Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Институциональный аспект церкви (включающий сферы церковного права, науки и образования) непосредственно связан с социопсихологическим: институт церкви объединяет людей на основании индивидуальной веры и ритуализированных видов деятельности — богослужения и богопочитания. Таким образом, церковно-религиозная сфера общения представляет собой, по сути, объединение двух подсфер, имеющих разный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПОНЯТИЕ «ЖАНР РЕЧИ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
    • 1. 1. Речевые жанры в концепции М.М.Бахтина
    • 1. 2. Понятие речевого жанра в отношении к базовым понятиям лингвистики текста
      • 1. 2. 1. Жанр речи, текст и дискурс
      • 1. 2. 2. Жанр речи и тип текста
      • 1. 2. 3. Жанр речи и стиль
    • 1. 3. Внутренняя организация речевого жанра
      • 1. 3. 1. Объем понятия «речевой жанр». Первичные и вторичные речевые жанры
      • 1. 3. 2. Речевой жанр и интенция
      • 1. 3. 3. Речевой жанр и сфера общения
      • 1. 3. 4. Речевой жанр и коммуникативная ситуация
      • 1. 3. 5. Речевой жанр и статусно-ролевые характеристики адресанта и адресата
      • 1. 3. 6. Языковые средства жанра
    • 1. 4. Модель речевого жанра
    • 1. 5. Жанровая норма и жанровая компетенция
  • Выводы
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
    • 2. 1. Церковь как социальный институт
      • 2. 1. 1. Основные участники коммуникативного пространства
      • 2. 1. 2. Компоненты института церкви: церковное право, церковная наука, церковное образование
      • 2. 1. 3. Религия как социально-психологический феномен
    • 2. 2. Православный дискурс России и Украины
      • 2. 2. 1. Взаимоотношения РПЦ и УПЦ МП
      • 2. 2. 2. Различия в социальном и политическом статусе РПЦ в России и УПЦ МП на Украине
    • 2. 3. Социолингвистическая характеристика церковной сферы
    • 2. 4. Категориальные признаки церковно-религиозной сферы общения
      • 2. 4. 1. Характеристики общения в церковно-религиозной сфере
      • 2. 4. 2. Церковнославянские выражения как средства, маркирующие церковно-религиозные жанры
      • 2. 4. 3. Жанровый аспект проблемы «Язык и религия»
  • Выводы
  • Глава 3. СИСТЕМА ЖАНРОВ ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ
    • 3. 1. Системность жанров церковно-религиозной сферы
    • 3. 2. Система церковно-религиозных жанров РПЦ и УПЦ МП
      • 3. 2. 1. Центральные речевые жанры церковно-религиозной сферы
        • 3. 2. 1. 1. Исповедь
        • 3. 2. 1. 2. Молитва
      • 3. 2. 2. Периферийные речевые жанры церковно-религиозной сферы
        • 3. 2. 2. 1. Устав как правоустанавливающий жанр церковно-религиозной сферы
        • 3. 2. 2. 2. Богословская статья как вероучительный жанр церковно-религиозной сферы
        • 3. 2. 2. 3. Послание как учительный (воздействующий) жанр церковно-религиозной сферы
  • Выводы
  • Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
    • 4. 1. Методы изучения жанровой компетенции
    • 4. 2. Социальная обусловленность продуктивной жанровой компетенции
      • 4. 2. 1. Реализация жанровых моделей в ситуации исповеди
      • 4. 2. 2. Реализация жанровых моделей в ситуации обращения к Богу
    • 4. 3. Социальная обусловленность рецептивной жанровой компетенции
      • 4. 3. 1. Материал и методы изучения рецептивной жанровой компетенции
      • 4. 3. 2. Смысл и «типичность» текста и их связь с жанровой компетенцией
      • 4. 3. 3. Результаты дисперсионного анализа силы влияния социальных страт на успешное узнавание речевых жанров
      • 4. 3. 4. Лингвистические параметры, влияющие на узнавание речевых жанров
  • Выводы

Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интерес к «человеку говорящему», к изучению отражения в речевой деятельности индивида всей совокупности его социальных и психологических характеристик можно назвать ведущим принципом современного языкознания. Формирование особой дисциплины — речеведения, предметом которой становится речь как один из компонентов деятельности человека, является естественным воплощением антропоцентризма современной лингвистики (Т.В. Шмелёва, М. Н. Кожина, В. А. Мишланов и др.). При этом становится закономерным оперирование понятием текста — единицы, непосредственно соотнесённой с экстралингвистическим контекстом речепорождения. Текст, как известно, изучается во многих направлениях лингвистики: в функциональной стилистике, психолингвистике, социолингвистике, «грамматике текста» и др. Понимание социальной обусловленности текстовых явлений, особенно важное для речеведения, обосновано в трудах Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьева, P.M. Фрумкиной, А. С. Штерн, Л. П. Крысина, Л. П. Сахарного, Т. И. Ерофеевой, Т.А.ван Дийка, Н. Фэйрклафа, Б. Палтриджа и мн.др.

Одна из важнейших характеристик текста с точки зрения функционирования в социальной реальности — его жанр. Жанроведение — относительно молодое, но уже весьма популярное направление — является «ядерной» дисциплиной в рамках речеведения. Теоретической основой жанроведения служат труды многих отечественных и зарубежных лингвистов (М.М. Бахтина, К. Беркенкоттера, А. Вежбицкой, Т. Добржиньской, К. А. Долинина, Ю. Жу, В.-Д. Краузе, К. Ф. Седова, М. Ю. Федосюка, К. Шаффнер, Т. В. Шмелёвой и др.), однако общепринятой трактовки понятия «жанр речи» до сих пор не выработано. Существует множество подходов к определению жанра речи, в том числе психолингвистический, где жанр понимается как фрейм сознания j языковой личности, влияющий на развёртывание мысли в слово (Баранов 1997; Гуц 1997; Седов 2007 и др.), функционально-стилистический, в котором жанр есть «относительно устойчивая форма духовной социокультурной деятельности на ступени ее объективации посредством речевых действий в тексте» (Салимовский 2002: 31- см. таюке Барнет 1985; Матвеева 1997 и др.)? социо-прагматический, где жанр речи трактуется в виде «вербально-знакового оформления типических ситуаций социального взаимодействия людей» (Седов 2007: 8- см. также Богин 1997; Гольдин 1997; Дементьев 1997, 1999, 2001 и мн.др.) и др. Понятно, что при разных подходах понятие жанра высвечивается по-разному, но и в рамках отдельных подходов нет ещё единства в трактовке этого понятия речеведения.

Весьма продуктивным во многих отношениях можно считать социолингвистический подход к жанрам, который позволяет учитывать как собственно лингвистические характеристики текстов, так и социальный контекст их порождения и функционирования. Социально ориентированный подход к жанрам речи развивался в работах В. К. Бхатии, Дж.М. Свейлза, К. А. Долинина, В. И. Карасика, М. В. Китайгородской, Н. Н. Розановой, Н. Фэйрклафа и др. Однако ни чёткого определения жанра, ни исчерпывающего анализа социальных факторов, влияющих на производство и функционирование жанров, в рамках этого подхода пока предложено не было.

Недостаточная разработанность базового понятия жанроведения делает актуальной задачу выявления сущностных свойств этого лингвистического объекта как компонента речевого взаимодействия людей. В частности, актуальным в этом аспекте представляется рассмотрение зависимости жанров от социальных характеристик институциональной группы, в которой эти жанры реализуются, а также принципов организации системы жанров определённой социальной коммуникативной сферы. Подчеркнём, что изучение жанров речи в социолингвистическом аспекте, позволяя выявлять социально обусловленное, общее в речевой деятельности индивида, может быть органично совмещено с исследованием индивидуального в каждом текстовом произведении.

Исследование данной проблемы в работе проводится на примере церковно-религиозной коммуникативной сферы, конкретнее — на примере текстов, функционирующих в Русской Православной Церкви (РПЦ) и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП).

Интерес к церковно-религиозной коммуникативной сфере возрастает год от года в связи с увеличением социального влияния религии. Развитие современного общества заставляет обратить внимание на социально-психологические характеристики этой достаточно высокоорганизованной сферы общения. Можно говорить о формировании функционально-стилистической традиции изучения жанров речи, реализующихся в церковно-религиозной сфере общения, представленной в трудах М. Войтак, С. А. Гостеевой, О. С. Захаренковой, Ю. М. Коминко, О. А. Крыловой, JI.M. Майдановой, Л. И. Мацько, В. А. Мишланова, О. А. Прохватило вой, М. Б. Расторгуевой, Со Ын Ен, К. С. Сусловой, И. Ю. Ярмульской и др.

В социологии церковь традиционно рассматривается как институциональная группа. В рамках социолингвистики активно исследуются речевые характеристики социальных групп, в том числе устанавливаются «групповые шаблоны речи» (Крысин 2008). Репертуар речевых жанров (РЖ), которыми пользуются члены социальной группы, по-видимому, должен быть включен в список выполняющих интегрирующую функцию «речевых шаблонов». Для характеристики адаптивных и интегративных функций речевого жанра во внутригрупповом общении удобно использовать понятие жанровой компетенции, понимаемой как следование жанровой норме (эталонной модели жанра) при производстве и восприятии текстов.

Религиозная сфера может рассматриваться как совокупность социально-институциональной, психологической и социокультурной сфер, определяющих специфику текстовой деятельности включенного в конфессиональную группу индивида. Рамки социально-институциональной сферы задаются самой церковью как социальным институтомпсихологическая сфера определяется религиозными взглядами индивида, включенного в институциональную группусоциокультурная сфера формируется общими ценностями и совместной деятельностью людей, объединённых институтом церкви. Исследование церковно-религиозных текстов с учётом этих факторов до сих пор не осуществлялось.

Неразработанным в жанроведении остаётся и вопрос о системном характере репертуара жанров, функционирующих в церковной сфере, и о самих признаках системности, релевантных для данной сферы коммуникации.

В настоящей работе исследуется система жанров церковно-религиозной коммуникативной сферы в зависимости от социолингвистических характеристик конфессиональной группы. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка установить зависимость между социальными характеристиками конфессиональной группы и речевыми жанрами, обслуживающими деятельность этой группы, и осуществляется моделирование системы речевых жанров церковно-религиозной коммуникативной сферы на социолингвистических основаниях, наконец, насколько нам известно, впервые проводится экспериментальное исследование жанровой компетенции индивида.

Понимание сферы общения как замкнутой, жёстко очерченной системы, ограниченной одной центральной целью, кажется упрощенным: в каждой сфере общения существуют переходные, диффузные зоны, в которых регулярно реализуются нецентральные цели. Эти диффузные зоны церковно-религиозной сферы также анализируются в настоящей работе.

Таким образом, объектом изучения в настоящей работе являются церковно-религиозные тексты различных жанров, функционирующих в современной религиозной сфере России и Украиныпредметом исследования выступают жанровые признаки этих текстов, обусловленные социолингвистическими характеристиками языкового коллектива прихожан и священнослужителей РПЦ и УПЦ МП, определяющие их системную организацию и выступающие компонентами нормативной модели жанра.

Основной гипотезой работы является положение о влиянии макросоциального фактора (институционального статуса конфессиональной группы) на систему речевых жанров, используемых в этой группе. В разных ситуациях признаки, влияющие на использование и распознавание жанра, оказываются различными. Жанровая компетенция (адекватное восприятие и распознавание системообразующих РЖ) определяется микросоциальными факторами (прежде всего воцерковлённостью индивида).

В соответствии с этим цель работы мы видим в том, чтобы описать зависимость системы церковно-религиозных жанров и внутригрупповой жанровой компетенции от социальных признаков, релевантных для РПЦ и УПЦ МП.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

1) обоснование социолингвистического подхода к анализу церковно-религиозных жанров;

2) анализ специфики церковно-религиозной коммуникативной сферы РПЦ и УПЦ МП и описание системы жанров, функционирующих в религиозной сфере России и Украины;

3) создание эвристически полезной модели РЖ, позволяющей учитывать социальное варьирование её конституентов, и выявление ведущих признаков, формирующих жанр в сфере религиозной коммуникации;

4) комплексное описание церковно-религиозных жанров на основе данной модели;

5) выявление социальных факторов, определяющих адекватные реализацию и восприятие речевого жанра.

Теоретическую значимость имеет дальнейшая разработка понятий «модель жанра», «жанровая норма» и «жанровая компетенция», необходимая для более строгого описания системы речевых жанров в разных сферах общественной деятельности, надеемся, что результаты исследования вносят определенный вклад в теорию жанров речи. Описываемая жанровая модель позволяет вскрывать сущностные зависимости между социопсихологическими характеристиками человека и его речью. Важное теоретическое значение имеет и разработка понятийного аппарата для описания религиозной коммуникации (институциональная группа, языковой коллектив, институциональные жанры и др.).

Положения, выносимые на защиту.

1. Система жанров церковно-религиозной коммуникативной сферы организована по полевому принципу, предполагающему стабильность речежанрового ядра и диффузность периферии. Отношения ядра и периферии жанрового поля зависят от макросоциолингвистических характеристик социальной группы, в которой эти жанры используются.

2. Центральными жанрами церковно-религиозной коммуникативной сферы являются «жанры выражения индивидуальной веры» (молитва, исповедь, проповедь). Эти жанры испытывают наименьшее влияние светских дискурсов.

3. На периферии жанрового поля находятся институциональные церковно-религиозные жанры (жанры, фиксирующие характеристики церкви как социальной организации): послание, богословская (научная) статья, устав (статут).

4. Для определения общих черт жанра, свойственных и светскому, и церковно-религиозному дискурсу, вводится понятие «промежуточного» жанра, функционирующего на границах стилей (церковный + официальный = уставцерковный + научный = богословская статьяцерковный + публичный (масс-медийный) = послание).

5. Возрастание социального веса конфессиональной группы приводит к расширению периферийной зоны жанровой системы, заимствованию светских жанровых моделей (что происходит в РПЦ и пока не наблюдается в УПЦ МП, не имеющей официального статуса). Следовательно, изменяется и жанровая норма (инвариантные жанровые модели) институциональной части дискурса.

6. Жанровая компетенция находится в зависимости от социальных характеристик индивида. Для церковно-религиозных жанров определяющими факторами являются интегрированность индивида в институциональную группу (воцерковлённость) и специальность (филология).

Материалом исследования послужили 453 церковно-религиозных текста, в том числе: 90 текстов посланий иерархов РПЦ и 90 — УПЦ МП, опубликованных на официальных сайтах патриархий и сайтах-сателлитах, в специализированных изданиях («Православная газета», «Новосибирский епархиальный вестник» и др.) — 16 текстов церковно-религиозных уставов на русском языке и 11 — на украинском языке- 50 текстов богословских статей на русском языке и 25 — на украинском языкезаписи текстов свободных молитв (143) и интервью о ходе исповеди (28 текстов) — а также специализированные пособия («Настольная книга священнослужителя», «Чин исповеди», «В помощь кающемуся»). Общий объём исследованного материала составил более 300 тыс. словоупотреблений.

В работе использовались следующие методы сбора материала: анкетирование и интервьюирование, метод сплошной выборкиметоды обработки материала: семантический и контекстуальный анализ, структурно-описательный анализстатистические методы (дисперсионный анализ).

Достоверность обеспечивается повторяемостью результатов экспериментов, качественной и количественной репрезентативностью выборки информантов, а также объёмом исследованного материала (всего в ходе работы было проанализировано 453 текста объёмом более 300 тыс. словоупотреблений).

Практическая ценность работы обусловливается возможностью применения её теоретических выводов в университетских курсах по социолингвистике, теории дискурса, функциональной стилистике, лингвистике текстапрактические результаты работы могут быть использованы в преподавании русского и украинского языков (в том числе иностранцам) для развития коммуникативной компетенции учащихся, при проведении лингвистических экспертиз текстов соответствующих жанров, а также в работе специалистов по социологии и психологии религии, журналистов, священнослужителей (в том числе для повышения эффективности взаимодействия в религиозной сфере).

Апробация и внедрение работы. Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах и сообщениях на VTI Международной научной конференции (Пермь, 15−16 апреля 2003 г.), III Международной научной конференции «Лексико-грамматические инновации в современных восточнославянских языках» (Днепропетровск, 19−20 апреля 2007 г.), VII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения») (Великий Новгород, 9−13 мая 2007 г.), XXXVII Международной филологической конференции (Санкт-Петербург, 11−15 марта 2008 г.), XVII Международной научной конференции «Язык и культура» им. проф.

С. Бураго (Киев, июнь 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Лингвистические чтения — 2008» (Пермь, 28 февраля 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Лингвистические чтения — 2009» (Пермь, 28 февраля 2009 г.), III Международной научно-практической конференции «Общество — Язык — Культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке» (Москва, 28 ноября 2008 г.), I Международном коллоквиуме молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» (Ярославль, 14−16 июня 2007 г.), Всероссийской научной конференции «Строгановские чтения» (Соликамск, сентябрь 2008 г.), Ежегодной региональной научной конференции Уральские лингвистические чтения — 2008 (21) «Актуальные проблемы лингвистики» (Екатеринбург, 1−2 февраля 2008 г.), отчётных конференциях преподавателей, аспирантов, молодых учёных и студентов Пермского государственного университета (Пермь, апрель 2005 г., май 2006 г., май 2007 г.), заседании Пермской школы социои психолингвистики (Пермь, март 2009 года), заседании кафедры общего и славянского языкознания Пермского государственного университета (октябрь 2009 г.).

По теме диссертации опубликовано 13 работ.

Структура работы. Работа состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, Списка использованной литературы (258) и Приложений, содержащих список источников (453), тексты исповедей, свободных молитв, анкету, использованную при проведении эксперимента, и результаты анкетирования в табличном виде.

Основной текст диссертации изложен на 255 страницах. В работе содержится 20 таблиц и 9 рисунков.

Выводы.

В настоящей главе была рассмотрена зависимость жанровой компетенции в продуктивном и рецептивном аспектах от микросоциальных факторов. Фактор «институциональная принадлежность» ещё не становился предметом рассмотрения лингвистов, в настоящей работе осуществляется попытка расширить число изучаемых в социолингвистике факторов за счёт этого социопсихологического фактора.

На продуктивном уровне была выявлена зависимость реализуемой жанровой модели от принадлежности информанта к институциональной группе. В ситуации исповеди информанты, имеющие малый опыт покаяния, реализуют жанровый образец беседы по душам, относящийся к бытовой сфере. Воцерковлённые опытные информанты (включенные в групповую деятельность и знакомые с жанровыми нормами, представленными в специальной литературе) продемонстрировали высокую жанровую компетенцию в религиозной сфере, то есть реализовали канонический жанр исповеди (монологический, с основной интенцией, совпадающей с первичным жанром извинения), а не обращались к другим типам текстов, реализуемым вне институциональной сферы.

Анализ текстов молитв показал такую же зависимость жанровой компетенции от включенности индивида в группу: невоцерковлённые информанты избирали в ситуации молитвы жанровый образец бытовой просьбы, а также использовали коллоквиальные конструкции и лексемы. Воцерковлённые же информанты продемонстрировали высокую жанровую компетенцию, в том числе в реализации неосновных (не свойственных общему типу текста, но обязательных для конкретного жанра) интенций жанра молитвы — хваления, покаяния. Представляется, что информанты, не включенные в институциональную группу в достаточной мере, владеют коллок-виальными жанрами (что, в общем, естественно, поскольку ребёнок сначала осваивает жанры бытового общения). Эти жанры невоцерковлённый человек переносит в сферу общения, недостаточно им освоенную, и образует своеобразный жанровый гибрид (исповедь — «разговор по душам» или молитва — «просьба»).

Наметилась важная тенденция: информанты, показавшие невысокую жанровую компетенцию, вместо канонических церковных жанров использовали наиболее знакомые жанровые модели, а именно — модели жанров разговорной речи (беседа по душам, просьба, обещание). Можно предположить, что именно жанры разговорной речи усваиваются лучше всего и раньше, а затем, в незнакомой ситуации, избираются для реализации авторской интенции.

В процессе восприятия жанра можно выделить смысловой и метаязы-ковой уровни. На первом уровне (изучение проводилось методом ключевых слов) все информанты продемонстрировали сходные результаты: со смыслом монологического вторичного текста связываются высказывания или отдельные лексемы (реже), фиксирующие тему текста. Для «квазидиалогического» текста НКС фиксирует интенциональные элементы. Это подтверждает мнение Т. М. Дридзе (1976: 34) о том, что понять смысл текстазначит выявить основную авторскую интенцию. Под типичными для текста единицами все информанты понимают стилистически маркированные лексемы, то есть для наивного носителя языка «типичность» текста определяется его стилистической окрашенностью.

При изучении метаязыкового уровня восприятия жанра (соотнесение конституентов конкретного текста с «типовыми» для данного жанра) выявилась зависимость успешного узнавания жанра от страт «институциональная принадлежность» и «специальность». Страта «гендер» на нашем материале оказалась несущественной. Влияние воцерковлённости на распознавание жанра объясняется высоким значением языковой подготовки при включении в институциональную группу прихожан: для этого существует масса специальных пособий, кроме того, богопочитание заключается в чтении литургических текстов (Библии, молитвослова, житийной литературы). Вес страты «специальность» оказался значительным из-за того, что подготовка филолога включает в себя ознакомление с текстами различных жанров, усвоение приёмов их анализа и стилевой атрибуции.

Результаты нашего эксперимента позволяют скорректировать ранги жанровых конституенов, влияющих на успешное узнавание жанра. Можем утверждать, что на смысловом уровне восприятия ведущим фактором понимания является верное установление авторской интенции. Кроме того, становится очевидно, что на метаязыковом уровне легче всего распознаются адресат текста, а проблематичнее всего стиль (лингвистический параметр, верное установление которого зависит от метаязыковой подготовки информанта). Влияние на распознавание жанровых конституентов оказывают градации страт: так, градации фактора «институциональная принадлежность» обуславливают определение деятельностной ситуации и «имени» жанра, градации фактора «специальность» влияют на узнавание интенции молитвы, для фактора «гендер» установлена связь с определением авторства устава.

В целом сила влияния разных жанровых конституентов на узнавание жанра варьируется в разных текстах и обусловливается социальными характеристиками информанта, что говорит о подвижности жанровой модели и необходимости корректировать ранги жанровых конституентов при описании каждого конкретного жанра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Концепция и методология работы базируется на идеях ведущих рече-ведческих дисциплин — жанроведения и социолингвистики. В теории речевых жанров, основанной на богатейших идеях М. М. Бахтина, активно используется представление о социальности РЖ, поскольку он понимается как нормативный тип текста, фиксирующий стандартную коммуникативную ситуацию. Ситуативность РЖ с необходимостью выводит исследователя к понятию сферы общения. Можно представить следующую схему: сфера использования языка образована рядом стандартных коммуникативных ситуаций, которые, в свою очередь, оформляются речевым жанром. Вместе с тем понимание сфер общения как замкнутых, жёстко ограниченных заданным набором ситуаций образований кажется упрощением: если рассматривать целостное коммуникативное пространство, всегда будут существовать диффузные, переходные зоны, объединяющие нецентральные для сферы общения, но тем не менее постоянно реализуемые, цели. Анализу этих диффузных зон и посвящена настоящая работа.

Сфера общения в жанровом аспекте показывает, что её можно представить как поле, в ядре которого локализуются РЖ, соответствующие стандартным коммуникативным ситуациям и реализующие центральные для данной сферы интенции. Однако деятельность человека в силу своей типизированности и многосоставности всегда включает нецентральные, но, тем не менее, обязательные для нормального протекания общения цели. Они являются, по нашему мнению, общими для нескольких сфер.

Для описания этих нецентральных интенций и для решения проблемы функционально-стилистического статуса церковно-религиозных жанров используется понятие «тип текста», которое мы трактуем как абстрактную модель, представляющую собой сетку интенций с элиминированными экстралингвистическими признаками (в то же время эти признаки полезны для типологического описания речевого жанра). Тип текста может в качестве абстракции соотноситься с речевым актом (в рамках TP А), с первичным РЖ (в жанроведении) или промежуточным РЖ (в функциональной стилистике).

В социолингвистике установлено, что макросоциальными факторами, влияющими на развитие языка, являются основные общественные институты (Дешериев 1988: 11). Современная социология к базовым общественным институтам относит и церковь, однако влияние этого институционального образования на функционирование языка пока оставалось в «теневой зоне» лингвистики, несмотря на то что в рамках функциональной стилистики успешно разрабатывается теория церковно-религиозного функционального стиля, изучаются отдельные религиозные речевые жанры.

В рамках функционально-стилистического подхода, для которого характерна высокая степень абстрагирования и опора на весьма широкие категории (такие, как «социокультурная деятельность», «общественное сознание»), институционально-групповой характер церкви как один из факторов, определяющих своеобразие РЖ, не мог стать предметом рассмотрения, поскольку деятельность социальной группы предполагает, наряду с центральной институциональной целью, многообразие вспомогательных целей, обеспечивающих существование института.

Церковь в современном обществе представляет собой высокоорганизованную институциональную социальную группу, состоящую из священнослужителей и верующих. При этом церковный дискурс включает речевое общение не только основных членов группы, но и коммуникативное взаимодействие со светскими «наблюдателями». Внедрение института церкви в российские светские институциональные образования можно назвать «приметой времени», связанной с социально-политическим положением РПЦ в государстве. Однако Украинская Православная Церковь МП пока занимает маргинальную позицию в украинской общественно-политической системе. Институциональный статус церкви оказывает влияние на репертуар речевых жанров, функционирующих в рамках института церкви.

Социолингвистический подход к церковно-религиозным жанрам включает исследование нескольких аспектов.

1. Для изучения коммуникации в рамках института церкви, который представляет собой высокоорганизованную социальную группу, объединённую общими нормами и целями деятельности, а также специально поддерживаемым речевым кодом, может быть эффективно использовано понятие сферы общения (Михальченко 1988: 144).

2. Институциональный аспект церкви (включающий сферы церковного права, науки и образования) непосредственно связан с социопсихологическим: институт церкви объединяет людей на основании индивидуальной веры и ритуализированных видов деятельности — богослужения и богопочитания. Таким образом, церковно-религиозная сфера общения представляет собой, по сути, объединение двух подсфер, имеющих разный социолингвистический статус: институциональная подсфера определяется макросоциальными факторами и является изоморфной светским дискурсам, включающим в себя научные, правовые, масс-медийные религиозные текстыличностно ориентированная часть церковного дискурса представлена текстами, реализующими индивидуальное богопочитание, и определяется микросоциальными характеристиками личности, прежде всего воцерков-ленностыо — включенностью в социальную группу верующих. В соответствии с этими «подсферами» выделяются институциональные жанры (устав, послание, жанры научного творчества) и жанры личностно ориентированные (молитва, исповедь).

Системность РЖ, обслуживающих церковно-религиозную сферу, описывается с использованием понятий полевой организации и принципов дискурсивного анализа, предполагающего исследование взаимодействия речевых жанров с общественными структурами. В связи с этим тексты, функционирующие в религиозной сфере, могут быть разделены на макродискурс, объединенный общей сферой общения, и микродискурс, являющийся ядром макродискурса. Макродискурс четкой стилевой ориентации не имеет: его периферию образуют промежуточные, переходные жанры (язык церковного права соотносится с официально-деловым стилем, язык богословия — с научным, язык посланий — с публицистическим). Это утверждение относится прежде всего к сфере РПЦ, поскольку российский религиозный дискурс активно взаимодействует со светскими дискурсами и заимствует жанры светских сфер коммуникации, образуя своеобразные жанровые гибриды. Язык УПЦ МП, занимающей неофициальное, маргинальное положение в социально-политической системе Украины, представлен микродискурсом: в сфере УПЦ МП пока функционируют лишь «чистые», негибридные церковно-религиозные жанры.

Жанры выражения индивидуальной веры (личностно ориентированные) демонстрируют зависимость выбора типа текста от микросоциальных характеристик информанта. В ситуации исповеди люди, имеющие малый опыт покаяния (слабо включенные во внутригрупповое общение), реализуют жанровую модель «беседы по душам», относящуюся к бытовой сфере. Информанты, включенные во внутригрупповое общение и знакомые с жанровыми нормами группы, реализовали канонический (микродискурсный) жанр исповеди. Для молитвы прослеживается сходная зависимость: нево-церковлённые информанты избирали тип бытовой просьбы для реализации молитвенной интенции и использовали коллоквиальные синтаксические конструкции и лексемывоцерковлённые информанты создавали канонические молитвенные тексты (представляющие собой соединение апологетической, благодарственной, просительной и покаянной интенций), высокоритуализированные и маркированные как «сакральные» благодаря использованию специальных, идиомно коннотированных (термин Е. М. Сторожевой (2009)) лексем и синтаксических конструкций.

В связи с этим можно говорить о зависимости жанровой компетенции от включенности или невключенности в институциональную социальную группу верующих. Индивид, не включенный во внутригрупповое общение, заимствует усвоенные ранее жанровые модели (прежде всего жанры разговорной речи) для реализации в церковно-религиозной сфере общения, в которой не имеет достаточного опыта общения, что подтверждает нашу гипотезу.

3. Институциональная социальная группа, рассматриваемая с языковой точки зрения, представляет собой языковой коллектив, или «дискурсивное сообщество». Дж.М. Свейлз среди основных признаков дискурсивного сообщества — общих целей деятельности, выработки механизмов внутригруп-пового обмена информацией и лексикона (в том числе терминологии) — называет также владение РЖ внутригруппового общения. Исследователь вводит понятие «порогового уровня» включенности в группу, который основан прежде всего на знании коммуникативных норм группы (Swales 1991).

Мы предположили, что знание жанровой нормы может выступать важным показателем включенности в социальную группу. Знание жанровой нормы на продуктивном (создание «эталонных» текстов) и рецептивном (адекватное узнавание РЖ и, соответственно, понимание авторской интенции) уровнях образуют жанровую компетенцию. Как показал эксперимент, на жанровую компетенцию в религиозной сфере оказывают влияние два фактора: воцерковлённость (включенность в социальную группу) и специальность (филологическая). Следовательно, можно говорить о двух способах приобретения жанровой компетенции: «изнутри», путем вхождения в социальную группу, и «снаружи», путем специального изучения.

Анализ материала дает основания для вывода о наличии прямо пропорциональной зависимости между степенью интегрированности в социальную группу и жанровой компетенцией: чем лучше человек знает жанровые нормы определенной сферы, тем лучше он интегрирован в группу, и наоборот (исключение здесь составляют филологи, жанровая компетенция которых не ограничена сферой коммуникации).

Вывод о социолингвистической обусловленности жанровой компетенции должен быть, однако, подтвержден анализом речевой деятельности в рамках других институциональных (армия, медицина, образование и др.) и неинституциональных (малых) групп. Эта задача представляется теоретически важной и указывает путь дальнейших исследований.

Настоящая работа не претендует на полноту рассмотрения чрезвычайно интересной и сложной проблемы социальной обусловленности особенностей церковного дискурса. Так, нами был рассмотрен лишь жанровый аспект внутригруппового общения, остальные характеристики речи этой социальной группы требуют детального изучения. Вне нашего рассмотрения остался и вопрос о влиянии более дробных социальных характеристик членов группы на их речевые произведения (например, весьма перспективной представляется задача создания портрета языковой личности верующего, в том числе церковного иерарха). Наконец, требует дальнейшего изучения на материале текстов других конфессий или неконфессиональных религиозных объединений (сект) и вопрос о влиянии макросоциальных характеристик группы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Религиозная проповедь как специфический вид языковой коммуникации (на материале современной немецкоязычной проповеди): автореф. дис.. канд. филол. наук / Г. А. Агеева. Иркутск, 1998. 18 с.
  2. В.М. Проблема речевых жанров в работах М.М. Бахтина / В. М. Алпатов // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 92−104.
  3. Т.В. Специфика модели риторического жанра / Т. В. Анисимова // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: сб. ст., в 3 т. / сост. И. В. Солоник. Соликамск: Изд-во Солик. гос. пед. ин-та, 2002. Т. 1. С. 11−20.
  4. Е.И. Религиоведение: академический курс лекций. В 2 ч. / Е. И. Аринин. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2005. Ч. 1. 116 с.
  5. Е.А. Интертекстуальность научного текста / Е. А. Баженова. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 188 с.
  6. Л.В. Отец или Владыка, чадо или раб? (Концепты адресата и автора в жанре утренней и вечерней молитвы) / Л. В. Балашова // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 186−199.
  7. А.Г. Когниотипичность текста. К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности / А. Г. Баранов // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 4−12.
  8. Р. Лингвистика текста / Р. Барт // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики / сб. ст. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 168−175.
  9. М.М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. С. 236−280.
  10. В.И. и др. Социолингвистика: учебник для вузов / В. И. Беликов, Л.П. Крысин- Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 2001. 439 с.
  11. Н. Церковный раскол в Украине и политические попытки его преодоления / Н. Белякова электр. ресурс: http://www.ia-centr.ru/ archive/publicdetailscfd3.html?id=446. Ч. 1.
  12. С.П. и др. Дшов1 документа та правов1 папери / С. П. Бибик, Г. М. Сюта. Харюв: Фолю, 2005. 493 с.
  13. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1993. 1346 с.
  14. А. и др. Из истории русских библейских выражений / А. Бирих, Й. Матешич // Русский язык за рубежом. М., 1994. № 5/6. С. 4147.
  15. Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): автореф. дис.. докт. филол. наук / Е.В. Бобырева- ВГПУ. Волгоград, 2007. 37 с.
  16. В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Учебное пособие / В. В. Богданов. Л.: Лен. ун-т, 1990. 88 с.
  17. Г. И. Речевой жанр как средство индивидуации / Г. И. Бо-гин // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 12−22.
  18. В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультур-ная концепция. Анализ журналистских текстов / В. В. Богуславская. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 280 с.
  19. А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка / А.В. Бондарко- Ин-т лингвистич. исслед. РАН. М.: Языки славянской культуры, 2002. 736 с.
  20. И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа / И. Н. Борисова // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 3. С. 81−96.
  21. И.В. Стилистические особенности и жанры религиозной сферы / И. В. Бугаева // Стилистика текста: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Плисов. Н. Новогород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2005. С. 3−11.
  22. Ф.И. О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову Евангелию / Ф. И. Буслаев. М.: Унив. ти-погр., 1848. 312 с.
  23. А.Н. О целостном комплексе стилеопределяющих факторов на уровне макростилей / А. Н. Васильева // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация: межвуз. сб. науч. тр. / гл. ред. М.Н. Кожина- Перм. ун-т. Пермь, 1986. С. 3−12.
  24. А. Речевые жанры / А. Вежбицка // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99−111.
  25. А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая- пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
  26. Г. В. Языки общения и функциональные стили (в их отношении к тексту) / Г. В. Векшин // Слово и контекст: филол. сб. к 75-летию Н. С. Валгиной / науч. ред. Г. В. Векшин- Мое. гос. ун-т печати. М., 2002. С. 35−67.
  27. Великий тлумачний словник сучасно1 украшсько1 мови (з дод. i допов.) / Уклад, i голов, ред. В. Т. Бусел. К.: 1рпшь: ВТФ «Перун», 2005. 1728 с.
  28. JI.A. Вариантность нормы и типы произнесения / JI.A. Вербицкая // Экспериментально-фонетический анализ речи / под ред. JI.B. Бондарко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. Вып. 3. С. 105−115.
  29. Е.М. Христианская книжность Древней Руси / Е.М. Верещагин- отв. ред. О. Н. Трубачев. М.: Наука, 1996. 208 с.
  30. Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 176 с.
  31. М. Стереотипизация и креативность в вотивной молитве / М. Войтак // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М. П. Котюрова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 269−280.
  32. М. Стилистика архипастырских посланий: к вопросу о стиле бытовых текстов / М. Войтак // Стереотипность и творчество в тексте / отв. ред. М. П. Котюрова. Пермь: Перм. ун-т, 2001. С. 270−283.
  33. А. Стилистический подход к изучению религиозного языка / А. Гадомский // Стил, 2008. С. 21−35.
  34. Ст. Проблемы жанра / Ст. Гайда // Функциональная стилистика теория стилей и их языковая реализация: межвуз. сб. науч. тр. / Перм. ун-т. Пермь, 1986. С. 22−28.
  35. И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. М.: Изд-во литер, на иностр. языках, 1958. 460 с.
  36. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования /И.Р. Гальперин- отв. ред. Г. В. Степанов. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 144 с.
  37. Дж.Дж. Типы языковых обществ / Дж.Дж. Гамперц // Новое в лингвистике / общ. ред. Н. С. Чемоданов. М.: Прогресс, 1975. Вып. VII: Социолингвистика. С. 182−198.
  38. К. Существует ли «нейтральный стиль»? / К. Гаузен-блас // Функциональная стилистика — теория стилей и их языковая реализация: межвуз. сб. науч. тр. / Перм. ун-т. Пермь, 1986. С. 19−22.
  39. А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А. Н. Гвоздев. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1955. 464 с.
  40. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособ. для вузов / В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., 2003. 479 с.
  41. В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи / В. Е. Гольдин // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 23−34.
  42. В.Е. Проблемы жанроведения / В. Е. Гольдин // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 3. С. 4−6.
  43. П. Логика и речевое общение / П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике / под ред. Е. В. Падучевой. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16: Лингвистическая прагматика. С. 217−237.
  44. Гуц Е.Н. К проблеме типичных речевых жанров языковой личности подростка / Е. Н. Гуц // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 131−137.
  45. В. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1−4 / В. Даль. М.: Рус.яз., 1981. Т. 2: И-О. 779 с.
  46. О.И. Пособие по социальной психологии / О.И. Дани-ленко электр. ресурс: http://www.libbox.info/bookreading101605.html.
  47. Дейк Т.А.ван и др. Стратегии понимания связного текста / Т.А.ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике / сост., ред., вступ. ст. В. В. Петрова и В. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1988. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. С. 153−211.
  48. В.В. Вторичные речевые жанры (онтология непрямой коммуникации) / В. В. Дементьев // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 3. С. 31−46.
  49. В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия /В.В. Дементьев // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 18−40.
  50. В.В. Непрямая коммуникация / В. В. Дементьев. М.: Гнозис, 2006. 376 с.
  51. В.В. Разговор по душам / В. В. Дементьев // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / отв. ред. К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2007. С. 231−245.
  52. В.В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия /В.В. Дементьев // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / отв. ред. К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2007. С. 39−61.
  53. В.В. Аспекты проблемы «жанр и язык»: жанры речи и. «язык речи»? / В. В. Дементьев // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. В. Дементьев. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. С. 5−22.
  54. В.В. и др. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: учеб. пособ. / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. 107 с.
  55. С. Теория речевых жанров М.М. Бахтина в тени прагмалингвистики / С. Деннингхаус // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 104 117.
  56. Державний комггет Укра’ши у справах нацюнальностей та рел1пй. Официальный сайт / электр. ресурс: http://www.scnm.gov.ua/control/uky publish/article?artid=l 31 555&catid=131 554.
  57. А.Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. М.: АОЗТ «Яуза», 1996. 253 с.
  58. Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе РПЦ (Москва, 27−29 января 2009 г.) / электр. ресурс: http://www.patriarchia.ru/ db/text/541 724.html.
  59. К.А. Стилистика французского языка: учеб. пособ. / К. А. Долинин. Л.: Просвещение, 1978. 343 с.
  60. К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия / К. А. Долинин // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред.
  61. B.Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 3. С. 7−13.
  62. К.А. Высказывание и ситуация общения / К. А. Долинин // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения / под ред. проф. В. Д. Черняк. СПб.: Искусство-СОЮЗ, 2001. С. 1724.
  63. К.А. У изголовья лингвистической стилистики / К. А. Долинин // Проблемы современного теоретического и синхронно-описательного языкознания: сб. ст. / под ред. К. А. Долинина. СПб.: Изд-во
  64. C.-Петерб. ун-та, 2003. Вып. 5: Лингвистика. История лингвистики. Социолингвистика. С. 40−55.
  65. К.А. Интерпретация текста. Французский язык: учеб. пособ. / К. А. Долинин. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 304 с.
  66. Т.М. Язык и социальная психология: учеб. пособ. для фак. журналистики и филолог, фак. ун-тов / под ред. проф. А. А. Леонтьева. М.: Высш. школа, 1980. 224 с.
  67. Л. Язык и речь / Л. Ельмслев // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях / В. А. Звегинцев. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1960. Ч. 2. С. 56−66.
  68. Е.В. Вероятностная структура идиомов: социолингвистический аспект /Е.В. Ерофеева. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005. 320 с.
  69. Т.И. Опыт исследования речи горожан: (территориальный, социальный и психологический аспекты) / Т. И. Ерофеева. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 136 с.
  70. Т.И. Социолект: стратификационное исследование: монография / Т. И. Ерофеева. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2009. 240 с.
  71. Л.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников / Л. П. Жуковская. М.: Изд-во «Наука», 1976. 369 с.
  72. Е.П. Коммуникативная норма и речевые жанры / Е. П. Захарова // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 3. С. 76−80.
  73. А.А. Структура понятия «коммуникативная компетенция» / А. А. Зернецкая // Русский язык за рубежом, 2008. № 1−2. С. 48−51.
  74. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И. А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условияхмассовой коммуникации) / отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1976. С. 5−33.
  75. Е.Г. Жанровое сознание школьников и учителей / Е. Г. Зырянова // Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика: межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. А. Н. Ростова. Кемерово, Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2008. С. 239−244.
  76. Л.Ю. Коммуникативная ситуация / Л. Ю. Иванов // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2007. С. 252−253.
  77. Л.Ю. Молитва / Л. Ю. Иванов // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2007. С. 332 333.
  78. Иоанн Златоуст, святитель. О священстве // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Южносахалинск: Приход храма Святого Духа сошествия, 2006. Том 1. Книга 2: Творения. 592 с.
  79. С.Л. Укра’Гнсью церковш штелектуали другоГ полови-ни XVII початку XVIII стол1ть i становления модерност1 / С. Л. Йосипенко // Мультиверсум: фшософський альманах. К.: Центр духовноУ культури, 2007. № 66. С. 139−143.
  80. Т.А. Вера как социально-психологический феномен и его суггестивный механизм формирования: дис.. канд. псих, наук / Т.А. Казанцева- Гос. ун-т упр. М., 2007. 136 с.
  81. A.M. Покаяние, или рассказ о кайке, которая есть, и о воротъке, которой нет / A.M. Камчатнов электр. ресурс: http://www. textology. ru/article.aspx?ald=l 12.
  82. В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик- Ин-т языкознания РАН- Волгогр. гос. пед. ин-т. М., 1992. 330 с.
  83. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
  84. А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кирилина- Ин-т социологии РАН. М., 1999. 189 с.
  85. Н.В. Научно-популярный подстиль / Н. В. Кириченко // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 236−242.
  86. А.П. Спочатку було Слово: крилат1 вислови б1блшного походження в укра’шськш mobi / А. П. Коваль. К.: Либщь, 2001. 312 с.
  87. А.Н. и др. Функциональные типы русской речи: учеб. по-соб. / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. М.: Высшая школа, 1982. 223 с.
  88. М.Н. Язык и стиль в функциональном аспекте (к определению предмета и структуры стилистики) / М. Н. Кожина // Основные понятия и категории лингвостилистики: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М.Н. Кожина- Перм. ун-т. Пермь, 1982. С. 15−34.
  89. М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах / М. Н. Кожина // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М. П. Котюрова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 22−39.
  90. Ш. Кожина М. Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) / М. Н. Кожина // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 3. С. 52−61.
  91. М.Н. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории / М. Н. Кожина // Кожина М. Н. Избранные труды / М. Н. Кожина. Пермь: Перм. ун-т, ПСИ, ПССГК, 2002. 475 с.
  92. М.Н. Размышления над вопросом о соотношении функциональной стилистики и дискурсных исследований (с речеведческих позиций) / М. Н. Кожина // Stylistyka XIV. Opole, 2005. С. 65−86.
  93. М.Н. Стиль / М. Н. Кожина // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 507−513.
  94. В.В. Слово и дело: из истории русских слов / В. В. Колесов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 703 с.
  95. А. О церковном праве и церковном суде / А. Коновалов электр. ресурс: http://www.fondiv.ru/articles/60.
  96. Н.И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен: автореф. дис.. докт. филол. наук / Н.И. Коновалова- Мое. гос. обл. ун-т. М., 2007. 44 с.
  97. Э. Синхрония, диахрония, история / Э. Косериу // Новое в лингвистике / сост. В. А. Звегинцев. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. Вып. 3. С. 317−324.
  98. Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка/ Л. П. Крысин. М.: Наука, 1989. 188 с.
  99. JI.П. Социальная маркированность языковых единиц / Л. П. Крысин // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация / отв. ред. Л. П. Крысин. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 79−100.
  100. А.Н. Типы текстов в структуре дискурса: автореф. дис.. канд. филол. наук/ А.Н. Кудлаева- ПермГУ. Пермь, 2006. 19 с.
  101. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2007. 840 с.
  102. У. Единство социолингвистики / У. Лабов // Социально-лингвистические исследования / под ред. Л. П. Крысина и Д.Н. Шмелева- АН СССР- Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1976. С. 5−30.
  103. Н.Б. Жанры естественной письменной речи / Н. Б. Лебедева // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / общ. ред. К. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 116−123.
  104. Ю.А. Проблемы лингвистики текста / Ю. А. Левицкий. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2002. 108 с.
  105. М.А. Православна перюдика Волиш: стшпстика релтйного тексту / М. А. Левчук // Стиль i текст / 1нститут журналютики Кшвського нацюнального ун-ту iMeHi Тараса Шевченка. К.: КНУ iM. Тараса Шевченка, 2006. Вип. 7. С. 101−109.
  106. Л.В. Категория жанра в средневековой славянской книжности: жанр и канон / Л. В. Левшун // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2006. № 4 (26). С. 1−16.
  107. А.А. Факторы вариантности речевых высказываний / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Изд-во «Наука», 1974. С. 29−35.
  108. Л.М. Религиозно-просветительский текст: стилистика и прагматика / Л. М. Майданова // Русский язык в контексте культуры / под ред. Н. А. Купиной. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. С. 172−194.
  109. Д.Б., архиеп. Харьковский. Православно-догматическое богословие / Макарий- Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. 598 с.
  110. В. Язык и стиль / В. Матезиус // Матезиус В. Избранные труды по языкознанию / В. Матезиус. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 54 133.
  111. Мацько Л.1. Конфесшний стиль / Л.1. Мацько // Стшпстика укра’шсько1 мови: тдручник / за ред. Л.1. Мацько. К.: Вища шк., 2003. С. 287−291.
  112. Мацько Л.1. и др. Стшпстика укра"шсько1 мови: Пщручник / Л.1. Мацько, О. М. Сидоренко, О.М. Мацько- за ред. Л.1. Мацько. К.: Вища шк., 2003. 462 с.
  113. В.А. Предмет речеведения и его отношение к лингвистике / В. А. Мишланов // Речеведение. Научно-методические тетради / под ред. Т. В. Шмелёвой. Новгород, 1999. № 1. С. 18−24.
  114. В.А. Молитва как речевой жанр / В. А. Мишланов // Прямая и непрямая коммуникация: сб. науч. ст. / ред. В. В. Дементьев. Саратов: Изд-во «Колледж», 2003. С. 290−302.
  115. Н.С. Малый православный толковый словарь / Н. С. Мовлева. М.: Рус.яз.-Медиа, 2005. 527 с.
  116. Е.В. Особенности жанра современной христианской церковной проповеди: лингвостилистический аспект (на материале немецкого языка): автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. В. Морозова. М., 1998.
  117. Л.Н. О суггестивно-магической функции языка / Л. Н. Мурзин // Фатическое поле языка (памяти профессора Л.Н. Мурзина): межвуз. сб. научн. тр. / Перм. ун-т. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. С. 108−114.
  118. А.Ю. Церковнославянский язык и церковнославянизмы / А. Ю. Мусорин // Наука. Университет. 2000: матер, науч. конф. / отв. ред. М.Ю. Кузнецов- Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2000. С. 82−86.
  119. .И. и др. Жанр как текст, высказывание и система текстов (на материале новеллистики) / Б. И. Николаев, Л. А. Николаева // Язык и культура: матер. IV Междунар. конф. / сост. Д. С. Бураго. Киев: Collegium, 1996. С. 82−90.
  120. В.В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 264 с.
  121. С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов. Екатеринбург: Урал-Советы (Весть), 1994. 800 с.
  122. В.В. Человек. Мир. Мировоззрение / В. В. Орлов. М.: Наука, 1985. 185 с.
  123. Д. 100 ведущих политиков России в июле / Д. Орлов // Независимая газета. 30.07.09 г. электр. ресурс: http://www.ng.ru/ideas/2009−07−30/5top 100.html.
  124. Н.В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка»: к вопросу о соотношении стиля и жанра / Н. В. Орлова // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 51−56.
  125. Основные принципы отношения РПЦ к инославию (приняты на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 13−16 августа 2000 г.) / электр. ресурс: http://pravosl.narod.ru/sob/s2000rl3.htm.
  126. Основы религиоведения / под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 1994. 368 с.
  127. Дж.Л. Слово как действие / Дж.Л. Остин // Новое в зарубежной лингвистике / сост. и вступ. ст. И. М. Кобозевой и В.З. Демьянкова- общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17: Теория речевых актов. С. 22−129.
  128. От Аза до Ижицы: словарь-справочник / автор-сост. Л.А. Глинки-на. Оренбург: Оренбургское книжн. изд-во, 2000. 96 с.
  129. М.В. О типовых структурных элементах концептов внутреннего мира (на примере концепта душа) / М. В. Пименова // Язык.
  130. Этнос. Картина мира: сб. науч. тр. / отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. С. 28−39.
  131. Е.В. Конфессиональная дифференциация христианской лексики в толковом словаре (на материале немецкого языка) / Е.В. Плисов//Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. Петропавловск-Камчатский: КамГУ, 2006. № 1. С. 43−54.
  132. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Тт. I и II. Репринтное издание. М.: Концерн «Возрождение», 1992. 2463 с.
  133. Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2002. Т. V: Бессонов-Бонвеч. 752 с.
  134. Е.Н. Библеизмы в языке современных газет: автореф. дис.. канд. филол. наук /Е.Н. Прибытько. Воронеж, 2002. 20 с.
  135. Е.П. Русские фразеологические единицы новозаветного происхождения (в зеркале итальянских новозаветных фразеологизмов): дисс.. канд. филол. наук / Е. П. Прокофьева. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2006. 299 с.
  136. О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи / О. А. Прохватилова. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 1999. 364 с.
  137. М.Б. Речевой жанр церковно-религиозной проповеди: автореф. дис.. канд. филол. наук / М.Б. Расторгуева- Воронежский гос. ун-т. Воронеж, 2005. 26 с.
  138. Н.Н. Сфера религиозной коммуникации: храмовая проповедь / Н. Н. Розанова // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация / отв. ред. Л. П. Крысин. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 341−363.
  139. В.А. Есть ли у жанроведения границы в пределах коммуникативной лингвистики? / В. А. Салимовский // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 52−62.
  140. В.А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении: научный академический текст / В. А. Салимовский. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. 236 с.
  141. Л.В. Введение в психолингвистику: курс лекций / Л. В. Сахарный. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 184 с.
  142. К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров / К. Ф. Седов // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 3. С. 40−52.
  143. К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
  144. К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция / К. Ф. Седов // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. С. 107−117.
  145. Н.Н. Норма / Н. Н. Семенюк // Общее языкознание / отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Изд-во «Наука», 1970. С. 549−596.
  146. Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теории, исследования / Н. И. Семечкин. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. Т. 2. 136 с.
  147. Дж.Р. Классификация иллокутивных актов / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике / сост. и вступ. ст. И. М. Кобозевой и В.З. Демьянкова- общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17: Теория речевых актов. С. 170−194.
  148. Дж.Р. Природа интенциональных состояний / Дж.Р. Серль // Философия, логика, язык / общ. ред. Д. П. Горского и В.В. Петрова- пер. A.JI. Никифорова. М.: Прогресс, 1987. С. 96−126.
  149. О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» / О. Б. Сиротинина // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 3. С. 26−31.
  150. Ю.М. Очерк теории стилистики: учеб. пособ. для студентов и аспирантов филол. специальностей / Ю. М. Скребнев. Горький, 1975. 176 с.
  151. Н. Социология / Н. Смелзер- под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994. 688 с.
  152. Со Ын Ён. Речевой жанр современного церковно-религиозного послания: автореф. дис.. канд. филол. наук / Со Ын Ён- Рос. ун-т дружбы народов. М., 2000. 16 с.
  153. Социология: учеб. пособ. / под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Тет-раСистемс, 1998. 560 с.
  154. И.И. Мысли об истории русского языка и других славянских наречий / И. И. Срезневский. СПб.: Типогр. Я. Грофа, 1887. 236 с.
  155. Ю.С. Семиотика концептов / Ю. С. Степанов // Семиотика: антология / отв. ред. Ю. С. Степанов. М.: Академический проект: Деловая книга, 2001. С. 603−612.
  156. И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования / И. А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение / отв. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Вып. 1. С. 4−20.
  157. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, JI.P. Дускаева, В. А. Салимовский. М.: Флинта: Наука, 2008. 464 с.
  158. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с.
  159. Е.М. Социальная обусловленность идиомного компонента лексической коннотации: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е.М. Сторожева- ПермГУ. Пермь, 2009. 20 с.
  160. В.Г. День рождения Вселенной (православное естествознание) / В. Г. Сурдин // Разум или вера? Реальность или вымысел?: сб. ст. М.:РГО, 2004. С. 125−141.
  161. О.О. Суржик / О. О. Тараненко // Украшська мова: енциклопед1я / редкол.: В. М. Русашвський (сшвголова), О. О. Тараненко (ствголова), М. П. Зяблюк та ш. К.: Вид-во «Укр. енцикл.» iM. М.П. Бажа-на, 2004. С. 665−668.
  162. Е.С. Полевая структура научного стиля и его жанровых разновидностей / Е. С. Троянская // Общие и частные проблемы функциональных стилей / отв. ред. М. Я. Цвиллинг. М.: Наука, 1986. С. 16−28.
  163. JI.E. Притча как школа красноречия: учеб. пособ. / Л. Е. Тумина. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 368 с.
  164. Д.М. Психология религии / Д. М. Угринович. М.: Политиздат, 1986. 352 с.
  165. УкраГнська мова: енциклопед1я / редкол.: В. М. Русашвський (сшвголова), О. О. Тараненко (ствголова), М. П. Зяблюк та ш. К.: Вид-во «Укр. енцикл.» iM. М. П. Бажана, 2004. 824 с.
  166. И.С. Славянизмы в русском языке (глаголы с неполногласными приставками) / И. С. Улуханов. М.: ООО «Управление технологиями», 2004. 268 с.
  167. М.Ю. Семантика существительных речевой деятельности и теория жанров речи / М. Ю. Федосюк // Русское слово в языке, тексте и культурной среде / под ред. И. Т. Вепревой. Екатеринбург: «Арго», 1997. С. 60−73.
  168. М.Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров / М. Ю. Федосюк // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1997. № 5 (сентябрь-октябрь). С. 102−120.
  169. П.А. Имена: сочинения / П. А. Флоренский. М.: Экс-мо, 2006. 895 с.
  170. Н.И. Адресат в языковой коммуникации / Н. И. Формановская // Stylistyka XIV: Stylistyka i Kozina/ ed. S. Gajda- Polish academy of sciences — Warsaw committee of linguistics- Opole university. Opole, 2005. C. 231−242.
  171. Фразеолопчний словник укра1нсько1 мови / уклад.: В. М. Бшоноженко та ш. К.: Наук, думка, 1993. 984 с.
  172. С.С. Социология: учебник / С. С. Фролов. М.: Наука, 1994. 256 с.
  173. . Е.С. Семантические библеизмы в русском языке / Е. С. Худякова // Библия и национальная культура: межвуз. сб. науч. ст. и сообщ. / отв. ред. Н.С. Бочкарева- Перм. ун-т. Пермь, 2004. С. 299−301.
  174. М.Я. Функциональный стиль, подъязык и социальный диалект (к вопросу о соотношении понятий) / М. Я. Цвиллинг // Общие и частные проблемы функциональных стилей / отв. ред. М. Я. Цвиллинг. М.: Наука, 1986. С. 5−15.
  175. В.А. Курс церковного права: учеб. пособ. / В. А. Цыпин. Клин: Христианская жизнь, 2002. 703 с.
  176. В.Е. Интерпретация научного текста: учеб. пособ. / В. Е. Чернявская. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 128 с.
  177. В.Е. «Типологические дилеммы»: основные итоги и тенденции развития современного жанроведения / В. Е. Чернявская // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В. В. Дементьев. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. С. 174−183.
  178. Н.М. Евангельский текст и фразеология русского языка / Н. М. Шанский // Русский язык в школе, 1995. № 3. С. 49−53.
  179. А.Д. Современная социолингвистика: Теория. Проблемы. Методы / А.Д. Швейцер- Ин-т языкозн. АН СССР. М.: Наука, 1977. 176 с.
  180. Е.И. Политический скандал как нарратив / Е. И. Шейгал // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. / ВГПУ- СГУ. Волгоград: Перемена, 1998. С. 55−68.
  181. Т.В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелёва // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 88−98.
  182. А.С. Восприятие текста / А. С. Штерн // Мурзин Л. Н. и др. Текст и его восприятие / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. С. 69−162.
  183. А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: экспериментальное исследование / А. С. Штерн. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. 236 с.
  184. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике / Г. С. Щур- предисл. М. М. Маковского. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 264 с.
  185. Языкознание: большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.
  186. Л.П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Избранные работы: язык и его функционирование / Л.П. Якубинский- отв. ред. А.А. Леонтьев- Ин-т языкозн. АН СССР. М.: Наука, 1986. С. 17−58.
  187. И.Ю. Духовное послание в документоведческом и стилистическом освещении: автореф. дис.. канд. филол. наук / И.Ю. Ярмульская- ВолГУ. Волгоград, 2006. 24 с.
  188. Berkenkotter С. et al. Genre knowledge in disciplinary communication: cognition / culture / power / C. Berkenkotter, T.N. Huckin. Hillsdale, NJ: L. Erlbaum Associates, 1995. 190 p.
  189. Bhatia V.K. Worlds of written discourse / V.K. Bhatia. London: Continuum International Publishing Group, 2004. 228 p.
  190. Clark I.L. Genre / I.L. Clark // Clark I.L. et al. Concepts in composition: theory and practice in the teaching of writing / I.L. Clark, B. Bamberg. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. P. 241−284.1. V V
  191. Cechova M. aj. Soucasna ceska stylistika / M. Cechova, J. Chloupek, M. Krcmova, E. Hinarova. Praha, nakl. ISV, 2003. 342 s.
  192. Dijk T.A.van. Studies in the pragmatics of discourse / T.A.van Dijk. The Hague: Mouton, 1981. 331 p.
  193. Dijk T.A.van. News as discourse / T.A.van Dijk. Hillsdale (NS.) ebc., 1988. 200 p.
  194. Dijk T.A.van. Discourse as interaction in society / T.A.van Dijk // Discourse as social interaction / ed. by T.A.van Dijk. London: SAGE Publications Ltd, 1997. P. 1−37.
  195. Dobrzynska T. Gatunki pierwotne i wtorne (czytaj^c Bachtina) / T. Dobrzynska // Туру tekstow: zbior studiow / red. T. Dobrzinska. Warszawa: IBL, 1992. S. 75−80.
  196. Fairclough N. Analysing discourse: textual analysis for social research / N. Fairclough. London: Routledge, 2003. 270 p.
  197. Freedman A. et al. Locating genre studies: antecedents and prospects / A. Freedman, P. Medway // Genre and the new rhetoric / ed. by A. Freedman and P. Medway. London: Taylor & Francis, 1994. P. 1−20.
  198. Gumperz J.J. Interactional sociolinguistics: a personal perspective / J.J. Gumperz // The handbook of discourse analysis / ed. by D. Schiffrin, D. Tannen, H. Ehernberger Hamilton. Maiden, MA: Blackwell Publishers, 2003. P. 215−228.
  199. Heller M. Discourse and interaction / M. Heller // The handbook of discourse analysis / ed. by D. Schiffrin, D. Tannen, H. Ehernberger Hamilton. Maiden, MA: Blackwell Publishers, 2003. P. 250−264.
  200. Knapp P. et al. Genre, text, grammar: technologies for teaching and assessing writing / P. Knapp, M. Watkins. Sydney: UNSW Press, 2005. 256 p.
  201. Krause W.-D. Textsorten: kommunikationslinguistische und konfrontative Aspekte / W.-D. Krause. Frankfurt am Main: Lang, 2000. 224 s.
  202. Levinson S.C. Pragmatics / S.C. Levinson // International Encyclopedia of Social and Behavioral Sciences / ed. by N.J. Smelser & P. Baltes. Amsterdam / Oxford: Elsevier Science, 2001. Vol. 17. P. 1 194 811 954.
  203. Miller, C.R. Genre as social action (1984) / C.R. Miller // Landmark essays on contemporary rhetoric / ed. by T.B. Farrell. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1998. P. 123−141.
  204. Mistrik J. Exakte Typologie von Texten / J. Mistrik. Munchen: Verlag Otto Sagner in Kommission, 1973. 158 s.
  205. Mistrik J. Religiozny styl / J. Mistrik // Stylistyka I. Opole, 1992. S. 82−89.
  206. Paltridge B. Genre, text type, and the English for academic purposes (EAP) Classroom / B. Paltridge // Genre in the classroom: multiple perspectives / ed. by A.M. Johns. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. P. 73−90.
  207. Schaffher C. The role of genre for translation / C. Schaffner // Analysing professional genres / ed. by A. Trosborg. Philadelphia, PA, USA: John Benjamins Publishing Company, 2000. P. 209−224.
  208. Swales J.M. Genre Analysis: English in academic and research settings / J.M. Swales. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1991. 260 p.
  209. Todorov T. The origin of genres / T. Todorov // New literary history. Volume VIII. Autumn 1976. Number 1. P. 159−170.
  210. Zasko-Zielinska M. Przez okno swiadomosci. Gatunky mowy w swiadomosci uzytkownikow j^zyka / M. Zasko-Zielinska. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu wroclawskiego, 2002. 180 s.
  211. Zhu Y. Written communication across cultures: a sociocognitive perspective on business genres / Y. Zhu. Philadelphia, PA, USA: John Benjamins Publishing Company, 2005. 215 p.
Заполнить форму текущей работой