Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выявление уровня развития творческих способностей у младших школьников (констатирующий эксперимент)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей. Результаты первого… Читать ещё >

Выявление уровня развития творческих способностей у младших школьников (констатирующий эксперимент) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.

Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1.

Методика «Наборщик» .

Это тест — игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово — околесица.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 — слова просты, 0 — бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц) Количество букв: 2 — наибольшее количество букв, названы все слова; 1 — использованы не все резервы; 0 — задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1−5 минут. 0 — более 5 минут. Соответственно, высокий уровень — 6 баллов, средний -5−4 балла, низкий — 3−1балл.

Диагностические данные, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, представлены в таблицах 3, 4, 5.

Таблица 3. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (первый констатирующий эксперимент).

Уровни Класс.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Экспериментальный.

20%.

40%.

40%.

Контрольной.

20%.

40%.

40%.

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном».

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

  • 8−10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.
  • 5−7 баллов — ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии, детали прописаны средне.
  • 0−4 балла — ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Таблица 4. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (первый констатирующий эксперимент).

Уровни Класс.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Экспериментальный.

20%.

60%.

20%.

Контрольной.

40%.

60%.

Методика «Три слова» .

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

Оценка результатов:

  • 5 баллов — остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);
  • 4 балла — правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);
  • 3 балла — банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);
  • 2 балла — логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);
  • 1 балл — бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).

Вывод об уровне развития: 5−4 балла — высокий; 3 — средний; 2−1 — низкий Таблица 5. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию (первый констатирующий эксперимент).

Уровни Класс.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Экспериментальный.

80%.

20%.

Контрольной.

20%.

60%.

20%.

Таблица 6 Уровень развития мыслительных операций у учащихся контрольной группы на начальном этапе эксперимента.

№.

Ф.И. учащихся.

Когнитивный критерий.

Мотивационно-потребностный критерий.

Деятельностный критерий.

Аня Г.

низкий.

средний.

низкий.

Артём А.

средний.

высокий.

высокий.

Андрей И.

низкий.

средний.

средний.

Женя К.

средний.

средний.

средний.

Миша И.

высокий.

высокий.

высокий.

Таблица 7 Уровень развития творческих способностей у учащихся экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента.

№.

Ф.И. учащихся.

Когнитивный критерий.

Мотивационно-потребностный критерий.

Деятельностный критерий.

Катя Б.

низкий.

низкий.

низкий.

Ирина Б.

высокий.

высокий.

средний.

Настя О.

средний.

средний.

средний.

Кирилл З.

средний.

средний.

средний.

Сергей Г.

низкий.

средний.

средний.

Результаты первого констатирующего эксперимента показывают, что у учащихся как контрольного, так и экспериментального классов наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность.

Данные первого констатирующего эксперимента свидетельствуют о.

недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующего эксперимента.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой