Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические аспекты становления и развития малых предприятий промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве наиболее эффективного метода анализа процессов развития малого предпринимательства предлагается использовать конфигурационный, или факторный подход. Конфигурация — это группа связанных между собой факторов, которые являются источниками (причинами) развития малого предпринимательства. Развитие предприятия вообще, в том числе, и малого, идет по пути развития конфигураций. Комплексное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Новая парадигма экономического управления и регулирования хозяйственной системы России
    • 1. 1. Особенности становления института малого предпринимательства в России
    • 1. 2. Этапы становления малых предприятий в России
  • Глава 2. Теоретические основы возникновения, становления и развития малых предприятий
    • 2. 1. Сущность и критерии малого предпринимательства
    • 2. 2. Малые промышленные предприятия и рыночные фазы
    • 2. 3. Теоретико-методологические основы анализа малых промышленных предприятий
  • Глава 3. Развитие малых предприятий в современной России
    • 3. 1. Масштабы и структура малого предпринимательства в промышленности России
    • 3. 2. Факторы, определяющие региональные особенности развития малых предприятий в промышленности
    • 3. 3. Особенности инвестиционного процесса и экономического роста малых предприятий в промышленности России
    • 3. 4. Социально-трудовые последствия деятельности малых промышленных предприятий
  • Глава 4. Финансы малых предприятий
    • 4. 1. Управление денежным оборотом малых предприятий
    • 4. 2. Кредитование и формирование средств малых предприятий
    • 4. 3. Кооперация малых предприятий со средними и крупными предприятиями
  • Глава 5. Система государственной поддержки малых промышленных предприятий
    • 5. 1. Содержание системы государственной поддержки малых промышленных предприятий
    • 5. 2. Финансово-кредитная поддержка развития малых промышленных предприятий
    • 5. 3. Государственная поддержка инноваций и координация развития малых промышленных предприятий в России
    • 5. 4. Опыт зарубежных стран в государственной поддержке малых предприятий
  • Глава 6. Перспективы развития малых предприятий в промышленности России
    • 6. 1. Новые пути трансфера инноваций для малых предприятий
    • 6. 2. Возможности развития малых промышленных предприятий на основе расширения их компетенции
    • 6. 3. Значение информационного менеджмента для перспективного развития малых предприятий
    • 6. 4. Роль аутсорсинга в развитии малых промышленных предприятий

Организационно-экономические аспекты становления и развития малых предприятий промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Начиная с последнего десятилетия ХХ-го века, в России происходят социально-экономические и политические преобразования, имеющие исключительное значение для будущего развития российского государства и возвращения его на путь ускоренной интеграции в мировое экономическое пространство. Происходящие изменения образуют основу новой стадии в организации предпринимательства, которая выражается в его стратегической ориентации. При этом речь идет не просто о концепции развития предприятий, а, в первую очередь, о едином взгляде на возникающую внешнюю среду, в которой предприятия функционируют с целью достижения экономического успеха.

Мировой опыт свидетельствует, что рыночная экономика возможна лишь при наличии многочисленного слоя предпринимателей. Для возникновения этого слоя необходима правовая основа и законодательное регулирование предпринимательской деятельности. Управление предприятием в изменившейся внешней среде становится решающим элементом его функционирования.

В Российской Федерации к быстрому росту предприятий, особенно малых, привели многие как объективные, так и субъективные причины. Мировые тенденции развития * экономики затронули и Россию, особенно в области становления рыночных форм хозяйствования. Особое значение приобретает данная проблема для отдельного предприятия, которое, будучи объектом товарно-денежных отношений и обладая полной хозяйственной самостоятельностью, должно сформировать адекватную новым условиям систему управления, обеспечивающую ему конкурентоспособность и эффективность функционирования. Наиболее гибкой формой организации предприятия является предприятие небольшого размера, иначе малое предприятие, малый бизнес, малое предпринимательство.

Малое промышленное предприятие, как правило, не существует само по себе, а связано через рынок производственных факторов с народным хозяйством в целом и, с другой стороны, с другими хозяйственными единицами, в смысле кооперации, поэтому, изучая малые предприятия, их динамику и тенденции развитии, исследуются одновременно отношения отдельных предприятий с другими хозяйствующими объектами и с рынком вообще. При этом рассматривается хозяйственный процесс как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного малого предприятия.

Поскольку малое предприятие в России представляет собой новый, малоизученный институт, возникает необходимость разработки теоретических и методологических аспектов проблем его развития. Являясь особой частью институциональной среды, малое предприятие предполагает особые методы исследования.

Все вышесказанное требует осмысления и разработок новых теоретических и методологических подходов к анализу развития малых предприятий, прежде всего, в промышленности, и выработки практических мер воздействия на процессы функционирования и развития малых предприятий в условиях рынка.

Становление малых предприятий происходит в Российской Федерации в сравнительно короткий исторический период. Начиная с развития кооперативных предприятий в 1987 году и последующих изменений в управлении экономикой страны, был создан предмет экономического исследования — малое промышленное предприятие. Изменение структуры хозяйственных субъектов в экономической системе, основанной на новой правовой базе, создало условия для возникновения новой экономической конституции и, тем самым, выдвинуло в ряд самостоятельных составных частей экономической науки сравнительно молодую и бурно развивающуюся область экономики — науку о предприятии в целом и о малом бизнесе, как ее части.

Сложность поставленных жизнью новых проблем в становлении малого предпринимательства привлекает к их решению внимание ученых и специалистов в области, экономики, управления, финансов, права и политики. Наиболее серьезные исследования в этой области были проведены в Институте экономики РАН в 1995;1996 годах, результаты которых опубликованы в двух научных докладах: «Проблемы и перспективы развития Российского малых предприятий: федеральные и региональные аспекты». М. 1996 г. и «Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов» М. 1996 г., и в монографии «Система поддержки и развития малых предприятий в Москве».

Среди многочисленных публикаций, относящихся к вопросам роли малых предприятий в реформировании экономики России, создания и оценки условий для развития малого бизнеса, управления им следует выделить работы JI. Абалкина, А. Блинова, Е. Бухвальда, А. Виленского, М. Глазатовой, О. Шестоперова, А. Чепуренко, Т. Обыденновой, А. Шеховце-ва и др.

В зарубежной литературе исследования по проблемам малых предприятий публикуются давно, однако все эти работы" можно квалифицировать как источники информации о подходах к решению отдельных задач, но в целом не очень пригодные для их применения в условиях переходной экономики.

Несмотря на опубликованные исследования, до настоящего времени множество аспектов данной проблематики все же остается недостаточно изученными и остро дискуссионными. В частности, до сих пор не существует алгоритма группировок основных факторов, определяющих стратегию деятельности малых предприятий. Остаются существенные разногласия относительно критериев выделения малого предпринимательства, принципов стратегического развития малых предприятий, их особенностей в различных отраслях экономики России, оценки влияния на социальноэкономические процессы, протекающие в стране, определения факторов, влияющих на ту или иную динамику малых предприятий, практических предложений по политике государственной поддержки, оценке изменений в институциональной среде малого бизнеса и методов управления этими изменениями и др.

Рассмотрение малых предприятий как одного из факторов экономического развития страны предполагает распространение на этот фактор стратегических подходов, т. е. стратегии становления, поддержки развития и превращения его в важный фактор экономического роста.

Для определения ключевых направлений развития новой системы управления экономикой и механизмов взаимодействия ее элементов требуется провести исследование возникающих и нарастающих форм и методов хозяйствования субъектов и дать адекватные предложения по развитию методов, обеспечивающих доступ нарождающихся малых предприятий к ресурсам: трудовым, финансовым, природным, информационным, принадлежащим сегодня государству, фирмам и населению.

До настоящего времени остаются неразработанными в теоретическом плане многие основополагающие аспекты стратегий развития малых промышленных предприятий и государственного регулирования этого процесса. Углубления теоретических разработок требует также отсутствие научно-обоснованного механизма адаптации малых предприятий к новой внешней среде.

Создание единой с международной практикой модели управления малым предприятием ускоряет интеграцию российской экономики в мировое рыночное пространство.

Практическая значимость и научная актуальность системного изучения поставленной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования, определив его цели и этапные задачи.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретическо-методологического исследования механизма институциональной динамики экономики, выявить влияние малых промышленных предприятий на скорость и направленность экономического развития страны, и разработать концептуальные основы эффективной модели их развития в реформируемой экономике. Раскрытие логики экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности малых промышленных предприятий в современной экономической системе России, представляет особый интерес для данного исследования. Поставленная таким образом цель исследования определила круг основных задач данной работы, к числу которых относятся: характеристика и классификация принципов деятельности малых промышленных предприятий;

— выявление современных тенденций развития малого бизнеса, разработка актуальных подходов анализа динамики и влияния отдельных элементов экономической системы и государственной политики на динамические процессы, протекающие в малом бизнесе в промышленности;

— определение места и значения малых промышленных предприятий в экономическом росте страны;

— обоснование направлений финансовой и инвестиционной политики малого промышленного бизнеса;

— анализ практики государственного регулирования и поддержки малых промышленных предприятий и разработка конкретных рекомендацииопределение направлений развития малого бизнеса и предпринимательских стратегий в перспективе.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система экономических отношений, складывающихся в условиях становления и функционирования рыночных форм хозяйствования, социально-экономическая, отраслевая, воспроизводственная и технологическая структура предпринимательской деятельности в промышленности, основные факторы, определяющие ее состояние и перспективы на различных уровнях управления в условиях переходной экономики. Предметом исследования является малое промышленное предприятие России, его динамическое развитие, обеспечивающее эффективное влияние на экономический рост.

Методологическая и информационная база исследования. Методологическую и информационную основу данного исследования составляют диалектический метод познания действительности как в целом, так и конкретной проблемы, фундаментальные исследования, научные достижения и труды российских и зарубежных исследователей по проблемам малых предприятий. При рассмотрении конкретных вопросов в диссертации использовались законодательные акты России и зарубежных стран.

В процессе исследования применялись методы статистических группировок, корреляционно-регрессионного анализа, системного и сравнительного анализа, анализ рядов динамики и другие.

Информационной базой исследования послужили официальные статистические публикации ЦСУ СССР, Госкомстата Российской Федерации, статистических органов других стран, данные информационных агентств, вторичная информация из периодической печати, а также первичная информация о хозяйственной деятельности предприятий.

Наиболее существенные результаты исследования и их новизна.

В диссертации обоснована и развита оригинальная концепция генезиса и эволюции малого промышленного бизнеса в современной России. На основании этой концепции смоделирован процесс и определены перспективы развития этой формы предпринимательской деятельности и сформулирован комплекс обеспечивающих это развитие мероприятий. К числу основных результатов, обладающих научной новизной, можно отнести следующие:

1. В качестве критерия выделения малого бизнеса в промышленности предложено рассматривать потенциальную возможность соединения в одном лице предпринимателя-собственника и единоличного управляющего. Как инструмент операционализации этого критерия предложена норма управляемости, позволяющая сформулировать достаточно четкие количественные границы предприятий различных типов.

2. Проведена периодизация становления малого промышленного предпринимательства в России, в основу которой положена качественная трансформация малого бизнеса. Выделены 4 этапа развития малых предприятий, различающиеся своим качественным содержанием и количественными параметрами.

3. Обоснованы стратегические перспективы малых промышленных предприятий в зависимости от фазы их выхода на рынок. Обоснованы критерии успешности создания и функционирования малых промышленных предприятий. Показано, что фаза выхода малого промышленного предприятия на рынок является основной причиной того, почему одни малые предприятия быстро превращаются в средние и крупные, другие остаются малыми, а третьи довольно быстро уходят с рынка.

4. Выявлены структурные особенности промышленного производства на малых предприятиях, характеризующие современный уровень его развития.

5. Выявлены факторы, обусловившие региональные различия в развитии малых промышленных предприятий в современной России, измерено количественное влияние этих факторов. Показано, что к числу наиболее существенных факторов принадлежат уровень развития промышленности в регионе, половозрастная и поселенческая структура населения региона, уровень среднедушевого дохода.

6. Раскрыты особенности инвестиционных процессов в малых промышленных предприятиях.

7. Показано, что за последние 10 лет динамика образования и малых предприятий, и предприятий, не являющихся малыми, подчинялась одним и тем же законам. Полученные результаты доказывают, что, по крайней мере, в прошедшее десятилетие в промышленности России малые предприятия выполняли компенсаторную функцию не очень эффективно.

8. Предложен и рассчитан коэффициент замещения рабочих мест, утраченных в крупных и средних организациях, местами на малых предприятиях. Выявлены причины того, что этот коэффициент для женщин оказался в 2 раза ниже, чем для мужчин.

9. Показано, что управление денежными ресурсами малых российских предприятий обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной существенным преобладанием наличного оборота. Сформулированы специфические методы управления денежными потоками, оценки финансового состояния, а также контроля финансовой устойчивости малых предприятий, учитывающие указанную специфику. Доказана пагубность теневой экономики для развития малого бизнеса в современной России.

10: Обоснована необходимость поддержки и развития кооперативных форм между малым, средним и крупным бизнесом. Разработаны основные направления кооперации малого и среднего бизнеса. Сформулировано содержание и основные составные части экономического стимулирования этой кооперации.

11. Обоснована необходимость и предложено содержание целостной системы государственной поддержки малых промышленных предприятий. Показано, что нарушение целостности ведет к неэффективности этой деятельности.

12. Разработаны предложения по содержанию и организации государственной координации деятельности малого бизнеса, а также сочетанию координации с прямой поддержкой, в первую очередь, малых предприятий в сфере высоких технологий.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке.

— комплекса мероприятий по стимулированию и поддержке малых промышленных предприятий со стороны государства, региональных и местных властей;

— направлений кооперативного взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса;

— предложений по совершенствованию взаимодействий банков и малых предприятий в процессе финансирования деятельности последних;

— рекомендаций по стратегически ориентированному совершенствованию хозяйственного механизма малых, промышленных предприятий, позволяющему им адаптироваться к сложным условиям рынка и выйти на магистральный путь развития.

Проведенные автором исследования и выводы позволяют расширить" аналитический арсенал управления как отдельных предприятий различных форм собственности, так и государственных структур.

Основные положения и выводы диссертации могут составить теоретическую основу для научных исследований различных проблем экономики, организации и развития малых предприятий, а также смежных областей экономической науки, социологии, демографии и проблем занятости.

Апробация основных результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были использованы в преподавании курса «Экономика предприятий малого бизнеса в России» для студентов отделения Восточной Европы экономического факультета Свободного университета г. Берлина, ФРГ, в докладах «Предприятия малого бизнеса в России» в феврале 2002 года на конгрессе экономистов-практиков в г. Фрайбург, ФРГ, на российско-немецком семинаре в ноябре 2002 года в г. Берлине, ФРГ и на ряде научно-практических конференций в России в период 1998;2000гг.

Полученные теоретические и методологические результаты исследования были использованы при разработке и внедрении концепции развития и адаптации к рыночным условиям малых предприятий — Торговый дом Первоурапьского новотрубного завода и «Експер» г. Москва.

Заключение

.

1. Хотя, вопреки господствующей доктрине, мелкие предприятия в СССР всегда по своей эффективности не только не уступали, но и превосходили крупные и крупнейшие, все советские предприятия были абсолютно однотипны, не зависимо от их величины, поскольку во всех предприятиях действовали одни и те же принципы и правила управления. Поэтому речь могла идти исключительно о количественных, но ни коим образом не о качественных различиях. И только в результате допущения частной собственности — выдающейся инновации последней декады двадцатого столетия — возникла сначала правовая, а затем экономическая база для развития предпринимательской деятельности вообще и малых предприятий в частности.

2. Современный институт малых предприятий в России в своем становлении прошел 4 этапа, различающихся своим качественным содержанием и количественными параметрами. Первый этап (1987 — 1991гг.). Характерной особенностью этого этапа явилось то, что он начался и проходил в условиях социалистического строя, как следствие, предпринимательство рассматривалось большинством участников как дополнительная деятельность, средство повышения доходов и, часто, как способ преодоления существовавших в то время жестких ограничений, касающихся заработной платы. Второй этап (1992 — 1994 гг.). Отличался крайней противоречивостью. Но в жестких условиях «шоковой терапии» малый бизнес превратился практически в нормальную конкурентную проры ночную часть экономики, порой с «дикими» чертами, но уже с конкуренцией малых предприятий. Третий этап (1995 — 1998 гг.). Пришелся на период относительной стабилизации экономики. Малые предприятия начинают действовать в экономической среде, становящейся все более цивилизованной. Четвертый этап (с 1999 г.) — этап начинающейся зрелости малого предпринимательства.

3. Основным критерием малого предприятия является соединение в одном лице предпринимателя-собственника и единоличного управляющего. Отсюда предприятие является малым, если его предприниматель-собственник теоретически может одновременно выступать в роли единоличного управляющего. Данные условия предполагают одноуровневую систему управления, они выполняются для предприятий с числом занятых примерно 40−50 человек, что соответствует размерам малых предприятий, принятым в Европейском Союзе с 1996 г. Целесообразно также выделять микропредприятия, в основе которых лежит семейный принцип организации производства. Численность работающих в этих предприятиях должна быть до 10 чел.

4. Малые промышленные предприятия обладают определенным комплексом преимуществ и недостатков по сравнению с крупными и средними предприятиями. Эти преимущества и недостатки по-разному проявляются в зависимости от преобладающей фазы рынка. На наибольший выигрыш в случае удачи могут рассчитывать предприятия вышедшие на рынок на стадии инвенции или инновации. У этих предприятий есть шансы достаточно быстро покинуть класс малых предприятий. На зрелом рынке малые промышленные предприятия ждет тяжелая судьбы, за исключением случая, когда малое предприятие выходит на рынок, не интересный для более крупных предприятий. В этом случае оно может в течение довольно длительного времени функционировать как малое, но едва ли сможет подняться выше. Наконец, выход малого промышленного предприятия на стагнирующий или кризисный рынок является, как правило, совершенно бессмысленным.

5. В качестве наиболее эффективного метода анализа процессов развития малого предпринимательства предлагается использовать конфигурационный, или факторный подход. Конфигурация — это группа связанных между собой факторов, которые являются источниками (причинами) развития малого предпринимательства. Развитие предприятия вообще, в том числе, и малого, идет по пути развития конфигураций. Комплексное взаимодействие различных факторов рассматривается как во времени, так и в пространстве. Новая конфигурация малых предприятий находится под влиянием таких факторов, как окружающая среда, капитал, ресурсы, потенциальный спрос, его динамика. Конфигурационный подход позволяет определить отношения между переменными в успешно развивающейся конфигурации и указывает, какие факторы должны быть активизированы для получения синергии, означающей успех.

6. Общее число малых предприятий, снижавшееся в 2000;2001 гг. в 2002 г. заметно возросло. Однако доля малых промышленных предприятий снижается с 1999 г., а доля малых научно-технических предприятий — в течение всего рассматриваемого периода (с 1996 г.), что подрывает инновационный потенциал российского малого бизнеса. Неуклонно в течение всего периода росла лишь доля малых предприятий торговли и общественного питания. Число занятых в малых предприятиях последние 2 года снижается. Структурные изменения в числе занятых такие же, как указаны выше. Доля промышленных малых предприятий в стоимости продукции всего малого бизнеса заметно выше, чем в числе занятых и не имеет ярко выраженной понижательной тенденции, что можно объяснить процессами постепенного укрупнения малых промышленных предприятий.

7. Отраслевая структура малых промышленных предприятий довольно близка к структуре промышленного производства в целом, однако при анализе на более детальном уровне подотраслей промышленности проявляются заметные различия. Промышленное производство на малых предприятиях сконцентрировано в целом в довольно узком числе подотраслей: на 5 подотраслей (из 150) приходится 41,4% всех занятых на малых промышленных предприятиях, на 10 подотраслей — 57% и на 20 — 74%. В российской промышленности пока нет подотраслей, в, которых производство на малых предприятиях носило бы преобладающий характер. В то же время почти 50% всех занятых на малых промышленных предприятиях работают в подотраслях, где доля малых предприятий превышает 15% продукции отрасли, хотя в совокупности они производят менее 1,5% всей промышленной продукции страны.

8. Существует весьма значительная дифференциация регионов по развитию малого предпринимательства. Плотность малых предприятий по регионам колеблется от 38 предприятий на 10 тыс. жителей в Северном экономическом районе до 160 чел. в Северо-Западном. По отдельным субъектам федерации различия еще больше, хотя эти результаты несут на себе все отпечатки недостатков статистики малого предпринимательства. Основные факторы, определяющие региональные особенности развития и размещения малых промышленных предприятий, в основном, совпадают с тем комплексом факторов, который обусловил развитие и размещение всей промышленности в целом. Влияние этого комплекса на развитие малых предприятий составляет примерно 50% и колеблется от 31% в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности до 94% в топливной. Среди остальных факторов, влияющих на развитие малых предприятий в промышленности, мы выделили различия в половозрастной, национальной, поселенческой структурах населения. Существует и не ярко выраженное влияние регионального фактора. Естественно, в каждом случае существуют и случайные факторы, но их воздействие не велико.

9. Между динамикой производства на малых промышленных предприятиях и в промышленности в целом существует не очень сильная положительная связь. За последние 10 лет динамика образования и малых предприятий, и предприятий, не являющихся малыми, подчинялась одному и тому же закону: в период кризиса процесс образования новых предприятий шел медленнее всего, в период стабилизации этот процесс несколько оживился (хотя и не принципиально), а с началом экономического роста произошло его заметное ускорение. Несмотря на отдельные отраслевые особенности, в целом по промышленности параметры изменения указанного процесса были практически одинаковы у малых и у прочих предприятий. Полученные результаты показывают, что, по крайней мере, в прошедшее десятилетие в промышленности России малые предприятия не выполняли часто приписываемую им компенсаторную функцию. В период кризиса не происходило увеличения числа малых предприятий, «втягивающих в себя» избыток рабочей силы, остающейся «не у дел» на крупных предприятиях.

10. Фактически используемые малыми промышленными предприятиями основные фонды примерно в 3−3,5 раза больше, чем показывается t в отчетах малых предприятий. Разница возникает за счет использования малыми предприятиями значительного количества арендованных фондов, но в большей степени за счет использования фондов, переданных им бесплатно или по очень низкой стоимости. Поэтому показатели эффективности использования фондов в малых предприятиях завышены.

11. Малые промышленные предприятия в течение 10 лет реформ в известной степени выступали в качестве компенсатора сокращения числа занятых на крупных предприятиях. Предложенный нами коэффициент замещения по всем малые предприятиям оказался равным 35,7%, что можно интерпретировать, как-то, что на 1000 рабочих мест, утраченных в крупных и средних организациях, было создано 357 рабочих мест на малых предприятиях. Для мужчин этот коэффициент оказался равным 53%, для женщин — 22,6%. Доля женщин среди занятых на малых предприятиях практически во всех отраслях существенно ниже, чем в соответствующей отрасли в целом. Одной из главных причин являются различия в уровнях оплаты труда на малых и прочих предприятиях.

12. Управление денежными ресурсами малых российских предприятий обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной «нестандартным» соотношением наличного и безналичного оборота. Эта специфика предполагает использование соответствующих методов управления денежными потоками, методов внутреннего контроля финансовой устойчивости малого предприятия со стороны его собственников и менеджеров, а также использования адекватных способов оценки финансового состояния партнеров — малых предприятий. В течение всего периода реформ малый бизнес использовался в качестве канала перекачки денег из «белой» экономики в «серую».

13. Становление малых предприятий происходило и происходит, в основном, в результате инвестирования собственных средств сначала учредителями, а затем самими малыми предприятиями. В настоящее время наиболее действенным институтом кредитования малого бизнеса является не Российская кредитная система, а, в первую очередь, парабанковская система в лице коммерческого кредита производителей, оптовых торговцев, программы иностранных государств в поддержку малого предпринимательства России и Федеральный фонд поддержки малых предприятий. Одной из главных причин такого положения является «теневой» характер значительной части оборота малых предприятий.

14. Кооперацию малого и крупного бизнеса в настоящее время можно обнаружить в торгово-сбытовой деятельности, субподряде, финансовой сфере. Формирование производственной кооперации находится в начальной стадии. Между тем, в производственной кооперации заинтересованы обе стороны. Развернуть кооперацию малого и крупного бизнеса в должной мере не позволяет в настоящее время недостаток финансовых средств. Малые предприятия могли бы играть более активную роль в замещении разорванных в ходе реформы старых кооперационных связей между предприятиями.

15. Для эффективного становления и развития малых промышленных предприятий необходима целостная система их государственной поддержки, включающая в себя законченную совокупность субсистем. Эти субсистемы должны охватывать все стороны деятельности малых предприятий. Одной из важнейших форм поддержки является ориентированная на малый бизнес налоговая система. Совершенствование налогообложения — комплексная задача. Установление той или иной процентной ставки к полученной прибыли, совокупному доходу или валовому обороту не приведет к желаемому результату, если другие вопросы, связанные с финансово-кредитными отношениями малых предприятий с государством, банковской системой и крупным бизнесом оставить без изменений.

16. Государство должно осуществлять эффективную координацию деятельности малых предприятий. Основными инструментами координации являются нормативно-правовая база, система налогово-финансовых регуляторов, ценовая и инвестиционная политика, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого бизнеса, консультационная, логистическая, рекламная и иная поддержка малых предприятий, действующих в сфере высоких технологий, в том числе при их выходе на внешний рынок и др. В то же время проведение активной научно-технической политики предполагает прямое участие государства в финансировании наиболее перспективных инноваций.

17. Дальнейшее развитие малого промышленного предпринимательства и превращение его в ведущий фактор экономического роста связаны с решением ряда задач, среди которых разработка способов эффективного трансфера знаний от их разработчика до малого предприятия, расширение компетенции малого предпринимательства, становление и развитие в малых предприятиях информационного менеджмента. Процесс глобализации экономики превращает аутсорсинг в настоятельную необходимость, обеспечивая устойчивое существование малому бизнесу в промышленности. Однако при этом надо учитывать проблемы, связанные с широким его использованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Andretsch D., ACS, Z. Innovations in Small Firms. Cambridge: MIT Press, 1991.
  2. Busse von Colbe W., Lassmann G. Betriebswirtschaftstheorie. Berlin-Tokio, 1993. Bd. l, 2,3
  3. Chandler A-D. Scale and Scope. The Dynamics of Industrial Capitalism (Cambridge) London, 1990
  4. Diederich H. Allgemeine Betriebswirtschaftslehre. Stuttgart, 1993
  5. W. (Hrsg.) 150 Jahre Siemens. Das Unternehmen von 1847 bis 1997. Miinchen, 1997
  6. Herman T. Handbuch psychologischer Grundberiffe. Munchen, 1977.
  7. Herzberg F., Masner, В., Snydermann, B. The motivation to work. New York, 1959.
  8. Illetschko L.L. Unternehmenstheorie. Elemente rationeller Betriebslenkung. Wien-N.Y., 1967
  9. Kalaitzis D- Kneip H. Outsoursing in der Instandhaltung. Koln, 1997.
  10. Loitlsberger E. Grundriss der Betriebswirtschaftslehre. Wien, 1996.
  11. Mugler I. Betriebswirtschaftslehre der Klein und Mittelbetriebe. Wien, 1995.
  12. Porter M. Corporative Strategy. New York, 1986.
  13. Schlicht E. Grundlagen der okonomischen Analysen. Hamburg, 1977.
  14. Schumpeter I. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung. Leipzig, 1912.
  15. Sombart W. Der moderne Kapitalismus. Dunker Humbolt, Berlin, 1969.
  16. Staehle W.H. Management. Eine verhaltenswissenschaftliche Perspektive. Munchen, 1994.
  17. Wohle G. Einfuhrung in die Allgemeine Betriebswirtschaftslehre. Munchen, 1993
  18. JI. На перепутье. Размышления о судьбах России. М., 1993
  19. JT. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997, № 6
  20. Е. В. Управление персоналом в малых инновационных фирмах// Тезисы Международного научного конгресса (15−17 мая 1996).
  21. Т. Диверсификация деятельности малых предприятий // Вопросы экономики. 1997, № 6
  22. П.А. Правовые основы предпринимательской деятельности. С.-П., 1994
  23. А.К. Микрокредитование как форма поддержки малого и среднего бизнеса в республике Казахстан // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2002. № 2
  24. И.Т. Основы финансового менеджмента. М., 1994
  25. Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. М., 1995
  26. О.Т. Моя летопись переходного времени. М, Экономика, 2000.
  27. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. СПб: «Питер», 1999.
  28. В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М, Финансы и статистика, 2001.
  29. К. Система поддержки малого и среднего бизнеса в Германии // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2.
  30. Ю. Малые и средние предприятия: политика и управление // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2.
  31. Е., Виленский А. Кредитование малых предприятий. // Вопросы экономики. 2001, № 4.
  32. В.А.Рубе Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000,
  33. С. В. Инновации в интересах преодоления неплатежеспособности санируемых предприятий// Тезисы Международного научного конгресса (15−17 мая 1996).
  34. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики. 1997, № 6
  35. А. Этапы развития малых предприятий в России. // Вопросы экономики. 2000. № 7.
  36. В.В. Экономика России. М, Юристъ, 2001.
  37. В.И., Данько Т. П., Слепов В. А. Предприятие: маркетинг и цены. Учебное пособие. М., 1992
  38. А. Венчурный капитал и малое предпринимательство //Общество и экономика: 1999. N12
  39. Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику. Вопросы экономики. 1998, № 4.
  40. В.А. Малые и средние предприятия: финансово-кредитные проблемы развития. // Банковское дело. 2003. № 6
  41. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса. Вопросы экономики. 2001. № 4.
  42. С. Центральный банк против промышленности России. Вопросы экономики. 1998. № 1,2
  43. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса//Вопросы экономики -2000г. -N11.
  44. Ф. Инновационная деятельность промышленных предприятий России//Инвестиции в России -2000г. -N 3.
  45. Ф.Ф. Деловая активность субъектов малого предпринимательства в различных секторах экономики России во 2-м полугодии 2001 года // Вопросы статистики. 2002. № 5.
  46. Т. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве//Экономист. 1999. № 6
  47. И.Ф. О конкуренции на российском рынке инвестиций // Финансы и кредит. 2003. № 4
  48. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II. М., 1996
  49. А.Н. Субконтрактация и аутсорсинг // Финансовый менеджмент. 2003. № 3
  50. С.Ю. Региональные банки: ориентация на экономический рост. М., 1997
  51. A.M., Крутик А. Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. С.-П., 1992
  52. А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994—1997 гг..г. Вопросы экономики. 1998. № 2.
  53. История предприятия в России. Книга 2. М, РОССПЭН, 2000.
  54. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключеваязадача // Проблемы теории и практики управления: 1999. № 2
  55. И. Приоритетные направления налоговых реформ в рыночной экономике второй половины XX века. М., 1998.
  56. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика. 1999.
  57. В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М, Финансы и статистика, 1997.
  58. А. Перераспределение собственности в частном бизнесе // Вопросы экономики. 1997, № 6
  59. А. Проблемы создания инновационных центров // Промышленность России. 2002. № 2/3.
  60. С. Развитие малого бизнеса в контексте регулирования рынка труда // Человек и труд. 2002. № 3.
  61. Г. Б. Предпринимательство как фактор развития. // США. Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 6.
  62. А.Б., Пименова A.J1. Введение в предпринимательство. С.-П., 1995
  63. Д. Кооперация мелких товаропроизводителей как инструмент хозяйственного управления //Проблемы теории и практики управления: 1999. — N3.
  64. Курс переходной экономики. Учебник для вузов. Под ред. Акад. Л. И. Абалкина. М. 1997.
  65. Ф. Успех малого бизнеса : Пер. с англ. Таллинн: Klando Ltd, 1994.
  66. В.М. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации //Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С.29−38.
  67. В. Влияние формирования рыночного хозяйства на социальные процессы. Экономист. 1997, № 12.
  68. В., Новицкий Н. Совершенствование финансово-налоговой системы. Экономист. 1998. № 2.
  69. Малое предпринимательство в России. 1999. Официальное издание Госкомстата России. М. 20 001.
  70. Малое предпринимательство в России. 2002. Официальное издание Госкомстата России. М. 2002.
  71. Малые предприятия. М.: ПРИОР, 1996.
  72. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Под ред. Пихлера Й. Х., Пляйтнера Х. Й., Шмидта К.-Х. М.: Международные отношения, 2002.
  73. О.Г. Свободная экономика и управление предприятием. С.-П., 1993
  74. . Управление: пути преодоления кризиса // Вопросы экономики. 1997, № 6
  75. .З. Реформы управления и управление реформами. М. 1994.
  76. .З. Фактор доверия при проведении экономических реформ. Вопросы экономики. 1998, № 4.
  77. Н.К. Система поддержки малых предприятий с помощью бизнес-инкубаторов. М, 1999.
  78. Московское имущество. Обретение хозяина и интересы города. М., 1996. Вып.2.
  79. А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б.- Малый бизнес : Экономика, организация, финансы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  80. , Ян. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе: Пер. с англ. М.: Аудит, 1996.
  81. Дж. Хэррис. Международные финансы. Пер. с англ. М., 1996.
  82. Народное хозяйство СССР в 1960 г.: Стат. ежегодник М.: 1961.
  83. Народное хозяйство СССР в 1965 г.: Стат. ежегодник М.: 1966.
  84. Народное хозяйство СССР в 1972 г.: Стат. ежегодник М.: 1973.
  85. Народное хозяйство СССР в 1980 г.: Стат. ежегодник М.: 1981.
  86. Народное хозяйство СССР в 1984 г.: Стат. ежегодник М.: 1985
  87. Народное хозяйство СССР в 1987 г.: Стат. ежегодник М.: 1988.
  88. Народное хозяйство СССР в 1988 г.: Стат. ежегодник М.: 1989.
  89. Народное хозяйство СССР в 1989 г.: Стат. ежегодник М.: 1990.
  90. А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма. М. 1996.
  91. Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист -2000г. -N 6.
  92. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 3.99.0льсевич Ю. Я. Теории экономических трансформаций. М., 1997.
  93. С. В. Посредничество в сфере инноваций // Тезисы Международного научного конгресса (15−17 мая 1996).
  94. Основы экономической теории. Политэкономия. Под ред. Д. Д. Москвина. М., 1998
  95. Г. В. Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. Комментарий. М., 1996.
  96. Х.Й. Значение «человеческого фактора» для малых и средних предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2.
  97. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики). М., 1993
  98. , И. И. Мелкие фирмы в США : Экономика и управление. М.: Наука, 1989.
  99. И.И. Кредиты для малого бизнеса: государственные гарантии. // США. Канада: экономика, политика, культура. 2002. № 5.
  100. П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы теории и практики управления: 1999. № 2
  101. Я. Инвестиции в реальную экономику//Инвестиции в России -2000г. -N 3.
  102. И. Инвестиционный голод или отсутствие инвестиционного аппетита? //Российский инвестиционный вестник. 1997. -№ 5. -С.12.
  103. Роль собственных источников финансирования инвестиций промышленных предприятий// Экономист -1999. -N8
  104. Российский статистический ежегодник 19 982 000. М, Госкомстат, 19 982 000.
  105. Российский статистический ежегодник 2000. М, Госкомстат, 2000.
  106. Российский статистический ежегодник 2001. М, Госкомстат, 2001.
  107. Российский статистический ежегодник 2002. М, Госкомстат, 2002
  108. Россия в цифрах. 2003. Краткий стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2003.
  109. Г. И., Мартынов В. Г. Курс рыночной экономики. Под ред. Г. И. Рузавина. М., 1994.
  110. И. Российский малый бизнес: система координат // Человек и труд. 2002 № 7
  111. Рыночная экономика. Основы бизнеса. М., 1994
  112. Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М, ИНФРА, 2001.
  113. Ю. Структура стоимости частного бизнеса как показатель уровня его развития // Вопросы экономики. 1997, № 6
  114. Система поддержки и развития малых предприятий в Москве. М., РАН, Институт экономики 1998
  115. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России (доклад ИЭ РАН). Вопросы экономики. 1998. № 6.
  116. Статистический бюллетень № 3 (87). Май 2002 г.
  117. Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
  118. Е.С. Финансовый менеджмент. М, Перспектива, 1993.
  119. Е. О новых ориентирах экономической политики. // Вопросы экономики. 1998, № 5
  120. Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт //Экономика и общество. 1998.-№ 1.
  121. Г. А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995
  122. Улюкаев А, Государственные финансы и региональное развитие //Вопросы экономики. 1998. — № 3.
  123. А.В. Система межбюджетных отношений в РФ //Финансы. 1998. — № 2
  124. В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., 1994
  125. Федеральный Закон об акционерных обществах.М., 1996
  126. В. Роль регионов в организации инвестиций// Экономист -1999. -N6.
  127. В. Инвестиции и производство//Экономист -2000г. -N10.
  128. А. «Рядовой инвестор» и его инвестиционные це-ли//Рынок ценных бумаг -2000г. -N 5.
  129. Финансовое управление компанией. Под ред. Е. В. Кузнецовой. М., 1996.
  130. Финансовые пути России: программы, концепции, технологии. М.: 1998.
  131. Финансовый менеджмент (учебно-практическое руководство). М., 1993
  132. Финансы предприятий. Учебное пособие. Под ред. Проф. Колчиной Н. В. Изд.2. Изд. ЮНИТИ. М. 2001
  133. П. Прямые иностранные инвестиции для России : Стратегия возрождения промышленности. -М.: Финансы и статистика, 1999.
  134. Ю. Защита частных иностранных инвестиций в Российской Федерации и содействие их осуществлению//ЭКО -2000г. -N 1.
  135. П. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. 2002. № 7.
  136. А. Курс прпредпринимательства едприятия. Практическое пособие. Перев. с англ. М., 1993
  137. А., Обыденнова Т. Трудовые отношения в российских малых предприятиях. // Вопросы экономики. 2001, № 4.
  138. В. Инвестиции и безопасность//Экономика. Политика. Инвестиции -1998г. N 1
  139. Что мешает иностранным инвесторам в России? //Инвестиции в России -2000г. -N 2.
  140. Чу баков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М., 1996
  141. . Международный трансфер технологий: опыт американских корпораций //Проблемы теории и практики управления 1999.-N2
  142. Ф. Предприятие в России: становление и проблемы развития. М. 1996
  143. А. Национальная система гарантирования инвестиций на региональном уровне//Инвестиции в России -1999г. -N12.
  144. И. Регулирование инвестиционного процесса на региональном уровне //Финансовый бизнес 1997. — № 4. — С.32−35.
  145. О. Современные тенденции развития малых предприятий в России. // Вопросы экономики. 2001. № 4.
  146. Шесть лет экономических реформ в России. Институт экономики РАН. М, 1998
  147. Шеховцов. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах. // Вопросы экономики. 2001. № 4
  148. Н. Новый этап российских реформ: пределы и возможности. // Вопросы экономики. 1998, № 1.
  149. Экономика предприятия. Под ред. Проф. Семенова В. М. М., 1996
  150. Экономика предприятия. Учебное пособие. Под ред. Проф. Сафронова Н. А. Изд. ЮРИСТЪ. М. 2001
  151. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г. Г. Меликяна, Р. П. Колосовой, М., 1996
  152. Экономическая безопасность (финансы, банки) Под ред. В. К. Сенчагова. М., 1996
  153. Экономические реформы в России (итоги, перспективы). Под ред. В. П. Логинова. М., 1997
  154. О. Оценка финансовой эффективности и рисков реальных инвестиций при различных возможных вариантах развития макроэкономической ситуации//Инвестиции в России -1999г. -N 10.
  155. О.О. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Аудит и финансовый анализ. 2002. № 1
  156. Ю.Я. Экономика России: перемены и перспективы. М., 1996
  157. Е. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию: пора перемен?/ /Мировая экономика и международные отношения -1999г. -N11.
  158. Н. М. Преодоление инвестиционного кризиса и развитие лизинга в России//Финансы -1999г. -N10
Заполнить форму текущей работой