Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль межпредметных связей в процессе формирования профессиональной компетентности будущих зубных гигиенистов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению Ю. М. Кузь, дидактическая система, основанная на межпредметных связях учебных дисциплин в условиях высшего учебного заведения, влияет на повышение качества профессиональной подготовки. Она способствует формированию у субъектов обучения способности и готовности к усвоению межпредметного материала смежных учебных дисциплин, умение использовать его научное содержание как методологическое… Читать ещё >

Роль межпредметных связей в процессе формирования профессиональной компетентности будущих зубных гигиенистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения в среде образования происходящие сегодня, отражаются в процессе подготовки стоматологического специалиста и обусловливают формирование его не только как профессионала, но и личности с развитым мировоззрением. Динамика социального прогресса, ускоренный рост информационного пространства, многообразие учений, теорий, направлений, идей, взглядов — создают проблему усваивания студентом информации, приобретение навыков и опыта. Это приводит к снижению концентрации внимания студента к дисциплинам, во время обучения уменьшает интерес к будущей профессии и применению предварительно полученных знаний в практической деятельности. Поэтому, для качественной профессиональной подготовки современного стоматологического специалиста большое значение имеет повышение эффективности методики преподавания профильных дисциплин и использования междисциплинарных связей.

Актуальность проблемы реализации межпредметных связей в преподавании специальных дисциплин стоматологического профиля не теряет своего значения. А в сегодняшних условиях усиливается, поскольку межпредметные связи выступают важнейшим фактором оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышения его результативности, уменьшения перегрузки студентов. Именно поэтому сегодня вопрос использования междисциплинарных связей как дидактического средства, способствующего повышению эффективности профессиональной подготовки будущего зубного гигиениста, является актуальным и перспективным.

На основе анализа предыдущих исследований можно сделать выводы о том, что проблему реализации межпредметных связей в учебном процессе разрабатывали:

П. Атутова, С. Батышева, В. Василькова, А. Волобуева, А. Галуша, А. Голиков, А. Джеджула, И. Зверев, П. Кузьменко, Ю. Кузь, П. Кулагина, В. Максимова, Ю. Плон, В. Сидоренко, Ю. Сокольникова, В. Стешенко, А. Ткаченко, Д. Тхоржевский и другие ученые. Однако вопрос об использовании межпредметных связей в процессе подготовки будущих зубных гигиенистов относится к числу малоизученных.

Цель статьи построение модели формирования профессиональной компетентности будущих зубных гигиенистов, которая базируется на междисциплинарных связях.

Основное содержание статьи. Проблема межпредметных связей не нова, ее начали исследовать еще в период формирования дидактических принципов. В классической педагогике, в частности в работах Я. Коменского, Д. Локка, И. Песталоцци, К. Ушинского, уделялось большое внимание проблеме взаимосвязей между учебными дисциплинами. Великие дидакты обосновали необходимость межпредметных связей для отражения целостности природы в содержании учебного материала, для создания истинной системы знаний и миропонимания.

Я. Коменский отмечал, что все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.

И.Г. Песталоцци, указывая на опасность отрыва одного предмета от другого, писал о том, что нужно приводить в своем сознании все взаимосвязаные между собой предметы в ту же связь, в которой они действительно находятся в природе.

К. Ушинский в своей теории рассматривал процесс усвоения знаний как установление связи между ранее приобретенными и новыми знаниями. При этом он подчеркивал, что системность в обучении обеспечивается развитием основных идей и общих понятий с помощью внутрипредметных и межпредметных связей.

Термин «межпредметные связи» используется с 60-х годов ХХ века. Ученые современного периода педагогики пытаются трактовать данный термин с учетом опыта и интеграционных процессов в обществе. Так, В. В. Василькова высказала мнение о том, что «знание — это результат обмена интеллектуальными ресурсами». Она рассматривает межпредметные связи как результат межличностной и междисциплинарной коммуникации, как своеобразную иерархическую технологию [1].

По мнению Ю. М. Кузь, дидактическая система, основанная на межпредметных связях учебных дисциплин в условиях высшего учебного заведения, влияет на повышение качества профессиональной подготовки. Она способствует формированию у субъектов обучения способности и готовности к усвоению межпредметного материала смежных учебных дисциплин, умение использовать его научное содержание как методологическое, теоретическое и информационно-технологическое средство решения межпредметных учебных и профессиональных задач, обоснование и выполнение целевых видов познавательной и профессиональной деятельности, развития практического мышления и научного мировоззрения [4].

А. Голиков, считает, что междисциплинарные связи являются принципом дидактики, объединяющим знания различных дисциплин в целостную систему через методически обоснованное использование, и позволяет охватить все аспекты предмета, явления или процесса, а также обеспечить последовательность в образовании [ 3].

Межпредметные связи опредиляются большинством дидактов как связи между отдельными учебными дисциплинами. Характерной особенностью системы межпредметных связей является ее интегративность. Важным для понимания особенностей системы межпредметных связей является положение об активном взаимодействии системы как целого и элементов, из которых она состоит [2].

Также они важны тем, что, координируя указанные элементы учебного материала, они способствуют последовательному раскрытию сущности усваиваемых студентами знаний, умений и навыков, а также во многом стимулируют формирование целостных знаний [5].

Учитывая опыт ученых в исследовании вопроса межпредметных связей и понимая их важную роль при преподавании специальных дисциплин, в своей практике стараемся совместить знания, полученные ранее и текущие знания — оптимизировать их и направить в правильное русло при изучение новых дисциплин.

Исследование вопроса роли межпредметных связей в процессе формирования профессиональной компетентности зубного гигиениста позволило нам провести анализ дисциплин, рекомендованных министерствами образования и науки Украины и здравоохранения Украины к преподаванию на отделении «Стоматология», и выделить дисциплинарные блоки, которые являются составными в формировании профессиональной компетентности будущих зубных гигиенистов, создать междисциплинарную модель формирования данной компетентности в процессе профессиональной подготовки в условиях медицинского колледжа (табл. 1, 2, 3, 4), (рис. 1).

межпредметный связь зубной гигиенист Таблица 1. — дисциплинарный блок «Теоретические знания» .

№ п/п.

Название учебной дисциплины.

Количество учебных часов (всего).

Украинский язык (по профессиональному направлению).

Иностранный язык (по профессиональному направлению).

Основы правоведения.

Основы экономической теории.

Латинский язык с медицинской терминологией.

Основы медицинской информатики.

Анатомия и топографическая анатомия головы и шеи.

Физиология.

Основы патологической анатомии и патологической физиологии.

Основы фармакологии и медицинской рецептуры.

Основы гистологии.

Органическая химия с основами биохимии.

Основы микробиологии вирусологии и иммунологии.

Основы экологии и профилактической медицины.

Основы менеджмента и маркетинга в стоматологии.

История Украины.

Таблица 2. — дисциплинарный блок «Личностно-развивающие» .

№ з/п.

Название учебной дисциплины.

Количество учебных часов (всего).

Основы философских знаний.

Культурология.

Социология.

Основы психологии и межличностного общения.

Медицинская этика и деонтология.

Физическое воспитание.

Безопасность жизнедеятельности.

Основы охраны труда и охрана труда в отрасли.

Таблица 3. — дисциплинарный блок «Практические умения и навыки общемедицинского направления» .

№ з/п.

Название учебной дисциплины.

Количество учебных часов (всего).

Внутренние болезни.

Хирургические болезни.

Инфекционные болезни с основами эпидемиологии.

Основы неврологии психиатрии и наркологии.

Основы дерматологии и венерологии.

Основы офтальмологии.

Основы оториноларингологии.

Военно-медицинская подготовка и медицина чрезвычайных ситуаций.

Таблица 4. — дисциплинарный блок «Практические умения и навыки стоматологического направления» .

№ з/п.

Название учебной дисциплины.

Количество учебных часов (всего).

Профилактика стоматологических заболеваний.

Терапевтическая стоматология.

Хирургия зубов и челюстно-лицевая травматология.

Детская стоматология.

Основы ортодонтии и ортопедической стоматологии.

Физиотерапия в стоматологии.

Рентгенография зубов и челюстей.

Неотложная помощь в стоматологии.

Эстетическая стоматология с основами косметологии.

Стоматологическое материаловедение оборудование и инструментарий.

Анализ дисциплинарных блоков показал вес в учебных часах, который влияет на формирование профессиональной компетентности будущих зубных гигиенистов:

  • 1. Дисциплинарный блок «Теоретические знания» — 1512 часов;
  • 2. Дисциплинарный блок «Личностно-развивающие» — 594 часа;
  • 3. Дисциплинарный блок «Практические умения и навыки обще медицинского направления» — 594 часа;
  • 4. Дисциплинарный блок «Практические умения и навыки стоматологического направления» — 2646 часов;
Междисциплинарная модель формирования профессиональной компетентности зубного гигиениста.

Рисунок 1 — Междисциплинарная модель формирования профессиональной компетентности зубного гигиениста.

Выводы. Межпредметные связи, по нашему убеждению, являются важным фактором формирование профессиональной компетентности в учебном процессе. Ведь они способствуют реализации основных методов педагогики. Способствуют получению навыков, которые могут применяться в практической деятельности. В медицинских учебных заведениях реализация межпредметных связей является необходимым условием формирования профессиональной компетентности будущих зубных гигиенистов. Путем внедрения межпредметного подхода к оптимизации процесса обучения появляется возможность усилить мотивацию, повысить качество и сформировать умение квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность.

Библиографический список

  • 1. Василькова В. В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории). Коммуникация и образование [Электронный ресурс]: сборник статей / В. В. Василькова. — под ред. С. И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С. 69−88. — Режим доступа: http // anthropology.ru/ru/texts/vasilkova/educomm04.htm.
  • 2. Волобуєва О.Ф. Міждисциплінарні (міжпредметні) зв’язки під час підготовки майбутнього фахівця: психологічний аспект/ О.Ф. Волобуєва//Збірник наукових праць Національної академії Державної прикордонної служби України. Серія: Психологічні науки. — 2015. — № 1. — С. 26 — 42. — Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/znpnapv_pn_20151_5
  • 3. Голиков А. Г. Междисциплинарность. Категории. Историческая методология [Электронный ресурс] / А. Г. Голиков. — Режим доступа: lomonosov-fund.ru/enc/ru/ encyclopedia: 132 359
  • 4. Кузь Ю. М. Методика навчання майбутніх прикордонників застосовувати автоматизовані комплекси та технічні засоби прикордонного контролю: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теорія та методика навчання (загальновійськові й військово-спеціальні дисципліни)» / Ю. М. Кузь. — Хмельницький: Вид-во Національної академії Державної прикордонної служби України ім. Б. Хмельницького, 2015. — 20 с.
  • 5. Левашова В. М. Міжпредметні зв’язки природничих дисциплін як засіб формування наукового світогляду школярів / В. М. Левашова // Вісник національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут» [збірник наукових праць] / Серія: Філософія. Психологія. Педагогіка. — Київ: Політехніка, 2008. — № 1 (22) — С. 154−158.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой