Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка учащихся общеобразовательной школы к реализации социальных функций семьи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти проблемы, как образование так и семья, являются объектом многих исследователей, однако, зачастую, у них отсутствует интеграционный подход, вне которого невозможно решение комплексных проблем. Педагоги, философы, историки, демографы, социологи, психологи и другие специалисты рассматривают в исследованиях сугубо свой аспект, но и в педагогике существует своя изолированность, «разомкнутость… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Семья и ее социальные функции
    • 1. Эволюция семьи и брака в истории развития общества
    • 2. Классификация семьи
    • 3. Социальные функции семьи
  • Глава 2. Роль школы в подготовке молодежи к реализации социальных функций семьи
    • 1. Модели подготовки школьников к семейной жизни
    • 2. Представления школьников о социальных функцях семьи
    • 3. Условия повышения эффективности подготовки школьников к семейной жизни

Подготовка учащихся общеобразовательной школы к реализации социальных функций семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы живем в стремительно меняющемся мире — на рубеже двух тысячелетий. Социум в лице передовых стран входит в новое общество — информационное. И если индустриальное общество ищет опору в непрерывной, упорной инновационной деятельности, в наращивании производительных сил и продукции и рассматривает человека превде всего как производительную силу, как средство, фактор, то в информационном обществе превалируют другие ценности. В центре оказывается сам человек, его совершенствование, самореализация, он становится самоцелью общественного развития.

Если сопоставить анализ этих обществ с позиции концепции двух видов производства / производства материальных благ и производство второго рода — самого человека / / 83,38 /, то можно отметить, что второе становится все более доминирующим. Отсюдаследует, что значимую роль в общественном прогрессе будет играть социализация и институты ее осуществляющие, в том числе образование, семья.

Россия переживает сейчас период радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни, и очень важно определить стратегические направления, основной вектор развития нашего общества, выстроить систему приоритетов, которые позволят интегрировать его в мировое сообщество, не утратив национальной самобытности.

Если мы хотим двигаться в направлении общественного прогресса, то следует признать, что приоритетными должны быть сферы, «работающие» непосредственно на человека.

Актуальность темы

.

В XX веке в целом господствовал глобальный технократизм, в результате чего человечество оказалось на грани гибелиострой стала проблема выживания человечества в условиях ядерной угрозы и возможности появления новых видов оружия массового уничтоженияв настоящее время на первый план выходит проблема экологического выживанияусложнилась демографическая ситуация.

В России все это носило особенно острый, хотя и специфический характер, особенностью которого явилось огосударствление всех сфер жизни. Провозглашенный как цель, человек в реальной жизни рассматривался фактически как средство, в результате чего происходила дегуманизация всего общества, в котором производство являлось первостепенной сферой, а культура, образование, семьявторостепенной, «надстроечной» .

К сожалению, в настоящее время в России не заметны явные тенденции к переориентации ценностейобразование и семья брошены на произвол стихиям глубокого кризиса общества. Тому могут свидетельствовать цифры: например, к началу 1994/95 учебного года кадровый дефицит в системе образования составил 81 600 педагогов, около трети учителей страны пенсионного возраста / 87, 3 /- выпуск учебных изданий для общеобразовательных школ в 1990 году составил 597 единиц, в 1991 году уже 578, тираж соответственно 182,0 и 169,9 / 64, 7 /, а к первому сентября 1994/95 учебного года в школы дошло только 70% учебников от необходимого числа, к началу 1995/96 учебного года — 30% / 118 /. Забастовки работников просвещения стали обыденным явлением в нашей стране, поскольку заработная плата в этой сфере очень низкая. По опросам, проведенным «Учительской газетой», только 2% респондентов считают, что правительство России осознает важность получения гражданами качественного образования и оказывает поддержку образовательной системе, 96% ответили отрицательно. И хотя невостребованность знаний сейчас в России очевидна, 76% опрошенных предпочитают получить хорошее образование и 22% предпочитают «делать деньги» сейчас, не заботясь о профессиональном будущем / 118 /.

Российская система образования за последние годы обрела определенную свободу во многих сферах своей деятельности, но из-за скудного финансирования со стороны государства воспользоваться этой свободой достаточно трудно.

Общеизвестно, где больше тратится средств на образование, где более высок, стабилен и престижен статус профессий, связанных с образованием, тем более эффективен динамизм в науке, культуре, экономике. В настоящее время российское образование переживает кризис, который принимает все более глубокий характер, поскольку не всегда и не везде удается этому социальному институту эффективно выполнять свои задачи по сохранению и передаче культурных ценностей, способствовать позитивным социальным изменениям.

Многие специалисты считают, что причина современного кризиса образования лежит в разрыве двух видов образования, которые имелись в культурной практике человечества. Первый вид образования был характерен для начала человеческой цивилизации, когда передача знаний носила личностный характер, как передача личного опыта, при котором слово «учитель» и «истина» приближались к священному своему значению. В Новое время и позднее образование стало рационализироватьсязнание обрело другое качество, чему свидетельствует известный афоризм Ф. Бэкона «Знание — сила» или «Знание — власть» .

В своей работе «Формы знания и образования» известный не.

6. мецкий антрополог М. Шелер высказал такую мысль, что именно технократическое знание составило фундамент современной системы образования, в которой такое знание является приоритетным, и благодаря этому приоритету происходит отчуждение образования от обучающегося / 132, 71 /.

Таким образом в современной ситуации для решения кризиса образования вообще и в России в частности необходима переориентация, при которой будет возможно утверждение в системе образования такого знания, которое служит гармоничному развитию личности.

Система образования влияет на все сферы общественной жизни, в частности и на семью. Например, образовательный уровень супругов во многих случаях влияет на стабильность семьи. Зо многом от уровня образования зависят и установки на семейно-брачные отношенияк примеру, среди ценностей семейной жизни у студентов ведущее место занимают психологическая и репродуктивная функции семьи. Респонденты выделяют в качестве главных факторов супружеских отношений взаимопонимание супругов, общность принципов, ценностей и норм поведения. Кромеьэтого система образования на уровне общеобразовательной школы помогает закладывать необходимые установки на семью и брак, организуя определенные дисциплины в школе / 22, 160 /.

Здесь мы упомянули о влиянии образования на институт семьи, но надо сказать, что и семья влияет на образование. Ни для кого не секрет, что установка на учебу детей закладывается презде всего в семье и это во многом определяет состояние современной общеобразовательной школы. В условиях отхода от тоталитарного огосударствления возрастает роль семьи в социализации личности и в особенности, как подчеркивал Т. Парсонс, в «протосоциализации» / 92, 58−63 /.

Формирование, развитие и угасание различных моделей социализации молодого поколения, которым занята система образования, происходит постоянно. Но на эти проблемы, свойственные любому обществу, накладываются специфические особенности России. Глубокие преобразования привели к ломке старых ценностей и стереотипов: кризис и практическое исчезновение патриархальной семьи, резкая трансформация образа жизни и культуры, одним из элементов которой стала множественность моделей поведения и стилей жизни.

Новое положение системы образования будет предполагать существование других, ноаых моделей социализации. Например, дальнейшая социальная и культурная дифференциация населения России, происходящая на экономической почве, ставит современную общеобразовательную школу в трудные условия. Кроме того, изменения в отношениях между государством и церковью автоматически требуют определенного отношения между общеобразовательной школой и церковью.

И. В. Бестужев-Лада видит модернизацию системы образования на современном этапе в следующем: во-первых, превращение самого запущенного ныне звена системы образования — дошкольных учреждений — в учреждения, соответствующие современным требованиям социализацииво-вторых, переход от принципа «всеобщего образования» одинакового для всех, к образованию по личностным способностям и общественным потребностямв-третьих, эффективная произ водственная ориентация детейв-четвертых, оптимальное сочетание общего и профессионального образования молодежив-пятых, полная и последовательная демократизация школыв-шестых, формирование подсистемы постоянного повышения квалификации и переодическая переподготовка кадров системы образованияв-седьмых, единение школы с родительской общественностьюв-восьмых, развитие учебного кино и ТВ, обучающей и экзаменующей техники, автоматики, электроники и прежде всего компьютеризация образованияв-девятых, единение школы с наукой, ломка искусственных «китайских стен» между академической, вузовской и отраслевой наукой / 10, 36 /.

Ломка старых ценностей в институте семьи не столь заметна, но она происходит.

Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей зависит от состояния института семьи.

Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решений каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу.

Насколько российский институт семьи и брака в процессе этих перемен приобретет новые или лишится старых своих качеств зависит от отношения к этой проблеме самого общества и государства. Семья может потерять определенную стабильность своей природы на фоне государственной нестабильности, а может наоборот ее приобрести, реагируя таким образом на внешний хаос.

Новые условия диктуют принципиально другое отношение к семье. Семья в аграрном обществе основывалась, как считал Ф. Теннис, на общинном типе социальности, где «сущностная воля» представлялась в формах инстинктивных влечений, привычки, памяти / 176, 71 /. Семья в информационном обществе должна основываться на общественном типе социальности, в формах свободного поведения, где члены семьи равны, свободныотсюда и рационально-избирательные, а не эмоционально-органические отношения между ними. Исходя из этого, следует отметить, что отношение со стороны общества к семье должно тоже измениться.

О том, что семья в нашем обществе по значимости далеко не на первом месте, могут свидетельствовать следующие реалии нашей жизниналичие, размер семьи, готовность в ближайшее время создать семью и стать родителями оказывается нейтральным, а в худшем случае негативным фактором во всех сферах жизнедеятельности российского человека. При найме на работу и распределении материальных благ, образовательном и профессиональном росте, бытом и медицинским обслуживании, организации отдыха и приобщении к культурным ценностям, пенсионном обеспечении и т. д. иметь семью невыгодно. «Эксплуатация в течении длительного времени экстенсивных факторов экономического развития усугубила проблемы жизнедеятельности семьи, ускорив темпы возрастания негативных тенденций и обострив формы их проявления** / 137, 160 /.

Статус полноценного члена общества в глазах общественного мнения все больше ассоциировался и продолжает ассоциироваться с профессиональной деятельностью индивида, участвующего в общественном производстветруд в семье, количество детей в основном не влияет на этот статус, а порой и вредит ему. Бывшее ранее расхожее понятие «мещанство» с легкой руки советской литературы непременно связывалось с семьей, которая как-бы мешала самореализации индивида в жизни, ограничеэала его интересы и приводила к культурной отсталости. Этот миф неофициально поддерживался государством многие годы по упомянутым уже причинам и, безусловно, повлиял на состояние семьи в нашей стране.

Каково отношение к семье сейчас? «Наряду с катастрофическим падением рождаемости / уровень рождаемости за последние годы снизился на 30% /, увеличением числа разводов / ежегодно около 500 тыс. детей остаются с одним родителем /ив этой связи ростом детской беспризорности и безнадзорности, во весь рост встает опасность социальной деградации семьи вообще. Коэффициент брач-ности упал до 9 на 1000 человек, сроки вступления в брак растянулись до 28−30 лет. Из 42 млн. российских детей до 18-летнего возраста только 10 млн. можно считать абсолютно здоровыми. Большинство родителей не имеют ни малейшего представления о путях выхода из кризиса, проявившегося, ко всему прочему, в росте отчуждения детей, развитии эгоцентрических настроений, вседозволенности / более 160 тыс. детей отданы на полное государственное обеспечение, хотя 90% из них имеют родителей /**¦/ 66, 124 /. Кроме того увеличилось количество детей с недостатками умственного и физического развития: в 1980;81 гг., в Российской Федерации их насчитывалось 269,5 тыс., а в 1990;91 гг. — 295,3 тыс. /64, 44 /. В 1996 г. — 301 тыс. / 87, 7 /. Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет в 1981 г. составляла 52,9 тыс., в 1992 г. — 221,7 / 64, 44 /, а в 1996 г. — 241 тыс./ 87, 7 /. В стране растет наркомания, не уменьшается детский алкоголизм, угрожает серьезная опасность — СПИД.

Основная причина данного положения — социально-экономическая ситуация в стране. Но выше отмечалось, что не только общество влияет на семью, но и семья на общество.

3 паре семья-общество наиболее значительной стороной является семья. Прорыв всегда делает меньшинство, малая группа, личность. Не случайно на крутых переломах истории возрастает роль активности личности. В данном случае речь идет о влиянии на стабильность семьи субъективного фактора, обусловленого в частности уровнем сознания, степенью подготовленности молодежи к браку и семейной жизни. Й здесь роль школы, системы образования в целом трудно переоценить. Между тем в настоящее время российская школа, ориентируясь в первую очередь на интеллектуальное развитие ребенка, уделяя внимание физическому, эстетическому, нравственному развитию личности, оставляет незаслуженно забытым аспект подготовки школьников к семейной жизни.

Многие годы в школьных программах вообще не предусматривалась соответствующая дисциплина. Специальный курс «Этика и психология семейной жизни» просуществовал менее десяти лет.

Обсуждаемые в настоящее время программы, ориентированные на подготовку школьников к семейной жизни, по существу затрагивая лишь некоторые аспекты этой широкой проблемы, на наш взгляд, врядли способны оказаться эффективными.

Воспитание культуры семейно-брачных отношений происходит под воздействием многих факторов. И, очевидно, что задачи современной науки не только раскрыть их влияние, но и найти пути и методы научного управления ими.

Эти проблемы, как образование так и семья, являются объектом многих исследователей, однако, зачастую, у них отсутствует интеграционный подход, вне которого невозможно решение комплексных проблем. Педагоги, философы, историки, демографы, социологи, психологи и другие специалисты рассматривают в исследованиях сугубо свой аспект, но и в педагогике существует своя изолированность, «разомкнутость». Система образования практически не выходит на проблемы семьи, а семья не соприкасается в необходимой мере с системой образования. В результате возникает нейтральное поле, именно в таком поле оказалась одна из проблем социализации личности, а именно подготовка молодежи к семейной жизни как социальная функция образования. Все это обусловило выбор темы диссертации и подход к ее анализу с позиций междисциплинарного исследования.

Степень разработанности темы.

В педагогике и в социологии семьи сделано немало. Педагогические аспекты проблемы подготовки будущего семьянина заложены в работах И. В. Гребенникова, Л. М. Панковой, А. Т. Суворовой, А. Я. Студенте, В. Я. Титаренко, К. Е. Романова, й. В. Бестужева-Лады и др. Кроме этого проблемы полового воспитания отражены в работах й. С. Кона, В. S. Кагана, Д. Н. Исаева.

О достижениях в теоретических разработках семьи может свидетельствовать интеграция аппарата различных научных дисциплин. Основными направлениями изучения семьи можно считать следующие: семья и обществовзаимодействие семьи с различными социальными институтами и организациямичисленность, состав и структура семьи /типология/- основные функции семьиобраз жизни семьиродственно-семейные отношения в семьеэтапы формирования семей-но-брачных отношенийсемья и личностьмежличностные отношения в семьераспад семьи. Кроме этого изучение института семьи происходит на стыке таких дисциплин как: педагогика, демография, социальная психология, право, экономика, социология, этнография.

Имеется определенный опыт анализа основных проблем, связанных с семьей, отраженных в отечественной и зарубежной науке.

Проблема института семьи и брака рассмотрены в работах таких российских ученых, как: С. И. Голод, М. С. Мацковский, А. Г. Харчев, Э. К. Васильева, В. А. Сысенко, 3. А. Янкова и др. Среди зарубежных специалистов следует отметить Т. Парсонса, Р. Бэйлза, 3. Шнабля, Ф. Мередита, К. Витека, П. Лэслетта, Дж. Ли и др.

В облает*, исследования проблемы образования и его функций можно назвать следующих специалистов: М. X. Титму, Ю. Н. Козырева, Н. И. Захарова, 3. Н. Шубкина, С. Н. Чистякову, 3. Н. Тур-ченко, Ф, Р. Филиппова, Н. А. Хроменкова, В. А. Жамина, Л. Ф. Колесникова, В. С. Леднева, Ф. Г. Паначина, 3. В. Панферову,.

B. М. Димова, Г. Е. Зборовского, В. Я. Нечаева и др.

Среди зарубежных исследователей в области образования следует отметить такие имена, как: Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Ф. Кубе, К. Манхейм, Д. Форд, М. Зебер, К. Александер, А. Аспин, 0. Брим, Б. Р. Кларк, Н. Д. Дирман, Д. С. Колеман, Р. Коллинс, Н. Д. Гленн, Д. Гриффин, Р. Д. Хавинхерст, Т. Джистер, Р* М. Повалко,.

C. Н. Розен, М. Уэзнер и др.

В западной науке наиболее распространенная точка зрения на функциональный подход к системе образования рассматривает следующие функции: функцию социального контроля, которая способствует наряду с другими социальными институтами поддержанию стабильности в обществеобразование как фильтрующее устройство, т. е. способ распределения людей в соответствии с их достоинствамии функцию «человеческого капитала», согласно которой знание является не чем-то немедленно употребляемым, а скорее капиталовложением в будущее / 108, 428−430 /.

Д. Дьюи еще в конце XIX века в рассмотрении функции системы образования считал, что на образование возложена задача совершенствования общества и решения даже классовых и политических проблем / 34, 24 /.

