Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы обогащения словаря детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Увеличиваются возможности для работы над смысловой стороной слова. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, игрушек, картин обращается внимание на само слово, поощряется интерес детей к названиям предметов, их признаков, действий с ними. Перед детьми ставится задача выбора наиболее точного слова. Ее решение сопровождается пояснениями воспитателя, как лучше сказать. Обсуждается этимология… Читать ещё >

Теоретические основы обогащения словаря детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные исследования по проблеме формирования словаря у детей дошкольного возраста

Анализ процесса усвоения детьми лексики родного языка позволяет выделить два аспекта методики словарной работы. Первый связан с усвоением предметной отнесенности слова и его понятийной стороны в процессе ознакомления с окружающим, с развитием познавательной деятельности детей. Этот аспект достаточно широко изучен в методике (Е.И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, Г. Н. Бавыкина, А. П. Иваненко, В. И. Яшина и др.). Из большого числа источников в хрестоматии предложены фрагменты статьи В. И. Логиновой «Формирование словаря» (1979), в которой наиболее ярко воплощена идея Е. И. Тихеевой о единстве усвоения слова и формирования элементов понятийного мышления на основе чувственного познания вещей.

Второй аспект методики словарной работы связан с решением языковых задач, с освоением слова как единицы лексической системы языка. Здесь особое значение приобретает развитие ассоциативных связей слов, их семантических полей, поскольку именно широкое ассоциативные связи обеспечивают произвольный выбор слов, наиболее точно подходящих по смыслу в контексте высказывания. На развитие семантики направлены приемы ознакомления с антонимами, синонимами, эпитетами, с многозначными словами, раскрытия значений слов, смысловых отношений между ними, употребления их в речи. Этот аспект представлен в хрестоматии извлечениями из работ Е. И. Тихеевой (937), Е. М. Струниной (1979), Н. П. Ивановой (1978). [1, С. 324].

При изучении литературных источников следует обратить внимание на взаимосвязь обоих аспектов. Безусловно, расширение и углубление понимания семантических отношений между словами становятся возможными, если усвоено предметное, понятийное содержание каждого слова. [4, С. 640].

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предметы за счет уточнения его качества (яблоко — сочное, вкусное, спелое, круглое, гладкое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый — раньше все эти качества они называли универсальным словом — хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется).

На занятиях с предметами продолжаем углублять видовые понятия путем выделения существенных признаков предметов, учим обогащать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Обращаем внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различия и обобщения. Используется наглядно — действенный метод ознакомления с предметами. Здесь уточняется представление и предметная отнесенность слова. [7, С. 206].

Ознакомление с предметом идет поэтапно:

  • — ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;
  • — восприятие частей, деталей предмета;
  • — знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага, дерево, метал; стекло хрупкое, прозрачное, бьется; бумага мнется рвется, размокает).

Основные методические требования к проведению занятий такого рода следующие:

  • — широкое использование игровых приемов — сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиск, игровые действия, игровые атрибуты и т. д.
  • — сюжетный характер игр-занятий;
  • — рассматривание предмета, его деталей;
  • — многократное называние воспитателем предметов, действий в момент сосредоточения внимания ребенка;
  • — активное подражание детей речевому образцу;
  • — использование вопросов, предполагающих ответ действием;
  • — формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;
  • — активные действия детей по обследованию предмета;
  • — сравнение предметов по их внешнему виду; [10, С. 204].

Еще одной разновидностью занятий по развитию словаря являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов. Детей знакомят с материалами, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качествах предметов в повседневной жизни, в играх.

Особенностью этих занятий является использование раздаточного материала, выделение качества и свойств предметов на основе тщательного сенсорного обследования каждым ребенком предметов и сравнения их противоположных качеств и свойств (твердый — мягкий, прозрачный — непрозрачный), организуя результативной деятельности ребенка с предметами.

Занятия имеют четкую структуру: первая часть — выделение качества предмета в какой — либо ситуации или деятельности, ознакомление с новым словом (прозрачный, непрозрачный); вторая частьобучение детей обследовательским действиям, выделение каждым ребенком качеств, закрепление словназваний, освоение слов, обозначающих действия; третья часть — упражнение детей в выделении данного качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов. [9, С. 225].

Также используется прием сравнения. Перед сравнением необходимо внимательно рассмотреть предметы, в процессе сравнения оба сравниваемых предмета должны быть перед глазами детьми.

Основными приемами являются вопросы и указания воспитателя, помогающие последовательно строить сравнение, видеть значимые для видового отличия особенности предметов, наиболее четко формулировать ответ и подбирать нужное слово («что это? Какого цвета? Какой по величине? Форме? Из каких частей состоит? Для чего нужен?»). Вопросы используются не только по ходу сравнения, но и перед осмотром и сравнением предметов в виде плана — инструкции. [24].

Дети среднего дошкольного возраста легче замечают различия. Поэтому сравнение начинается с выявления различий, а затем устанавливается сходство.

Рассматривание предметов сопровождается беседой о материале, из которого они сделаны, о том, кем сделаны. В процессе беседы целесообразно использовать загадки, песенки, стихи. Благодаря им занятия становятся более эмоциональными. [23].

Словарная работа в средней группе связанна, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, березовая роща, еловая чаща, узкая тропинка, зеленый луг. [12, С. 374].

Увеличиваются возможности для работы над смысловой стороной слова. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, игрушек, картин обращается внимание на само слово, поощряется интерес детей к названиям предметов, их признаков, действий с ними. Перед детьми ставится задача выбора наиболее точного слова. Ее решение сопровождается пояснениями воспитателя, как лучше сказать. Обсуждается этимология мотивированных названий (подоконник — доска, встроенная под окном; какую посуду называют кухонной, столовой, чайной? Почему?). опираясь на наглядность, дети подбирают определения (автобус большой, светлый, синий…, дом высокий, большой, кирпичный…), глаголы (дети бегают, играют, рисуют., петух кукарекает, поет., котенок лакает, мяукает, царапается.), антонимы (холодный — теплый, чистый — грязный, веселый — грустный.), синонимы (водитель, шофер; веселый, радостный; боятся — трусить). [8, С. 136].

Привлекать к многозначным словам; выделять новые знания в уже известным словам (идти, носить, ножка, ручка и д.р.), при этом многозначное слово выделяется голосом (ручка у куклы; у двери; ручка, которой пишут). [19].

Эксперименты показали, что в средней группе дети начинают соотносить слова по смыслу, размышлять, какое слово лучше употребить, могут объяснять свой выбор, осознанно используют освоенные слова в связных высказываниях в зависимости от их содержания.

Таким образом, вопросы развития словаря детей среднего возраста всесторонне рассматривается в педагогической литературе. Разработаны различные подходы к формированию словаря детей, показана тесная связь между усвоением предметного понятийного содержания каждого слова и расширением и углублением понимания семантических отношений между словами. [22].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой