Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты докладывались и обсуждались в виде выступлений перед преподавателями, учителями начальных классов, методистами, студентами на факультете педагогики и методики начального образования Стерлитамак-ского государственного педагогического института, на кафедре педагогики Бирского государственного педагогического института… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 1. 1. Исследование проблемы дезадаптации в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Социально-психологические и педагогические предпосылки профилактики дезадаптированных учащихся начальных классов
    • 1. 3. Профилактика дезадаптации детей как компонент педагогической деятельности учителя начальных классов
  • Выводы по I главе
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 2. 1. Педагогическая диагностика и профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов
    • 2. 2. Педагогические условия единства теории и практики профилактики школьной дезадаптации учащихся
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, изменили духовный мир личности, ее ценностные ориентиры. Нестабильность, разрушение привычных устоев, социальная дифференциация привели к усилению конфликтности, разобщенности, нередко униженности отдельного человека. Безусловно, в первую очередь это губительно сказалось на подрастающем поколении — наименее приспособленной к жизни и наименее защищенной части общества. В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования отклоняющегося поведения детей, которое имеет многообразие причин возникновения (от генетических до социальных факторов) и многообразие форм проявлений (от незначительных проступков до стойких правонарушений).

Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, не готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Именно эти проблемы, не будучи разрешенными в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте [149]. В настоящее время большое внимание уделяется проблемам социально-психологической дезадаптации подростков. Распространенным является мнение, что «трудными» дети становятся в подростковом возрасте, однако в последние годы возрастные границы девиаций несовершеннолетних сдвигаются в сторону омоложения. У детей уже младшего школьного возраста наблюдаются проявления, свойственные подростковому возрасту. И потому чем раньше учитель начинает профилактику негативных личностных образований, тем меньше их разрушительное воздействие.

В контексте обсуждаемой проблемы наибольший риск представляют не момент поступления ребенка в школу и период первичного усвоения им требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. Трудности первоклассников в начале учебного года еще не являются явными признаками дезадаптации. Отражая вхождение ребенка в новую социальную ситуацию развития в начале первого класса, они вполне могут быть преодолены при определенных условиях. При этом в психолого-педагогической литературе достаточно хорошо разработаны педагогические условия профилактики и преодоления дезадаптации учащихся первых классов (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, А. С. Белкин, В. Г. Бочарова, Р. В. Овчарова и др.).

Практика показывает, что к концу первого класса имеется достаточное количество детей, имеющих трудности устойчивого характера, свидетельствующие о нарушении адаптации, т. е. о школьной дезадаптации. Поэтому нас заинтересовала прежде всего проблема преодоления и коррекции дезадаптации учащихся начальных классов, что мы и включаем в понятие профилактики школьной дезадаптации.

Этот феномен формируется в результате несоответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации, т. е. ситуации школьного обученияпри отсутствии организации профилактики школьной дезадаптации учителем это явление может привести, как мы уже отмечали, не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения [32].

В данной работе нас будут интересовать проблемы школьной дезадаптации учащихся начальных классов. Процесс дезадаптации разворачивается по принципу «замкнутого порочного круга» [174], где пусковым механизмом, как правило, являются резкое изменение условий жизни и привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности.

Анализ существующей литературы по проблеме возникновения дезадаптации учащихся начальных классов показывает, что причинами могут быть разнообразные факторы: особенности процесса обучения, направленность поведения педагога, начальная биологическая предрасположенность к дезадаптации, особенности семейного отношения, индивидуальные особенности личности ребенка и др.

Изучению теоретико-методологических основ системы воспитательной деятельности педагога посвящены научные труды по теории воспитания Т. И. Бабаевой, Ю. К. Бабанского [20, 177], A.C. Белкина [27, 28], Н. Ф. Головановой, Е. В. Головневой [77], Е. А. Горшковой [178], В. А. Караковского [123], И. С. Марьенко [178], В. А. Сластенина [216], С. А. Смирнова, Ф.Ш. Терегуло-ва [236], Н. И. Шелиховой [178] и др.

Возникновение социальных, психолого-педагогических механизмов дезадаптации и ее диагностирование раскрыты в работах Г. А. Аванесова [1], М. А. Алемаскина [8], Б. Н. Алмазова [10], С. И. Андреева [13], К. Ш. Ахиярова [16, 17], Г. З. Барыгина [24], С. А. Беличевой [25], A.C. Белкина [27,28], А. С. Бланкова [34], В. Г. Бочаровой [45], Г. Г. Бочкаревой [46], Е. Д. Брюн [49], Н. В. Вострокнутова [66], М. А. Ждановой [91], А. Н. Жмырикова [92], А .Я. Ивановой [108], Н. М. Иовчук [114], A.JI. Северного [208, 209], Н. К. Сухотиной [230], Л. Б. Филонова [240], Ю. И. Юрички [257, 258, 259] и др. Формирование положительного отношения учащихся к учебному и другим видам общественно-полезного труда раскрываются К. Ш. Ахияровым [18, 19], К. В. Бардиным [23], Е. Д. Божович [41], Л. И. Божович [42, 43], В. П. Будыхо дыхо [50], Ю. В. Гербеевым [73], Я. М. Зюбиным [106], М. И. Рожковым [201], В. Е. Каган [118, 119], С. А. Казьминым [120], O.A. Степановой [134], •> Г. Н. Тростанецкой [233], Л. М. Шипицыной [250], Ю. И. Юрички [260, 261,.

262] и др.

Формы и методы предупреждения дезадаптации несовершеннолетних определены в трудах С. А. Беличевой [25, 26], A.C. Бланкова [34, 35, 36], В. П. Будыхо [50], М. Э. Вайнера, [134] Г. В. Вершинина [161], Т. З. Волковой [61], А. Ю. Даниловой [83], М. А. Ждановой [90, 91], А. И. Захарова [99, 100, 1−01], И. Ю. Захаровой [103], М. В. Злоказовой [105], Д. Н. Исаева [115], В. В. Карчевского [124], А. И. Кочетова [135], Г. Ф. Кумариной [144], О. А. Матвеевой [160], К. Б. Михайловской [161], И. Н. Пихенько [181], Н. В. Ялпаевой [264] и др. В работах Ю. Е. Алешиной [9], С. И. Андреева [13], К. Ш. Ахиярова [17], Д. А. Белухина [29], Т. А. Власовой [58], Я. М. Зюбина [106], Г. Ф. Кумариной [144], A.C. Макаренко [155], И. А. Невского [165], М. С. Певзнер [58], Ю. И. Юрички [258, 259, 260], И. М. Яковлева [263] и др. рассматриваются возможности и пути реализации индивидуального подхода к дезадаптированным учащимся.

