежи, дея тел ь ностно-личностный подход в образовательном процессе, требующий целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и практическую сферы в жизнедеятельности индивида и коллектива в учении, труде и общении, системный подход к педагогическим явлениям.

Методологическую основу исследования составляют общефилософский системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, концепция личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подхода к процессу обучения, теория формирования содержания общего и профессионального образования, в том числе системы муниципального образования.

В процессе диссертационной работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование учебного процесса, прогнозирование, анализ структур учебных планов содержания программ и учебников, наблюдение за педагогическим процессом, изучение результатов учебной деятельности, экспертная оценка и самооценка, обобщение независимых характеристик, анкетирование и интервьюирование, педагогический эксперимент и математические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений г. Тольятти Самарской области. В опытно-экспериментальной работе приняли участие около 4000 учащихся, преподавателей и родителей, более 300 руководителей системы муниципального образования.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение шести лет и состояло из трех этапов.

Первый этап (1992;1994 г. г.) был пилотажно-поисковым. Он начался с разработки модели системы муниципального образования отдельного района (Автозаводского) г. Тольятти, где автор работал и вначале директором физико-технического лицея № 51, а затем начальником управления образования г. Тольятти. Одновременно изучалась социально-экономическая, историческая, философская и психолого-педагогическая литература, что позволило наметить план и аспекты исследования. Здесь же анализировались степень разработанности и современное состояние проблемы, формировался категориальный аппарат исследования, проводилось анкетирование директоров учебных заведений и преподавателей, накапливался эмпирический материал.

На втором теоретико-методологическом этапе (1994;1997 г г.) л? аоснове21акопленного эмпирического материала была построена условная прогностическая модель управлёншГ^Ж образования, разрабатывались концепции усиления эффективности процесса обучения через соответствующее содержание управленческой деятельности, разрабатывались теоретические основы интегративного подхода к содержанию модели управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования, конструировались учебные программы, которые адаптировались и корригировались в муниципальных учебных заведениях, обрабатывались элементы контрольного эксперимента, результаты которого получили отражение в соответствующих публикациях.

Третий этап (1997;1998 г. г.) был экспериментально-результирующим и представлял собой реализацию модели управления системы муниципального образованияв тот же период работы над диссертацией шла многоаспектная проверка выдвинутой гипотезы, в процессе проверки которой апробировались пути и средства повышения эффективности разрабатываемой системы, а также решались запланированные в исследовании задачи. Одновременно отрабатывался соответствующий понятийный аппарат, осуществлялась обработка опытно-экспериментальных материалов и создавались и проверялись условия (социально-экономические, психолого-педагогические, методические, управленческие, организационные и др.), обеспечивающие функционирование и развитие путей и средств, способствующих повышению эффективности подготовки учащихся в муниципальных учебных заведениях.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— в диссертации разработана и обоснована методика проектирования содержания и форм управления в системе муниципального образования,.

— сформулированы принципы и алгоритмы выбора управленческих решений,.

— разработана инновационная технология управленческой деятельности в системе общего, допрофессионального и начального профессионального образования.

Теоретическая значимость исследование определяется:

— разработкой методологических и организационно-методических основ построения системы управления в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования;

— принципиально новыми подходами к моделированию содержания, форм и методов работы управления в системе муниципального образования;

— разработкой теоретических основ моделирования управленческой деятельности в системе образования;

— новой методикой проектирования гибких учебных планов общей, допрофессиональной и начальной профессиональной школы.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработанной и апробированной педагогической модели содержания управленческой деятельности в системе муниципального, образования;

— в надежной тиражируемости методики проектирования управленческой деятельности в системе муниципального образования;

— в эффективной реализуемости муниципальных проектов, повышающих статус муниципального образования;

— в разработанном и апробированном комплексе инструктивной документации, программ и методических рекомендаций для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учебных заведений начального профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью исходных методологических позиций исследования, опорой на психолого-педагогические основания, критический анализ содержания управленческой деятельности и многолетней организационной и научнойдеятельностью соискателя в качестве директора физико-технического лицея № 51 г. Тольятти Самарской области, а затем — начальника Управления образования администрации г. Тольятти. Надежность результатов исследования подтверждена опытно-экспериментальной работой. На заключительном этапе исследования в практику муниципального Управления по образованию внесены коррективы, и в настоящее время программа управленческой деятельности работает в заданном режиме.

На защиту выносятся:

— концептуальное, методическое и психолого-педагогическое обеспечение моделирования управленческой деятельности в системе муниципального образования;

— модель содержания управленческой деятельности в системе муниципального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-методических конференциях Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета, на межвузовских конференциях Самарского государственного педагогического университета, на учебно-методических конференциях Главного управления образования Администрации Самарской области («Педагогический процесс как культурная деятельность», г. Самара, 1997 г.), на международной научной конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов («Довузовское образованиепроблемы и перспективы развития», г. Москва, 1997 г.), на Всероссийской научно-практической конференции («Повышение эффективности начального профессионального образования в условиях социально-экономического развития Уральского региона», Челябинск, 1998 г.). Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание диссертационного исследования отражено в 16 публикациях автора.

Заключение

.

На основании проведенного диссертационного исследования можно констатировать, что в работе подтверждены основные положения гипотезы. Сформулируем основные результаты исследования.

1. Дан анализ состояния методики моделирования управленческой деятельности системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования, выявлены основные факторы, определяющие современное состояние практики управления в образовательных учреждениях и тормозящие развитие профессионального образования учителей в новых социально-экономических условиях.

2. Определены научные предпосылки разработки системы управленческой деятельности муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования на современном этапе:

— системный подход;

— возможность педагогического проектирования;

— прогностический потенциал моделей профессиональных проектов развития дифференцированных составляющих системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования;

— новые социально-экономические условия моделирования управленческой деятельности.

3. Определены и опытно проверены условия эффективной реализации разработанной методики моделирования управленческой деятельности системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования. Опытная проверка успешности деятельности экспериментальных учебных заведений по параметрам в сравнении со средними показателями основного состава физико-технических лицеев и общеобразовательных школ показала высокую эффективность разработанных в исследовании профессиональных проектов общей модели программы развития системы муниципального образования.

4. В итоге проведенного диссертационного исследования доказаны:

— правильность гипотезы;

— эффективность разработанной методики моделирования управленческой деятельности системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования;

— действенность организационно-педагогических условий эффективной реализации разработанной модели в реальном процессе учебно-педагогической деятельности учителей и инженерно-педагогических работников системы муниципального образования;

— необходимость дальнейшей разработки методики моделирования управленческой деятельности системы муниципального образования в направлении поисков путей, форм и приемов саморазвития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. Педагогические основы повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин, не имеющих базового педагогического образования // Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Душанбе, 1990.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 436 с.
  3. Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ: методические рекомендации. М.: Прометей, 1993. — 137 с.
  4. Р.Г. Опыт внедрения педагогических исследований в практику. Советская педагогика, 1976, № 9, С.57−62.
  5. .Г. Избранные психологические труды. -М., 1980. Т.1−2.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — 238 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. -567 с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 363 с.
  9. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе. М., 1981.- 223 с.
  10. Ю.Атутов П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников // Автореф. дисс. на соиск. ученой степени доктора пед. наук. М., 1970. — С.14−15.
  11. П.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 368 с.
  12. В.Г. Социальные аспекты управления. -М., 1981. 321 с.
  13. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-С.48.
  14. Ю.К. О совершенствовании методов научно-педагогических исследований. Советская педагогика, 1975, № 11. — С.46−53.
  15. Ю.К. О совершенствовании системы повышения квалификации учителей. М.: Педагогика, 1985. — 263 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. — 546 с.
  18. Ю.К. Роль научного исследования в формировании социалистической личности. Берлин, 1974. — 189 с.
  19. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва. -Перспективы, 1983, № 2. С.5−21.
  20. О.Ю. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы // Дисс. на соиск. ученой степени «канд. пед. наук. -СПб., 1995.-228 с.
  21. Батракова3?С. Организация педагогического процесса в' современной школе. СПб., 1994. — 71 с.
  22. С.А. Производственная педагогика. М.: Педагогика, 1991. -687 с.
  23. С .Я., Соколов А. Г., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. -М.: АПО, 1995.-208 с.
  24. А.П. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1987.-199 с.
  25. А.П. Проблемы перестройки профессиональной школы. М., 1990.- 165 с.
  26. А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб., 1995. — 228 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  28. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  29. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1990. — 144 с.
  30. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-302 с.
  31. В.А. Педагогические кадры России // Учительская газета, 12 декабря 1994.
  32. В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. Киев: Род. шк., 1987. — 156 с.
  33. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации // Дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М.: МГУ, 1987.
  34. A.B. Деятельность субъекта и психическая деятельность (деятельность: теория, методология, проблемы). -М.: Политиздат, 1990. С. 19.
  35. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. -М.: Педагогика, 1990. 139 с.
  36. М.М., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  37. П.Я. Теоретические основы инноваций в педагогике. М.:1991.-326 с.
  38. А.К. Как надо работать. М., 1972. — 68 с.
  39. Д.М. Организация управления. М.: Наука, 1982. — 321 с.
  40. Д.М. Организация управления. -М.: Наука, 1982. 321 с.
  41. .М. Введение в теорию эффективности труда.- СПб.: ГИЭА, 1992.-43 с.
  42. .М. Введение в теорию эффективности труда. СПб.: ГИЭА, 1992.-43 с.
  43. A.B. Пути улучшения системы повышения квалификации педагогических кадров // Советская педагогика, 1987, № 9. С.42- 47.
  44. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Просвещение, 1972. — 356 с.
  45. М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. — С.73.
  46. М.А. Разработка методических проблем педагогики. М.: Педагогика, 1971. — 216 с.
  47. Дик Ю.И., Пинский A.A. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика, 1987, № 9. — С.42- 47.
  48. В.П. Выпускник вуза и методология его подготовки /./ Военная мысль. 194, № 3. — С.35−41.
  49. М.А. Методы производственного обучения. М.: Просвещение, 1991. — 321 с.
  50. И.К. Дидактические основания для формирования содержания учебных предметов. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980.-38 с.
  51. Р.Ф. Как научиться учиться. СПб, 1994. — 64 с.
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
  53. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с. 57.3евина А. Н. Система повышения квалификации педагогических кадров г. Москвы. -М.: Просвещение, 1976. 192 с.
  54. В.Г. Политехническое образование в современных условиях // Советская педагогика, 1975, № 3.
  55. Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. — 240 с.
  56. В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего обарзования. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  57. В.В. Повышение квалификации специалистов профессионального образования как исследовательская проблема. В сб. «Актуальные проблемы профессионального образования». СПб.: ЦИПКРО, 1995. — 15 с.
  58. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику. М.: Педагогика, 1984.- 128 с.
  59. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  60. Л. Проблемы теории обучения (перев.с нем.). М., 1984. -256 с.
  61. Т.П. Система повышения профессиональной квалификации учителей физики // Дисс. на соиск. ученой степени докт. пед. наук. М.: НИИС и МО АПН СССР, 1988. — 363 с.
  62. А.Г. Коллектив и социально- коллективные проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  63. К.А. Вариант модели внутришкольной системы управления профессиональным образованием учителей // Сб. «Содержание, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в аспекте его демократизации». Тольятти: ТФ СГПУ, 1990. — С.21−26.
  64. Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981.
  65. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск, ЧГПИ, 1986. — 133 с.
  66. Конституция Российской Федерации. М., 1994.
  67. Д.С. Проблемы системологии (проблемы сложных систем) // Советское радио, 1976. 296 с.
  68. Г. П. Физические модели. Самара, СГПИ, 1994. — 185 с.
  69. Г. П., Стаценко Н. И. Основные принципы самообразования учителей и его примерное содержание для учителей химии и физики. -Самара, СГПУ, 1998. -109 с.
  70. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, СГПИ, 1994. — С. 18.
  71. В.В. Формирование содержания образования как часть педагогического проектирования. М.: НИИОП, 1980. — С.3−14.
  72. В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  73. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 96с.
  74. Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. — 94 с.
  75. И.П. Принцип системности в теории и методологии повышения квалификации. М., 1996. — 266 с.
  76. И.П. Принципы системности в педагогической теории. М.: Педагогика, 1986. — 398 с.
  77. И.П. Роль института в решении проблемы информатизации системы повышения квалификации работников профессионального образования. В сб. «Актуальные проблемы профессионального образования». СПб., 1995. — С.11.
  78. Н.В. Методика аттестации учителей как средство активизации педагогического творчества. Гомель, 1978.
  79. Н.В. Методика системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1982.- 172 с.
  80. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1982.-116 с.
  81. Н.В. Основы вузовской педагогики: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1972.
  82. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности // Автореф.дисс. на соиск. ученой степени докт. пед. наук. Л., 1965. — 354 с.
  83. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ГГУ, 1992.- 197с.
  84. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. М., 1994. — 187 с. 91 .Кузьмина Н. В. Очерки о психологии труда учителя. Л., 1967. — 183 с.
  85. Ю.А., Кустов Ю. Ю. Интеграция как педагогическая проблема. Интеграция в педагогике и образовании: сб. науч. тр. Самара, 1994.
  86. В. С. Психология стратегических решений. М.: 1994. — 186 с.
  87. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — 96 с.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  89. B.C. Содержание общего среднего образования.- М.: Педагогика, 1980. 264 с.
  90. B.C. Содержание образования. Сущность, структура, содержание. Учебное издание. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  91. А.Н. Деятелъность.Сознание.Личность. М., 1989. — 569 с.
  92. А.Н. Проблемы развития психики . М., 1972.
  93. Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. -96 с.
  94. Г. А. Профессионально-техническое образование в СССР. -М.: Просвещение, 1970. 364 с.
  95. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  96. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 445 с. ч
  97. H.A. Функции учебников в формировании учебных умений и навыков // Советская педагогика, 1981, № 3. С.24- 27.
  98. Львова Ю. Л Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1980.- 184 с.
  99. М.А. О природе материй. М.: Наука, 1976. — 98 с.
  100. А.Е., Глинский И. П. Проблемы повышения квалификации учителей естественно- математических дисциплин. В с б. научных трудов. Л.: НИИОВАПН СССР, 1980. — С.63- 65.
  101. В.Н. Педагогические основы повышения квалификации. В сб. «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования». М., 1990. — С. 14- 30.
  102. Математика в социологии. Моделирование и обработка информации. М.: Мир, 1977.-364 с.
  103. М.И. Организация проблемного обучения. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  104. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  105. Методологические основы научного познания, под ред.П. В. Попова. -М.: Высшая школа, 1986. С. 74−105.
  106. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя //
  107. Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 с.
  108. Ю.В. Прогностическое обоснование содержания обучения рабочих в профессиональных лицеях // Автореф.диссерт.на соискание ученой степени канд.педаг.наук. М.: ИРПРО, 1994.
  109. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития // Под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 247 с.
  110. А.П., Разумов А. Е. Научно-техническая революция и особенности современного научного познания. М.: Знание, 1987.
  111. Проблемы логики научного познания. М.: Наука, 1984. — 196 с.
  112. Проблемы повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин // Под ред. Марона А. Е. и Глинского И.П.-Л.: НИИОВ АПНСССР, 1980. 116 с.
  113. В.Ф. Моделирование в педагогических исследованиях // Методологические основы исследований в области педагогики и психологии профессионально-технического образования: материалы Всероссийской теоретической конференции. М., 1995. — С.290−295.
  114. Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы современное состояние. — М.: Педагогика, 1975, — 224 с.
  115. Ф.Г. Школа и общественный прогресс. Актуальные вопросы работы общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1983. -245 с.
  116. Педагогика школы, под ред.Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1987. -512 с.
  117. Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. -608 с.
  118. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. Материалы международной научно-методической конференции. СПб.: ЦИПКРиСПО, 1996.-212 с.
  119. Педагогический словарь. М.: Просвещение, 1960. — 583 с.
  120. И.Г. Избранные педагогические произведения.- М.: Педагогика, 1981.
  121. А.Н. Психология деятельности. М., 1991. — 32 6 с.
  122. A.A., Голин Г. М. Логика науки и логика учебного процесса // Советская педагогика, 1983, № 12.
  123. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, 254 с.
  124. К.К., Голубев Г. Г. Психология.- М.: Педагогика, 1983,' 354 с.
  125. М.М. Управление современной школой. М., 1992. -201 с.
  126. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования // Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высшая школа, 1983. — 263 с.
  127. Проблемы дидактики теоретического обучения /Соколов А.Г., Скородумов Н. М., Василевская A.M. и др. М.: Высшая школа, 1978. -302 с.
  128. Е.И. Статистические методы анализа и обработки педагогических наблюдений и педэксперимента. М., 1968.
  129. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  130. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.1−485с.- Т.2.-322 с.
  131. A.JI. Социальная психология управления. Д.: ЛГУ, 1986. -285с.
  132. М.П. Организация методической работы в учебных заведениях профессионального образования. СПб., 1994.
  133. .Е. Оптимизация планирования учебного процесса с применением персональных ЭВМ // Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1996. — 22 с.
  134. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., 1987.
  135. М.Н. Совершенствование процесса обучения,— М.: Педагогика, 1981. 124 с.
  136. В.А. Какой нам нужен учитель физики. В сб. «Материалы семинара по повышению квалификации преподавателей методики физики педагогических институтов РСФСР». Орел: ОГПИ, 1973. — С.6−23.
  137. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
  138. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-С.65.
  139. А.Г. Работа руководителя с педагогическими кадрами. М., 1985.-112 с.
  140. Теоретические основы содержания общего среднего образования // Под ред.В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 318с .
  141. Теоретические основы содержания среднего образования // Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 334 с.
  142. В.Н. Научно-техническая революция в образовании. М.: Политиздат, 1973. — 96 с.
  143. В.Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  144. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. 212 с.
  145. К.Д. Сочинения // Т.З. М. Педагогика, 1978. — 284 с.
  146. В.А. Исследование практической значимости обучения для слушателей институтов повышения квалификации // Автореф.диссерт.на соиск. ученой степени канд.педаг.наук. JI.: НИИ ОВ АПН СССР, 1980.
  147. А.А. Повышение педагогической квалификации в контекстном обучении // Диссерт. на соиск. ученой степени канд.педаг.наук. М.: МГУ, 1989.
  148. Л.Д. Теоретические основы интегрированного содержания начального профессионального образования: дисс. в форме науч. доклада. докт. пед. наук. СПб., 1993. — 31 с.
  149. П.В. Развитие системы повышения квалификация педагогических кадров советской общеобразовательной школы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  150. И.М. Система форм организации обучения в системе профтехобразования. М.: Педагогика, 1987. — 152с .
  151. Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. — С. 26.
  152. Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров // Автореф.дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. СПб: НИИ ОВ АПН СССР, 1991.
  153. А.П. К оценке качества профессионально-педагогической подготовки студентов.- М.: Просвещение, 1991. 123 с.
  154. А.П. К оценке качества профессионально-педагогической подготовки студентов-физиков // В сб. «Материалы семинара повышения квалификации преподавателей методики физики педагогических институтов РСФСР», — Орел: ОГПИ, 1973. С.81- 993.
  155. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1988. — 182 с.
  156. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  157. С.А. Обучение и научное познание,— М.: Педагогика, 1981.-208 с.
  158. Ф.Е. Работа отдела народного образования по управлению школами. М.: Педагогика, 1981. — 244 с.
  159. В.И. Подготовка учителя к ориентации школьников на педагогическую профессию и решение задач трудового воспитания. -М.: МПГУ, 1993.-301 с.
  160. П.М. Современная технология обучения. М., 1993. — 248 с.
  161. Ю.А. О некоторых вопросах диагностики качества производственного обучения. Научные труды ИПО. М., 1994.
Заполнить форму текущей работой