Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ и обобщение опыта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности. Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения… Читать ещё >

Анализ и обобщение опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

  • · Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • · Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • · Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т. д.
  • · Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • · Материальное оснащение деятельности педагога и детей. Необходимо установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. д. Особое внимание следует обратить на пособия, дидактические материалы, изготовленные силами педагога.
  • · Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
  • · Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. [4, с. 36]

Очевидно, что анализ, т. е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение.

Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Методика обобщения ППО включает в себя ряд основных действий:

  • — изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий;
  • — анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;
  • — выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;
  • — выявление отсутствия перегрузки детей;
  • — определение в опыте работы элементов новизны;
  • — определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО;
  • — описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты;
  • — обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения;
  • — распространение ППО на методических мероприятиях ОУ.

Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО — это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения ППО — это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.

Можно назвать следующие основные элементы внедрения ППО:

  • 1) ознакомление педагогов с ППО;
  • 2) разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы;
  • 3) показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению;
  • 4) практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы);
  • 5) решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО;
  • 6) контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений. [7, с. 49]
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой