Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: внесены новые элементы в педагогическую теорию подготовки учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьниковразработаны содержание и методика преподавания специального курса «Развивающее трудовое обучение в начальных классах» — создан дидактический комплекс, включающий учебные… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Подготовка учителя к реализации развития личности в процессе трудовой деятельности как педагогическая проблема
    • 1. 2. Анализ содержания программ трудового обучения в общеобразовательной школе
    • 1. 3. Педагогические условия реализации развивающего трудового обучения младших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Условия подготовки студентов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников в опыте высшей педагогической школы
    • 2. 2. Содержание и формы подготовки учителя к реализации развивающего трудового обучения младших школьников
    • 2. 3. Методика и результаты экспериментальной работы по подготовке учителя к реализации развивающего трудового обучения младших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Подготовка будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении веков прогрессивные мыслители рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду, его участие в таком труде неотъемлемой частью формирования личности, способной создавать материальные и духовные ценности, обеспечивать развитие производства и общества, активно участвующей в познавательной и трудовой деятельности, и такой подход является одним из важнейших условий существования и развития общества.

Трудовая деятельность в современных условиях многогранна, различной степени сложности, в ней усиливается специализация, кооперация, интеллектуализация и другие условия всемирной интеграции труда. Все эти явления призваны решить проблемы обновления производства, обеспечить переход на новые технологии, усилить влияние научно-технического прогресса на производство товаров и услуг мирового уровня, поднять жизненные условия, которых заслуживает народ.

Трудовое обучение и труд учащихся с младшего школьного возраста призваны обеспечить формирование личности, адаптированной к труду на производствах с различными формами собственности, в том числе и наследственной, а также становление личности в условиях развития компетентности и конкуренции, повышения уровня профессионализма на рынке труда.

Эффективное решение этих сложных и сравнительно новых задач требует новых подходов, охватывающих целостный учебно-воспитательный процесс, которым является развивающее трудовое обучение, начиная с младшего школьного возраста. Сущность нового подхода состоит в разработке и внедрении учебно-поисковой трудовой подготовки, в которой усвоение и развитие выступают двумя взаимообусловленными сторонами единого процесса самоизменения ученика как субъекта учения. Элементы такого подхода заложены в начальной трудовой подготовке. Они имеют внутренние источники развития за счет углубления, расширения, усложнения из класса в класс научно-технических сведений, необходимых для осознанного выполнения практических работ, усложнения формируемых интеллектуальных и практических умений и навыков, переноса их для обработки других предметов труда, сравнения свойств разных материалов (бумаги, картона, природных материалов, ткани), обрабатываемых на уроках труда и т. д. Однако, такая работа недостаточно учитывается, контролируется, стимулируется и зачастую носит стихийный характер: недостаточно четко отрабатывается сочетание репродуктивных и продуктивных методов и приемов обучения, оказывающих существенное влияние на постановку и результаты развивающего трудового обучения, не реализуется художественно-эстетическая направленность трудовой деятельности как многоаспектный потенциал ценностно-ориентированного развития личности. В трудовом обучении, как педагогическом процессе подготовки младших школьников к преобразовательной деятельности, не эффективно используются знания и умения по другим учебным предметам (математика, природоведение, рисование) как средство развития, определяющее ее жизненные позиции, отношение к миру и самой себе.

В современных кризисных условиях все острее стали проявляться противоречия между объективными требованиями поисков содержания, форм и средств обучения, обеспечивающих, начиная с младшего школьного возраста, формирование мыслящей личности, готовой к активной и творческой преобразовательной деятельности и недостаточным использованием для этого развивающего потенциала трудового обучения и трудовой деятельности в начальных классахмежду возрастающей потребностью в исследовательском характере трудового обучения и предметно-цреобразующей деятельности учащихся начальных классов и экстенсивной школьной практикоймежду необходимостью активного развития у младших школьников на уроках труда первоначальных научных представлений о единстве материального мира и всеобщности технологий в процессе познавательной и доступной производительной деятельности по изготовлению полезных изделий из различных материалов и неэффективным использованием в трудовом обучении межпредметных связей комплекса изучаемых дисциплин для формирования у детей научного миропониманиямежду широким применением традиционных подходов к проведению уроков труда и неподготовленностью учителя к организации трудового обучения и трудовой деятельности младших школьников в развивающем режиме, с использованием активных средств и методов обучениямежду возрастающей ролью гуманистической направленности процесса формирования личности, приобщения ее, начиная с младшего школьного возраста, к ценностно-ориентированной художественно-трудовой деятельности и недостаточным использованием в трудовом обучении эстетических аспектов ее развития.

Отечественные ученые Л. С. Вьцотский, Л. В. Занков, Д. Б. Эль-конин, В. В. Давыдов, Н. А. Менжинская и другие разработали и внедрили теорию развивающего обучения по всем направлениям: речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Рассматривая развитие личности с позиций деятельности, существенный вклад в разработку данной теории внесли А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. Л, Рубинштейн, А. А. Смирнов и другие ученые.

Педагогическая наука широко использует результаты исследований развивающего обучения. Оно составляет одну из актуальных проблем соотношения общения и развития — один из центральных вопросов психологии и дидактики.

На основе фундаментальных разработок в области этих наук уже создана теория поэтапного формирования умственных действий (JL Я. Гальперин), методы проблемного обучения (M. Н. Скаткин, И. Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности и другие.

Обобщающие научные труды создали условия для дальнейшего расширения и углубления исследований отдельных проблем развивающего обучения. В их числе научные труды, характеризующие идеи К. Д. Ушинского и условия развивающего трудового обучения (Т.М. Беднова, И. П. Фрейтаг), развитие творческой активности младших школьников (Т.Б. Волобуева, Р. П. Гулуа, И. И. Данчук, С.И. Маслов), обучение старшеклассников основам технического творчества, новаторской деятельности (А.И. Бычков, Е. П. Гусаров, B.C. Ивашкин, А.Н. Прядехо), отдельные стороны проблемного обучения учащихся (Н.О. Воскресенская, В.Г. Гетга), развитие познавательной активности личности учащегося (М.А. Вейт, В. М. Марков, Н. Ф. Маслова, Т. Г. Морева, А. В. Старков, Л.Н. Яворовская), проблемы межпредметных связей (А.Н. Герасимова, А. Г. Рыбкин, Р. З. Тагариев, C.B. Тади-ян, Т. В. Тупач), развитие умственной деятельности (Т.Н. Байбара, АН. Калиниченко, А.И. Мартынова), формирование конструктивно-технических, графических, художественно-трудовых умений (JI.A. Го-ляева, А. Д. Корнейчук, В.П. Тименко). В этих и других исследованиях стали глубже характеризоваться приемы развития умственной деятельности: анализа, сравнения, классификации, умения наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, цели и способы деятельности, проверять результаты.

С другой стороны, педагогическая наука уделяет достаточное внимание исследованиям подготовки учителя, обеспечивающего трудовое обучение учащихся школ. Из 54 проанализированных диссертационных исследований подготовки учителя труда в педагогических институтах, защищенных в 80−90-х годах, отсутствуют работы, посвященные подготовке учителя к реализации в школе развивающего трудового обучения младших школьников.

Таким образом, проблема развивающего трудового обучения учащихся и неразрывно связанная с ней проблема подготовки учителя к реализации развивающего трудового обучения учащихся начальных классов продолжает оставаться актуальной.

Анализируемая проблема многоаспектна, требует коллективных усилий, участия специалистов различных отраслей науки. Поэтому наше исследование мы ограничили темой: «Подготовка будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания и форм подготовки будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников.

Объект исследования — содержание и процесс подготовки будущего учителя начальных классов в педагогическом институте.

Предметом исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка комплекса учебных дисциплин, специального курса, педагогических практик, обеспечивающих подготовку будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников.

Рабочая гипотеза: учитель начальных классов будет способен обеспечить развивающее трудовое обучение младших школьников, если будут определены педагогические основы развития младших школьников в процессе трудового обучения и труда, разработаны и внедрены концепция, содержание и формы комплексной подготовки будущего учителя к реализации развивающего трудового обучения и выявлена достаточная результативностъ такой подготовки специалистов.

На основании цели и рабочей гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выявить педагогические условия подготовки будущего учителя к развивающему трудовому обучению младших школьников.

2. Выявить возможности содержания подготовки будущего учителя к реализации развивающего трудового обучения младших школьников.

3. Обосновать содержание и формы подготовки будущего учителя к развивающему трудовому обучению младших школьников.

4. Разработать и экспериментально проверить специальный курс «Развивающее трудовое обучение в начальных классах».

5. Экспериментально проверить эффективность и достаточность комплексной подготовки будущего учителя к реализации развивающего трудового обучения младших школьников.

Методологической основой исследования явилось диалектико-ма-териалистическое учение о единстве и различиях познавательной и трудовой деятельности, о социально-деятельностной и творческой сущности личности и ее формирования, роли обучения и производительного труда в развитии личности, результаты исследований психологов о развитии личности, положениях концепции целостного педагогического процесса.

Исследование выполнено принятыми в педагогической науке методами: анализ социологической, психолого-педагогической и методической литературы, выполненных педагогических исследований по подготовке учителя, анкетирование, интервьюирование, тестирование учителей, преподавателей, школьников и студентовсравнение, обобщение результатов исследования, характеризующих сформиро-ванность готовности учителя к реализации развивающего трудового обучения учащихсяметоды математической статистики обработки результатов эксперимента.

Основу исследования составил проведенный в Кировоградском педагогическом университете констатирующий и формирующий эксперименты, в процессе которых проверялись содержание и формы подготовки будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников, ход и результаты исследования обсуждались в педагогических коллективах школ, университетов, на внутривузовских и межвузовских конференциях.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1993;1994 гг.) включал изучение и анализ социологической, психолого-педагогической, экономической, философской и специальной литературы по теме исследования. Изучался опыт работы общеобразовательных школ и высших учебных заведений, анализировались учебные планы и программы подготовки будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников.

На втором этапе (1995;1997 гг.) был отобран, обоснован и экспериментально проверен комплекс учебных дисциплин, педагогических практик, специальный курс «Развивающее трудовое обучение в начальных классах». Выявлена динамика формирования у студентов профессиональных знаний и умений, обеспечивающих их готовность к реализации развивающего трудового обучения младших школьников.

Третий этап (1997;1998 гг.) включал обработку данных опытно-экспериментальной работы, систематизацию и педагогическое обоснование отдельных положений и выводов, уточнение программ, разработку методических рекомендаций. Осуществлялась литературная обработка материалов исследования, результаты работы внедрялись в практику подготовки студентов в Кировоградском педагогическом университете и Славянском-на-Кубани филиале Армавирского педагогического института. .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: внесены новые элементы в педагогическую теорию подготовки учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьниковразработаны содержание и методика преподавания специального курса «Развивающее трудовое обучение в начальных классах" — создан дидактический комплекс, включающий учебные дисциплины и педагогические практики, обеспечивающие подготовку будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьниковопределено значение каждой из учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку учителя к реализации развивающего трудового обучения младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и внедрении в практику высшей педагогической школы содержательного, процессуального и научно-методического обеспечения подготовки будущего учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения младших школьниковподготовлены и опубликованы учебное пособие и методические рекомендации для учителей начальных классов по трудовому обучению.

На защиту выносятся — содержание и формы подготовки будущих учителей к реализации развивающего трудового обучения младших школьниковкомплекс учебных дисциплин, специального курса, педагогических практик, обеспечивающих содержательную и процессуальную подготовку будущего учителя начальных классов.

Достоверность исследования базируется на диалекгико-материалистической методологии, обеспечивается комплексной методикой исследования, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, подтверждается опытно-экспериментальным путем, обработкой и широким обсуждением результатов, использованием объективных и доказательных методов исследования.

Апробация работы осуществлялась в процессе обсуждения на научных конференциях, экспериментальной проверкой в Кировоградском педагогическом университете и Славянском-на-Кубани филиале Армавирского государственного педагогического, института (1995;1997 гг.), публикацией материалов процесса и результатов исследования в различных средствах массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разработка, обоснование и экспериментальная проверка содержания и форм подготовки учителя начальных классов к развивающему трудовому обучению младших школьников дали возможность для таких выводов.

Внедрение наших разработок для подготовки учителя начальных классов направлено на изучение комплекса учебных дисциплин, специального курса, педагогических практик, обеспечивающих достаточную подготовку специалиста к развивающему трудовому обучению младших школьников. Подготовка учителя начальных классов в педагогическом институте осуществляется в процессе изучения четырех циклов учебных дисциплин, обеспечивающих формирование готовности специалиста к обучению младших школьников. Однако, ни один из этих циклов не обеспечивает в полной мере подготовку студентов к реализации развивающего трудового обучения младших школьников. Только некоторые учебные курсы и отдельные программные разделы и темы циклов раскрывают различные аспекты развивающего грудового обучения в начальных классах. Это вызвало необходимость создания комплекса учебных дисциплин, который включает 3 группы: дисциплины, влияющие отдельными программными разделами и темами на подготовку учителя к реализации развивающего трудового обучения, дисциплины, влияющие всем курсом на подготовку учителя к развивающему трудовому обучению, специальный курс как связующий компонент комплекса.

Разработка, внедрение и экспериментальная проверка специального курса «Развивающее трудовое обучение в начальных классах» позволили усилить слабо раскрытые вопросы, отдельные стороны трудового обучения и трудовой деятельности, раскрыть сущность и методику развивающего трудового обучения младших школьников.

Реализация комплекса основывалась на следующих, разработанных нами принципах: принцип методического обеспечения изучения учебного материала, принцип учета межпредметных связей, принцип пропедевтического раскрытия учебного материала, принцип группировки учебных дисциплин по их роли и значению в осуществлении развивающего трудового обучения, принцип логического построения комплекса, принцип системообразования, интегративно-деятельност-ный принцип, которому в нашем комплексе отведена особая роль.

Поставленные в нашем исследовании задачи решены, однако проблема развивающего обучения требует исследования со стороны психологов, физиологов, методистов и ученых других отраслей наук.

Поставленная в исследовании цель достигнута, теоретические и экспериментальные материалы подтверждают гипотезу, свидетельствуют о решении поставленных задач. Очень важно внедрение результатов исследования подготовки учителя начальных классов к реализации развивающего трудового обучения в процессе сочетания репродуктивной и продуктивной познавательной и трудовой деятельности школьников в практику высшей педагогической школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1980. — 141 с.
  2. О. А., Загрязкина И. Н. Педагогическая практика студентов.
  3. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  4. М. И. Межпредметные связи как условие активизации учебной деятельности студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Тбилиси, 1983. 20 с.
  5. . Г. Современные принципы обучения. — М.: Просвещение, 1987. 196 е.
  6. Т. М. Научно-педагогическое обоснование системы трудового обучения в неполной средней школе. — К.: — Радянська школа, 1984.с. 23−37.
  7. Т. Р. Подготовка учителя к реализации взаимодействия физического воспитания и производительного труда сельских старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 1992. — 20 с.
  8. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  9. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  10. П. Р., Кальней В. А. и др. Трудовая подготовка школьников. — К.: Радянська школа, 1987. — 224 с.
  11. П. Р. Связь трудового обучения с основами наук. — М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
  12. П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  13. П. Р. Подготовка преподавателей для профессионального обучения учащихся//Советская педагогика. — 1985. — № 7. — с. 54−57.
  14. К. Ш., Горесловский С. И., Сазонов А. Д. Организация и деятельность ученических производственных бригад. — М.: Педагогика, 1978. 151 с.
  15. А. Ф. Педагогическое руководство производительным тру-дом//Советская педагогика. — 1985. — № 6. — с. 15−18.
  16. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. Ю. Г. Формирование в учащихся устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду. — М.: Просвещение, 1980. — 44 с.
  18. С. Я. Трудовая подготовка школьников. — М.: Педагогика, 1981. 192 с.
  19. Н., Вельдбрехт Д. Методическое обеспечение межпредметных связей//Народное образование. — 1984. — № 10. — с. 51−53.
  20. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  21. А. А. Личность и общение. —- М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  22. Н. Ф. Об основах межпредметных связей//Советская педагогика. — 1971. — № 11.
  23. Д. И. Межпредметные связи как условие эффективности профессиональной подготовки будущих учителей. — Минск, 1986. — с. 3−17.
  24. И. П. Приобщение школьников к творчеству. — М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  25. Воспитание школьников в труде./Под ред. А. А. Шибанова и др. — М.: Педагогика, 1976. — 104 с.
  26. П. Я. Управление процессом обучения//Новые исследования в педагогических науках. — М., 1965. — Вып. 4. — с. 15−20.
  27. А. Ф. Ручной труд, как метод обучения и воспитания в семье и школе. — Москва, 1912. — с. 14−76.
  28. А. Н. Реализация межпредметных связей физики, биологии и трудового обучения в сельской общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1970. — 170 с.
  29. В. В. Формирование элементов графической грамоты у учащихся на уроках труда в 1−1У классах. — М.: Просвещение, 1985. — 29 с.
  30. М. Н., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. — М.: Просвещение, 1977. — 136 с.
  31. Э. А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. — Ростов-на-Дону, 1970. — 225 с.
  32. В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. 217 с.
  33. Державний стандарт загально! середньо! освгги в Украпп. Освггня га-лузь «Початкова школа» (проект). —К.: Генеза, 1997. — 53 с.
  34. Державний стандарт загально! середньо! освгги в Украпп. Освггня га-лузь «Технгологя» (проект). — К.: Генеза, 1997. — 29 с.
  35. Дидактика средней школы. (Под ред. М. Н. Скаткина). — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  36. Т. И. Научно-организационные основы улучшения качества подготовки учителей (математики) начальных классов, в системе высшего заочного образования. — Ташкент, 1980. — 194 с.
  37. Е. А. Формирование научного мировоззрения подростков в процессе освоения интегрированных знаний о человеке и обществе.
  38. М.: Педагогика, 1994. — с. 13−21.
  39. М. Б. Система подготовки студентов педвузов к осуществлению межпредметных связей в средней школе. — М.: Просвещение, 1985. с. 9−17.
  40. В. И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания//.Советская педагогика, 1984, — № 4.
  41. И. Д. Взаимная связь учебных предметов. — М.: Знание, 1977.- 64 с.
  42. И. Д. Межпредметные и внутрипредметные связи — важный фактор осуществления воспитания и обучения//Советская педагогика, 1982. -N2.
  43. К. А., Эпштейн Д. А. Педагогические основы трудового обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1968.
  44. Ф. И. Труд и развитие личности школьников. —М.: Просвещение, 1987. — 94 с.
  45. Т. И. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. — М.: Знание, 1975. — 122 с.
  46. В. С. Формирование личности школьников (целостный процесс). — М.: Педагогика, 1984. — 301 с.
  47. А. П. Методические основы построения уроков трудового обучения в начальных классах. — М., 1987.
  48. Карелль. «Педагогический ручной труд по датской системе». — Санкт-Петербург, 1905. — с. 6−12.
  49. . А. М. Некоторые вопросы взаимосвязи курса математики с другими предметами. — М.: Просвещение, 1989. — 89 с.
  50. В. А. Подготовка будущих учителей к руководству производительным трудом школьников. — М.: Просвещение. 1986. — 210 с.
  51. Я. А. Великая дидактика. — М.: Просвещение, 1972. — 316 с.
  52. Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982: — 446 с.
  53. К. П. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся. — М.: Просвещение, 1968. 217 с.
  54. В. М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном про-цессе//Народное образование, — 1976. — № 4. — с. 13−14.
  55. Ю. В. Очерки психологии груда. — М.: Высшая школа, 1986.
  56. Краснодарский краевой архив, Фонд 470, дело 524, с. 134.
  57. Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении. — М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
  58. Н. К. Дать политехническое образование педагогам. — М.: Педагогика, 1979. — с. 358−359.
  59. Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.
  60. П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1981. — 51 с.
  61. И. А. Связь изучения основ наук с производственным обучением и производственным трудом. — М., 1962. — с. 12−18.
  62. Н. Н. Особенности обучения математическому языку младших школьников. — К: Рад. школа, 1981. — 67 с.
  63. В. С. Содержание образования. — М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  64. И. Я. Содержание межпредметных связей и пути их реализа-ции//Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Тезисы докладов Всесоюзн. конференции. — М., 1972. -с. 21−22.
  65. . Т. О соотношении теории и практики в педагогическом познании и обучении.//Пути повышения эффективности подготовки учителя для начальной школы. — М.: из-во. МГПИ, 1976. — с. 5−14.
  66. Н. А. О понятии и видах межпредметных связей.//Сов. педагогика, 1978. — № 6. — с. 22−26.
  67. Н. А. Межпредметные связи и проблемы формирования умений//Советская педагогика, 1979. — № 10. — с. 12−16.
  68. А. С. Трудовое воспитание. — Минск: Нар. освита, 1977. — 256 с.
  69. А. С. Общие вопросы теории педагогики//Соч.: АПН РСФСР, 1959. Т. 5. — 588 с.
  70. И. Г., Романенко В. И., Тарнопольский Д. М., Гусакова А. М. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: Просвещение, 1978. 259 с.
  71. В. Н. Сущность и функции межпредметных связей в условиях процесса обучения. — Л., 1981. — с. 10−24.
  72. В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1998. — 189 с.
  73. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: Пособие для учителя. Сост. Л. Я. Осадчий/Под ред. Л. Ю. Гордина. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  74. В. М. Методика формирования природоохранных знаний на межпредметной основе. — М.: Просвещение, 1986, — 336 с.
  75. Д. К. Руководство усвоением младшими школьниками первоначальных знаний о взаимосвязи в природе. — К.: Освита, 1969. — 198 с.
  76. Об устройстве при Кубанской учительской семинарии мастерской столярной, токарной, переплетной. § 4, «О необходимости устройства при семинарии мастерских», КрасноД. краевой архив, фонд 252, дело 2857, с. 2−3.
  77. Обучение и развитие/Под. ред. Занкова Л. В. — М.: Просвещение, 1975. с. 27−39.
  78. Общая психология/В. В. Богословский и др. — М.: Просвещение, 1981. 383 с.
  79. Организация общественно-полезного производительного труда школьников. И. А. Воссовас, П. Р. Атутов. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  80. Организация труда на соверменном производстве/под ред. А. Г. Ще-колдина. -Ростов-на-Дону, 1980. — 130 с.
  81. Отношение школьников к природе. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  82. Отчет о состоянии Кубанской учительской семинарии в учебно-воспитательном отношении за 1871 год, Краснодар, краевой архив, фонд 252, дело 2326, с. 16.
  83. Ф. Г. Школа и общественный процесс. — М.: Просвещение, 1988. 255 с.
  84. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 602 с.
  85. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1962.
  86. К. К. Вопросы психологии труда. — М.: Медицина, 1970.
  87. Г. И. Система математической подготовки учителя начальных классов в педагогическом институте. — М.: Просвещение, 1981. 132 с.
  88. И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  89. Проблемы развития современных педагогических систем.//Ред., В. П. Беспалько и др. — М.: Моск. пед. институт, 1980. — 130 с.
  90. Программы средней общеобразовательной школы 1−1У классы. — Киев: «Освита», 1992. — 240 с.
  91. Программы восьмилетней школы. Начальные классы. — М: Просвещение, 1980. 208 с.
  92. Программы педагогических институтов. Педагогика: Сб. № 1-М.: Просвещение, 1980. — 18 с.
  93. Программы педагогических институтов: Сб. № 16. — М.: Просвещение, 1987. — 76 с.
  94. Программы педагогических институтов: Сб. N° 20. — М.: Просвещение, 1981. — 88 с.
  95. Программы педагогических институтов: Сб. № 21. — М.: Просвещение, 1980. — 30 с.
  96. Программы педагогических институтов: Сб. № 22. — М.: Просвещение, 1980. — 39 с.
  97. Программы педагогических институтов: Сб. № 26. — М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  98. Программы педагогических институтов: Сб. N° 27. — М.: Просвещение, 1986. — 22 с.
  99. Программа средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение V-VII кл. — К.: РадЯнська школа, 1988. — 148 с.
  100. Производительный труд школьников/Под ред. В. А. Полякова. — М.: Просвещение, 1986. — 120 с.
  101. Развитие идеи межпредметных связей в советской педагогйке.//Сов. педагогика. — 1985. — № 9. —с. 98−101.
  102. Ремесленные отделения и классы ручного труда при народных училищах в России//Народное образование. — Спб., 1906, т. II, июль-август. — с. 51.
  103. А. И. Межпредметные связи в вузе как дидактическая проблема//Межпредметные связи в учебном процессе педагогического вуза. Минск: Изд-во МГПИ, 1983. — с. 130−135.
  104. В. В. Единство дидактической и методической подготовки студентов в процессе педагогической практики: Дисс. канд. пед. наук. — М.: Просвещение, 1984. — 218 с.
  105. В. Т. Мтжпредметш зв’язки як зас! б естетичного вихован-ня.//Початкова школа. — 1986. — № 10. — с. 15−18.
  106. М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. —, М.: Знание, 1981. — 96 с.
  107. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение. 1976. — 160 с.
  108. Содержание трудового воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1989. 144 с.
  109. Соединение обучения с производительным трудом — ведущий принцип трудового воспитания./Под ред. П. Р. Атутова. — М.: Педагогика, 1980. 180 с.
  110. В. И. Теоретико-методологические основы построения содержания политехнического образования в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение. 1980. — 367 с.
  111. В. А. Мудрая власть коллектива. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 289 с.
  112. В. А. Труд — основа всестороннего развития челове-ка//Изб. соч. в 5 т./на укр. яз./-К.: Радянська школа, 1977. — т. 5. — с. 145−160.
  113. С. В. Педагогические условия эффективного использования межпредметных связей в начальных классах (на примере изучения математики, природоведения, трудового обучения). — К.: Радянська школа, 1985. с. 17−28.
  114. Н. А. Педагогические основы производительного труда школьников. — Челябинск, 1970. — 213 с.
