Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интеграционный процесс в странах экономического и валютного союза Западной Африки (ЮЭМОА)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В- 90-е годы усилились интеграционные процессы на Африканском континенте. Это нашло свое выражение в формировании и укреплении устойчивых политических и экономических блоков и соглашений. Организация Африканского единства (ОАЕ) была включена в Африканский союз (АС) с целью укрепления и координации сотрудничества между странами Африки! во различных сферах деятельности — политической, социальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Характеристика процессов экономической интеграции в африканских странах в условиях глобализации экономики
    • 1. 1. Сущность и содержание интеграционных процессов в условиях глобализации экономики
    • 1. 2. Факторы и причины формирования интеграционных процессов в Африканском регионе
    • 1. 3. Специфика интеграционных процессов в Западной Африке
  • Глава 2. Современное состояние интеграционного процесса в Экономическом и валютном союзе Западной Африки (ЮЭМОА
    • 2. 1. Институциональные основы экономической интеграции в странах ЮЭМОА
    • 2. 2. Особенности экономической интеграции в странах Экономического и валютного Союза Западной Африки (ЮЭМОА)
    • 2. 3. Анализ показателей внешнеэкономической деятельности стран
  • ЮЭМОА в контексте развития интеграционных процессов
  • Глава 3. Проблемы и перспективы развития интеграционного процесса в странах ЮЭМОА
    • 3. 1. Тенденции развития интеграционного процесса в странах ЮЭМОА
    • 3. 2. Проблемы валютной интеграции стран-членов ЮЭМОА
  • З.З.Основные направления совершенствования интеграционного процесса в странах ЮЭМОА

Интеграционный процесс в странах экономического и валютного союза Западной Африки (ЮЭМОА) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования заключается в том, что в начале XXI века развивающиеся страны Западной Африки, опираясь на опыт других регионов мира, проявляют активный интерес к проблемам экономической интеграции. Процесс экономической интеграции является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства в условиях глобализации. Он играет важную роль в развитии экономики стран Западной Африки.

Стимулирует ' интеграционные процессы в современной мировой экономике то обстоятельство, что все большую роль играет в настоящее время региональное сотрудничество развивающихся стран. С начала 60-х гг. XX в. появилось около двадцати различных региональных группировок развивающихся стран. Большая часть этих группировок поставила целью создание общих рынков, что предусматривает отмену таможенных пошлин, количественных и иных ограничений по взаимной торговле, а также устранение барьеров для движения капитала и отмену налоговых ограничений.

Главной проблемой для развивающихся стран всегда были поиски путей и способов модернизации традиционной структуры национальной экономики и внешнеэкономических связей, ориентированных на поставки на мировой рынок сырья и некоторых видов продовольствия. В этих условиях развивающиеся страны не могли быть друг для друга рынками сбыта. Снятие барьеров также не могло дать значительного эффекта для развития взаимной торговли.

Региональная интеграция развивающихся стран приносила реальные плоды, если она основывалась на соглашениях, предусматривающих целенаправленное развитие специализации и кооперации между странами, совместное строительство крупных промышленных транспортных объектов и т. д.

В современных условиях, когда уровень развития промышленности в развивающихся странах возрос, а потребность в более емких рынках усилилась, отмечается тенденция к углублению интеграционных процессов в рамках ряда группировок, особенно объединяющих более развитые из развивающихся стран (МЕРКОСУР, АСЕАН и др.).

В- 90-е годы усилились интеграционные процессы на Африканском континенте. Это нашло свое выражение в формировании и укреплении устойчивых политических и экономических блоков и соглашений. Организация Африканского единства (ОАЕ) была включена в Африканский союз (АС) с целью укрепления и координации сотрудничества между странами Африки! во различных сферах деятельности — политической, социальной, культурной и экономической. Региональные интеграционные процессы начинают все более подчиняться" экономической логике. С учетом приоритетных потребностей все большее внимание ныне уделяется реализации договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АФЭС) на базе существующих региональных организаций. Соглашение о создании которого вступило в силу еще в мае 1994 г.

Поскольку главными опорными элементами всей конструкции АФЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, Экономическое сообщество стран ЗападнойАфрики (ЭКОВАС), Южноафриканское сообщество • развития (САДК), Таможенный и экономический союз ЦентральнойАфрики (ЮДЕАК), Экономический и валютный союз Западной Африки (ЮЭМОА), в первые 20 лет предполагалось уделить первоочередное внимание именно выше указанным группировкам, их всемерному укреплению и усилению координации их деятельности.

При всех имеющихся различиях отдельных стран Экономического' и валютного союза Западной Африки (ЮЭМОА) их общая характернаячерта заключается в том, что они входят в так называемую зону франка и, будучи тесно привязанными к Франции, одновременно находятся в тесной экономической зависимости от других стран ЕС. Это накладывает глубокий отпечаток на все стороны социально-экономической модели развития данных стран.

В начале текущего столетия1 положение стран зоны франка осложнилось в силу того, что французский франк, определявший сам факт существования данной зоны, был заменен на евро. Поэтому странам зоны франка приходится учитывать это обстоятельство при разработке и осуществлении своей внутренней и внешней экономической политики в целях углубления интеграционных процессов. Развитие данных процессов является составной частью современного мирового хозяйства.

Экономическая интеграция — одна из первостепенных задач развития экономики стран Западной Африки. Ее осуществление позволит странам данного региона решить такие проблемы как создание общего рынка, отмена таможенных тарифов, привлечение иностранных инвестиций и др.

Последствия социально-экономических и финансовых кризисов двадцатого столетия и неэффективной экономической политики стран Западной Африки, негативно сказавшиеся на экономическом положении и на внешнеторговой и финансовой деятельности, побуждали государства региона смещать акценты в стратегии развития в пользу региональных интеграционно-рыночных объединений, чтобы успешно противостоять внешним негативным влияниям.

В настоящее время важным фактором экономического развития западноафриканских стран является не только внешняя торговля, но и приток иностранного капитала. Расширение рынка за счет интеграции делает ее участников более привлекательными для иностранных инвесторов.

Для стран ЮЭМОА нет более актуальной задачи, чем достижение экономической самостоятельности. Но решать такую задачу возможно разными методами, которые будут иметь и различные социально-экономические последствия.

Некоторые страны считают необходимым участвовать в интеграционных группировках даже в том случае, если они вынуждены идти на уступки в области открытия своих рынков, поскольку, участвуя в интеграции, они получают преимущества в конкуренции с другими развивающимися странами за прямые иностранные инвестиции.

Таким образом, актуальность исследования состоит прежде всего в том, что характер и динамика исследуемых в диссертации процессов во многом определяет экономическое развитие в странах Западной Африки.

Степень разработанности темы. В российской и зарубежной экономической литературе существует значительное число публикаций, посвященных различным аспектам региональной интеграции.

Особое значение в разработке основной теоретической базы региональной интеграции стран экономического и валютного союза имеют работы российских ученых в области региональной интеграции как: О. Т. Богомолов, Е. А. Брагина, Л. И. Глухарев, И. С. Королев, М. М. Максимова, Ю. М. Осипов, B.C. Панков, Ю. В Потемкин, Б. Б. Рунов, В. Е. Рыбалкин, Б. М. Смитиенко, И. П. Фаминский, Г. Фишер, В. И. Харламов, Ю. А. Шербанин, Ю. В. Шишков, а также иностранных авторов, в том числе африканских: Ж. И. Аду (Adou J.Y.), Самир Амин (Samir Amin), Лапорт Бертранд (Laporte Bertrand), Бекело-Эбэ Бруно (Bekolo-Ebe Bruno), Патрик Гиомон (Patrick Gillaumont), Реми Годо (Remi Godeau), Э. Данни (Dannie Е.), Мамаду Диуф (Mamadou Diouf), Ж. Еммануел (Emmanuel J), Д. Иео (Yeo D.), Мустафа Кассе (Mustapha Kasse), П. Маккой Джеймс (McCoy James Р.), М. Максуел (Maxwell М.), Мкуезаламба (Mkwezalamba), Мука (Muuka), Герри Нкомбо (Gerry Nkombo), Бекул Риа, Жан-Марк Сироен (Jean-Marc Siroen), Абдул А. Уане (Abdul A. Wane), Филиппе Хигон (Philippe Hugon).

Вместе с тем, проблематика интернационализации региональной экономики освещена в недостаточной степени, в частности в том, что касается механизма установления и развития интеграционных связей в странах Экономического и валютного союза Западной Африки, совершенствования и функционирования его соответствующих институтов.

Несмотря на растущий интерес к этой проблеме и на имеющиеся публикации, научные статьи и монографии, исследования и материалы Центрального Банка стран Западной Африки (ВСЕАО), западноафриканского банка развития (BOAD), международного валютного фонда (МВФ) и ряда других международных финансовых институтов и научно-исследовательских центров, а также работы западноафриканских и зарубежных авторов, имеется необходимость более глубокой научной разработки эффективных механизмов развития интеграционных связей в странах ЮЭМОА в условиях глобализации.

Все это и предопределило выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Основная цель данной работы заключается в исследовании эволюции интеграционного процесса в странах Экономического и валютного союза Западной Африки в условиях глобализации и его влияния на развитие экономики отдельных стран и региона в целом. В связи с указанной целью в работе решаются следующие конкретные задачи:

— на базе обобщения теоретических основ экономической интеграции провести анализ основных аспектов региональной интеграции африканских стран;

— проанализировать факторы и причины формирования интеграционных процессов на Африканском континенте;

— раскрыть специфику интеграционных процессов в странах Западной, Африки в частности в странах Экономического и валютного союза Западной Африки (ЮЭМОА);

— дать оценку эффекта интеграции в социально-экономическом развитии стран ЮЭМОА;

— проанализировать динамику показателей внешнеэкономической деятельности ЮЭМОА в условиях интеграционного процесса, выявить степень эффективности таможенного союза во взаимном товарообороте стран ЮЭМОА;

— спрогнозировать степень интенсивности развития интеграционного процесса в странах ЮЭМОА, проанализировать направления совершенствования и развития интеграционных связей в данном регионе.

Западной Африки в целях достижения ускорения темпов экономического развития.

Теоретическая и методологическая основа исследования. При написании диссертации автор опирался на труды российских и зарубежных ученых-экономистов по вопросам экономической интеграции развивающихся странмировой экономики и международных экономических отношений. Источниками фактического материала для диссертации послужили документы и другие официальные публикации Комитета зоны франка, Центрального банка стран западной Африки (ВСЕАО), а также материалы конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Африканского банка развития (АФБР) Западноафриканского банка развития (ЗАФБР). Привлекалась и национальная статистика исследуемых стран.

Методология диссертационного исследования основана на фундаментальных положениях экономической теории, единстве логического и исторического методов познания, включает анализ и теоретическое обобщение сущности, места и роли интеграционных процессов в социально-экономическом развитии стран Западной Африки. При проведении анализа использовались сравнительный анализ, метод статистической обработки больших массивов статистической информации для выявления общих тенденций в интеграционных процессах и специфических особенностей интеграции в отдельных странах исследуемого региона. В необходимых случаях применялся экспертный анализ.

Логика диссертации построена таким образом, чтобы на базе исследования международной практики и опыта экономической интеграции в различных регионах мира в целом и на Африканском в частности континенте выявить особенности интеграционных процессов в странах ЮЭМОА и предложить прогноз вероятных направлений развития интеграционных процессов в указанном субрегионе Африканского континента на среднесрочную и более отдаленную перспективу.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с п. п. 23 паспорта специальности 08.00.14 — Мировая экономика.

Научная новизна исследования заключается в решении научной задачи формирования представлений об интеграционном процессе в странах Экономического и валютного союза Западной Африки.

В диссертационной работе: уточнены основные понятия международной экономической интеграции в современной мировой экономике применительно к региональной интеграции в условиях глобализации, введены понятия «формальная интеграция», «реальная интеграция». на основе анализа интеграционных процессов в странах ЮЭМОА выявлено противоречивое воздействие интеграционных процессов на экономику отдельных стран, и на экономику региона в целом, что проявляется в неравномерности экономического развития отдельных стран, в частности в оттоке ресурсов из менее развитых стран региона в более развитые, росте внешней задолженности отдельных странвыявлены основные проблемы, в частности большие различия в уровнях экономического развития стран ЮЭМОА при низким уровне развития в начальной фазе интеграционного процесса, и определена специфика интеграционных процессов в Западной Африкеохарактеризованы институциональные основы экономической интеграции стран ЮЭМОА и обобщена практика функционирования главных структур управления интеграционными процессами в частности Комиссия ЮЭМОА и Центральный банк стран Западной Африкивыявлены особенности форм экономической интеграции в странах ЮЭМОА, определены общие направления и курс формирования внутренних и внешних межгосударственных торгово-экономических, финансовых и политических отношений для достижения экономической стабилизациина основе анализа результатов деятельности интеграционной группировки ЮЭМОА предложены варианты координации усилий стран-участниц ЮЭМОА в экономической сфере для создания условий, необходимых для последовательного развития интеграционных процессов в условиях глобализации заключающихся в принятии мер направленных на достижение полной либерализации движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между государствами-челами ЮЭМОА;

— обоснована необходимость совершенствования механизма регулирования и поддержки внешнеэкономических связей государств ЮЭМОА со странами мира, прежде всего с Францией и с США и предложены варианты географической диверсификации внешнеторговых отношений с другими странами как Япония, Россия, Китай и Индиявыявлены проблемы и перспективы развития интеграционного процесса в странах ЮЭМОА и сформулированы практические меры и рекомендации, которые призваны способствовать совершенствованию интеграционных связей в этом регионе.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в работе являются интеграционные процессы в странах Экономического и валютного союза Западной Африки. Предметом исследования является комплекс научных проблем, изучению перспектив формирования собственного механизма и развития интеграционных связей в странах Экономического и валютного союза Западной Африки.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в российских внешнеэкономических структурах и организациях, осуществляющих сотрудничество со странами Экономического и валютного союза Западной Африки, а также представителями государства и бизнеса в странах исследуемого региона.

Данная работа может быть использована в преподавании дисциплин «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения» в рамках специальности «Мировая экономика» а также в программах дополнительного и профессионального образования.

Выводы и рекомендации содержащиеся в диссертации могут быть использованы интеграционной группировкой ЮЭМОА с целю: углубления субрегиональной кооперации и стимулирования социально-экономического развития стран ЮЭМОАразработки перспективных направлений экономического сотрудничества между странами Экономического и валютного союза Западной Африки в частности и между странами региона Западной Африки в целомулучшения инвестиционного климата в странах Экономического и валютного союза Западной Африки.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития мировой экономики» (г. Махачкала, 2007 г. Дагестанский Государственный Технический Университет) и на VII Международной научно-практической конференции «Страны с переходной экономикой в условиях глобализации» (Российский университет дружбы народов, 26−28 марта 2008 г., Москва).

Результаты исследования, проведенного автором, используются практическими организациями Республики Мали (Посольством Республики Мали в Российской Федерации). Они используются в учебном процессе на экономическом факультете Университета Бамако (Республика Мали), в Российской Федерации (в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) в процессе преподавания курса «Международные экономические отношения» и спецкурсов по экономике развивающихся стран.

Публикации. Основные результаты опубликованы в 3 работах общим объемом 1,42 п.л., в том числе 1 работа опубликована в журнале, по списку ВАКа, весь объем авторский.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.

Заключение

.

Несмотря на бесспорный экономический прогресс, достигнутый развивающимися странами во второй половине XX в., центральной проблемой, стоящей перед ними в начале текущего столетия, является проблема преодоления масштабов бедности.

Отнюдь не случайно первой целью среди «Целей развития на пороге тысячелетия» является необходимость снижение вдвое к 2015 г. численности населения в развивающихся странах, которое живет менее чем на один доллар США в день. Остается менее 10 лет до 2015 г. И все более становится ясным, что, по крайней мере применительно к региону Тропической Африки, поставленная цель вряд ли будет достигнута.

Как показывает мировая практика, преодоление бедности в развивающихся странах и в более широком плане их отставание от экономически развитых стран требует разработки и проведения взвешенной долговременной экономической политики, концентрации внутренних резервов и использование внешних ресурсов на перспективных направлениях социально-экономического развития.

Именно в связи с этим представляет интерес и имеет практическое значение рассмотренные в диссертации попытки осуществления экономической интеграции ряде западноафриканских стран.

Экономика стран региона Западной Африки, как и других африканских государств, находится в сильной зависимости от конъюнктуры мирового рынка, поскольку большинство из них являются экспортерами сырьевых товаров.

В условиях глобализации существует реальная угроза маргинализации западноафриканских стран. Поэтому имеется настоятельная необходимость объединения их усилий для ускорения межстранового взаимодействия, в том числе и посредством постепенного развертывания процессов экономической интеграции. Такая стратегия может стать мощным инструментом регулирования внутренних и внешних экономических отношений стран интеграционного объединения ЮЭМОА и принести несомненные выгоды каждой из стран этой интеграционной группировки.

Однако в условиях глобализации не исключено, что дальнейшее развитие интеграционных процессов может параллельно пойти и по иному пути — в виде сетевых структур, охватывающих различные страны независимо от того, являются ли они соседями или расположены на разных континентах и отдалены друг от друга многими тысячами километров.

