Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД России в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс формирования профессиональной компетентности — сложный, противоречивый процесс и обусловлен влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов, условий жизни и профессиональной деятельности. Главная задача преподавателя иностранного языка подготовить такого специалиста, который бы отвечал требованиям современного общества, был высоко культурной, активной, творческой личностью, умеющей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава I. Формирование профессиональной компетентности как педагогическая проблема
    • 1. 1. Научная разработанность проблемы формирования профессиональной компетентности и основные тенденции ее развития
    • 1. 2. Педагогическая характеристика процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей при обучении иностранному языку
    • 1. 3. Педагогическое руководство формированием профессиональной компетентности
  • Выводы по I главе
  • 3. Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 1. Этапы исследования процесса формирования профессиональной компетентности
    • 2. 2. Критерии оценки сформированности профессиональной компетентности
    • 2. 3. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности
  • Выводы по II главе
  • 4. Глава III. Пути совершенствования и самосовершенствования профессиональной компетентности у слушателей
    • 3. 1. Активное обучение иностранному языку как мотивацион нал основа формирования профессиональной компетентности
    • 3. 2. Индивидуализация обучения как способ активизации формирования профессиональной компетентности
    • 3. 3. Совместная групповая деятельность — способ формирова ния профессиональной компетентности
    • 3. 4. Выводы по III главе

Формирование профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД России в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Формирование профессиональной компетентности объективно и необходимо связано с проблемой развивающего образования. Основной смысл концепции развивающего образования заключается в переходе от парадигмы воспроизводства принятых стереотипов, необходимых для успешной профессиональной деятельности, к парадигме развития личности, формирования базы для достижения вершин (акмэ) профессионального мастерства.

Главной целью развивающего образования становится формирование творческой личности, подготовленной к продуктивной деятельности в профессиональной области, способной к саморазвитию, самообразованию, адаптации к изменяющимся условиям высокотехнологического общества и, в конечном счете, к максимальной реализации своего творческого потенциала в профессиональной сфере и в жизни.

Собственно компетентность — это некоторая общая способность эффективно действовать в определенных профессиональных ситуациях, основанная на знаниях, опыте, ценностях, приобретенных в процессе обучения и воспитания. Но она не сводится ни к знаниям, ни к умениям и навыкам, хотя, безусловно, содержит эти элементы.

Под компетентностью понимается особая форма организации профессиональных знаний, умений и качеств, обеспечивающая возможность принятия эффективных решений в определенной профессиональной области в различных условиях. Эта особая форма организации предполагает формирование как профессионально важных качеств, так и проявления профессиональной культуры личности.

Проблема формирования профессиональных качеств обучаемых была предметом изысканий в работах по педагогике высшей школы: В. Н. Бессоновой, JI.B. Елисеевой, В. И. Кобыляцкого, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Нечаева, М. Д. Никандрова, А. И. Пискунова, А. Е. Соловьева и др. Вопросу влияния направленности личности на формирование профессиональных качеств студентов посвящен ряд специальных работ А. А. Новоселова, JI.H. Румянцевой, JI.A. Ярославовой и др. Идеи, содержащиеся в этих трудах, имеют бесспорную ценность для решения задач подготовки специалиста в вузе. Автором были изучены также работы зарубежных ученых, таких как Айзунк Г., Джамполь-ски Дж., Глассер Р., Гуллксен Г., Изард Кэррол, Карнеги Д., Кемпбелл Д., Стенли Дж. и др., что оказало существенную помощь в исследовании.

Формирование профессиональных качеств является проблемой многогранной и сложной. Учеными различных вузов изучен ряд частных вопросов: А. А. Вербицким — контекстных подход в обученииВ.Я. Кикотем — формирование культуры профессионального общенияВ.Я. Слеповым — формирование педагогических качествВ.А. Якуниным — управление процессом обученияВ.Н. Аксеновой — формирование профессионально-познавательной потребностиВ.В. Шарой — активизация познавательной деятельности слушателейЮ.К. Черновой — формирование ценностных мотивов учения у студентовИ.Н. Черейской — профессиональная самооценка как фактор успешности самообразовательной деятельности и др.

