Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимосвязь антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование основных составляющих антиципации (пространственного прогнозированияхроноритмологического прогнозированияличност-но-ситуативного прогнозированияречемыслительного прогнозирования) может осуществляться с помощью применения техник развития прогностических способностей различного уровня: моделирования процессов вероятностного прогнозирования в условиях проведения психологических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов
    • 1. 1. Социально-психологическая компетентность личности как основа успешного общения и взаимодействия
    • 1. 2. Современные представления о развитии антиципационных способностей в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Психологические особенности развития социально-психологической компетентности и антиципационных способностей в студенческом возрасте
    • 1. 4. Прогностический характер социально-психологической компетентности (обоснование гипотезы)
  • Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов
    • 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 2. 2. Результаты исследования социально-психологической компетентности и антиципационных способностей студентов
      • 2. 2. 1. Особенности социально-психологической компетентности студентов
      • 2. 2. 2. Особенности развития антиципационных способностей студентов
    • 2. 3. Связь антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов
    • 2. 4. Особенности социально-психологической компетентности студентов с различным уровнем развития прогностических способностей
  • Глава 3. Психологические возможности совершенствования антиципационных способностей как условия развития социальнопсихологической компетентности студентов
    • 3. 1. Совершенствование антиципационных способностей студентов в естественных условиях учебной деятельности и общения
    • 3. 2. Совершенствование антиципационных способностей студентов в специальных условиях реализации развивающих программ

Взаимосвязь антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Эффективность любойчеловеческой деятельности, в том числе учебной и профессиональнойопределяется множеством: различных факторов, среди которых и психологические особенности самого субъекта деятельности: способности. человекаособенностиего психического состояния в деятельности., профессиональная и коммуникативная компетентность. Сегодня общество заинтересовано в формировании личности/ специалиста, обладающего высоким^ уровнем социальной компетентностикоторая бы обеспечивала профессиональную эффективность, и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.

В отечественной и зарубежной психологиишзучаютсяразличные: составляющие социальной компетентности, механизмы и условия формированияи развития компетентности в общении, особенности социальной перцепции и социального интеллекта на различных возрастных, этапах, в. разных профессиональных группах [24, 28, 49, 54, 60, 67, 75, 123, 175]. Как отмечают ученые (А. А. Бодалев, Юг. Н: Емельянов, ВН. Куницына, А. Л. Южанинова, Дж. Гилфорд, Г. Смит и другие), в структуру таких понятой, как: социальный интеллект, социальная" компетентность, социально-перцептивная компетентность, сенситивность и т. д., включены умения прогнозировать развитие ситуаций межличностного общенияпредугадывать изменения в развитии жизненных ситуаций, умение строить гипотезы о точках зренияшартнеров.

Впоследнее времяв отечественной и зарубежной науке внимание исследователей привлекает антиципация человека как способность действовать и принимать те или иные решения^ с определенным: временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий. На сегодняшний день в науке подробно исследованы: нейрофизиологические, психофизиологические основы антиципации, роль антиципации в обеспечении познавательных психических процессов, особенности вероятностного прогнозирования^ в норме и патологии, развитие антиципации в раннем онтогенезе, антиципация в отдельных видах деятельности.

Тем не менее, проблема развития, прогностических способностей на разных этапах онтогенеза, в различных условиях деятельности, социальных институтах, проблема антиципации в общении не получила пока должного научного освещения. Психологические исследованияантиципации касаются* в основном субъект-объектного взаимодействия. Антиципация в субъект-субъектном* взаимодействии, в общении, мало исследовалась, теоретически и экспериментально, хотя значимость проблемы осознана отчетливо. Причем, и исследователи анти-ципационных процессов (И. Г. Батраченко, Г. Е. ЖуравлевБ. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков, В. Д. Менделевич, Л. А. Регуш, И. М. Фейгенберг и другие), и ученые, предметом изучениякоторых выступали составляющие социальной компетентности (А. А. Бодалев, В. Н. Куницына, И. В! Макаровская, Е. В. Сидоренко, А. Л. Южанинова и другие), признают значительную роль, которую играют процессы антиципации в* ситуации взаимодействия субъекта с партнером. Недостаток, конкретных экспериментальных изысканий в данной научной области и определяет актуальность нашего исследования.

Антиципационные* способности, начинают формироваться уже с* рождения под влиянием природных, задатков и воспитания. Однако можно с уверенностью утверждать, что высшие уровни прогностических способностей развиваются только к ранней юности [127, 158]. Юношеский возраст также считается определяющим и дляразвития социально-психологической компетентности [60, 73, 177].

Важнейшим условием развития антиципационных способностей является учебная деятельность, профессиональное обучение и профессиональная деятельность [127, 165]. Антиципационные процессы обеспечивают возможность целеполагания, целеобразования, формирования временной перспективы субъекта деятельности, что позволяет утверждать — процессы антиципации играют значительную роль в педагогических системах. И если проблеме антиципаци-онной деятельности педагога посвящены единичные исследования (например,.

И. Г. Батраченко, Л. А. Регуш), то проблема антиципации учащихся в отечественной и зарубежной психологии* остается недоработанной. Исследователи неоднократно отмечают, что развитие способности прогнозирования' в условиях целенаправленного обучения идет значительно интенсивнее, чем спонтанно [19, 59, 127]. Однако можно отметить недостаток специальных развивающих программ, целью которых было бы развитие прогностического компонента социально-психологической компетентности.

Таким образом, наличие противоречия между возрастающей потребностью в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем социально-психологической компетентности, и недостаточной разработанностью вопроса о роли прогностических способностей в ее формировании определяет проблему нашего исследования.

Цель исследования: теоретический анализ проблемы и экспериментальное изучение взаимосвязи антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов.

Объект исследования: социально-психологическая компетентность студентов.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов:

В качестве гипотезы нашего исследования выступают следующие предположения:

1. Существует взаимосвязь между проявлением антиципационных способностей на разных уровнях (личностно-ситуативным, пространственным и хроноритмологическим прогнозированием) и уровнем развития компонентов социально-психологической компетентности студентов.

2. Уровень развития антиципационных способностей является фактором, определяющим социально-психологическую компетентность студентов (прогностически компетентные студенты обладают более высоким уровнем коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентности, чем студенты с недостаточно развитыми антиципационными способностями).

В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние исследований проблемы взаимосвязи антиципации и социально-психологической компетентности.

2. Определить роль антиципационных способностей в развитии социально-психологической компетентности студентов.

3. Определить особенности социально-психологической компетентности студентов с различным уровнем антиципационных способностей.

4. Предложить рекомендации по развитию социально-психологической компетентности студентов средствами совершенствования антиципационных способностей.

Методологической основой исследования являются фундаментальные принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, генетический принцип, принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский) — системный подход к изучению личности (Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин) — субъект-субъектный подход к изучению общения (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов) — теоретические положения отечественных авторов об условиях развития способностей (Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов).

Непосредственной теоретико-методологической основой исследования стали положения А. А. Бодалева, Ю. Н. Емельянова, В. Н. Куницыной, Л. А. Петровской по проблеме общения и социально-психологической компетентностиБ. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова, В. Д. Менделевича, Л. А. Регуш, И. Г. Фейгенберга, Е. А. Сергиенко, И. Г. Батраченко — по проблеме антиципации.

Методы и методики исследования.

Для достижения цели, решения поставленных задач был проведен теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, использованы психодиагностические методики:

— методика изучения социальной и коммуникативной компетентности (КОСКОМ 2) В. Н. Куницыной;

— методика «Техника общения» Н. Д. Твороговой;

— методика «Уровень эмпатических тенденций» В. В. Бойко;

— TAC — тест-опросник антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В. Д. Менделевича;

— проективная методика В. Д. Менделевича (модифицированный вариант методики С. Розенцвейга).

Для обработки эмпирического материала использовались методы математической статистики.

Эмпирическая база исследования.

В экспериментальном исследовании принимали участие студенты 1−4 курсов факультетов психологии, управления, физической культуры и спорта Сургутского государственного педагогического университета в возрасте от 17 лет до 21 года. Общий объем выборки составил 264 человека. Из них 204 девушки и 60 юношей.

Этапы исследования:

Первый этап (2003;2006 гг.) — поисковый.

Изучалась философская, психологическая, педагогическая литература по проблеме, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа исследования. Были выявлены основные составляющие социально-психологической компетентности, изучены закономерности развития антиципационных способностей, определена роль антиципации в общении и взаимодействии.

Второй этап (2006;2007 гг.) — опытно-экспериментальный.

В ходе эксперимента была подвергнута проверке гипотеза исследования, выявлено влияние составляющих антиципационных способностей на уровень развития компонентов социально-психологической компетентности, обнаружены особенности проявления социально-психологической компетентности у студентов с различным уровнем развития прогностических способностей.

Третий этап (2007;2008 гг.) — заключительно-обобщающий.

Систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись теоретические выводы и были разработаны рекомендации по развитию социально-психологической компетентности студентов средствами совершенствования антиципационных способностей.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается непротиворечивостью теоретических концепций, лежащих в основе исследованияадекватностью методического инструментария поставленным задачам и надежностью используемых диагностических методикрепрезентативностью выборки испытуемыхприменением современных методов математической статистики.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

1) Уточнена роль антиципации в общении, в формировании социально-психологической компетентности.

2) Экспериментально изучена взаимосвязь антиципационных способностей с компонентами социально-психологической компетентности личности. Установлено, что личностно-ситуативное, пространственное и хроноритмоло-гическое прогнозирование играет важную роль в развитии коммуникативнойперцептивной и интерактивной компетентности студентов. Доказана тендерная обусловленность проявления антиципационных способностей: юноши в целом, лучше прогнозируют жизненные события и ситуации, чем, девушки.

3) Экспериментально изучены особенности социально-психологической компетентности студентов с различным уровнем антиципационных способностей. Выявлено, что антиципационно-состоятельные студенты в целом обладают более высоким уровнем социально-психологической компетентности, чем студенты с недостаточным уровнем развития антиципационных способностей. Обнаружено, что антиципационно-состоятельные студенты менее эмпатийны.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теории социально-психологической компетентности, в конкретизации роли прогностических способностей в обеспечении успешности общения. Показано, что личностно-ситуативное, пространственное и хроноритмологическое прогнозирование способствуют становлению коммуникативной, интерактивной и перцептивной компетентности личности. Это обусловливает вклад в развитие как психологии общения, так и общепсихологической" теории антиципации. В рамках педагогической психологии уточнены пути развития социально-личностных компетенций студентов в процессе обучения.

Практическая значимость заключается в возможности использования теоретических положений и выводов диссертации в практике работы психолога и педагогов вуза с целью формирования социально-психологической компетентности студентов. Предложенные в диссертации рекомендации могут быть использованы при разработке тренингов и занятий, направленных на развитие антиципационных способностей студентов. Результаты диссертационного исследования можно использовать в учебные спецкурсы, семинары по проблемам развития социально-психологической компетентности и антиципации личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическая компетентность личности реализуется в трех сферах — коммуникативной, интерактивной и перцептивной, включающих когнитивный, эмоциональный и исполнительский компоненты. Антиципация как познавательная способность лежит в основе когнитивного компонента социально-психологической компетентности.

2. Социально-психологическая компетентность обусловлена успешностью личностно-ситуативного, пространственного, хроноритмологического типов прогнозирования.

3. Антиципационно-состоятельные студенты демонстрируют более высокий уровень коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентности, чем студенты с недостаточным уровнем развития антиципационных способностей.

4. Психологическим условием развития социально-психологической компетентности студентов является совершенствование компонентов антиципационных способностей (личностно-ситуативного, пространственного и хроноритмологического прогнозирования) средствами моделирования процессов прогнозирования, тренинга’навыков прогнозирования, развития сенситивности в ходе активного социально-психологического* обучения, решения прогностических задач, развития рефлексии проявлений антиципации, сознательной и систематической подготовки к общению в ходе обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Сургутского государственного педагогического университета, а также на научно-практических конференциях различного уровня:

— Всероссийской научно-практической конференции «Конфликт как форма социального взаимодействия: теоретические и прикладные аспекты» (г. Сургут, 2003 г.);

— VIII Окружной конференции молодых ученых ХМАО «Наука и инновации Ханты-Мансийского автономного округа (г. Сургут, 2007 г.);

— Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и. практика» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции «Психологические аспекты социализации в условиях современного образования» (г. Ишим, 2008 г.).

Теоретические положения и результаты исследований нашли свое отражение в 8 научных публикациях автора.

Структура и объем диссертационной работы.

Диссертация изложена на 177 листах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа проиллюстрирована 12 таблицами и 8 рисунками. Библиография включает 186 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

Выводы.

Развитие социально-психологической компетентности предполагает совершенствование личностно-ситуативного, пространственного и временного прогнозирования студентов как в ходе специально организованного тренинга, так и в условиях профессионально-ориентированной учебной деятельности.

Для развития антиципационных способностей студентов необходимо решение прогностических задачразвитие рефлексии проявлений антиципации в общении, сознательная и систематическая подготовка к общениюразвитие сенситивности, коммуникативной компетентности, социально-перцептивной компетентности, социального интеллекта в ходе активного социально-психологического обучениямоделирование процессов вероятностного прогнозирования и тренинг навыков прогнозирования с использованием психодиагностических методик и специальных упражнений.

Совершенствование компонентов антиципационных способностей способствует развитию социально-психологической компетентности. Совершенствование личностно-ситуативного, пространственного и временного прогнозирования способствует становлению коммуникативной компетентности. Развитие успешности понимания людей, предприимчивости, прозорливости в меняющихся обстоятельствах, освоения ролевого репертуара поведения, успешного решения межличностных проблем возможно путем совершенствования личностно-ситуативного прогнозирования. Совершенствование пространственного прогнозирования играет немаловажную роль в развитии понимания ситуаций взаимодействия, понимания людей, проявления сноровки, межличностной ориентации, учете социальных ролей, в умении решать межличностные проблемы, применять нужные сценарии поведения в конфликтных ситуациях.

Развитие содержательного аспекта и структурных составляющих антиципации, совершенствование функций антиципации в общении является показателем совершенствования социально-психологической компетентности студентов в целом.

Заключение

.

Современные условия жизни диктуют высокие требования к подготовке специалистов в любой сфере профессиональной деятельности, что вызвано необходимостью повысить конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда. На сегодняшний день эффективно действующим оказывается специалист, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к профессиональному самосовершенствованию. Высшим образованием в настоящее время реализуется компетентностный подход, ориентированный на развитие у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Компетенции включают, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, что является проявлением высокого уровня социальной компетентности выпускника. Развитие указанных качеств актуально вдвойне у специалистов профессий типа «человек-человек» — педагогов, психологов, специалистов по управлению персоналом. При подготовке представителей этих профессий требуется особое внимание уделять развитию качеств личности, способностей, обеспечивающих успешное построение взаимодействия с другими людьми.

В межличностном взаимодействии социальная компетентность представлена на уровне социально-психологической компетентности, компонентами которой являются коммуникативная, перцептивная и интерактивная составляющие. Наличие богатого репертуара коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения, адекватное использование вербальных и невербальных средств в различных ситуациях взаимодействия, гибкий репертуар социальных ролей, умение включаться во взаимодействие с людьми, адекватное понимание ситуаций общения, конструктивное разрешение конфликтов, адекватное отражение психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть ход и результат своего воздействия на этого человека — вот те основные характеристики высокого уровня развития социально-психологической компетентности личности.

Наше исследование было направлено на поиск закономерных взаимосвязей между прогностическими способностями субъектов общения и особенностями развития их компетентности в сфере взаимодействия.

Теоретический анализ психологической литературы позволил определить, что антиципация как универсальная способность человека действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий является тем психическим механизмом, при посредстве которого происходит детерминация будущим процесса общения. В ходе изучения отечественных и зарубежных исследований было обнаружено, что антиципационная деятельность играет немаловажную роль при реализации коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон общения. Постановка цели, построение плана, выбор стратегии общения и подбор необходимых коммуникативных техник опосредованы прогностическими способностями субъектов общения. Таким образом, на основании изученных теоретических положений мы предположили, что антиципационные способности играют важную роль в становлении социально-психологической компетентности студентов.

В результате экспериментальной проверки теоретических положений нами было установлено, что существует статистически значимая взаимосвязь между уровнем развития всех составляющих антиципационных способностей и показателями социально-психологической компетентности студентов. Использование методов математической статистики при обработке результатов исследования позволило доказать, что общий уровень развития прогностических способностей в целом, а также уровень развития составляющих антиципацион-ной состоятельности влияют на становление комплекса показателей социальной компетентности в целом и комплекса личностных свойств, лежащих в основе социальной и коммуникативной компетентности, и чем выше уровень развития временного и пространственного прогнозирования, тем в меньшей степени развиты эмпатические способности.

Личностно-ситуативное, пространственное и хроноритмологическое прогнозирование способствуют становлению коммуникативной компетентности личности. Способности предвосхищать развитие жизненных ситуаций обеспечивают личности успешность понимания людей, проявление предприимчивости, прозорливости в меняющихся обстоятельствах, успешность освоения ролевого репертуара поведения, решения межличностных проблем. Моторная ловкость, как оказалось, играет немаловажную роль в оценивании и понимании ситуаций взаимодействия, в восприятии и понимании людей, проявлении' сноровки, межличностной ориентации, учете социальных ролей и способов взаимодействия, умении решать межличностные проблемы, применять выработанные сценарии поведения в сложных конфликтных ситуациях. Именно пространственное прогнозирование обеспечивает формирование комплекса свойств, облегчающих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость.

Установлено, что хорошая ориентация человека во времени, умение им управлять и грамотно его распределять также обеспечивает выработку сноровки, предприимчивости и успешность освоения разных социальных ролей, но не способствует эмоциональному отклику в отношениях с людьми, развитию сопереживания и сочувствования у студентов. Выявленные тенденции обращают внимание исследователей на проблему развития эмпатических способностей студентов педвуза, а также требуют в специальном исследовании обратиться к решению вопроса о взаимосвязи эмпатических и антиципационных способностей.

Интересен выявленный в исследовании факт, что прогностические способности взаимосвязаны с развитием факторов, способствующих становлению социальной и коммуникативной компетентности — мотивации достижений, уверенности, эмоциональной устойчивости. Антиципация как способность психики к предвосхищению, преднастройке своего поведения к возможному будущему имеет огромное значение при адаптации к изменчивой окружающей среде. В современном обществе, когда отсутствует политическая, экономическая стабильность, социально адаптированная личность должна обладать способностью к адекватному, гибкому прогнозированию, иметь развитые навыки целе-полагания и планирования.

Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных выявил значимые различия в проявлении коммуникативных способностей, навыков общения и взаимодействия прогностически компетентных и некомпетентных студентов. Эти различия обнаруживаются в сформированности показателей коммуникативной и вербальной компетентности, оперативной социальной компетентности, понимании людей и ситуаций, эмоциональной устойчивости в общении, формировании стабильных межличностных отношений и других компонентов социально-психологической компетентности. Различий в проявлении навыков самопрезентации, формировании собственного имиджа у студентов с различным уровнем антиципационных способностей в исследовании не было обнаружено.

В нашем диссертационном исследовании установлена тендерная обусловленность проявления антиципационных способностей: юноши в целом лучше прогнозируют жизненные события и ситуации, чем девушки, причем основные различия в проявлении антиципационных способностей касаются пространственного прогнозирования и общего уровня антиципационных способностей. Статистически значимых тендерных различий в проявлении временного прогнозирования нами не было обнаружено. Выявленные тенденции позволяют наметить дальнейшие шаги более глубокого изучения тендерной специфики антиципации на всех уровнях ее проявления.

В целом результаты диссертационного исследования позволяют подтвердить наше предположение о том, что студенты с высоким уровнем развития прогностических способностей более компетентны в общении и взаимодействии, чем антиципационно-несостоятельные студенты.

Как показало наше исследование, многие студенты имеют недостаточный уровень сформированности свойств и качеств, обеспечивающих их социально-психологическую компетентность. Как оказалось, трудности возникают у студентов в использовании коммуникативных техник, вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения. Большая часть студентов испытывает недостаток знаний в сфере общей социальной ориентации и осведомленности, затрудняется в решении межличностных проблем. Несмотря на выбранную профессию типа «человек-человек», у многих студентов снижены умения понять другого на основе сопереживания, соучастия, снижена эмоциональная отзывчивость в общении.

Таким образом, отчетливо проступает актуальность специально организованной деятельности по развитию социально-психологической компетентности студентов и их прогностических способностей.

На основе анализа полученных эмпирических результатов нами были разработаны практические рекомендации по развитию прогностических способностей студентов как условия развития социально-психологической компетентности, включающий рекомендации по следующим основным направлениям: естественное и стихийное развитие антиципационных способностей студентовцеленаправленное совершенствование антиципации в естественных условиях учебной деятельности и общениястихийное совершенствование антиципации в специальных условияхцеленаправленное совершенствование антиципации в специальных условиях. Реализация предложенных рекомендаций нами видится в ходе всего обучения в вузе в процессе профессиональной подготовки: в рамках практической деятельности и изучения учебных дисциплин, самосовершенствования антиципационных способностей студентов, специально организованного обучения общению и прогнозированию.