Опыт, накопленный африканскими странами в сфере экономической интеграции, пока недостаточен для того, чтобы с уверенностью утверждать о применимости или, напротив, невозможности применения в условиях западноафриканских опыта экономической интеграции в развитых странах Западной Европы, хотя определенное влияние на развертывание интеграционных процессов в Западной Африке пример Европейского Союза, несомненно, оказал и продолжает оказывать.

Трансформация ранее существовавшего валютного союза стран Западной Африки в экономический и валютный союз Западной Африки призвана сыграть большую роль в развитии интеграционного процесса в данном субрегионе Африканского континента. Объединение национальных экономик в едином экономическом и валютном пространстве ЮЭМОА способствует созданию более благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Выполнение странами-участницами ЮЭМОА критериев конвергенции должно обеспечить их социально-экономическую и финансовую стабилизацию. Ключевая роль в реализации решений по вопросам социально-экономического сотрудничества и формирования единого экономического и валютного пространства государств — участников союза отведена Комиссии ЮЭМОА, однако эффективность ее деятельности нуждается в улучшении.

Анализ достигнутого состояния интеграционных процессов в западноафриканских странах показывает, что основным содержанием нынешнего и предстоящего этапа развития ЮЭМОА является постепенное наполнение заключенных межправительственных договоров и соглашений, в которых ставится цель осуществления интеграционных мероприятий, реальным экономическим содержанием не только в сфере обмена, но и производства. Это будет означать достижение нового качественного состояния национальных экономик.

Следует отметить, что формирование экономического и валютного союза стран Западной Африки и наполнение его реальным экономическим содержанием идет достаточно медленными темпами и в большой степени зависит от успехов стран — членов ЮЭМОА в области соблюдения основных критериев конвергенции.

Вместе с тем проведенный в диссертационном исследовании анализ показал, что ЮЭМОА постепенно превращается из аморфной структуры в многоуровневый межправительственный консультативный механизм регионального сотрудничества, имеющий гибкую институциональную форму и объединенный едиными целями. В целом нынешнее состояние ЮЭМОА устраивает западноафриканские страны. Его будущая возможная эволюция рассматривается ими в свете более тесной координации действий с другими странами Западной Африки. Однако дальнейшие шаги в этом направлении потребуют большой политической воли и серьезных усилий со стороны лидеров стран, которым придется решать ключевой вопрос: до какого предела можно ограничить национальный экономический суверенитет в обмен на выгоды от многостороннего экономического сотрудничества.

В то же время эволюция интеграционных процессов в государствах-членах ЮЭМОА позволяет говорить о постепенном укреплении таможенного союза. Иными словами, в ЮЭМОА ныне реализуется второй этап региональной экономической интеграции. Однако уже предпринимаются некоторые меры по устранению препятствий для свободного перемещения между странами-участницами всех факторов производства (товаров, услуг, капитала, рабочей силы), что свидетельствует о введении элементов общего рынка.

Опыт, накопленный странами ЮЭМОА снова подтверждает тот факт, что только экономическая заинтересованность в кооперации между субъектами рынка, в частности предприятиями и компаниями, может стать основой для создания необходимых условий, в том числе образования наднациональных органов, для повышения эффективности экономически выгодного взаимодействия на микро-, мезои макро-уровнях.

Поэтому главным направлением интеграционного процесса в странах-участницах ЮЭМОА в ближайшей и среднесрочной перспективе, должны, по-видимому, стать усилия по разработке и осуществлению конкретной экономической политики на уровне отдельных компаний, секторов и сфер экономики.

Анализ мирового опыта экономической интеграции также показывает, что страны ЮЭМОА нуждаются в своей собственной модели реализации интеграционных процессов. Механическое копирование и подражание опыту Европейского союза вряд ли отвечает реалиям пространства ЮЭМОА, хотя бесспорно опыт ЕС наглядно показывает способы и методы решения проблем интеграционного строительства.

Важнейшей приоритетной задачей, которую поставили перед собой государства ЮЭМОА, является необходимость разностороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов союза в рамках общего экономического пространства.

К проблемам развития интеграционной группировки ЮЭМОА следует отнести разный уровень экономического развития стран — членов, однородность и слабую диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность в ряде стран. Все это отнюдь не способствовало решению важнейших задач, определенных в договоре: свобода движения капиталов (путем постепенной ликвидации таможенных барьеров внутри ЮЭМОА к 2000 г.), налаживание промышленной кооперации, создание совместных предприятий и др.

Неотъемлемой частью интеграционных процессов является постепенное формирование финансового рынка, что оказывает положительное воздействие на оздоровление и диверсификацию финансовых систем с целью обеспечения стабильного финансирования производственной сферы деятельности. Единый региональный финансовый рынок оказывает влияние, прежде всего на формирование и концентрацию местного предпринимательского капитала для финансирования инвестиционных проектов, производственных предприятий и инвестиций в реальный сектор экономики.

Важнейшей задачей союза в долгосрочном плане является решение социально-экономических проблем путем эффективного управления национальным хозяйственным механизмом для включения субрегиона в систему мировой экономики. Для достижения поставленной цели осуществляется региональная экономическая программа (2005 — 2010 гг.) финансирования основных проектов развития союза. Выполнение этой программы позволит улучшить экономическую ситуацию в данном регионе. Ожидается увеличение инвестиций в сфере строительства инфраструктурных объектов, в том числе дорог. В рамках этой программы развития с целью привлечения иностранных инвестиций в регионе ЮЭМОА будет уделяться особое внимание устранению всех барьеров, затрудняющих движение товаров и услуг.

Эффективность таможенного союза стран ЮЭМОА обеспечивается введением в действие единого внешнего тарифа. Установление в ЮЭМОА единого внешнего тарифа (ТЕС) способствовало нормализации экономической ситуации. В целом наметилась положительная тенденция в сфере торговли между странами союза. Однако имеется ряд проблем, связанных с наличием на территории единого таможенного пространства нескольких нетарифных барьеров, мешающих свободному движению товаров, услуг и рабочей силы.

Осуществление скоординированной политики в различных отраслях национальных экономик стран ЮЭМОА также призвано способствовать созданию общего рынка. Для достижения этой цели потребуются структурные преобразования основных отраслей экономик стран союза.

Реализуемые в настоящее время общие" союзные программы развития экономики стран ЮЭМОА направлены прежде всего на улучшение делового климата, усиление роли финансового сектора и укрепление экономических связей между самим государствами — членов ЮЭМОА. При этом большое внимание уделяется региональной экономической программе и поддержке фонда по развитию интеграционного процесса.

Следует подчеркнуть, что реализация основных целей направления развития интеграционного процесса в странах ЮЭМОА в решающей степени связана с достижением политической стабильности на всем пространстве ЮЭМОА. Необходимо укрепить институциональную инфраструктуру, в том числе финансовых рынков. Вполне справедливы выводы, сделанные Всемирным банком, что качество институтов в значительной мере влияет на экономические результаты, достигаемые странами1.

Принимая во внимание тот факт, что в процессе развертывания интеграционных процессов страны ЮЭМОА добились определенных успехов можно предположить, что данная модель экономической интеграции может служить примером для других государств Африканского континента.

1 www, world bank.org/wbi/governance/.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии на русском языке
  2. Африканская интеграция: социально-политическое измерение. М., 2003.
  3. Бекулъ Риа. Особенности валютно-кредитных отношений стран Африки. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2004.
  4. О. Т. Моя летопись переходного времени. М., 2000.
  5. К.Д. Европейская интеграция. Москва Брюссель: АЕИ, 19 963
  6. Валютно-финансовые отношения развивающихся стран. / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Финансы. 1971.
  7. Т.П., Ермасова Н. Б., Варламова М. А. Деньги, кредит, банки: Учеб. Пособие. -М.: Издательство РИОР, 2005
  8. Г. О., Черкасова. И. В. Рыночные реформы в Африке. М., Издательский дом XXI век-согласие. 2000.
  9. Е.В., Павлов В. В. Валюты и валютные системы стран Африки. Справочник. Часть 1−2.
  10. Европейский союз на пороге XXI века / Под ред. Ю. А. Борко и Е. А. Буториной. М., 2001.
  11. М.М. Основные проблемы империалистической интеграции. М., 1971.11 .Международные экономические отношения Учебник / Под ред. И. П. Фаминского. 2-е изд., М.: Экономисть, 2004.
  12. Международные экономические отношения. Под ред. В. Е. Рыбалкина 5-е изд. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  13. Международные экономические отношения. Учебник / Под ред Б. М. Смитиенко. М., 2007.
  14. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. / Под ред. И. С. Королева. М.: «Экономист», 2003 г.15 .Рунов Б. Б. Интеграция Африки в глобальную экономикутенденции, проблемы, перспективы). М.: XXI век-Согласие. 1999.
  15. В.И. Международная экономическая интеграция. М., АНКИН, 2002.
  16. С.И. Долги и Развитие: Африканская дилемма. М.: НАУКА. 1990.
  17. Ю.В. Интеграционная зрелость непременное условие сращивания национальных экономик / Россия и СНГ в новейших европейских интеграционных процессах. М., 2003.
  18. Ю.Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001.
  19. Ю.В. Формирование интеграционного комплекса в Западной Европе: тенденции и. М., 1979.
  20. И.Щербанин Ю. А. Мировая экономика: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА. 2007.
  21. Энциклопедия рынка / Под ред. В. Е. Рыбалкина. Т.З. М.: Росби, 1996.1. Статьи на русском языке
  22. Бизнес в Африке. Если заглянуть за Европейские декорации // МЭ и М0.2008. № 1.
  23. Е. Африка в поиске новых партнеров. // МЭ и МО. 2007.№ 8.
  24. Л.И. Западная Европейская интеграция и международныемонополии. // МО. М., 1978.
  25. С.В. Феномен глобализации: надежны и сомнения. // Финансовый бизнес. 2005.
  26. B.C. Общее Европейское экономическое пространство: возможности и перспективы // МЭ и МО-2003. № 3.
  27. Ъ2.Потапов М. Куда идет экономическая интеграция в Восточной Азии? //МЭ и МО. 2006. № 9.
  28. Проблемы и пути государственного регулирования процессов слияния и конвергенции на финансовых, рынках. //СП. № 1.2002.
  29. Ъ А. Сафонов И. А. Перспективы общеевропейского интеграционного процесса // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 6.
  30. М. Европейский союз в мировой политике // Международные процессы. 2004. № 3.
  31. Ъв.Шишков Ю. Интеграция и дезинтеграция: корректировка концепции.// МЭ и МО. 1993. № ю.
  32. Ю. Капиталистическая интеграция: анатомия противоречий. // МЭ и МО. 1979. № 5.32,.Шишков Ю. В. Отечественная теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд на будущее. // МЭ и М0.2006. № 4.
  33. Энергетическая составляющая экономическая интеграция стран МЕРКОСУР. // МЭ и МО. 2008. № 2.
  34. Документы на европейских языках
  35. Banque Africaine de developpement BAD. Statistiques choisies sur les pays de l’Afrique. Vol. 18. Abidjan, 1998.
  36. Banque Africaine de developpement: Rapport de developpement en Afrique, Integration Regionale en Afrique. 2000.
  37. Banque mondiale. Fingings. Serie de documents de travail pour la region Afrique. № 10, decembre 2000.
  38. Banque mondiale et FMI. Global Monitoring Report. MDGs: from Consensus to momentum. Wash., 2005.
  39. BCEAO: Etudes et recherches, dossier UEMOA. № 443, decembre 1994.45.ВСЕАО. Rapport annuel.46.CDE. Rapport annuel 2005.
  40. Commission pour L’Afrique. Our Common Interest: Report of the Commission of Africa. L., 2005.
  41. Direction of Trade Statistics. Yearbook. Wash.: IMF, 2006. 49.0CDE/CAD, Declaration de Paris sur l’efficacite de l’aide au developpement1. Fevrier-2005.50.0ECD. Measuring the Non-Observe economy. Paris, 2002. 51.0MC. Rapport annuel 2005.
  42. Rapport d’activite zone. 2004.
  43. Rapport de la Banque Mondiale Wash.
  44. Rapport annuel du comite de la zone franc en 1999 et 2000
  45. Rapport annuel Banque de France.
  46. Rapports nationaux OMD et WDI (World Bank). 2005.
  47. Togo: Request for Three-Year Arrangement Under the Poverty Reduction and Growth Facility—Staff Report- Staff Statement- Press Release on the Executive Board Discussion- and Statement by the Executive Director for Togo. Wash.: IMF, 2008.
  48. UNDP/ South Africa. Human Development Report 2003. Oxford, 2003
  49. World Bank Global Economic Prospects.
  50. World Development Report 2006. World Bank. Wash., 2005.
  51. World Trade Report. WTO. Geneva, 2003.
  52. Монографии и статьи на европейских языках
  53. Amin, Samir. Maldevelopment: Anatomy of a global failure.
  54. Balassa B. The Theory Economic Integration. L., 1962.вв.ВатЬа, N.L. Un Reexamen du Concept d’Integrationeconomique etsociale a Partir de la Loi de la Repartition personnelle des Revenus.
  55. Bekolo — EBE Bruno. Bilan de la devaluation du Franc CFA. Symposium internationale sur l’avenir du franc avec l’avenement de l’EURO. CODESRIA. Dakar, 4−6 novembre 1996.
  56. Bourguinat H. L’emergence contemporaine des zones et blocs regionaux. Editions Economica, 1993.
  57. Ciubatariu V. Aspects generaux et remarques conceptuelles pour une evaluation comparative. Colloque sur l’amenagement des basins, IDP, juin 1986.
  58. De Grauwe P. The Economics of Convergence Toward Monetary Union in Europe. EUI Working Paper RSC № 96/14. Flrence: European University Institute, 1996.
  59. X.Fleming J. M. On Exchange Rate Unification// The Economic Journal. -1971. Vol. 81. № 323.ll.Francis Lefevre. Douane, Rglementations communautaire et nationale, Dossiers pratiques. 1998.
  60. Freedom in the world Country Ratings 1972−2004. Freedom house. 2005.
  61. A.Georges Israel. Banque Centrale des Etats de l’Afrique de l’Ouest (BCEAO): Histoire de l’Union Monetaire Ouest Africaine. Edition. Paris. 2000.
  62. Guillaumont P. et al. Politique economique et perspectives de la croissance dans les economies emergentes d’Afrique, CERDI. Janvier, 1999.
  63. Hugon P. La zone Franc a 1'heure de l’euro. Editions Karthala, 1999.
  64. Kanvaly Diomande. Avantages comparatives reveles et specialisation industrielle dans l’UEMOA, R. Politique industrielle. 2000.1.Kasse Mustapha. Le developpement par l’integration, Dakar, NEAS, Avril 1991.
  65. Kasse Mustapha. Integration et Partenariat en Afrique de l’UEMOA au NEPAd PLAN OMEGA. Editions Silex / Nouvelles du Sud. 2003.
  66. Khumalo, Nkululeko. Africa: Economic Integration Requires
  67. New Strategies. www.allAfrica.com.81 .Laporte Bertrand. L’integration monetaire avant l’integration commerciale: le cas de l’Afrique de l’ouest. Revue d’economie du developpement, № 3, septembre 1996.
  68. Mkwezalamba, Maxwell M., Chinyama, Emmanuel J. Implementation of Africa’s Integration and Development Agenda: Challenges and Prospects //African Integration Review. Vol. 1, No. 1 January 2007.
  69. ЪЗ.Миика, Gerry Nkombo, Harrison, Dannie E., McCoy James P. Impediments to Economic Integration in Africa: The Case of COMESA. http://www.ewp.rpi.edu/jbdn/jbdnv203.htm.
  70. Perspectives Economiques et Financieres des pays de la Zone Franc, Edition. AFD. 2000.
  71. S5.Pillot, D. Politique agricole de l’UEMOA: les propositions, Agridoc, decembre. 2001.
  72. Politique Sectorielles, la politique industrielle. Ed. UEMOA-juin. 20 002.
  73. Remi Godeau. Le Franc CFA, pourquoi la devaluation de 1994 a tout change. Ed. Sepia, Paris 1995.
  74. SalinP. Macroeconomie, PUF, Paris, 1999.
  75. Siroen, Jean-Marc. La regionalization de l’economie mondiale. Ed: la Decouverte. 2000.
  76. Solagral. La politique agricole de l’UEMOA: aspects institutionels et politiques-avril. 2003.
  77. Solignac Lecomt. H.B. Les Relations commerciales ACP-UE apres Lome: Quel partenariat economique pour le developpement durable?. 2000.
  78. Strategie Framework for Assistance to Africa: IDA and the emerging Partnership, Model (Washington). 2004.
  79. Tenou Kossi. Les determinants de la croissance a long terme dans les pays de l’UEMOA, № 98/07.
  80. Yeo D., Adou J. Y. Harmonisation statistique et integration africaine // Revue afiricaine de l’Int6gration. Vol. 2, No. 1, 2008. Janvier.
  81. Периодика на европейских языках95. Construire l’Afrique.96.Courrier. P.
  82. Finance et developpement. Wash.
  83. Jeune Afrique (economie). P.
Заполнить форму текущей работой