Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: На примере ОМОН МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследованиястрогой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями проводимого исследованияреализацией в исследовании фундаментальных принципов психологии: единства сознания и деятельности, системного подхода, развитияприменением различных научных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологический анализ проблемы оценки и формирования психологической готовности личного состава
  • ОМОН МВД России к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях
    • 1. 1. Состояние разработки проблемы оценки и формирования психотической готовности личного состава
  • ОМОН МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях
    • 1. 2. Анализ особенностей оперативно-служебной деятельности личного состава
  • ОМОН МВД России
    • 1. 3. Организация и методика проведения исследования
  • Выводы по главе
  • Глава II. Анализ процесса оценки и формирования у личного состава
  • ОМОН МВД России психологической готовности к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях
    • 2. 1. Содержание, структура и требования к психологической готовности личного состава
  • ОМОН МВД России
    • 2. 2. Психологический анализ процесса профессиональной подготовки личного состава ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях
    • 2. 3. Психолого-педагогические факторы, определяющие эффективность оценки и формирования психологической готовности личного состава
  • ОМОН МВД России
  • Выводы по главе
  • Глава III. Совершенствование системы оценки и формирования психологической готовности личного состава
  • ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в
    • 3. 1. Условия оптимизации психологической подготовки личного состава ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях
    • 3. 2. Рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников
  • ОМОН МВД России, направленной на оценку и формирование психологической готовности личного состава к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях
  • Выводы по главе. экстремальных ситуация

Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: На примере ОМОН МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В системе обеспечения правопорядка важное место занимают специальные подразделения МВД России (отряды милиции особого назначения — ОМОН, специальные отряды быстрого реагирования — СОБР), личный состав которых зачастую выполняет свои профессиональные задачи в экстремальных условиях. Это требует от сотрудников спецподразделений высокого уровня специальной, боевой, физической и психологической подготовленности.

В связи со сложной оперативной обстановкой в ряде регионов России, ухудшением криминогенной ситуации, активизацией организованной преступности, экстремистских и террористических элементов, усиливается вероятность групповых нарушений общественного порядка, реальная угроза жизни и здоровью граждан, соблюдению их личной и имущественной безопасности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Эти особенности исторического развития нашей страны обусловили появление в системе МВД в 1988 году отрядов милиции особого назначения. Экстремальный характер оперативно-служебной деятельности сотрудников ОМОН предъявляет высокие требования к системе психологического обеспечения их профессиональной деятельности и уровню профессионализма. Качество и эффективность выполнения оперативно-служебных задач личного состава ОМОН во многом зависит от уровня психологической готовности сотрудников к деятельности в экстремальных ситуациях.

Решение служебно-профессиональных задач в новых условиях требует крайнего напряжения не только физических, но и духовных, моральных сил личного состава ОМОН МВД России. Личный состав, выполнявший боевые задачи в Чеченской Республике, в полной мере ощутил это напряжение.

Выполняя задачи по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка, сотрудники ОМОН МВД РФ вынуждены действовать в сложной оперативной обстановке с применением оружия и специальных средств. Поэтому в современных условиях все более значимую роль приобретает проблема оценки и формирования психологической готовности личного состава ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях.

Актуальность проблемы исследования психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях обусловлена следующими факторами:

— во-первых, сложностью процессов и явлений, происходящих в духовной жизни общества, обострением экономической, социальной и криминогенной ситуации в стране;

— во-вторых, осуществлением реформирования спецподразделений МВД России, освоением и выполнением личным составом новых функций при решении оперативно-служебных задач;

— в-третьих, дальнейшим возрастанием роли и значения человеческого фактора в обеспечении соблюдения законности и правопорядка, основ конституционного строя в Российской Федерации. При этом, важнейшей качественной характеристикой личности, показателем ее дееспособности и зрелости является способность к результативной деятельности, которая во многом определяется уровнем психологической готовности;

— в-четвертых, становлением и развитием в МВД России системы психологического обеспечения профессиональной деятельности и подготовки личного состава, в том числе ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях;

— в-пятых, необходимостью четкого исполнения своего служебного долга сотрудниками ОМОН в условиях дефицита материальных средств, необходимых для всестороннего обеспечения их оперативно-служебной деятельности, усиления негативного воздействия на личный состав со стороны криминальных и экстремистски настроенных элементов.

Таким образом, актуальность исследования процесса оценки и формирования психологической готовности личного состава ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях, очевидна.

В военной психологии и педагогике рассматриваются различные аспекты проблемы оценки и формирования профессионального мастерства личного состава, часть из них представляют аспекты психодиагностики и психологической подготовки, в рамках которых затрагивались различные вопросы оценки и формирования психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. В основном они раскрывают общие вопросы ее осуществления на различных этапах профессионального становления личного состава специальных подразделений и сотрудников МВД РФ и основываются на положениях известных работ.

A.Г. Базанова, A.B. Барабанщикова, В. И. Вдовюка, В. П. Давыдова, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняка, Н. И. Кирашова, М. И. Коробейникова, И. Д. Ладанова, Г. Д. Лукова, В. Л. Марищука, B.C. Олейникова, В.В. Офицеро-ва, В. Я. Слепова, A.M. Столяренко, Н. Ф. Феденко, В. Т. Юсова и других авторов, на выводы которых диссертант опирался в постановке и проведении исследования.

Различные аспекты процесса оценки и формирования психологической готовности у сотрудников МВД России к деятельности в экстремальных условиях нашли отражение в работах Ю. В. Аманацкого, Г. С. Дунина, В. Я. Кикотя, А. А. Кочина, Г. И. Перекопского, В. Ю. Рыбникова, Н. Н. Силкина, Л. С. Узуна.

Большую помощь в исследовании проблемы оценки и формирования психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях оказали работы В. А. Бодрова, А. Т. Иваницкого, Г. С. Никифорова, В. Л. Марищука,.

B.Н.Машкова, В. Ю. Рыбникова, Г. С. Шестакова, В. И. Хальзова и других авторов. Анализ научной литературы показывает, что исследуемая проблема является еще недостаточно разработанной в психологической науке, а отсутствие системных, научно-обоснованных практических рекомендаций содержательного и организационно-педагогического характера вызывает существенные затруднения в становлении эффективной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности и психологической подготовки личного состава ОМОН МВД РФ.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и особая практическая значимость в современных условиях, а также ее недостаточная разработанность в психологической практике обусловили выбор темы диссертации, определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования — личный состав ОМОН МВД РФ в процессе служебно-профессиональной деятельности.

Предмет исследования — процесс оценки и формирования у личного состава ОМОН МВД России психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях и особенности ее проявления и формирования в реальной оперативно-служебной деятельности.

Цель исследования — выявление и научное обоснование психологических особенностей проявления, оценки и формирования у личного состава ОМОН МВД России психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, а также психолого-педагогических факторов, влияющих на эффективность ее оценки и формирования.

Общей концептуальной основой исследования является понимание психологической готовности как оперативного состояния психики личности, включающей в себя органическое единство значимых общественных и индивидуальных мотивов, эмоционально-волевых, регулятор-ных, когнитивных и типологических особенностей личности, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие оперативную готовность к выполнению служебных задач в экстремальных ситуациях.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы по проблеме, выявить основные концепции и подходы к оценке и формированию психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях.

2. Основываясь на анализе служебно-профессиональной деятельности личного состава ОМОН МВД России выявить основные противоречия и недостатки в системе их подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях.

3. На основе выявленных сотрудниками ОМОН с большим опытом эффективной деятельности в экстремальных условиях профессионально значимых качеств определить содержательную структуру психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России, ее качественные и количественные показатели и разработать оптимизированную модель оценки и формирования психологической готовности личности к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях.

4. На базе эмпирического исследования выявить уровни проявления психологической готовности и критерии оценки эффективности ее формирования у сотрудников ОМОН МВД РФ.

5. Разработать и экспериментально проверить рациональную систему формирования у сотрудников ОМОН МВД РФ психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.

Гипотеза исследования:

В настоящее время обостряются противоречия между требованиями реальной практики оперативно-служебной деятельности к уровню и структуре психологической готовности сотрудников ОМОН МВД РФ и существующей системой ее оценки и формирования в рамках их профотбора и профессиональной подготовки.

Противоречия можно разрешить за счет внедрения в процесс профессионального отбора, специальной, боевой, физической, общественно-государственной и профессионально-психологической подготовки и воспитательной работы психолого-педагогической системы оценки и формирования психологической готовности сотрудников ОМОН к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях, направленной на обеспечение оптимального учета особенностей личности и структурных компонентов психологической готовности сотрудников к решению экстремальных задач профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой достижения поставленной цели и задач исследования явились обоснованные в научных исследованиях положения о единстве личности и деятельностисущности профессионального обучения и воспитания специалистовдиалектическом взаимодействии объективных и субъективных факторов в формировании личностироли социальной практики, служебной деятельности и волевой активности человека в развитии своей всесторонней профессиональной компетентности.

Исходными правовой и аналитической основами исследования служили: Конституция Российской ФедерацииЗаконы Российской Федерации «О милиции» (от 18 апреля 1991 г.), «О чрезвычайном положении» (от 17 июня 1991 г.) и другие законы и приказы МВД РФ, имеющие отношение к деятельности личного состава ОМОН МВД России в сложной обстановкеорганизационно-управленческие, аналитические и другие материалы, отражающие практику и опыт действий личного состава ОМОН, сотрудников органов внутренних дел при действиях в экстремальных ситуациях, о морально-психологическом состоянии личного состава ОМОН и сотрудников органов внутренних дел, действовавших в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтовматериалы зарубежного опыта действий силовых структур в аналогичных социальных ситуацияхнакопленный передовой опыт психологической работы в МВД России.

Фактическую основу диссертационного исследования составил материал, собранный автором в период службы в специальной моторизированной части милиции внутренних войск (СМЧМ) МВД РФ — Вч 5402.

1992;1993) МВД РФ и ОМОН ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (1993;1999).

Организация исследования предусматривала:

— системный личностно-деятельностный подход к исследованию психологических явлений в рамках изучения и анализа оперативно-служебной деятельности личного состава ОМОН МВД России;

— эмпирическое исследование с использованием современных психологических методов, включая наблюдение, анкетный опрос, психологическое тестирование, анализ документов, анализ результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент;

— математическую обработку полученных в ходе исследования данных, в том числе, корреляционный и факторный анализ, проведенный с использованием интерактивной системы многомерного анализа экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические положения, раскрывающие сущность, содержание и специфику оценки и формирования психологической готовности у сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях:

— психологическая готовность является оперативным (ситуационным) психологическом образованием, имеющим сложную динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости;

— профессиональные знания, навыки, умения, настроенность на выполнение предстоящих задач, уверенность в себе, стабильность психических реакций, нервно-психическая и стрессоустойчивость, высокая степень саморегуляции и адаптационных способностей, типологические и когнитивные особенности служат основными элементами психологической готовности сотрудников ОМОН к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях;

— психологическая готовность сотрудников ОМОН к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях есть результат целенаправленного процесса их профессиональной подготовки и воспитания.

2. Критерии и методика оценки уровней психологической готовности сотрудников ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях, включающая оценку ее основных содержательных компонентов: моти-вационного, волевого, когнитивного, регуляторного и типологического.

3. Научно обоснованные и проверенные на практике основные пси-холого-педагогические факторы и условия, обеспечивающие повышение эффективности системы оценки и формирования психологической готовности у сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях:

— психологические особенности личности сотрудников, такие как: адаптивные способности, волевые качества, нервно-психическая устойчивость, индивидуально-психологические и типологические качества и свойства личности;

— особенности содержания и организации специальной, боевой, физической, общественно-государственной и профессионально-психологической подготовки личного состава ОМОН МВД РФ;

— психологические особенности поведения и деятельности сотрудников ОМОН в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками и другие.

4. Система оценки и формирования психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях, включающая в себя описание, характеристику и особенности функционирования:

— объекта и субъектов психологического воздействия, профессионально значимых целей, психолого-педагогических задач;

— совокупности психологических приемов и средств, создающих необходимые условия для оптимального сочетания содержания, организации и методики оценки и формирования психологической готовности сотрудников ОМОН к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях, а так же контроля, анализа и оценки результативности оперативно-служебной деятельности личного состава.

Научная новизна диссертационного исследования и личный вклад автора:

1. Уточнено определение и раскрыто содержание понятия психологической готовности сотрудников ОМОН с учетом специфики оперативно-служебной деятельности специальных подразделений МВД России в экстремальных условиях.

2. Осуществлен анализ фактического состояния системы оценки и формирования психологической готовности личного состава ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях в процессе их профессиональной подготовки.

3. Разработана система критериев и показателей оценки уровней сформированности у сотрудников ОМОН МВД РФ психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях.

4. Создана и научно обоснована психолого-педагогическая система оценки и формирования психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях.

5. Выявлены психологические факторы и закономерные связи, учет которых в процессе психологического обеспечения профессиональной деятельности, подготовки и воспитания сотрудников ОМОН повышает эффективность оценки и формирования психологической готовности личного состава к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют повышению эффективности процесса оценки и формирования психологической готовности личного состава ОМОН МВД РФ. Теоретические выводы и практические рекомендации апробированы и нашли практическое применение в процессе психологического сопровождения деятельности и профессиональной подготовки личного состава ОМОН МВД РФ.

Рекомендована и апробирована в процессе психологического сопровождения деятельности и профессиональной подготовки личного состава ОМОН рациональная система оценки и формирования психологической готовности и к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях. Разработана методика оценки и формирования психологической готовности сотрудников ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях. Разработанные методические рекомендации используются в системе специальной, боевой, физической, общественно-государственной и профессионально-психологической подготовки личного состава ОМОН МВД РФ, в процессе психологического обеспечения деятельности и воспитательной работе с личным составом специальных подразделений МВД РФ.

Внедрение и апробация результатов осуществлялись непосредственно в ходе всего периода исследования в подразделениях ОМОН ГУВД Санкт-Петербурга, СМЧМ Вч 5402 МВД России, в учебных заведениях МВД России. Основные положения, результаты и выводы исследования докладывались на всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях, учебно-методических сборах с командирами ОМОН МВД РФна совещаниях, семинарах и занятиях с офицерами в системе профессиональной подготовкина теоретических семинарах и заседаниях Северо-Западного отдела ВНИИ МВД РФ.

Исследование проводилось в четыре этапа с 1994 по 2000 год. В нем принял участие личный состав ОМОН ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, офицеры и личный состав Вч 5402 МВД России. Кроме того, в работе использовались материалы ежегодных отчетов и обзоров о результатах деятельности 76 ОМОН МВД, ГУВД, УВД различных регионов России и 58 специальных подразделений МВД РФ за 1990;2000 годы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследованиястрогой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями проводимого исследованияреализацией в исследовании фундаментальных принципов психологии: единства сознания и деятельности, системного подхода, развитияприменением различных научных методов, адекватных конкретным задачам исследования и проверенных на валидностьпредставительной выборкойпроведением констатирующего и формирующего экспериментовприменением корректных математических методов обработки эмпирических данныхапробацией результатов исследования в практике профессиональной подготовки и деятельности личного состава ОМОНположительными результатами применения и внедрения научно-обоснованных рекомендаций в процесс психологического сопровождения деятельности, специальной, боевой, физической, общественно-государственной и профессионально-психологической подготовки личного состава специальных подразделений МВД РФличным, более чем 10-летним опытом службы в специальных подразделениях МВД РФ и участия в боевых действиях в Чеченской Республике, выполнении оперативно-служебных задач в Степанакерте, Ленинакане, Баку, Фергане.

Автором опубликовано по теме диссертации 4 научных работы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Текст изложен на 230 страницах машинописного текста и содержит 5 рисунков, 15 таблиц, 3 диаграммы, 2 схемы и 7 приложений. Библиография включает 200 источников.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы: 1. Психологическая готовность является оперативным психологическим состоянием, имеющим сложную динамическую структуру, включающую мотивационный, волевой, когнитивный, регуляторный и типологический компоненты, между которыми существуют различные функциональные зависимости. Психологическая готовность в существенной степени обусловлена устойчивыми психологическими особенностями личности и педагогическими факторами целенаправленной профессиональной подготовки личного состава.

2. Эффективная оперативно-служебная деятельность личного состава ОМОН МВД РФ в экстремальных условиях зависит от уровня сформированно-сти у личного состава основных компонентов психологической готовности: мотивационного, волевого, регуляторного, когнитивного и типологического. Целенаправленное их формирование в процессе специальной, боевой, физической, профессионально-психологической и общественно-государственной подготовки существенно влияет на уровень профессионализма личного состава и успешности его деятельности в экстремальных условиях.

3. Осознание и учет в процессе профессиональной деятельности и подготовки командирами подразделений ОМОН содержательных элементов структуры психологической готовности, критериев, уровней ее проявления позволяет повысить эффективность формирования профессионализма личного состава ОМОН МВД РФ.

4. Эффективность формирования психологической готовности у личного состава ОМОН МВД РФ в существенным образом зависит от сформированно-сти профессионально важных качеств личности, характеризующих опыт действий в экстремальных ситуациях, гражданскую зрелость, эмоциональную устойчивость, умение владеть собой, уверенность в своих силах и товарищах, быстроту реакции, смелость, целеустремленность.

5. Качественное выполнение оперативно-служебных задач личным составом ОМОН МВД РФ в значительной степени определяется уровнем сформированное&tradeу них психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, который повышается умелой организацией психологических воздействий в период специальной, боевой, физической, профессионально-психологической и общественно-государственной подготовки.

6. Внедрение в процесс профессиональной подготовки личного состава ОМОН МВД России разработанной автором системы оценки и формирования психологической готовности позволяет повысить уровень психологической готовности сотрудников в период их обучения в учебном центре и последующей деятельности в отряде при действиях в экстремальных ситуациях.

На основе проведенного исследования были предложены следующие практические рекомендации:

1. В ОМОН МВД России внедрить разработанную автором систему оценки и формирования психологической готовности личного состава к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях.

2. На основе разработанных критериев оценки уровней психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях при плановых аттестациях во время службы в отряде, при назначении на вышестоящие должности, а также во время прохождения профессиональной подготовки отражать изменения уровня сформированное&tradeосновных структурных элементов психологической готовности.

3. Психологическую подготовку сотрудников ОМОН к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях проводить на основе моделирования психологических факторов, воздействующих в экстремальной обстановке. Избранная модель должна психологически соответствовать той, с которой сотрудник ОМОН столкнется в реальной экстремальной обстановке. При этом осуществлять комплексное использование следующих приемов воздействия: словесно-знаковых, наглядных, тренажерных, компьютерных, имитационных, физических, боевых.

4. Формировать целостную структуру личности сотрудников ОМОН МВД РФ, оказывая разностороннее воздействие на недостаточно выраженные качества, которые определяют психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях.

5. В ходе профессиональной подготовки при определении текущих оценок учитывать уровень сформированное&tradeу сотрудников ОМОН таких личностных качеств как: гражданская зрелость, смелость, быстрота реакции, требовательность к себе, ответственность, способность быстро ориентироваться в обстановке, уверенность в своих силах, умение владеть собой, организаторские способности, наличие профессиональных знаний, навыков, умений.

6. При отборе личного состава для участия в спецкомандировки в «горячие точки» следует учитывать наряду с данными обследования психологов Центров психодиагностики результаты экспертных оценок уровня и основных структурных компонентов психологической готовности командирами подразделений ОМОН МВД России.

Дальнейшей разработке проблемы будут способствовать исследования по следующим направлениям: психологический анализ механизмов формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников ОМОН в экстремальных ситуациях (по опыту участия в боевых действиях в Чеченской республике) — совершенствование системы эффективного применения психологических рекомендаций по действиям личного состава ОМОН в экстремальных ситуацияхповышение эффективности профессионально-психологического отбора личного состава ОМОН для выполнения оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Характер и специфика выполнения оперативно-служебных задач ОМОН МВД России в повседневной обстановке и, особенно, в экстремальных ситуациях требуют высокого уровня психологической готовности личного состава. Изменения в структуре задач, выполняемых ОМОН, экстремальные ситуации и сложная оперативно-служебная обстановка, в которой все чаще приходится действовать личному составу, потребовали определить психолого-педагогические факторы обеспечения психологической готовности сотрудников ОМОН к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях. Поиск путей наиболее эффективной оценки и формирования психологической готовности у сотрудников ОМОН к активному выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях является чрезвычайно актуальным и практически значимым для системы психологического обеспечения личного состава спецподразделений МВД России.

Изучение требований к психологической готовности сотрудников ОМОН для оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях показало, что формирование ее высокого уровня обеспечивается овладением сотрудниками ОМОН системой профессиональных знаний, навыков и умений. Наряду с этим, в психологической готовности важное место занимают индивидуально-психологические особенности личности, личностно-характерологические, волевые, поведенческие, профессионально-психологические качества и качества психологической надежности. Эффективность формирования психологической готовности сотрудников ОМОН к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях существенным образом зависит от развития профессионально важных качеств личности: решительность, самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, способность быстро ориентироваться в обстановке, уверенность в своих силах, умение владеть собой, организаторские способности и другие.

Проведенное исследование позволило восполнить недостаточную разработанность существующей системы оценки и формирования у сотрудников.

ОМОН психологической готовности к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях.

В ходе эксперимента подтверждено положение о том, что успешная слу-жебно-боевая деятельность в экстремальных ситуациях зависит от уровня сформированное&tradeу сотрудников ОМОН основных компонентов психологической готовности: мотивационного, волевого, когнитивного, регуляторного и типологического. Целенаправленная оценка и формирование у сотрудников ОМОН этих основных компонентов психологической готовности существенно влияет на успешность выполнения им различных оперативно-служебных задач.

Основными показателями психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях являются:

— гражданская зрелость, понимание и осознание государственной и общественной важности задач, выполняемых ОМОН, сознательное стремление к добросовестному выполнению служебного долга, оперативно-служебной задачи;

— объем знаний, приемов, средств и способов достижения цели, наличие профессиональных умений и навыков действий при выполнении оперативно-служебных задач;

— эмоциональная и нервно-психическая устойчивость к длительным напряженным нагрузкам, риску, опасности, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах, в успехе;

— волевая устойчивость при принятии ответственного решения, способность брать на себя ответственность, быстро и точно действовать в экстремальных ситуациях, умение сохранять высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности;

— умение ориентироваться и адекватно вести себя в психологически сложной ситуации, адаптивность к изменяющимся условиям выполнения оперативно-служебных задач.

Эффективность оценки и формирования психологической готовности у сотрудников ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях зависит от условий службы на местах и профессиональной подготовленности сотрудников.

ОМОН, а также эффективного применения системы психолого-педагогических мероприятий, приемов, методов и средств воздействия на сознание, чувства, волю сотрудников.

Уровень психологической готовности может характеризоваться высоким, средним и низким. Он динамичен и имеет возможность изменяться либо к высокому, либо к низкому показателю. Это зависит от целенаправленной и оптимальной системы профессиональной подготовки и воспитания сотрудников ОМОН в учебном центре.

В диссертационном исследовании удалось раскрыть механизм практической деятельности по повышению эффективности процесса формирования психологической готовности сотрудников ОМОН к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях. Данный процесс потребовал научно обоснованной методики экспериментальной работы. Результаты диссертационного исследования позволили подтвердить гипотезу о том, внедрение в процесс профессиональной подготовки предложенной психолого-педагогической системы обеспечит повышение эффективности формирования психологической готовности сотрудников ОМОН МВД России к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях.

На основе изучения опыта служебно-боевой деятельности личного состава ОМОН МВД России в экстремальных условиях и проведенного экспериментального исследования выявлены и научно обоснованы особенности оценки и формирования психологической готовности сотрудников ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях, а также психолого-педагогические факторы, влияющих на ее эффективность.

Важными психолого-педагогическими условиями повышения эффективности оценки и формирования психологической готовности сотрудников ОМОН к деятельности в экстремальных ситуациях являются: постоянное совершенствование профессионального мастерства всего личного состава и командировактивное использование в подготовке сотрудников ОМОН служеб-но-боевого опыта деятельности в экстремальных условияхсовершенствование психологической готовности сотрудников ОМОН путем моделирования психологических факторов, воздействующих на личный состав в экстремальных ситуацияхучет индивидуально-психологических особенностей в подготовке и воспитании сотрудников ОМОНморальное и материальное стимулирование активности сотрудников ОМОН в обычных и экстремальных ситуациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. 42 с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994. 237 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология личности и деятельности. М., 1980. 335 с.
  4. B.C. Основы научной организации контроля в высшей школе. М., 1989. 167 с.
  5. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. М.: ВЮЗШ, 1988.46 с.
  6. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД (По материалам научно-практической конференции). Колодкин Л. М. и др. М.: Акад. МВД РФ.
  7. .Г. О проблемах современного человекопознания. М.: Наука, 1977.380 с.
  8. А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 1,2.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1995. 408 с.
  10. Н.П. Психология подбора и расстановки кадров. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 1982. 16 с.
  11. И.В. Деятельность: ее психологическая структура, социальный и личностный аспекты // Социальное управление: философские, организационные и экономические проблемы. М., 1994.
  12. Ю.М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997. — 304с.
  13. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3−18.
  14. Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 3−16.
  15. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.-298с.
  16. Н.П. Разработка проблемы психологической подготовки войск после 60-х годов / В сборнике: Путь повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М.: ВПА, 1989.
  17. A.B. Формирование у советских воинов активной жизненной позиции. М.: ВПА, 1981. 84 с.
  18. A.B., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. М.: ВПА, 1983.316 с.
  19. A.B., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. Советская военная психология и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М.: ВПА, 1987. 346 с.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Д.: Наука, 1988. 196 с.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988. 400 с.
  22. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1978.400 с.
  23. М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М., 1988. 311 с.
  24. М.И. Социально-психологические проблемы организации надежной профессиональной деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 121−135.
  25. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 199 с.
  26. A.A. Личность в общении. М., 1983. 272 с.
  27. В.А., Обознов A.A. Система психологической регуляции стрессо-устойчивости человека-оператора. // Психол. журнал, 2000., Т.21. N4.- С.32−40.
  28. ., Хуань Дж. Многомерные статистические методы для эргономики. -М.: Статистика, 1979. 317 с.
  29. Боровиков В.П., Боровиков И. П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windovs. М.: Информационно-издательский дом «Филин»., 1997.- 608с.
  30. .С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
  31. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. Киев, 1989. 213 с.
  32. Важный фактор боеготовности: из опыта морально-политической и психологической подготовки войск. М.: Воениздат, 1972.
  33. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.:ВПА, 1971.94 с.
  34. Военная педагогика и психология / Под. ред. Н. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. С. 113.
  35. Военная психология. Ч. 1 и 2. М.: ВПА, 1984.
  36. Война. Океан. Человек: о морально-политической и психологической подготовке советских моряков / Под ред. В. М. Гришакова М.: Воениздат, 1974.
  37. И.П. О личном авторитете руководителя // Социальная психология личности. JL: Знание, 1974.
  38. Л.И. и др. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. A.A. Крылова. Л., 1990. 272 с.
  39. С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов ввузов внутренних войск МВД России. Дис. .канд. пед. наук. СПбУ МВД России, 1998. 169 с.
  40. В.И. Педагогическая система и задачи определения критериев эффективности ее функционирования. В кн.: Проблемы активности студентов. Ростов на — Дону. Изд. РГУ, 1975. С 152−164.
  41. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука. 1970. — 271 с.
  42. В.А., Лыткин В. М. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1993. № 3. С. 34−35.
  43. В.П., Сальников В. П., Слепов В .Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник. СПб, 2000. 255 с.
  44. А.Б. Воспитателю по психологии и психогигиене общения. М., 1987. 136 с.
  45. А.И. Психология коллектива. М., 1984. 208 с.
  46. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. 128 с.
  47. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: В ПА, 1974.
  48. М.И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983. 418 с.
  49. М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.
  50. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 167 с.
  51. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979. 46 с.
  52. Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. 104 с.
  53. Н.Д., Пономаренко В. А. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 92−105.
  54. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал.1989. Т. 10. № 2. С. 121−132.
  55. В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990. 335 с.
  56. П.Б. Эмоциональная неустойчивость. Дис. .канд. психолог, наук. М., 1970. С. 14.
  57. A.M. Психология политической борьбы. СПб., 1993. 160 с.
  58. . Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. М.: Воениз-дат, 1986. 156 с.
  59. И.П. Подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России к обеспечению безопасности жизнедеятельности военнослужащих. Дис.. .канд. пед. наук. СПбУ МВД России, 1999. 208 с.
  60. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ввузов МВД СССР к службе во внутренних войсках. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1987. 16 с.
  61. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. / Е. Аболкина и др. М., 1994. 265 с.
  62. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. / Отв. ред. О. В. Андреенков, Ю. Н. Толстова. М., 1987. 255 с.
  63. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. / Составил Б. Н. Лозовский. М., 1993. 303 с.
