Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современные подходы к медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В территориальных медицинских учреждениях дети с ограниченными возможностями получают различные виды медицинской помощи. Медикаментами обеспечиваются 57,7% больных детей. Различные медицинские консультации получают 54,4% детей. Каждый второй (50,0%) ребенок с ограниченными возможностями получает медицинские процедуры. Диагностические мероприятия проводятся 35,2% больных детей. Каждый четвертый… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ В
  • СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. 1. Факторы, влияющие на возникновение инвалидности в детском возрасте
    • 1. 2. Медико-социальная помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
  • ГЛАВА 4. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЕЙ
    • 4. 1. Особенности развития детей с ограниченными возможностями
    • 4. 2. Комплексная социально — гигиеническая характеристика условий и образа жизни детей с ограниченными возможностями и их семей
    • 4. 3. Организация лечебно — профилактической помощи детям с ограниченными возможностями в связи с инвалидирующем заболеванием
    • 4. 4. Потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
    • 4. 5. Резюме
  • ГЛАВА 5. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЬЯМ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Современные подходы к медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Реформы, проводимые в стране, обусловили новые социально-экономические формы жизни семей с детьми, привели к смене семейной идеологии и привычной системы ценностей, вызвали состояние неуверенности, социальной и психологической дезадаптации. Особенно остро эти процессы отражаются на состоянии здоровья молодого поколения, оказавшегося в зоне социального и экономического неблагополучия (Баранов А.А., Альбицкий В. Ю., 2003).

Последние десятилетия характеризуются неуклонным ухудшением состояния здоровья детей и подростков (Антропова А.В., Бородкина Г. В., 1999; Малахов О. А., 2001; Рожавский JI.A., 2006).

Особое внимание заслуживают проблемы детей и молодежи, имеющих ограниченные возможности здоровья. Инвалидность — проблема, волнующая каждое государство и затрагивающая интересы всех слоев общества (Шарапова О.В., 2002; Светличная Т. Г., Нестерова И. В., 2007).

Актуальность проблемы в нашей стране определяется ростом показателей заболеваемости, смертности и инвалидности, характеризующих неблагополучие в современном состоянии системы охраны общественного здоровья (Гришина Л.П., Талалаева Н. Д., Амирова Э. К., 2001; Бреева Е. Б., 2002; Андреева О. С. и соавт., 2004; Житный М. В., 2006).

В настоящее время не вызывает сомнения утверждение о том, что здоровье детей — это политическая категория и фактор национальной безопасности (Баранов А.А., Щеплягина А. А., Ильин А. Г., Кучма В. П., 2005).

Проблема инвалидности детей приобретает особую важность на фоне неуклонного роста числа детей с ограниченными возможностями, как в России, так и во всем мире (Сивохина Т.А., Афанасенко В. В., 2001; Маковецкая Г. А. и соавт., 2004; Пузин С. Н., Лаврова Д. И., 2005).

Высокий уровень инвалидности детей обуславливает необходимость совершенствования профилактики, изучения целенаправленного воздействия на основные факторы риска, ее формирующие (Шереметьева С.Н. и соавт., 2003).

Проблема детской инвалидности является актуальной и для такого крупного региона России, как Самарская область.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года численность постоянного населения области составила 3239,8 тыс. человек. Это двенадцатое место в России. Основная масса городского населения в Самарской области проживает в областном центре Самара (1,3 млн. человек) и городе Тольятти (0,7 млн. человек).

Самарская область — один из ведущих российских промышленных регионов, отличающийся значительным многообразием отраслей промышленности.

Несмотря на то, что в Самарской области сформирована и функционирует разветвленная сеть учреждений различных министерств и ведомств, осуществляющих реабилитационные мероприятия медицинского, психологического, социального и педагогического профиля, уровень первичной детской инвалидности остается высоким.

Уровень первичной детской инвалидности в Приволжском федеральном округе в 2006 году составил 25,6 с диапазоном колебаний от 39,0 в Ульяновской области до 17, 3 в Саратовской области. В Самарской области уровень первичной детской инвалидности в 2006 году составил 23,5 на 10 000 детского населения.

Дети с ограниченными возможностями и их семьи испытывают сочетанное негативное воздействие целого ряда отрицательных факторов медико-социального, социально-гигиенического, социально-экономического и психологического характера. Многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, как проживающие в городах, так и в сельской местности, невозможно решить только силами самих семей. Для решения проблем, стоящих перед этими семьями, необходима инициатива и активное участие различных органов и учреждений государственной и общественной системы, необходимо усовершенствование системы оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.

В настоящее время государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена, в основном, на оказание различных видов социальной помощи, тогда как созрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество, укрепление предпосылок их независимой жизни (Камаев И.А., Позднякова М. А., 2004).

Поэтому, не смотря на позитивные сдвиги, особенно в последнее время, проблема полноценного интегрирования детей и подростков с ограниченными возможностями в современные условия жизни еще далека от решения.

Цель исследования разработка современных подходов к совершенствованию системы медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей в Самарской области.

Задачи исследования:

1. На основе исследования статистических данных определить динамику, распространенность и структуру детской инвалидности в условиях крупного промышленного региона Среднего Поволжья.

2. Установить особенности состояния организации системы оказания медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, сложившейся в Самарской области.

3. Определить медико-биологический статус, образ жизни и социально — средовые условия, микроклимат, медицинскую активность семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и выявить потребности этих семей. Провести сравнительный анализ между семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями и семьями, имеющими здоровых детей.

4. Разработать предложения по совершенствованию организации медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей в условиях крупного промышленного региона.

Научная новизна.

Установлено, что уровень первичной инвалидности детей в Самарской области за период 2001;2006 годы снизился с 26,6 на 10 000 населения соответствующего возраста до 23,5. В структуре инвалидности детей отмечается увеличение врожденных аномалий и пороков развития с 32,9 до 42,4, болезней эндокринной системы с 11,9 до 14,3, психических расстройств и расстройств поведения с 17,9 до 19,7 на 10 000 детского населения.

Показано, что основными факторами риска инвалидности детей являются: патологическое течение беременности, интра — и постнатальные осложнения, высокий уровень воздействия профессиональных вредностей на женщин, как до беременности, так и во время.

Выявлено, что неблагоприятными социальными факторами семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, являются трудности в трудоустройстве родителей и в процессе их работы, неблагоприятное психоэмоцилнальное состояние в семьях, обусловленное материальными трудностями, ограничением жилой площади и проблемами, связанными с уходом за больным ребенком.

Определено, что совершенствование существующей модели медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям в Самарской области заключается в создании реабилитационных центров, реализующих мероприятия медицинской, психо-педагогической и социальной реабилитации, включающей интеграцию детей-инвалидов в общее образовательное пространство, профориентацию и профподготовку детей с ограниченными возможностями, разработку индивидуальной программы реабилитации.

Научно-практическая значимость работы.

Результаты медико-социального исследования детской инвалидности, социальной адаптации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в Самарской области могут стать информационной базой для разработки областных комплексных программ по профилактике и снижению детской инвалидности в Самарской области.

Данные о потребности детей с ограниченными возможностями и их семей в реабилитационных мероприятиях и социальной адаптации могут быть учтены при дальнейшем развитии сети реабилитационных учреждений и спектра оказываемых ими услуг.

Предложения по совершенствованию системы медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям являются основанием для принятия управленческих решений направленных на совершенствование социальной политики в отношении данной категории жителей Самарской области.

Результаты исследования используются в учебном процессе кафедры общественного здоровья и здравоохранения Самарского государственного медицинского университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уровень детской инвалидности в Самарской области остается высоким и обусловлен медико-социальными причинами.

2. Существующая система организации медико-социальной помощи не в полной мере удовлетворяет потребностям детей с ограниченными возможностями и их семей.

3. Система организации медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям в Самарской области требует совершенствования с целью активизации процессов интеграции этих детей в общество. Наиболее проблемными вопросами в настоящее время являются качество и процент охвата детей реабилитационными мероприятиями, а так же уровень оказания им социальной помощи.

Апробация работы.

По результатам исследования опубликовано 8 печатных работ, в том числе в центральной печати две статьи.

Результаты исследования были доложены и обсуждены на 72-й Республиканской итоговой научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Вопросы теоретической и практической медицины» (Уфа, 2007) — второй всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Окружающая среда и здоровье» (Рязань, 2007) — всероссийском научном конгрессе с международном участием «В. М. Бехтерев — основоположник нейронаук: творческое наследие, история и современность» (Казань, 2007).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 156 страницах. Состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.

Список литературы

содержит 184 литературных источников, из них 156 источников отечественной и 28 иностранной литературы. В диссертацию включено 43 таблицы и один рисунок.

Результаты исследования позволяют говорить о необходимости упорядочить работу медицинских учреждений, улучшить условия для пациентов и отношение к пациентам со стороны медицинского персонала, а так же и о возможном недостаточном количестве медицинских учреждений.

В территориальных медицинских учреждениях дети с ограниченными возможностями получают различные виды медицинской помощи. Медикаментами обеспечиваются 57,7% больных детей. Различные медицинские консультации получают 54,4% детей. Каждый второй (50,0%) ребенок с ограниченными возможностями получает медицинские процедуры. Диагностические мероприятия проводятся 35,2% больных детей. Каждый четвертый (25,8%) ребенок, с ограниченными возможностями проходит в медицинских учреждениях стационарное лечение. Медицинскую помощь на дому получает 11,9% детей с ограниченными возможностями.

Характеристикой медицинской активности матерей детей с ограниченными возможностями служит обращаемость матери к врачу в связи с изменением состояния здоровья ребенка. Высокую медицинскую активность проявляют 61,6% опрошенных матерей больных детей (в группе контроля -75,5%). Они обращаются к врачу при любом заболевании ребенка. Низкая медицинская активность у 36,1% матерей (в группе контроля — 22,4%). Они обращаются за медицинской помощью только при тяжелом заболевании ребенка.

Достоверных различий в ответах матерей проживающих в сельской местности и в городах не выявлено.

Анализ выполнения рекомендаций медицинских работников родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, представлен в таблице 36.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На основе полученных результатов исследования необходимо расширить сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих работу с детьми-инвалидами и их семьями по медико-социальной реабилитации, обеспечить их территориальную доступность, расширить спектр и повышения качества, предоставляемых услуг.

2. Необходимо увеличить охват индивидуальными программами реабилитации детей с ограниченными возможностями и повысить их реализацию путем повышения уровня подготовки специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

3. Необходимо широко использовать программы профориентации и профпоготовки детей с ограниченными возможностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ананьин С А. Состояние здоровья детей из семей социального неблагополучия и принципы организации медико-социальной помощи.: Автореф. дисс. доктор, мед. наук М.-1995.- 43 с.
  2. Р.Я. Медико-социальные аспекты заболеваемости, инвалидностии современные подходы к реабилитации детей-инвалидов в Азербайджанской Республике // Автореферат канд. диссертации. М., 2005.- с. 22.
  3. О.С. Организационные и методические основы формирования и развития Государственной службы реабилитации инвалидов в Российской Федерации. Автореферат докторской дисс.- М. 2002 — 52 с.
  4. О.С., Шабалина Н. Б., Алешин Д. А., Бублик В. И. Основы формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. М., ЦБНТИ Минтруда России, 2003 108 с.
  5. О.С., Бублик В. И., Кулагина Е. В., Алешин Д. А. Социальная характеристика семей, имеющих детей-инвалидов (опыт социологического обследования в городе Москве). М., ЦБНТИ Минтруда РФ, 2003 23 с.
  6. О.С., Пузин С. Н., Сырников И. К., Лаврова Д. И., Красильников Ю. Д., Моздокова Ю. С., Алешин Д. А., Соколова Д. А., Архангельская А. А., Михайлова О. В. Вопросы социальной реабилитации инвалидов. М., ЦБНТИ Минтруда РФ, 2003 -124 с.
  7. О.С., Пузин С. Н., Сырников И. К., Лаврова Д. И., Сазонов B.C., Бублик В. И. Положение инвалидов в Москве. М.: Медицина, 2004 208 с.
  8. О.С., Сазонов B.C., Алешин Д. А., Соколова Д. А. Пути совершенствования работы с индивидуальной программой реабилитации инвалида. М.: ЦБНТИ Минтруда РФ, 2004 76 с.
  9. О.С., Пузин С. Н., Гришина Л. П., Караева И. К. Методика определения потребности детей-инвалидов в комплексной реабилитации. Москва: ФБМСЭ, 2005. — С. 5−20.
  10. М.В., Бородкина Г. В. Развивающее обучение, физиолого-гигиенические аспекты. // Ребенок и Север. 1999. — С. 141−142.
  11. Ю.Г. Социально-гигиенические аспекты инвалидности вследствие болезней органов дыхания у детей и особенности их медико-социальной реабилитации. М., 2006.
  12. А. Социально-гигиеническая характеристика состояния здоровья детей Таджикистана (в т.ч. детей-инвалидов).: Дис. канд. мед. наук .- М., 1996 .-199 с.
  13. Г. В. Проблемы детской инвалидности и совершенствование медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями: Дис. канд. мед. наук. Пермь, 2004. — 143 с.
  14. И.И. Аллергические заболевания у детей в районах с промышленными загрязнениями. // Педиатрия .-1995.- № 4.- С.59−60.
  15. А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты. // Педиатрия. 1999. — № 3. — С.5−6.
  16. А.А. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей России. // Охрана репродуктивного здоровья населения. Матер. Второй Национальной ассамблеи «Охрана здоровья матери и ребенка». М., 1997.-С.7−10.
  17. А.А. Окружающая среда и здоровье детей // Педиатрия.-1994.-№ 5.- С. 5−6.
  18. А.А. Состояние здоровья детей и задачи Союза педиатров России. //Педиатрия .-1995 .- № 4 .- С.7−11.
  19. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал -1998.-№ 1.- С. 5−8.
  20. А.А. Научные направления подпрограммы «Здоровый ребенок» -практическому здравоохранению // Российский педиатрический журнал. -2003. № 2.-С. 53−54.
  21. А.А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. М., 2003. — 87 с.
  22. А.А., Игнатьева Р. К., Каграманов В. И. Современная концепция оценки последствий болезней и травм Всемирной Организации Здравоохранения и ее применение в педиатрической практике для определения инвалидности. //Педиатрия.- 1994.-№ 6.- С. 67−72.
  23. А.А., Щеплягина А. А., Ильин А. Г., Кучма В. П. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности. // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 2. — С. 4−8.
  24. Г. П. Совершенствование медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями в крупном промышленном центре. // Автореферат на соискание ученой степени к.м.н. 2002.- 32 с.
  25. Л.Ф., Толмачева С. Р., Коломиец A.M. К вопросу о реабилитации детей-инвалидов с соматической патологией. // Медицинскаяреабилитация в педиатрии. Труды института. Выпуск № 6. Евпатория. — 1998.- 120 с.
  26. В.И. Реабилитация детей-инвалидов общегосударственная проблема. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.-1995.-№ 3.- С. 22−25.
  27. В.И. Санаторно-курортный этап в структуре медицинской реабилитации детей-инвалидов: Автореферат дис. докт. мед. наук. -Москва, 1999. 41 с.
  28. В.И., Боровик Э. Б. Показания и противопоказания к направлению детей-инвалидов на сонаторно-курортный этап реабилитации // Педиатрия.-1995.- № 6.- С. 65−67.
  29. Е.Б. Дети и реформы / Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. М.:РИЦ ИСЭПН, 2002, — 68 с.
  30. В.А. Влияние перинатальных факторов риска на тяжесть исхода у детей со спастическими формами церебральных параличей. // Материалы приволжской окружной научно-практической конференции -Пермь 2003 — С. 21−25.
  31. Н.Н., Зелинская Д. И., Балева JI.C, Гаврилова А. В. и др. Федеральные целевые программы как основа реализации стратегии охраны материнства и детства в современных условиях. // Педиатрия .1995, № 4.-С.12.-18.
  32. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5−10.
  33. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. М., 1994.- 67 с.
  34. Ю.Е., Зелинская Д. И. Детская инвалидность: медицинские и социальные аспекты, меры профилактики. Приложение к журналу Российский вестник перинатологии и педиатрии. Лекция для врачей.-М.: МНИИПиДХ МЗ РФ, 2000.- 67 с.
  35. Ю.Е., Фокеева В. В. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология. Приложение к журналу Российский вестник перинатологии и педиатрии. Лекция для врачей.- М.: ШЖИПиДХ МЗ РФ, 1996.-57 с.
  36. Н.Г., Кузнецова Е. Ю., Попова Т. В. К вопросу об изучении состояния инвалидизации детей в крупном районе Санкт Петербурга. // Новые технологии в педиатрии — М., 1995 .- С. 211.
  37. Р.А., Мальцев В. Н., Котельников Г. П., Гильмиярова Ф. Н. Современные тенденции политики здорового питания. // Вестник Межрегиональной Ассоциации «Здравоохранения Поволжья». 2000. -№ 2. С. 53−58.
  38. JI.K. Состояние проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам. // Новые технологии в педиатрии: Материалы конгресса педиатров России 19−21 апреля 1995 г. Москва, 1995. — С. 213−214.
  39. О.В., Солохина JI.B. Здоровье и образ жизни семей различных социальных групп населения, имеющих детей раннего возраста. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 1. — С. 6 -9.
  40. Л.П., Талалаева Н. Д., Амирова Э. К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970−1999 гг. и ее прогноз до 2015 г. / Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., № 2., 2001, — С. 8−10.
  41. Р.А., Дмитриева Н. В. Состояние здоровья детей в зависимости от природных и техногенных факторов. // Детское здравоохранение России: стратегия развития: Материалы IX съезда педиатров России. 19−22 февраля 2001 г.- Москва, 2001.-С. 167−168.
  42. Г. И. Системный подход в реализации семейной политики в Самарской области. // Государственная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей. -М., 1999. С. 11−17.
  43. Н.К., Красникова Л. И. Медико-социальная реабилитация детей и ее роль в профилактике заболеваемости и инвалидности. // Новые технологии в профилактической медицине: Сборник научных трудов. Н. Новгород. 1999. С. 134−137.
  44. В.Ф., Ключников С. О. Экопатология детского возраста. Проблемы и возможные пути их решения // Новые технологии в педиатрии: Материалы конгресса педиатров России 19−21 апреля 1995 г. Москва, 1995. С. 20.
  45. Л.И., Атласова Т. Г., Батракова В. М., Денисов А. И. и др. Влияние экологической обстановки на развитие новообразований у детей. // Новые технологии в педиатрии. М., 1995.- С.20−21.
  46. Л.И., Атясова Е. Г., Гурьянова В. Ф. с соавт. Реабилитация детей с патологией гастродуоденальной системы. // Детское здравоохранение России: стратегия развития: Материалы IX съезда педиатров России. 1922 февраля 2001 г. Москва, — 2001. — С. 184.
  47. А.А., Попова Н. В., Синицина Н. Г., Бородулина И. П. Эффективность медицинской реабилитации инвалидов. // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 3. — С. 27−29.
  48. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  49. М.В. Инвалидность, социальная адаптация семей, пути совершенствования реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов в городе Москва: Дис. канд. мед. наук. Москва, 2006. — 151 с.
  50. A.M. Актуальные проблемы инвалидности детей с гастроэнтерологическими заболеваниями. // Новые технологии в педиатрии: Материалы конгресса педиатров России. 19−21 апреля 1995 г. -Москва, 1995.-С. 218−219.
  51. Д.И. Детская инвалидность. Автореф. дис. докт. мед. наук.-Москва, 1998.-53 с.
  52. Д.И. О выполнении федеральной программы «Дети-инвалиды» в 1993—1995 гг..г. // Здравоохранение РФ.-1997.-№ 1.-С. 11−15.
  53. Е.В. Проблемы детской инвалидности в Российской Федерации / Медико-социальные проблемы / Материалы российской научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы детей-инвалидов». М., 2002.
  54. Р.К., Каграманов В. И., Огрызко Е. В., Чемякина Д. Н. Распространенность стойких нарушений и последствий болезней среди детей крупного города. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. № 3. 1997.- С. 7−14.
  55. Н.Н., Муравьева Г. В., Переверзева Л. И. Организация работы центра восстановительного лечения для детей. // Детское здравоохранение России: стратегия развития: Материалы IX съезда педиатров России. 19−22 февраля 2001 г.- Москва, 2001.- С. 244−245.
  56. В.И. Оценка распространенности детской инвалидности, ее структура и основные причины инвалидизации детского населения крупного промышленного города. // Новые технологии в педиатрии. -М., 1995. С. 222−223.
  57. Л.З., Новиков П. В. Роль Федерального Центра наследственной патологии в лечении и реабилитации детей с генетически обусловленными заболеваниями. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1995. — № 2. — С. 38−41.
  58. И.А., Большакова О. М., Коптева Л. Н. К вопросу об организации медико-социального оздоровления детей из семей социального риска. // Новые технологии в профилактической медицине: Сборник научных трудов. Н. Новгород. 1999.- С. 128−130.
  59. И.А., Позднякова М. А. Детская инвалидность (проблемы и пути решения). Н. Новгород НГМА. — 1999. — 156 с.
  60. И.А., Позднякова М. А. О необходимости дальнейшего изучения медико-социальных проблем детской инвалидности. // Новые технологии в профилактической медицине: Сборник научных трудов. Н. Новгород. 1999.- С. 29−30.
  61. И.А., Позднякова М. А. Ребенок инвалид: организация медико-социального обеспечения. — Н. Новгород, 2004, — 302 с.
  62. Л.Г., Алатырцева С. Г., Мартынов В. Л. Участие семьи в восстановительном лечении и реабилитации. // Советское здравоохранение. 1986.- № 1. — С. 18−23.
  63. Л.Г., Михеева Л. В. Организация медико-социальной реабилитации в социалистических странах. // Советское здравоохранение. 1988.- № 2.
  64. Л.И. Пути оптимизации управления качеством медицинской помощи детям Самарской области. // Вопросы современной педиатрии. Москва. 2006, т. 5, № 1 — с 250.
  65. Л.И., Вознюк A.M., Козлова Т. В., Косарева У. В. Раннее комплексное сопровождение ребенка и семьи. // Самара, 2006. 69 с.
  66. И.П., Хуснутдинова З. А. Особенности формирования заболеваемости детей первых 3 лет жизни в семье. // Педиатрия. 1991.-№ 5.- С. 43−46.
  67. Ю.А. Реабилитация хронически больных детей и детей -инвалидов. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1992. — № 2. — С. 72−73.
  68. О.Е. Характеристика медицинской активности городских семей по воспитанию здорового ребенка. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998. — № 3. — С. 27−30.
  69. М.В., Деденева Ж. Г., Шеломанова Т. Н., Владимирова О. Н. Организация и методика разработки индивидуальной программыреабилитации (учебно-методическое пособие). Санкт-Петербург, 2004 -87 с.
  70. Е.В. Семьи с детьми-инвалидами: Социально-экономическое положение (на примере г. Москвы) / Народонаселение, ИСЭПН РАН, № 1, 2002.
  71. Е.В. Тендерные проблемы адаптации семей с детьми-инвалидами / Народонаселение, ИСЭПН РАН, № 4, 2003.
  72. В.Р., Сухарева Л. М., Бережков Л. Ф. Особенности состояния здоровья школьников в 1960 2000 г.г. // Детское здравоохранение России: стратегия развития: Материалы IX съезда педиатров России. 1922 февраля 2001 г. — Москва, 2001.- С. 330.
  73. М.И. Социальная поддержка детей-инвалидов и льгот в сфере труда их родителей. // Глав. мед. сестра. 2002 — № 11 — С. 86−90.
  74. М.А. Детская инвалидность. Проблемы и перспективы решения// Материалы научно-практической конференции: «Детская инвалидность.
  75. Проблемы и пути решения» 10.12. 2003 г. Ростов-на-Дону, 2004. С. 915.
  76. Г. А., Гусарова Г. И., Стуколова Т. И. Социальная педиатрия (избранные вопросы). Самара, 1997. — 123 с.
  77. Г. А., Мазур Л. И., Антимонова М. Ю., Матиеску Л. Г. Детская инвалидность: региональные особенности и пути профилактики // Труды IX Всероссийского Конгресса «Экология и здоровье человека». — Самара, 2004.-С. 172−181.
  78. Л.Л. Особенности инвалидности с детства у сельских подростков. // Актуальные проблемы медицины, — Ставрополь, 1985.- С. 159−160.
  79. Т.М., Какорина Е. П., Королькова Т. А. с соавт. Заболеваемость и особенности медицинского обслуживания инвалидов. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995.- № 2~ С. 614.
  80. Т.М. Здоровье детей в условиях социальной дифференциации общества // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004 — № 1 С. 9−11.
  81. Н.В., Несмеянова М. И. Социальная политика в области детства: основные концептуальные подходы. // Актуальные проблемы современного детства. М., 1992.- С. 14−15.
  82. Е.П., Будин М. Д., Патрикеева Э. Н., Деревицкая П. П., Оськола П. Г. Роль раннего лечения врожденного вывиха бедра в плане экономии социальных ресурсов. // Ортопедия и травматология.-1990.-№ 5.- С. 66−70.
  83. A.M., Поляков JI.E. Санитарная статистика. JL, 1974.- 383 с.
  84. Л.Л., Малова Н. Е. Динамика состояния здоровья детей в России. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей. 2005.- № 1- С. 117−123.
  85. А.Ф. Организация диспансерного наблюдения, новые этапы лечения и медико-социальной реабилитации детей с хронической бронхолегочной патологией: Автореф. канд. дисс. Воронеж. — 1994. 65 с.
  86. А.А., Ионова Т. П., Никитина Т. П. Концепция исследования качества жизни в педиатрии // Педиатрия № 6 2002 — С. 83−87.
  87. Обсуждение пути повышения эффективности медицинской помощи детям // Самарское медицинское обозрение «Медицина и фармация». -2005. № 4. — С. 4.
  88. С.А., Швецова B.C., Полякова Т. В. К методике комплексного изучения медико социальных причин инвалидности с детства. // Здравоохранение РФ.- № 5.-1995.- С. 25 — 26.
  89. В.К. Проблемы инвалидности: медико-статистические аспекты. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1997, — № 4.- С. 3−10.
  90. Г. Ю. Медико-социальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов. Автореф. дисс. канд. мед. наук М., 1995 .- 25 с.
  91. О.В., Туболев Д. А., Грачев Л. К., Правовая защита семей, воспитывающих инвалидов. // Сборник нормативных актов. М., 1997. -104 с.
  92. А.Н., Симонов С. Н., Бучин В. Н., Резаев А. А. и др. Врожденные аномалии развития как индикатор экономического неблагополучия. // Впервые в медицине .- № 2−3.-1995.- С. 124−127.
  93. Т.В., Камаев И. А. К вопросу о медико-социальной помощи семьям крайнего социального риска. // Новые технологии в профилактической медицине: Сборник научных трудов. Н. Новгород. 1999.- С. 31−34.
  94. М.А., Камаев И. А., Гурвич Н. И. с соавт. Здоровье детей-инвалидов дошкольного возраста и факторы его определяющие. // Проблемы социальной гигиены и история медицины .-1998. № 6.- С. 1316.
  95. Ш. Попова Т. В. Медико социальная характеристика детей — инвалидов и пути их реабилитации.: Автореф. канд. мед. наук.- С-Пб., 1995. — 22 с.
  96. С.Н., Дементьева Н. Ф. Социально-медицинская реабилитация детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2002, № 2 С. 3−6.
  97. С.Н., Андреева О. С., Сырников И. К., Лаврова Д. И. Основы медико-социальной реабилитации инвалидов. М.: ЦБНТИ Минтруда РФ, 2003 320 с.
  98. С.Н., Лаврова Д. И. Основные причины формирования инвалидности у детей // Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей. 2005, № 1−31−35.
  99. С.Н., Дымочка М. А., Шкурко М. А., Хакуринова Г. А. Проблемы и перспективы комплексной реабилитации детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2007, № 5−6 5−11.
  100. Пб.Рожавский Л. А. Медико-социальные проблемы детской инвалидности. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2006. № 6. — С. 23−25.
  101. А.Г., Гусарова А. А., Котельников Г. П. Создание системы социального обслуживания семьи в Самарской области. // Врач. 1996. -№ 10. С. 42.
  102. А.Г., Абрамов А. Н., Абрамова И. В. Реабилитация детей -инвалидов в условиях подготовки врача общей практики. Общеврачебная (семейная) практика в России: состояние и перспективы. Мат. науч. конф. Самара, 1997. — С. 184−185.
  103. А.Г., Гусарова А. А., Куликова Н. И. Медико-социальная помощь в семье в Самарской области. Актуальные вопросы здоровья и здравоохранения: Сб. науч. Трудов. Оренбург, 1997.- С. 27−28.
  104. Г. Д., Ханжин Е. В., Низовцева О. О. с соавт. Развитие системы комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями в Самарской области. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Самара, 2004. — С. 13−26.
  105. Т.Г., Нестерова И. В. Медико-социальные факторы риска детей-инвалидов. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. — № 3. — С. 10−14.
  106. Свисту нова Е. В. Развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов в Российской Федерации // Социальная работа, 2002, № 4 С. 11−13.
  107. А.А., Брутман В. И. Психосоматическая инвалидизация детей и подростков. // Врач. 1994. — № 3. — С. 9−18.
  108. Г. Д., Коротких Н. С., Добровольская Т. А. с соавт. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП. // Сборник научных трудов. М., 1991. — С. 21−24.
  109. Е.В. Технология медицинской реабилитации с позиции системного анализа. // Детская и подростковая реабилитация № 1 2004 -С. 35−38.
  110. С.П., Коколина В. Ф., Мамиев О. Б. // Педиатрия. 2004. — № 3. — С. 93−96.
  111. Л.Г. Актуальные проблемы реабилитации детей-инвалидов Ростовской области. // Материалы научно-практической конференции: «Детская инвалидность. Проблемы и пути решения» 10.12. 2003 г. Ростов-на-Дону, 2004. С. 5−8.
  112. Г. П. Здоровье детского населения как фактор национальной безопасности России: социологический аспект: Дис. к. с. н. -М., 2003.
  113. М.Я., Ефимов А. А. Окружающая среда и здоровье детей. // Новые технологии в педиатрии. М., 1995. — С. 63.
  114. Т.К., Негаметзянов Г. М., Котова И. Б. с соавт. Медико-социальная реабилитация детей с врожденными пороками развития лица и челюстей. // Здравоохранение Казахстана. 1989. — № 10. — С. 15−17.
  115. Э.И., Свинцов А. А. Состояние и динамика инвалидности в детском возрасте в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1994. — № 6. — С. 10−13.
  116. О.В., Демикова Н. С., Воскресенская С. В., Староверова Е. Г. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. — № 5. — С. 24 -27.
  117. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М.: Дашков и К0, 2002. 340 с.
  118. З.А. Научное обоснование путей совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям (по материалам Республики Башкортостан): Дис. д-ра мед. наук. С-Пб., 1998.-292 с.
  119. З.А., Эткина Э. И. Социально-гигиенические проблемы детей-инвалидов с ДЦП Уфа, 1997.- 126 с.
  120. З.А., Эткина Э. И., Байбурина А. Г., Давлетбаева З. К. Детская инвалидность в Республике Башкортостан. Информационное письмо для врачей-организаторов здравоохранения, педиатров, слушателей ФПОВ. Уфа, 1996.-13 с.
  121. З.А., Эткина Э. И., Шагарова С. В. Социальные проблемы семей, имеющих ребенка с детским церебральным параличом. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1997. — № 4. — С. 14−18.
  122. Т.В. Социально-биологические факторы риска инвалидности в детском возрасте. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 6. — С. 21−23.
  123. Г. А. Реабилитация как важнейший фактор интеграции инвалидов в общество // Социальная работа: теория и практика. Материалы «Круглого стола» по социальной реабилитации инвалидов и
  124. Зимней школы социального педагога, психолога и социального работника. М.: МГСУ, 2002 С. 135−140.
  125. Е.М. Социалогия семьи. Учебное пособие. М.: Дашков и К0, 2003 -238 с.
  126. А.В., Алферова Т. С., Поляев Б. А., Иванова Г. Е., Лобов А. Н. Реабилитация больных и инвалидов в лечебно — профилактических учреждениях. // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 5. -С. 30−33.
  127. О.В. О мерах по улучшению охраны детей. // Педиатрия -2002 № 3 — С. 18−20.
  128. Н.П., Любименко В. А., Пальчик А. Б., Ярославский В. К. Асфиксия новорожденных. Москва, 2003- 367с.
  129. О.В. Проблемы инфекционной заболеваемости в России в новом тысячелетии. // Педиатрия. 2004. — № 4. с. 4−7.
  130. Е.Б. Развитие службы ранней диагностики в системе профилактики детской инвалидности. Работа с семьями, имеющих детей -инвалидов Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Самара, 2004. — С. 27−33.
  131. И. Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья. Международная и российская практика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Самара, 2004. — С. 3.
  132. С.Н., Усанова Е. П., Разживина Г. Н., Маткивский Р. А., Факторы риска формирования детской инвалидности, обусловленной последствиями хронических заболеваний органов пищеварения// Здравоохранение Российской Федерации 2003 — № 5 — С. 38−42.
  133. JI.K. Роль педиатра в работе реабилитационных центров для детей психоневрологической патологией. // Детская и подрасткова реабилитация № 1 2004 — С. 39−44.
  134. Я.Г., Шищенко В. М., Бомбардирова Е. П., Михеева А. А. Некоторые немедикаментозные методы в реабилитации новорожденных детей. // Педиатрия. 1998. — № 4.- С. 89−91.
  135. Andrev Aligne С., Auinger P., Byrd R.S. et all. Risk factors for pediatric asthma. Contributions of poverty, race and urban residence // Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2000. -№ 9.- pp. 873−877.
  136. Bjerkedal Т., Thune O., Irgens L.M. Early identification of children with incresed risk of permanent occupational disadility // Tidsskr. Nor. Laegeforen. 1999. — № 2.-pp. 652−656.
  137. Blasco P.A., Kohen H., Shapland C. Parents-as teachers: design and establishment of training programme for paediatris // Med. Educ. -1999. vol. 33.-№ 9.- pp. 695−701.
  138. Bubolz M. M., Whiren A. P. The family of the handicapped: An ecological model for pjlicy and hractict. Family Relations. 1998. — № 33. — pp.5−12.
  139. Coffman E. Civil Innatention and Face Engagements in Social Interaction. // Human Societis / Giddens A. (Ed) Cambridge: Polity Press, 1992. P. 17−22.
  140. M.L. Социальная компетенция как директива программ помощи детям-инвалидам в ранней стадии заболевания. L. Ment. Defic. Res.-1989.-vol.33.-№ 4.-pp.275−281.
  141. Engle P.L., Castle S., Menon P. Child development vulnerability and resilience // Soc. Sci. Med.- 1996.- vol. 43.-№ 5.-pp.621−635.
  142. Fisher L., Weihs K.L. Can addres family relationships improve outcome in chronic disease? Report of the National Working Group on Family-Based1.terventions in chronic disease. // J Fam. Pract.- 2000. vol. 49.-№ 6.-pp. 561 566.
  143. Fisman S., Wolf L., Ellison D. Et all. Risk and protective factors affecting the adjustment of siblings of children with chronic disabilities // J Am. Acad. Child. Adolescent Psychiastry. 1996. — № 11. — pp. 1532−1541.
  144. Friesher T.M. Ambient ozone causes upper airways inflammation in children. // Am. Rev. Resp. Dis.- 1993.-vol 148.-№ 4.-pp. 961−964.
  145. Garwick A.W., Kohman C., Wolman C. Et all. Families recommendations for improving services for children with chronic conditions // Arch. Pediatr/ Adolesc. Med. 1998. — vol. 152. — № 5. — pp. 440−448.
  146. Grossman L.K., Rich L.N., Michelson S. Et all. Managed care of children with special health care needs the ABC Program. // Clin. Pediatr. Phila.- 1999.-vol.38.-№ 3.- pp. 153−160.
  147. Hulsse C. Effect of air pollutants on the organism of the child. // Gesund-heitswesen.- 1992.-№ 10.- pp. 589−591.
  148. Iyengar G.V., Nair P.P. Global outlook on nutrition and environment: meeting the challenges of the next millenium. // Sci. Total Envir.- 2000.- vol. 249.-№ 1−3.-pp. 331−346.
  149. Kobajashi N. Child ecologi a teoretikal basis for solving childrens problems in the world // Childhood, 1993. № 1. — pp. 7.
  150. Kropp J.J. Clinical ecology and its role in diagnosis of chronic diseases caused by environmental pollution. Indoor air pollution as a major factor // Folia. Med. Cracov. 1993. -№l-4.-pp. 105−119.
  151. Thacker S.B., Stroup D.F., Parrish R.G. Surveillance in environmental public health issues and sources // Am. J Public Health. 1996. — vol. 86. — № 5. — pp. 633−638.
  152. Lenner Akstlson В. Психосоциальная помощь населению. — M., 1997. — с. 232.
  153. Lieb R., Wittchen H.U., Hofler M. et all. Parental psychopathology, parenting styles and the risk of social in phobia in offspring: a prospective-longitudiimal community study. // Arch. Gen. Psychiatry.- 2000.- vol. 57.-№ 9.-pp.859−866.
  154. Machata G. Health risk caused by sulfur dioxide // Beiter. Gerichtl. Med.-1990.-vol. 48.-pp.697−701.
  155. Mendoza F.S., Fuentes-Afflick E. Latino childrenAs health and the family-community health promotion model. // West J Med.- 1999. vol. 170.-№ 2.-pp.85−92.
  156. Miller J.E. Developmental screening scores among preschool-aged children: the roles of poverty and child health. // J Urban. Health 1998.- vol.75.-№ 1.-pp. 135−152.
  157. А. Уход за инвалидами. // Социальная политика Швеции. М., Социальная защита. 1999.- с. 123−138.
  158. Olson J., Esdaile S. Mothering young children with disabilities in a challenging urban environment // Fm. J Occup. Ther. 2000.-vol. 54.-№ 3-pp.307−314.
  159. Patterson J., Blum R.W. Risk and resilience among children and youth with disabilities. // Arch. Pediatr. Adolesc. Med.- 1996.-vol. 150.-№ 7.- pp. 692−698.
  160. Perrin J.M., Kuhlthau K., Walker D.K., et all. Monitoring health care for children with chronic conditions in a managed care environment. // Matern. Child Health J.- 1997.-vol.l.-№l.-pp. 15−23.
  161. Stein R.E., Silver E.J. Oprationlizing a conceptually based noncategorical definition: a risk look at US children with chronic conditions // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 1999. — vol. 153. — № 1. — pp. 68−74.
  162. Smith K.R. Inaugural Article National burden of disease in India from indoor air pollution // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2000, — vol № 11.- pp 1 328 613 293.
Заполнить форму текущей работой