Совершенствование основных составляющих антиципации (пространственного прогнозированияхроноритмологического прогнозированияличност-но-ситуативного прогнозированияречемыслительного прогнозирования) может осуществляться с помощью применения техник развития прогностических способностей различного уровня: моделирования процессов вероятностного прогнозирования в условиях проведения психологических и психофизиологических методиктренинга навыков прогнозирования с использованием психодиагностических методик и специальных упражнений, решения прогностических задач. Осознание многообразия проявлений антиципации, гипотетического характера общения в целом, трудностей и ограничений прогнозирования в общении, а также сознательное и систематическое использование заблаговременной подготовки к общению, рефлексии общения, самоанализа завершенных актов взаимодействия позволит повысить эффективность проводимых в ходе обучения мероприятий.

Таким образом, в ходе выполнения исследования нами экспериментально был подтвержден теоретический вывод о значимости антиципационных способностей в становлении социально-психологической компетентности студентов и намечены возможные направления дальнейших исследований антиципации и социально-психологической компетентности как междисциплинарных феноменов.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что сформулированная в исследовании цель достигнута, поставленные задачи решены. Материалы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в области антиципации, в разработке учебных курсов, связанных с данной проблемой, а также при составлении программ и подготовке мероприятий по развитию антиципационных способностей и социально-психологической компетентности личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология : Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: 2000. — 624 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования. / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1994. -т 15. -№ 4. — С. 39−56.
  3. , А. Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности детей-дошкольников, взрослых и больных шизофренией / А. Ю. Акопов // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 47−71.
  4. , И. Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): дис. канд. психол. н. / И. Р. Алтунина: М.: 1999.
  5. , Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. — 1988. — № 5.-С. 71−77.
  6. , Н. А. О компонентах специальных способностей будущих учителей / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. — 1992. — № 5. С. 105−109.
  7. , Н. А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — с. 74−83.
  8. . Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев Л.: 1969.
  9. , Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции / Г. М. Андреева // Вопросы психологии. — 1977. № 2. -С. 3−13.
  10. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 1997.-324 с.
  11. , П. К. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К. Анохин. -М.: 1978.
  12. , Л. И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. — том 15. — № 1. — С. 318.
  13. , О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 61−73.
  14. , А. И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста : дис. канд. психол. наук / А. И. Ахметзянова. Казань, 2004.
  15. , Т. Ф. К проблеме задатков прогностических способностей / Т. Ф. Базылевич // Психологический журнал. 1994. — № 6. — С. 90−99.
  16. , O.E. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте : дис. канд. психол. наук / О. Е. Байтингер. СПб, 1998, — 156 с.
  17. , И. Г. Психологический анализ антиципации в педагогическом общении : дис. канд. психол. наук. / И. Г. Батраченко. Киев, 1991.
  18. , Н. Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре : автореф. дис. канд. философ, наук / Н. Н. Беденко. — Тверь, 2004.
  19. , Е. В. Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя (на примере предприятий нефтегазовой отрасти): дис. канд. психол. наук / Е. В. Беляева. Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2005. — с. 145.
  20. , А. В. Социальный интеллект как условие операциональной готовности будущих психологов к консультативной деятельности : дис. канд. психол. наук: 19.00.07: защищена 09.04.2007 / А. В. Берклунд. Сургут, 2007.
  21. , Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.: 1991. -288 с.
  22. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: 1967.
  23. , А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  24. , А. А. Психология общения : Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. — Москва-Воронеж, 1996.
  25. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: 1968. — 480 с.
  26. , А. А. Проницательность как проблема психологии общения / А. А. Борисова // Психологический журнал. — 1990. — № 4. с. 117−122.
  27. , С. П. Связь показателей эффективности оперативной памяти с точностью антиципации в задачах слежения / С. П. Бочарова, С. Г. Кисель, В. В. Плохих // Психологический журнал. 1998. — т. 19. — № 5 — С. 54−59.
  28. , А. В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ) / А. В. Брушлинский. М.: 1979.
  29. , А. В. О мышлении как прогнозировании / А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 31−40.
  30. , Н. В. Влияние сверенности личностных границ на проявление эмпатии у будущих педагогов и психологов / Н. В. Буравцова // Психология в вузе. 2008. — № 1. — С. 47−56.
  31. , Н. Б. Коммуникативная компетентность личности и социально — психологические факторы ее развития (на примере студентов — будущих педагогов психологов): дис. канд. психол. наук / Н. Б. Буртовая. — Томск, 2004.
  32. , И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков // Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось — 89», 1999. — 176с.
  33. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М.: Наука. — 1977.
  34. Вероятностное прогнозирование в речи / под ред. Р. М. Фрумкиной, М.: 1971.
  35. , JI. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с. — С. 40−111.
  36. , Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / под общ. ред. А. А. Бодалева. — Краснодар, 1975.-341 с.-С. 17−19.
  37. , О. JI. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципацион-ной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями : дис. канд. психол. наук / О. JI. Гончарова. Казань, 2003.
  38. , В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина // Психологический журнал. -1997.-т. 18. -№ 6. С. 73−83.
  39. , Ч. Р. Взаимосвязь антиципационных способностей детей и их родителей (в условиях нормы и невротических расстройств): дис. канд. психол. наук / Ч. Р. Громова Казань, 2004.
  40. , В. В. Тактики поведения больных шизофренией и психопатических личностей в вероятностной среде / В. В. Гульдан // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 1978. — в. 12. — С. 1845−1850.
  41. , Т. Ю. Детерминация психологического преодоления критических ситуаций : автореф. канд. дис. психол. наук / Т. Ю. Елизарова. -Минск, 2000.
  42. , Ю. Н. Активное социально — психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: изд-во ЛГУ, 1985. — 167с.
  43. , Ю. Н. Обучение паритетному диалогу : учебное пособие / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1991.-106 с.
  44. , Ю. Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга : учебное пособие / Ю. Н. Емельянов. — Л.: ЛГУ, 1983.
  45. , Б. А. Об одном методе изучения социальной перцепции / Б. А. Еремеев // Методы социально-психологических исследований / под ред. М. А. Меньшиковой. М. 1975. — С. 149−155.
  46. О. Ю. Математическая статистика для психологов : учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. -336 с.
  47. Есарева, 3. Ф. О влиянии коммуникабельности на успешность деятельности преподавателя вуза / 3. Ф. Есарева // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. — С. 234—235.
  48. , Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: изд-во МГУ, 1990. -104 с.
  49. , И. Г. Психологические основы проектирования и реализации социальной компетенции студентов вуза / И. Г. Захарова // Психология обучения. -№ 1.-2008.-С. 95−105.
  50. Зейгарник,. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. -М.: 1980. 156 с.
  51. , Т. В. Социально перцептивная компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Иванова. — Самара, 1999.
  52. Исследование и развитие антиципационных (прогностических) способностей детей с умственными и физическими ограничениями (методические рекомендации). — Казань, 2002. — 56 с.
  53. , Н. В. Межличностное общение : конспект лекций / Н. В. Казаринова. СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64 с. 6 Г. Калинин, С. И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем- / С. И. Калинин. — СПб.: Речь, 2006.
  54. , Н. В. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2000. — № 3. — С. 16−25.
  55. , Н. В. Формирование социальной компетентности как механизма укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. — 2001. № 4. — С. 16−21.
  56. , Л. С. Становление психологической культуры школьника / Л. С. Колмогорова // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 83−86.
  57. , Л. С. Элементы психологической грамотности / Л. С. Колмогорова. — Барнаул, 1997.
  58. , Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников : автореф. дис. докт. психол. наук. -М.: 1980.
  59. , В. А. Общение и познавательные процессы. / В. А. Кольцова // Познание и общение / отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, М. Коул. — М., Наука, 1998.-С. 13−15.
  60. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  61. , И. С. Психологический анализ невротических и психосоматических расстройств / И. С. Коростелова, В. Н. Посохов // Журнал невропатологии и психиатрии. 1990. — вып. 5. — т. 90. — С. 90−97.
  62. , И. С. Развитие компетентности в процессе академического обучения и профессиональной практической деятельности у студентов вузов / И. С. Кострикина, В. А. Кениг // Психология обучения. № 1. — 2008. — С. 8293.
  63. , С. Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза : дис. канд. пед. наук / С. Н. Краснокутская. — Ставрополь, 2006.
  64. , В. А. Психология математических способностей / В. А. Крутецкий. М.: 1968. — 410 с.
  65. , М. JI. Психологические особенности мотивации социального успеха : дис.. канд. психол. наук / М. JL Кубышкина. — СПб, 1997. — 196 с.
  66. , В. Н. Восприятие подростками других людей и себя / В. Н. Куницына. Л.: 1972. — С. 3.
  67. , В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов /
  68. B. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  69. , В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект : структура функции, взаимодействие / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. / под ред. А. А. Крылова. Ч. 1, — СПб.: 1995.1. C. 48−59.
  70. , Р. В. Социально-психологические механизмы возникновения конфликтов в диаде преподаватель-студент вуза : дис. канд. психол. наук / Р. В. Куприянов. Казань, 2000.
  71. , B.C. Проблема понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности / В. С. Лазарев // Вопросы психологии, 1999, № 3. С. 18−27.
  72. , Л. В. Взаимосвязь наблюдательности будущих педагогов и успешности их эмпирических прогнозов : дис. канд. психол. наук / Л. В. Лежнина. -СПб.: 1995.
  73. Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. -М.: 1984.-С. 3−68.
  74. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М. :1984. — С. 94−96.
  75. , Б. Ф. Психические процессы и общение / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: 1975.
  76. , Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. -М.: Наука, 1980.
  77. , С. М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу (конкретно-социологический анализ): дис. канд. фил ос. наук / С. М. Мадорская. Минск, 1986.
  78. , С. Л. Индивидуально-типологические особенности вероятностного прогнозирования у подростков / С. Л. Макаренко // Вопросы психологии.- 1983.-№ 1.
  79. Макаровская, — И. В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: автореф.. канд. психол. наук / И. В. Макаровская. — СПб, 2003.
  80. , В. Г. Индивидуально-типические особенности уровня притязаний учащихся старших классов : автореф. дис. канд. психол. наук / В. Г. Маралов. -М.: 1981.
  81. , Л. А. Жизненные прогнозы как фактор психической регуляции профессиональной деятельности учителя : автореф. канд. психол. наук / Л. А. Махновец. Тверь, 2001.
  82. , Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии : проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. -1995.-№ 5.-С. 61−68.
  83. , В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевич // Психологический журнал. 1996. — том 17. — № 4. — С. 107— 115
  84. , В. Д. Значение некоторых личностных характеристик в развитии неврозов / В. Д. Менделевич // Пограничные психические расстройства.
  85. Социальные и клинические аспекты. / Сб. научных тр. / Под ред. Ю. А. Александровского. М.: 1988. — С. 169.
  86. , Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия : дис. канд. психол. наук. / Ю. А. Менджерицкая. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет, 1998. — 289с.
  87. , В. Д. Специфика непреднамеренного запоминания информации и антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевич, В. Т. Плещинская // Психологический журнал. — 2000. т. 21. — № 1. — С. 125— 129.
  88. , Н. И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости / Н. И. Мешков. — Саранск, изд-во Мордовского университета, 1991. — 84 с.
  89. Михайлова (Алешина), Е. С. Социальный интеллект: тернистый путь от понятия к методике / Е. С. Михайлова (Алешина), О. И. Муляр // Психологическая газета. № 1 — 12(15). — 1996.
  90. , Е. С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей : автореф. дис. канд. психол. наук / Е. С. Михайлова — Л.: 1991.
  91. , А. Г. Предвидение как человеческая способность / А. Г. Никитина. -М.: 1975. f i
  92. , Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия / Н. Н. Обозов // Психология межличностного познания / Под ред.
  93. A. А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. 224 с. — С. 80−81.
  94. , JI. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / JI. Ф. Обухова. М.: 1981.-С. 104−109.
  95. Общение и оптимизация совместной деятельности // под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: 1987. — 301 с.
  96. Ю9.0сипова, Т. Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза / Т. Ю. Осипова // http://flogiston.m/articles/educational/osipova
  97. B. JI. Савельичева // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. -М., 1977.-С. 256−272.
  98. Особенности обучения и психического развития школьников 13−14 лет: (Педагогическая наука — реформе школы) / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. -М.: Педагогика, 1988, 192 с.
  99. Основы социально-психологических исследований: учебник для вузов / под общей ред. акад. РАО, проф. А. А. Бодалева, акад. РАО, проф.
  100. A. А. Деркача, д-ра психол. наук, проф. JI. Г. Лаптева. М.: 2007.
  101. , И. М. Развитие эмоциональной устойчивости учащихся юношеского возраста : автореф. дис. канд. психол. наук / И. М. Павлова. — Минск, 2001.
  102. , Л. Б. Некоторые аспекты динамики временной перспективы / Л. Б. Пасанецкая // Психологическая наука и образование. 1998. — № 2. -С. 53−56.
  103. Пб.Переслени, Л. И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л. И. Переслени // Вопросы психологии. — 1976. — № 2.
  104. , Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  105. , В. В. Понятие личности. Общая психология. Сборник текстов /
  106. B. В. Петухов // под общ. ред. В. В. Петухова, выпуск 2 «Субъект деятельности».-М.: 1998.
  107. , В. В. Временной параметр антиципации в процессе слежения за движущимся объектом / В. В. Плохих // Психологический журнал. — 2002. — том 23. -№ 2. С. 47−54.
  108. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. — СПб.: Речь, 2005. 324 с.
  109. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И. В. Дубровиной. — Екатеринбург, Деловая книга, 2000.
  110. Психологические механизмы целеобразования // отв. ред. О. К. Тихомиров. -М.: Наука, 1977.-257 с.
  111. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снетко-ва. СПб.: Речь, 2007. — 448 с.
  112. , Т. Н. Влияние социально-перцептивной компетентности юношей на их социально-психологическую адаптацию / Т. Н. Разуваева, Г. Р. Верхоглядова // Развитие личности на разных этапах онтогенеза: Сб. науч. трудов. РИО СурГПИ. — 2001. — С.86−94.
  113. , Е. С. Психологические механизмы процесса прогнозирования / Е. С. Рапацевич // Вопросы психологии. 1989. — № 6, — С. 122—126.
  114. , С. А. Тендерные характеристики социального интеллекта студентов : дис. канд. психол. наук / С. А. Рахманкулова. Ярославль, 2006.
  115. , Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. — 352 с.
  116. , Л. А. Структура возрастной динамики способности к прогнозированию / Л. А. Регуш // Психологический журнал. 1981. — № 5. — С. 106−115.
  117. , К. М. Психология межличностного познания / К. М. Романов. — Мордовский университет, 1993. — 147 с.
  118. , В. С. Поисковая активность и адаптация / В. С. Ротенберг,
  119. B. В. Аршавский. -М.: Наука, 1984. 192 с.
  120. , С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2. /
  121. C. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.-328 с. — С. 122−147.
  122. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. М.: 1998.
  123. , В. М. Коллективное (диадное) вероятностное прогнозирование и свойства личности / В. М. Русалов // Психологические исследования познавательных процессов и личности / Под ред. О. К. Тихомирова. — М.: 1983. 215 с.
  124. , В. М. Электрофизиологические’корреляты вероятностно прогностической деятельности человека / В. М. Русалов // Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: 1982.
  125. , Т. В. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и креативности у психически здоровых и больных шизофренией : автореф. канд. психол. наук / Т. В. Рябова. Казань, 2002.
  126. , Н. А. Роль межполушарной нейродинамики в процессе вероятностного прогнозирования / Н. А. Рябчикова, Е. В. Подьячева, Е. С. Томилов-ская, // Журнал высшей нервной деятельности. 1999. — № 4. — С. 600−609.
  127. A. А. Бодалева / под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: 1998.
  128. , Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е. А. Серги-енко. М.: Наука, 1992.
  129. НО.Сергиенко, Е. А. Антиципация как принцип развития / Е. А. Сергиенко. -М.: 1997.
  130. , Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  131. , Т. В. Тревожно-фобические расстройства и антиципационная деятельность больных эпилепсией / Т. В. Скиданенко, В. Д. Менделевич //
  132. B.М.Бехтерев и современная психология. К 120-летию открытия первой психологической лаборатории. Материалы докладов на российской научно-практической конференции. 29−30 сент. — вып. 3. — Т. 2. — КГУ, 2005. — 472 с.
  133. Слугина, JL Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: дис. канд. психол. наук / JI. Б. Слугина. -М., 1999.
  134. , Г. К. Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности / Г. К. Смит / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. — 256с.
  135. , В. В. Экспериментально-психологическое исследование прогнозирования у больных неврозами / В. В. Соложенкин, Г. Г. Носков // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. — №.12. — С. 18 331 837.
  136. Социальная психология личности / отв. ред. М. И. Бобнева и Е. В. Шорохова-М.: «Наука», 1979. 344 с.
  137. , Л. Д. Основы психологии : практикум / Л. Д. Столяренко. — М., 1999.
  138. , Н. Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе / Н. Д. Творогова // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С. 119−123.
  139. , Н. Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей / Н. Д. Творогова // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 88−91.
  140. , Б. М. Избранные труды : в 2 томах / Б. М. Теплов — Т. 1. — М., 1985. -С. 15−41.
  141. , О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. М.: МГУ, 1984.-240 с.
  142. , Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей / Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. 1984. — № 3.
  143. , Е. И. Клинико-психологические аспекты профессионально-личностного развития студентов : дис. канд. психол. наук / Е. И. Третьякова. — М., 1995.
  144. , В. П. Психология межличностного влияния и оценивания / В. П. Трусов. Л., 1984.
  145. , Н. А., Меграбян А. А. О дезадаптации студентов с пограничными психическими расстройствами / Н. А. Туманян, А. А. Меграбян // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1986. — № 12.
  146. , Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д. В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 11−29.
  147. , Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г. К. Ушаков. -М., 1987.
  148. , И. М. Видеть предвидеть — действовать / И. М. Фейгенберг. — М.: Знание, 1986.- 160 с.
  149. , И. М. Память и вероятностное прогнозирование / И. М. Фейгенберг // Вопросы психологии. — 1973. №Л. — С. 37−4-7.
  150. , А. Ф. Особенности взаимосвязи личности наркозависимых и их родителей : автореф.. канд. психол. наук: (19.00.04) / А. Ф. Хайрутдино-ва-Казань, 2006.
  151. , Е. К. Развитие способности к социально-перцептивному предвидению у студентов — будущих учителей : дис. канд. психол. наук / Е. К. Черанева. СПб., 2002.
  152. , О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии. 2005. — № 6. — С.35−45.
  153. , В. И. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей / В. И. Чирков, Э. Л. Диси // Вопросы психологии. — 99. — № 3. — С. 48—57.
  154. , Т. К. Оценка детьми вероятности событий в ходе поиска / Т. К. Чмут // Вопросы психологии. — 1975. — № 3.
  155. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.- 185 с.
  156. , В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
  157. , Д. А. Психофизиологические механизмы вероятностного прогнозирования / Д. А. Ширяев. Рига, 1986. — 142 с.
  158. , И. Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников / И. Б. Шиян // Вопросы психологии. 1999. — № 3. -С. 57−67.
  159. , Л. Возрастная характеристика предвидения в мышлении дошкольников / Л. Эльконинова, Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 33−39.
  160. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978.-392с
  161. , И. М. Вчувствование. Проникновение. Понимание / И. М. Юсупов. Казань.: изд-во КГУ, 1993. — 202 с.
  162. , И. М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности : методическое руководство / И. М. Юсупов. Казань, 1992. — 32 с.
  163. , И. М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. — 192 с.
  164. Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. / Allport G. W. NY: 1937.-P. 425−439.
  165. Boomsma D. I. Current status and future prospects in twin studies of the development of cognitive abilities: Infancy to old age / Boomsma D. I. // Bouchard T. J. Propping P. Twins as tool of behavioral genetics. Chichester: 1993. — P. 67−82.
  166. Ellen J. Langer. Untangling the webs we weave / Ellen J. Langer // Psychology Today. June, 2001. — P. 52.
  167. Guilford J. The nature of human intelligence. / Guilford J. N.Y.: McGrow-Hill, 1967.
  168. Susan Fiske. Forecasting the Future / Susan Fiske // Psychology Today, December, 2002.-p. 33.
  169. Tyrrell Jeanne. Sources of stress among psychology undergraduates / Tyrrell Jeanne // Irish. J. Psychol. 1992. — № 2. — p. 13.
  170. Wootton Richard R. Creating situational emotional problems through testing / Wootton Richard R. // Psychology. 1993. — № 1. — p. 30.
Заполнить форму текущей работой