  64. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
  65. Д. Как выработать уверенность людей, выступая публично. Как перестать беспокоится и начать жить: Пер. с англ. / Общ. ред. и предис. В.П. Зин-ченко и Ю. М. Жукова. М., Прогресс, 1989. 447 с.
  66. В.Н. Социалистический воинский коллектив (социологический очерк). М.: Воениздат, 1980. 418 с.
  67. Н.И. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день. М., 1993. 303 с.
  68. В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. 1985. № 5.
  69. Л.М. Успех служебной деятельности руководителя ОВД: психология и технология достижения. М.: Акад. МВД РФ, 1992. 41 с.
  70. Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Соц. полит, науки. М., 1992. № 415. С. 24−32.
  71. Е.П. Психологическая помощь в развитии личности. СПб., 1994. 52 с.
  72. C.B. Организационно-педагогические детерминанты профессионального самосознания руководителей. Дис. .докт. психолог, наук. СПбГУ, 1997.
  73. Р.Л. Авторитет руководителя и групповая эффективность // Новые исследования в психологии. 1984.
  74. А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Я. М., 1989. 207 с.
  75. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993. 192 с.
  76. Л.Д. Каким быть руководителю: психология управления деятельности. Л., 1986. 218 с.
  77. H.B. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М: Высш. шк., 1989. 167 с.
  78. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: СПбГУ, 1993. 78 с.
  79. В.Я. Формирование культуры профессионального обучения у курсантов училищ МВД РФ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1994.
  80. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., Политиздат, 1989. 228 с.
  81. Н.В. О психологической готовности личности к деятельности // Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. Тверь, 1992. С. 60−64.
  82. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. С. 26−74.
  83. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  84. Летчик и современная война: о морально-политической и психологической подготовке летного состава. М.: Воениздат, 1976.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-443 с.
  86. Д.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 1991. 224 с.
  87. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дисс.докт. психол. наук.- СПб.- 1996.- 393с.
  88. В.Л. 124. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. д-ра психол. наук.- Л., 1982. 418 с.
  89. В.Л., Степанчук O.A., Аверин А. Н. Формы обучения и воспитания, применяемые в Вооруженных Силах Российской Федерации. СПб., 1993. 56 с.
  90. В.Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциальной психологии.-СПб., 1996. 220с.
  91. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. -Л.: Наука, 1982. -106 с.
  92. Н.П. Психологические реакции у военнослужащих в период адаптации к военной службе: (клинико-психол. аспект) // Воен. мед. акад. им. С. М. Кирова. СПб., 1992. 184с.
  93. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
  94. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с.
  95. В .И. Повышение эффективности процесса морально-психологической подготовки молодых воинов внутренних войск к служебно-боевой деятельности. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 17 с.
  96. Методические рекомендации по морально-психологической подготовке студентов-спортсменов высокой квалификации. Баку: Мин. выс. и средн. спец. образования Аз ССР. 1986. 51 с.
  97. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. 246 с.
  98. Методы социальной психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977.247 с.
  99. В.И. Пути повышения психолого-педагогических знаний курсантов. Методические рекомендации офицерам учебных подразделений. М., 1987. 54 с.
  100. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 5−14.
  101. Морально-политическая и психологическая подготовка пограничников к выполнению задач по охране государственной границы СССР. М., 1974.
  102. A.B. Компонентный анализ психического состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 12. № 1.1. С. 66−75.
  103. A.B. Воспитание на современном этапе // Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992. С. 50−56.
  104. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 256с.
  105. Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов ВВ МВД России как воспитателей. СПб.: Дис. .канд. пед. наук. СП6ГУ, 1997.
  106. Н.И. Психическая напряженность. Изд-во МГУ, 1976. С. 7.
  107. P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994- Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 496 с.
  108. P.C. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М., 1984. 201 с.
  109. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Д.: ЛГУ, 1983.- 166 с.
  110. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Д., 1977.
  111. Г. С. Самоконтроль человека. Д., 1989.
  112. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.113. О милиции: Закон РФ.
  113. H.H. Межличностные отношения. Д., 1979. 151 с.
  114. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987. 303 с.
  115. B.C. Теоретические основы нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел России. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1993.42 с.
  116. B.C., Манько Н. И. Адаптация солдат внутренних войск. Л.: ЛВПУ МВД СССР, 1976. 74 с.
  117. Омаров А. М, Управление: искусство общения. М., 1983. 218 с.
  118. О морально-политической и психологической подготовке курсантов. Л., 1970.
  119. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел: Учебное пособие. / Под ред. И. В. Горлиского. М.: Акад. МВД РФ, 1992.336 с.
  120. В.В. Проблемы морально-психологической подготовки личного состава. М.: МО СССР, 1971. 65с.
  121. С.Н., Рустомджи M.K. Искусство управления. СПб., 1992. 124 с.
  122. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 312с.
  123. .Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1981. 190 с.
  124. Г. И. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов МВД России к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2000. 17с.
  125. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 256 с.
  126. К.К. Краткий словарь системы психологических знаний. М.: Высшая школа, 1984. 173 с.
  127. Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987. 151 с.
  128. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б.Д. Па-рыгина. СПб., 1994. 176 с.
  129. Приказ МВД РФ. О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел МВД РФ. 19 марта 1997 г.
  130. Проблемы повышения боеспособности внутренних войск МВД России в современных условиях. Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции 9 апреля 2001 г. Часть 1−2. СПб- 2001.
  131. Программа по специальной, боевой, физической и общественно-государственной подготовке рядового и начальствующего состава ОМОН при ГУВД СПб и ЛО.- 2000 г.-15с.
  132. Положение об отряде милиции особого назначения при ГУВД СПб и JIO. Приложение к приказу начальника ГУВД СПб и ЛО от 24.04.1998.
  133. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1994. 496 с.
  134. Психологические исследования общения. / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, A.B. Беляева, В. Н. Носуленко. М., 1985. 344 с.
  135. Психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД в экстремальных условиях. Методические рекомендации. -1997, — 43с.
  136. Психологические механизмы регуляции социального поведения. / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М., 1979. 368 с.
  137. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Никифоров Г. С. и др. СПб., 1991. 152 с.
  138. Психологическое обеспечение трудовой деятельности. / Под ред. A.A. Крылова. Л.: ЛГУ, 1987. 158 с.
  139. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти частях. М., 1993. 524 с.
  140. Психология межличностного познания. / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1981. 223 с.
  141. Психология развивающейся личности. / Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.240 с.
  142. А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: психологический аспект. Избр. лекции. Л.: ГДОИФК, 1979. С. 51.
  143. Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. / Материалы научно-практической конференции. М.: ВПА, 1989. 195 с.
  144. Рабочая книга социолога. М., 1977. 512 с.
  145. A.A. Локус контроля девиантной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15. Ч. 2. С. 52−56.
  146. A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., Издательство Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  147. M.M. и др. Психологические экстремальные состояния. СПб, 1999.
  148. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. M.: Воениздат, 1972.
  149. Российская милиция. Законы. Указы. Постановления. Положения. М., 1993. 176 с.
  150. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СпбГУ, 2000. 50с.
  151. К. Групповая психотерапия. М., 1990. 368 с.
  152. А.Л. Руководитель: слово и дело. / Социально-психологические аспекты. М.: Политиздат, 1983. 159 с.
  153. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. 175 с.
  154. H.H. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 17 с.
  155. В.В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 16с.
  156. В .Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1973. 41 с.
  157. В .Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий. (На опыте ВОВ и «горячих точек»). Уч. пособие. СПб.: СПб ВВКУ ВВ МВД России. 1996. 16 с.
  158. A.A. О психологической подготовке к труду. Избранные психологические труды. М., 1987. Т. 1. С. 229−241.
  159. A.M. Методы активного обучения. М., 1991. 176 с.
  160. Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. 135 с.
  161. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
  162. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М., 1988. 232 с.
  163. Солдаты и война. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов / Под ред. A.C. Желтова. М.: Воениздат, 1971.
  164. Социальная психология. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979. 224 с.
  165. В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях. // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 23.
  166. Сухо дольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. 168 с.
  167. С.И., Абурахманов P.A. Психологические последствия воздействий боевой обстановки: Учебное пособие. М., 1992. 86 с.
  168. A.M. Психологические факторы обеспечения высокой боевой готовности подразделений, частей (кораблей). М.- ВПА, 1970. 76 с.
  169. М.М. Изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов вуза. СПб ВИ ВВ МВД России, 1997.
  170. П.С. Управление без тайн. Симферополь, 1993. 480 с.
  171. .М. Проблемы индивидуальных различий. Изд. АПН РСФСР, М., 1961, с. 266.
  172. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1975. 20 с.
  173. Ф.П., Фокин Ю. Г. Как вы управляете? М.: Воениздат, 1984. 326 с.
  174. М.К., Ронгинский М. Ю. Практическая психология для руководителей. Л., 1992. 172 с.
  175. Л.С. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей вузов МВД России. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 17 с.
  176. A.K. Общественная психология и идеология. М., 1985. 256 с.
  177. Э.П. Традиции воинского коллектива. М.: ВПА, 1990. 36 с.
  178. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. М., 1966.
  179. Феденко Н. Ф, Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. М: ВПА, 1981. 112 с.
  180. A.B. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. 127 с.
  181. И.И., Анисин И. И. Люди и ракеты: заметки о морально-политической подготовке воинов зенитных ракетных войск. М.: Воениздат, 1977.
  182. В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л.: ВПУ, 1988. 65 с.
  183. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Авто-реф. дисс.. .д-ра пед. наук. Л., 1991. 32с.
  184. В.А. Способы разрешения конфликтов в экстремальных условиях жизнедеятельности //Психолог, журнал. 1993. Т.14. № 3. С. 38−46.
  185. Г. С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом и проблемы повышения стрессоустойчивости личного состава МВД РФ в экстремальных условиях. Авторф. дисс.. докт. мед.наук. М., 2000.- 51с.
  186. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982. 182 с.
  187. Т. Социальная психология. М., 1969. 426 с.
  188. Я.Я. Воспитание дисциплинированности у советских воинов. М.: Воениздат, 1960. 176 с.
  189. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1982. 16 с.
  190. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988. 160 с.
  191. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. М.: Логос, 1994. 156 с.
  192. Eriksen C.W. Some personality correlates of stimulus generalisation understress. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 49, 1954.
  193. Cattel R.B. Hand boock of the sixteen personality factor questiounaire.1. Chicago. 1968.-262 c.
  194. Dikaja L.G. Psychophysiological self-regulation on the cours of adaptation to difficult condition performans // Studia psychologica. 1990. — 32. N4. — p. 211−220.
  195. Korchin S.Y. Anxiety and verbal learning. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 54, 1957, p. 117.
  196. Nicholson W.H. The influence of anxiety upon learning. Zour. of personality. V. 26, 1958.
  197. Ramond G. Anxiety and task determinants of varial performance. Zour. of exper. psychology, V. 46, 1953.
  198. Resnick G. Reversal in superority of performance of high and low anxious. Zour. of personality, V. 33, 1965.197
Заполнить форму текущей работой