Потребность противостоять негативным социальным факторам активизирует поиск педагогических средств, позволяющих усилить воспитание культуры в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Основы воспитания профессиональной культуры в военной и юридической педагогике разработаны в исследованиях А. Г. Базанова, А. В. Барабанщикова, Л. Ф. Железняка, Н. И. Киряшова, Г. Д. Лукова, B.C. Олейникова, В. Я. Слеггова, В. П. Сальникова, А. Н. Столяренко, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзова, Ф. Т. Юсова, Я. Я. Юрченко й других.

В разных аспектах вопросы профессионально-нравственного воспитания и формирования личности в процессе профессиональной подготовки курсантов рассматривали Н. В. Андреев, П. В. Анасимов, С. П. Безносов, С.П. Бул-денко, Г. А. Витольник, А. В. Гурнак, JI.B. Елисеева, С. Ф. Зыбин, А.Т. Ива-ницкий, П. Г. Пивоваров, А. В. Пономаренко, Н. Н. Силкин, JI.C. Узун, А. Б. Федоров, Ю. А. Шаранов, А. В, Щеглов и другие авторы.

К сожалению, современные вузовские и школьные программы не ориентированы на развитие интеллектуальных качеств, объединяемых показателями компетентности и творчества, до настоящего времени их основной целью остается передача определенного, постоянно увеличивающегося объема знаний и необходимых умений. 1

С учетом состояния исследования проблемы, реальных задач ее развитая и насущных потребностей высшей школы системы МВД на современном этапе выбрана тема настоящего исследования.

Объектом исследования избран процесс профессиональной подготовки слушателей вузов МВД РФ.

Предметом исследования — целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавательского состава по оптимизации формирования профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД РФ.

Цель исследования — выявить и обосновать основные пути и педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности слушателей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние разработки проблемы формирования профессиональной компетентности у слушателей и основные тенденции ее развития.

2. Раскрыть сущность и содержание профессиональной компетентности.

3. Определить этапы исследования формирования профессиональной компетентности у слушателей.

4. Разработать критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у слушателей.

5. На основании проведенного эксперимента обосновать педагогическую систему формирования профессиональной компетентности у слушателей.

6. Определить пути совершенствования и самосовершенствования профессиональной компетентности у слушателей в процессе обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности у слушателей процесс управляемый и может быть успешным в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс специальной педагогической системы, разработанной диссертантом.

Методологической основой исследования послужили системный подход к профессиональной подготовке слушателей и личностяо-деятельностный подход к процессу формирования их профессиональных качеств, а также труды классиков отечественной и зарубежной педагогики Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, A.M. Макаренко, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского и др.

Научно-теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов, раскрывающих:

— методологию и методику научно-педагогических исследованийБ.Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, B.C. Олейникова, Ю. А. Шаранова и др;

— структуру и функции образовательного процесса — С. И. Архангельского, Т. К. Ахаян, И. Л. Бим, В. И. Гинецинского, Б. Ф. Кваша, О. М. Латышева, С. А. Рассчетиной, В. И. Хальзова, В. А. Якунина и др.

— содержание и психолого-педагогическую сущность профессиональной подготовки — В. Н. Бессоновой, B.JI. Васильева, В. П. Давыдова, А. Т. Иваницкого, В. Я. Кикоть, Н. Ф. Феденко, А. Г. Шестакова, А. В. Щеглова, Я. Я. Юрченко и др.

— педагогические аспекты формирования профессионалных качеств в процессе изучения иностранного языка — Н. А. Ивасюк, И. А. Колесниковой, JI.M. JIann, Н. В. Пустоваловой, Л. Н. Румянцевой, Г. П. Савченко и др.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы и выработка исследовательской концепцииконтент-анализ литературы и документациипедагогическое наблюдениеметоды опроса (индивидуальные и групповые беседы, анкетирование) — проведение констатирующего и формирующего эксперимента, математическая обработка данных исследования.

На защиту выносятся:

1. Авторская концепция профессиональной компетентности у слушателей, под которой понимается особая форма организации профессиональных знаний, умений и качеств, обеспечивающая возможность принятия эффективных решений в определенной профессиональной области в различных условиях.

2. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности, которая предполагает диалектическое единство профессионально важных качеств и проявления профессиональной культуры слушателей.

Научная новизна исследования и личный вклад автора:

1. Уточнены теоретические положения, раскрывающие сущность и особенности процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД.

2. Раскрыта целостная структура профессиональной компетентности слушателя будущего сотрудника органов внутренних дел.

3. Создана и реализована педагогическая программа формирования профессиональной компетентности у слушателей и разработаны критерии и показатели ее оценки.

4. Выявлены пути совершенствования и самосовершенствования профессиональной компетентности у слушателей.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

1. Предложена педагогическая система формирования профессиональной компетентности в процессе обучения слушателей, которая реально способствует проявлению как профессионально важных качеств, так и профессиональной культуры личности.

2. Определены дидактические средства, способствующие повышению эффективности процесса формирования у слушателей профессиональной компетентности в период вузовского обучения. К этим дидактическим средствам относятся: изменения ролевой позиции слушателяусиление профессиональной направленности всех преподаваемых дисциплинспособы формирования базовых, творческих изменений.

3. Сформированы теоретические выводы и практических рекомендации, используемые на кафедрах иностранных языков и гуманитарных дисциплин при организации учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России.

Достоверность и обосновайность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследования, строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования, реализацией современных методов сбора и обработки материалов, апробации результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Предварительные итоги исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии и кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского юридического института МВД России (1995;1999 гг.). Основные положения диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях, а также в опубликованных научных работах и учебно-методических разработках автора.

Материалы и методические разработки, опубликованные по теме исследования, используются преподавателями иностранного языка ряда вузов МВД России в учебном процессе. Основной замысел, цели и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает, введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

Г1. Процесс формирования профессиональной компетентности будущего сотрудника органов внутренних делсложный, внутренне противоречивый и обусловлен воздействием многочисленных внешних и внутренних факторов.

2. Иностранный язык обладает широкими воспитательными возможностями и может играть важную роль в формировании профессиональной компетентности слушателей вузов МВД при соответствующей организации обучения данному предмету.

3. Обучение иностранному языку на основе личностнодеятельностного подхода, направленного на решение проблем профессиональнонравственного характера, способствует использованию дополнительных воспитательных возможностей данного предмета.

4. Экспериментально доказано, что ряд недостатков в формировании профессиональной компетентности слушателей в процессе обучения иностранному языку молено преодолеть при соблюдении ряда условий:

— направленность обучения и воспитания на решение задач всестороннего развития личности;

— активнодеятельностный характер обучения и воспитания;

— единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности слушателей;

— проявление уважения и требовательности к слушателям, укрепления их личного достоинства;

— учет индивидуальных особенностей слушателей и раскрытие их творческих задатков;

— осуществление обучение и воспитания в коллективе и повышение влияния последнего на активизацию учебного процесса;

— согласованность и единство педагогических усилий преподавателей кафедр вуза.

5. Коммуникативная направленность обучения всем устным видам речевой деятельности активизирует процесс формирования профессиональной компетентности.

6. Применение специальной педагогической системы обучения иностранным языкам обеспечивает повышение уровня сформированности профессиональной компетентности слушателей.

7. Формирование позитивной мотивации, активизация познавательной деятельности, применение активных методов обучения, моделирование ситуаций профессионального общения, продуктивное педагогическое руководство стимулируют процесс формирования профессиональной компетентности слушателей.

Результаты исследовательской работы позволяют предложить следующие практические рекомендации:

1. В интересах повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности слушателей вузов МВД при изучении иностранного языка внедрить в практику обоснованную и апробированную автором педагогическую систему.

2. Рассматривать задачи формирования профессиональной компетентности как неотъемлемую часть учебно-воспитательной работы по иностранному языку.

3. В рабочих программах, учебных пособиях, планах занятий предусматривать необходимость постановки задач по формированию профессиональной компетентности.

4. Продолжить исследование проблемы повышения уровня профессиональной компетентности путем активизации познавательной деятельности, индивидуализации обучения и совместной групповой деятельности.

5. При отборе абитуриентов в вузы МВД целесообразно учитывать их подготовленность по иностранным языкам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс формирования профессиональной компетентности — сложный, противоречивый процесс и обусловлен влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов, условий жизни и профессиональной деятельности. Главная задача преподавателя иностранного языка подготовить такого специалиста, который бы отвечал требованиям современного общества, был высоко культурной, активной, творческой личностью, умеющей принимать самостоятельные решения, владеющий культурой общения.