Значительный вклад в решение проблемы индивидуализации воспитания с учетом предупреждения школьной дезадаптированности учащихся внесли разработанные за рубежом концепции теории формирования личности (Р. Берне, К. Бютнер, Э. Дюркгейм, Ф. Карлгрен, Д. Карнеги, А. Перрс-Клерман и др.). В них рассматриваются значение внутреннего мира личности для развития и социологический подход к предупреждению отрицательных черт личности.

В то же время следует подчеркнуть, что в научной литературе освещены лишь отдельные вопросы профилактики школьной дезадаптации учащих-9 ся начальных классов. Профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов была и есть предмет специального исследования. Однако освещение проблемы профилактики дезадаптации учащихся начальных классов ограничивалось показом воспитательной деятельности учителя начальных классов, с ликвидацией второгодничества и улучшением поведения учащегося на уроках или трудностями адаптации к школе первоклассников.

Анализ практики школьного воспитания учащихся начальных классов показывает, что работа учителя начальных классов по предупреждению дезадаптации строится эмпирически, на основе личного опыта. При этом нередко возникают конфликтные ситуации не только между учителем и тем или иным учеником, но и между школой и семьей дезадаптированного ученика. Такое явление иллюстрирует отсутствие теоретической и методической разработанности проблемы профилактики школьной дезадаптации детей, отсутствие взаимодействия учителя, школьного психолога, социального педагога, семьи и т. д., что приводит к недооценке педагогами возможности комплексного подхода в профилактике школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Недостаточен также учет системного, индивидуального, личностного, деятельностного и др. подходов при соединении процессов воспитания и реализации профилактики дезадаптации учащихсяслабо раскрываются сущность и механизм обеспечения единства развития этого явления.

Таким образом, обнаруживается противоречие между наличием значительного количества дезадаптированных детей в школах и отсутствием научно обоснованных педагогических условий и методических рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

В связи с вышеизложенным рассматриваемая нами проблема организации и проведения профилактики дезадаптированных учащихся начальных классов актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане и решение ее возможно благодаря более глубоким теоретическим и экспериментальным исследованиям. Это определило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов».

Цель исследования — определение педагогических условий профилактики дезадаптированных учащихся начальных классов.

Объект исследования — профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов в целостном педагогическом процессе.

Предмет исследования — педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования основана на том, что профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов будет эффективной, если:

• система профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов является обязательным компонентом целостного педагогического процесса;

• организуется компетентными учителями начальных классов, социальными педагогами, психологами, профессионально владеющими диагностическими, прогностическими, социально-терапевтическими, охранно-защитными, коррекционно-педагогическими умениями;

• реализуются педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов (личностно-ориентированные способы и формы общения учителя и учащихсяуважение личности и принятие индивидуальности каждого дезадаптированного ребенкарациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенкувзаимодействие учителя начальных классов, воспитателей, школьного психолога, социального педагога и родителей в профилактике дезадаптации учащихся, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенкаорганизационная деятельность школьного Центра коррекци-онно-профилактической работы).

Задачи исследования:

1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования, определить сущность профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов. f 2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов, обеспечивающие ее результативность.

3. Разработать модель системы профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, способствующую эффективности предупреждения отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей.

Методологическую основу исследования составляют: системный, целостный подходы к изучению явления окружающей действительности (А.Г. Афанасьев, Ю. П. Сокольников, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.) — теория педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.) — теория развития психики ребенка (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский и др.) — психологическая теория деятельности (В.В. Давыдов, В. Е. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — концепция гуманистического и личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, О. С. Газман, В. А. Сухомлинский и др.) — теории профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей (С.А. Алексеева, М. А. Алемаскин, К. Ш. Ахияров, С. А. Беличева, A.C. Белкин, Г. Г. Бочкарева, Л. М. Зюбин, Н. В. Квитковская, И. А. Невский, Л. С. Славина, Д. И. Фельдштейн, Ю. И. Юричка, Н. В. Ялпаева и др.).

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения указанных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован.

• комплекс методов педагогического исследования, включающий монографический (теоретический анализ философской, социологической и психологопедагогической литературы отечественных и зарубежных авторов) — диагностический (тестирование, интервьюирование, анкетирование, беседы, обобщение независимых характеристик) — экспериментальный (констатирующий и формирующий эксперименты) методы.

Экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводился в муниципальных средних общеобразовательных школах № 10, 11, 24, 30 г. Стерлитамака, школе-интернате г. Салавата. Массовым обследованием были охвачены 352 учащихся начальных классов, 44 педагога (учителя, психологи, заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги) средних общеобразовательных школ. Отдельные положения диссертации апробировались на кафедре педагогики Бирского государственного педагогического института, на кафедре педагогики начального обучения Стерлитамакского государственного педагогического института, в Стерлитамакском филиале Московского психолого-социального института, Стерлитамакском государственном педагогическом колледже, Стерлитамакском филиале Башкирского института развития образования.

Исследование избранной автором проблемы осуществлялось в течение семи лет (1996;2002 гг.) и может быть условно разделено на три этапа:

На первом этапе (1996;1998) изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература по исследуемой проблеме, состояние профилактической работы школьной дезадаптации в опытно-экспериментальных школах, уточнялись цель, задачи и основные понятия, категории, термины исследования, рабочая гипотезапроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1998;2000) проводилась опытно-эксперимен-тальная работа, в ходе которой выявлены и обоснованы педагогические условия и система профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

На третьем этапе (2000;2002) осуществлена обработка, обобщение, систематизация и описание результатов эксперимента, сформулированы выводы, разработаны методические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

• выявлен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий организации профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов, обеспечивающих результативность профилактики адаптационных нарушений у детей;

• разработана модель системы профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, направленная на предупреждение их отклоняющегося поведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов. Предлагаемая нами система профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов и ее модель являются основой для повышения эффективности профилактики отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей.

Практическая значимость исследования. На основе изучения и обобщения материалов, результатов экспериментальных исследований разработаны содержание, формы и методы профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов, которые включают в себя создание Центра коррекционной работы в школе, учебно-методического комплекса, психолого-педагогического консилиума, постоянно действующего семинара для учителей и воспитателей начальных классов по исследуемой проблеме, разработаны и внедрены в практику целостного педагогического процесса методические рекомендации по организации профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов. Результаты и выводы исследования могут быть использованы практическими работниками в организации профилактики школьной дезадаптации, а также на лекционных и практических занятиях по курсу «Коррекционная педагогика» в средних и высших педагогических учебных заведениях.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений философской, социальной, юридической, психолого-педагогической наук в области гуманистического воспитаниясистемным подходом к рассматриваемой проблеме и взаимосвязанным комплексом теоретических и эмпирических методов исследованияопытной проверкой результатов исследованияанализом итогов педагогического эксперимента, опытом работы автора диссертации в качестве воспитателя дошкольного учреждения, учителя общеобразовательной школы, участкового инспектора инспекции по делам несовершеннолетних УВД, преподавателя педагогического вуза.

На защиту выносятся:

1. Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов (личностно-ориентированные способы и формы общения учителя и учащихсяуважение личности и принятие индивидуальности каждого дезадаптированного ребенкарациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенкувзаимодействие учителя начальных классов, воспитателей, школьного психолога, социального педагога и родителей в профилактике дезадаптации учащихся, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенкаорганизационная деятельность школьного Центра коррекционно-профилактической работы).

2. Система профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, включающая комплекс необходимых мер, осуществляющийся школьными и внешкольными учебно-воспитательными структурами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты докладывались и обсуждались в виде выступлений перед преподавателями, учителями начальных классов, методистами, студентами на факультете педагогики и методики начального образования Стерлитамак-ского государственного педагогического института, на кафедре педагогики Бирского государственного педагогического института, в Стерлитамакском филиале Московского психолого-социального института, в Стерлитамакском государственном педагогическом колледже, на педагогических семинарах в городах Уфе, Стерлитамаке, Салаватена ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов кафедры педагогики начального обучения Стерлита-макского государственного педагогического института в 1996;2001 гг.- на межрегиональных научно-методических конференциях: «Проблемы педагогической инновации» (Салават, 1996), «Современные особенности гуманизации воспитательного процесса в школе» (Стерлитамак, 1997), «Традиционные и инновационные технологии обучения в начальной школе. Новое тысячелетие: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2001), «Мать и дитя у народов Башкортостана» (Уфа, 2001). На международных научно-практических конференциях: «Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия» (Уфа, 1999), «Этнопедагогика на рубеже тысячелетия: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2000) — в исследованиях лаборатории «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» при кафедре педагогики начального обучения СГПИ (1997;2002).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что разработанные педагогические условия профилактики дезадаптации учащихся является достаточно эффективными. Благодаря опытно-экспериментальной работе наметилась тенденция к существенному уменьшению проявлений дезадаптацион-ного поведения учащихся начальных классов, зафиксированы позитивные динамические характеристики в мотивационной, эмоционально-волевой и когнитивной сферах личности учащихся.

Таким образом, сущность профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов мы определили как педагогическую деятельность, направленную на гуманизацию целостного педагогического процесса.

Полученные выводы позволяют сделать практические рекомендации по организации профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов.

1. Для эффективной и целенаправленной работы учителя по профилактике школьной дезадаптации учащихся необходимо, чтобы личность учителя начальных классов соответствовало созданной нами модели, то есть учитель должен владеть диагностической, организаторской, прогностической, методической, профилактической, социально-терапевтической, охранно-защитной, коррекционно-педагогической и другими умениями.

2. Для координации и обобщения опыта профилактической работы по преодолению у учащихся отклонений в поведении необходимо создание в школе Центра коррекционно-профилактической работы, который осуществляет общее руководство профилактикой школьной дезадаптации учащихся, разрабатывает рекомендации по осуществлению этого процесса.

3. В целях осуществления педагогической эффективности учебно-воспитательной деятельности с дезадаптированными детьми в средних общеобразовательных школах необходимо создать психолого-педагогический консилиум, предназначенный повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, предоставлять учителям диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях каждого учащегося, причинах отклонений в их поведении и учении, а также помогать учителям в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о достоверности первоначально принятой гипотезы и достижении поставленной цели.

Наше исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы ввиду ее сложности и многоаспектности и может быть продолжено в следующих направлениях: деятельность социального педагога по профилактике школьной дезадаптации учащихся начальных классовдеятельность семьи и школы по предупреждению отклоняющегося поведения учащихся начальных классоввзаимодействие институтов социализации личности ребенка по профилактике отклонений в поведении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику работающей системы профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Педагоги в работе с такими детьми испытывали абсолютное бессилие, так как привычные методы воспитания и обучения не давали здесь ожидаемых результатов, хотя данная «промежуточная» группа школьников по сравнению с умственно отсталыми детьми имеет более выраженную способность к компенсации.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и школьной практики по исследуемой проблеме выявлены основные факторы, способные стать причинами школьной дезадаптации учащихся начальных классов: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенностьдлительная и массивная психическая депривациясоматическая ос-лабленность ребенканарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессовнарушения формирования так называемых школьных навыковдвигательные нарушенияэмоциональные расстройства, отсутствие профессионализма у некоторых учителей в осуществление профилактики школьной дезадаптации.

В качестве основных критериев школьной дезадаптации учащихся начальных классов мы выделяем следующие: отклонения в психосоматическом здоровьезатруднения в учебно-познавательной деятельности, низкая школьная мотивациянарушения школьных норм поведениятрудности общения со сверстниками и взрослыми.

В процессе школьной адаптации учащихся начальных классов решающую роль и ответственность несет учитель, который создает нормальные психологические и педагогические условия для осуществления их учебно-познавательной деятельности, для проявления ими самостоятельности и творчества в процессе воспитания и обучения. Все это реализуется на основе адаптивной технологии. Для работы с дезадаптированными учащимися учитель должен владеть диагностическими, организаторскими, прогностическими, методическими, профилактическими, социально-терапевтическими, ох-ранно-защитными, коррекционно-педагогическими умениями. Профилактика школьной дезадаптации будет успешной, если личность учителя будет соответствовать разработанной нами модели учителя, осуществляющего профилактику школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Проведенные диагностические исследования и опытно-экспериментальная работа позволили выявить: социально-психологические особенности поведения дезадаптированных учащихся начальных классовтипологию личностных черт исследуемыхиндивидуально-типологические различия между детьмиформу выраженности и причины, обуславливающие школьную дезадаптацию учащихсятипы нарушений учебно-познавательной деятельности дезадаптированных детейформы проявления школьной дезадаптациипричины, обуславливающие дезадаптацию учащихсяоценку школьной мотивации дезадаптированных учащихсяуровень преодоления школьной дезадаптации учащихся начальных классов при личностном подходе на урокесравнительные показатели уровня адаптации к школе учащихся начальных классов.

Как показывает научно исследовательская практика, профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов должна предполагать комплексность воспитательного процесса, то есть соблюдение единства индивидуального развития, формирования духовности и воспитания нравственности.

При преодолении школьной дезадаптации необходимо дифференцировать профилактическую работу, но обеспечивать комплексный характер этого процесса.

Профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов включает нравственно-психологическую, образовательно-познавательную и практическую направленности, каждой из них свойственна относительная самостоятельность, но в то же время они взаимосвязаны и взаимозависимы, отсутствие хотя бы одного из них делает профилактику школьной дезадаптации учащихся неполной, малоэффективной. Единство нравственно-психологической, образовательно-познавательной и практической направленности в педагогической деятельности учителя начальных классов обеспечивало успешное решение задач профилактики школьной дезадаптации.

В практике перевоспитания дезадаптированных учащихся начальных классов необходимо учитывать деятельностный, целостный, индивидуально-личностный, системный и др. подходы. Их эффективность состоит в способности обеспечить формирование духовно-нравственной готовности учащегося начальных классов к постоянному повышению активности в преодолении школьной дезадаптации.

Для того чтобы процесс профилактики протекал успешно, нами реализованы следующие педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов:

1. Личностно-ориентированные способы и формы общения учителя и учащихся, обеспечивающие психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта, самосознания, деятельности и общения (см. 1.3, 2.1, 2.2, 2.З.).

2. Уважение личности и принятие индивидуальности каждого дезадаптированного ребенка (см. 1.3, 2.1, 2.2, 2.3.).

3. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм и методов и требований к ребенку, учитывающего зону актуального и ближайшего развития и способствующего сохранению и укреплению его здоровья (см. гл. 2).

4. Взаимодействие учителя начальных классов, воспитателей, школьного психолога, социального педагога и родителей в профилактике дезадаптации учащихся, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка (см. 1.3, 2.1, 2.2,.2.3).

5. Педагогическая помощь учителям, учащимся и родителям со стороны Центра коррекционно-профилактической работы, включающего в себя психолого-педагогический консилиум, постоянно действующий семинар в школе для учителей и воспитателей, учебно-методический комплекс (см. 2.2, 2.3).

6. Для эффективной профилактики школьной дезадаптации учителя начальных классов, социальные педагоги и психологи должны владеть диагностическими, социально терапевтическими, охранно-защитными, коррекци-онно-педагогическими умениями (см. 3.3.).

Реализация данных педагогических условий, по нашему мнению, способствует осуществлению эффективной и целенаправленной деятельности по профилактике школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Изучение исследуемой проблемы привело нас к созданию системы профилактической работы с дезадаптированными учащимися и ее модели. Разработанную систему профилактики дезадаптации учащихся начальных классов, мы определяем как обеспечение органического единства целей, задач, принципов, содержания, форм и способов работы, а также формирование у учителя начальных классов умения оптимально организовать профилактическую работу с дезадаптированными детьми.

На заключительном этапе экспериментальной работы мы получили данные по достижению главной цели профилактической работы с дезадаптированными учащимися. Во всех экспериментальных классах общеобразовательных школ цель достигнута, т. е. высокий уровень адаптации возрос с 32% до 66%, средний уровень адаптации составил 32%, а низкий уровень уменьшился с 11% до 2%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Криминология и социальная профилактика. — М.: Академия МВД СССР, 1980. — 526 с.
  2. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
  3. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. — М.: Медицина, 1976. — 272 с.
  4. H.A. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск: Факел, 1995. — 174 с.
  5. С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1978. — 18 с.
  6. Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. -М., 1979. С. 140−152.
  7. И.А., Сейсян А. Р. Проблемы нарушения поведения у детей и подростков, обратившихся в кризисную службу // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н.В. Вострокну-тов.-М., 1996.- 183 с.
  8. М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979. — 42 с.
  9. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 202 с. (Библиотека психологии и психотерапии. — Вып. 62).
  10. .Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: УрГУ, 1986. — 150 с.
  11. Ш. А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 1983.208 с.
  12. А. Психологическое тестирование: Кн. 1 — М., 1982. -318 с- Кн. 2, 1982.-295 с.
  13. С.И. Теория и практика подготовки педагогов к воспитательной работе с нравственно-аномальными подростками: Дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  14. Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 408 с.
  15. А.Г. Деятельность и установка. М.: Моск. гос. ун-та, 1979.- 150 с.
  16. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. — 242 с.
  17. К.Ш., Юричка Ю. И. Реализация индивидуального подхода к трудному школьнику в воспитательной работе. Бирск, 1986. — 54 с.
  18. К.Ш., Юричка Ю. И. Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости школьников. Уфа, 1990. — 37 с.
  19. К.Ш., Юричка Ю. И. Социально-педагогические основы профилактики отклонений в поведении школьников: Программа спецкурса. -Уфа, 1993.
  20. Ю.К. Интенсификация процессе обучения: Новое в жизни, науке, технике. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  21. С.Л. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1999. — 96 с.
  22. Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  23. К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться. — М.: Знание, 1980.-96 с.
  24. Г. З. Школьная дезадаптация как этап формирования социальной дезадаптации у подростков с депрессивными расстройствами // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. М., 1996. — 183 с.
  25. С.А. Влияния стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская педагогика.- 1985.- № 8 С. 60−63.
  26. С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Ред.-издат. центр «Социальное здоровье России», 1993. 199 с.
  27. A.C. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Сред.-Уральск. кн. изд-во, 1981. — 128 с.
  28. A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2000. -192 с.
  29. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-318 с.
  30. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — С. 67−80.
  31. B.JI. Педагогическая культура: философско-социоло-гический анализ. -Уфа, 1997.
  32. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая дезадаптация человека. Л.: Наука, 1988.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  34. A.C. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних//Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. М., 1996.- 183 с.
  35. A.C. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Материалы Рос. науч.-практ. конф. М., 1996.- 183 с.
  36. A.C. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков // Материалы Рос. науч.-практ. конф. М., 1996. — 183 с.
  37. П.П. Трудные школьники. М., 1930. — 131 с.
  38. П.П. Школьная успеваемость // Избр. пед. произведения. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — 695 с.
  39. Н.Д., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  40. A.A., Ковалев Г. А. За системную организацию школьной педагогической службы // Вопросы психологии. 1985. — № 2.
  41. Е.Д. Психологическая коррекция учебной работы школьников // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. -М., 1987.
  42. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  43. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. — № 36.
  44. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. учеб. заведений. Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. -560 с.
  45. С.М. Почему детям трудно учиться? М.: Знание, 1975.-64 с.
  46. Г. Г. Психологические особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. — 144 с.
  47. Е.Б. Дети в современном обществе. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.-216 с.
  48. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  49. Е.Д. Проблемы детской и подростковой наркологии //Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. /Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. М., 1996. — 183 с.
  50. В.П. Преодоление отклонений от норм нравственного поведения у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. — М., 1969.
  51. В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. пособие. М.: Моск. психол. соц. ин — т /Флинта, 1997. — 97 с.
  52. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 517 с. (Мастера психологии).
  53. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-пси-хологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. -М.: МГУ, 1990.-С. 136.
  54. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992.-255 с. .
  55. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Заметки детского психиатра: Книга для учителей и родителей М.: Просвещение, 1988 — 207 с.
  56. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 440 с.
  57. Т.А. Каждому ребенку надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Хрестоматия: Обучение и воспитание детей «группы риска». — М., 1996. — 224 с.
  58. Т. А. Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. — 207 с.
  59. Возрастно-психологическое консультирование: Проблема психического развития детей /Бурменская Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. -М.: МГУ, 1990.-134 с.
  60. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч. трудов // АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии / Отв. ред. И. В. Дубровина, Д. И. Лисиной. -М.: АПН СССР, 1982. 164 с.
  61. Вопросы воспитания: системный подход: Сб. статей / Под общ. ред. и предисл. Л. Д. Новиковой. -М.: Прогресс 1981. 136 с.
  62. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Анненкова Н. В. 4-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. ~ 287 с.
  63. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. метод, пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. — изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с. (Коррекционная педагогика).
  64. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993. — 56 с.
  65. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч: В 6 т. М., 1983. — Т. 5. — 319 с.
  66. Л.С. Проблемы обучения и умственного развития: Избр. исследования. -М., 1956.
  67. В.И. Нервные дети. Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
  68. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. — Челябинск: Изд-во 4111 У «Факел», 1995. 238 с.
  69. М. На стороне ученика. СПб.: Изд-во «Петербург -XXI век" — ООО «Светлячок», 1998. — 224 с.
  70. В.П. Особенности учебной деятельности младших школьников в связи с подвижностью нервных процессов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 14 с.
  71. Ю.В., Юричка Ю. И. Готовим учителей к воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями // Педагогика. М., 1993.-№ 5.
  72. .С. Гражданское общество в России. М.: Пед. общество России, 2001. — 460 с.
  73. Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Дис.. канд. пед. наук. -Уфа, 1997.- 184 с.
  74. А.Д. О личностной, социально-психологической адаптации // Актуальные проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. -Тверь, 1994.
  75. Е.В. Теория воспитания: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов по специальности «31 200 Педагогика и методика начального образования». — Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. -228 с.
  76. А.И. Типы трудных детей. М.-Л., 1930. — 78 с.
  77. А.Л. Психология: личность, творчество, регуляция состояний: Пособие для творческих вузов, учреждений искусства и культуры. -М.: ИВ Магистр, 1993. Ч. 1. — 119 с.
  78. K.M., Горбачева Е. И. Умственное развитие: Критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 79 с.
  79. В.В. Виды общения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / Психолог, ин-т Рос. Академии образования. 2-е изд. — М.: Пед. общество России, 2000. — 478 с.
  80. В.В. Проблемы развивающегося обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования // АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  81. Л.Ю. Структура социальной дезадаптации у беспризорных детей и основные тенденции ее обратной динамики // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н.В. Вострокну-тов.-М., 1996.- 183 с.
  82. H.H. Эмоциональное состояние: механизмы и диагностика. М.: МГУ, 1985. — 287 с.
  83. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. — изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
  84. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  85. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Ред. изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 183 с.
  86. Диагностика школьной дезадаптации: Науч.-метод. пособие для учителей нач. классов и школьных психологов. М.: Ред. изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 64 с.
  87. В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентации детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1984. 16 с.
  88. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированное&trade- личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. — 15 с.
  89. Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 170 с.
  90. С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях: Альбом. -Киев: Радяньска школа, 1988. 263 с.
  91. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
  92. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  93. Закон Российской Федерации «Об образовании» М., 1996.
  94. Закон «Об образовании» Республики Башкортостан // Известия Башкортостана. 1992. — 23 авг. — С. 9−15.
  95. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  96. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1993.- 191 с.
  97. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998.-336 с.
  98. A.B., Андрющенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. -№ 4.
  99. И.Ю. Из опыта работы с гиперактивными детьми // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. М., 1996. — 183 с.
  100. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  101. М.В., Костылева Н. В., Клековкина Н. И. Преодоление школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. М., 1996. — 183 с.
  102. Я.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М.: Высшая школа, 1974. — 87 с.
  103. A.A. Педагогические условия развития индивидуальных познавательных стилей школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Брянск: БГПУ, 2000. 19 с.
  104. А.Я. Патопсихологический подход к изучению проблем массовой школы // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. М, 1996. — 183 с.
  105. И.П. Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней общеобразовательной школы / Отв. ред. А. И. Щербаков. Л. 1976,-96 с.
  106. E.H. Формирование социально-позитивной ориентации в познавательной и трудовой деятельности у подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Уфа, 1998. 21 с.
  107. Изучение развития учащихся учителем: Метод, рекомендации для учителей начальных классов / И.И. Аргинская- М.: НИИОП, 1985. 140 с.
  108. Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2000. — 53 с.
  109. Т.А. Педагогика: Курс лекций (для пед. ин-тов) М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  110. А.Н. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов к работе по ранней профилактике наркомании учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1999. — 149 с.
  111. Н.М. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.-М., 1995.
  112. Д.Н. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных ситуаций): Хрестоматия: Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.-С. 88−102.
  113. Н.Б., Соловейчик М. С. Деятельностный подход в методической подготовке учителя начальных классов // Новые исследования в пед. науках. М.: Педагогика, 1991. — Вып. 1 (57). — С. 84−88.
  114. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.-312с.
  115. В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. М., 1996. — 183 с.
  116. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1994 — № 4. — С. 89−96.
  117. З.И. Некоторые особенности мыслительной деятельности отстающих школьников //Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. — 207 с.
  118. Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Сов. педагогика. 1987. — № 6. — С. 105−109.
  119. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание? Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996. — 155 с.
  120. В.В. Основы и принципы адаптивной технологии обучения // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. М., 1996. — 183 с.
  121. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений. 3-е изд., доп. — М.: Academia, 1999. — 300 с.
  122. У., Реслер Г. Д. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985.
  123. А.Г., Минеев В. Системный подход в подготовке специалиста // Вестник высшей школы. 1992. — № 1. — С. 19—24.
  124. П.П. История и философия образования: Программа для пед, учеб. заведений. Стерлитамак: Стерлитамак. гос.пед. ин-т, 1997. — 37 с.
  125. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-Т. 1.-М., 1982.-С.405.
  126. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — 366 с.
  127. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  128. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой (для директоров и заместителей директоров школ). М.: Образовател. центр, 1997. — 79 с.
  129. Конвенция ООН о правах ребенка // Защити меня. 2000. — № 1. -С. 2−14.
  130. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // «Советская педагогика». — 1970. № 9.
  131. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.- Под ред. Г. Ф. Кумариной. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 320 с.
  132. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Под ред. Б. П. Пузанова. 3-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 166 с.
  133. Коррекционные классы в структуре средней общеобразовательной школы: Метод, рекомендации // НИИ общей педагогики АПН СССР. М., 1988.-62 с.
  134. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990.-493 с.
  135. А.И., Верцинская И. Н. Работа с трудными детьми: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. -160 с.
  136. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара: СГПИ, 1994. — 165 с.
  137. Крупенин A. JL, Крохина Н. М. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников: Практическая психология для педагогов. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1995. — 477 с.
  138. И.К. Социально-психологические факторы адаптированное&trade- личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. — 24 с.
  139. P.A. О некоторых моделях «интегрированных» уроков в начальных классах // Педагогические технологии активного обучения. Уфа, 1994.-С. 18−20.
  140. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л. ЛГУ, 1980. — 172 с.
  141. Г. Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников // Советская педагогика. 1986. — № 2.
  142. М.А. Профессионально обусловленные требования к классному руководителю // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Сб. статей / Под рук. Н. И. Болдырева и С. А. Умрейко. Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1973.-384 с.
  143. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-277 с.
  144. А.Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. М.: Моск. гос. ун-т, 1972. — 575 с.
  145. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1983.-320 с.
  146. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 145 с.
  147. А.Е. Подростковая психотерапия Руководство для врачей. -2-е изд. доп. и перераб. Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
  148. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 64 с.
  149. И.Г., Коробейникова И. А. Диагностические аспекты проблемы дезадаптации у детей младшего школьного возраста: Хрестоматия: Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996. — С. 13−29.
  150. С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 175 с.
  151. С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. -384 с. (Коррекционная педагогика).
  152. A.C. Книга для родителей: В 7 т.- М., 1987.- T. IV.
  153. Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. М.: Пед. общество России- Изд. Дом «Ноосфера», 1999. -300 с.
  154. Л.И. Педагоги, родители, дети: (метод, пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Пед. общество России, 2000. -304 с.
  155. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. -М.: МГУ, 1982.
  156. Е.М. Виды и причины отклонений в развитии детей: Хрестоматия: Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996. — С. 40−66.
  157. O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 612 лет. -М.: Пед. общество России, 2001. 160 с.
  158. Методологические основы педагогического исследования: Пособ. для аспирантов, соискателей и молодых исследователей / Сост. К.Ш. Ахия-ров, А. В Амиров, Г. Х. Валеев. Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 2000. — 64 с.
  159. К.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.
  160. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (Опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981. -144 с.
  161. Монтень Мишель. Опыты // Изб. главы. М.: Правда. — Кн. 1, 1991. — 509 е.- Кн. 2, 1991. — 715 е.- Кн. 3, 1991. — 862 с.
  162. А.П. Личность, психическая адаптация и творчество. -Ереван, 1980.
  163. И.А. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе и имеющим отклонения в поведении // Начальная школа — 1985. -№ 9.
  164. Н.Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. -М.: АПН СССР, 1984. 144 с.
  165. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. -М.: МИРОС, 1997. 144 с.
  166. Л.Ф. Этапы развития детского мышления (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М.: МГУ, 1972. — 152 с.
  167. Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование) / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  168. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедленной психотерапии и психологического консультирования: Учеб. пособие для ун-тов по спец. «Психология» / Под ред. A.A. Бодалева, В. П. Столыпина -М.: МГУ, 1987.-303 с.
  169. Общая психология / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-312 с.
  170. P.B. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2001.-240 с.
  171. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  172. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / Под общ. ред. В. А. Попова, С. А. Завражина.-Владимир, 1996. -144 с.
  173. Паренс Генри. Агрессия наших детей: Пер. с англ. — М.: Изд. Дом «ФОРУМ», 1997. 160 с.
  174. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К. Бабан-ский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  175. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  176. . Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. Ст. В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 680 с.
  177. Я.А. Психология творческого мышления / Под ред. А. Н. Леонтьева. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 352 с.
  178. Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для учителя по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы / Организация объединенных наций. Нью-Йорк- Женева, 1995. — 133 с.
  179. П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового набора к условиям обучения в ВУЗе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. М., 1976. -С. 46−58.
  180. Профилактика девиантного поведения учащихся / Под общ. ред. Ю. И. Юрички. — Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 1997. 197 с.
  181. Психические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломишера. -М., 1984.
  182. Психодиагностика и школа: Тез. симпозиума / Редкол. Э.-М. Вер-ник, Х. И. Лийметс. Таллин: НИИ педагогики, 1980. — 199 с.
  183. Психологическая диагностика детей и подростков: Учеб. пособие для студентов / М. К. Акимова, Г. А. Берулава, Е. М. Борисова и др.- Под ред. K.M. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Междунар. пед. академия, 1995.— 360 с.
  184. Психологическая служба в школе: Тез. симпозиума / Э. В ерник, Х. И. Лийметс. Таллин: ТПИ им. Эд. Вильде, 1983. — Т. 1. — 155 с.
  185. Психологические приемы неуспеваемости школьников /Под ред. H.A. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — 270 с.
  186. Психологический словарь / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
  187. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Ред.-издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 181 с.
  188. Работа отдела народного образования по охране прав несовершеннолетних / Отв. ред. В. И. Ларионов. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  189. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 303 с.
  190. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). -М.: Педагогика, 1975. 182 с.
  191. Разноцветный мир детства. Детские общественные организации: Учеб. пособие. -М.: «Академия», 1999, 224 с.
  192. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие. -Т.А. Ратанова, ЛИ. Золотарева, Н. Ф. Шляхта. М.: Моск.психол. соц. ин-т- Флинта, 1998. — 264 с.
  193. М. Помочь трудным детям. М., 1987. — 420 с.
  194. Е.Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 256 с.
  195. К.К. Науке о личности // История зарубежной психологии: Тесты. М., 1986. — 347 с.
  196. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. — изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 253 с.
  197. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова: В 2 т. М., 1993.
  198. М. Трудности с подростками: Руководство по воспитанию подростков с отклонениями в психике и поведении. СПб.: Образование, 1994.-68 с.
  199. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  200. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / Под ред. Н. К. Асановой. М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 1997−512 с.
  201. В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. Уфа, 1994. — 81 с.
  202. A.JI. Дети России сегодня и их правовое положение // Защити меня: Конвенция ООН о правах ребенка наш приоритет. — М.: Про-Пресс, 2000. — № 4. — С. 2−6.
  203. А.Д., Альтшулер Б., Паперно JI. Концепция закона субъекта РФ о гарантиях прав ребенка // Защити меня: Конвенция ООН о правах ребенка наш приоритет. — М.: Про-Пресс, 2000. — № 4. — С. 23—47.
  204. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. М.: Моск. пси-хол.- соц. ин-т- Флинта, 1998. — 96 с. (Библиотека школьного психолога).
  205. С.Б. Предболезненное психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.- 181 с.
  206. Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.-150 с.
  207. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 214 с.
  208. Л.С. Трудные дети. -М. Воронеж, 1998. — 447 с.
  209. В.А., Исаев Н. Ф., Мищенко А. Н., Шиянов E.H. Педагогика: Учеб. пособие. JL, 1997. — 512 с.
  210. Н. ДЖ. Девиация и социальный контроль // Соц. исследование. 1992. — № 2. — С. 98−113.
  211. Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1978. — 16 с.
  212. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  213. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н. В. Вострокнутов. -М., 1996. 183 с.
  214. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Гала-гузовой. М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
  215. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Никитина. — М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000.-272 с.
  216. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, Ф. М. Фокин. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. — 77с.
  217. Социально-психологический диагностико-корекционный инструментарий / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Ред. изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 198 с.
  218. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Педкасистого. -М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 174 с.
  219. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. — 106 с.
  220. Т.Ю. Опыт диагностики слабой успеваемости и методика дифференцированной работы по ее преодолению (на материале школ Литовской ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук, 1971. 14 с.
  221. В.А. Трудные судьбы. -М.: Знание, 19 676. -79 с.
  222. В.А. Мудрая власть коллектива. — М.: Молодая гвардия, 1975. -236 с.
  223. Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. -Уфа, 1999.-385 с.
  224. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит.- изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  225. Е.В. О проблемных вопросах Российского образования на современном этапе // Образование и наука. — 2000. № 2(4). — С. 15−25.
  226. Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Самара: СГПУ, 2000. 20 с.
  227. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского. М., 1999.
  228. Управление системой социальной защиты детства: Метод, рекомендации к проведению семинарских и практических занятий / Сост. Ф. Р. Мавлеткулова. — Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т., 2001. 48 с.
  229. Д.И. Трудный подросток (некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста).— Душанбе, 1972.- 184 с.
  230. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Флинта, 1997. с. 160.
  231. В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. 1999. — № 5.
  232. Д.Б. Метод контактного взаимодействия // Формы и методы воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися. — М., 1986.
  233. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с. .
  234. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Прогресс, 1990- 448 с.
  235. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученикаМ.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 64 с. (Библиотека педагога-практика).
  236. Г. Л. В помощь ученику, родителю, учителю: Права и обязанности учащихся и родителей в вопросах и ответах. М.: УЦ «Перспектива», 1998. — 56 с. (Библиотека работника школы).
  237. К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.480 с.
  238. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «групп риска»: Учеб. пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 224 с.
  239. B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание, 1989. — 77 с.
  240. Цукерман Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1989.-188 с.
  241. Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995. — 84 с.
  242. JT.M. Школьная дезадаптация детей-сирот // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др. / Науч. ред. Н.В. Вос-трокнутов. -М., 1996. 183 с.
  243. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
  244. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Пед. общество России, 1999. — 222 с.
  245. Эберлейн Гизела. Страхи здоровых детей: Практ. пособие для родителей: Пер с нем. Ю. Лукьянова. М.: Знание, 1981. — 192 с.
  246. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-63 с.
  247. Д.Б., Давыдов В. В. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. М., 1966.
  248. Ю.И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя. -Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 1994. 145 с.
  249. Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 110 с.
  250. Ю.И. Психолого-педагогические основы профилактики отклонений в поведении школьников. М., 1989.
  251. Ю.И. Система работы школы по профилактике отклонений в поведении учащихся: Учеб. пособие для студентов. Куйбышев: Куйбышев. гос. пед. ин-т, 1990. — 115 с.
  252. Ю.И., Волков В. А., Мымрина И. В. Изучение и предупреждение девиантного поведения в детском и подростковом возрасте. М. Уфа, 2000.
  253. Ю.И., Юричка А. Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: Монография. М., 2001. — 168 с.
  254. И.М. Индивидуальный подход к учащимся как одно из условий эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе. (На примере дидактической игры пи обучении иностранному языку): Авто-реф. дис.. канд. пед .наук. Курган: КГУ, 2000.
  255. Н.В. Предупреждение педагогической запущенности в младшем школьном возрасте: Дис. канд. пед. наук. М., 1987.
  256. Erikson Е. Identity, youth and orisis. N.Y., 1968.
  257. Isaacs L.D. Art therapy group for latency age children. Social Work, 1977. P. 57−59.
  258. Klein M. The Phycho-analysis of Children. L., 1923.
  259. Maslow A. Self-actualizing and Beyond //In: Challenges of Humanistic Psychology. -N.Y., 1967.
  260. Maslow A. Some educational implication of the humanistic psychology // In: Harvard Educational Review. 1968. — V. 38. — № 4. — 688 p.
  261. Smilianski M.D., Sparks S. A new way of working with youth in high risk environments // Children today. 1994- 1995. — Vol.23. — № 3. — P. 12−17- 32.
  262. Метод комплексной экспресс-диагностики дезадаптированных учащихся начальных классов
  263. Целью комплексной диагностики является раннее выявление признаков и проявлений школьной дезадаптации учащихся начальных классов.
  264. Хочет быть слишком маленьким или большим.2. Считает себя некрасивым.3. Считает себя нездоровым.
  265. Считает себя слабее других.5. Не любит свое имя.
  266. Не хочет быть девочкой (мальчиком).
  267. Думает, что у него мало друзей.
  268. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
  269. Ему кажется, что дома он всем мешает.
  270. Ему кажется, что он глупее других.
  271. Считает себя не очень способным.
  272. Полагает, что родители им недовольны.
  273. Считает, что ему часто не везет.
  274. Ему кажется, что учитель (воспитатель) им недоволен.
  275. Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет.
  276. Думает, что он плохой мальчик (девочка).
  277. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит и часто говорит об этом.1. ШКАЛА СО
  278. Любит, когда к нему проявляют симпатию.
  279. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.
  280. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.4. У него мало друзей.
  281. Редко подходит к воспитателю (учителю) по собственной инициативе.
  282. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
  283. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
  284. Часто жалуется на детей в группе.
  285. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя (воспитателя).
  286. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
  287. Случается, что прикидывается «шутом», поясничает.
  288. Мешает детям в играх, посмеивается над ними, любит пугать.
  289. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
  290. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
  291. Надоедает детям, пристает к ним.
  292. Находится в плохих отношениях со сверстниками.
  293. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
  294. Подражает хулиганским проделкам.
  295. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
  296. Избегает контактов с воспитателем (учителем).
  297. Часто ведет себя невпопад.1. ШКАЛА СД
  298. Для родителей и воспитателей учащихся начальных классов (учение)1. А. Мотивация учения
  299. Ему нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
  300. В школу он ходит, потому что там много детей.
  301. Особой любознательности не проявляет.
  302. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
  303. Ходит в школу без особого желания.6. Не любит учиться.
  304. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают и наказывают.
  305. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.
  306. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.
  307. В. Учебно-познавательная активность
  308. Не отличается прилежанием к учению.
  309. Особого интереса к определенному предмету не проявляет.12. На уроках часто пассивен.
  310. Вопросы задает и стремится отвечать редко.
  311. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).
  312. Домашние задания самостоятельно выполняет редко и не очень качественно.16. Мало читает.
  313. В. Целенаправленность и осознанность учения
  314. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить.
  315. Забывает быстро условие и вопрос.
  316. Чаще выполняет задание по стандарту.
  317. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.
  318. Неуверен в правильности своих действий.
  319. Недоволен результатами своей учебной деятельности.1. ШКАЛА ОТ1. ОТС (семья)
  320. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
  321. Ведет себя дома беспомощно.3. Ведет себя дома неуклюже.
  322. Чувствует себя в семье бестолковым.
  323. Чрезмерно привязан к матери.
  324. Держится обособленно от всех близких.
  325. Слишком боится жалоб педагогов родителям.
  326. Часто обманывает родителей.
  327. Чрезмерно много вспоминает о семье.
  328. Часто бывает в плохом настроении.1. ОТУ (школа)
  329. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом.
  330. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
  331. Часто приносит и показывает ему различные предметы.4. «Подлизывается», старается понравиться педагогу.
  332. Постоянно нуждается в помощи и поддержке.
  333. Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
  334. Постоянно озабочен, чтобы заинтересовать собой других.
  335. Легко устраняется в случаях неудачи.
  336. Играет «героя», когда ему делают замечание.10. Рискует без надобности.
  337. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
  338. Неадекватно относится к оценкам окружающих.1. ШКАЛА ВМ ВМС (семья)
  339. Родители согласны, что частое наказание формирует характер.
  340. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
  341. Работа родителей связана с командировками.
  342. У родителей очень ответственная должность.
  343. Ребенок часто пропускает занятия.
  344. Он растет довольно неряшливым.
  345. Ребенок «портит нервы» родителям.
  346. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
  347. Родители завидуют тем, у кого способные дети.
  348. Родители думают, что этим ребенком им не повезло.
  349. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
  350. Родители предпочитали бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
  351. Родителям редко удается посещать родительские собрания.
  352. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
  353. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоин-ста.1. ВМУ (школа)
  354. Ребенок у педагога вызывает скорее сожаление, чем симпатию.
  355. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
  356. Для педагога очень важно сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил группу (класс).
  357. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.
  358. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
  359. Педагог уверен в том, дети должны быть послушными и дисциплинированными, этом залог воспитания.
  360. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.
  361. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану и строго его придерживаясь.
  362. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.
  363. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.1. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
  364. ШКАЛА ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса. 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка. Наиболее значимым этот показатель (ОТС) является дли диагностики дошкольников.
  365. ШКАЛА ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта.
  366. ВМС воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ — воспитательный микросоциум учреждений (10 суждений).
  367. Детский личностный опросник Кэтелла
  368. Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный- А +
  369. Открытый, доброжелательный, общительный, участливый
  370. Низкая степень сформированное&trade- интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик-В +
  371. Высокая степень сформированное&trade- интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний
  372. Неуверенный в себе, легкоранимый, неустойчивый-С +
  373. Уверенный в себе, спокойный, стабильный
  374. Неторопливый, сдержанный флегматичный- О + Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый
  375. Послушный, зависимый, уступчивый-Е +
  376. Доминирующий, независимый, напористый
  377. Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный- Б +
  378. Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый
  379. Недобросовестный, пренебре- О +гающий обязанностями, безответственный Робкий, застенчивый, чувстви- Н + тельный к угрозе Реалистичный, практичный, -01 +полагающийся на себя
  380. Добросовестный, исполнительный, ответственный
  381. Социально-смелый, непринужденный, решительный Чувствительный, нежный, зависимый от других
  382. Безмятежный, спокойный, оп- 02 + Тревожный, озабоченный, пол-тимистичный ный мрачных опасений
  383. Низкий самоконтроль, плохое 03 + Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нор- понимание социальных норма-мативов тивов
  384. Расслабленный, спокойный, 04 + Напряженный, раздражительневозмутимый ный, фрустрированный89, с. 30.
Заполнить форму текущей работой