Выявление уровня развития творческих способностей у младших школьников (констатирующий эксперимент)
Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей. Результаты первого… Читать ещё >
Выявление уровня развития творческих способностей у младших школьников (констатирующий эксперимент) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1.
Методика «Наборщик» .
Это тест — игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.
Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово — околесица.
Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.
По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:
Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 — слова просты, 0 — бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц) Количество букв: 2 — наибольшее количество букв, названы все слова; 1 — использованы не все резервы; 0 — задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1−5 минут. 0 — более 5 минут. Соответственно, высокий уровень — 6 баллов, средний -5−4 балла, низкий — 3−1балл.
Диагностические данные, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, представлены в таблицах 3, 4, 5.
Таблица 3. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (первый констатирующий эксперимент).
Уровни Класс. | |||
Высокий. | Средний. | Низкий. | |
Экспериментальный. | 20%. | 40%. | 40%. |
Контрольной. | 20%. | 40%. | 40%. |
Методика «Составь рассказ о несуществующем животном».
Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.
- 8−10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.
- 5−7 баллов — ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии, детали прописаны средне.
- 0−4 балла — ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.
Таблица 4. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (первый констатирующий эксперимент).
Уровни Класс. | |||
Высокий. | Средний. | Низкий. | |
Экспериментальный. | 20%. | 60%. | 20%. |
Контрольной. | 40%. | 60%. |
Методика «Три слова» .
Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: берёза, медведь, охотник.
Оценка результатов:
- 5 баллов — остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);
- 4 балла — правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);
- 3 балла — банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);
- 2 балла — логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);
- 1 балл — бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).
Вывод об уровне развития: 5−4 балла — высокий; 3 — средний; 2−1 — низкий Таблица 5. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию (первый констатирующий эксперимент).
Уровни Класс. | |||
Высокий. | Средний. | Низкий. | |
Экспериментальный. | 80%. | 20%. | |
Контрольной. | 20%. | 60%. | 20%. |
Таблица 6 Уровень развития мыслительных операций у учащихся контрольной группы на начальном этапе эксперимента.
№. | Ф.И. учащихся. | Когнитивный критерий. | Мотивационно-потребностный критерий. | Деятельностный критерий. |
Аня Г. | низкий. | средний. | низкий. | |
Артём А. | средний. | высокий. | высокий. | |
Андрей И. | низкий. | средний. | средний. | |
Женя К. | средний. | средний. | средний. | |
Миша И. | высокий. | высокий. | высокий. |
Таблица 7 Уровень развития творческих способностей у учащихся экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента.
№. | Ф.И. учащихся. | Когнитивный критерий. | Мотивационно-потребностный критерий. | Деятельностный критерий. |
Катя Б. | низкий. | низкий. | низкий. | |
Ирина Б. | высокий. | высокий. | средний. | |
Настя О. | средний. | средний. | средний. | |
Кирилл З. | средний. | средний. | средний. | |
Сергей Г. | низкий. | средний. | средний. |
Результаты первого констатирующего эксперимента показывают, что у учащихся как контрольного, так и экспериментального классов наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность.
Данные первого констатирующего эксперимента свидетельствуют о.
недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующего эксперимента.