Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системный подход к социально-политическому анализу ситуации в регионе: На материале Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В условиях современной России весьма остро стоит вопрос об упрочении федеративного государства. В Президентском Послании Федеральному Собранию 2001 г. подчеркивается: «По-настоящему сильное государство — это еще и прочная Федерация. Сегодня уже можно сказать, период расползания государственности — позади. Дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем Послании… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Системный подход к социально-политическому анализу ситуации в регионе: На материале Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях современной России весьма остро стоит вопрос об упрочении федеративного государства. В Президентском Послании Федеральному Собранию 2001 г. подчеркивается: «По-настоящему сильное государство — это еще и прочная Федерация. Сегодня уже можно сказать, период расползания государственности — позади. Дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем Послании, остановлена"1. Иными словами, в современной России актуальной в политико-управленческом плане является проблема выстраивания эффективной системы политического управления регионами. Попыткой восполнить необходимые звенья такого управления была организация федеральных округов. Однако функции округов определены лишь в первом приближении и остро стоят задачи дальнейшего разграничения их полномочий и полномочий региональных органов управления, координации совместной деятельности. Для того, чтобы решать такие задачи, необходимо иметь достаточно полные и всесторонние представления о социально-политической ситуации в регионах. Между тем, информация такого рода формируется либо по отраслевому принципу (экономическому, политическому, этнодемографическому, криминогенному и т. п.), либо по оценочно-политическому (показатели отношения региональной администрации и лидеров к центральной власти, электоральные ориентации и т. п.).

В современных условиях, особенно ввиду недостаточности постоянно действующих мониторинговых систем, такие информационные картины обладают существенной неполнотой и зачастую не позволяют вырабатывать и принимать адекватные данной ситуации политические решения. Об этом свидетельствуют как уже тянущиеся много лет военно-конфликтные ситуации (Чечня), так и с.

1 Пугин В. В. Не будет ни революций, ни контрреволюций // Российская газета. 2001. 4 апреля. трудом погашенные или приглушенные этнополитические и этнотерриториаль-ные конфликты (Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика). Одной из важных причин таких ситуаций, имеющих опасный конфликтный потенциал, выступает их недостаточная информационная проясненность и односторонность в анализе. Все это требует обстоятельных исследований механизмов генерирования информационной картины социально-политических ситуаций на региональном уровне.

Степень научной разработанности проблемы. В ряде современных предметно-научных направлений (экономика, социология, география, культурология)1 в последние годы идет быстрое развитие регионоведческих проблемно-тематических комплексов знаний. В отечественной и зарубежной политологии происходят аналогичные процессы, отмечающиеся формированием такого раздела, как политическая регионалистика2.

Основной методологической проблемой политологических регионоведческих исследований до сих пор остается типологизация регионов, т. е. вычленение, соотнесение и комплексирование факторов, определяющих социально-политическую ситуацию в регионе.

Очевидно, что при решении этих задач весьма важной составляющей выступают те принципы и основания, на базе которых производится комплексирование основных региональных факторов. До сего времени в качестве ведущего основания комплексирования избиралась экономика и соответствующие принципы экономического подхода (в условиях советского общества — государство.

1 Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). — Ростов-на-Дону, 1998; Средняя Азия: Этносоциологический очерк. М., 1993; Дробижева Л. М. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М., 1998; Ю. А. Жданов Солнечное сплетение Евразии. Майкоп, 1999.

2 См.- Ковалев В. А. Политическая регионалистика как новое направление исследований в российском обществоведении. Сыктывкар. 1999; Гельман В., Рыженков С. Политическая регионалистика: от общественного интересак области знания? // Социальные исследования в России. Немецко-российский мониторинг. Берлин-М. 1998; Голосов Г. Сравнительное изучение регионов России: проблемы методологии // Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 1998.

К. Stoner-Weiss. Central Weakness and Provincial Autonomy: observations on the Devolution Process in Russia // PostSoviet Affairs. 1999. Vol. 15. № 1. образующая плановая экономикав условиях постсоветского общества — рыночная экономика и ее институты). В результате мы то и дело оказывались в плену инерции восприятия политических процессов через призму экономических отношений (деление регионов на сырьевые, промышленные, аграрные или «бедные» и «богатые» (донорские).

С другой стороны, во многих разработках политологического характера1 недостаточно учитывалось влияние социально-экономических факторов на тенденции развития политических процессов, либо они опять-таки комплексирова-лись по линейному принципу.

В последнее время начал формироваться новый подход, отличающийся отказом от простейших одношаговых корреляций и характеризуемый попытками связать наблюдаемые тенденции регионального политического развития со сложным взаимодействием множества институциональных факторов: экономического, социального, культурного происхождения2.

В рамках этого подхода В. Степанов3 на основе соотношения факторов политического развития выделил три характерные группы постсоветских государств: государства, в которых сильна роль факторов зарубежного влияниягосударства, в которых общественно-политическая ситуация непосредственно управляется по каналам власти и посредством манипулирования общественным сознаниемгосударства, где общественно-политическая ситуация формируется под воздействием ряда сопоставимых по силе влияния факторов (социально-экономические условия, режим власти, состояние коллективных прав, СМИ, демография, экология). При этом отмечается, что типичное сочетание факторов.

1 См.: Характеристика политического процесса. //Политология на российском фоне. М., 1992; Дегтярев A.A. Основы политической теории. М., 1998.

2 Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад. М., 1999; Ежегодные доклады и регулярные бюллетени Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов за 1993;2000 гг.

3 Степанов В. Динамика факторов этнополитической конфликтности в постсоветских государствах //Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2000. М., 2001. политического развития не означает буквального совпадения моделей общеполитической ситуации в этих регионах, т.к. одни и те же факторы в одних случаях действуют созидательно, а в других — деструктивно.

В 90-е годы объектом самого пристального внимания стала социально-политическую ситуация в самом конфликтогенном — северокавказском регионе. Различные факторы, влияющие на развитие социально-политической ситуации на Северном Кавказе (экономика, геополитика, региональный сепаратизм, система власти, формирование и деятельность элит, политическое лидерство, безопасность, религиозный радикализм, терроризм, этноцентризм и национализм) рассматривают в своих работах Абдулатипов Р. Г., Авксентьев В. А. и Авксентьев A.B., Авдулов Н. С., Алехнович С. О., Акопов JI.B., Белоусов М. В., Бутов В. И. и Люлька О. Ф., Гаджиев К. С., Давидович В. Е., Денисова Г. С., Игнатов В. Г., Казанцев В. Г., Косиков И. Г., Косикова JI.C., Лапина Н., Мальчин А., Малышева Д., Понеделков A.B., Старостин A.M., Сидоренко И. Н., Тишков В. А., Хоперская Л. Л, Чирикова А.1 и другие.

Отличительной чертой указанных работ является привлечение внимания к.

1 Абдулатипов Р. Национальная политика России на Кавказе: концептуальное видение // Власть. 1998. № 1- В. А. Авксентьев и A.B. Авксентьев Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь, 1998; Авдулов Н. С. Каспий — очаг напряженности // Ориентир.-1999.-№ 9- Алехнович С. О. Противоречия федеративного устройства Северо-Кавказского региона в структуре политического анализа угроз национальной безопасности России // Национальная безопасность и геополитика России. 2000.№ 3- Акопов Л. В. Правовые формы регулирования межэтнических отношений в условиях Северо-Кавказского региона (материалы круглого стола). Ростов-на-Дону, 2000; Белоусов В. Элиты Северного Кавказа. От наблюдения к стратегическому влиянию // Власть. 2001. № 3- Бутов В. И., Люлька О. Ф. Стратегия регионального экономического развития. Ростов-на-Дону, 2000; Гаджиев K.C. Геополитика Кавказа. М., 2001. Давидович В. Е. Существует ли кавказская цивилизация? //Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996; Игнатов В. Г., Хоперская Л. Л., Понеделков A.B., Старостин А. М., Люлька О. Ф. Технологии управления этнополигическими процессами в Северо-Кавказском регионе. Ростов-на-Дону, 1999; Игнатов В. Г., Понеделков A.B., Старостин А. М., Сидоренко И. Н. Региональные политические элиты в зеркале социологии. Росгов-на-Дону, 2001; В. Г. Казанцев Социальная и этнополитическая ситуация в южном регионе России. Ростов-на-Дону, 2000; Косиков И. Г., Косикова Л. С. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. М., 1999; Лапина Н., Чирикова А. Стратегия региональных элит: экономика, модели власти, политический выбор. М., 2000; Мальчин А. Каспийская нефть и безопасность России //Власть. 1999. № 3- Малышева Д. Проблема безопасности Юга России: региональный и глобальный аспекты //МЭМО. 2001. № 32. Понеделков A.B., Старостин А. М. Проблема соответствия механизмов политического управления социально-экономической динамике Северо-Кавказского региона. //Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Ростов-на-Дону. 2000; Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М., Наука, 2001; Хоперская Л. Л Современные этнополи-тические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов-на-Дону, 1997; Хоперская Л. Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2000. проблеме системных оснований анализа социально-политической ситуации в регионе. Вместе с тем, нужно отметить, что основным уровнем анализа здесь выступает макрорегиональный, северокавказский уровень, который в последних публикациях1 стал замыкаться на структуру созданных в 2000 г. федеральных округов.

Что касается микрорегионального уровня местных сообществ (республики, края, области), то в этой области можно назвать целый ряд публикаций, освещающих особенности социально-политической ситуации в отдельных регионах России в рамках проектов Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, Нижегородского исследовательского фонда, Фонда Карнеги и других2.

Таким образом, уже можно говорить о формировании нового направления в политической регионалистике, основанного на системном подходе к политическим процессам.

Очевидно, что требуется обобщение уже накопленного опыта и определенная рефлексия использования системного подхода и соответствующих комплексных методик. Автор считает, что организация системы многофакторного мониторинга социально-политической ситуации в микрорегионах, их типологи-зация — это еще один шаг на пути к реальному политическому управлению на микросоциумам уровне. Думается, что вряд ли нужно дожидаться упорядочения системы социально-политического управления на макрорегиональном и федеральном уровне. В условиях современной России, по-видимому, властная вертикаль нового типа будет оформляться еще достаточно долго. И необходимо бо.

1 См., например: Региональные элиты в процессе современной российской федерализации. Доклады и сообщения на международной конференции. Ростов-на-Дону — Майкоп, 2001.

См., например: Аккиева С. М. Кабардино-Балкарская Республика. Модель этнологического мониторинга. М., 1998; Дзадзиев А. Северная Осетия: опьгг политологического мониторинга // Центр социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления. // Владикавказский центр этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН // Бюллетень № 2, Владикавказ, 1999; Кисриев Э. Ф. Дагестан. Модель этнологического мониторинга. М., 1998; Полякова Т. М. Адыгея // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2000. М., 2001 и др. лее интенсивно формировать «властную горизонталь», истоки которой в микросоциуме, или по меньшей мере, двигаться во встречных направлениях.

Теоретико-методологической основой исследования выступают принципы цивилизационного подхода применительно к этнокультурному развитию Северо-Кавказского региона и социально-теоретические методы многофакторного и системно-структурного рассмотрения общества (Т. Парсонс, Р. Мертон), положения современной институциональной теории, объединяющей представителей политической и экономической (Д. Нарт, Г. Симон, Б.Г. Питере) и социологической наук (Р. Ди Маджио, Н. Флигстайн, В. Нее и др.), исследования макро-и микрорегиональных этнокультурных сообществ в соотнесенности экономической, социальной, политической, духовно-культурной сфер жизни. Это позволяет не только выделить и проанализировать основные факторы этнополитическо-го процесса на региональном уровне и увидеть их динамику, но и наметить эффективные средства и методы управления ими.

Эмпирической базой исследования являются данные социальной статистики Госкомстата КБР и Госкомстата РФ, публикации Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, а также собственные данные социологического опроса автора в КБР по программе СКАГС: «Политическое сознание: состояние и тенденции изменений».

Объектом исследования выступает региональная социально-поли-* тическая ситуация как составляющая регионального политического процесса.

Предметом исследования является система факторов-детерми-нантов социально-политической ситуации в регионе.

Целью диссертационного исследования является разработка модели системного анализа социально-политической ситуации в регионе (на примере Северо-Кавказского региона и Кабардино-Балкарской республики как его микрорегиона).

Задачи исследования:

• сопоставить методологию технократического и системно-институционального подходов к анализу социально-политической ситуации;

• рассмотреть социально-политическую ситуацию как составляющую политического процесса;

• выявить особенности современной социально-политической ситуации в Северо-Кавказском регионе и определяющие ее факторы;

• сопоставить микрорегиональные модели социально-политического развития и выявить их формирующее влияние на региональную социально-политическую ситуацию;

• проанализировать микрорегиональную социально-политическую ситуацию в Кабардино-Балкарской Республике;

• разработать рекомендации по мониторингу и анализу социально-политической ситуации в регионе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Дана критическая оценка бинарно-детерминистких и технократических подходов к пониманию социально-политической ситуации. Определены принципы системно-институционального анализа социально-политических ситуаций в современных условиях.

2. Социально-политическая ситуация рассмотрена в контексте категории политического процесса, выявлено их взаимоформирующее воздействие, произведена типологизация социально-политических ситуаций.

3. Проанализирована структура социально-политической ситуации применительно к современным условиям Северо-Кавказского региона, выделены определяющие ее факторы.

4. Выявлено воздействие различных моделей микрорегионального социально-политического развития в условиях Северо-Кавказского региона на общерегиональную социально-политическую ситуацию.

5. Проанализирована микрорегиональная социально-политическая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике.

6. Разработаны рекомендации по мониторингу и анализу социально-политической ситуации в регионе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дается уточненное понимание социально-политической ситуации в регионе как основной формы проявления регионального политического процесса, состоящей в новом, по сравнению с предшествующим состоянием, этапе его проведения. Вместе с тем, это элементарный «шаг» политического процесса. Региональные социально-политические ситуации типологизируются на позитивно-стабильныестабильно-уравновешенныеполяризированно-напряженныеконфликтные.

2. Предложен новый методологический контекст рассмотрения социально-политической ситуации и политического процесса, связанный с отходом от би-нарно-детерминисткой («базис-надстройка», «технологический способ производства — духовно-культурный комплекс») трактовки общественных трансформаций к системно-детерминистскому пониманию. Он основывается на предположении о равноправности институциональных изменений, происходящих в экономической, политической, социальной, правовой, духовно-культурной сферах общественного развития, производящих в результате взаимодействия системный результат. Такого рода подход целесообразен прежде всего к переходным общественным трансформациям, содержащим многоукладные экономические отношения и действия паритетных идеологических и политических сил.

3. Сформулированы основные принципы рассмотрения общественных трансформаций, призванные реализовать основы системного анализа:

— принцип взаимодействия и взаимовлияния основных сфер общества;

— принцип взаимосвязи социальных и природно-средовых факторов;

— принцип взаимодействия микросоциумного и макросоциумного уровней социальной реальности;

— принцип социальной динамики.

4. Выделена специфическая системная' основа, определяющая современную социально-политическую ситуацию в Северо-Кавказском макрорегионе. В качестве таковой может рассматриваться механизм ретрадиционализации, обуславливающий развитие этнического обособления и формирования новой этнической идентичности.

Обозначены основные направления обособления и формирования новой этносоциальной субъектности: этнополитическое, этноэкономическое, этнотер-риториальное, этнокультурное.

5. На основе интеграции основных факторов социально-политической ситуации микрорегионы Северного Кавказа классифицированы с точки зрения их цивилизационной продвинутости по шкале «модернизация — традиционализа-ция». Выделено четыре типа микрорегионов:

• Микрорегионы углубленной ретрадиционализации и архаизации, с восстановлением военно-феодальных структур управления;

• Микрорегионы с преобладанием ретрадиционализации.

• Микрорегионы, сочетающие процессы ретрадиционализации и современной экономической модернизации.

• Микрорегионы с преобладанием современной экономической модернизации;

Последние два типа выступают в качестве основной базы для рыночной модернизации в Северо-Кавказском регионе и поддержки политики федерального центра.

6. На основе данных социальной статистики, социологических исследований, контент-анализа местной печати социально-политическая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике охарактеризована как стабильноуравновешенная. В качестве основных индикаторов ситуации выбраны весовые коэффициенты таких сравнительных характеристик северокавказских субъектов Российской Федерации (микрорегиона) как динамика социально-экономического и демографического развитияуровень теневизации социальных отношений и криминогенный фонуровень сплоченности элиты и удельный вес лидерского влияния. По этим параметрам Кабардино-Балкария лидирует среди республик региона.

7. На примере КБР сформулированы предпосылки стабилизации социально-политической обстановки в микрорегионе, заключающиеся в наличии авторитетного лидерамер по консолидации элитысогласованной с федеральным центром стратегии и тактики развития регионаорганизации системы информирования населения о действиях элитыприоритетного развития регионального научного сообщества и привлечения его к процессу выработки решенийорганизации многофакторного мониторинга социально-политической обстановки в микрорегионескоординированности действий всех ветвей властисистематическом контроле за принимаемыми решениями и оценке их исполнениячетком формулировании региональных целей и ценностей развитиясоздание актива поддержки стратегических решений.

Практическая значимость работы. Результаты исследования, углубляющие теоретические представления и подходы к анализу социально-политической ситуации, позволяют определить практические рекомендации по организации многофакторного регионального мониторинга и прогнозирования тенденций развития регионального социально-политического процесса.

Положения и выводы исследования могут быть использованы для подготовки учебно-методических материалов, используемых для чтения курсов по проблемам политологии, этнополитики, а также для подготовки аналитических и экспертных материалов для региональных органов власти и управления.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите.

13 кафедрой политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы. Концепция исследования и отдельные ее положения были представлены в докладах и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах, а именно: на международном симпозиуме «Государственное управление и местное самоуправление в полиэтнической социокультурной среде» (Туапсе, июль.

1999) — научно-практической конференции «Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления» (Майкоп, 1999) — межрегиональной научно-практической конференции «Ценностные основания государственной власти и управления в России на рубеже веков» (Ростов-на-Дону, апрель.

2000) — на международной конференции «Региональные элиты в процессе современной российской федерализации» (Майкоп, ноябрь 2001).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение проблем методологии и методики социально-политического анализа ситуации в регионе показало, что в современных условиях они должны решаться на системной основе. К тому подталкивают процессы политической диверсификации и децентрализации, которые значительно умножают число активных субъектов политического процесса. Здесь уже нельзя обойтись усредненными и однофакторными подходами, дающими «среднюю температуру по больнице». Нужна, продолжая образ, «температура каждого пациента». В этих условиях в ход идут методы политического мониторинга и многомерного шкалирования социально-политических ориентации, сопряженного анализа социально-экономических, социально-политических, этнополитических индикаторовсценарное моделирование и поуровневая оценка балансов сил.

Все это в концентрированой форме можно наблюдать в Северо-Кавказском макрорегионе. Необходимость сочетания здесь мер теоретико-аналитического, правового, экономического и силового порядка осознано и в Центре, и в отдельных субъектах. Как подчеркнул Президент РФ в своем Последнем Послании Федеральному Собранию: «В самые сжатые сроки необходимо рассмотреть, утвердить, а главное — последовательно реализовать продуманный комплекс мер в этом регионе. Он должен включать в себя весь необходимый арсенал социально-экономических, политических, информационных и культурно-просветительных шагов, направленных на разрешение существующих там противоречий"1.

Основываясь на высказанных руководством страны2 и республики общих установках, мы попытались преломить их в аналитическую плоскость и сформулировали основные принципы рассмотрения общественных трансформаций, призванные реализовать основы системного анализа:

В. В. Путин. Не будет ни революций, ни контрреволюций // Российская газета. 2001. 4 апреля.

В. В. Путин. Какую Россию мы строим.// Российская газета. 2000. 11июля.

— принцип взаимодействия и взаимовлияния основных сфер жизни общества;

— принцип взаимосвязи социальных и природно-средовых факторов;

— принцип взаимодействия микросоциального и макросоциального уровней социальной реальности;

— принцип социальной динамики.

Нами была выделена специфическая системная основа, определяющая современную социально-политическую ситуацию в Северо-Кавказском макрорег гионе. В качестве таковой может рассматриваться механизм ретротрадициона-лизации, обуславливающий развитие этнического обособления и формирования новой этнической идентичности.

Обозначены основные направления обособления и формирования новой этносоциальной субъктности: этнополитическое, этноэкономическое, экстерриториальное, этнокультурное.

На основе интеграции основных факторов социально-политической ситуации микрорегионы Северного Кавказа классифицированы с точки зрения их цивилизационной продвинутости по шкале: «модернизация-традиционали-зация». Выделено 4 типа микрорегионов:

1. микрорегионы углубленной ретрадиционализацией и архаизацией, с восстановлением военно-феодальных структур управления;

2. микрорегионы с преобладанием процессов ретрадиционализации;

3. микрорегионы, сочетающие процессы ретрадиционализации и процессы современной экономической модернизации;

4. микрорегионы с преобладанием современной экономической модернизации.

Последние два типа выступают в качестве основной базы для рыночной модернизации в Северо-Кавказском регионе и поддержки политики Федерального Центра.

Основываясь на данных социальной статистики, социологических исследований, контент-анализа местной печати, социально-политическая ситуация. В КБР охарактеризована как стабильно-уравновешенная. В качестве основных индикаторов ситуации выбраны весовые коэффициенты таких характеристик субъектов Федерации макрорегиона, как динамика социально-эконо-мического и демографического развития, уровень социально-политической напряженности, уровень теневизации социальных отношений и криминогенный фонуровень сплоченности элиты и удельный вес лидерского влияния. По этим параметрам КБР лидирует среди республик региона.

На примере КБР сформулированы общие предпосылки стабилизации социально-политической обстановки в микрорегионе, заключающиеся в наличии авторитетного лидерамер по консолидации элитысогласовании с федеральным центром стратегии и тактики развития регионаорганизации системы информирования населения о действиях элитыприоритетного развития регионального научного общества и привлечения его к процессу выработки решенийорганизации многовариантного мониторинга социально-политической обстановки в микрорегионескоординированности действий всех ветвей властисистематическом контроле за принятыми решениями и четком их исполнении, четком формулировании общерегиональных целей и ценностей, развитиясоздании актива поддержки стратегических решений, направленных на разрешение существующих противоречий.

Что касается ряда республик Северного Кавказа (Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Адыгея), то перечисленные условия близки здесь к оптимальным. Поэтому даже если и возникают негативные ситуации (ввиду множества субъектов политического процесса), то их удается быстро уладить. Немалая роль в этом принадлежит налаженной работе аналитических служб, подпитывающих национальных лидеров информацией и рекомендациями, предостерегающих от эмоциональных решений.

Что касается дальнейшего применения и развития принципов системности к анализу социально-политических ситуаций в регионе, то здесь требуется: во-первых более дифференцированное и углубленное аналитическое расчленение наблюдаемых (и управляемых) социально-политических процессов на составные части (квантование социально-политического процесса). В качестве таковой может фигурировать социально-политическая ситуация, обусловленная, прежде всего, пошаговыми последствиями значительных политических решений, действий, кадровых перестановок и информационных акций, предпринятых основными субъектами политического процесса (элиты и контрэлиты, другие организованные и стихийные социальные группы) — во-вторых, выделение основных факторов, детерминирующих социально-политическую ситуацию и прослеживание их действий в системе. В качестве таковых в условиях нашего региона актуально рассмотрение динамики экономических и социальных показателей, воздействие демографических и миграционных факторовособенности социально-политической ментальности населения и элит, удельный вес лидерских авторитетов элиты и контрэлитыуровень сплоченности элитыпотенциал межэтнической и межконфессиональной напряженностиуровень теневизации социальных отношений и криминогенный фонв-третьих, применение к микрорегиональным и макрорегиоиальным условиям Северного Кавказа и его микрорегионов методов, позволяющих соотнести и рассмотреть во взаимодействии основные сферы жизни общества, Это тем более актуально, что этнокультурные и конфессиональные особенности регионального развития здесь, с одной стороны, располагают сами по себе к уплотненно-интенсивному воздействию этих факторов. А, с другой, эта тенденция может усиливаться в связи с большой предрасположенностью местного социума к ретрадиционализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Какую Россию мы строим // Российская газета. 2000. 11Уиюля.
  2. В.В. Не будет ни революций ни контрреволюций // Российская газета. 2001. 4 апреля.
  3. А.Г. Этнополитические конфликты и динамика национального самосознания россиян //Социс. 1996. № 12.
  4. А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
  5. Кара Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспектива развития //Полис. 1995. № 4.
  6. Р.Г. Малочисленные народы России: государственно-правовые механизмы защиты и развития. М.: Славян, диалог, 1999.
  7. Р.Г. Национальная политика России на Северном Кавказе: концептуальное видение //Власть. 1998. № 1.
  8. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.
  9. Н.С. Каспий очаг напряженности // Ориентир. 1999. № 9.
  10. AB., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
  11. A.B. Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. Ставрополь.: Изд-во СГУ, 1994.
  12. А. Г. Нация, её сущность и самосознание // Вопросы истории. 1992. № 7.
  13. В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  14. М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в ХУ11- в нач. XIX вв. М&bdquo- 1988.
  15. С. Кабардино-Балкарская республика. Модель этнологического мониторинга. М., 1998.
  16. Л.В. Правовые формы регулирования межэтнических отношений в условиях Северо-Кавказского региона. Ростов н/Д., 2000.
  17. Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985
  18. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?//Этнографическое обозрение. 1996. № 3.
  19. М.М. Современные избирательные технологии: сущность и этнокультурные особенности применения (на примере Республики Кабардино-Балкарии). Автореферат дисс. на. кандидата соц.наук. Ростов н/Д., 2000.
  20. А. Этническая революция и реконструктция постсоветского пространства. ОНС. 1996, № 1.
  21. Ю.Д. Динамика этнополитической ситуации на Северном Кавказе/ Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения. М. 1993.
  22. Ю.Д. Современные проблемы межнациональных отношений на Кавказе/УРасы и народы. М.: Наука. Вып.20. 1990.
  23. Арутюнов С А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
  24. С.А. Об этнокультурном воспроизводстве в республиках // Советская этнография. 1990. № 5.
  25. С.А. Этничность объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5.
  26. С.А., Смирнова Я. С., Сергеева Г. А. Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской автономной области //Советская этнография. 1990. № 2.
  27. Ю.В. Социально культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. № 7.
  28. Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология. М. Аспект Пресс, 1998.
  29. М.М., Гаджиев Н. М. Этнополитические процессы в постсоветском Дагестане. Махачкала, 1997.
  30. А. Как открыть «закрытое» общество // Вестник высшей школы. 1998. № 1−2.
  31. A.C., Яковенко И. Г. Что же такое общество? // Общественные науки и современность. 1997. № 3,
  32. О.И., Пирцхалава З. Р., Хоц А.Ю. Аналитическая информация по результатам социологических исследований проблем межэтнический отношений на Ставрополье// Этнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь. 1999.
  33. А. Миграционные процессы на Северном Кавказе и в Северной Осетии./ Проблемы расселения: история и современность. М.:Ваш Выбор. ЦИРЗ 1997.
  34. М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп: Адыгейск. республ. кн-е изд-во, 1997.
  35. Г. А., Кругов А. И. Кавказ многоликий // Беликов Г. А., Кругов А. И. Ставропольский край в истории России (на рубеже XIX—XX вв.) Ставрополь, 1995.
  36. B.C. Современные миграционные процессы на Ставрополье (этнический аспект) //Вестник СГУ. Вып.6. 1996.
  37. B.C., Танеева Е. И. Миграционные процессы на Ставрополье // Проблемы расселения: история и современность. М., 1997.
  38. В. Элиты Северного Кавказа. От наблюдения к стратегическому влиянию // Власть. 2001. № 3.
  39. Л. Общая тория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1996.
  40. О. Феномен «ваххабизма // Азия и Африка сегодня. 1999.8.
  41. Билз.Р. Л. Аккультурация.// Антология исследований культуры. СПб., 1997.
  42. О.В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве // Общественные науки и современность. 1998. № 1.
  43. А.Х., Думанов Х. М., Кажаров В X. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становленя, проблемы. Нальчик, 1999.
  44. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.
  45. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
  46. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.
  47. П. Начала.М., 1994.
  48. П. Социология политики. М., 1993.
  49. В.И., Люлька О. Ф. Стратегии регионального экономического развития. Ростов н/Д., 2000.
  50. В.И. Таджикистан: традиционное общество в постиндустриальном мире // Этнографическое обозрение. 1995. № 4.
  51. А.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России // Кентавр. 1994. № 1−2.
  52. Взаимодействие элит в социально-политическом пространстве современной России. Ростов н/Д., 2001.
  53. В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи (формирование традиционного состава населения). Книга регионоведческих очерков. Армавир. 1995.
  54. А.Г. Единая и неделимая//Полис. 1994. № 2.
  55. А.Г. Федерализм и модернизация/Юбщественные науки и современность. 1996. № 4.
  56. В.К. Этнократия непредвиденный феномен посттоталитарного мира // Полис. 1993. № 2.
  57. Н.Г. Миграции и этнокультурная адаптация горцев в условиях равнинного Кавказа (Х1Х-ХХ вв.) // Расы и народы. М., 1988.
  58. Н.Г. Основные демографические процессы // Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968.
  59. В., Заславский В. (СИТА) СССР и Югославия: причины распада // Этнографическое обозрение. 1993. № 1.61. Выбор судьбы. М., 1995.
  60. В. Кавказский синдром// Диалог. 1992. № 15−18.
  61. К. Геополитические перспективы Кавказа, в стратегии Рос-сии//МЭ и МО, 1993, № 9.
  62. К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001.
  63. Гаман-Голутвинова О. М. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. М., 1998.
  64. Е.И. Социально-демографическая ситуация на Ставрополье// Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Материалы международной конференции. Ставрополь. 14−17 сентября. 1998.
  65. В.К. Социально-экономические преобразования// Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968.
  66. Н. Русский вопрос в Дагестане// Социально-политический журнал. 1994. № 11−12.
  67. H.H., Зачесов К. Я. Дазимова A.K. Межнациональное согласие в Дагестане: проблемы и перспективы // Полис. 1993, № 3.
  68. Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.
  69. Ю.Н., Чистобаев А. И. Осовы региональной политики. СПб,
  70. О.Б., Колосов В. А., Петров Н. В., Смирнягин Л. В., Трейвиш А. И. Субъекты федерации какими им быть?//Полис, 1991. № 4.
  71. Д.В. Политическая мобилизация// Полис. 1995 № 6.
  72. К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.
  73. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность. Ростов н/Д., 1998.
  74. . Становление в России новой политической элиты // Независимая газета. 1994. 31 декабря.
  75. М.Н. Изменение этнодемографической ситуации в столицах союзных республик в 1959—1989 гг.. (по материалам переписей населения СССР).- Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1992. № 32.
  76. Дагестан: этнополитический портрет. Очерки. Документы. Хроника. В 3-х тт. Т. П. Этнополитическая ситуация в очерках и документах Съезда народов Дагестана, многонациональных партий, движений и религиозных организаций.
  77. Дал Р. Политический анализ. М., 1992.
  78. А.А. Основы политической теории. М., 1998.
  79. М.Р. Проблемы межэтнической дистанции: культурологические аспекты // Москва-Кавказ: диалог культур.
  80. Г. С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как1998.1. М., 1994. политическая проблема // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 1998. № 2.
  81. Г. С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход). Ростов н/Д., ЮО РАО, 1997.
  82. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. Ростов н/Д., РГПУ, 1996.
  83. Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов н/Д., 2000.
  84. А. Северная Осетия: опыт политологического мониторинга. Владикавказ, 1999.
  85. В., Кадилаев А. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992.
  86. Динамика численности национального состава населения Дагестана по результатам переписей населения 1970, 1979,1989 гг. Махачкала, 1991.
  87. И.П. Исламский радикализм в международной политики. Ростов н/Д., 2000.
  88. Драгунский Д В Навязанная этничность // Полис. 1993. № 5.
  89. Д. В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии //Полис. 1995. № 3.
  90. Д.В. Макрополитика (Заметки о детерминантах национального поведения) // Полис. 1995. № 5.
  91. Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения// Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985.
  92. М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах. //Социологические исследования. 1995. № 7.
  93. Ю.А. Государство — континент// Стратегия национальной политики на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 1995.
  94. Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Ростов н/Д., 1999.
  95. И. Межэтнические взаимодействия при переходе к рынку//Общественные науки и современность. 1991. № 6.
  96. И. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг //СИ. 1994. № 5.
  97. Ю.Г. Конфликтогенность этноцентризма// Проблемы эт-нополитологии. Ростов н/Д., 1995. С.53−65.
  98. О. Д. Демографический кризис в России // Социологические исследования. 1995. № 9.
  99. А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
  100. ЗдравомысловА.Г., Матвеева С. Я. Межнациональные конфликты в России и постсоветском пространстве. М., 1995
  101. С.Т. Описание регионального конфликта как методологическая проблема// Полис. 1994. № 2.
  102. А.Б., Салмин A.M. От конфликта к консенсусу. Предлагаем новую политическую модель межнациональных отношений // Новое время. Приложение: „Перестройка и национальные проблемы“. Декабрь. 1989.
  103. А.Б., Салмин A.M. Союзный договор и механизм выработки нового национально-государственного устройстваШолис. 1991. № 1.
  104. .Д. Наши исследования почти не востребованы.//Аргументы и факты. Северный Кавказ, — 1997 № 46 (176) янв.-февр.
  105. .Д. Сукцессия в аспекте региональной безопасности // Современные проблемы региональной безопасности: Научно-практическая конференция. 29 апр. 1997. Ставрополь, 1997.
  106. В.И. Межнациональная напряженность в региональном аспекте//Социс. 1993. № 7.
  107. В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы//Социально-политический журнал. 1993. № 4.
  108. Ш. Иванов В. Н., Яровой O.A., Российский федерализм: становление и развитие. М., 2000.
  109. В.Г., Понеделков A.B., Старостин A.M., Сидоренко И. Н. Региональные политические элиты в зеркале социологии. Ростов н/Д., 2001.
  110. В.Г., Понеделков A.B., Старостин A.M. Проблема соответствия механизмов политического управления социально-экономической динамике Северо-Кавказского региона // Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Ростов н/Д., 2000.
  111. В.Г., Хоперская Л. Л., Понеделков A.B., Старостин A.M., Люлька О. Ф. Технологии управления этнополитическими процессами в СевероКавказском регионе. Ростов н/Д., 1999.
  112. В.Г., Хоперская Л. Л., Понеделков A.B., Старостин A.M., Люлька О. Ф. Технология управления этнополитическими процессами в СевероКавказском регионе. Ростов н/Д., 1999.
  113. В. Глобальный этнический кризис или сумерки разобщенности//Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 12.
  114. В.Г. Социальная и этнополитическая ситуация в Южном регионе России. Ростов н/Д., 2001.
  115. К. Институты государства регуляторы межнациональных отношений//Этнополитический вестник. 1995. № 4.
  116. К.П., Марков Г. Е. Ногайцы: этнокультурные проблемы и межнациональные отношения//Вестник Московского университета Сер. 8. История. 1991, № 4.
  117. Ю.Х. Повороты судьбы. М., 1996.
  118. П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире // Полис. 1994. № 6.
  119. . „Национальный интерес“ как консервативная утопия //Свободная мысль. 1996. № 3.
  120. Ю. Начало социологии. СПб., 2000.
  121. Ю.Л. Практическая топология социальных групп// Socio1. gos' 1996. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М., 1996.
  122. Н. Неокавказская экономика. Известия. 11.08.1999.
  123. Э.Ф. Дагестан. Модель этнологического мониторинга. М., 1998.
  124. Э.Ф. Национальность и политический процесс в Дагестане. Махачкала, 1998.
  125. Э. Самоопределение наций: созидание или опасная забава? // Общественные науки и современность. 1993. № 2.
  126. А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика и теория). Ростов н/Д., РГУ, 1995.
  127. В.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории. 1967. № 1.
  128. В.И. Проблематика этничности // Этнографическое обозрение. 1995. № 4.
  129. В.И. Самосознание этническое // Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
  130. В.И. Этнос//Народы России- Энциклопедия. М., 1994.
  131. В.М. Восхождение к идеалам. М., 2001.
  132. В.А., Криндач А. Д. Тенденции постсоветского развития массового сознания и политическая культура юга России //Полис. 1994. № 6.
  133. B.C., Смирнов В. В. Политика, политология, политическое управление. М., 1995.
  134. Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания, а конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. М., 1994.
  135. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утвержденная специальным указом президента РФ от 15.VI.1996 //
  136. Российская газета. 1996. 10 июля.
  137. А. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994-
  138. В. Чеченская модель этнополитических процессов // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
  139. И.Г., Косикова JI.C. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. М., 1999.
  140. Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М., 1994.
  141. Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта. М., 1992.
  142. Р.Х. Некоторые особенности политической культуры Кабардино-Балкарии //Вестник КБГУ. 1997. Вып 3.
  143. Ю. Национальные интересы: миф или реальность//Свободная мысль. 1996. № 3.
  144. Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности (на примере Северной Осетии.) //Социологические исследования. 1996, № 9.
  145. Крюков М. В Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. Вып. 19. М., 1989.
  146. В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Вопросы экономики. 1998. № 5.
  147. Культура и быт народов Северного Кавказа. // Под ред. Гарданова. М.:Наука, 1968.
  148. Ю.Г., Конькова З. Б. Нижнетерское и гребенское казачество на территории Дагестана. М., 1995.
  149. М.М. Национальное самосознание. Автореф. на соиск. ст. докт. филос.наук. Ростов-на-Дону, 1993.
  150. Н., Чирикова А., Стратегия региональных элит: экономика, модели власти, политический выбор. М., 2000.
  151. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  152. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  153. М.Г., Чебоксаров H.H. Хозяйственно-культурные типы и исто-рико-этнографические области (к постановке проблемы) // Советская этнография. 1955. № 4.
  154. Т.С. Социально-философский анализ проблем разделенных народов. Автореф. дис.к.ф.н. Ставрополь. 1999.
  155. А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997.
  156. C.B. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997.
  157. Г. Национализм и регионализм в политической трансформации Европы // Вестник МГУ. Сер. XXII. 1992. № 6.
  158. А. Политические элиты российской провинции // Международная экономика и международные отношения. 1994. № 4.
  159. A.A. Идеальное и реальное в вопросах воспроизводства населения на Северном Кавказе// Этнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь. 1999.
  160. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.46, ч.2. .
  161. Г. И. Этнос как объект и субъект политики: социальные основы национальной политики // Вестник МГУ. Сер. 12. Полит, науки. 1997. № 5.
  162. С.Я. Возможность нации-государства в России: попытка либеральной интерпретации // Полис. 1996. № 1.
  163. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад. 1998 // Под ред. В. А. Тишкова, Е. А. Филиппова. М., 1999.
  164. Методология и опыт исследования межнациональных отношений. Под общ. ред. Г. П. Предвечного, Ростов-на-Дону, СКНЦВШ. 1992.
  165. А.И. Национализм как теоретическая проблема (Ориентация в новой исследовательской парадигме) //Полис. 1995. № 6.
  166. Г. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах //МЭ и МО, 1997, № 2.
  167. М. О. Об интегральной теории национально этнической общности// Социологические исследования. 1999. № 9.
  168. М.О. Нации, „нациостроительство“ и национальноэтни-ческие процессы в современном мире // Социологические исследования. 1997. № 5!
  169. Г. Ф. Влияние миграции на формирование рынка труда // Социологические исследования. 1993. № 5.
  170. Г. Ф. Зависимость миграционных и народнохозяйственных процессов как основа миграционной политики// Социологические исследования 1996. № 10.
  171. Г. Ф. Современные миграционные явления, беженцы и эмигранты // Социологические исследования. 1992. № 3.
  172. Мудуев Ш Кутанное и хуторское расселение жителей Дагестана на современном этапе//Миграционные процессы на Северном Кавказе: Тезисы научно-практической конференции. Ставрополь. 1998.
  173. Народы России. Под ред. В. А. Тишкова. М.: БРЭ 1998.
  174. Население Карачаево-Черкесской Автономной Области (статистический сборник по материалам Всесоюзных переписей). Черкесск, 1990.
  175. Население России. Второй ежегодный демографический доклад. М., 1994.
  176. Национализм и формирование наций. Теории-модели-концепции. М., 1994.
  177. Национализм: теория и практика. М., 1994.
  178. Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика: Антология. В 3-х тт. М., 1995.
  179. Национальные отношения: Словарь. // Под ред. Калашникова. М.:"Владос».1997.
  180. Э.Л. Системный анализ как программа научных последствий// Системные исследования 1979. М., 1980.
  181. И.Б. Демографическая ситуация в России// Социально-политический журнал. 1995, № 1.
  182. A.C. Политология. Учебник. М., 1997.
  183. Э.Х. Этническая психология и межнациональные взаимоотношения. Взаимодействие и эволюция. СПб. 1996.
  184. Р.Э. Конкуренция и конфликт // Вопросы социологии. 1994. Вып. 5.
  185. Ю.В. Урбанизация в СССР: макрорегиональные различия, стадиально-региональный подход, контрастность расселения// Известия РАН. Серия географическая. 1992, № 1.
  186. Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология: уч.пособие. СПб., 1993.
  187. Политическая социология М., 2000.
  188. Политические технологии //Россия: партия, выборы. М., 1996.
  189. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.
  190. Т.М. Адыгея // Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга. 2000. М., 2001.
  191. Г. П. Основы политической социологии. Вып.2. Рос-тов/Д, 1990.
  192. Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона.
  193. Материалы международной конференции. Ставрополь 14−17 сентября 1998. Ставрополь. 1999.
  194. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад под редакцией А. А. Тишкова. М., 1999.
  195. Н.Д., Соловьева Л. Т. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: бытовые традиции в XX веке. М&bdquo- 1996.
  196. О.С. Новые тенденции развития регионов и экономическая политика федерального центра// Проблемы прогнозирования. 1998. № 3
  197. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс. 1995.
  198. Реализация принципов федерализма. Ростов н/Д., 1997.
  199. Релятивистская теория нации. М., 1998.
  200. Реформирование России- мифы и реальность. М., 1995.
  201. Российский федерализм и проблемы развития гражданского общества. М., 2000.
  202. Россия регионов: трансформация политических регионов. М., 2000.
  203. В., Холмон Л., Эстер П., Политология культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 2001.
  204. Русские: этносоциологические очерки/Под ред. Ю. В. Арутюняна, М.: Наука. 1992.
  205. М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар. 1997.
  206. М.В. Этнический статус: анализ социально-политического феномена. Дис. на соиск. д.полит.н. М., 1999.
  207. С. С. Социально-этнические проблемы русского народа// Этнополис. 1992. № 1.
  208. В.Н. Системный подход и общая теория систем// Системные исследования, 1987. M., 1987.
  209. Северный Кавказ: проблемы межнациональных отношений, укрепление единства Российской Федерации, материалы парламентских слушаний 21 марта 1995 года. М., 1995.
  210. Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996.
  211. Ю.И. Общество, страны, народы. Этнографическое обозрение. 1996. № 2.
  212. К.П. Влияние внутренних миграций на рынок труда Дагестане // Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Материалы международной научной конференции. Ставрополь. 14−17 сентября 1998. Ставрополь, 1999.
  213. В.А. Анализ современной демографической ситуации в республиках Северного Кавказа. (По данным переписи 1970, 1979, 1989 гг.)// Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. Ростов н/Д., 1998.
  214. З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999.
  215. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996.
  216. Я.С. Карачаево-Черкесия: этнополитическая и этнокультурная ситуация. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 48. М., 1993.
  217. C.B. Понятие «этническое меньшинство» и «малочис-леннй народ» в социальных науках // Подходы к изучению этнической идентичности. М., 1994.
  218. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  219. В.А. Политические и управленческие процессы: проблемасоответствия. Автореф. дисс.. на соиск. к.с.н. Ростов н/Д., 1997.
  220. П. Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат. 1992.
  221. Социальная и социально-политическая ситуация в России- анализ и прогноз. М., 1995.
  222. Социальная инженерия. М., 1996.
  223. Социально-экономическое положение России. Сборники Госкомстата РФ за 1993−1998 гг.
  224. Социология межнациональных отношений. М., 1996.
  225. Статус малочисленных народов Росии. Правовые аспекты. М. 1999.
  226. Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
  227. A.A. Русский этнос в XX веке- этапы кризиса экстенсивной культуры// Мир России. Т.З. 1994, № 2.
  228. Технологии политической власти. Киев, 1994.
  229. В.А. Вперед, назад или в никуда?//Вестник миротворческой миссии на Северном Кавказе. Вып.2. Пятигорск, 1998.
  230. В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект)// Этичность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. М., 1994.
  231. В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М., 2001.
  232. В.А. Стратегия и механизмы национальной политики в Российской Федерации//Этнографическое обозрение. 1993. № 5.
  233. В.А. Этичность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1−2.
  234. В.А., Беляева Е. Б., Марченко Г. В. Чеченский кризис: Аналитическое обозрение. М., 1995.
  235. Тишков.В.А. О нации и национализме// Свободная мысль. 1997. 1996.1991. № 1.
  236. А.Ю. Национальные ценности. Майкоп. 1997.
  237. H.A. Информационное обеспечение принятия политических решений //Политолог- взгляды на современность. М., 1996. '
  238. П. Социология социальных процессов. М., 1998.
  239. А.Ю. Типология политических процессов (Социокультурный контекст) // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. № 2.
  240. Эволюция последних лет и перспективы // Общественные науки и современность. 1994. № 6.
  241. Этнические процессы накануне XXI века. Материалы научной конференции 21−22 мая 1998. Ставрополь: Изд-во СГУ. 1998.
  242. Этнические факторы в жизни общества. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1991.
  243. Этнокультурные процессы. Традиции и современность. JL, 1991.
  244. Этнологическая ситуация в Кабардино-Балкарии. Т. 1,2. М., 1994.
  245. Этнологический словарь Вып.1. Этнос. Нация. Общество. Под ред. Козлова В. И., Рябкова В. Г. М., 1996.
  246. Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М. 1994.
  247. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик. Изд-во «Эльфа», 1999.
  248. Эффективные технологии государственного и муниципального управления. Майкоп Ростов н/Д., 1999.
  249. В.М. Политика как фактор региональной конфликтности. Краснодар, 1997.
  250. A.B. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // Социологические исследования. 1995. № 7.
  251. В.П. Нация: история и современность. М. 1996.
  252. А.И. Системный анализ и общая теория систем. М., 1992.
  253. Федерализм и региональные отношения М., 1999.
  254. С.С. Основы социологии. М.: Юрист. 1997.
  255. .А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе // Социально-политический журнал. 1995. № 3. С. 222−229.
  256. P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп. 1997.
  257. P.A., Цветков О. М. Исторический феномен в современном преломлении//Социологические исследования. 1995. № 11.
  258. Характеристики политического процесса // Политология на российском фоне. М., 1992.
  259. B.JI. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий //Полис. 1996. № 6.
  260. JI.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 1997.
  261. JI.JI., Денисова Г. С. Современная национальная политика на Северном Кавказе (попытка анализа) // Этнополитический вестник. 1996. № 1.
  262. В.П. Горная Ингушетия. Ростов н/Д., 1928.
  263. Р.Д. Политическая субъектность. Ростов н/Д., 1994.
  264. С.М. Тюркский мир в центре Северного Кавказа. Парадоксы этнической мобилизации. М., 1999.
  265. Я. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998.
  266. О.И. О национально-государственном размежевании в период становления Российской Федерации // Советское государство и право.
Заполнить форму текущей работой