Во многом сторонники функционального подхода к системе образования считают, что взаимодействие системы образования с другими социальными институтами оказывает очень позитивное воздействие на общество.

Среди российских специалистов в исследовании функций образования принимал активное участие Р. Филиппов. Социальные функции образования, как он считал, имеют выход на различные сферы общественной жизни: образование и труд, образование и социальная структура, система образования и духовная жизнь обществаподчеркивается также роль образования во всестороннем развитии личности / 119, 200 /.

В своей работе «Социальные функции народного образования» В. В. Панферова дает анализ основных этих функций: гуманистическая, профессионально-экономическая, социально-политическая, культурно-воспитательная и функция подготовки к семейной жизни / 19, 18−22 /. Но последняя функция только названа в ее работе и анализ ее не дан.

К специалистам, уделявшим много внимания проблеме личности, ее педагогической и социологической концепции, что тоже очень важно при изучении упомянутой проблемы, можно отнести Л. П. Бу-еву, И. С. Кона, С. Г. Спасибенко, А. Г. Ковалева.

Психологическая проблема подготовки молодежи к семейной жизни представлена в работах И. В. Дубравиной, S. С. Кузьмина, В. Л. Леви, Н. И. Рейнвальда.

Следует сказать, что психолого-педагогический аспект не совсем полностью отражает широту проблемы подготовки молодого поколения к семейно-брачным отношениям в контексте социальных функций системы образования.

Проблема исследования: выявление путей и педагогических условий эффективной подготовки учащихся старших классов современ' ной российской школы к семейной жизни.

Цель исследования: решение проблемы эффективной подготовки старшеклассников к семейной жизни как функции системы образования и пути реализации этой функции в современной общеобразовательной школе.

Объект исследованиявоспитание учащихся старших классов современной российской школы.

Предмет исследованияподготовка учащихся старших классов общеобразовательной школы к семейной жизни как одна из сторон целостного процесса их воспитания.

Задачи исследованияа/ проанализировать динамику и современное состояние семьи, требования к семье и к поведению супругов в ней, социальные функции семьиб/ обосновать содержание подготовки молодежи к семейной жизни в современных условиях как функции системы образованияв/ выявить и обосновать пути реализации функции школы в подготовке к семейной жизни современной молодежиг/ выявить педагогические и социальные условия эффективного выполнения современной общеобразовательной школой своей функции в подготовке учащихся старших классов к семейной жизни.

Методологическая основа данной диссертационной работы определяется трудами отечественных и зарубежных педагогов, социологов, философов, психологов, демографов, а также специалистов в ряде других смежных с педагогикой дисциплин.

В диссертационной работе автором использовались следующие методы: анкетные опросы и интервьюирование, анализ научной литературы по исследуемой теме, наблюдение на занятиях по подготовке к семейной жизни, изучение опыта работы школ по повышению эффективности подготовки будущего семьянина, анализ документации.

Научная новизна исследования:

— в диссертационной работе предпринемается одна из первых попыток исследовать проблему подготовки молодежи к семейной жизни как одной из функций системы образования с позиций.

16. междисциплинарного анализа;

— дан широкий спектр социальных функций семьи, ряд из которых анализируется впервые;

— анализируются различные зарубежные модели подготовки молодежи к семейной жизни;

— на основе конкретных социологических исследований, в том числе проведенных автором, выявлены в динамике представления российских старшеклассников о семейно-брачных отношениях, ориентация на семью и брак;

— проанализирована система подготовки учащихся старших классов к семейной жизни в условиях российской общеобразовательной школы;

— предпринята попытка найти пути повышения эффективности подготовки молодежи к семейной жизни, методы научного управления этим процессом.

Этапы исследования.

Исследования проводились среди учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ г. Москвы, г. Курска и Курской области при содействии кафедры педагогики Курского государственного педагогического университета, социологической лаборатории Института повышения квалификации учителей г. Курска и кафедры социологии Московского государственного открытого педагогического университета.

Общая выборка составила 1830 человек. Из них — 400 учащихся московских общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, 670 учащихся старших классов и 200 выпускников школ г. Курска, 100 учеников сельских школ Курской области, 200 учителей школ г. Курска и Курской области и 200 родителей.

Исследования проводились с осени 1991 г. по весну 1997 г.

Уместно будет разделить их на несколько этапов: на первом этапе было опрошено 400 учащихся общеобразовательных школ г. Курскацель исследования заключалась в выявлении установок молодежи на семейно-брачные отношения вообще и представлений о социальных функциях семьи в частностина втором этапе в 1992 г. было опрошено 400 учащихся школ и ПТУ г. Москвы и 100 школьников сельских школ Курской области, цели исследования были те же, что и на первом этапена третьем этапе в 1993/95 гг. было опрошено 200 выпускников школ г. Курска, 260 педагогов тех же школ и 200 родителей с целью выяснения их отношения к подготовке учащихся старших классов к семейной жизни в системе образованияна последнем этапе в 1996/97 гг. было опрошено 600 старшеклассников г. Курска, цель была таже, что и на первом и втором этапах.

Кроме этого в данной диссертационной работе были использованы материалы социологических исследований, проводимых ранее научно-исследовательским центром Курского государственного педагогического университета, материалы Всесоюзной переписи населения в СССР в 1989 г., матешалы проекта «Семья в кризисном.

Г л. л, J. обществе" Института. социологии РАН, материалы первоначального доклада Российской Федерации комитету по правам ребенка в 1993 году.

Основным методом сбора первичной информации был выбран метод писменной анкеты, преимущество которого в том, что анкетный опрос дает массовую представительную картину об изучаемом предметеотсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большой анонимностис помощью анкетирования можно собрать информацию в более короткий срок и анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в работе школ по подготовке старшеклассников к семейной жизни, включая как администрацию школ так и учителей. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений и курсов повышения квалификации учителей.

Апробация диссертации.

Основное содержание и выводы исследования, представленного в данной диссертационной работе, обсуждались на заседаниях кафедры социологии и кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета, а также на кафедре педагогики Курского государственного педагогического университета, научной конференции «Человек. Культура. Современность». / ИПКиПРО г. Курск, 1994 г. /. По заказу Комитета по образованию администрации Курской области разработаны методики для диагностики в инновационных учебных заведениях / 1994 г. / и для института повышения квалификации учителей г. Курска сборник методик «Семья в зеркале социологии.» / 1995 г. /. Читался спецкурс «Социология образования» в МГОПУ в 1994 г. и в Курском государственном педагогическом университете. Также автором диссертации проводились занятия по подготовке к семейной жизни среди слушателей педагогических классов при КГПУ в 1993/94 гг., и аналогичные занятия при учебно-оздоровительном детском центре «Магистр» г. Курск в 1996/97 гг. Кроме этого основные результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора.

19.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общество предъявляет определенные требования к молодому поколению, вступающему в семейную жизнь, оно заинтересовано в его общесоциальной, этической, правовой, психологической, физио-лого-гигиенической, педагогической, эстетической, хозяйственно-экономической подготовке к семье и браку. Эти требования трансформируются в систему педагогических задач, реализуемых на занятиях по подготовке к семейной жизни.

Результаты социологических исследований, представленные в данной работе, свидетельствуют о том, что в своих представлениях о семейной жизни старшеклассники недостаточно осознают всю ту ответственность, которую возлагает на человека семья. Многие воззрения молодежи на семью, ее функции требуют значительной корректировки.

Для совершенствования любого вида деятельности необходимо знание его результатов. Полное и тщательное изучение фактов, свидетельствующих об уровне подготовленности старшеклассников к семейной жизни, вынуждает и общество вообще, и систему образования в частности ввести научно-обоснованные дополнения и коррективы к занятиям по подготовке к семейной жизни.

Корректировка представлений старшеклассников о семейно-брач-ных отношениях требуется относительно всех функций семьи: сексуальной, репродуктивной, воспитательной, регулятивной, фелици-тологической. Предпринятые исследования позволяют более точно выявить все недостатки в готовности молодежи к семейной жизни и дают возможность предотвратить заранее ряд будущих ошибок.

Под готовностью к семейной жизни подразумевалось то качественное состояние личности, которое способствовало бы более легкому вхождению человека в роль семьянина и как супруга, и как родителя. Готовность к выполнению этой роли связана с формированием у молодежи обоего пола определенных качеств, которые определяются научными знаниями, убеждениями, представлениями, умениями и навыками. Ко будущий семьянин должен быть не только носителем определенной суммы знаний, но быть прежде всего гражданином, человеком нравственным во всех отношениях, обладающим культурой труда и поведения.

В ходе анкетирования выявился повышенный интерес молодежи к некоторым социальным функциям семьи и ко всему, что с ними связано. Здесь следует иметь в виду в первую очередь сексуальную и фелицитологическую. Безусловно, интерес наблюдался и к другим функциям, но эти привлекли больше внимания со стороны молодежи по той причине, что сознательно или бессознательно молодые люди рассматривают институт семьи не как средство для реализации каких-либо общественных и государственных задач, например, воспроизводство населения, воспитание, а как цель, в достижении которой человек реализует самого себя.

В процессе исследований видно, как изменяется отношение молодежи к половой жизни и половому воспитанию за определенные периоды времени, как происходят изменения в психо-сексу-альной культуре подростков, насколько повышается или понижается ответственность их за интимную сторону семейной жизни, за отношение между полами и т. д.

Надо сказать, что во многом влияние на представления старшеклассников о семье и браке оказывает семья родителей молодого человекаобраз семьянина и взаимоотношения в родительской семье он автоматически переносит и в свою будущую семью.

Часто в ответах на вопросы анкеты старшеклассники высказывают свою неготовность к компромиссам в семейных взаимоотношениях, выражают неспособность вести хозяйство семьи, некомпетентность в вопросах воспитания.

Анкетирование, проведенное нами, свидетельствует также о том, что просвещение в вопросах семьи необходимо. Многие респонденты высказались за необходимость получения знаний по семье в школе.

Но школа сейчас испытывает много трудностей, связанных с этой темой. Общественное мнение согласно с необходимостью подготовки школьников к семейной жизни и половому воспитаниюспециалистами разработано много учебных программ, на книжном рынке существует множество учебной литературы, но это все пока только теория. На практике дела обстоят хуже. Курсы по половому воспитанию и подготовке к семейной жизни, введенные в 80-х годах не имели успеха, а предмет «Этика и психология семейной жизни» в начале 90-х годов перестал быть обязательным в школе. Причин подобных неудач много. Одна из них — низкий уровень подготовки преподавателей, ведущих эти занятия. В результате исследований около половины старшеклассников достаточно низко оценили уровень компетентности преподавателей, ведущих курсы по подготовке к семейной жизни, около 40% учеников оценили работу преподавателей неудовлетворительно.

Кроме этого сами занятия ученики оценили очень низко, их не удовлетворяла ни информация, ни объем знаний, ни сама программа курса, ни взаимоотношения учеников с учителем.

То же самое относится к методам и формам, использованным на уроках по подготовке к семейной жизни. Сопоставление интересов учащихся с содержанием занятий выявило су1цественные различия между ожиданиями учащихся и реальным положением делвыяснилось, что учащиеся старших классов предпочитают другие методы и формы обучения, нежели существовавшие и продолжающие существовать сейчас.

Так старшеклассники проявили большой интерес к половому воспитанию, которому уделялось достаточно мало места в учебных программах, и деловым играм на занятиях по подготовке к семейной жизни.

Работа школы с родителями по повышению эффективности подготовки молодежи к семейной жизни тоже желает лучшего. Тесного сотрудничества здесь пока не наблюдается, и многие родители, по результатам анкетирования, смотрят на занятия по подготовке к семейной жизни с недоверием или считают эти курсы недостаточно важными для образования и воспитания их детей. А как известно, на формирование готовности учалдохся к самостоятельной семейной жизни оказывает огромное влияние родительская семья, и сотрудничество здесь семьи и школы просто необходимо.

Таким образом мы видим, что основные пути совершенствования подготовки молодежи к самостоятельной семейной жизни лежат в следующем:

— в системном подходе к подготовке семьянина в общеобразовательной школе, который бы включал в себя все элементы системы воспитания от изучения объекта воспитания до разработки конкретных рекомендаций по конкретным направлениям видов деятельности;

— в введении в учебную программу специальной дисциплины, ориентированной на ознакомление с основами этики, сексологии и психологии семейной жизни;

— в квалифицированной подготовке специалистов, ведущих занятия по подготовке к семейной жизни, периодической организации курсов или иных форм повышения квалификации этих преподавателей;

— в выделении аспектов, направленных на подготовку семьянина в преподавании школьных дициплин прежде всего гуманитарного цикла;

— в изучении объекта воспитания в условиях динамики стереотипов поведения молодежи. В этих целях — проведение социологических исследований, в том числе мониторинговых, обеспечивающих обратную связь;

— в работе с родителями, включающей в том числе их психолого-педагогическое просвещение.

В заключении хотелось бы сказать о роли социологических исследований, которые было бы уместным использовать на самих занятиях по подготовке к семейной жизни.

Школа сейчас вынуждена искать новые формы и методы работы, поскольку волей-неволей она постоянно подвергается изменениям, вызванных политической, экономической и культурной жизнью общества. Социологические исследования давно проводятся в системе образования, хотя и не так часто как это требует современная обстановка, поскольку изменения в общеобразовательной школе настолько сильны и быстротечны, что вся информация, полученная в результате исследований несколько лет назад, сегодня уже не отражает реального положения дел. Кроме этого надо отметить, что учитель общеобразовательной школы не часто проводит социологические исследования самостоятельно, а значит он мало знаком с методикой исследования, знать которую в сегодняшней ситуации он просто обязан.

Помимо своих научных целей социологические исследования могут также выполнять и воспитательные задачив процессе исследования, будь то анкетирование, тестирование или проведение интервью по различным темам, у учащихся появляется определенный интерес, вызванный желанием проанализировать свои чувства, эмоции,.

150. поступки, оценить различные жизненные ситуации. Учителю же проведение социологических исследований позволяет на некотое время почувствовать себя не только в качестве педагога, но и в качестве ученого, исследователя.

Результаты исследований, проведенных на занятиях по подготовке к семейной жизни, имеют большое значение не только для учителей, но и для школы, поскольку результаты, полученные в ходе исследований, должны быть использованы для повышения эффективности педагогического процесса.

Ни для кого не секрет, что школа сейчас переживает трудные времена, эти трудности связаны, безусловно, с социальными процессами, которые протекают в нашем обществе, но наряду с неудачами и трудностями есть определенные успехи, поиски новых путей развития всей системы образования, которая должна по всем своим функциям соответствовать открытому обществу.

Время требует от нас быстрых и смелых решений, которые с большим трудом уживаются с жизненным опытом, так как последний учит нас осторожности и осмотрительности, а откладывать решение каких-либо проблем невозможно. Одной из этих проблем и является подготовка молодежи к семейной жизни.

Сейчас система образования должна приложить все усилия, чтобы осуществить подготовку будущего ответственного семьянина, учитывая все те требования, которые предъявляет время.

151.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Тесты в социологическом исследовании.-М.: Наука, 1982.- 199 с.
  2. Л. Я. Искусство задавать вопросы. Заметки социолога.- М.: Московский рабочий, 1987.- 219 с.
  3. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.
  4. И. Д. Методологические основы познания социальных явлений.- М.: Высшая школа, 1977.- 328 с.
  5. Н. Семья настоящая и предстоящая // Узы брака узы свободы. Проблемы семьи и одиночества глазами ученых / Сост Т. Разумовская.- М.: Мол. гвардия, 1990. С. б 32.
  6. Аристотель. Сочинения: В 4 т.- М.: Мысль, 1984.- Т. 4.
  7. Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии.- М.: Международные отношения, 1990.- 336 с.
  8. Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности.- Екатеринбург, 1993. 126 с.
  9. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью.- М.: Мысль, 1988.- 301 с.
  10. Бестужев-Лада И. В. Модернизация школы // Народное образование.- 1990.- № 8. С. 35 40.
  11. Бестужев-Лада И. В. Многодетная женщина: социально-демографический анализ.- М.: Знание, 1979." 321 с.
  12. Бестужев-Лада И. В. Моделирование социологических исследований.- М.: Наука, 1978.- ЮЗ с.
  13. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века. Размышления социолога.- М.: Педагогика, 1988." 254 с.
  14. Е. Т. Общественное производство как предмет философского исследования.- М.: Высшая школа, 1989." 127-с.
  15. И. И. Любовь и семья.- Вологда, 1925. ~0 с.
  16. И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высшая школа, 1989."*":"199 с.
  17. Э. К. Образ жизни городской семьи.- М.: Финансы и статистика, 1981. 96 с.
  18. Э. К. Семья и ее функции.- М.: Наука, 1975.
  19. К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш.- М.: Прогресс, 1988. 138 с.
  20. Д. М. Семейно-бытовая культура.- Минск: Народная Асвета, 1981. 340 с. (
  21. Вольтер. Философские повести.- Элиста: Калмыцкое книжное издательство, I96II 4X2 с.
  22. Выпускник 80-х. Социологический очерк / Под ред. В. Т. Лисовского и У. Штарке.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. 208 с.
  23. А. Д. Плоды запретов. Подростки и секс.- М.: Просвещение, 1991.- 78 с.
  24. Г. В. Философия права.- М.: Мысль, 1990.
  25. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976. -."495 с.
  26. С. И. Будущая семья: какова она?- М.: Знание, 1990. 62 с.
  27. С. И. Социально-психологические и нравственные ценности семьи.- М.: Знание, 1977. ~ 221 с.
  28. И. В. Основы семейной жизни.- М.: Просвещение, 1991. 158 с.
  29. Р. Мораль, институты и гражданское общество: Пер. с англ. // Путь.- 1993.- № 3. с* 179 ~
  30. А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденция развития.- М.: Просвещение, 1993.- т90 с.
  31. В. М. Народное образование в социальной политике развитого социалистического общества.- М.: Изд-во Московско го университета, 1981. — 174 с.
  32. Д. Ч. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы: Пер. с англ.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, I99.I. 575 с.
  33. В. Н. Формирование социального знания.- Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1983. 189 с.
  34. Д. Школа и общество: Пер. с англ.- М.: Народное просвещение, 1925. 201 с.
  35. И. В. Школьная психологическая служба.- М.: Педагогика, 1991. 230 с.
  36. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. с франц.- М.: Наука, 1991. 572 с.
  37. С. Н., Семенов S. В. Наука и образование в структуре НТР.- Новосибирск: Наука, 1986. 302 с.
  38. Н. Е. Социальные аспекты образования.- М.: Высшая школа, 1982. 177 с.
  39. Закон Российской Федерации об образовании.- М.: Мысль 1992. 36 с.
  40. Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. 269 с.
  41. В. И. О жизни супружеской.- М.: Молодая гвардия, 1984. 144 с.
  42. Г. Е. Образ жизни классов и социальных групп советского общества.- М.: Знание, 1987. ~ 62 с.
  43. Г. Е., Орлов Г. П. Введение в социологию.-Екатеринбург: Зйзд-во Уральского университета, 1992. ~ 222 с.
  44. В. Н. Актуальные проблемы социологическихисследований.- М.: Знание, 1984.- 64 с.
  45. В. Н. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических исследований.- М.: Наука, 1989.- 175 с.
  46. С. Ф. Семья и общество.- М.: Наука, 1979.- 99 о
  47. Д. Н., Каган В. S. Психогигиена пола у детей.-Л.: Медицина, 1986.- 180 с.
  48. В. Е. Воспитателю о сексологии.- М.: Педагогика, 1991.- 256 с.
  49. И. Сочинения: В 6 т.- М.: Мысль, 1966.- Т. 6.
  50. А. Г. Психология личности.- М.: Наука, 1970.
  51. С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры.- М.: Просвещение, 1991.
  52. Козлова 0. Н. Национальные модели воспитания и гуманизм.- М.: Альфа, 1993.- 155 с.
  53. Козлова 0. Н. Введение в теорию воспитания.- М.: Ин-терпракс, 1994.- 208 с.
  54. Ю., Михайлова 0. Не кричите в подушку, учитель // Народное обоазование, — 1989.- № 12. С. 35 39.
  55. Ю. Н. Молодежь Грузии.- Тбилиси: Мецниереба, 1977.- 172 с.
  56. Л. Ф. Эффективность образования.- М.: Педагогика, 1987.- 269 с.
  57. Л. Ф. Школа: время перемен.- М.: Просвещение, 1987.- 141 с.
  58. А. М. Семья в коммунистическом обществе.- М. 1918.- 66 с.
  59. Кон И. С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль.- М.: Политиздат, 1990. С. 58 89.
  60. Кон И. С. НТР и пооблемы социализации молодежи.- М.:1. Знание, 1988.- 63 с.6Т. Кон И. С. Социология личности.- М.: Наука, 1967.-383 с.
  61. Кон И. С. Введение в сексологию.- М.: Медицина, 1989.
  62. Кон И. С. Психология юношеской дружбы.- М.: Знание, 1973.- 175 с.
  63. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России // Материалы первоначального доклада Российской Федерации комитету по правам ребенка.- М.: Информпечать, 1993."" -02 с*
  64. Д. Л. Молодежь и образование: Методологические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических обследований в Новосибирской области.-М.: Наука, 1977.- 150 с.
  65. В. Б. Семья: от выживания к развитию // Семья в России.- 1994.- № 2. С. 123 — 127.
  66. А. С. Представления старшеклассников о счастливом браке // Социологические исследования.- 1988.- N3.
  67. П. А. Этика.- М.: Политиздат, 1991. ~496 с*
  68. S. С. Основы социальной психологии.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967.- 98 с.
  69. Т. Н. Социология воспитания.- М.: Изд-во Московского университета, 1989.131 с.
  70. С. Д. Советская семья. Социально-этические проблемы.- Минск: Беларусь, 1985." 140 с.
  71. Е. S. Семейное воспитание: состояние и проблемы // Социологические исследования.- 1979, — № 1. С- 20.
  72. В. Л. Нестандартный ребенок.- СПб.: Питер, 1993.
  73. В. С. Содержание образования: сущность, структура, воспитание.- М.: Высшая школа, I99I.~ 223 с. ч
  74. В. Г. Любовь и нравственность.- М.: Молодаягвардия, 1985. 224 с.
  75. В. Г. Советское студенчество: Социологические очерки.- М.: Высшая школа, 1990. 304 с.
  76. Н. П. Образование в условиях интенсификации экономики.- М.: Педагогика, 1989.- 191 с.
  77. Д. Сочинения: В 3 т.- М.: Мысль, 1988.- Т. 3.
  78. В., Луньков А. В чем ущемлен «неущемленный» секс? // Учительская газета.- 1991.- С. 5.
  79. А. В. Мораль с марксистской точки зрения. Харьков, 1925. 99 с.
  80. К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 45.- 795 с.
  81. К., Энгельс ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 21.- 745 с.
  82. К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений / Новая публика ция первой главы «Немецкой идеологии».- М.: Политиздат, 1966.
  83. Мацковский М., С. Подготовка подростков и школьников к будущей семейной жизни / Семья в системе нравственного воспита ния. Актуальные проблемы воспитания подростков.- М.: Педагогика, 1979. Т78 с.
  84. М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.- М.: Наука, 1989. ~ И6 с.
  85. В. А., Хоменков Н. А. Общеобразовательная школа на новом этапе.- Киев: Радяньска школа, 1986." ПО с.
  86. Народное образование.- 1995.- № 1. 7.
  87. В. Я. Социология образования.- М.: Изд-во Московского университета, 1992.- 123 с.
  88. Ф. Утренняя заря.- Свердловск: Воля, 199I, — 93
  89. I. М. У порога семейной жизни.- М.: Просвещение, 1991. П4 с.
  90. В. В. Социальные функции народного образования // Социальные проблемы подготовки учителя без отрыва от производства.- М.: МГЗПМ, 1989.- С. Г4 25.
  91. Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня.- М.: Наука, 1965. С. 58 63.
  92. А. Т. Новый быт и становление внутрисемейного равенства // Социальные исследования, вып. 7.- М.: Наука, 1971.
  93. Платон. Сочинения: В 3 т.- М.: Мысль, 1972.- Т. 3.
  94. К. Открытое общество и его враги: Пер. с англ.-М.: Феникс, 1992. 448 с.
  95. В. В. Человек в эпоху НТР.- М.: Педагогика, 1987. т2б с.
  96. С. 0. О системе норм семейного поведения.-М.: Мысль, 1977.- 139 с.
  97. К. В. Об этике супружества.- М.: Знание, 1987.
  98. Э. М. Эта вечная тема.- М.: Новости, 1990.
  99. В. К., Шемякин П. В., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1985.
  100. Ж.- Ж. Сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1981.Т. 2. 334 с.
  101. Л. Я. Советское студенчество.- М.: Мысль, 1981. 207 с.
  102. М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь.- М.: Политиздат, 1988."" 222 с.
  103. . Общество и образование: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989. 197 с.
  104. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном оби^стве.- М.: Политиздат, 1991.- 366 с.
  105. Г. М. Советское семейное право, — Наука, 1958.- Ю2 с.
  106. Семья в кризисном обществе.- М.: Институт социологии РАН, 1993.- 94 с.
  107. Н. Социология: Hep. с англ.- М.: Феникс, 1994.
  108. М. Подготовка старшеклассников Республики Польша к самостоятельной семейной жизни: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1991.- 184 с.
  109. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю. Н. Давыдов.- М.: Политиздат, 1990.- 432 с.
  110. Соловьев 3. С. Смысл любви.- М.: Современник, 1991.
  111. П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992.- 542 с.
  112. С. Г. Социализм и личность.-М.: Наука, 1979.
  113. А. Содержание, методика и организация подготовки старшеклассников к семейной жизни. Воспитание семьянина.-Рига., 1984, — 88 с.
  114. В. Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987. 35 Г с.
  115. М. X., Саар Э. А. Молодое поколение.- М.: Мысль, 1986. 254 с.
  116. В. Н. Стратегия развития образования. Проблемы и перспективы развития в Сибири.- Новосибирск, 1982. «221 с.
  117. Учительская газета.- 1995.- № 26. С. 6.
  118. Ф. Р. Социология образования,— М.: Наука, 1980. т99 с.
  119. Ф. Р. Школа и социальное развитие общества.-М.: Педагогика, 1990. — 57 с.
  120. С. Л. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992. 5X1 с.
  121. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ.- М Прогресс, 1990.- 366 с.
  122. Фрейд 3. Психоанализ. Религия, Культура: Пер. с нем М.: Ренессанс, 1992.- 296 с.
  123. Э. Иметь или быть: Пер с англ.- М.: Прогресс, 1986. 239 с.
  124. Э. Психоанализ и этика: Пер. с англ.- М.: Республика, 1993.- 415 с.
  125. Э. Душа человека: Пер. с англ.- Республика, 1992.- 430 с.
  126. Э. Искусство любить: Пер. с англ.- М.: Знание 1990.- 95 с.
  127. А. Г. Семья и брак в СССР.- М.: Мысль, 1979.
  128. А. Г. Социология воспитания.- М.: Политиздат 1990.- 220 с.
  129. Н. А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс.- М.: Педагогика, 1989.- т92 с.
  130. С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников.- М.: Просвещение, 1983.- П2 с.
  131. М. Форш знания и образования: Пер. с нем.// Человек.- 1992.- № 5. С. 69 3 80.
  132. В. М. Социально-психологические проблемы воспитания.- М.: Московский рабочий, 1987.- 237 с.
  133. Ш., Звиндриньш П. Изучение рождаемости / По материалам специальных исследований в Латвийской ССР.- М.: Наука, 1973.- 122 с.
  134. К., Фридрих В. Любовь и сексуальность дя 30 лет: Пер. с нем.- М.: Высшая школа, 1991.» 383 с.
  135. В. Н. Социологические опыты.- М.: Мысль, 1970.
  136. Эволюция семьи в современном обществе / Под ред. Бергер Я. М.- М.: ИНИОН, 1988."™ с.
  137. Н. Г. Советская семья. Функции и условия стабильности.- Минск: Беларусь, 1970. «209 с.
  138. Э. А. Городская семья.- М.: Наука, 1979.» 184 с.
  139. Alexander К, L, Eckland Bj K, High school context and college selectivity: Institutional constraints In education stratification, — Social Forces. 1977., — 241 P15'
Заполнить форму текущей работой