Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности морфофункционального развития и формирование функциональной асимметрии детей 2-6 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа состоит из введения, обзора литературы, описания организации, методов исследования, результатов собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложения, списка используемой литературы, включающего 327 источников. Диссертация содержит 17 таблиц и 54 рисунка. Комплексный подход в оценке функционального, психофизиологического состояния детей может… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обзор ли 1ературы
    • 1. 1. Физическое развитие детей 2−6 лет
    • 1. 2. Хронотропная функция сердца детей 2−6 лет
    • 1. 3. Возрастные особенности симпато-адреналовой системы
    • 1. 4. Поведенческий тип реакции — ПТА, ПТБ, ПТС
      • 1. 4. 1. Психофизиологические особенности типа поведения А
      • 1. 4. 2. Характеристика детей поведенческих типов, А и Б
    • 1. 5. Функциональная асимметрия мозга
      • 1. 5. 1. История исследования функциональной асимметрии мозга
      • 1. 5. 2. Функциональная асимметрия полушарий
      • 1. 5. 3. Совместная деятельность полушарий мозга
      • 1. 5. 4. Латерализация функций
      • 1. 5. 5. Возрастные аспекты асимметрии детей 2−6 лет
  • Глава II. Организация и меюды исследования
    • 2. 1. Контингент обследования
    • 2. 2. Методы исследования физическою развития и частоты сердечных сокращений
    • 2. 3. Определение концентрации ванилилминдальной кислоты
    • 2. 4. Методика определения типа поведенческой реакции
    • 2. 5. Методика определения функциональной асимметрии
    • 2. 6. Проведение статистической обработки результатов исследования и корреляционного анализа
  • Глава III. Собственные исследования 54 3.1. Физическое развитие детей 2−6 лет
    • 3. 1. 1. Физическое развитие возрастно-половых групп детей 2−6 лет
    • 3. 1. 2. Возрастная динамика физического развития детей 2−6 лет
    • 3. 2. Частота сердечных сокращений детей 2−6 лет
    • 3. 2. 1. Частота сердечных сокращений возрастно-половых групп детей 2−6 лет
    • 3. 2. 2. Возрастная динамика частоты сердечных сокращений детей 2−6 лет
    • 3. 3. Поведенческие типы реакции детей 2−6 лет
    • 3. 3. 1. Формирование поведенческих типов реакции возрастно-половых групп детей 2−6 лет
    • 3. 3. 2. Возрастная динамика поведенческих типов реакции детей 2−6 лет
    • 3. 4. Показатели симпато-адреналовой системы — сравнительная характеристика концентрации ванилилминдальной кислоты детей 2−6 лет
    • 3. 5. Формирование функциональной асимметрии детей 2−6 лет
    • 3. 5. 1. Особенности функциональной асимметрии возрастно-половых групп детей 2−6 лет
    • 3. 5. 2. Возрастная динамика функциональной асимметрии детей 2−6 лет
    • 3. 6. Корреляционный анализ изучаемых показателей
  • Заключение 147 Практические рекомендации
  • Выводы
  • Литература
  • Приложения
  • Условные обозначения
  • Н-длина тела m — масса тела
  • ОГК1 — окружность грудной клетки и покое
  • ОГК2 — окружность грудной клетки при полном вдохе
  • ОГК3 — окружность грудной клетки при полном выдохе
  • L в.к. — длина верхней конечности
  • L пл. — длина плеча
  • L и/пл. — длина предплечья
  • L к. — длина кисти
  • L н.к. — длина нижней конечности
  • L б. — длина бедра
  • L г. — длина голени
  • L ст. — длина стопы h г. — высота головы
  • ЧСС — частота сердечных сокращений
  • ВМК — ванилилминдальная кислота
  • САС — симпато-адреналовая система
  • А — адреналин
    • II. A — норадреналин
  • ПТР — поведенческий тип реакции
  • ПТА — поведенческий тип А
  • ПТБ — поведенческий тип Б
  • ПТС — поведенческий тип С
  • ИБС — ишемическая болезнь сердца
  • ФАМ — функциональная асимметрия мозга
  • ФА — функциональная асимметрия
  • МА — морфологическая асимметрия
  • OA — общая асимметрия
  • АР — асимметрия рук AII — асимметрия ног АС — асимметрия слуха A3 — асимметрия зрения AT-тактильная асимметрия
  • ППФА — правый профиль функциональной асимметрии
  • ЛПФА — левый профиль функциональной асимметрии
  • НПФА — неопределенный профиль функциональной асимметрии
  • ППМА — правый профиль морфоло1 ической асимметрии
  • ЛПМА — левый профиль морфологической асимметрии
  • НПМА — неопределенный профиль морфологической асимметрии
  • ППОА — правый профиль общей (функциональной и морфологической) асимметрии
  • ЛПОА — левый профиль общей (функциональной и морфологической) асимметрии
  • НПОА — неопределенный профиль общей (функциональной и морфологической) асимметрии
  • ИПЛО — индивидуальный профиль латеральной организации ПП — правое полушарие ЛП — левое полушарие

Особенности морфофункционального развития и формирование функциональной асимметрии детей 2-6 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Исследования особенностей роста, развития детей в процессе адаптации к среде обитания нацелены на сохранение здоровья (Тупицын И.О. и со-авт., 1995; Ситдиков Ф. Г., Русинова С. И., 1998; Ибрагимов А. И., 1999; Пику-за О.И., Шакирова Л. З., 2001; Пикуза О. И., 2002; Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., 2003) и относятся к числу i осударственных задач Российской Федерации (Шарапова О.В., 2005; Яковлева Т. В., 2005). В настоящее время остаются актуальными дальнейшие исследования функционального состояния, адаптационных и резервных возможностей растущего организма на разных этапах его развития (Антропова М.В. и соавт., 2003; Безруких М. М., 2003; Ванюшин Ю. С., Ситдиков Ф. Г., 2001; Сухарев А. Г. и соавт., 2004; Абзалов Р. А., 2005; Ситдиков Ф. Г. и соавт., 2006; и мн. др.). Темпы научно-технического и социального прогресса непрерывно модифицируют среду обитания, что неизбежно влияет на рост, развитие и формирование психофизиологических особенностей детей раннего возраста (Димитриев А.Д., Большаков A.M., 1993; Русинова С. И., 2000; Димитриева С. В. и соавт., 2003; Котышева Е. Н. и соавт., 2004; Михайлова Е. В., 2005; Ситдиков Ф. Г., Биктемирова Р. Г. и соавт., 2005; Димитриев Д. А. и соавт., 2006). Исследования детей преддошко-льного и дошкольного возраста — до 3 и 3−6 лет имеют профилактическое значение в преддверии школьной деятельности.

Показатели физического развития позволяют судить о потенциале здоровья в возрастно-половых группах (Яйленко А.А. и соавт., 1998; Калмыкова А. С. и соавт., 2004; Березина И. О., Лашнева И. П., 2005; Сахарова И. Н., Ат-рощенко Г. Н., 2006; Ямпольская Ю. А., 2006; и др.). Физическое развитие оценивают с учетом функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ССС). ССС универсальна в формировании адаптивных механизмов организма (Баевский P.M. и соавт., 1975; Меерсон Ф. З. и соавт., 1986) и существенно влияет на психосоматическое состояние. Динамика психосоматического состояния обусловлена в большей степени активностью гормональных звеньев, в том числе симпато-адреналовой системы (САС). САС мобилизует ССС, обеспечивая потенциал поведенческой реакции в процессе адаптации (Matthews К.A. et. al., 1977; Friedman М. et. al., 1974). Дифференцируя поведенческий тип реакции на, А и Б, авторы выделяют личностные качества, формирующие определенный «коронарный» тип (Rosenman R.H. et al., 1961; Friedman M., 1974; Snyder H. et. al., 1980). Своевременное выявление типа поведенческой реакции позволяет оценить функциональные и адаптивные возможности ССС на индивидуальном уровне.

Исследования последних лет свидетельствуют о влиянии на индивидуально-типологические особенности человека профиля межполушарной асимметрии (Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А., 1988; Зайцева Н. В., 2003; Ильин Е. П., 2003). Функциональная асимметрия является основой индивидуального моторного, вегетативного, гормонального, иммунного и психологического профиля, влияя на работоспособность и адаптационные резервы организма (Фокин В. Ф., 1980). Однако, исследования формирования индивидуального профиля латеральной организации здоровых детей преддошко-льного и дошкольного возраста немногочисленны (Зузик 10. А. и соавт., 1999; Бердичевская Е. М. и соавт., 2003; Зайцева Н. В. и соавт., 2003). Актуальным является комплексный подход в исследовании детей 2−6 лет, когда высокая чувствительность к различным факторам сопровождается адаптивной пластичностью организма (Баранов А.А., 1999; Русинова С. И. и соавт., 2004).

Изучение потенциала и возрастных особенностей детей на ранних этапах онтогенеза по соматическим, физиологическим и психофизиологическим параметрам на сегодняшний день перспективно и востребовано.

Цель работ: исследование особенностей морфофункционального и психофизиологическою развития детей в возрасте 2−6 лет.

Задачи исследования:

1. Оценить физическое развитие исследуемых групп детей преддо-школьного и дошкольного возраста.

2. Определить динамику частоты сердечных сокращений у детей 2−6 лет.

3. Исследовать экскрецию ванилилминдальной кислоты в зависимости от возраста и пола детей.

4. Выявить возрастную динамику поведенческих типов реакции у детей 2- 6 лет.

5. Изучить формирование функциональной асимметрии у мальчиков и девочек 2−6 лет.

6. Раскрыть корреляционные связи изучаемых параметров в возрастно-половых группах детей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интенсивное морфофункциональное развитие и повышение активности симпато-адреналовой системы наблюдается у детей в 3−5 лет.

2. Формирование функциональной асимметрии детей сопровождается усилением функциональною правшества в 3, 5, 6 лет в обеих половых группах и нарастанием активности поведенческой реакции у мальчиков в 4−6 лет, у девочек — в 5−6 лет.

Новизна исследования.

1. Впервые проведено комплексное исследование детей 2−6 лет по соматическим, функциональным и психофизиологическим показателям в динамике на протяжении 3 лет их пребывания в условиях детского дошкольного учреждения.

2. Выявлено нарастание активности симпато-адреналовой системы в возрасте 3−5 лет — в период интенсивного формирования морфофункциональ-ных показателей.

3. Показано преобладание детей с инертным (ПТБ) и ситуативно-пластичным (ПТС) типами поведенческой реакции во всех исследуемых группах. Типы А, Б, С дифференцированы на подгруппы в связи с широкой вариативностью поведенческой реакции детей.

4. Обнаружено нарастание функционального правшества, в том числе мануального, от 2 к 6 годам.

5. Установлена неустойчивость, вариативность и пластичность корреляционных связей у детей преддошкольного и дошкольного возраста.

Научно-практическая значимоеi ь.

Полученные результаты расширяют сведения об адаптации детей 2−6 лет, дополняют знания о возрастно-половых особенностях их морфофунк-ционального развития в условиях дошкольных учреждений. Исследования выявили высокую динамичность корреляционных связей между физическим развитием, ЧСС, поведенческим типом реакции, САС и функциональной асимметрией, что характеризует интенсивность роста и развития.

Комплексный подход в оценке функционального, психофизиологического состояния детей может быть использован образовательными учреждениями, в системе здравоохранения, в сфере дошкольного воспитания при разработке мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Дифференциация по типам поведенческой реакции и выявление индивидуального профиля латеральной организации имеет значение для практики дошкольного воспитания и адекватной социальной адаптации детей.

Апробация работы.

Результаты исследования доложены на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и специалистов ТГГПУ (2003; 2004; 2005; 2006) — на Всероссийской экологической конференции «Экологические, морфофизиологические особенности и современные методы исследования живых систем» (Казань, 2003) — на Всероссийской конференции «Нейрогуморальные механизмы регуляции сердца» (Казань, 2004) — на VII Всероссийском симпозиуме и школе молодых ученых и учителей «Растущий организм: адаптация к учебной и физической нагрузке» (Набережные Челны, 2004) — на Всероссийской научной конференции «Физиология сердца» (Казань, 2005) — на Всероссийской научной конференции «Теоретические основы физической культуры» (Казань, 2005) — на Всероссийской научно-практической конференции ТГГПУ (Казань, 2006) — на VIII Всероссийском симпозиуме и школе молодых ученых и учителей «Растущий организм: адаптация к учебной и физической нагрузке» (Казань, 2006).

По теме диссертации опубликована 21 печатная работа.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, обзора литературы, описания организации, методов исследования, результатов собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложения, списка используемой литературы, включающего 327 источников. Диссертация содержит 17 таблиц и 54 рисунка.

выводы.

1. Темпы увеличения массы тела и окружности грудной клетки у мальчиков и девочек 4−5 лет выше, чем остальных возрастных групп, при плавном нарастании показателей длины тела от 2 к 6 годам.

2. Урежение частоты сердечных сокращений детей 2−6 лет достигает достоверной величины в 4−6 лет в обеих половых группах.

3. Изменения экскреции метаболита катехоламинов — ванилилмин-дальной кислоты наиболее выражены в 3−5 лет в обеих половых группах, что указывает на повышенную активность симпато-адреналовой системы.

4. Поведенческий тип реакции вариативен в обеих половых группах, с преимущественным проявлением типов Б и С. Активность поведенческой реакции нарастает у девочек в 5−6 лет, у мальчиков — в 4−6 лет.

5. Правый профиль общей асимметрии нарастает от 2 к 6 годам с наиболее интенсивным формированием функционального правшества в 3, 5, 6 лет в обеих половых группах. Сенсорное правшество преобладает на фоне нарастающего моторного правшества.

6. Индивидуальный профиль латеральной организации вариативен и характеризуется устойчивым преобладанием монолатерального (одностороннего) правого профиля в 3−6 лет и неопределенного профиля — в 2 года у мальчиков и девочек.

7. Корреляционные связи показателей физического развития, частоты сердечных сокращений, симпато-адреналовой системы, поведенческого типа реакции и функциональной асимметрии носят неустойчивый характер, при высокой плотности временных связей в 2 и 3 года в обеих половых группах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Подбор адекватных видов статической и динамической нагрузки с учетом изменения массы тела и ОГК детей 2−6 лет необходим для оптимального физического развития и сохранения здоровья на ранних этапах онтогенеза.

2. Повышенная чувствительность и восприимчивость девочек 2−4 лет, мальчиков 3−5 лет обусловленная активностью и динамичностью САС, нацеливает на использование щадящих и вариативных методов воспитания.

3. Учитывая нарастание активности поведенческой реакции мальчиков 4−6 лет, девочек — 5−6 лет, необходимо придавать позитивный характер поведенческому стереотипу во всех видах деятельности как в условиях дошкольных учреждений, так и семьи.

4. Необходимость своевременного диагностирования индивидуального профиля латеральной организации востребована в педагогической практике для снижения стрессорности детей в процессе адаптации к социальной среде, а также для сохранения индивидуального потенциала и тренировки приобретаемых свойств, оптимизирующих межнолушарные взаимодействия.

Рекомендации нацелены на профилактические меры с целью сохранения и поддержания здоровья детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Движение и развивающееся сердце / Абзалов Р. А. -М., 1985.-С. 52−53- 89.
  2. Р.А. Насосная функция сердца развивающегося организма и двигательный режим / Абзалов Р. А. Казань, 2005. — 277с.
  3. Р.А. Функциональное состояние симпато-адреналовой системы у детей в покое и при физической нагрузке / Абзалов Р. А., Чинкин А. С. // Вопросы охраны материнства и детства. 1971. — № 1.
  4. В.В. Асимметрия нервной, эндокринной и иммунной систем/ Абрамов В. В., Абрамова Т. Я. Новосибирск, 1996.- 141 с.
  5. Е. И. Характеристика различных типов регуляции гемодинамики в оценке адаптации организма школьников к физической нагрузке / Абрамова Е. И. // Основы гигиенического нормирования физических ангру-зок для детей и подростков. М., 1980. — с. 53−59.
  6. С.П. Возрастное становление активности симпато-адреналовой системы и отдельных показателей холинергической системы у детей и подростков: Автореф. канд. дис. / Акинина С. П. М., 1977. — 17с.
  7. И. Г. Развитие системы кровообращения и сенситив-ность / Андреева И. Г. // Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Тез. Симпозиума и школы-семинара молодых учёных и учителей. — Казань, 1998. — с. 5.
  8. П.К. Очерки, но физиологии функциональных систем / Анохин П. К. М., 1968. — 547 с.
  9. П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы / Анохин П. К. // Вест. АМН СССР. -1965. № 6. С. 10−38.
  10. М. В. Морфофизиологические критерии «школьной зрелости» / Антропова М. В., Кольцова М. М. // Вестник АМН СССР. 1979. — № 10.-С. 27−30.
  11. М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / Антропова М. В. М., 1968.
  12. М.В. Морфофункционалыюе созревание основных функциональных систем организма детей дошкольного возраста / Антропова М. В., Кольцова М. М., Фарбер Д. А. и др. -М.: Педагогика, 1983.- 160с.
  13. Э. И. Тр. VI научн. конф. по возр. морф., физиол. и биох. / Аршавская Э. И. // -М., 1965, С. 115−118.
  14. С.В. Асимметрия мозга и адаптация человека / Афанасьев С. В. Йошкар-Ола, 1992. — 88 с.
  15. P.M. Особенности регуляции сердечного ритма при умственной работе / Баевский P.M., Кудрявцева В. И. // Физиология человека. -1975. Т. 1. — № 2. — С. 296−301.
  16. Л.Я. Функциональная асимметрия мозга животных / Ба-лонов Л.Я., Деглин В. Л., Кауфман Д. А., Николаенко Н. Н. // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1981. — Т. 17. — № 3. — С. 225−233.
  17. А.А. Здоровье российских детей / Баранов А. А. // Педагогика, 1999.-№ 8.-С. 5−8.
  18. А.А. Окружающая среда и здоровье / Баранов А. А. // Педиатрия. 1994. — № 5. — С. 5−6.
  19. А.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. М, 2003. — 512 с.
  20. Е.В. Становление физического, нервно-психического развития у детей с задержкой внутриутробного развития и раннее прогнозирование их нарушений: Автореф. дис. .канд. мед. наук. / Батанова Е. В. М., 1995.-20 с.
  21. М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка / Безруких М. М. //Альманах «Новые исследования. М., 2003. -№ 1(4).-С. 138−142.
  22. М.М. Физиология развития ребенка: теоретически и прикладные аспекты // Безруких М. М., Фарбер Д. А. М., 2000. -125 с.
  23. Д.К. Влияние стресса на наследственность и изменчивость и его роль эволюции / Беляев Д. К., Бородин П. М. // Эволюционная генетика. -Л., 1982.-С. 35−59.
  24. Д.К. Генетика, общество, личность / Беляев Д. К., Фролов И. Т. (отв. ред.)//Человек в системе наук.-М., 1989.-С. 155−164.
  25. Н.О. Гигиенические аспекты тестирования физической подготовленности детей 4- 7 лет / Березина И. О., Лашнёва И. П. // Гигиена и санитария. 2005. — № 2. — С.51−54.
  26. В.Л. Асимметрия мозга животных / Бианки В. Л. Л.: Наука. — 1985. — 293 с.
  27. Бианки B. J1. Механизмы парного мозга / Бианки B.JI. JI., 1989.264 с.
  28. А. А. Частота сердечных сокращений и дыхания во время сна у детей 4,6,8,10 лет / Бирюкович А. А. // Возрастная морфология и физиология. М., 1967. — С. 220−228.
  29. А. А., Биоритмы сердечной деятельности и дыхания в онтогенезе человека: Автореф. докт. дис. / Бирюкович А. А. М., 1973, — 36 с.
  30. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / Бисярина В. П. Изд. «Медицина». — М., 1968. — С. 82−85.
  31. Ф. Мозг, разум, поведение / Блум Ф., Лейзерсон А., Хоф-стедтер Л. М.: Мир, 1988.
  32. Т.Д. Лабораторные показатели активности симпато-адреналовой системы у здоровых людей / Большакова Т. Д., Гугутишвили Ц. Г., Зутлер А. С. и др. // Лабор. дело. 1969. — № 6. — С.323−326.
  33. Т.Д. Об интенсивности обменных превращений кате-холаминов при некоторых видах патологии / Большакова Т. Д., Меньшиков В. В. // Биогенные амины. 1967. — С. 227−234.
  34. Т.Д. Труды по новой аппаратуре и методикам / Большакова Т. Д. Вып. Ill, I МОЛМИ, 1965. — С. 56.
  35. Н.Н. Функциональная асимметрия человека / Браги-наН.Н., Доброхотова Т. А. М.: Медицина, 1988. — С. 93, 125, 193, 195−218, 240.
  36. В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете современных соматологических исследований / Бунак В. В. // Вопросы антропологии. Вып.28. — 1968. — С. 36- 59.
  37. Ю.С. Адаптация сердечно деятельности подростков на нагрузку повышающейся мощности / Ванюшин Ю. С., Ситдиков Ф. Г. // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 2. — С. 91 -97.
  38. Ю.С. Деятельность сердца и состояние симпато-адреналовой системы у мальчиков, занимающихся спортом: Дис. канд. биол. наук. / Ванюшин Ю. С. Казань, 1986,167 с.
  39. Ю.С. Компенсаторно-адаптационные реакции кардио-респираторной системы: Автореф. докт. дис. / Ванюшин Ю. С. Казань, 2001, -40 с.
  40. Ю.С. Экскреция катехоламинов у детей 10−11 лет после тренировочной и соревновательной нагрузки / Ванюшин Ю. С. // Механизмы адаптивных реакций организма к физическим к умственным нагрузкам. Казань, 1982.-С. 62−68.
  41. В.Н. Симпато-адреналовая активность при различных функциональных состояниях человека / Васильев В. Н., Чугунов B.C. М., 1985.-269 с.
  42. II.В. Динамика конкурентного взаимодействия вербальной и мануальной деятельности при адаптации и реадаптации после трансмеридионального перелета / Вольф Н. В. // Физиология человека. 1991. — Т. 17. -№ 6. -С. 142−146.
  43. И. Н. Возрастные особенности некоторых показателей гемодинамики у здоровых детей дошкольного возраста / Вульфсон И. Н., Солдащенский А. Д. // Вопросы материнства и детства. 1970. — Т. 15. — № 9. -С. 3−7.
  44. А.Г. Влияние симпатической нервной системы на функции поперечно-полосатой мышцы / Гинецинский А. Г. // Русский физиологический журнал. 1923. -Т.6. — С. 139−150.
  45. Ю.В., Климов Б. А., Молодетских В. А. и др. // Журнал нев-ропатол. и психиатр. 2002. — № 4. — С. 13−17.
  46. Н.П. Особенности детского возраста. Основные факты изучения детских болезней / Гундобин Н. П. // Практическая медицина. -СПб., 1906.
  47. С.Б. Особенности саморегуляции лиц с поведением типа, А в ситуациях психоэмоционального напряжения: Автореф. дис. канд. биол. наук. /Девицкий С. Б. Курск, 1996.-21 с.
  48. B.JI. Решение силлогизмов в условиях преходящего угнетения правого или левою полушарий мозга / Деглин B.JI., Черниговская Т. В. //Физиология человека. 1990.-Т. 16.-№ 5. — С. 21−28.
  49. А.Д. Вклад факторов окружающей среды в особенности онтогенетических процессов / Димитриев А. Д., Большаков A.M. // Гигиена и санитария. 1993. -№ 6. — С. 21−23.
  50. А.Д. Влияние генетических и средовых факторов на состояние системы внешнего дыхания / Димитриев Д. А., Димитриев А. Д., Сорокина И. В. // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С. 79−81.
  51. С.В. Оценка воздействия антропогенного загрязнения на морфофункциональный статус детей школьного возраста / Димитриева С. В. и соавт. //Гигиена и санитария. -2003. -Т.29. -№ 2.- С. 41−43.
  52. С.В. Поведенческие особенности подростков с повышенным артериальным давлением / Думчюс С. В. //Кардиология. 1988. -Т.28. — № 3. — С.24−26.
  53. А.Ю. Зрительные последовательные образы как показатель функциональной межполушарной асимметрии / Егоров А. Ю. // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 4. — С. 664−668.
  54. П.Н. Асимметрия двигательных реакций верхних и нижних конечностей у человека / Ермаков П. Н. // Физиология человека. 1986. -Т. 12. — № 3. — С. 507.
  55. П.Н. О некоторых аспектах функциональной латерализа-ции в процессе спортивной деятельности / Ермаков П. Н. // Проблемы нейро-кибернетики. 1985.-С. 155−160.
  56. А.П. Депрессивно-тревожное расстройство как предвестник коронарной смерти / Есин А. П., Есина Е. Л., Ослопов В. Н. и др. // Казанский медицинский журнал. 2005. — Т. 86. — № 1. — С. 51 -52.
  57. И.В. Межполушарная асимметрия и обучение двигательным навыкам / Ефимова И. В., Будыка Е. В. // Сравнительная физиология высшей нервной деятельности. М., 1988. — Ч. 2. — С. 27−28.
  58. М. А. Детская эндокринология / Жуковский М. А. -М.: Медицина, 1971.-391 с.
  59. Н. В. Функциональные асимметрии при детском церебральном параличе в раннем онтогенезе: Автореф. дисс. канд. биол. наук. / Зайцева Н. В. Краснодар, 2003. — 22 с.
  60. В.А. Сравнительная оценка физического развития и некоторых функциональных показателей физиологических показателей г. Караганды, занимающихся и не занимающихся спортом: Автореф. дис. .канд. биол. наук. / Зубов В. А. Караганда, 1967. — 21с.
  61. А.И. Образ жизни и состояние здоровья детей, воспитывающихся в семьях с отцом, злоупотребляющим алкоголем / Ибрагимов А. И. // Каз. мед. журнал. 1999. — № 6. — С. 450−453.
  62. Е.П. Дифференциальная психофизиология / Ильин Е. П. -СПб., Москва-Харьков-Минск, 2001.-Гл. 13.-С. 265−324., 454 С.
  63. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Ильин Е. П. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
  64. Е.П. Значение функциональной асимметрии (праворукости) для гармонического развития детей и подростков / Ильин Е. П. // Доклады Второй научной конференции. Ташкент, 1963. — С. 36−40.
  65. А.Т. Сердечная деятельность детей 5−7 лет в условиях фихзических нагрузок различной мощности. Дис.. канд. биол. наук. / Исхакова А. Т. -Казань, 1997.- 139 с.
  66. А. И. Возр. физиол. и клиника / Кабанов А. Н. // Материалы научной конф. М., 1965. — С. 54.
  67. Э.С. Практикум по психофизиологической диагностике / Казин Э. С., Блинова Н. Г., Игишева JI.H., Литвинова Н. А., Федоров А. И. М.: Владос, 2000. — С. 92−99.
  68. В.П. Современные аспекты адаптации / Казначеев В. П. -Новосибирск, 1980.-С. 191.
  69. В.П. Функциональная асимметрия и адаптация человека / Казначеев В. П. 1976. — 317 с.
  70. А.С. Состояние здоровья и особенности физического развития детей дошкольного возраста Ставрополя / Калмыкова А. С., Евсиг-неева Ю.В., Ткачёва Н. В., Зарытовская II.В. // Гигиена и санитария. 2004. — № 3. — С.55−57.
  71. Р. А. Возрастные особенности реакции сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку / Калюжная Р. А., Панавене В. В., Преснякова Н. М. // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1980. — С. 33−37.
  72. Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков / Калюжная Р. А. М., 1973. -325 с.
  73. Г. Н. Адренергичсские медиаторы и их значение при оценке состояния вегетативной нервной системы / Кассиль Г. Н. // Адреналин и норадреналин. М., 1964. — С. 28.
  74. Г. Н. Внутренняя среда организма / Кассиль Г. Н. М., 1983.-222 с.
  75. Г. Н. Гуморально-гормональные механизмы регуляции функций при спортивной деятельности / Кассиль Г. Н., Вайсфельд И. Л., Матлина Э. Ш., Шрейберг Г. Л. М., 1978. — С. 56.
  76. Г. Н. Значение катехоламинов для оценки тонуса и реактивности симпато-адреналовой системы в норме и патологии / Кассиль Г. Н. // Цепные нейро-гормональные реакции и симпато-адреналовая система. М., 1968.-С. 108.
  77. Г. Н. О выделении с мочой адреналина, норадреналина, дофамина и дофа у человека / Кассиль Г. Н., Матлина Э. Ш. // Докл. АН СССР, 1964. Т. 56. — № 5. — С. 1236.
  78. Г. Н. Обмен катехоламинов при некоторых формах нервной патологии / Кассиль Г. Н. Матлина Э.Ш. // Физиология в клинической практике. М., 1966.-С. 149.
  79. А.Н. Эпидемиология и факторы риска ишемической болезни сердца / Климов А. Н., Глазунов И. С., Липовецкий Б.М.и др. // Л.: Медицина. -1989.- 173 с.
  80. В.В. Психиатрия детского возраста / Ковалёв В. В. 1995. -С. 354−389.
  81. Р. Б. Здоровье детей раннего возраста в Советском Союзе / Коган Р. Б. М.: Медицина, 1971. — 303 с.
  82. В. И. Физиология развития ребёнка / Козлов В. И., Фарбер Д. А. идр.-М., 1983.-С. 237.
  83. Коларова (Бирюкова) 3. И., Матер. VII научн. конф. по возр. морф., физиол. и биох. / Коларова (Бирюкова) 3. И. М., 1965. — С. 345−346.
  84. Д.В. Показатели состояния симпато-адреналовой системы у здоровых детей в возрасте 4−15 лет / Колесов Д. В., Исакова А. В., Красавина Т. С., Маслова О. И. // Педиатрия. 1967. — № 6. — С. 15−18.
  85. Л. Н. Тр. V научн. конф. по возр. морф., физиол. и биох. / Кондратьева Л. 11. М., 1965, — С. 185−189.
  86. В.Ф. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации / Коновалов В. Ф., Отмахова Н. А. // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 96−102.
  87. Ю1.Корнева Е. А. Эволюция рефлекторной регуляции сердечной деятельности / Корнева Е. А. Л.: Медицина, 1965. -250 с.
  88. Э.А. Зависимость неосознаваемого восприятия от доминирующей мотивации и эмоции / Костандов Э. А. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. Сер. 3. Биология. № 2. С. 103.
  89. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие / Костандов Э. А. М., 11аука, 1983.
  90. E.II. Некоторые эколого-гигиенические аспекты здоровья дошкольников промышленного города / Котышева Е. Н., Болтская М. Ю., Кошкина B.C. и др. // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 55−57.
  91. Т.С. Методика исследования и таблицы оценки. Физическое развитие детей / Криворучко Т. С. Кишинев, 1971. 30с.
  92. А.В. Состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой системы у подростков 13−14 лет / Крылова А. В. // Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань, 1984. -С. 76−83.
  93. Н. А. Исследование связей межполу тарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10−12 лет. Дисс. на соискание ученой степени канд.биол.наук. / Куликова Н. А. Рязань, 2000.
  94. А.И. Особенности физического развития и заболеваемость детей в возрасте 4−7 лет на территориях города с различным уровнем антропогенной нагрузки: Дисс. .канд. мед. наук / А. И. Лысенко. Казань., 2002.- 164 с.
  95. ПО.Мазур Л. И. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста в условиях реформирования системы образования / Ма-зур Л.И., Скородумова Е. В. // Казанский медицинский журнал. 2005. — Т. 86.-С. 51−52.
  96. А. А. Развитие человека и надёжность биологической системы / Маркосян А. А. // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969. — С. 5−13.
  97. А.И. Коррегирование функциональной асимметрии физическими упражнениями, как метод повышения спортивно-технических результатов / Масюк А. И. // Труды Украинского НИИ ФК. Харьков, 1939. -С.143.
  98. Э.Ш. Роль исследования симпато-адреналовой системы для оценки работоспособности спортсмена / Матлина Э. Ш., Васильев В. П., Галимов С. Д.//Плавание спорт юных. — М., 1976.-С. 141.
  99. Э.Ш. Клиническая биохимия катехоламинов / Матлина Э. Ш., Меньшиков В. В. М., 1967.
  100. В.И. О проблеме адаптации / Медведев В. И. // Компоненты адаптационно! о процесса. 1984. — С. 3−16.
  101. Ф.З. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам / Меерсон Ф. З., 11шенникова М.Г. М.: Наука. — 1988. — 164 с.
  102. Ф.З. Адаптация, дезадаптация / Меерсон Ф. З. М., 1978. -344 с.
  103. Ф.З. Высшие адаптационные реакции организма / Меерсон Ф. З., Кругликов Р. И. // Физиология адаптационных процессов. М., 1986.-С. 492−520.
  104. В.В. Кардиология / Меньшиков В. В., Большакова Т.Д.- 1963.-С. 5,91.
  105. Е.В. Состояние здоровья детей в условиях загрязнения атмосферного воздуха / Михайлова Е. В. // Гигиена и санитария. 2005. -№ 2.-С. 49−51.
  106. В.М. Функциональная асимметрия мозга / Мосидзе В. М. и др. Тбилиси: Мецниереба, 1977. — 118 с.
  107. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования / Москвин В. А. // Вопросы психологии.- 1988. -№ 6. С. 116−120.
  108. А.А. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов / Невская А. А., Леушина Л. И. Л.: Наука, 1990. -220 с.
  109. Е.И. Психофизиология. / Николаева Е. И. М., 2003. -С. 91−115.
  110. П.Н. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов / Николаенко Н. Н., Афанасьев С. В., Михеев М. М. // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 2. С. 68−75.
  111. .В. Асимметрия сосудистой и нервной систем человека, их теоретическое и практической значение / Огнев Б. В. // Вестник АМН СССР. 1948. -№ 4. — С. 26−36.
  112. JI.A. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы и мозжечка и высшей нервной деятельности / Орбели Л. А. // Физиол. журнал СССР. 1949. — Т.35. — № 5. — С. 594−595.
  113. Л.А. Избранные труды / Орбели Л. А. М. — Л., 1962. — Т. 2. -С. 53−138.131.0сколкова М. К. Функциональная диагностика заболеваний сердца у детей / Осколкова М. К. М., 1967. — 291 с.
  114. Н. А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы школьников / Панова Н. А., Филе-ши П. А. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подро-стков.-М., 1981.-С. 115.
  115. О.И. Актуальные проблемы здоровья детей / Пикуза О. И. Казань: КГМУ, 2002. — 14 с.
  116. О.И. Рациональные пути профилактики заболеваний в детском возрасте / Пикуза О. И., Шакирова JI.3. // Избранные лекции по педиатрии. Казань, 2001. — С.36−40.
  117. С.Д. Поведенческий фактор риска ишемической болезни сердца (тип А) / Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Л.: Наука, Ленингр. от-ние. -1990.- 170 с.
  118. В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их реабилитации в психоневрологическом доме ребёнка. Автореф. дис. .канд. мед. наук. /Попов В.Н. -СПб., 1998.- 19 с.
  119. А.А. Вопросы развития левой руки у школьников-спортсменов: Автореф. дисс. канд. биол. наук. / Поцелуев А. А. Л., 1951. -20 с.
  120. И. X. Рентгенокардиометрия / Рабкин И. X., Григорян Э. Г., Ангежанова Г. С. Ташкент, 1963, — с. 180.
  121. Равич-Щербо И. В. Психогенетика / Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. М., 2004. — 447 с.
  122. С.И. Готовность ребёнка к школе / Русинова С. И. // «Школа: проблемы и поиски». Казань, 2000. — № 2. — С. 35−37.
  123. С.И. Информативность кардиоцикла у детей младшего школьного возраста / Русинова С. И., Садреева М. Г., Тимеркаева И. А. // VI Всероссийский симпозиум и школа семинар молодых ученых. — Казань, 2002.-С. 144.
  124. С.И. Состояние симпато-адреналовой системы детей 710 лет в течение учебного года / Русинова С. И. // Двигательная активность и симпато-адреналовая система в онтогенезе. Казань, 1987. — С. 150−156.
  125. С.И. Функциональная асимметрия школьниц 7−9 лет / Русинова С. И., Садреева М. Г. // Всероссийская конференция «Нейрогумо-ральные механизмы регуляции сердца». Казань, 2004. — С. 115.
  126. А.А. Возрастная динамика латеральных двигательных предпочтений / Саидов А. А. // Теория и практика физической культуры -1982.-№ 10.-С. 28−30.
  127. Г. Х. Реакция симпато-адреналовой системы мальчиков младшего школьного возраста на физическую нагрузку большой мощности / Самигуллин Г. Х. // Двигательная активность и симпато-адреналовая система в онтогенезе. Казань, 1987. — С. 123−132.
  128. И.Н. Физическое развитие часто болеющих детей / Сахарова И. Н., Атрощенко Г. Н. // Гигиена и санитария. 2006. — № 2. — С.54−56.
  129. А.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / Сиротюк А. А. М., 2003. — Ч. 2. — Гл. 1. — С. 153 183.
  130. Ф.Г. Механизмы и возрастные особенности адаптации сердца к длительному симпатическому воздействию: Автореф. дис.докт.биол.наук. / Ситдиков Ф. Г. Казань, 1974. — 38 с.
  131. Ф.Г. Состояние симпато-адреналовой системы детей младшего школьного возраста в процессе адаптации / Ситдиков Ф. Г., Руси-нова С. И. Ставрополь, 1985. — С 83−90.
  132. Ф.Г. Специфика адаптации сердечно-сосудистой системы у детей и подростков / Ситдиков Ф. Г., Русинова С. И. и др. // Материалы VII съезда физиологов России. Ростов-на-Дону. — 1998. — С. 85−89.I
  133. Н.А. Сравнительное исследование влияния разнородных функциональных нагрузок на ритм сердечной деятельности в зависимости от личностных особенностей испытуемых / Склярук Н. А. // Дис. канд. биол. наук. КГМУ. — Курск, 1995. — 121 с.
  134. Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз / Соколов Е. И. М., 1991.-294 с.
  135. Е.И. Эмоциональное напряжение и реакции сердечнососудистой системы / Соколов Е. И., Подачин В. П., Белова Е. В. М., 1980. — С. 238.
  136. В.В. Асимметрия зрительного восприятия: психофизиологические исследования / Суворова В. В., Матова М. А., Туровская З. Г. М.: Педагогика, 1988. -230 с.
  137. К.В. Системный анализ механизмов поведения / Судаков К. В., Швырков В. Б., Шевченко Д. Г. М, 1979. — 360 с.
  138. А.Г. Состояние здоровья детского населения в напряжённых экологических и социальных условиях / Сухарев А. Г., Михайлова С. А. // Гигиена и санитария. 2004. — № 1. — С. 47−51.
  139. .И. Физиологические основы здоровья человека / Тка-ченко Б.И. СПб., 2001. — Гл. 15. — С. 674−679.
  140. А.В. Гипоталамо-гипофизарная область и регуляция физиологических функций организма / Тонких А. В. J1., 1968. — 127 с.
  141. И.О. Изменение функции симпато-адреналовой системы под влиянием дозированной физической нагрузки у мальчиков 7−12 лет / Ту-пицын И.О. // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. -№ 1. — С.70−72.
  142. И.О. Индивидуальные особенности развития системы кровообращения школьников / Тупицын И. О., Безобразова В. П., Догадкина С. Б. и др.- М., 1995.-С. 64.
  143. В. Г. «Зрелость формы» как критерий возрастного развития детей / Ужви В. Г. // В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1978. — С. 89 104.
  144. А. М. Возрастная динамика размеров тела детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет / Урысон А. М. // Рост и развитие ребёнка. -М., 1973.-237 с.
  145. A.M. В сб.: «Проблемы эволюции функций и энзимохи-мии процессов возбуждения» / Утевский A.M., Осинская В.О., Калиман П. А. -Изд. АН СССР, 1961.-359 с.
  146. A.M. Некоторые аспекты биохимии катехоламинов в физиологии и патологии нервной системы / Утевский A.M., Бару A.M. // Журн. всесоюзн. химического об-ва им. Менделеева. 1964. — Т.9. — № 4. — С. 374.
  147. Д.А. Физиология школьника / Фарбер Д. А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  148. .М. Стресс и системы кровообращения / Федоров Б. М. -М., 1991.-318с.
  149. В.Ф. Функциональная межполушарная асимметрия и механизмы адаптации / Фокин В. Ф. //Адаптивные функции головного мозга. Баку, 1980.-С. 195.
  150. Н.И. Нормативы и оценка артериального давления у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук. / Фомина Н. И. Смоленск, 1963. — 15с.
  151. Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Хом-ская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. М.: Рос. педагогическое агентство, 1997. — С. 82−87.
  152. Е.Д. Об асимметрии блоков / Хомская Е. Д. // Хрестоматия по нейропсихологии. М.: Рос. психол. о-во, 1999. — С. 122−127.
  153. А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. М.: Просвещение, 1990. -320 с.
  154. С. В. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему детей и подростков / Хрущёв С. В. // Детская спортивная медицина. М., 1980. — С. 66−92.
  155. С.Б. Специализация полушарий при опознании зрительной информации / Цветовский С. Б. // Физиология человека. 1994. — Т. 20.-№ 2.-С. 23−29.
  156. А. Г. Физическое развитие детей и подростков / Цейтлин А. Г. М.: Медгиз, 1963. — 204 с.
  157. Д.А. Изучение функционального состояния мозгового и кркового слоя надпочечников у юных спортсменов при занятиях физическими упражнениями: Автореф. дис.канд.биол.наук. / Чибичьян Д. А. Казань, 1970.-20 с.
  158. Э. Я. Характеристики гемодинамики в различные возрастные периоды у детей: Автореф. дис. .канд. мед. наук / Чугунова Э. Я. -Красноярск. 1981. — 18 с.
  159. О.В. Региональная политика в области охраны здоровья детей / Шарапова О. В. // Педиатрия. 2005. — № 1. — С. 5−9.
  160. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей: Автореф. дис. .докт.биол.наук. / Шлык Н. И. -Казань.- 1992.-58 с.
  161. В. Г. Введение в изучение анатомо-биологических особенностей пубертатного возраста / Штефков В. Г. // Основы возрастной морфологии.-М., 1933.-С. 5−27.
  162. А.А. Уровень физического развития и конституциональные особенности как диагностические критерии его здоровья / Яйленко А. А., Зернова П. И., Легонькова Т. И. // Рос. вест, перинат. и педиатрии. 1998. -№ 5.-С. 11.
  163. Т.В. Законодательные аспекты охраны здоровья детей / Яковлева Т. В. // Педиатрия. 2005. — № 5. — С. 8−10.
  164. Ю.А. Формирование в школьные годы физического развития и репродуктивного здоровья женщины / Ямпольская Ю. А. // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С. 3−6.
  165. .Р. Минимальные дисфункции головного мозга детей / Ярёменко Б. Р., Ярёменко А. Б. и др. СПб., 2002. — С. 64.
  166. Allen М.Т. Type A behavior pattern, parental history of hypertension, and cardiovascular reactivity in college males / Allen M.T., Lawler K.A., Mitchell V.P., Matthews K.A., Rakaczky C.J., Jamison W.// Health Psychol. 1987. — 6(2). — P. l 13 130.
  167. Annet M. Handedness in the Children of Two Left Handed Parents / Annet M. // Quart. J. of Psychol. -1974. P. 65, 129−131.
  168. M. 'I he distribution of manual asymmetry / Annet M. // Brit. J. Psychol. 1972.-P. 63,343.
  169. Annet M. Right-and left-hand skill estimating the parameters of the distribution of L-R difference in males and females / Annett M., Kilshaw D. // British Journal of Psychology. 1983. — Vol. 74. — P. 269−282.
  170. Armstrong M. et. al. 3-Methoxy-4-hydroxy-D-mendatic acid, a urinary metabolite of norepinephrine / Armstrong M. Biochim. Et biophys. Acta. — 1957. -v.25.-N2.- p. 422−426.
  171. Axelrod J. Sciens/ ArmstrongM. 1957.-p. 400.
  172. Bakan P.E. The eyes have It / Bakan P.E. // Psychology today. 1971. -Vol.4. — P. 64−69.
  173. Bachman E.E. The relations between type A behavior, clinically relevant behavior, academic achievement, and IQ in children / Bachman E.E., Sines J.O., Watson J.A., Lauer R.M., Clarke W.R. // J. Pers Assess.- 1986, Summer. 50(2). — P. 186−192.
  174. Badian N.A. Birth order, maternal age, season of birth and handedness / Badian N.A. // Cortex. 1983. — Vol. 19. — P. 451−463.
  175. Barton M.I. Differential recognition of tachistoscopically presented English and Hebrew words in right and left visual fields / Barton M.I., Goodglass H., Shai A. // Perceptual and motor skills. 1965. — Vol. 21. — P. 431 -437.
  176. Bear D.M. Quantitative analysis of interracial behavior in temporal lobe epilepsy/Bear D.M., Fedio P.//Archive of Neurology. 1977. — Vol.34. — P.454−467.
  177. Bishop D.V. Handedness and developmental Disorders. / Bishop D.V. -Oxford, 1990.
  178. Boekeloo B.O., Mamon J.A., Ewart C.K. Identifying coronary-prone behavior in adolescents using the Bortner Self-Rating Scale // J Chronic Dis. 1987. -40(8): p. 785−793
  179. Bogen J.E. The other side of the brain. VII: Some educational aspects of hemispheric specialization / Bogen J.E. // UCLA educator. 1975. — Vol. 17. — P. 24−32.
  180. Borod J.C. Interhemispheric and intrahemisphe-ric control of emotion: a focus on unilateral brain damage / Borod J.C. // Journal of Consultational and Clinical Psychology. 1992. — Vol. 60. — P. 339−348.
  181. Bradshaw J.L. The evolution of human lateral asymmetries: new evidence and second thoughts / Bradshaw J.L. //Journal of Human Evolution. 1988. -Vol. 17.-P. 615−637.
  182. Broca P. Sur la facilite du language articule / Broca P. // Bull. Soc. Antro-pol. Paris, 1865. — T. 6. — P. 377−393.
  183. Brown M.S. Measurement of Type A behavior in preschoolers / Brown M.S., Tanner C. // Nurs Res. 1990. — Jul-Aug. — 39(4). — P. 207−211.
  184. Brown M.S. Type A behavior and cardiovascular responsivity in preschoolers / Brown M.S., Tanner C. // Nurs Res. 1988. — May-Jun. -37(3). — P. 152 155,191.
  185. Bryden M.P. Laterality. Functional asymmetry in the intact brain / Bry-den M.P. N.Y.- L.: Academic Press. — 1982. — P. 321.
  186. Corina D.P. The linguistic basis of left hemisphere specialization / Corina D.P., VaidJ., Bellugi U.//Science.- 1992. Vol.225, № 5049. — P. 1258−1260.
  187. Corrigan S.A. Type A behavior in preschool children: construct validation evidence for the MYTH / Corrigan S.A., Moskowitz D.S. // Child Dev. 1983. -Dec. 54(6).-P. 1513−21.
  188. Daniel W.K. Consistency of hand prefercnce: predictions to intelligence and school achievement / Daniel W.K., Gotteried A., Bafhurst K. // Brain and Cognition. 1991.-Vol. 16,№ l.-P. 984.
  189. Davidson R.J. The relation between tonic EEG asymmetry and ten-month old emotional response to separation / Davidson R.J., Fox N.A. // Journal of abnormal Psychology. 1989. — Vol. 98. — P. 127−131.
  190. Dawson G. Frontal lobe activity and affective behavior of infants of mothers with depressive syndromes / Dawson G., Klinger L. G, Panagiotides II., Hill D., Spieker S. // Child Development. 1992. — Vol. 63. — № 3. — P. 725−737.
  191. Ehlers L. Appreciation of emotional expressions in the visual and auditory modality in normal and brain-damaged patients / Ehlers L., Dalby M. // Acta Neurology Scandinavica. 1987. — Vol. 76. — № 4. — P. 251−256.
  192. Eshweiler J. Bechavioral correlates of cardiovascular reaction school children / Eshweiler J., Schidt Т.Н., Thierse H. // Психопатология, психология эмоций и патология сердца. М.: МЗ СССР, Московский НИИ психиатрии МЗ РСФСР. -1988.-С. 33−34.
  193. Farghaly N. Study of behavioral pattern among preschoolers in Alexandria / Farghaly N., el-Din A.G., Abou Khatwa S., Ibrahim A.G. // J. Egypt Public Health Assoc. 1993. — 68(5−6). — P. 651−670.
  194. Fox N.A. Frontal activation asymmetry and social competence at four years of age / Fox N.A., Rubin K.H., Calkins S.D., Marshall T.R. // Child Development. 1995. — Vol. 66.-№ 6.-P. 1770−1784.
  195. Friedman M. Plasma catecholamine response of coronary- prone subjects (type A) to specific challenge / Friedman M., Byers E., Diamant J., Rosenman R. // Metabolism. 1975. — V. 24. — No. 2. — P. 205−210.
  196. Friedman M. Type A your heart / Friedman M., Rosenman R.H. // New York: Wild Wood House, 1974.-276 p.
  197. Galaburda A.M. Right-left asymmetries in the brain / Galaburda A.M., LeMay M., Kemper Т., Geschwid N. // Sciences. 1978. — Vol. 199. — P. 852−856.
  198. Galin D. Lateral specialization of coenitive mode: an EEG study / Galin D., Ornstein R. // Psychophy-sioiogy. 1972. — № 9. — P. 412−418.
  199. Geschwind N. Left-handedness: association with immune disease, migraine, and developmental learning disorder / Geschwind N., Behan P. // Proceedings of National Academy of Science of USA. 1982. — Vol. 79. — P. 5097.
  200. Geschwind N. Cerebral late-raization: Biological mechanism, associations, and pathology/Geschwind N., Galaburda A.M. Cambridge: Mil Press. 1987.
  201. Gitlow S. E. Clin. Invest / Gitlow S. E., Kruk E. J. 1960. — p. 990.
  202. Glass D.C. Stress, bechavior patterns and coronary disease. / Glass D.C. -Am. Scientist.-1977.-V. 65.-N l.-P. 177−187.
  203. GodooII Mc.C. Clin. Invest. / Godooll Mc.C., Rosen L. J. 1963. — p. 10,42, 1578.
  204. Gussoni M. Cardiac output and cardiac loud during isometric exercise in man / Gussoni M., Veicsteinas A. et. al. // Boll. 1982. — V. 58. — № 8. — P. 457 461.
  205. Hayman L.L. Type A behavior and physiological cardiovascular risk factors in school-age twin children / Hayman L.L., Meininger J.C., Stashinko E.G., Gallagher P.R., Coates P.M.// Nurs Res. 1988. — Sep-Oct. — 37(5). — P. 290−296.
  206. Itoh T. Pharmacol. Exp.Ther./Itoh Т., Matsuoka M. et. al 1962 — pi30.
  207. Jackson J.H. Selected writings of John Hughlings Jackson, cd. J. Taylor. / Jackson J. I 1. New York: Basic Books, 1958.
  208. Jencins C.D. Blood platelet aggregation and personality traits / Jencins C.D., Thomas G., Olewine D. et al. // J. Hum. Stress. 1975. — V. 1, N1. — P. 34−46.
  209. Jennings J.R. Cardiovascular reactions and impatience in type A and В college student / Jennings J.R. // Psychosom. Med. 1984. — V.49, No. 3. — P. 424 440.
  210. Keltikangas-Jarvinen L. Type A behavior, coping mechanisms and emotions related to somatic risk factors of coronary heart disease in adolescents / Keltikangas-Jarvinen L., Jokinen J. // J Psychosom Res. 1986. — 33(1). — P. 17−27.
  211. Keltikangas-Jarvinen L. Type A factors as predictors of somatic risk factors of coronary heart disease in young Finns-a six-year follow-up study / Keltikangas-Jarvinen L., Raikkonen K. // J Psychosom Res. 1990. — 34(1). — P. 89−97.
  212. Keys A. Alpha lipoprotein (HDL) cholesterol in the serum and the risk coronary heart disease and death / Keys A. // Lancet. 1980. — V. 2. — P. 603−609.
  213. Keys A. Probability of middleaged men developing coronary heart disease in 5 years / Keys A., Aravanis C., Blackburn H. et. al. / / Circulation. 1972. — V. 45, № 4.-P. 815−828.
  214. Kimura D. Cerebral dominance and the perception of verbal stimuli. Canadian Journal of Psychology / Kimura D. 1961.-Vol. 15.-P. 166−171.
  215. Kinsburne M. The Mechanisms of hemisphere asymmetry in man / Kinsburne M. // Hemispheric Disconnection and Cerebral Function. N.Y., 1974.
  216. Kraiuhin C. The type A behaviour pattern and physique / Kraiuhin C., Gordon E- Baker K- Meares R- Howson A. // J Psychosom Res. 1983. — 27(6). — P. 479−483.
  217. Krantz D.S. Effect of beta adrenergic stimulation and blockade on cardiovascular reactivity affect and type A behaviour / Krantz D.S., Contrada R.J., Laric-ciaPJ.//Psychosom.Med.-1987.-V.49,No. l.-P. 146−158.
  218. Lassen N. A. Radioisotopic assessment of Regional cerebral blood flows / Lassen N.A., Ingvar D. I 1. // Progress in Nuclear Medicine. Vol. 1. Baltimor. University Park Press, 1972. — P. 12−25.
  219. Laurence S. Early temperamental an tendents of adult type A behaviours // Dev. Psychol. / Laurence S. 1985. — Vol. 21. — P. 1177 — 1180.
  220. Lawler K.A. The relationship of physiological responses to the coronary-prone behavior pattern in children / Lawler K.A., Allen M.T., Cn’tcher E.C., Standard B.A. // J Behav. Med. 1981. — V. 4. — P. 203−216.
  221. Lawler K.A. The relationship of stress, type A behaviour and powerle-sness to physiological responses in female clerical workets / Lawler K.A., Schmied L.A.// J. Psychosom. Res. 1987. — V. 31. — P. 555−566.
  222. Leboeuef A. Handedness and anxiety in male and female agoraphobics / Leboeuef A. // Research Communication in Psychology, Psychiatry and Behavior. 1986. — Vol. 11, № 2−3. — P. 74−78.
  223. Lee D.J. Type A behavior pattern and change in blood pressure from childhood to adolescence. The Minneapolis Children’s Blood Pressure Study / Lee D.J., Gomez-Marin O., Prineas R.J. // Am J Epidemiol. 1996. — Jan 1. — 143(1). — P. 63−72.
  224. Leiber L., Axelrod S. Not all sinistrality is pathological / Leiber L., Ax-elrod S.//Cortex. 1981.-Vol. 17, № 2.-P. 259−271.
  225. Levi L. Stress and coronary heart disease causes, mehanisms, and prevention / Levi L. // Activ. new. sup. (Praha). — 1983. — V. 25, No. 27. — P. 122−128.
  226. Levin M. Left-right asymmetry in vertebrate embrio-genesis / Levin M. // BioEssays. 1997. — Vol. 19. — P. 287−296.
  227. Lishman W.A. Hand preference patterns in psychiatric patients / Lish-man W.A., McMeekan E.R.L. // British Journal of Psychiatry. 1976. — Vol. 129. -P. 158−166.
  228. Longoni A.M. Age factor in lateral preferences / Longoni A.M. // Archives of Psychology, Neurology and Psychiatry // 1988. — Vol. 49, № 1. — P. 127 135.
  229. Lundberg T.V. Note on Type A behavior and cardiovascular response to challenge in 3−6-year-old children / Lundberg T.V. // Psychosom. Res. 1983. — V. 27. — P. 39−42.
  230. Lundberg T.V. Type A behaviour in preschool children: interrater reliability, stability over six months and subcomponents / Lundberg U., Westermark O., Rasch B. // Scand J Psychol 1990. — 31 (2). — P. 121 -127.
  231. MacEvoy B. Early affective antecedents of adult type A behavior / MacEvoy В., Lambert W.W., Karlberg P., Karlberg J., Klackenberg-Larsson I., Klackenberg G. //J Pers Soc Psychol. 1988. — Jan- 54(1): P. 108−116.
  232. Manning D.T. Comparison of the prevalence of type A behavior in boys and girls from two contrasting socioeconomic status groups / Manning D.T., Balson P.M., Hunter S.M., Berenson G.S., Willis A.S. // J Human Stress 1987. Fall- 13(3): P. 116−120.
  233. Matthews K.A. Measurement of the Type A Behavior Pattern in Children: Assessment of Children’s Competitiveness, Impatience-Anger, and Aggression / Matthews K.A., Angulo J. // Child Dev. 1980. — V. 51. — N. 2. — P. 466−475.
  234. Matthews K.A. Competitive drive, pattern A and coronary heart disease / Matthews K.A., Glass D.C., Rosenman R.H., Bortner R.W. // J. Chronic Dis. 1977. -V. 30.-P. 489−498.
  235. Matthews K.A. Cardiovascular responses of boys exhibiting the Type A behavior pattern / Matthews K.A., Jennings J.R. // Psychosom. Med. 1984. — V. 46. P. 484−497.
  236. Matthews K.A. Influence of age, sex, and family on Type A and hostile attitudes and behaviors / Matthews K.A., Woodall K.L., Engebretson Т.О., McCann B.S., Stoney C.M., Manuck S.B., Saab P.G.// Health Psychol. 1992. — 11(5). — P. 317−323.
  237. Meininger J.C. Type A behavior in children: psychometric properties of the Matthews Youth Test for Health / Meininger J.C., Stashinko E.E., Hayman L.L. // Nurs Res. 1991. — Jul-Aug- 40(4): P. 221−227.
  238. Mishkin M. Word recognition as function of retinal locus / Mishkin M., Forgays D.G. // Journal of Experimental Psychology. 1952. — Vol. 43. — P. 43−48.
  239. Murray D.M. Cardiovascular responses in Type A children during a cognitive challenge. / Murray D.M., Blake S.M., Prineas R., Gillum R.F. // J Behav. Med. 1985.-V. 8.-P. 377−395.
  240. Nikolaeva E.I. Intellectual Peculiarities of boys and girls at the age of 7 with different latera-lity. 8th Biannual Meeting of ISSID. Program and abstracts. University of Aarhus / Nikolaeva E.I. Denmark, — 1997. — P. 67.
  241. Nikolaeva E.I. Intellectual peculiarities of boys and girls with different laterality indices / Nikolaeva E.I. // International Journal of psychophysiology. -1998. Vol.30, № 1−2. P. 219.
  242. Nottebohm F. Brain pathways for vocal learning in birds: a review of the first 10 years / Nottebohm F. // Progress in Psychobiology and Physiological Psychology. 1980. — Vol. 9. — P. 85−124.
  243. Nuss R. Differential effects on congenital left and right brain injury on intelligence / Nuss R., Coudres P.H. de, Koch D. // Brain and Cognition. 1989. -Vol. 9, № 2. — P. 258−266.
  244. Otto M. Right hemisphere involvement in depression: Toward a neuropsychological theory of negative affective experience / Otto M., Yeo R.A., Dougher M.J.//Biological Psychiatiy. 1987. — Vol. 22. № 10. — P. 1201−1215.
  245. Ottoson D. Duality and Unity of the Brain. / Ottoson D. L: Macmillan, 1987.
  246. Raikkonen К. Psychophysiological arousal related to Type A components in adolescent boys / Raikkonen K., Keskivaara P., Keltikangas-Jarvinen L., Butzow E., Lyytinen 11. // Scand J Psychol. 1995. — Jun- 36(2): P. 142−152.
  247. Ramsay D.S. Organization and late-ralization of reaching in infants: an extension of Bresson e. a. / Ramsay D.S., Willis M.P. // Neuropsychologia. 1984.- Vol. 22. № 5. P. 639−641.
  248. Rasmussen T. The role of early left-brain injury in determining lateralization of cerebral speech function / Rasmussen Т., Milner B. // Evolution and lateralization of the brain / Ed. S. Diamond and D. Blizzard. N.Y.: N.Y. Academy of Sciences, 1977.
  249. Robinson R.G. Differential behavioral and biochemical effects of right and left hemispheric cerebral infarction in the rat / Robinson R.G. // Science. -1979.-Vol. 205.-P. 707−710.
  250. Romeo E. Disturbi psichiatrici da lesioni deH’emispfero destro, negli adult e nei bambini / Romeo E. // Psichiatrica e. Psicoterapia Analitica. 1987. -Vol. 6, № 1.- P. 171−179.
  251. Rosenman R.H. Personality, type A behaviour pattern and coronary heart disease / Rosenman R. I I. // Royal Society Med. 1979. — V. 14, No. 1. — P. 65−67.
  252. Rosenman R. I I., Chesney M.A. The relationship of Type A bechavior pattern to coronary heart disease / Rosenman R.H. // Activ. nerv. sup. 1980. — V. 22, Nl.-P. 1−45.
  253. Rosenman R.H. Association of specific behaviour pattern in women with blood and cardiovascular findings / Rosenman R. I I., Friedman M. // JAMA. — 1961. — V. 24. — P. 1173−1184.
  254. Rosenman R. I I. Glucose metebolism in subjects with behavior pattern A and hyperlipemia / Rosenman R.H., Friedman M., Byers S.O. // Circulation. 1966. -V. 33, N6.-P. 704−707.
  255. Ross E.D. Pathological display of affect in patients with depression and right frontal brain damage. An alternative mechanism / Ross E.D., Stewart R.S. // Journal of Nervous and Mental Disorders. 1987. — Vol. 175. — № 3. — P. 165−172.
  256. Schwarze G. Schulreife und Schulpflicht als Voraussetzung fur eine hygienische Unterrichtsgestaltung / Schwarze G. // In: Beitrage zur Hyg. des Unterrichts, Berlin, 1961. S. 28−36.
  257. Searleman A. Leftsidednoss and sleep difficulty: the alinormal syndrome / Searleman A., Coren S. // Brain and Cognition. 1987. — Vol. 6. — № 2. — P. 184−192.
  258. Shoenfeld Y. Age, weight and heart rate at rest predictors of aerobic fitness. / Shoenfeld Y., Keren G.//J. Sports Med, and Phys. Fitness. 1981. — v. 21. -№ 4.-P. 377−382.
  259. Simpson M.T. Exercise induced catecholamines and platelet aggregation in the coronary- prone behaviour pattern / Simpson M.T., Olemine D.A., Jenkins C.D., Ramsey F.H., Zyrauski S.J., Thomas G., James C.C.// Psychosom. Med. — 1974. -V.36.-P. 476−487.
  260. Snyder H. Biological Aspects of Mental Disorder / Snyder H., Soloman H.// New York and Oxford. Oxford University Press. — 1980.
  261. Southard D.R. Relationship between mood and blood pressure in the natural environment: an adolescent population. / Southard D.R., Coates T.J., Kolodner K., Parker F.C., Padgett F.C., Kennedy H.L. // Health Psychol. 1986. — V. 5. — P. 469 480.
  262. Sperry R. W. Brain bisection and consciousness / Sperry R. W. // Brain and Consciousness Experience / Ed. J. Eccles. New York: Springer-Verlag, 1966.
  263. Spiga R. Social interaction and cardiovascular response of boys exhibiting the coronary-prone behavior pattern. / Spiga R. // J. Pediat Psychol. 1986. — V. 11.-P. 59−69.
  264. Stamps L.E. The type A behavior pattern in children: relationships with performance on speed oriented tasks / Stamps L.E. // J Genet Psychol. 1988. — Mar- 149(1): P. 53−60.
  265. Starkstein S.E. Comparison of cortical and subcortical lesions in the production of poststroke mood disorders / Starkstein S.E., Robinson R.G., Price T.R.// Brain. 1987.- Vol. 110. № 4.-P. 1045−1059.
  266. Steele D. Handedness and directional asymmetry in the long bones of the human upper limb / Steele D., Mays S. // International Journal of Osteo-archaeology. 1995. Vol. 5. — P. 39−49.
  267. Stewart B. The effects of neonatal gona-dectomy and prenatal stress on cortical thickness and asymmetry in rats / Stewart В., Kolb A. // Behavioral and Neurological Biology. 1988. — Vol. 49. — P. 344−360.
  268. Studnitz W. von J. Clin. Lab. Invest. / Studnitz W. von J. 1960. — p.48.
  269. Tanner J. M. Growth at Adolescence. / Tanner J. M. Oxford, 1962.
  270. Tanner J. M. Methodes auxologiges dans Ie diagnostic differentiel d’une petite taille / Tanner J. M. // Ann. Nestle. 1983. — V.41. — № 3.
  271. Taylor P.J. Hemispheric lateralization and schizophrenia / Taylor P.J. // Biological Perspectives in Schizophrenia: Reports of Dahlem Workshop. Berlin: Chichestere. a., 1987. P. 213−236.
  272. Trask R.L. Language: the basic. /Trask R.L. N.Y.: Routledge, 1995.
  273. Truett J. Multivariate analisis of the risk of coronary heart disease in Framingam / Truett J., Corfield J., Kannel W. A. // J. Chron. Dis. 1967. — V. 20, № 3.-P. 511−524.
  274. Vallbona C. et al. Biologia nenat / Vallbona C. et al. 5. — 1963. — P. 159−199.
  275. Van Doorrmen L.J.P. The coronary risk personality: psychological and psychophisiological aspects / Van Doorrmen L.J.P. // Psychoterap. Psychosom. -1980.-V. 24.-P. 204−215.
  276. Wada J.A. Intracarotid injection of sodium amytal for the lateralization of cerebral speech dominance: experimental and clinical observation / Wada J.A., Rasmussen T. //Journal of Neurosurgery. 1960. — Vol. 17. — P. 266−282.
  277. Wernike C. Der Aphasische Symtomocomplex. / Wernike C. Breslau, 1874.
  278. White H. Laterality effects in symbolic judgment: The influence of semantic congruity on hemispheric processing / White H., Banks W.P., Zaidel E. // Bulletin of Psychosomatic Society. 1990. — Vol. 28, № 5. — P. 401−404.
  279. Wolski P. Functional hemispheric asymmetry: neuropsychological and electrophysiological aspects / Wolski P. // Acta Neurobiologica Experimanta-lia. -1992.-Vol. 52, № 3.- P. 162.
  280. Woods R. Brain injury, handedness and speech lateralization in a series of amobarbital studies / Woods R., Dodrill C, Ojemann G. // Annals of Neurology. 1988,-Vol. 23.-P. 510−518.
  281. Wyke M.A. Interaction de les functiones de les hemispferos cerebrates / Wyke M.A. // Archives of Neuro-biology. 1983. — Vol. 46, № 7. — P. 369−376.
  282. Zuckermann M. Sensation Seeking: A Comparatiive approach to Human Trait / Zuckermann M. // Behav. And Brain Sci. 1984. — Vol. 7, N 3. — P. 413−471.
  283. Zumoff B. Elevated daytime urinary extcretion of testosteroneglucoronide in men with the type A bechaviour pattern / Zumoff В., Resenfeld R., Friedman M., Byers S. et al. // Psychosom. Med. 1984. — V. 46, No. 2. — P. 223−225.
Заполнить форму текущей работой