Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходившее под влиянием нашей опытной работы развитие взаимоотношений субъектов педагогического процесса, нашло отражение в увеличении роли воспитательной среды в адаптации студентов к обучению профессии и формировании личности студента. Анализ динамики показывает последовательное продвижение студентов на более высокий уровень адаптации и личностного развития. Всё это убеждает в необходимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретический анализ основных категорий темы исследования
    • 1. 1. Сущность процесса адаптации, его структура и функции
    • 1. 2. Роль гуманистической воспитательной среды в процессе адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа
    • 1. 3. Взаимодействия, как основной фактор воспитательной среды и его влияние на развитие личности
  • Глава 2. Практика создания гуманистической воспитательной среды как условия адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа
    • 2. 1. Концепция создания гуманистической воспитательной среды в негосударственном колледже
    • 2. 2. Опыт реализации концепции гуманистической воспитательной среды
    • 2. 3. Результаты опытно — экспериментальной работы по адаптации студентов к обучению

Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Кардинальное реформирование российского общества, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительная информатизация общества — все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако значительная часть молодежи не способна найти свое место в условиях изменяющейся действительности. Проблема дезадаптации молодежи особенно актуальна, когда речь идет о будущем специалисте среднего звена. Подобные проблемы проявляются и в процессе профессиональной подготовки.

Это обусловлено тем, что государственная система среднего профессионального образования оказалась неподготовленной к выполнению «Закона об образовании», где одним из основных принципов назван принцип гуманизации образования.

В исследованиях Д. Б. Богоявленской, И. С. Кона, Ю. Н. Кулюткина, Т. Н. Мальковской, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании. В контексте теории адаптации и социализации учащихся (В.А. Кан-Калик, В. Н. Никитенко и др.) определены основные характеристики и пути создания гуманистической воспитательной среды. Общение и взаимодействие рассматриваются как факторы развития гуманистической воспитательной среды (Л.Н. Куликова, Г. В. Гамальская, Т. Н. Мальковская, Л. И. Новикова, J1.A. Никоненко, Н. Ф. Радионова, и др.). Формирование положительных межличностных отношений способствует созданию эмоционального благополучия участников взаимодействия, установлению благоприятного психологического климата в группе (Г.М. Андреева, Н. П. Аникеева, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский и др.).

Анализ многочисленных работ по данной проблеме позволил сформулировать собственное понимание адаптации как процесса взаимодействия личности с воспитательной средой.

Исследование научной литературы по данному вопросу и практики свидетельствуют о сложившихся противоречиях:

1. Между объективной необходимостью использования концепции воспитательной среды как условия адаптации студентов в воспитании и недостаточной разработанностью как теоретического, так и практического аспекта данной проблемы.

2. Между возросшими требованиями государства к выпускникам колледжей и их недостаточной профессиональной подготовкой.

3. Между возможностями студента-первокурсника и требованиями, предъявляемыми учебным заведением.

4. Между целенаправленным характером воспитательной деятельности педагога, обеспечивающей создание гуманистической воспитательной среды (мы имеем в виду прогнозирование, проектирование, моделирование, планирование, организацию, развитие воспитательной деятельности) и относительной спонтанностью процесса адаптации.

5. Между индивидуальными психологическими особенностями каждого студента-первокурсника и коллективом внутри учебного заведения. Проблема данного исследования: какой должна быть гуманистическая воспитательная среда в негосударственном колледже для, успешной адаптации студентов к обучению.

Всё это определило тему исследования — «Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа».

Объект исследования — процесс адаптации студентов к обучению в условиях негосударственного колледжа.

Предметом исследования является создание гуманистической воспитательной среды, обеспечивающей успешную адаптацию к обучению студентов негосударственного колледжа.

Цель исследования — выявление и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий создания гуманистической воспитательной среды и ее роли в адаптации студентов к обучению в негосударственном колледже. Гипотеза исследования.

Гуманистическая воспитательная среда в негосударственном колледже будет способствовать процессу успешной адаптации, если:

— концепция гуманистической воспитательной среды, будет построена на основе единства и взаимосвязи структуры, функций, динамики изменения уровней и форм, этапов прохождения адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа, включающей специальные внутренние и внешние условия: гуманистическое межличностное взаимодействиеорганизация коллективной деятельности и общенияразвивающая предметно-пространственная средапсихологическое сопровождение.

— этот процесс строится на основе учета, влияний и тенденций педагогического взаимодействия в контексте более широкой социальной среды, соотносимой с микросредой.

— Она включает систему взаимосвязанных компонентов: субъективного, научно — методического, духовного, предметно-пространственного характера, ключевым из которых является взаимодействие, построенное на основе взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания.

В соответствии с целью исследования и гипотезой нами были поставлены следующие задачи:

1. Анализ теории и практики проблемы адаптации студентов к обучению в средних профессиональных учебных заведений.

2. Разработка концепции гуманистической воспитательной среды как условия адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа.

3. Определение особенностей процесса адаптации, влияний и тенденций педагогического взаимодействия в контексте более широкой социальной среды, соотносимой с микросредой.

4. Выявление и экспериментальная проверка основных психолого-педагогические условий, при которых адаптация к обучению студентов негосударственного колледжа будет проходить более успешно. Методологическую основу исследования составляют:

— экзистенционально — феноменологическая концепция взаимодействия личности и общества (Г.С. Батищева, Н. А. Бердяева, М. Бубера);

— идея значимости трансцендентального, «внутреннего» в человеке (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Э. Фромм и др.), обладающем творческой свободой (Г.С. Батищев, Н. А. Бердяев, Э. Фромм, М. Хайдегер, КЛсперс) и способном строить отношения с людьми по принципу любви (М. Бубер, В. Франкл и др.). Основой таких отношений является интеграция духовных ценностей (Н.А. Бердяев), а сами отношения рассматриваются философами как единение, слияние, «взаимопроницание» человека человеком (Г.С. Батищев, М. Бубер).

В психологии продуктивно реализуются идеи «освобождающего» влияния гуманистических отношений на реализацию возможностей личности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, JI.C. Выготский, Е. И. Кузьмин, В.Н.'Мясищев, C.JI. Рубинштейн и др.). Идея гуманистического характера педагогических взаимоотношений и их влияние на стремление личности к саморазвитию характерна для всех этапов развития педагогики (Ш.А. Амонашвили, В. П. Вахтеров, Е. Н. Ильин, П. Ф. Каптерев, Я. Корчак, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов. Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.). Взаимоотношения между участниками учебного и воспитательного процесса понимаются как ценностные отношения людей, представляющие основу свободного самоопределения личности (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Маслоу, А. Б. Орлов, К. Роджерс и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования в работе использовались различные методы:

— теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

— моделирование исследуемых вопросов;

— наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,.

— педагогический эксперимент;

— изучение и обобщение педагогического опыта, анализ творческих работ и документации;

— математические методы (качественный и количественный анализ получаемых данных, компьютерная обработка и оформление полученных данных в виде диаграмм, схем, таблиц).

Основные этапы исследования.

1997;1998 г. г. — выявление проблемы исследования на основе анализа опыта инновационной деятельности учебных заведений, в том числе и негосударственных.

1998;1999 г. г. — выдвижение гипотезы исследования, разработка концепции исследования и концепции воспитательной среды, освоение принципов ее построения, обучение диагностике и самодиагностике участников воспитательного процесса.

1999;2001 г. г. — организация экспериментальной работы по апробации концепции гуманистической воспитательной среды и ее влияния на адаптацию студентов к обучению в негосударственном колледже.

Разработка и внедрение специальных условий, характерных для негосударственного колледжа. Сбор экспериментальных данных, их обработка.

2001;2002 г. г. — завершение эксперимента, анализ и обработка результатов исследования, уточнение и корректировка методологического аппарата исследования, корреляция выводов, оформление результатов.

Опытно экспериментальная база исследования.

Исследование осуществлялось на базе Вятского социально экономического института, его филиалов в городах Слободском и Кирово-Чепецке, городского методического центра, школ города Слободского и Слободского района. Исследованием было охвачено около пятисот студентов разных курсов и факультетов и преподавателей и учащихся школ.

В диссертации обобщен научно-педагогический опыт автора в качестве директора Слободского филиала Вятского социально-экономического института и директора «Вятка-колледжа» этого института.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим основным направлениям:

— подготовка и публикация материалов исследования в различных научно — методических изданиях;

— основные идеи исследования внедрены в воспитательный процесс Вятского социально — экономического института и его филиалов в городах Слободском и Кирово-Чепецке;

— созданы психолого-педагогические службы помощи студентам на базе Слободского филиала Вятского социально-экономического института (1999;2002 г. г.), созданы студенческие научно — практические лаборатории по проблеме в Слободском филиале ВСЭИ, организовано проведение конкурсов «Преподаватель года», «Лучший студент года» (1999;2002 г. г.) в городе Слободском;

— представление результатов на научно-практических конференциях и Международной научно-практической конференции (2001, 2002 г. г.), проводившихся Вятским социально-экономическим институтом.

Научная новизна и теоретическая значимость 1. Систематизированы философские, социологические, психолого-педагогические подходы к проблеме и проведен анализ концепций, определяющих методологическую основу исследования.

2. Разработана концепция гуманистической воспитательной среды как условия адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа.

3. Установлено, что процесс адаптации строится на основе учета, влияний и тенденций педагогического взаимодействия в контексте более широкой социальной среды, соотносимой с микросредой.

4. Определено, что гуманистическая воспитательная среда включает систему взаимосвязанных компонентов субъективного, научно-методического, духовного, предметно-пространственного характера.

5. Выявлены основные условия создания гуманистической воспитательной среды, при которых адаптация к обучению студентов негосударственного колледжа будет протекать более успешно.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная концепция гуманистической воспитательной среды применима как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжасоздана программа психологического тренинга по адаптации (учебно-методический материал курса обучения для преподавателей и студентов по проблеме) — предложены методики диагностики педагогического общения и взаимодействия.

Достоверность научного исследования обеспечивается реализацией современных концепций воспитания и образования, использованием системы методов педагогического исследования, личным участием автора во всех этапах исследования, достаточным временем проведения эксперимента, всесторонним количественным и качественным анализом экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В результате анализа теории и практики адаптации студентов к обучению установлено, что концепция гуманистической воспитательной среды, которая включает единство и взаимосвязь структуры, функций, динамики изменения уровней и форм, этапов прохождения адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа.

2. Гуманистическая воспитательная среда в негосударственном колледже обеспечивает процесс успешной адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа и включает систему взаимосвязанных компонентов субъективного, научно-методического, духовного, предметно—пространственного характера, ключевым из которых является взаимодействие, построенное на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии.

3. Важнейшими условиями существования гуманистической воспитательной среды являются:

— гуманистическое межличностное взаимодействие (построение образовательного пространства «урок — практика», благоприятный психологический климат, система работы педагогического коллектива);

— организация коллективной деятельности и общения (студенческое самоуправление, система традиций);

— развивающая предметно-пространственная среда (гибкое зонирование, материально-техническое оснащение);

— психологическое сопровождение (работа Центра психолого-педагогической помощи, программа по адаптации).

Заключение

.

Изучение проблемы «Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа» было обусловлено значимостью данного вопроса для разработки концепции гуманистического воспитания. В результате последовательного решения поставленных задач нами были выявлены условия, при которых адаптация к обучению студентов негосударственного колледжа будет проходить более успешно.

В своем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку приобрести новый статус студента — будущего специалиста.

Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации к профессиональной подготовке были выделены следующие основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно — социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.

Ряд исследователей, таких, как И .С. Кон, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, важнейшим условием адаптации называют гуманистическую воспитательную среду, которая обеспечивает способность к выживанию и достижению успеха в определенных социально-культурных условиях жизни. В связи с этим нами определено, что процесс адаптации состоит из нескольких стадий (этапов), которые зависят от условий воспитательной среды как ведущего фактора активной адаптации.

Первая стадия процесса адаптации — автономизация — характеризуется тем, что первокурсник противопоставляет себя среде.

Вторая стадия — идентификация — подразумевает включение «вчерашнего школьника» в систему окружающей студенческой среды.

Третья стадия — интеграция — достигается только тогда, когда студент ощущает себя элементом системы воспитательной среды колледжа.

Программа опытно — экспериментальной работы включала три этапа. Поставив задачу определить концепцию построения воспитательной среды в колледже, мы преследовали цель выявить ее организационно-педагогические условия, трудности в ее организации. На основе изученной специфики трудностей были установлены критерии, на которые мы должны опираться при ее построении. Цель Концепции — создание оптимальных условий для успешной адаптации студентов к обучению, для развития, саморазвития и самореализация студента как гуманной, духовной и свободной личности, социально-мобильного субъекта и будущего специалиста-профессионала.

Гуманистической воспитательной средой, в нашем понимании, является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию студента как личности, субъекта и профессионала. При решении поставленной задачи мы пришли к выводу, что необходимо создать свою систему условий, определяющих воспитательную среду в колледже, составляющих ее структуру.

Кроме этого, в исследовании нами определено несколько уровней адаптации: дезадаптация, пассивная и активная адаптация.

Выявляя особенности процесса адаптации студентов негосударственного колледжа к условиям воспитательной среды учебного заведения, мы провели диагностический эксперимент на базе первого курса Слободского филиала ВСЭИ. На первом этапе экспериментом было охвачено 106 студентов трех отделений факультета. В качестве основного метода было избрано анонимное анкетирование, дополненное целенаправленными наблюдениями и беседами в стенах колледжа и за его пределами.

Основными показателями уровней адаптации стали: анализ успеваемости (промежуточной аттестации и зимней и летней сессий), степень активности первокурсников в общественной работе.

В результате проделанной работы были выделены три группы студентов в соответствии с уровнями адаптации.

1-я группа — дезадаптированная. Студенты часто пропускают занятия без уважительной причины, проявляют отрицательное отношение к системе обучения в колледже, что становится причиной их неуспеваемости по многим учебным дисциплинам. Некоторые первокурсники признаются, что поступили в колледж лишь для получения диплома. Подобная мотивация приводит к нежеланию учиться. Цель одна, очень узкая, а вследствие этогоузкий круг общения и решаемых проблем. В массовой практике было выявлено 10% таких студентов.

2-я группа — пассивно адаптированная. Студенты как бы «плывут по течению», они в большинстве своем равнодушны к системе обучения в колледже, в связи с чем имеют слабую успеваемость. Как правило, студенты этой группы имеют разные цели и более широкий круг общения и решаемых проблем, по сравнению с дезадаптированными первокурсниками, но только за пределами колледжа. Таких студентов оказалось 60%.

3-я группа — студенты активной адаптации. Для студентов этой группы остается проблема полной реализации своего потенциала, применения своих знаний, умений, навыков в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой среды. Они проявляют положительное отношение к системе обучения в колледже, успевают по всем предметом. Такие студенты имеют несколько основных целей, широкий круг общения и решаемых-проблем. Расчеты показали, что 30% студентов являются активно адаптированными.

Особенность теоретического анализа темы исследования, доказательство актуальности проблемы на констатирующем этапе эксперимента подтвердили логику построения программы опытно-экспериментальной работы, позволяющей проверить гипотезу диссертационного исследования.

Таким образом, особенность нашего исследования обусловлена рассмотрением в дальнейшем гуманистической воспитательной среды как условия адаптации студентов к обучению в негосударственном колледже. А поскольку связь этих явлений не прямая, а опосредованная, то требуется выявление системы педагогических условий создания гуманистической воспитательной среды, способствующей адаптации.

В ходе исследования нами было выяснено и экспериментально проверено, что гуманистическая воспитательная среда, «обладая широким спектром модальности, формирует в образовательном учреждении разнообразие типов локальных сред различного качества, которые дают суммарные воспитательные эффекты. Причем вектор ценностных ориентаций закладывается не только целевыми установками, содержанием воспитательного процесса, но и способами организации деятельности, общения» (94, С. 21).

Следовательно, воспитательная среда как бы образует систему условий, влияний и тенденций педагогического взаимодействия в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с макросредой.

При решении поставленных задач было определено, что качество воспитательной среды будет зависеть от степени ценностно-ориентационного единства в отношениях членов группдоступности социокультурного содержания, отраженного в отношениях, которая может быть охарактеризована как референтность, степень развития в среде синергии, или приближения духовных отношений к гармоническим.

Следовательно, воспитание в условиях негосударственного колледжа оказывает более избирательное, адекватное влияние на личность в целом, создаются благоприятные предпосылки для профессионального самовоспитания студентов.

При решении поставленной задачи мы пришли к выводу, что необходимо создать свою систему условий, определяющих воспитательную среду в колледже, составляющих ее структуру. Структура воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования понимается нами как логика и взаимосвязь основных ее компонентов. Она представлена нами как единство компонентов:

— субъектного (взаимодействие преподавателей и студентов, студенческое самоуправление);

— духовного (традиции, нормы и правила, содержащиеся и поддерживаемые в среде);

— пространственно-предметного (все материальные, предметные условия воспитательного процесса) — научно-методического (система работы педагогического состава), взаимодействия с внешней средой (с другими учебными заведениями, службой занятости, культурными учреждениями города и так далее), благоприятного психологического климата.

Следовательно, были выявлены педагогические условия создания гуманистической воспитательной среды, обеспечивающие актуализацию и стимуляцию саморазвития личности студента, способствующих, развитию у студентов чувства собственного достоинства и защищенности, снижению стеснительности и страха перед педагогом и учебным заведением, отсутствию отчуждённости к преподавателю и студентам, то есть направленных на создание благоприятной атмосферы, способствующей адаптации.

Внутренняя среда колледжа при этом успешно взаимодействует с внешней, то есть взаимодействие способствует образованию единого психологического пространства, «эмоционального» события, в котором разворачивается процесс адаптации, влияющий на активность по саморазвитию собственных способностей личности, ее духовной культуры.

Эта система позволила организовать в колледже работу нескольких служб помощи студентам, что отразилось в работе Центра психолого-педагогической помощи и дало возможность обобщить опыт работы по проблеме.

На втором этапе, в ходе формирующего эксперимента (адаптивного тренинга, работы Психолого-педагогического центра), была выявлена динамика изменений в уровнях адаптации. Это, в первую очередь, связано с особыми условиями воспитательной среды, межличностным взаимодействием педагогов и студентов, теми формами социального взаимодействия (формальные и неформальные связи, лидеры), которые сложились в академических группах, связями с внешней социальной средой.

В результате проведенной на третьем этапе педагогического эксперимента диагностики мы убедились, что увеличилось число студентов с активным уровнем адаптации, а дезадаптация снизилась вдвое.

Все это позволило создать модель гуманистической воспитательной среды как условия адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа и проверить ее на практике.

Следовательно, нами доказано, что образовательное учреждение — это комплекс пространств, условий, по-разному воздействующих на личность: воспитательное, социокультурное, культурная среда самого региона, культурная среда образовательного учреждения, семейная среда.

В условиях комфортной воспитательной среды осуществляется развитие и саморазвитие обучающихся, а процесс адаптации проходит более успешно.

На завершающем этапе эксперимента мы стремились доказать, что гуманистическая воспитательная среда в негосударственном колледже непосредственно влияет на адаптацию к обучению. В ходе этого этапа была доказана необходимость использования педагогических условий, а также необходимость проведения целенаправленной просветительской и практической работы по проблеме.

Происходившее под влиянием нашей опытной работы развитие взаимоотношений субъектов педагогического процесса, нашло отражение в увеличении роли воспитательной среды в адаптации студентов к обучению профессии и формировании личности студента. Анализ динамики показывает последовательное продвижение студентов на более высокий уровень адаптации и личностного развития. Всё это убеждает в необходимости активной работы по проблеме создания гуманистической воспитательной среды как условия адаптации к обучению профессии студентов негосударственного колледжа.

Проведенное нами исследование в основном подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать следующие основные выводы. а.

1. Анализ теории и практики позволил установить, что гуманистическая воспитательная среда в негосударственном колледже обеспечивает процесс успешной адаптации и включает систему взаимосвязанных компонентов: субъективного, научно-методического, духовного, предметно-пространственного характера, ключевым из которых является взаимодействие, построенное на взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопонимании.

2. Концепция гуманистической воспитательной среды предполагает единство и взаимосвязь структуры, функций, динамики изменения уровней и форм, этапов прохождения адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа, включающей специальные внутренние и внешние условия:

— эффективное межличностное взаимодействие (построение образовательного пространства «урок-практика», благоприятный психологический климат, система работы педагогического коллектива);

— коллективная деятельность и общение (студенческое самоуправление, система традиций);

— развивающая предметно-пространственная среда (гибкое зонирование, материально-техническое оснащение);

— психологическое сопровождение (работа Центра психолого-педагогической помощи, программа по адаптации).

3. Процесс адаптации строится на основе учета влияний и тенденций педагогического взаимодействия в контексте социальной среды, соотносимой с микросредой.

4. Опытно-экспериментальная проверка предлагаемой модели позволила установить эффективность ее использования.

Итак, гуманистическая воспитательная среда будет способствовать адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы адаптации студентов. Оно предлагает один из возможных путей гуманизации воспитания и образования на основе создания воспитательной среды как условия адаптации студентов к обучению профессии.

Результаты теоретического исследования и опытной работы могут послужить основой для разработки программ дальнейших экспериментов. Предметом специального изучения могут стать вопросы: педагогические условия организации эффективных взаимоотношений субъектов педагогического процессаразработка комплекса специальных методик по проблеме. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании педагогики, при изучении разделов курса о воспитательной среде, педагогическом общении и взаимодействиипри работе по адаптации студентов в учебных заведениях, проведении спецкурсов и семинароворганизации методической работы с педагогами, методистами, администрациями учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. / Под ред. К. А Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. — М.: Наука, 1995.-С.27−47.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект общения //Проблема общения в психологии/ Ред. Ломова Б. Ф. М., 1981. С. 218 — 241.
  3. Л.К. Групповое взаимодействие как фактор повышения эффективности образования взрослых: Дис. канд. психол. наук. Л., 1988.146 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. -296 с.
  5. Ю.П. Педагогика любви и свободы, — М., 1994. 607 с.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1989. — 187 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -т.1.- 229 е.- т.2.- 286 с.
  8. .Г. Человек как предмет воспитания. Л.: Лен.универс., 1969.339 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.:Моск.универс., 1988. -429 с.
  10. Ю.Аникеева Н. П. Психологический климат в околлективе, М., 1989.
  11. Л.В. Влияние интерактивной функции общения на саморазвитие ученического сообщества как педагогическая проблема: Дисс. канд.педагог.наук .—Хабаровск, 1995. —156 с.
  12. О.Л. Социальное самочувствие: методологические проблемы исследования. Автореф.дисс.к.филос.наук. М, 1989 — 18 с.
  13. И.Батищев Г. С. Найти и обрести себя. // Вопросы философии, — 1995, -№ 3.-С 103−109.
  14. М.Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения. //Вопросы философии. 1995.- № 3. — С. 109−130.
  15. М.М. Человек в мире слова. М. — 1995. — 140 с.
  16. Н.А. Истина и откровение. СПб., 1996. — 384 с.
  17. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. -398 с.
  18. B.C. Мышление как творчество.- М&bdquo- 1975.— 159 с.
  19. М.Р. Социальная психология. —М.:Межд. пед. акад., 1994.- 106 с. 2020. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человеком человека. — М., 1982. -198 с.
  20. А.А. Личность и общение.— М., 1983.- 270 с.
  21. А.А. Об особенностях формирования межличностных отношений в детской среде // Воспитательная система массовой школы:23.проблемы гуманизации. —М., 1992. С.74—81.
  22. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол.- 1994. -№ 1.-С. 15−25.
  23. А.А. Проблемы гуманизации межличностностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопр. психол. -1989.-№ 6.-С. 74−81.
  24. А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994. — 90 с.
  25. А.А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания./ Ред. А. А. Бодалёва. М&bdquo- 1981. — С.4−16.
  26. А.А. Социальная психология личности // Мир психол. и психол. в мире.-1995. -№ 1.-С. 64−74.
  27. А.А. Психология общения. М- Воронеж, 1996.— 252 с.
  28. В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования31.личности школьника: Дис. докт. пед. наук. Москва, 1991.-401 с.
  29. А.В. Психологическая наука и проблема субъекта // Труды института психологии РАН. М., 1995. — т. 1, кн. 2. — С. 6—20.
  30. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск. 1990.-214 с.
  31. М. Я и Ты. М., 1993.- 175 с.
  32. Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии.: Дис. канд. психол. наук. М., 1996. -223 с.
  33. Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, -48 с.
  34. БУЕВА JT. П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. М., 1971 -48 е.,-С. 38.
  35. Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в Европейской педагогике (1 п. XX в.): Автореф.дис. докт. педагог, наук. — Казань, 1997.-34 с.
  36. Л.С. Педагогическая психология. М., 1 991 449 с.
  37. Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. -М Педагогика, 1991.-480 с.
  38. Г. В. Психолого-педагогические факторы, определяющие характер эффективного взаимодействия.: Автореф. канд. пед. наук.— Минск, 1997.-21 с.
  39. М.Г. Эмпатия и её развитие // Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношения к миру / Ред. Мордвинпева П. П, — М., 1990.- С. 12−35.
  40. М.Р. Личностное развитие в подрастковом и юношескомвозрасте // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации./ Ред. Бодалёва А. А., Ковалёва Г. А. —М., 1987.-С. 127−133.
  41. B.C. Общение в сфере досуга как условие профессионального становления молодого учителя.: Дис. канд. психол. наук. J1., 1990.- 215с.
  42. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. — 174 с
  43. В.В. Межсубъективные отношения в педагогическом процессе.: Диссерт. докт. пед. наук. С-П., 1992. — 406 с.
  44. О. Б. Одиночество и отчуждение в подростковом и юношеском возрасте.: Дис. кан. психол. наук.- СПб., 1996.— 176 с.
  45. И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования // Образование в Удмуртии: Биб-ка психолого-пед. лит, 1998. 44 с.
  46. Ю.Н. Социально—психологическое проектирование в педагогике //Вопр. психол. —1988. —№ I, — С.26—33.
  47. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.: Автореф. докт. психол. наук. Д., 1991.— 43 с.
  48. В.В. Психология понимания в познании и общении. Дис. в виде научн. докл. докт. психол. наук. М., 1995. — 77 с.
  49. Э.В. Философия и культура. М., 1991, — 450 с.
  50. Э.В. Что же такое личность?//Психология личности. Тексты./ Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузерей. -М&bdquo- 1982.-С. 12−19.
  51. В.Е. Психология коммуникативного развития человека как личности.: Автореф-дис. канд.психол. наук. —СПб., 1993.— 21 с.
  52. Как построить своё «Я» / Ред. В. П. Зинченко. М., 1991.- 136 с.
  53. Е.С. Психотерапия и личность психотерапевта //Гуманистические проблемы психологической теории./ Ред. Абульханова-Славская К. А" Брушлинский А. В. М., 1995. — С. 96−106.
  54. Кан-Калик В.А., Коволёв Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования. // Вопр. психол. — 1985. -№ 4.-С. 19−29.
  55. Кан Калик В. А" Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.— М., 1990.- 139 с.
  56. В.А. Директор учитель — ученик // Педагогика и психология. — 1982. —№ 9. —95 с.
  57. E.JI. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческой группе.: Дис. канд. психол. наук. М., 1994. -173 с.
  58. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969, — 235 с.
  59. Я.Л., Березовик Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.— 63 с.
  60. Кон И. С. Дружба. М&bdquo- 1980. — 225 с.
  61. Кон И. С. Психология ранней юности. —М, 1989.— 254 с.
  62. Кон И. С. Социология личности, М., 1967. — 90 с .
  63. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении.: Дис. докт. психол. наук.— Дрогобич, 1977. — 434 с.
  64. Концепция воспитания учащейся молодежи / Сост. А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. // Педагогика, 1992. -№ 3−4.-С 11 — 19.71 .Корчак Я. Воспитание личности: Книга для учителя./ Сост. В. Ф. Кочнов. -М., 1992.-285 с.
  65. Г. С. Развитие и воспитание //Общие основы педагогики. -М.: Педагогика, 1967, С. 168−169.
  66. JI.H. Развитие рефлексии в общении методом трансактного анализа. Дис.канд.психол. наук. М., 1995. — 145 с.
  67. Е.И. Психология свободы. — М., 1994. — 195 с.
  68. З.В. Социометрический и референтометрический выборы в группах разного уровня развития // Личность в общении и деятельности,-Ульяновск, 1985. —С. 43-^6.'
  69. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск, 1997. -313 с.
  70. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М, 1990. — 104 с.
  71. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. — М&bdquo- -1982. —95 с.
  72. А.Ф. Альтруизм //Психология личности. Тексты./Сост. Ю. Б. Гиппенрейтер.- М., 1982.- С. 262−268.
  73. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, 1998−288 с.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.-304 с.
  75. Леонтьев А. А Педагогическое общение. М., 1979. — 47 с.
  76. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Сост. Ю. К. Колюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996. — 175 с.
  77. .ф. Проблемы общения в психологии // Проблема общения в психологии. / Ред. Б. Ф .Ломов. —М., 1981. С.3−23.
  78. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984, 344с.
  79. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психолог, журн. -1981.- № 1.-С. 3−18.
  80. Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры //Труды по знаковым системам./— Тарту, 1973, —С. 227.
  81. С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск ./ Сост. И. Н. Баженова. М., 1988. — С. 57−101.
  82. А.С. Книга для родителей, — М., 1988. 304 с.
  83. Т.Н. Учитель-ученик. -М., 1977.- 63 с.
  84. Т.Н. Социальная активность старшекласников , М.: Педагогика, 1988 — 98 с.
  85. М. Необходимость себя. — М., 1996. 432 с.
  86. Р.К. Потребность в самоактуализации как основа творческого роста будущего учителя начальных классов (на метериале пед. колледжа).: Дис. кандид. психол-наук. —М., 1995.- 151 с.
  87. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты./ Сост.Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1982. -С. 108−117.
  88. А. Психология бытия. — М., 1997. — 283 с.
  89. Т. В. Ходырева Е.А. Моделирование учебных ситуаций в личностно ориентированной образовательной среде (на примере учреждений среднего профессионального образования). -Екатеринбург, 2002. -99 с.
  90. М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопр. психол. —1995. — № 5. — С. 51−63.
  91. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. -М, 1986.— 160 с
  92. А.В. Социализация //Магистр. -1993. -№ 3. -С 23−33.
  93. А.В. Общение как фактор воспитания школьников.: Дис. докт.педагог.наук. — М., 1980.- 414с.
  94. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.— М., 1977. —65с.
  95. А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 137 с.
  96. А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991. — 80 с
  97. В.И. Самореализация личности как социального процесса (методолог социологический аспект).: Автореф. дис. канд. филос. наук-Киев, 1990. — 16 с.
  98. В.Н. Социальная психология и психология отношений //Проблемы общественной психологии./ Ред. В. Н. Колбановский. — ГЛ., 1965. 289 с.
  99. В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960 425 с.
  100. В.Н. Психология отношений. —М.- Воронеж, 1995.— 353с.
  101. В.Н. Основы педагогики. — Хабаровск, 1995. — 151с.
  102. В.Н. Теория и практика в профессии учителя, — Хабаровск, 1988.-88 с.
  103. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., Знание, 1988−78 с.
  104. Л. И. Школа и среда. М.: Знание, 1985 /Новое в жизни, науке.технике. Сер. Педагогика и психология N 8. С 3−4.
  105. Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема.: Дис. докт. педагог.наук. — М., 1977. 355 с.
  106. П. Социальная педагогика. СПб., 1911.215с.
  107. Н.Н. Психология межличностных отношений.— Киев, 1990.223 с.
  108. Н.Н. Психологическая культура отношений. — СПб., 1995. -С. 32.
  109. Н.Н. Психология межличностного взаимодействия.: Дис. докт. психол. наук. JI" 1979.—437 с.
  110. Р. Личность: проблема науки и искусства // Психология личности. Тексты. /Сост, Ю. Б. Гиппенрейтер. —М., 1982. С. 208−216.
  111. А.Б. Психология личности и сущности: парадигмы, проекциии, практика.- М., 1995. 214 с.
  112. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психол. 1995. — № 2. — С. 5 —19.
  113. А.Б. Проблемы перестройки психолого педагогической подготовки учителя // Вопр. психол. —1988. —№ 1.— С. 16−26.
  114. А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм //Вестник МГУ.-Серия 14.- Психология, 1990.- № 2, — С. 55−58.
  115. А.Б. Взаимопонимание в диалоге ребёнка и взрослого как условие воспитания // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации./ Ред. А. А Бодалёв.г Г. А Ковалёв.— М., 1987.- С. 109−115,
  116. А.Б., М.А. Хазанова. Феномены эмпатии и конгруэнтности //Вопр. психол.- 1993.- № 4. -С. 68−73.
  117. Ю.М. Восхождение к индивидуальности, М., 1991. — 206 с.
  118. В.Н. и др. Социально психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.— 207 с.
  119. .Д. Социально—психологический климат коллектива. -Л., 1981.- 192 с.
  120. И.Г. Лебединая песня //Хрестоматия по истории зарубежной педагогике./ Сост. А. И. Пискунов. — М., 1971. — С. 337−356.
  121. А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психолог, журнал. 1981.— № 2. -С. 33—43.
  122. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.-225с.
  123. А.В. Социальная психология. М., 1987. — 223 с.
  124. А.В. Психология развивающейся личности. —М., 1987,240 с.
  125. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов — н/Д" 1996.— 512 с.
  126. В. А. Психология неадаптивной активности /РОУ. -М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
  127. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно— развивающее взаимодействие. — Ростов—н/Д., 1995.— 84 с.
  128. В.А. Метод отражённой субъективности // Личность в общении и деятельности.— Ульяновск, 1985. — С. 15—26.
  129. Н.И. Быть и казаться //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России./ Ред. С. Ф. Егоров. -М., 1986. С. 166−173.
  130. С. Сознание и социальная среда. М.: Прогресс, 1979. -231 с.
  131. Психологический словарь. / Ред. А. В. Петровский, М. Г .Ярошевский. М., 1990. — 494 с.
  132. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно воспитательном процессе.:Дис.докт.педагог. наук—Л., 1991.— 470 с.
  133. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.— М., 1994.-480 с.
  134. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. — Серия 14.-Психология.- 1990.- № 2. -С. 58−65.
  135. К. Эмпатия //Психология эмоций. Тексты. /Ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М., 1993.- С. 248−250.
  136. Рожков М.И. JI.B. Байбородова Организация воспитательного процесса в школе .- М., 2000. С 31 -37.
  137. М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. — Казань, 1987, 87 с.
  138. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994.- № 1. — 87 с.
  139. СЛ. Самосознание личности и её жизненный путь // Психология личности. Тексты./ Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. —М., 1982.- С. 127−132.
  140. СЛ. Человек и мир //Проблемы общей психологии. -М., 1973. -С. 330−420.
  141. СЛ. Основы общей психологии, — М. 1989.- т.2 -322 с.
  142. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, 1994. 152 с.
  143. В.И. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.-278с.
  144. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе.//Вопросы психологии. — 1994. № 5. — С. 5−16.
  145. Советский энциклопедический словарь. М., 1983.
  146. А.В. Введение в теорию социальной коммуникации, — СПб., 1996.-313 с.
  147. Социальная адаптация учащихся. Ярославль, 1996.
  148. Социальная педагогика- теория, методика, опыт исследования. — Свердловск, 1989.-98 с.
  149. Социальная педагогика / Сост Т. Ю. Ахундова и др. М., 1992. — 120 с.
  150. JI.A. Генезис содержания общего образования (гуманистический аспект).—Хабаровск, 1994. —99 с.
  151. А. М. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. М.- Юнити — Дана, 2001. — 423 с.
  152. В.А. Методика воспитания коллектива.—М., 1981.-191с.
  153. Н.М. Системно социальная концепция школьного воспитания. — Казань, 1991. — 250 с.
  154. Тарасов В. В, Педагогическое общение и его роль в становлении молодого учителя. Дис.кандид. психол.наук. — JL, 1990.— 186 с.
  155. К.Д. О нравственном эленменте в воспитании. Собр. соч.: в 11 т. -М.-Л. 1948−1951, т. 2,-455 с.
  156. Л.Б. Педагогическое общение как фактор преодоления психологических барьеров в обучении взрослых.: Дис.канд.психол.наук. — СПб.1993.-202с.
  157. В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  158. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к безсознательному. — СПб-М., 1997.
  159. Э. Искусство любви. Минск, 1990. — 80 с.
  160. Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. —М., 1982. —С, 48—55.
  161. Э. Бегство от свободы. —М., 1995. 256 с.
  162. Г. Разговор на просёлочной дороге. -М., 1991.- 190 с.
  163. Т.Л. Межличностная обратная связь в педагогическом общении. Автореф. дис. канд. психоло.наук. М., 1996.- 20 с,
  164. С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах /Подред. Кузина Н. П., Скаткина М. Н., Шацкой В. Н. -М: Педагогика, 1980, Т. 1.-304с.
  165. С. Т. Мой педагогический путь //Лед. соч. в 4-х томах, Т. 1. -М.:АПН, 1964. -640 е., С. 60−62.
  166. Е.В. История психологии отношений.: Дис. докт.псих.наук-СПб., 1995.-443 с.
  167. В. А. Моделирование и философия. М. -Л., 1966, С. 19.
  168. Д.Б. Психология игры —. М., 1978.- 304 с.
  169. Э. Идентичность : юность и кризис.- М., 1996, — 339 с.
  170. И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.- 187с.
  171. И.М. Психология эмпатии.: Дис. докт. психол. наук. — СПб., 1995.- 224 с.
  172. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитатния: Книга для учителя. — М.- Просвещение. 1986. — 160 с.
Заполнить форму текущей работой