Особенности взаимодействия психолога с ребенком и его семьей
В Российской Федерации, к сожалению, нет таких этических кодексов, где бы четко были прописаны вопросы, связанные с этикой в консультировании детей и подростков. Отдельные статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34, 42, 44) определяют порядок и гарантии получения несовершеннолетними обучающимися психолого-педагогической помощи… Читать ещё >
Особенности взаимодействия психолога с ребенком и его семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.
Ж.-Ж. Руссо
Существуют особые требования к проведению диагностики, постановке психологического диагноза и построению программы работы с детьми и подростками.
Психологическое обследование ребенка, включающее диагностику, определение психологической проблемы, построение программы психокоррекции в рамках психотерапии и консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа, как его содержательной стороны, так и стороны организационной. Содержательная сторона обследования фокусируется на том, что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка; организационная сторона акцентирована на том, как специалист строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т. д.[1]
Правила проведения диагностики:
- 1) максимально естественная среда для ребенка, в которой психолог проводит диагностику или тестирование;
- 2) установка первоначального контакта, снятие у ребенка тревоги, связанной с процедурой диагностики, тестирования, беседы и т. д.;
- 3) отсутствие критики и оценок со стороны психолога, которые могут повлиять на результаты диагностики, а также нанести ребенку психологическую травму;
- 4) учет самочувствия и эмоционального состояния ребенка во время диагностики, которые могут повлиять на полученные результаты;
- 5) проявление особой чуткости к ребенку, наличие его согласия и предрасположенности к диагностике;
- 6) необходимость сохранять тайну о полученных результатах, использование их только в интересах ребенка и его семьи.
Требование получения родительского разрешения практически на все исследования, проводимые с детьми, было не так давно введено по всему миру. Еще одно достижение в плане развития этики консультирования детей и подростков — значительно большее внимание к праву ребенка решать, принимать или не принимать участие в исследовании. В отличие от процедуры получения согласия взрослых, получение согласия детей, как правило, производится в устной форме: исследователь кратко описывает исследование, а затем спрашивает ребенка, хотел бы он принять в нем участие или нет. За рубежом положительный ответ ребенка называют «разрешением» (assent), в отличие от юридически значимого «согласия» (consent), которое дают взрослые[2].
Еще одна важная этическая проблема — убедить ребенка принять участие в исследовании или эксперименте. До ребенка в принципе гораздо сложнее донести цели исследования, в сравнении со взрослым человеком. Обычно взрослые дают свое согласие на участие ребенка в исследовательском проекте. За исключением случаев работы с очень маленькими детьми, имеет смысл донести до ребенка следующую информацию о предполагаемом обследовании:
- — общую картину того, что будет происходить при обследовании («Поиграем в…»);
- — где будет проводиться исследование (в кабинете, зале и т. д.);
- — сколько людей будет задействовано («Только ты и я, группа детей»);
- — сколько потребуется времени («Эго займет 20 минут»);
- — делали или будут делать то же самое другие дети («Многие ребята из твоего класса тоже будут делать это»);
- — возможность сказать «да» или «нет» («Хочешь поучаствовать?»).
Особо остро этическая дилемма в отношении сохранения результатов диагностики встает перед школьными психологами. Школьный психолог (педагог-психолог) зачастую вовлечен в круг различных интересов: самого ребенка, его родителей, педагогов, администрации образовательной организации. Ожидания администрации в отношении деятельности психолога, необходимости обнародования результатов расходятся с ожиданиями родителей, самого ребенка, а также с требованиями профессиональной этики. В работе психолога образовательной организации гораздо чаще возникает проблема смешения ролей и пересечения границ.
В Российской Федерации, к сожалению, нет таких этических кодексов, где бы четко были прописаны вопросы, связанные с этикой в консультировании детей и подростков. Отдельные статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34, 42, 44) определяют порядок и гарантии получения несовершеннолетними обучающимися психолого-педагогической помощи. И психологическая помощь, и психологическое обследование в образовательной организации проводятся на основании согласия родителя, его заявления. Более того, по законам РФ родители могут в полном объеме получить информацию о результатах обследований обучающихся в школе.
Психологу, работающему в школе, гораздо сложнее не вступать ни в какие коалиции с конфроитирующими сторонами (например, конфронтации между ребенком и учителем или ребенком, его родителем и администрацией). Очень важно сохранять нейтральность своей позиции по отношении ко всем участникам конфронтаций, с которыми приходится разбираться психологу.
Как правило, первичное обращение к консультанту за помощью исходит от взрослых, заинтересованных в решении проблем с ребенком. В этом случае взрослые обозначают проблему и просят психолога-консультанта оказать помощь как ребенку, так и им самим. Тогда консультации могут ограничиться взаимодействием «психолог — родитель» или «психолог — педагог». Бывают случаи, когда возникает необходимость взаимодействия психолога со всеми членами семьи, при этом в центре внимания находятся сам ребенок и его проблемы. Однако чаще всего в процесс детской психотерапии и консультирования включают и родителя, с которым психолог работает отдельно, но центральной темой этого консультирования становятся все же психологические проблемы ребенка.
Н. И. Гуткина предлагает следующую схему работы психолога с ребенком и его родителями.
- 1. Первичная беседа с обратившимися взрослыми и выслушивание их жалоб.
- 2. Сбор фактов и наблюдений, касающихся жизни и поведения ребенка; составление анамнеза на основе полученной информации.
- 3. Формулировка первичной гипотезы о причинах беспокоящего взрослого поведения ребенка.
- 4. Клиническая беседа с ребенком, в ходе которой консультант уточняет первичную гипотезу происходящего и ставит диагноз, т. е. формулирует причину того или иного поведения ребенка. В этой беседе следует объяснить ребенку свою гипотезу и предложить ему выполнение конкретных самостоятельных действий, позволяющих изменить ситуацию.
- 5. Повторная беседа с обратившимся взрослым, в которой следует объяснить ему возникшую у консультанта гипотезу и поставленный им диагноз, предложить взрослому изменить свои действия и жизненные условия ребенка таким образом, чтобы изменилась ситуация, вызывающая у последнего негативные переживания, приводящие к беспокоящему поведению.
- 6. Обсуждение проблемы ребенка со всеми задействованными в сложившейся ситуации лицами и предложение им плана действий, меняющих сложившуюся ситуацию так, чтобы устранить возникшие негативные переживания ребенка.
- 7. Наблюдение за изменениями в поведении ребенка. При правильной постановке диагноза и точном выполнении требований психолога со стороны взрослых и ребенка поведение последнего начинает меняться очень быстро.
- 8. Патронажное наблюдение[3].
Начиная с первичной консультации психологу необходимо наладить контакт не только с ребенком, но и с членами его семьи, которые привели ребенка к психологу. Гиперопекающим родителям иногда бывает довольно сложно позволить еще одному взрослому (консультанту) налаживать и развивать заботливые, доверительные отношения с их ребенком. Родителям с попустительским стилем воспитания, наоборот, хочется как можно скорее сбросить бремя ответственности за психологическое развитие ребенка на другого человека (психолога). По этим причинам уже при первом контакте психолога с родителями важно прояснить, что вся работа будет выстраиваться исключительно в интересах ребенка, и психологическая поддержка в решении проблемы будет оказана и ребенку, и родителю. Консультант может обозначить это родителю следующим образом: «Любые отношения, в том числе и детско-родительские, могут претерпевать какие-то кризисы и трудности. Моя работа состоит в том, чтобы понять и поддержать вас обоих (и ребенка, и родителя). И эта помощь будет направлена в конечном счете на то, что больше всего будет подходить вашему ребенку».
Желательно, чтобы психолог обсудил и с ребенком, и с родителями, в каком формате лучше проводить консультативные встречи: совместные.
(и родитель, и ребенок), раздельные (сначала ребенок, потом родитель). Не стоит недооценивать пользу и эффективность совместных сессий при грамотной и профессиональной организации такой работы психологом. Как правило, совместные консультации позволяют и родителю, и ребенку лучше узнать друг друга, понять позицию друг друга. Но такие встречи могут проходить в специально созданной психологом атмосфере доверия, взаимопонимания и безопасности, при сохранении профессиональной позиции нейтральности консультанта.
Можно выделить следующие ошибки детского психолога-консультанта, которые препятствуют эффективности процесса консультирования.
- 1. Неспособность переходить на доступный для понимания ребенком язык, излишняя назидательность и изобилие в речи сложной терминологии, не всегда понятной не только ребенку, но и родителю.
- 2. Неестественность поведения консультанта, наигранность, слишком жесткие границы в контакте, соблюдение «фасада», закрытость, не позволяющие ребенку успокоиться и довериться в контакте новому для себя взрослому человеку.
- 3. Высокомерие и желание самоутвердиться за счет ребенка или его родителей (педагогов) в процессе консультирования.
- 4. Хрупкие личностные границы психолога, отыгрывание собственных «детских» проблем, неумение анализировать и прорабатывать свои коитрпереносы, которые возникают в ситуации консультирования детей и их семей.
- 5. Чрезмерное увлечение диагностикой при умалении важности беседы, налаживания эмоционального контакта с ребенком и прояснения целей консультирования, которые имеются как у самого ребенка, так и его близких.
- 6. Неспособность безоценочно принять любого ребенка, каким бы «сложным» он консультанту ни показался, а также неумение принять родителя ребенка, что довольно часто встречается в детском консультировании, когда родитель видится основной и главной причиной всех бед и проблем ребенка («демонизация» родителя; возникновение враждебной коалиции ребенка и консультанта против родителя).
- 7. Желание обязательно дать какой-либо полезный совет ребенку, его родителю, менторство и установка специалиста на патернализм (покровительственная позиция).
- 8. Незнание границ своей компетентности в работе с детьми разного возраста, а также с многообразием и широким спектром детских психологических проблем (эмоциональные, поведенческие проблемы, постстрессовые синдромы, аддикции, проблемы в отношениях, кризисные симптомы и т. п.).
Как было отмечено выше, в консультировании детей и подростков существует множество этических вопросов. Самым важным этическим правилом для детского консультанта остается принятое психологом обязательство по созданию и защите благоприятного для развития и безопасного психотерапевтического (консультативного) пространства для того, чтобы обеспечить ребенку свободу в самовыражении, изучении своих особенностей, решении возникших психологических затруднений.
- [1] Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб, пособие / Г. В. Бурмснская [и др.]. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007.
- [2] Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002.
- [3] Гуткина II. И. Клинический метод в психологическом консультировании детей //Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1—2.