  115. Трудовая подготовка школьников/Ред. П. Р. Атутов. —К.: Радянська школа, 1987. — 224 с.
  116. Т. В. Влияние межпредметных связей на развитие у учащихся конструкторско-технических умений. — М.:Педагогика, 1966. — с. 2235.
  117. Н. В. Межпредметные связи в преподавании основ наук//На-родное образование. — 1984. — № 8.
  118. К. Д. Человек как предмет воспитания//Собр. соч. — М.: Просвещение, 1950. — т. 8. — 296 с.
  119. К. Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  120. В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. — М.- Просвещение, 1972. — 149 с.
  121. Г. Ф. Осуществление межпредметных связей в обуче-нии.//Сов, педагогика. — 1981. — № 12. — с. 14−16.
  122. М. X., Магомеддибирова 3. А. Реализация межпредметных связей математики и трудового обучения.//Математика в школе. 1986. — N 6. — с. 23−26.
  123. С. М. Политехническое обучение. — М.: изд. АПН РСФСР, 1956. 723 с.
  124. А. Г. Трудовое политехническое обучение в сельской школе зоны интенсивного земледелия. — Краснодар, 1973. — 358 с.
  125. А. Г., Заречная Л. П., Осадчий О. С., Краснобокий Ю. М. Учитель трудового обучения сельской школы: Монография//Под ред. О. С. Осадчего. — К., 1997. — 236 с.
  126. Школа и труд/Ред. П. Р, Атутов. — М.: Педагогика, 1987. — 216 с.
  127. Якиманская И, О, Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. — 37 с. 1. ДИССЕРТАЦИИ
  128. Т. Н. Дидактические условия эффективного использования исследовательского метода обучения младших школьников. — К., 1988. -218 с.
  129. Т. М. Идеи развивающего обучения в учебных книгах К. Д.
  130. Ушинского и его последователей. — М., 1987. — 247 с.
  131. А. И. Обучение старшеклассников основам технического i творчества, рационализации и изобретательству в профессиональной I подготовке. — М., 1987.
  132. Т. Б. Развитие творческой активности учащихся младших классов средствами новых информационных технологий обучения. — К., 1996. 190 с.
  133. Н. О. Проблемное обучение при усвоении новых знаний младшими школьниками. — К., 1978. — 166 с.
  134. М. Н. Развитие творческой инициативы и активности учащихся в процессе сельскохозяйственного труда. — М., 1962.
  135. Л. А. Формирование элементов графической грамоты у учащихся на уроках труда в I-IV кл. — М., 1985.
  136. Р. П. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе труда. — Тбилиси, 1986. — 137 с.
  137. Е. П. Опытно-практические работы в сельском хозяйстве как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся восьмилетней школы. — М., 1963.
  138. И. И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. М., 1988. — 180 с.
  139. А. Д. Формирование конструктивно-технических навы-, ков у учащихся I-IV классов на уроках ручного труда. — К., 1966. — f 205 с.
  140. В. М. Дидакгичш умови формування шзнавальних штереЫв молодших школяр1в. — Кривий Pir, 1994. — 211 с.
  141. А. И. Формирование приемов умственной деятельности у первоклассников. — О., 1982. — 157 с.
  142. С. И. Дидактические основы развития творческих возможностей младших школьников в трудовом обучении. — М., 1990. — 253 с.
  143. Т. Г. Пути активизации познавательной деятельности учащихся УШ-1Х классов общеобразовательной школы в процессе трудовой подготовки. — Брянск, 1992.
  144. А. Г. Взаимосвязь занятий декоративно-прикладным искусством и трудовым обучением младших школьников. — М., 1987.
  145. А. В. Дидактические вопросы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения (на материале практикума по металлообработке). — М., 1970.
  146. Р. 3. Политехническая подготовка учащихся сельских школ в условиях реализации межпредметных связей основ науки и трудового обучения. — Бирск, 1982.
  147. С. В. Педагогические условия эффективного использования межпредметных связей в начальных классах (на примере изучения математики, природоведения, трудового обучения). — К., 1985. — 189 с.
  148. В. П. Формирование положительного отношения к художественному труду у учащихся четырехлетней начальной школы. — К., 1992. 201 с.
  149. Т. В. Влияние межпредметных связей на развитие у учащихся конструкторско-технических умений. — М., 1966.
  150. ЯВоровская Л. Н. Групповые формы обучения как средство развития познавательной активности личности. — X., 1995. — 169 с.
Заполнить форму текущей работой