Формирование профессиональной компетентности представляет собой сложный педагогический процесс перевода объективных требований служеб-но-профессиональной подготовки в личные убеждения слушателя, на этой основе развиваются его способности к саморегуляции своих действий и поступков, а также регуляцйи общественного поведения. Иностранный язык вносит весомый вклад в этот процесс и играет важную роль в подготовке слушателей к их будущей профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активизация обучения иностранному языку. / Сборник/. Ульяновск: УГПИ, 1994 -54 с.
  2. Актуальные проблемы нравственного воспитания. /Сборник/. Новосибирск, 1987- 240 с.
  3. Ш. А. Единство цели : пособие для учителя. М., Просвещение, 1987 -206 с.
  4. М.А. Формирование у студентов познавательного интереса к изучению иностранного языка в процессе внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Ташкент, 1995 18 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л. Д968 — 339 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. -М., 1977 -381с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988 — 236 с.
  8. В.И. Пакет десяти тестов на оценку интеллигентности, конкурентноспособности и творческого потенциала личности. Казань, 1992 -45 с.
  9. В. Г. Ромашко А.В. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел.// Учебное пособие.- Киев, 1988- 92 с.
  10. Г. Проверьте свои способности. М., Изд- во Мир, 1972 -176 с.
  11. С. И., Михеев В. И. Некоторые проблемы организации выборочных обследований в высшей школе.- М., Знание, 1984 84 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 368 с.
  13. И.А. Психологические особенности формирования у студентов умений учиться самостоятельно. Дис. канд.психол. наук.-Л., 1984 235 л.
  14. Т.К. Подготовка учителя к воспитательной работе в школе, — Л., 1984- 127 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982 -36 с.
  16. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М., Просвещение, 1985- 208 с.
  17. И.Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формировния. Усть- Каменогорск, 1988- 98 с.
  18. Банк психолого-педагогических данных. / Под общ. ред. Ваграменко Я. А. М., МОПИ, 1988−58 с.
  19. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие. Составил А. Ф. Смирнов. М., 1988- 384с.
  20. JI.B. Комплексная системная реализация задач вузовской профориентации с применением ЭВМ. -М.: НИИ ВШ, 1988- 86 с.
  21. А.Л. Оптимизация системы обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. М., Высшая школа, 1989- 103 с.
  22. В.Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Л., 1986- 17 с.
  23. В.Н. Развитие познавательной деятельности курсантов высших военных училищ. Автореф. дисс. канд. пед. наук, — М., ВПА, 1989 -18 с.
  24. Бим И. Л. Общая методика обучения иностранному языку, — М., Русский язык, 1991- 357с.
  25. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону, Рост. Ун-т, 1983- 173 с.
  26. А.А. Психология о личности. -М., 1988- 188 с.
  27. Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. -М., Педагогика, 1979- 224с.
  28. И.Ю. Формирование коммуникативных качеств студента как фактор успешности учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1992 17 с.
  29. А.В. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел М., Акад. МВД РФ, 1992 -334 с.
  30. А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения М., 1987- 110 с.
  31. А. А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., НИИВШ, 1986- 40 с.
  32. А.А. Деловая игра как метод активного обучения. /Современная высшая школа, № 3. 1982- 122- 141 с.
  33. О.Д. Повышение эффективности нравственного воспитания курсантов военных училищ МВД СССР: Дисс. кан.пед.наук.- М., 1982
  34. Л. С. Развитие высших психических функций.- М., Прогресс, 1960- 500 с.
  35. П. Я. Кобыляцкая С. Л. Экспериментальное формирование вниманиям., МГУ, 1974- 101с.
  36. В.И. Профессиональная направленность в системе показа-Фелей, характеризующих эффективность функционирования педагогических систем.'/ Сборник/ JL, ЛГУ, 1973 — 310 с.
  37. Э.А. Деятельность преподавателя по формированию учебно-познавательных задач Тюмень, ТГУ, 1983- 112 с.
  38. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии М&bdquo- 1976 -495 с.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования М, 1996- 5с.41
Заполнить форму текущей работой