Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование организации процесса распространения нововведений в сельском хозяйстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическое значение работы. Полученные в ходе исследования научные результаты представляют собой практическое значение для формирования систем массового распространения новшеств и совершенствования организации процесса диффузии нововведений в сельском хозяйстве. В особенности это относится к территориям, где на локальной территории сосредоточены высшие учебные и научно-исследовательские… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль и место стадии диффузии нововведений в инновационном процессе
    • 1. 1. Роль нововведений в агроэкономике и методологические подходы к проблеме их распространения
    • 1. 2. Сущность и основные условия обеспечения диффузии нововведений в сельском хозяйстве
    • 1. 3. Организационные формы и экономический механизм диффузии нововведений за рубежом
    • 1. 4. Отечественный опыт решения организационно-экономических проблем распространения нововведений в сельском хозяйстве
  • Глава 2. Проблемы диффузии нововведений в системе «ВУЗ — учебное хозяйство — сельские товаропроизводители»
    • 2. 1. Стратегическое партнерство предприятий в решении проблемы диффузии нововведений
    • 2. 2. Формирование современного менеджмента предприятий
    • 2. 3. Стратегические союзы предприятий и организаций по распространению нововведений в сельском хозяйстве
  • Глава 3. Инновационная инфраструктура на стадии диффузии нововведений
    • 3. 1. Концептуальные основы формирования инновационной инфраструктуры
    • 3. 2. Финансовая поддержка и координация диффузии нововведений
    • 3. 3. Информационно-консультационное обеспечение диффузии нововведений

Совершенствование организации процесса распространения нововведений в сельском хозяйстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования вытекает из общемировых экономических тенденций и отечественной практики, доказавших, что прогресс в развитии аграрной экономики и каждого отдельного сельскохозяйственного предприятия возможен лишь на основе непрерывного процесса освоения все новых и новых технологических, технических, биологических, организационно-экономических или иных нововведений.

Опыт передовых сельскохозяйственных предприятий страны, в том числе и Вологодской области, показывает, что посредством реализации стратегии развития, основанной на эффективных инновациях, они достигают выдающихся успехов, не смотря на неблагоприятные внешние условия функционирования. В тоже время в целом по России, в отличие от США, Голландии, Дании, Бельгии, Франции, Германии и большинства других развитых стран запада, до сих пор не удалось добиться уровня продуктивности и эффективности производства, обеспечивающего необходимую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.

Проблема заключается в том, что реальный эффект от инноваций в широком масштабе возможен лишь при массовом распространении (диффузии) нововведений, осуществление которого в аграрном секторе экономики России не происходит. В настоящее время в аграрной сфере страны отсутствуют необходимые условия для диффузии нововведений, что, собственно, и является основной причиной, сдерживающей дальнейшее развитие отрасли.

Прежде всего, не являются стимулирующими массовое распространение нововведений макроэкономические условия, в том числе государственная аграрная политика: отсутствует необходимая бюджетная поддержка, как распространяющих, так и осваивающих новшества организацийне предоставляются налоговые льготы инновационным предприятиямне страхуются ф риски, связанные с инновациями и др.

Во-вторых, в аграрной сфере не сложились в массовом порядке организационно-экономических структуры, обеспечивающие эффективное распространение нововведений.

В-третьих, до сих пор не сформировалась инновационная инфраструктура, поддерживающая диффузию нововведений.

Наконец, и это может быть самое главное, в сельском хозяйстве в ^ большинстве случаев отсутствует менеджмент предприятий, способный к восприятию и освоению новшеств.

Если первая из перечисленных выше проблем, сдерживающих диффузию нововведений, может быть решена лишь на федеральном уровне, то все остальные — реально устранимы в субъектах Российской Федерации и непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях, чему, собственно, и посвящена настоящая диссертация. ^ Степень разработанности темы. Раскрытие значимости нововведений и механизмов их распространения встречается уже в трудах классиков экономической теории Ж. Б. Сэя, Д. Рикардо, А. Маршалла и др.

В последующем данная проблема в зарубежной науке разрабатывается известными учеными-экономистами И. Шумпетером, Ф. Перру, Д. Гэлбрейт, П. Друкером, М. Портером и др.

В рамках марксистского направления в экономической теории пробле ма инноваций нашла свое отражение в работах К. Маркса, В. И. Ленина, Н. И. Бухарина и др.

В той или иной степени проблема массового распространения нововведений в сельском хозяйстве рассматривалась отечественными экономистами-аграрниками А. Ф. Фортунатовым, А. И. Чупровым, А. И. Скворцовым, А. В. Чаяновым и др.

В современной агроэкономической литературе вопросы диффузии нововведений рассматриваются в работах П. А. Андреева, В. М. Баутина, А.Н.

Богатырева, В. Козлова, А. И. Костяева, М. Н. Малыша, О. А. Масленниковой, В. И. Назаренко, Е. С. Оглоблина, В. Н. Острецова, И. С. Санду, И. Г. Ушачева и других ученых.

Вместе с тем, такие проблемы диффузии нововведений, как формирование организационно-экономических структур, ее осуществляющих и обеспечивающих, а также формирования менеджмента предприятий, способного к восприятию и освоению новшеств остаются слабо разработанными в научном плане. При этом, практически неисследованными до сих пор являются проблемы диффузии нововведений в системе «ВУЗ — учебное хозяйствосельскохозяйственные предприятия», исследованию которых посвящена основная часть диссертации, что, собственно, и отличает настоящую диссертацию от ранее выполненных научно-исследовательских работ.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей диссертационной работы явилось обоснование теоретико-методологических позиций и системы практических мер, позволяющих активизировать процесс диффузии нововведений в сельском хозяйстве.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:

— обоснована роль нововведений в развитии сельского хозяйства и методологические подходы к решению проблемы их распространения;

— определена сущность диффузии нововведений и основные условия, обеспечивающие эффективность данного процесса в сельском хозяйстве;

— определены возможные направления применения в сельском хозяйстве России организационных форм и экономического механизма диффузии нововведений, используемых за рубежомисследован отечественный опыт решения организационно-экономических проблем распространения нововведений в сельском хозяйстве на предмет использования его в современных условиях;

— определены пути формирование современного менеджмента сельскохозяйственных предприятий, способного воспринимать и осваивать нововведения;

— обоснованы организационные формы диффузии нововведений в системе «ВУЗ — учебное хозяйство — сельские товаропроизводители»;

— разработаны концептуальные основы формирования инновационной инфраструктуры;

— даны предложения по совершенствованию организации финансовой поддержки и информационно-консультационного обеспечения диффузии нововведений.

Методологическая основа, методы исследования, использованные материалы. Методология исследования базировалась на основных законах материалистической диалектики, экономических законах и категориях, позициях классиков экономической теории относительно движущего механизма процесса диффузии нововведений, роли предпринимателей в инновационной деятельности. Особое методологическое значение в исследовании сыграли основные положения теории инноваций, изложенные в трудах И. Шумпете-ра, Ф. Перру, П. Друкера, М. Портера и др.

В диссертации использованы системный, институциональный, исторический, эндогенный, экзогенный, координационный подходы. Для решения поставленных задач применялись экономико-статистические методы, методы ретроспективного анализа и производственного эксперимента. Метод монографического обследования использовался для решения практических задач по формированию в сельскохозяйственных предприятиях менеджмента предпринимательского типа.

В ходе работы над темой были проанализированы и обобщены основные законодательные и нормативные документы, регулирующие различные аспекты инновационной деятельности в АПК. Исследования проводились с использованием данных Госкомстата Россииотчетных материалов департамента сельского хозяйства и продовольствия Администрации Вологодской областирезультатов исследований научных учреждений, диссертационных работ и публикаций по изучаемой проблеме.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются организационные структуры по осуществлению процесса массового распространения новшеств в сельском хозяйстве. Проверка научной гипотезы осуществлялась и прикладные задачи исследования решались на базе предприятий, организаций и учреждений пос. Молочное, Вологодского и Шекснин-ского районов Вологодской области.

Предмет исследования — закономерности, тенденции, направления и особенности совершенствования организации диффузии нововведений в сельском хозяйстве.

Научная новизна результатов исследования. В диссертации процесс диффузии нововведений в сельском хозяйстве впервые рассмотрен в системе «ВУЗ — учебное хозяйство — сельскохозяйственные предприятия».

При этом в диссертации получены следующие конкретные результаты, характеризующиеся новизной:

1. Обосновано, что проблема распространения нововведений, являющаяся наиболее слабым звеном в организации инновационного процесса, может быть методологически решена через призму трех основных подходов: эндогенного подхода (создание критической массы предпринимателей и менеджмента предприятий, способных к поиску и эффективному освоению нововведений) — экзогенного подхода (создание специальных организационных структур для продвижения осваиваемых новшеств) — координационного подхода (формирование необходимой критической массы, как созданных и прошедших производственную проверку высокоэффективных новшеств, так и менеджмента предприятий (предпринимателей), способного их осваивать).

2. Установлено что подъем в аграрной сфере, как подсистеме народного хозяйства страны в целом, может произойти лишь тогда, когда возникнет устойчивый процесс диффузии нововведений, сущность которой заключается в массовом распространении уже однажды освоенной инновации в новых предприятиях, новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации.

3. Обоснованы приоритеты решения проблем по созданию условий для развития процесса диффузии нововведений: а) формирования современного менеджмента, способного воспринимать и осваивать новшестваб) создание высокоэффективных организационных структур, обеспечивающих быстрое массовое распространение нововведенийв) оказание бюджетной поддержки сельскохозяйственных предприятий, распространяющих и осваивающих нововведения.

4. Выявлено, что зарубежный опыт может быть применим в российском сельском хозяйстве в части повышения роли высших учебных заведений в организации массового распространения нововведений и создания на их базе элементов информационно-консультационной службы, как неотъемлемой подсистемы инновационной инфраструктуры в АПК.

5. Установлено, что из отечественного опыта распространения нововведений в сельском хозяйстве для современных реалий в наибольшей степени подходят научно-производственные и производственные системы при условии адаптации их механизма к рыночным отношениям. Научно-производственные и производственные системы представляют собой системные образования, которые не только осуществляют передачу новшеств все новым и новым сельским товаропроизводителям, но и формируют потребности и способности менеджмента предприятий к освоению нововведений.

6. Обосновано, что в современной институциональной среде массовое распространение новшеств целесообразно осуществлять на основе стратегического партнерства предприятий посредством договоров простого партнерства (договоров о совместной деятельности) или путем образования стратегических союзов, то есть объединения предприятий в целостные системы с общими задачами и стратегиями диффузии нововведений.

7. Доказано, что формирование эффективного менеджмента предприятий в системе «ВУЗ — учебное хозяйство — сельские товаропроизводители» может быть осуществлено на основе стратегического партнерства в форме простого товарищества, посредством которого руководитель и специалисты хозяйств овладевают навыками организации производства, управления персоналом, подбора и организации освоения нововведений. Сделан вывод, что квалификация, как руководителей, так и специалистов хозяйств должна обеспечивать их мотивацию к освоению нововведений, навыки предпринимательства и навыки в организации нововведений.

8. Обосновано, что диффузия нововведений в системе «ВУЗ — учебное хозяйство — сельские товаропроизводители» может осуществляться как посредством создания на базе высших учебных заведений научно-производственных систем, так и образования производственных систем во главе с учебными хозяйствами ВУЗов.

9. Установлено, что формирование инновационной инфраструктуры должно идти по пути «от простого к сложному», то есть в направлении движения от систематизации уже имеющихся элементов инфраструктуры к их развитию, координации и кооперации друг с другом.

Практическое значение работы. Полученные в ходе исследования научные результаты представляют собой практическое значение для формирования систем массового распространения новшеств и совершенствования организации процесса диффузии нововведений в сельском хозяйстве. В особенности это относится к территориям, где на локальной территории сосредоточены высшие учебные и научно-исследовательские учреждения, а также их учебные и опытные хозяйства. Подходы, принципы и методы формирования инновационно-активного менеджмента сельскохозяйственных предприятий, разработанные и экспериментально проверенные автором, могут использоваться при решении аналогичных задач в более широком масштабе.

Практическая реализация результатов исследования. Автор диссертации последовательно и поэтапно, проверяя научную гипотезу, на практике сформировал эффективный менеджмент, способный воспринимать и осваивать нововведения, в совхозе «Прожектор», учебном хозяйстве «Молочное» и учебно-опытном заводе Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н. В. Верещагина, ТОО «Марьино», ТОО «Северная ферма», ТОО «Домшино», ТОО «Чернеево», СПК им. Клубова и СПК «Русь». Предложения и нормативно-правовые материалы по созданию на базе учебного хозяйства «Молочное» производственной системы «Молоко», разработанные автором, приняты ВГМХА им. Н. В. Верещагина к рассмотрению.

Апробация работы. Публикации. Результаты диссертационного исследования многократно докладывались на региональных научно-производственных и производственных совещаниях и конференциях, Ученом Совете ВГМХА им. Н. В. Верещагина, Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы» (Никоновские чтения — 2001, г. Москва).

По теме диссертации опубликовано три работы, в том числе брошюра «Совершенствование организационных форм освоения нововведений в сельском хозяйстве».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и изложена на 157 стр. компьютерного текста. В работе 7 таблиц, 5 рисунков и 5 приложений. Список использованной литературы включает в себя 105 наименования.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило ряд научных гипотез, выдвинутых автором до его начала, и позволяет сделать следующие выводы:

1. В обеспечении роста уровня производительности всех факторов производства в сельском хозяйстве на базе научно-технического прогресса наиболее слабым звеном инновационного процесса является звено массового распространения нововведений, что сдерживает развитие аграрного сектора экономики страны и закрепляет его отставание от большинства зарубежных государств.

2. Диффузия нововведений в зависимости от экономической ситуации, складывающейся под влиянием базовой модели, принятой в стране (административно-плановая экономика, либеральная рыночная модель, регулируемая рыночная экономика) может базироваться на одном из трех методологических подходов:

— экзогенном подходе, когда отсутствует институт предпринимательства и, соответственно, необходимый уровень квалификации и целевые установки менеджмента предприятий, а для продвижения осваиваемых новшеств необходимо создание специальных организационных структур;

— эндогенного подхода, когда создается критическая масса предпринимателей и менеджмента предприятий, способных к поиску и эффективному освоению нововведений, которые, и являются основными действующими лицами в массовом распространении новшеств;

— координационного подхода, когда формируется необходимая критическая масса, как созданных и прошедших производственную проверку высокоэффективных новшеств, так и менеджмента предприятий (предпринимателей), способного его осваивать, а для координации процесса диффузии нововведений создаются специальные инновационные структуры и инновационная инфраструктура.

3. Для развития процесса диффузии нововведений необходимо создание следующих, перечисленных в порядке приоритета условий:

— формирование современного менеджмента, способного воспринимать и осваивать нововведения;

— создание высокоэффективных организационных структур, обеспечивающих быстрое массовое распространение нововведений;

— введение в законодательном порядке бюджетной поддержки сельскохозяйственных предприятий, распространяющих и осваивающих нововведения.

4. Для решения научно-теоретических, методологических и практических проблем диффузии нововведений в современном сельском хозяйстве может быть применен отечественный опыт, накопленный в процессе создания и функционирования:

— института «общественной агрономии» (1890−1925 гг.) в части пропаганды новшеств, их достоинств и экономической выгоды освоенияметодов устной пропаганды нововведений, ведения бесед, чтения лекций, организации курсов, выставок, показательных мероприятийпроведения консультаций;

— машинно-тракторных станций (1929;1957 гг.), как специально создаваемых для диффузии нововведений организационных структур которые формировались системно при параллельном решении технологических, технических, организационных, экономических, кадровых и иных взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, а также централизованном финансовом и материально-техническом обеспечении;

— научно-производственных и производственных систем (80−90- годы), представляющих собой самонастраивающиеся системные образования, осуществляющие как передачу новшеств все новым и новым сельским товаропроизводителям, так и формирующие потребности и способности менеджмента предприятий к освоению нововведений.

5. Изучение зарубежной практики в части организации диффузии нововведений показало на необходимость более полного использования интеллектуального, материально-технического и кадрового потенциала сельскохозяйственных высших учебных заведений и их учебно-опытных хозяйств, которые в единой системе «создание — первичное освоение новшеств» могли бы явиться базой для массового распространения нововведений. Для условий российской действительности вполне применим опыт Соединенных Штатов Америки по организации системы распространения новшеств через высшие учебные заведения, когда формируется система обратной связи от аграрного сектора к аграрным университетам и колледжам.

Кроме того, может быть полезен для сельского хозяйства опыт Нидерландов в осуществления мониторинга результатов использования в сельскохозяйственном производстве новшеств и распространения информации об их достоинствах и недостатках, а также Германии — по организации консультирования через отраслевые союзы, частные фирмы, производящие для сельского хозяйства и продвигающие на рынок средства производства, частные консультационные компании, объединяющие квалифицированных консультантов, независимых от государства и частных специализированных фирм и осуществляющих продвижение новшеств по желанию заказчиков и на их средства.

6. Отечественный исторический опыт и зарубежная практика в организации массового распространения нововведений в современных условиях могут быть использованы через создание стратегического партнерства предприятий, когда партнеры одной стороны осуществляют передачу новшеств, а второй — их освоение с доведением до инновации. При этом, достигается необходимая скоординированная согласованность действий предприятий по вертикали и горизонтали. По степени согласованности действий предприятий стратегическое партнерство может функционировать, как на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) без образования юридического лица, так и их стратегическим союзом, созданным посредством образования юридического лица.

7. Исследования, проведенные на конкретном объекте — пос. Молочное Вологодской области, где сосредоточены ориентированные на молочную специализацию производители новшеств (высшее учебное заведение — Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им. Н.В. Верещагинанаучно-исследовательское учреждение — Северо-Западный НИИ молочного и лугопастбищного хозяйства), объекты первичного освоения нововведений (опытно-производственные хозяйства, учебно-опытное хозяйство, учебно-опытный завод) и организации инновационной инфраструктуры, возможно формирование стратегического партнерства, как посредством договоров простого товарищества, так и стратегического союза (альянса) в форме ассоциации, действующей по принципу научно-производственной (производственной) системы.

Тесное взаимодействие организаций и предприятий в стратегическом альянсе позволит:

— сформировать единое информационное поле для всех участников альянса;

— создать систему, в которой участники альянса не конкурируют друг с другом, а взаимно дополняют друг друга;

— передавать незамедлительно инновационные технологии, методы организации производства и эффективные схемы, приемы и методы менеджмента от одних участников альянса к другим.

В диссертации сделан вывод о возможности создания на базе предприятий и организаций пос. Молочное научно-производственных систем «Луга и пастбища» (головное предприятие СЗ НИИМЛПХ) и «Технологии молочного скотоводства» (головное предприятие ВГМХА им. Н.В. Верещагина), а также производственной системы «Молоко» (головное предприятие учхоз «Молочное»).

8. Исследования, проведенные в Вологодском и Шекснинском районах Вологодской области, показали, что в большинстве сельскохозяйственных предприятий квалификация, как руководителей, так и специалистов не является низкой, но они не имеют:

— мотивации к освоению нововведений;

— навыков предпринимательства (определения маркетинговой стратегии, прогнозирование экономического эффекта, умения рисковать и т. д.);

— навыков в организации нововведений.

В диссертации посредством проверки научной гипотезы, которая складывалась у автора в течение более 25 лет, сделан вывод о том, что посредством формирования эффективного менеджмента, способного воспринимать и осваивать нововведения, можно любое, даже самое отстающее предприятие вывести в категорию рентабельных и устойчиво функционирующих хозяйств. Менеджмент такого уровня может формироваться посредством договора о совместной деятельности предприятий по распространению управленческих нововведений хозяйствующим субъектом, освоившим их у себя. При решении данной задачи в системе «ВУЗ — учебное хозяйство — сельскохозяйственные предприятия» менеджмент учебного хозяйства осуществляет, с одной стороны, функции подготовки через стажировку из числа студентов ВГМХА им. Н. В. Верещагина современных менеджеров, способных эффективно вести предпринимательскую деятельность, воспринимать и осваивать нововведения, а, с другой — регулировать деятельность сельскохозяйственных предприятий на основе заключенных договоров на управление.

9. Процесс массового распространения нововведений может осуществляться системно, непрерывно и эффективно только в том случае, если создание рассмотренных выше организационных структур будет одновременно сопровождаться формированием инновационной инфраструктуры.

Основной принцип в формировании инновационной инфраструктуры может быть определен как путь «от простого к сложному», то есть движение в направлении от систематизации уже имеющихся элементов инфраструктуры к их развитию и кооперации друг с другом.

Инновационную инфраструктуру диффузии нововведений в рассматриваемой системе «ВУЗ — учебное хозяйство — сельскохозяйственные предприятия» считаем целесообразным формировать в следующей последовательности.

Прежде всего, необходимо максимально использовать те инфраструктурные формирования или их зачатки, которые уже имеются в пос. Молочное Вологодской области:

— в сфере информационно-консультационного обслуживания — областную информационно-консультационную службы, базирующуюся в Вологодском областном институте подготовки и переподготовки кадров, а также потенциал докторов и кандидатов наук Северо-Западного НИИ молочного и лу-гопастбищного хозяйства Россельхозакадемии и Вологодской государственной мол очно-хозяйственной академии им. Н. В. Верещагина;

— в обеспечении производственно-технологической поддержки — ФГУ Государственный Центр агрохимической службы «Вологодский», а также лаборатории в составе СЗНИМЛПХ и ВГМХА;

— в сфере подготовки и переподготовки кадров — Вологодский областной институт подготовки и переподготовки кадров и ВГМХА им. Н. В. Верещагина.

Во-вторых, в качестве элементов инновационной инфраструктуры в сфере маркетинга и рекламной деятельности привлекаются областные службы, расположенные в г. Вологде.

В-третьих, такой недостающий элемент инфраструктуры, как финансовая поддержка массового распространения нововведений, требуется создать и организационно оформить вновь. Без привлечения дополнительных финансовых ресурсов весьма сложно решать рассматриваемую проблему.

10. Деятельность по формированию инновационной инфраструктуры в пос. Молочное, практически, завершится с образованием «Инновационного.

Фонда" и «Инновационного Центра», так как с их учреждением решаются главные задачи: обеспечение финансовой поддержки и координации процесса создания и массового распространения нововведений.

В числе учредителей «Инновационного Фонда», безусловно, должны быть все предприятия, организации и учреждения пос. Молочное, прямо или косвенно участвующие в создании или распространении новшеств. Вместе с тем, желательно, чтобы основными учредителями фонда (по величине взноса) были Администрация Вологодской области и Министерство сельского хозяйства России или ими созданные структуры.

Учреждение комплексного инфраструктурного формирования — инновационного центра, который, в дополнение к выше рассмотренным организациям, осуществлял бы в разной степени компетенции большинство из перечисленных функций, выполняя роль координатора инновационного процесса и стыкуя стадии создания и распространения нововведений, следует считать завершающим этапом в формировании инновационной инфраструктуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрная наука России на пороге XX1. века: Состояние и проблемы. Коллективная монография. — М.: «Экономика и информатика», 1999. -400 с.
  2. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / Буздалов И. Н., Крылатых Э. Н., Никонов А. А. и др. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  3. Акционерные общества в сельском хозяйстве / РосАгроФонд. -М., 1999.-252 с.
  4. П.А. Развитие инновационных процессов в условиях рынка. М.: Колос, 1993. — 60 с.
  5. П.А. Инновационные процессы в сельском хозяйстве / Российская академия менеджмента и агробизнеса. М., 2000. — 184 с.
  6. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  7. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. М.: «Закон и право», 1995. — 318 с.
  8. АПК Росиии: приоритеты развития инновационных процессов в условиях рыночной экономики (теория, методология, практика). -М.: Колос, 1994.-248 с.
  9. Н.М. Сельское хозяйство России XX век // Известия СПбУЭФ.- 1999.-№ 2.- С. 100−110.
  10. Ю.Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 207 с.
  11. М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 58−66.
  12. В. Развитие рыночных отношений в АПК // АПК: экономика, управление. 1992. — № 3. — С. 20−29.
  13. З.Бородин В. А. Стратегия управления инновационной фирмой. -Новосибирск: ЭКО, 1996.
  14. .Д. Аграрный вопрос и аграрная политика. -Петербург: Изд-во «Право», 1922. -235 с.
  15. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский Дом «Филин», 1997.
  16. О.Э. Финансовая политика предприятия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1998.-№ 6.-С. 26−33.
  17. Водачек JL, Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии / Пер. со словацкого. М.: Экономика, 1989.
  18. Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений (1929−1999 гг.). СПб., 1999. — 26 с.
  19. В.Я. Институциональная парадигма в политической экономии. На примере Франции. -М.: Наука, 1999. 174 с.
  20. Д.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  21. Д.К. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс, 1979. 406 с.
  22. Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  23. О. А. Аграрная реформа и развитие сельскохозяйственной кооперации в России. -М., 1998. 120 с.
  24. Законодательство обеспечения научной деятельности в РФ. Сб. нормативных актов. М.: Н. Ц. Госкомвуза, 1995.
  25. В.В. Аграрная реформа в России: организационно-экономический аспект. СПб.: «Петрополис», 1993. — 152 с.
  26. Инновационная и конкурентная стратегия корпорации. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1994.
  27. Инновационная экономика. М.: Наука, 2001. — 294 с. 31 .Инновационный менеджмент. Справочное пособие. Изд. 2-е, переработанное и дополненное / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. — 568 с.
  28. Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. — М.: Госпланиздат, 1939.
  29. Л.В., Кузнецова С. А. Управление нововведениями. -Новосибирск: ИЭиОПП, 1994.
  30. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики / Институт экономики РАН. М., 1994. — 179 с.
  31. В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК (на примере Нижегородской области). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000.-384 с.
  32. В.В. Теоретические основы сельскохозяйственного консультирования / Нижегородская консультационная службаагропромышленного комплекса. Нижний Новгород, 2001. -32 с.
  33. Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. -576 с.
  34. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры: доклады и их обсуждение в Институте экономики // Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.
  35. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы. Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 32. — Ст. 3886.-С. 7447−7455.
  36. Концепция развития инновационных процессов в АПК России. Проект / ВНИЭСХ. М., 2002. — 30 с.
  37. А.И., Острецов В. Н., Филяков А. В. Совершенствование организационных форм освоения нововведений в сельском хозяйстве / СЗ НИЭСХ. СПб-Пушкин, 2000. — 33 с.
  38. А.И., Острецов В. Н. Факторы производства и производительности в сельском хозяйстве (эволюция научных взглядов, роль в обеспечении конкурентного преимущества, формы организации воспроизводства) / СЗ НИЭСХ. СПб-Пушкин, 2000. — 43 с.
  39. А.И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы исследования. -Екатеринбург: Изд-во Уральской ГСХА, 1999. 280 с.
  40. В.В. Рыночные отношения и планирование // АПК: экономика, управление. 1992. — № 8. — С. 51−53.
  41. В.И. Очередные задачи советской власти // В. И. Ленин. Сочинения. Издание 3-е. Т. XXII. М.: Партиздат ЦК ВКП (б), 1935.-435−468 с.
  42. М.Н. Научно-технические достижения — агропрому. JL: Лениздат, 1989. — 160 с.
  43. М.Н. Организационно-экономические проблемы внедрения научно-технических достижений и передового опыта в сельскохозяйственное производство. Автореф. докт. дисс. Л., 1991.-39 с.
  44. A.M. Межселенные машинно-тракторные станции. Предисл. Г. М. Кржижановского. Изд. шестое. М.: Плановое хозяйство, 1930. — 304 с.
  45. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. М.: Политиздат, 1969. 907 с.
  46. А. Принципы экономической науки. Т. I. — М.: Прогресс, 1993. -415 с.
  47. П. Опыт изучения работы машинно-тракторных станций. М.: ОГИЗ-СЕЛЬХОЗГИЗ, 1947. — 72 с.
  48. Методика оценки финансового состояния сельскохозяйственных предприятий / Под ред. Узуна В. Я. М.: Росагрофонд, 2000. -60 с.
  49. Методические основы социально-экономического мониторинга аграрной реформы / Российская академия сельскохозяйственных наук. — М., 1993.- 184 с.
  50. Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М.: ОАО «НПО „Экономика“, 2000. — 878 с.
  51. В.В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. Часть 1. Исторические этапы крестьянского вопроса в России. М.: „Агропрогресс“, 1999. — 254 с.
  52. В.В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. Часть 2. Крестьянство в канун третьего тысячелетия. М.: „Агропрогресс“, 1999. — 307 с.
  53. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999. — 480с.
  54. А.А. Сельское хозяйство России в период переходной экономики (региональный аспект: причины, последствия, меры преодоления). М: АгриПрогресс, 1997. — 182 с.
  55. Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  56. В.И. Информация, информатика и консультационная служба в сельском хозяйстве. М.: АМБ-агро», 1998. — 119 с.
  57. Научное обеспечение агропромышленного комплекса / Сост. Ю. И. Мордвинцев и др. М.: Агропромиздат, 1988. — 271 с.
  58. А.А. Перспективы аграрной реформы: стратегия переходного периода // АПК: экономика, управление. 1993. -№ 7.-С. 26−30.
  59. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII XX вв.). — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — 574 с.
  60. Основы стратегического планирования. -СПб.:Знание, 1998. -96 с.
  61. А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: НКПО «Энциклопедия российских деревень». — 1995. — 146 с.
  62. М. Конкуренция. М.:Изд. дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  63. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. -М.: РИЦЛО «Мегаполис-контакт», 1993.
  64. Р.Э. Развитие различных форм хозяйствования в аграрном секторе / Науч. тр. ВИАПИ. Вып.2. М.: Энциклопедия российских деревень, 1998. — 117 с.
  65. Примерное положение о производственной (научно-производственной) системе // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. М.: Агропромиздат, 1988.- С. 222−228.
  66. Программа стабилизации и развития АПК Вологодской области на 2001−2005 годы. Вологда, СПб-Пушкин, 1999. — 78 с.
  67. Производственные и научно-производственные системы в сельском хозяйстве / Е. С. Оглоблин, А. Д. Джанхангиров, В. Р. Боев и др. М.: Агропромиздат, 1990.
  68. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: «Экономика», 1999. — 793 с.
  69. Реорганизация и восстановление платежеспособности экономически несостоятельных предприятий. Методические рекомендации / НИЭСХ НЗ РФ. СПб., 1996. -44 с.
  70. Д. Начала политической экономии // Пети В., Смит А., Риккардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 403−479.
  71. А.Е. Теория и практика управления АПК. М.- Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 1998. — 1998. — 224 с.
  72. Северо-Западный научно-исследовательский институт молочного и лугопастбищного хозяйства / Сост. А. А. Прозоров, Р. В. Углина.- Вологда Молочное, 1996. — 40 с.
  73. Сей Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Дело, 2000. -230 с.
  74. А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве.- М.: Информагробизнес, 1996. 162 с.
  75. Система ведения агропромышленного производства Кировской области на период до 2005 года / НИИСХ Северо-Востока. -Киров, 2000.-368 с.
  76. А.И. Основы экономики земледелия. Изд. 3-е. Т. II. Учение о формах хозяйства. JL: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. -350 с.
  77. А. Исследование о природе и причине богатства народов. Книга первая. М.: «Ось-89», 1997. — 256 с.
  78. Совершенствование деятельности научно-производственных систем в условиях рыночной экономики. М., 1992.
  79. И. Вопросы ленинизма. Изд. 11. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1945. — 612 с.
  80. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 2000.-412 с.
  81. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А. Н. Петрова. Ч. 2. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1999. — 120 с.
  82. Е.С. Методология и практика аграрного реформирование. Автореф. дис. док. экон. наук. М., 1994. — 39 с.
  83. Техническое перевооружение колхозов. Под ред. Я. Никулихина и А. Караваева. -М.: Сельколхозгиз, 1931.
  84. Туган-Барановский М. И. Избранное. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. М.: Наука, 1997.-574 с.
  85. А.И., Поздняков A.M. Методические рекомендации для разработки программ развития АПК региона. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1979. — 49 с.
  86. Управление инновационным циклом. Киев: Наукова Думка, 1993.
  87. И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. М.: Экономика и информатика, 1999. — 368 с.
  88. С.Г. Организация и управление инновационной деятельностью на предприятии. — М.: 1998.
  89. Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 600 с.
  90. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
  91. М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992.
  92. А.В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды. М.:
  93. Экономика, 1989.-492 с. 99. Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии // Избранные произведения: Сборник. М.: Московский рабочий, 1989. — с. 57−180.
  94. А.И. Характер и причины современного промышленного кризиса в Европе. М., 1889.
  95. Л.Ф., Лебедев Ю. А. Инновационный процесс в регионе: Организационно-экономический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГЭУ, 1995.
  96. А.А. Инновационный менеджмент. Вологда, 1998.
  97. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.-455 с.
  98. Экономическая энциклопедия. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. — 1055 с.
Заполнить форму текущей работой