Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамика юношеской рефлексии в процессе психологического консультирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в результате проведенного исследования мы обнаружили, что процесс интеграции новой информации в «Я» подростка ведет к изменению одного из объектов, представленных в объектном отношении, — подростка, а вместе с этим, — и к реконструкции существующих объектных отношений. Тем самым прошлое превращается в настоящее, открывая для подростка новые возможности и перспективы. Однако следует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понимание рефлексии в психологии и смежных науках
    • 1. Понимание рефлексии в зарубежной и отечественной психологической науке
    • 2. Особенности развития рефлексии в юношеском возрасте
  • Глава 2. Теоретический анализ процесса психологического консультирования
    • 1. Понимание психологического консультирования в зарубежной и отечественной науке
    • 2. Особенности психологического консультирования в юношеском возрасте
  • Глава 3. Анализ результатов исследования динамики юношеской рефлексии в процессе психологического консультирования
    • 1. Обоснование методов исследования
    • 2. Анализ результатов исследования

Динамика юношеской рефлексии в процессе психологического консультирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Сегодняшняя ситуация, сложившаяся и продолжающая развиваться в нашей стране, характеризуется, на наш взгляд, двумя важнейшими характеристиками.

Вместе с развитием информационных технологий и средств массовой информации, происходит расширение жизненного пространства человека, увеличивается количество потенциальных объектов, а вместе с ним, — их влияние на субъекта. Появление новых объектов видоизменяет существующие объектные отношения, происходит «сгущение» объектов, что в конечном счете затрудняет реконструкцию объектных отношений. В результате личностная идентичность оказывается уязвленной, приводя к различным негативным последствиям.

Далеко идущие изменения в мире в целом, включая глобальную небезопасность ядерного века воздействуют на индивида через разрушение социальных и семейных структур. В результате желание уверенности и защищенности становятся особенно актуальным.

В связи с этим, в центр внимания психотерапии и психологической помощи попадает тема безопасности, надежности, как противовес разрушению исторических и психосоциальных структур. И клиенты, и психотерапевты не удовлетворяются работой в рамках психологии конфликта и нуждаются в цельности, поддержке, нарциссической безопасности.

Все сказанное в равной мере относится и к людям зрелого возраста, и к подросткам. Однако, существенная разница, определяющая предпочтение оказания помощи в реконструкции объектных отношений подросткам заключается в том, что идентичность подростка в возрасте 16−17 лет находится в процессе становления, а психосоциальное влияние на подростков дает им «второй шанс» (Bios, 1985) для реконструкции объектных отношений, сложившихся в рамках семьи и ближайшего окружения. Фактором, определяющим успешность реконструкции объектных отношений является достигнутый уровень рефлексии. Таким образом, в фокус психологической помощи в юношеском возрасте попадает развитие рефлексии.

В современных исследованиях отечественной психологии понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления (Давыдов В.В., Захарова А. В., Боцманова М. Э., Семенов И. Н., Степанов С.Ю.), памяти (Лактионов А.Н., Муканов М.М.), сознания (Гуткина Н.И., Муканов М. М., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Смирнова Е. В., Сопиков А.П.), личности (Гуткина Н.И.), общения (Андреева Г. М., Бодалев А.А.). Результаты этих исследований не всегда можно практически использовать в психологическом консультировании подростков.

В исследованиях, посвященных психологическому консультированию и психотерапии (Фрейд 3., Адлер А., Юнг К., Лакан Ж., Клейн М., Роджерс К., Перлз Ф., Франкл В., ЭллисА., КеллиДж., Мей Р., Столин В. В., Савенко Ю. С., Братусь Б. С., КопьевА.Ф., Спиваковская А. С., Петровская Л. А. и др.), и в юношеском возрасте в частности (Бодалев А.А., Столин В. В., ЛичкоА.Е., Волгина М. Н., ШадураА.Ф., Ряшина В. В., Шутенко Е. Н., Соколова Е. Т., Филонов Л. Б. и др.), понятие «рефлексия» либо вообще не используется, либо упоминается в контексте результатов психологической работы, что, однако, не проясняет сущности самого феномена рефлексии и оставляет открытым вопрос, каким образом в процессе психологического консультирования в юношеском возрасте возможно стимулировать динамику рефлексии клиента.

Исходя из вышесказанного мы определили цель исследования как выявление факторов, благодаря которым в процессе психологического консультирования достигается динамика юношеской рефлексии.

Гипотеза исследования.

Понимание рефлексии как процесса и результата реконструкции субъектом объектных отношений позволяет сделать рефлексию предметом, а ее развитие считать результатом психологического консультирования. Реконструкция объектных отношений в процессе психологического консультирования позволяет стимулировать динамику рефлексии в юношеском возрасте.

Объект исследования.

Юноши (девушки) в возрасте 16−17 лет.

Предмет исследования.

Динамика юношеской рефлексии в процессе психологического консультирования.

Задачи исследования.

1. Анализ теоретико-экспериментальных исследований рефлексии в психологии и смежных науках.

2. Анализ теоретических исследований, посвященных проблемам психологического консультирования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение особенностей психологического консультирования в юношеском возрасте.

3. Выявление места и роли динамики рефлексии в процессе психологического консультирования в юношеском возрасте.

Методы исследования включают:

— анализ философских, психологических, педагогических источников по проблеме исследования;

— эмпирическое исследование динамики рефлексии в процессе оказания психологической помощи с применением различных типов репертуарных решеток (модифицированный вариант ролевой репертуарной решетки Дж. Келли, импликативная решетка Д. Хинкла, графическая процедура иерархического анализа системы конструктов Гленвилла).

Выборка и структура экспериментального исследования.

Экспериментальная работа строилась в два этапа. На первом этапе разрабатывалась методика работы с подростком в процессе индивидуального психологического консультирования.

Основной этап экспериментального исследования — осуществление психологической помощи в рамках индивидуального психологического консультирования, описание динамики и определение особенностей юношеской рефлексии. Клиентами психологической консультации стали 60 человек (43 девушки и 17 юношей, возраст 16−17 лет).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в изучении динамики юношеской рефлексии в процессе психологического консультирования. В результате проведенного исследования показано, что динамика рефлексии в процессе оказания психологической помощи может быть достигнута через реконструкцию объектных отношений клиента.

Выявлены особенности юношеской рефлексии, а также факторы, способствующие динамике и развитию рефлексии в процессе психологического консультирования в юношеском возрасте.

Практическая значимость исследования.

Данные исследования и теоретическое обоснование методики позволит практикующим психологам оказывать психологическую помощь клиентам, опираясь на теорию отношений (Клейн М., Винникот Д., Фигдор X.).

Разработанная методика может быть использована как в рамках оказания психологической помощи подросткам и юношам (психологические консультации, школьные психологические службы, семейное консультирование), так и в целях личностного развития (семинарские занятия, уроки психологии).

Данные исследования позволяют сформулировать тактику работы практического психолога в условиях ограниченного для психологической работы с клиентом времени. Методика работы подразумевает широкие возможности ее модификации в зависимости от задач психологической работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования использовались в процессе консультационной работы в качестве психолога-консультантапреподавательской работы со студентами факультета педагогики и психологии МПГУ им. В. И. Ленинана семинарских объединениях «Театра зрительских историй» (г. Москва). Обсуждение основных положений исследования проходило на заседании лаборатории социально-психологической реабилитации личности в ГНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Рефлексия — есть процесс и результат реконструкции субъектом объектных отношений, где результатом является подтверждение существующих и появление новых знаний о себе.

Объектные отношения — отношения субъекта, при которых на объект направлены стремления и существует устойчивый во времени субъективный внутренний образец этих отношений.

2. Целью психологического консультирования в юношеском возрасте является помощь в реконструкции объектных отношений и развитие рефлексии.

3. Реконструкция объектных отношений в процессе психологического консультирования позволяет стимулировать динамику рефлексии в юношеском возрасте.

Результаты исследования позволяют отметить, что консультанту необходимо также узнать у клиента, по каким из конструктов он желал бы изменений с тем, чтобы совместно определить, возможны ли они. Например, подросток хотел бы измениться по конструкту «больше и дольше переживаем неудачи — проще переживают неудачи». Этот конструкт расположен на последнем уровне системы, но находится в реципроктных отношениях с конструктом «недвуличные — двуличные», расположенном на два уровня ниже, который в свою очередь находится в реципроктных отношениях с базовым конструктом. Таким образом, изменение по конструкту «больше и дольше переживаем неудачи — проще переживают неудачи» оказывается невозможным без потери тождественности «Я» подростка. В некоторых системах связь между конструктами настолько тесная, что вся система в целом не подвержена никаким изменениям. В таких случаях приходится искать совместно с подростком новые конструкты, либо переформулировать старые.

Подобным образом должны быть проанализированы все конструкты системы, причем особое внимание следует уделять тем из них, которыми сильнее интересуется сам подросток. Сталкиваясь с противоречиями и пытаясь их разрешить, подросток получает новую информацию о самом себе и, тем самым, возможность изменить конструкты или связь между ними.

Основная задача, которая должна быть решена на заключительном этапе работы, — это интеграция обнаруженных стремлений подростка в представление о себе, в свое «Я». Для этого необходимо рассмотреть совместно с подростком, каким образом эти стремления проявляются в повседневной жизни подростка, — уже не только в связи с теми значимыми людьми, на которых они направлены первоначально. Так, подростки начинают вспоминать различные ситуации, в которых проявляются те или иные их стремления. Клиентка, которая осознала свое стремление быть защищаемой, в процессе анализа своей системы конструктов рассказала, что она ожидает защиты и со стороны своего молодого человека, и часто ссорится с ним, поскольку ее ожидания не оправдываются. «Наверное, он такой же, как моя подруга, — ему самому еще необходима защита» , — пришла она к выводу. Чем четче удается проследить присутствие тех или иных стремлений подростка в его жизни и их влияние на взаимоотношения с окружающими людьми, тем легче происходит их интеграция в «Я» подростка. Присутствие одинаковых стремлений по отношению к разным объектам позволяет объединять эти объекты по одному основанию: внутренней картиной отношения к ним подростка. В приведенном выше примере объекты «мать» и «молодой человек» могут быть объединены на основании одного и того же стремления подростка — стремления быть защищаемой. Осознание подростком того, что одно и тоже стремление проявляется по отношения к двум разным людям облегчает подростку понимание этого стремления, как исходящего от собственного «Я», а не как обусловленное влиянием этих людей, и, тем самым, способствует интеграции стремления в «Я» .

Однако интеграция обнаруженных стремлений в «Я» подростка окажется поверхностной и неполной, если эта новая информация не будет соотнесена с существующими представлениями о своем «Я». Здесь уместно вернуться к тому, о чем мы говорили в Главе 1, а именно — к процессу децентрации, осуществляемому во временном пространстве личности. Подобная децентрация обеспечивает возможность одновременно испытывать переживания в настоящем и сравнивать их с имеющимися представлениями о себе. Представления о своем «Я» по своей сути состоят из прошлого: прошлых ситуаций взаимодействия с другими людьми, собственных переживаний и, сделанных на их основе, выводов и обобщений. Несоответствие представлений о себе и существующих стремлений ведет к противоречию, которое разрешается обнаружением таких аспектов собственного «Я», которые субъективно воспринимаются теперь, как «не-Я». В момент обнаружения не-Я" происходит интеграция новой информации и существующих представлений о себе, которые подтверждаются как «Я». Этот процесс дифференциации-интеграции приводит к (пока еще смутному) переживанию новой идентичности, которую можно условно обозначить, как «новое-Я». ~.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы обнаружили, что процесс интеграции новой информации в «Я» подростка ведет к изменению одного из объектов, представленных в объектном отношении, — подростка, а вместе с этим, — и к реконструкции существующих объектных отношений. Тем самым прошлое превращается в настоящее, открывая для подростка новые возможности и перспективы. Однако следует заметить, что этому «новому-Я» подростка еще предстоит пройти «проверку реальностью»: реконструкция объектных отношений влечет за собой и изменения реальных взаимоотношений с окружающими, в особенности, значимыми людьми. При этом последние остаются в рамках сложившихся ранее отношений с подростком, и могут оказывать сознательное или подсознательное сопротивление их изменению. В свою очередь, и для подростка сложившиеся ранее отношения могут оказаться более привлекательными по сравнению с необходимостью их изменения. В обоих случаях новые знания о самом себе могут быть проигнорированы, оставляя тем самым подростка в рамках прежних объектных отношений. Поэтому, если со стороны консультанта существуют подозрения в возможности подобных ситуаций, желательно провести специальную беседу вместе с подростком и его близким окружением (в первую очередь с родителями или лицами их заменяющими). Также желательно все материалы совместной работы (две решетки и графическое изображение системы конструктов) передать подростку в конце заключительной встречи.

Заключение

.

Рефлексия — процесс и результат реконструкции субъектом объектных отношений, где результатом является подтверждение существующих и появление новых знаний о себе. В соответствии с этим мы определили динамику рефлексии (рефлексия как процесс) как движение, проходящее несколько этапов:

— подтверждение имеющихся знаний о себе («Я»);

— появление новых знаний о себе;

— обнаружение таких аспектов собственного «Я», которые субъективно воспринимаются, как «не-Я» ;

— интеграции новых знаний о себе и существующих представлений о себе, которые подтверждаются как «Я» («новое-Я»).

Перечисленные этапы динамики рефлексии выступают и как этапы процесса реконструкции объектных отношений подростка. В соответствии с предложенной методикой работы на основе репертуарных решеток Дж. Келли данные этапы имели следующее содержание.

На этапе подтверждения имеющихся знаний о себе клиент актуализирует свои представления о себе самом, и значимых других людях. Результатом этого этапа совместной работы является определение объектов и формулирование конструктов, которые выступают как представления о себе, объективированные в значимых других.

На этапе появления новых знаний о себе присходит совместное с психологом выявление собственных стремлений, направленных на объекты, а также на самого себя как объект. В ходе этой работы подросток переформулирует конструкты первой решетки и заполняет импликативную решетку.

Два последних этапа осуществления рефлексии представляются неразрывно связанными между собой. Обнаружение аспектов «не-Я» и интеграция в «новое-Я» осуществляются при работе с графической процедурой иерархического анализа конструктов. На этом этапе представления подростка о себе рассматриваются с точки зрения их значения для подтверждения тождественности «Я» подростка, а стремления, — с точки зрения значения их реализации в конкретных объектах. Особое внимание уделяется ответу на вопрос в какой степени «Я» подростка может изменяться в желательном направлении, при этом не теряя своей тождественности. При этом сформулированные подростком конструкты рассматриваются как система. Обнаруженные стремления подростка интегрируются в «Я» в той степени, в которой удается проследить их существование в различных жизненных ситуациях и их влияние на взимоотношения с разными людьми. Когда обнаруженные стремления интегрируются в «Я» подростка, как новые знания о самом себе, а часть аспектов «Я» воспринимаются как «не-Я» происходит реконструкция существующих объектных отношений.

Рефлексия как результат проявляется в способности к дифференциации «Я» и «не-Я», связанной с нею способности более тонкой дифференциации психических проявлений других людей, а также способности к интеграции новых знаний в свои объектные отношения.

Итак, результаты проведенного исследования позволяют ответить на вопрос за счет чего происходит динамика юношеской рефлексии в процессе психологического консультирования следующим образом.

Способность к рефлексии тесно связана со способностью к реконструкции объектных отношений. В свою очередь, успешность процесса реконструкции объектных отношений зависит от уровня развития интроспекции и способности к децентрации. Существует два вида децентрации, осуществление которых необходимо для реконструкции объектных отношений. Первый вид — децентрация, как выход за пределы повседневных ситуаций общения со значимыми людьми, что дает возможность увидеть наряду со своими собственными переживаниями и переживаниями другого человека ситуацию в целом. Этот вид децентрации позволяет рассмотреть значимого другого и себя самого как объекты. Второй виддецентрация, осуществляемая во временном пространстве личности, и обеспечивающая возможность одновременно испытывать переживания в настоящем и иметь представления о себе в прошлом и сравнивать их. Несоответствия между имеющимися представлениями о себе и переживаниями, испытываемыми в настоящем, позволяет пересмотреть прошлое с точки зрения настоящего, и тем самым — осуществить реконструкцию объектных отношений. И в том и другом случае, осуществление децентрации зависит от способности разделения своего «Я» таким образом, чтобы одна его часть наблюдала за тем, что переживает другая его часть.

Для реконструкции объектных отношений необходимо не только уметь выявлять объекты, но также и обозначать словами особенности своего отношения к объектам. Это зависит от соотношения «означаемого — означающего» в психическом мире личности. Недостаток означаемого представляется нам связанным со слабой дифференциацией «Я», недостаток означающего — с недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития. Означение позволяет освободить объектное отношение от его первоначальной связи с объектом, сделать предметом рассмотрения вне связи с объектом, а как воплощение стремлений своего собственного «Я» .

Согласно результатам проведенного исследования особенности развития «Я» в юношеском возрасте заключаются в:

— достаточно высоком уровне развития интроспекции;

— трудностями в осуществлении децентрации (в двух ее видах);

— слабой дифференциации «Я», обуславливающей недостаток означаемого;

— недостатке означающего.

Таким образом, осуществление рефлексии в возрасте 16 — 17 лет представляется задачей, самостоятельное решение которой трудно для подростка. Динамика рефлексии достигается за счет организации особой формы взаимодействия между подростком и психологом в их совместной работе. Отношения между психологом и клиентом должны быть опосредованы материалом их совместной работы и, соответственно, отношение клиента к материалу опосредовано отношением к терапевту и отношением терапевта к материалу. Определим основные требования к этим отношениям. Отношения между психологом и подростком должны быть ограничены манифестируемым клиентом материалом. Отношение подростка к терапевту должно быть позитивным. Отношение терапевта к материалу должно способствовать установлению «мы-связи». Благодаря «мы-связи» подросток осуществляет частичную временную идентификацию с консультантом и работает над своим материалом способом, которым работает консультант. Последний, в свою очередь, демонстрирует способ реконструкции объектных отношений, помогая осуществлять децентрацию и находить объекты, направленные на объекты стремления подросткаприбегает к интерпретациям, облегчая процесс означения особенностей объектных отношений. Необходимо отметить, что уже после окончания совместной с психологом работы, подростки, занимаясь самоанализом, могут использовать интернализованные функции консультанта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. -М., Международная педагогическая академия, 1985
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., «Прогресс», 1997
  3. Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества. М., 1983
  4. Г. М. Современная социальная психология. -М., 1981
  5. В.П. Способность к рефлексии как условие возникновения у детей умственных действий сложений, стр. 67−76. В Кн.: Рефлексия в науке и обучении (сб. научн. тр.) АН СССР -Новосибирск, 1989.
  6. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. Вопр. психол., 1996 г., № 1, с. 131−143
  7. Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. -М., «Класс», 1997
  8. Р. Развитие я-концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986
  9. А.Г. Психодрама, ролевая игра, методы дествия. 4.1, Пермь, 1993
  10. Г. Психоаналитические теории личности. «КСП», М., 1996
  11. И.Бодалев А. А. Личность и общение. -М., 1983
  12. Е.В., Юдина Е. Г. Исследование генезиса механизмов рефлексивной самоорганизации познавательной деятельности. В Кн.: Новые исследования в психологии. М., «Педагогика», 1986, № 1
  13. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Автореферат. -М., 1966
  14. Л.И. Особенности самосознания у подростков. /Вопр. психол. № 1, 1995, с. 36−46
  15. Большая Советская Энциклопедия. -М., 3-е издание, 1975, Т. 22
  16. А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс. Вопр. психол., 1984, № 5, с. 17−29
  17. В.П. Культура знание — наука. // Наука и культура. -М., 1984, С.54
  18. В.Б. Исторические типы отношения общества и традиции // Философские науки. -1984, № 5, С. 152
  19. М.Н. «Особенности личности подростка из неполной семьи». В Сб.: «Подростки XX века: проблемы и поиски их решения». Тезисы докладов и выступлений. -М., 1995
  20. Вопр. психол., 1983, № 2, с. 38
  21. Л.С. Собр. соч., Т.4, М., 1984
  22. Г. А., Сербиненко М. В. Межполушарная ассиметрия и проблема сознания // Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983
  23. Голицин Г. А. Рефлексия как фактор развития
  24. Е.А., Турина Т. П. Теоретические и методические подходы к психолого-педагогической реабилитации подростков. В: «Подростки XX века: проблемы и поиски их решения». Тезисы докладов и выступлений. -М., 1995
  25. Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. В кн.: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982
  26. В.В. О двух основных путях развития мышления школьников. В кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов СССР, Тбилиси, 1971, с. 686−687
  27. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии. В Кн.: Рефлексия в науке и обучении. Сб. научн. труд. Новосибирск, 1989
  28. с.М. К истории применения гипноза с лечебной целью в России // Из истории медицины / под ред В. В. Канепа. Вып. 7, Рига: Изд-во АН Латв. ССР, 1967
  29. Ф. На стороне ребенка. «Петербург-XXI век», 1997
  30. .Е. Гипноз, психотерапия, бессознательное. М., НПО «Прагма», 1993
  31. П. Психический автоматизм. -М., 191 332.3ахарова А.В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. -М., 1982
  32. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. -М., 1983
  33. Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие. Выбор психотерапевтической стратегии. Психологический журнал, Том 16, № 1, 1995, с. 115−121
  34. Зб.Кальвиньо М., Столин В. В. Психосемантические различия личностных смыслов. -Вестн. Моск. ун-та. Сер. Х1У. Психология. 1983, № 3, с. 13−22.Е.Р.
  35. И. Критика чистого разума. // Кант И. Сочинения в 6 т. -М.: Мысль, 1965 г. -Т.З
  36. .Д. «Психотерапия». -М., Медицина, 1985
  37. В.Н., Мартьянов Н. В. Рефлексия, как предпосылка целостности общества. В Кн.: Рефлексия в науке и обучении. Сб. научн. труд. Новосибирск, 1989
  38. Дж.С. Сознание и тень времени. Московский психотерапевтический журнал, 1996, 2, стр. 156−165
  39. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993
  40. И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. /В сб. Сист. исслед. Ежегодник, 1975 г., М., 1976 г., стр. 128−148
  41. Кон И. С. Дружба. Изд-во полит, лит-ры, М., 1989
  42. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989
  43. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. -Минск, «Наука и техника», 1993
  44. А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники. МПЖ, 1992, № 1
  45. X., Кехеле X. Изучение результатов психотерпии. Психол. журн., Т.16, № 13, 1995 г., «Наука», М.
  46. И.А. Особенности терапевтической позиции психолога при работе с аутичными подростками. В: Московский психотерапевтический журнал. -М., Центр психологии и психотерапии, 1994, № 2
  47. И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. -М&bdquo- Издательство УРАО, 1997
  48. Куттер П. Современный психоанализ. С.-Пб., Б.С.К., 1997
  49. И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем (стр. 7−19). В Кн.: Рефлексия в науке и обучении (сб. научн. тр.) АН СССР -Новосибирск, 1989.
  50. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. Изд-во «Гнозис», -М., 1995
  51. А.Н. О рефлексивном компоненте мнемического действия. В кн.: Категории, принципы и методы психологии. -М., 1983
  52. ., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. -М., «Высшая школа», 1996
  53. В.В., Никольская О. С., Баенская Б. Р., Либлин М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -М., 1990
  54. .Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблема общения в психологии. — М., 1981, с. 3−18бб.Лоренцер А. Археология психоанализа: Интимность и социальное страдание. -М.: Прогресс-Академия, 1996
  55. К., Энгельс Ф&bdquo- Соч., Т. З, с. ЗО
  56. A.M. Основные направления и проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. -М., 1985
  57. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества. -Психологический журнал, 1984, т.5, № 1, с. 9−17
  58. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., «Класс», 1994
  59. Московский психотерапевтический журнал. -М., Центр психологии и психотерапии, 1993, № 3
  60. В.О. Об истерических формах гипноза. -Одесса, 1888
  61. Московский психотерапевтический журнал, № 2, 1992
  62. М.М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традициональной культуры. В сб.: Исследование рече-мысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979
  63. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985
  64. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. // Вопр. психол., 1989, № 1
  65. Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста. Вестник МГУ. Серия 14 «Психология», № 4, 1984
  66. Е.П. Рефлексия как фактор динамики культуры. В Кн.: Рефлексия в науке и обучении. Сб. научн. труд. Новосибирск, 1989
  67. Общая психодиагностика. / По. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, Изд-во МГУ, 1987
  68. Ф.С. Внутри и снаружи мусорного ведра. -«Петербург XXI век», 1995
  69. В.Ф. Психосемантика сознания. Изд-во МГУ, 1988 г.
  70. Петровская J1.A. Компетентность в общении. -М., Изд-во МГУ, 1989
  71. К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор.-М., Медгиз, 1962
  72. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. Вопр. психол., № 1, 1994, стр. 61−69
  73. В.Г. Особенности рефлексивных процессов в интеллектуальных системах управления, с. 42−48. В Кн.: Рефлексия в науке и обучении (сб. научн. тр.) АН СССР -Новосибирск, 1989.
  74. Н.Г. Французский неофрейдизм. Критический анализ. -М., «Высшая школа», 1986
  75. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности. / Вопр. психол. № 3, 1984 г., стр. 151−157
  76. Проблемы эвристики / Под ред. В. Н. Пушкина. М., 1969
  77. Психологический словарь. -М., «Педагогика», 1983
  78. Психология современного подростка. / Под. ред. Д. И. Фельдштейна, М., Педагогика, 1987
  79. Психология. Словарь. -М., Изд-во полит, лит-ры, 1990
  80. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., «Просвещение», 1991
  81. Рефлексия в науке и обучении: (Сб. научн. тр.) АН СССР Новосибирск, 1989
  82. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: «Прогресс», «Универс», 1994
  83. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия 14, Психология. -1990, № 2
  84. С.С. Рефлексия ученых как фактор функционирования и развития исследовательских программ // Методологические проблемы научно-исследовательских программ. Новосибирск, 1983, с.35
  85. С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973, с. 351−352
  86. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. -М., Прогресс, 1993
  87. ЭО.Ряшина В. В. Использование волшебно-сказочной структуры в психологической практике со старшими школьниками. В: «Подростки XX века: проблемы и поиски их решения». Тезисы докладов и выступлений. -М., 1995
  88. Ю.С. «Психиатрическая» и «психологическая» психотерапия путь к единству Московский психотерапевтический журнал, -М., Центр психологии и психотерапии, 1993, № 4
  89. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентаций школьников на самооценку и на оценку другими людьми. Автореферат/ к.психол.н., М., 1970
  90. ЭЗ.Самойлович Е. В. Роль рефлексии в формировании интеллектуальной культуры специалистов, с. 95−101. В Кн.: Рефлексия в науке и обучении (сб. научн. тр.) АН СССР-Новосибирск, 1989
  91. И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. -М., 1983
  92. И.Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. В кн.: Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983
  93. И.С. Развитие теоретико экспериментальных исследований рефлексивной организации мышления, с. 20−32
  94. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина -М., «Педагогика», 1989д98. Сидоренко Е. В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. С.-П., 1992
  95. И.Е. Психология в клинике: работы отечественных психиатров конца прошлого века. Психологический журнал № 1, 1996 с. 79−92
  96. ЮО.Славсон С. Р. Аналитическая групповая психотерапия девочек-подростков. Из кн.: Аналитическая групповая психотерапия. В Кн.: Знаменитые случаи из практики психоанализа. М., 1995
  97. Е.В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности). В кн.: Социальная психология личности. -Л., 1973
  98. Е.Т. Самосознание и самооценка при анамалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989
  99. ЮЗ.Сосновский В. И. Рефлексия в условиях автоматизации предъявления информации, с. 58−66. В Кн.: Рефлексия в науке и обучении (сб. научн. тр.) АН СССР -Новосибирск, 1989.
  100. Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие. / Под. ред. В. Н. Лавриненко, М., «Культура и спорт», 1996
  101. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М., «Соц. здоровье России», 1993
  102. Юб.Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. МГУ, М., 1988
  103. С.Ю., Новикова Е. Р., Семенов И. Н. Возрастные особенности продуктивности и рефлексивной организации мышления. В Кн.: Новые исследования в психологии. № 2. -М., «Педагогика», 1987
  104. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексий в решении творческих задач// Вопр. психол., 1982, № 1
  105. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. // Вопр. психол., № 3, 1985
  106. Ю.Степанов С. Ю., Семенов И. Н., Новикова Е. Р. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором. В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. Л., 1984
  107. В.В. Когнитивно-эмоциональная структура личности и отношение к другим людям. В кн.: Взаимодействие коллектива и личности. — Таллин, 1979 г., стр. 96−104
  108. В.В. Познание себя и отношеие к себе в структуре самосознания личности Автореферат / докт.психол.наук, -М., 1985
  109. ИЗ.Столин В. В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983
  110. С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников. Вопр.психол. № 4, 1998, с.14−21
  111. O.K. Психология мышления. -М., 1984
  112. Иб.Ткаченко А. С., Власов В. Н. Психологическая служба: помощь детям и подросткам Брянской области. Психологический журнал, Том 16, № 5, 1995, стр. 122−128
  113. X., Кехеле X. Современный психоанализ. Т.1, Т.2 -М.: «Прогресс» -«Литера», 1996
  114. А.А. Квалификационный анализ поведения человека (на примере юношеского возраста). Психол. журнал, Т.14, № 3, М., 1993
  115. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Т.1, ВЦП, М., 1985
  116. Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. -М., «Наука», 1995
  117. Л.Б. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации. В: журн. Развитие личности, № 1, 1997
  118. Формирование личности старшеклассника // Под ред. И. В. Дубровиной. -М.,"Педагогика", 1989
  119. В. Человек в поисках смысла. -М., «Прогресс», 1990
  120. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., Прогресс, 1987
  121. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., Педагогика-Пресс, 1993
  122. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Т.2, Тбилиси, «Мерани», 1991
  123. Фрейд 3. Анализ конечный и бесконечный. МПЖ, № 2, 1996 г., стр. 135−137
  124. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М., 1989
  125. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. -М.: Медицина, 1991
  126. Фрейд 3. Очкерки по психологии сексульности. -М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1989
  127. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. -С-Пб, «Питер», 1997 с.431−478
  128. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. В: МПЖ, № 2, 1992
  129. А.Ф. «Психологическая реабилитация в системе психологической помощи личности». В Сб. «Воспитание и развитие личности». М., 1997
  130. А.Ф. Ценностно-ориентационная коррекция отклонений в структуре самосознания личности подростков и юношей. В: «Подростки XX века: проблемы и поиски их решения». Тезисы докладов и выступлений. -М., 1995
  131. Л., Р. де Соссюр Рождение психоаналитика. -М., «Прогресс», 1991
  132. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объективные и субъективные парадигмы анализа данных. / Вопр. психол. № 5, 1982, стр. 36−46
  133. Е.Н. Особенности построения психодраматического действия в работе с подростками. В: «Подростки XX века: проблемы и поиски их решения». Тезисы докладов и выступлений. -М., 1995
  134. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974
  135. .Д. Об одном из путей изучения рефлексии. В Кн.: Рефлексия в науке и обучении: (Сб. научн. тр.) АН СССР Новосибирск, 1989
  136. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопр. психол., № 4, 1971 г.
  137. Д.Г. Избранные психологические труды./Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, М., Педагогика, 1989 г.
  138. Э. Детство и общество. Обнинск, 1993
  139. А. Эрос невозможного История психоанализа в России. С.-Пб., 1993
  140. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., «Прогресс», 1993
  141. Юнг К. Г. Психология бессознательного. -М., «Канон», 1994
  142. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. -М., Наука, 1996
  143. Н.Р., Якушин С. Б. Рефлексия и диалог (стр. 49−58). В Кн.: Рефлексия в науке и обучении (сб. научн. тр.) АН СССР -Новосибирск, 1989
  144. Dorner P. Self-reflection and problem-solving. In: Human and artificial intelligence. -Berlin, 1978
  145. Ericson E.H. The problem of ego identity // Stein M.R. et al. (ebs.) Identity and anxiety: Survival of the person in mass society. Glencoe: The Free Press, 1960
  146. Erikson, E.H. Identity, Youth and Crisis, N-Y., 1968
  147. Kelly G. Man’s constraction of his alternatives. In G. Lindzey (Ed.). Assessment of human motives. Orlando, FLA Harcurt Brace Jovanovich, Inc., 1958
  148. Kelly, G.A. The psychology of personal constructs. N-Y., 1955, vol. 1−2
  149. May R. Freedom and Destiny. W.W. Norton & Company, New York London, 1981
  150. Radford J. Reflections on Introspection //American Psychologist, 1974
  151. Reither F. Selfreflective cognitive processes: Its characteristics and effects. In: XXII-nd International Congress of Psychology, v. I, Leipzig, 1980
  152. Rickey L. George, Therese S. Cristiani Counseling. Theory and Practice. New Jersey, 1986
  153. А.Фрейд Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927
  154. Ф. На стороне подростка. «Петербург-XXI век», 1997
  155. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., «Мысль», 1991
  156. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. -М., «Наука», 1973
Заполнить форму текущей работой