Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система знаний о растениях как основа развития элементов экологического сознания дошкольника (по материалу конкретной программы ДОУ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Растение — это царство эукариотических фотоавтотрофных организмов. На нашей планете они играют важную роль и являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи, как бы запутаны они не были, всегда начинаются с продуцентов-зеленых растений. В этой связи трудно переоценить то колоссальное общепланетарное значение, которое имеют… Читать ещё >

Система знаний о растениях как основа развития элементов экологического сознания дошкольника (по материалу конкретной программы ДОУ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мир растений насчитывает около 500 тыс. видов и занимает огромные площади континентов земного шара и акватории Мирового океана, на которых образует почти сплошной покров. Даже в Антарктиде на свободных ото льда местах растут мхи и лишайники, а поверхность ледяных и снежных пустынь нередко покрыта разрастаниями одноклеточных водорослей.

Царство Растения (Vegetabilia, или Plantae) представлено в основном эукариотическими автотрофными организмами с плотной клеточной стенкой, содержащей целлюлозу. Размножение при помощи спор или семян. Преимущественно прикрепленные организмы, чаще всего с «неограниченным» ростом. Включают 3 подцарства — Багрянки (Rhodobionta), Настоящие водоросли (Phycobionta) и Высшие растения (Embryobionta). Древнейшие растения появились в протерозое примерно 1,5 млрд. лет назад. Возможно некоторые ископаемые палеозойские эукариоты являлись самыми первыми растениями. Первые микроскопические растения, вероятно возникли на границе протерозоя и фанерозоя. В фанерозое (во второй половине силура) на суше стали расселяться высшие растения, ставшие господствующими во все последующие геологические эпохи Биологический энциклопедический словарь. Гл. Ред. М. С. Гиляров. 2-е идз., исправ. М., Советская энциклопедия. 1989. С. 547.

Растение — это царство эукариотических фотоавтотрофных организмов. На нашей планете они играют важную роль и являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи, как бы запутаны они не были, всегда начинаются с продуцентов-зеленых растений. В этой связи трудно переоценить то колоссальное общепланетарное значение, которое имеют растительные организмы на Земле. Они участвуют в организации всех основных типов сообществ (биомов), при этом характер биома определяется, главным образом, характером растительного компонента. Практически нет на Земле таких местообитаний, где могли бы жить другие эукариоты, но не было бы растений.

Комнатные растения выходцы из разных мест обитания: пустыни, влажных тропических лесов и сухих субтропиков, горных лесов, альпийских лугов. Они находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюциоппо сложившейся приспособленности живых организмов к среде обитания, что наглядно представлено в особенностях их строения и функционирования и доступно пониманию детей дошкольного возраста. Это позволяет использовать комнатные растения для формирования экологических понятий. Некоторые из комнатных растений являются лекарственными, другие ядовитыми, некоторые выделяют фитонциды. Эти факты можно использовать для ознакомления детей с ролью растений и их влиянием на человека и животных.

Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания детей. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получакл представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.

В исследованиях Б. Н. Боневой, В. Г. Грецовой, Л. Ф. Захаревич, Р. Н. Мурсагуловой, Н. К Постниковой, И. А. Хайдуровой, Н. Е. Хрипач, Т. В. Христовской и др. раскрывается значение растений в воспитательнообразовательной работе с дошкольниками. В работах Р. Н. Мурсагуловой, И. А. Хайдуровой отражена роль комнатных растений в умственном воспитании детей. Они считают что, комнатные растения могут использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.

Вопрос воспитания положительного отношения к растениям раскрывается В. Г. Грецовой (58). По мнению автора, основой формирования положительного отношения является наличие знаний о растениях как живых существах, деятельность детей и опора на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость, стремление оказать свое покровительство более слабым живым существам.

В методической литературе (С.Л. Веретенникова, Э. И. Залкинд, М. М. Марковская, П. Г. Саморукова и др.) традиционно советуют использовать комнатные растения для формирования практических умений по уходу за растениями.

Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их — дело не из легких. Основные задачи, которые, на наш взгляд, решает воспитатель, знакомя дошкольников с растениями, следующие:

  • -дать представления о том, что растения — живые существа, причем очень хрупкие;
  • -сформировать познавательный интерес к миру растений.

Формами педагогической работы по ознакомлению дошкольников с растениями могут стать: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.

Однако ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это могут быть и наблюдения за природными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике (например: «Математика в природе»), развитию речи (например: «Сказки зимнего леса»), занятия эстетического цикла, а также дидактические игры (например: «С какой ветки детки?»), подвижные игры и т. д.

Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей.

Например, в младшей группе дети узнают о таком растении, как брусника. Они учатся узнавать растение по внешнему виду — в природе и на картинках, а также знакомятся с его плодами — ягодами брусники. При возможности хорошо дать малышам попробовать на вкус свежую бруснику, протертую с сахаром, сваренную в варенье и т. д. Это доставит им радость от новых вкусовых ощущений.

В средней группе дети узнают о том, как живет брусника: где она растет, как развивается, как размножается. Оказывается, что не только детям нравится ее вкус: брусникой не прочь полакомиться птицы и животные.

На занятиях по изобразительному искусству дети могут освоить брусничный цвет как оттенок красного.

В старшей группе знания детей о бруснике опять пополняются. Они узнают, что брусника имеет особые приспособления для того, чтобы обитать в суровом климате. Например, поверхность ее листьев гладкая и блестящая, чтобы уменьшить испарение с поверхности листа. Ягоды брусники не просто вкусные, но и очень полезные. Лекарственными свойствами обладают и листья растения.

В качестве другого примера можно привести схему усложнения знаний о таком растении, как одуванчик.

В младшей группе дети учатся узнавать растение на картинках и в природе. Одуванчик обычно вызывает у детей сильные эмоции, и их первое побуждение — сорвать его. Нужно учить детей воздерживаться от этого: ведь сорвать цветок — значит погубить его!

В средней группе дети узнают, что одуванчик реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. Он — живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия.

В старшей группе дети узнают о назначении отдельных частей одуванчика — стебля, листьев, корней, цветков. Они могут наблюдать образование и распространение семян одуванчика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой