Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционно-правовые основы водных отношений в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность использования и охраны водных объектов непосредственно зависит от управления в рассматриваемой сфере, и прежде всего государственного. Это явилось причиной поиска оптимальной процедуры разграничения полномочий в сфере водных отношений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Исследование различных конституционно-правовых подходов к этому процессу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционно-правовое регулирование водных отношений в Российской Федерации
    • 1. 1. Водные отношения и водная политика
    • 1. 2. Конституционно-правовое регулирование водных отношений: понятие и основные направления
  • Глава 2. Разграничение полномочий менаду органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере водных отношений
    • 2. 1. Основные этапы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере водных отношений
    • 2. 2. Современная модель разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере водных отношений
    • 2. 3. Полномочия органов местного самоуправления в сфере водных отношений
  • Глава 3. Основные организационно-правовые средства регулирования водных отношений
    • 3. 1. Законодательство в сфере регулирования водных отношений
    • 3. 2. Государственное управление в области использования и охраны водных ресурсов
    • 3. 3. Обеспечение прав граждан в сфере водных отношений
    • 3. 4. Правовая охрана и защита водных ресурсов

Конституционно-правовые основы водных отношений в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В Конституции Российской Федерации закрепляются права человека и гражданина. Некоторые из них прямо или косвенно касаются среды обитания, в том числе право на благоприятную водную среду как важнейший элемент конституционного права на благоприятную окружающую среду. Российская Федерация обладает значительным водно-ресурсным потенциалом, однако по научным прогнозам в XXI в. качественные воды могут стать одним из наиболее дефицитных природных ресурсов1.

Обострение в рыночных условиях проблем в сфере водных отношений вызвано ослаблением эколого-правовых требований, государственного управления и контроля', исполнительской дисциплины, а также превалированием экономических интересов над экологическими. Основной причиной водных проблем и загрязнения водных бассейнов является сброс в водоемы недостаточно очищенных сточных вод". Только в 1% поверхностных источников, вода соответствует тем нормативам, которые гарантируют получение питьевой воды, отвечающей гигиеническим требованиям при существующем уровне технологии водоподготовки. Качество подземных вод значительно превосходит качество поверхностных вод благодаря лучшей их защищенности от источников загрязнения. Это предполагает использование данных источников в перспективе для нужд промышленности и хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что на территории Российской Федерации выявлено более 3 тыс. очагов загрязнения подземных вод. При этом существование 36% таких очагов обусловлено деятельностью промышленных предприятий. В связи с этим значительная часть населения России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим нормативам.

1 Черняев A.M., Прохорова Н. Б. Водные ресурсы, их использование и охрана. — Екатеринбург: Изд-во РосНИ-ИВХ, 2002.-С.4.

2 См.: Романова O.A. Правовая охрана поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2008. — С. 1−2.

3 См.: Тимофеев Л. А. Правовые проблемы водоснабжения населения в Российской Федерации. — Саратов: Изд-во Саратовского ГАУ, 2003. — С. 10.

Поэтому в настоящее время необходимы усиление государственно-правовых начал в области водных отношений, формирование и осуществление государственной водной политики, отвечающей условиям рыночной экономики, совершенствование правового регулирования и государственного управления в рассматриваемой сфере.

Водные отношения регламентируются нормами многих отраслей российского права, однако ведущая роль здесь принадлежит нормам конституционного права. Необходимо отметить, что положения Конституции РФ, иных актов конституционно-правового законодательства, значимые для регулирования водных отношений, формирования государственной водной политики, не получили еще необходимой доктринальной, правотворческой конкретизации. При этом следует согласиться с А. О. Миняевым в том, что «Конституция выступает лишь правовым инструментом, который сам подвержен влиянию объективных процессов развития экологических отношений"1. Следовательно, анализ и интерпретацию конституционного текста важно проводить в этом методологическом аспекте. Ряд конституционных положений, лежащих в основе правового регулирования отношений в области использования и охраны вод, требуют если не скорейшего пересмотра, то иного их толкования, отражения в них новейших достижений эколого-правовой доктрины, а также международной водной политики.

Таким образом, сегодня научное исследование конституционных основ водных отношений, государственной водной политики в комплексе с изучением вопросов их реализации с учетом произошедших за последнее время изменений политического, экономического, идеологического и социального характера весьма актуально.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время данной проблеме в науке и на практике уделяется все больше внимания, хотя в основном ученые исследуют конституционные основы экологического права и вопросы экологической политики в целом без учета специфики водных отношений.

1 Миняев А. О. Экологическое право: конституционные основы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Городец, 2004. -С. 10.

Комплексного исследования проблем конституционно-правового регулирования водных отношений в полной мере не проводилось. Отдельные аспекты указанной темы были предметом рассмотрения некоторых представителей конституционного и экологического права на диссертационном уровне — И. П. Пономаревой, А. О. Миняева, В. В. Вараксина, В. В. Морозовой, O.A. Романовой, В. В. Круглова, J1.A. Тимофеева. Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что научный анализ конституционно-правовых основ водных отношений, водной политики как сложного политико-правового института возможен только с позиции конституционного права, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также граждан и юридических лиц в области использования и охраны вод.

Предмет исследования составили нормы Конституции РФ, иных нормативных правовых актов, в которых нашли отражение цели, принципы, функции, полномочия, права, обязанности разных субъектов в сфере водных отношений.

Цели и задачи работы. Целями настоящего диссертационного исследования являются: комплексный анализ конституционно-правового регулирования водных отношений, выявление проблем в рассматриваемой сфере и обоснование конкретных предложений по углублению доктрины конституционно-правового регулирования водных отношений, совершенствованию конституционного, водного и иного законодательства.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач: выяснение сущности и особенностей водных отношений, направлений водной политики в современных условиях, исследование их как предмета конституционно-правового регулированияопределение связей между конституционными нормами и нормами других отраслей права в сфере регулирования водных отношенийвыявление сложившейся модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ в сфере водных отношений и формулирование предложений по ее совершенствованиюрассмотрение правовых основ деятельности органов местного самоуправления в сфере водных отношенийанализ основных организационно-правовых средств регулирования водных отношенийизучение и систематизация эколого-правовых требований по охране водных объектов и мер организационно-контрольного и экономического характера, а также мер юридической ответственности, обеспечивающих реализацию водной политики и прав граждан в сфере водных отношений в современный периодвыработка научных рекомендаций по повышению эффективности правовой охраны и защиты водных ресурсов, правового регулирования в рассматриваемой сфере, в том числе по совершенствованию конституционного и иных разделов российского законодательства.

Методологическая основа исследования. При подготовке диссертации определяющее значение имели диалектический метод познания, а также такие общенаучные методы, как системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и др.

Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых-юристов по вопросам общей теории государства и права — С. С. Алексеева, Н. И. Матузова, A.B. Малько, М. Н. Марченко, В. Д. Переваловаконституционного права — С. А. Авакьяна, A.B. Безрукова, H.A. Богдашовой, Н. В. Витрука,.В. В. Вараксина, Ю. А. Дмитриева, М. И. Кукушкина, А. Н. Кокотова, O.E. Кутафина, Е. И. Козловой, В. А. Лебедева, А. О. Миняева, М. В. Морозовой, В. П. Миронова, С. Э. Несмеяновой, В. В. Невинского, H. JL Пешина, И. П. Пономаревой, В.Н. Ру-денко, М. С. Саликова, А. Н. Сагиндыковой, B.C. Степаненко, Н. И. Соломко, Б. Н. Топорнина, И. А. Умновой, А. Н. Черткова, В. Е. Чиркина, Н. М. Чепурновойадминистративного права — А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, В. А. Власова, Ю. М. Козлова, С. Д. Хазановаэкологического права — М. М. Бринчука, С. А. Боголюбова, М. И. Васильевой, Б. А. Воронина, А. К. Голиченкова, О. Л. Дубовик, И. А. Игнатьевой, О. И. Крассова, В. В. Киреева, В. В. Круглова, Т.Г. Кали-ниченко, В. В. Никишина, В. В. Петрова, Т. В. Петровой, Д. О. Сивакова, JI.A. Тимофеевамеждународного права — Г. В. Игнатенко, П. И. Савицкого.

При разработке темы использовались также работы философов, экологов, экономистов, представителей других отраслей знания, исследовавших проблемы использования и охраны водных ресурсов с точки зрения своих наук, в частности Н. Ф. Реймерса, К. П. Арента, Н. Б. Прохоровой, A.M. Черняева, В.И. Данилова-Данильяна, Э. В. Гирусова, В. И. Малофеева и др.

Эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ, международно-правовые акты, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти ряда субъектов РФ, органов местного самоуправления, судебные решения, законодательство ряда зарубежных стран, а также государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации», отчеты бассейновых управлений о состоянии и использовании водных ресурсов на территории Липецкой области, Нижне-Волжского бассейна, Нижне-Обского бассейна, Верхне-Обского бассейна, Ханты-Мансийского автономного округа.

Научная новизна работы заключается в том, что это первое комплексное теоретическое исследование конституционно-правовых основ водных отношений, водной политики и проблем ее реализации.

Научная новизна нашла непосредственное выражение в следующих самостоятельных выводах и положениях, выносимых на защиту.

1. В диссертации обосновывается, что вода в правовом регулировании выступает в качестве водных ресурсов, водной среды, водного пространства, акваторий, водных объектов, природного вещества, имеющего определенные физические, химические и иные характеристики. Поэтому водные отношения представляют собой сложный, комплексный предмет правового регулирования (отраслевого, межотраслевого). На основе конституционных положений такое регулирование осуществляется нормами водного и иных отраслей законодательства.

2. В диссертации подчеркивается, что во всем множестве юридических понятий, конструкций, призванных в разных отраслях права формализовать водные отношения, в качестве базовых следует выделять понятия «вода», «воды», «водные ресурсы». Их можно рассматривать в качестве родовых (межотраслевых). Остальные конструкции, понятия, призванные закрепить те или иные проявления, свойства воды, выступают по отношению к выделенным понятиям видовыми. Межотраслевой статус понятий «воды», «водные ресурсы» задается, кроме прочего, их конституционным закреплением (ст. 67, 72 Конституции РФ). В диссертации обосновывается позиция, согласно которой в качестве межотраслевого понятия может использоваться и понятие «водный объект».

3. Делается вывод, что понимание водных отношений, заложенное в водном законодательстве, является узкоотраслевым, поэтому водное законодательство в его современном виде охватывает не все попадающие в сферу правового регулирования водные отношения. За их рамками остаются, например, отношения, связанные с установлением государственной границы Российской Федерации на воде, с режимом приграничных зон, охватывающих водные поверхности.

Отсюда водные отношения следует понимать в узком смысле (как предмет водного законодательства) и в широком смысле (как предмет разных отраслей российского права, межотраслевого регулирования). Конституционно-правовому регулированию соответствует широкое понимание водных отношений. При этом оно вбирает в себя узкое значение водных отношений.

4. Сложность, комплексность водных отношений, значимость водных ресурсов для общества требуют выработки единой государственной водной политики. Под ней диссертант понимает составную часть экологической политики как элемента социально-экономической политики. Водная политика представляет собой концептуально выстроенную совокупность законотворческих, организационно-правовых и иных мер в области водных отношений, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, их объединениями. Основными целями водной политики являются защита конституционных прав и свобод людей, обеспечение рационального, устойчивого использования водных ресурсов (объектов), защита водной среды, сохранение и восстановление водных ресурсов. В рамках водной политики выделяются ее отдельные виды: государственная (федеральная, межрегиональная, региональная) и муниципальная, поскольку водную политику можно рассматривать как совокупность специально разработанных и реализуемых правовых и иных водоохранных мер различного масштаба (общефедерального, межрегионального, регионального и местного).

5. Конституционно-правовое регулирование водных отношений сообразно особенностям предмета конституционного права осуществляется по двум направлениям.

На первом направлении, где конституционное право детально регулирует отношения по устройству политической системы, осуществлению высшей государственной власти, предметом конституционно-правового регулирования являются водные отношения, связанные с установлением пространственных основ государственного суверенитета Российской Федерации, осуществлением отдельных суверенных прав Российской Федерации за пределами ее государственной территории, разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ применительно к водным ресурсам, водным объектам.

На втором направлении конституционно-правового регулирования основными его средствами выступают конституционные ценности, цели, принципы, закладывающие основы отраслевого правового регулирования, обеспечивающие взаимодействие норм разных отраслей права применительно к водным ресурсам, водным объектам.

Оба направления детально проанализированы.

6. В понятие конституционных основ водных отношений входят принципы, приоритеты водной политики, конституционные права и свободы граждан в сфере водных отношений, требования к охране, обороту, иному использованию водных объектов, основные характеристики деятельности органов публичной власти, иных субъектов в сфере водных отношений.

7. На основе толкования предписаний Конституции РФ в диссертации проведены вычленение и систематизация предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, вбирающих в себя водные отношения. Сформулированы предложения по совершенствованию имеющейся модели разграничения полномочий в области водных отношений.

8. Предложена классификация эколого-правовых требований в области использования и охраны вод, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан в сфере водных отношений, по различным основаниям. В частности, диссертант выделяет семь групп требований: в зависимости от видов водопользования по целевому назначению и стадий хозяйственной деятельностипо обращению с отходамипри пользовании смежными природными объектамипри нахождении водных объектов на территориях с особым режимом охраныпо предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия водсодержащиеся в нормах международного права.

9. Система управления водными ресурсами на бассейновом уровне оценена в качестве приемлемого способа децентрализации властных полномочий в сфере регулирования водных отношений. Обоснована необходимость привлечения органов местного самоуправления, предприятий-водопользователей, общественности, граждан к решению органами государственной власти вопросов использования и охраны водных объектов. Раскрыты способы такого привлечения.

10. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере водных отношений исследованы в их историческом развитии и в контексте новой законодательной модели разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

11. Проведена классификация вопросов местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов в сфере водных отношений с выделением трех их групп: общих, природоохранных, водоохранных. Сформулированы предложения по расширению полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере.

12. Обосновывается необходимость развития преимущественно федеральной собственности на все естественные и крупные водные объекты, при этом не исключается и расширение перечня водных объектов, находящихся в частной собственности.

13. Сформулированы предложения по совершенствованию организационно-правовых и экономико-правовых мер как гарантий рационального использования и охраны водных объектов. В частности, обосновывается необходимость сохранения экологической экспертизы в сфере охраны природы и водных объектов, совершенствования ее организации и осуществления с учетом новой структуры органов управления в экологической сфере.

14. Обоснованы предложения по совершенствованию юридической ответственности за нарушения водного законодательства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические и практические рекомендации, сформулированные в исследовании, имеют значение для совершенствования правового регулирования водных отношений прежде всего на конституционно-правовом и межотраслевом уровнеопределения основных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере водных отношенийсовершенствования системы эколого-правовых требований по использованию и охране вод, гарантирующих соблюдение конституционных прав и свобод гражданповышения эффективности организационно-контрольных и экономических мер, а также юридической ответственности в рассматриваемой сфере.

Содержащиеся в работе предложения могут быть использованы в работе по совершенствованию законодательства, прежде всего водного, научной и учебной деятельности, в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий.

Обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования определяется выбранной диссертантом методологией, обширной научно-теоретической основой и разносторонней эмпирической базой.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии.

Основные теоретические и практические положения диссертации были изложены в опубликованных работах, а также на научно-практических конференциях: «Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2004), «Десять лет законодательной власти Свердловской области: проблемы, опыт, перспективы» (Екатеринбург, 2004), «Правовые, экономические и социальные аспекты развития России начала XXI века (Екатеринбург, 2004), «Права человека: регулирование, реализация, защита» (Екатеринбург, 2007), Международном симпозиуме «Чистая вода России-2007» (Екатеринбург, 2007), на семинарах и «круглых столах», посвященных вопросам конституционно-правового регулирования, проблемам охраны окружающей среды.

В 1998 г. диссертант принимал участие в научно-исследовательской работе по гранту Российского фонда правовых реформ по теме «Особенности правовой охраны водных объектов в условиях перехода к устойчивому развитию».

Материалы, положенные в основу диссертации, использовались автором в учебном процессе в Уральской государственной юридической академии при преподавании спецкурса «Правовое регулирование использования и охраны вод».

Структура работы обусловлена кругом рассматриваемых проблем. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результатом диссертационного исследования являются следующие основные выводы.

1. Особенность водных отношений заключается в том, что они возникают по поводу воды во всем многообразии ее проявлений и имеют комплексный характер, который проявляется как в их разной отраслевой принадлежности, так и в складывании самых разных видов водных правоотношений. Исследование водных отношений как предмета конституционно-правового регулирования выявило, что он вбирает в себя все их виды, закладывая фундамент для отраслевой регламентации. Причем существуют водные отношения, составляющие собственный предмет конституционного права, в частности когда речь идет о водной границе Российской Федерации.

2. За категорией «общественные отношения по поводу воды» стоят не только разнообразные интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет водных ресурсов, но и государственные интересы, связанные с суверенитетом Российской Федерации. В таких условиях регулирование водных отношений связано с формированием и реализацией водной политики, которая способствовала бы сбалансированному решению социально-экономических задач, стоящих перед обществом, и сохранению водных ресурсов в состоянии, способном удовлетворить потребности не только настоящего, но и будущих поколений.

3. Водная политика должна включать систему политико-правовых решений, норм, требований и мер, направленных на обеспечение рационального комплексного использования, охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, их восстановления, а также предотвращения вредного воздействия вод, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения и развития экономики.

4. На сегодняшний день назрела необходимость в принятии концептуального по своему характеру и основанного на конституционных положениях нормативного правового акта, регулирующего водные отношения, который бы способствовал охране и восстановлению водных объектов, защите общественных и государственных интересов во всех сферах жизни, а не только в экономической. Концептуальные положения в сфере водной политики должны быть определены на уровне федерального закона.

5.Эффективность использования и охраны водных объектов непосредственно зависит от управления в рассматриваемой сфере, и прежде всего государственного. Это явилось причиной поиска оптимальной процедуры разграничения полномочий в сфере водных отношений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Исследование различных конституционно-правовых подходов к этому процессу показали преемственность при закреплении полномочий за федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, поскольку налицо наделение их теми же правами, что и при принятии Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. Однако следуя п. 4 ст. 261 обновленного Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, Водный кодекс РФ наделяет органы государственной власти субъекта РФ не только собственными полномочиями, но и частично федеральными, при этом должен быть установлен порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий. Другими словами, реализация водной политики сегодня во многом зависит от бюджетной политики государства.

6. Органы местного самоуправления на своей территории вправе, наряду с уполномоченными органами государственной власти, участвовать в решении вопросов обеспечения рационального использования и охраны любых водных объектов, находящихся на территории муниципального образования и имеющих значение прежде всего для его жителей, хотя действующий Водный кодекс РФ, как и предыдущий, не дает им пока в полной мере такого права.

Чтобы обеспечить рациональное использование и охрану всех водных объектов предлагаем среди водных объектов на территории муниципального образования выделить водные объекты местного значения (не муниципальной собственности) и ввести данное понятие в Водный кодекс РФ.

7. Анализ конституционных норм показал, что Конституция РФ может и должна играть основополагающую роль при регулировании водных отношений, разработке и осуществлении государственной водной политики в Российской Федерации. Именно в ней закреплены принципы, приоритеты водной политики, конституционные права и свободы граждан в сфере водных отношений, требования к охране водных объектов, а также основные направления деятельности публичной власти и иных субъектов, направленные на их реализацию. Свое дальнейшее развитие, конкретизацию конституционные положения получают в других отраслях российского права.

В связи с этим можно наметить некоторые направления совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере.

1. В Водном кодексе РФ следует более полно сформулировать положения, имеющие принципиальное значение для водной политики Российского государства. В частности, дать понятие водной политики, закрепить цели и задачи правового регулирования использования и охраны водных объектов, права и свободы граждан в сфере водных отношений, а среди принципов указать в качестве основополагающего принцип устойчивого водопользования. Расширить понятийный аппарат водного права, закрепив на законодательном уровне термины «обводненный карьер», «пруд», «нормирование качества воды» «водные объекты местного значения». В Водный кодекс РФ следует включить положение о системе нормативов качества водных объектов. Общие правила разработки и утверждения этих нормативов должно разработать Правительство РФ.

2. Не следует отказываться от экологической экспертизы в сфере водных отношений. Наоборот, нужно учесть зарубежный опыт и начать создавать частные фирмы, занимающиеся этим видом деятельности. Процедуру ОВОС можно урегулировать в рамках Федерального закона «Об экологической экспертизе». Необходимо развивать экологический аудит в водоохранной сфере, при этом четко определив его объекты. На органы государственной власти и местного самоуправления возложить обязанности по подготовке кадров экоаудиторов. Государственных инспекторов по использованию и охране вод наделить полномочиями по внесению предложений о проведении экологического аудита.

3. Дать в Водном кодексе РФ определение контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, закрепив при этом право на его осуществление на уровне РФ, субъектов РФ и муниципального образования.

4. Предусмотреть в Водном кодексе РФ экономическую оценку водных ресурсов как одну из мер экономического регулирования и закрепить ее в качестве одного из принципов установления платы за воду. При определении платы следует учесть деление страны на экономические районы и подход к решению этого вопроса, предложенный налоговым законодательством. Следует корректировать размер платы в зависимости от социальной значимости деятельности по использованию водных объектов.

5. Нуждаются в усилении меры юридической ответственности за нарушение водного законодательства. В частности, предлагаем добавить новые административные составы в КоАП и принять специальный закон, содержащий положения о возмещении вреда жизни и здоровью граждан, причиненного деятельностью предприятий, связанной с загрязнением водных объектов.

В целом правовое регулирование водных отношений на современном этапе должно быть направлено на преодоление кризисного состояния всех сфер деятельности общества (экономической, экологической и социальной), обеспечивать стабильное социально-экономическое, экологическое развитие при поддержании качества водной среды и рационального использования водных ресурсов, а также предупреждение негативного воздействия вод на население и производственно-хозяйственный комплекс. Это необходимо учитывать при принятии решений органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, администрациями предприятийустановлении очередности решения водоохранных и водохозяйственных задач, правовой регламентации водных отношений. Программные цели водной политики должны реализовываться при осуществлении экономической и социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечивая материальное и социальное благосостояние, благоприятную водную среду.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Рос.газ. 1993. — 25 дек. (с изм. и доп.).
  2. Директива 2000/60/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС об установлении рамочных действий Союза в области водной политики от 23.10. 2000 г. / http: www/ cawater. infoinet / bk /water law/ part 4/htm.
  3. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Заключена в г. Хельсинки 17. 03. 1992 г. // Бюл. между-нар. договоров. -1999. -№ 10.
  4. Конвенция о промышленном воздействии аварий. Заключена в г. Хельсинки 17.03.1992 г. // Бюл. Междунар. договоров. 2000. — № 6.
  5. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята в г. Нью-Йорке 08.09.2000 г. на 8 м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 г. // Сб. междунар. договоров СССР. -М., 1991. Вып. XLV.
  7. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2- ФКЗ//СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147 (с изм. и доп.).
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1(с изм. и доп.).
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11. 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301 (с изм. и доп.).
  11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14. 11.2002 г. № 138- ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532 (с изм. и доп.).
  12. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2380 (с изм. и доп.).
  13. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471 (с изм. и доп.), (утратил силу).
  14. О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 73-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2380 (с изм. и доп.).
  15. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ.2001.№ 11. Ст. 1001.
  16. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  17. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769 (с изм. и доп.).
  18. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024 (с изм. и доп.).
  19. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174 -ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556 (с изм. и доп.).
  20. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694 (с изм. и доп.).
  21. О плате за пользование водными объектами: Федеральный закон от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067 (с изм. и доп.), (утратил силу).
  22. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009 (с изм. и доп.).
  23. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833 (с изм. и доп.).
  24. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650 (с изм. и доп.).
  25. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005 (с изм. и доп.).
  26. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133 (с изм. и доп.).
  27. Об охране окружающей среды: Закон РСФСР от 19.12.1991 г. № 2060−1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
  28. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  29. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
  30. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730−1 //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
  31. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.
  32. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31. 12. 2005 г. № 199- ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 10.
  33. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч.1). Ст. 21.
  34. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.1). Ст. 3430 (с изм. и доп.).
  35. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52 (чЛ). Ст. 5270.
  36. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.
  37. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
  38. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 19.07.1997 г. № 116-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
  39. О федеральных природных ресурсах: Указ Президента РФ от1612.1993 г. № 2144 // САППРФ. 1993. № 51. Ст. 4932.(утратил силу).
  40. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от0402.1994 г. № 236 // САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
  41. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.
  42. О концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
  43. Об основныхположениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803 // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.
  44. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945 (с изм. и доп.).
  45. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
  46. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.
  47. Экология и природные ресурсы России (2002 2010 годы): Программа. Утв. постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 г. № 860 // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч.2). Ст. 4973.
  48. О создании единой государственной системы экологического мониторинга: Постановление Правительства РФ от 24.11.1993 г. № 1229 // САПП РФ. 1993. № 48. Ст. 4661 (утратило силу).
  49. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы: Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 г. № 698 // СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4648.
  50. О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий: Постановление Правительства РФ от 19.10.1996 г. № 1249 // СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5014.
  51. Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга): Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 г. № 177 // СЗ РФ. 2003. № 14-. Ст. 1278.
  52. Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов. Утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 г. № 307 // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1443(утратило силу).
  53. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов: Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 г. № 219 // СЗ РФ. 2007. № 16. Ст. 1921.
  54. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844 // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч.2). Ст. 295.
  55. Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов. Утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 716 // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2938 (утратило силу).
  56. Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. Утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 г. № 801 // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч.2). Ст. 259.
  57. Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю. Утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 777 // СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4390.
  58. О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Утв. постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 640 // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4713.
  59. Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы. Утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 883 // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 651.
  60. О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1403 // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5556 (утратило силу).
  61. Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности: Постановление Правительства РФ от 14.12. 2006 г. № 764 // СЗ РФ. 2006. № 51. Ст. 5467.
  62. О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности: Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 876 // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч.2). Ст. 324.
  63. О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты: Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 881// СЗ РФ. 2007. № 4. Ст. 514.
  64. О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей: Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4088.
  65. Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации: Утв. постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 г. № 370 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3260 (утратило силу).
  66. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404 // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2581.
  67. О полномочиях Министерства природных ресурсов в области водных отношений: Постановление Правительства РФ от 13.12.2006 г. № 757 // СЗ РФ. 2006. № 51. Ст. 5461.
  68. Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов. Утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 282 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2564.
  69. Положение о Федеральном агентстве по рыболовству. Утв. постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 295 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2576. (утратил силу).
  70. О федеральном агентстве по рыболовству: Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 г. № 444 // СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2979.
  71. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосани-тарному надзору.Утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 327 // Рос. газ. 2004. — 15 июля.
  72. Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 г. № 372 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3262.
  73. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 370 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3347.
  74. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 354 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3348
  75. Положение О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404 // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567 (утратило силу).
  76. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 г. № 30 // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.
  77. Положение о порядке создания и деятельности территориальных органов и ведомств Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 27.05.1993 г. № 491 // САПП РФ. 1993. № 22. Ст. 2032.
  78. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг): Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 г. № 679 // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4933.
  79. О порядке создания и деятельности бассейновых советов: Постановление Правительства РФ от 30.11.2006 г. № 727 // СЗ РФ. 2006. № 49 (ч.2). Ст. 5224.
  80. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.
  81. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
  82. О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 -2010 годах: Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.
  83. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 2008 годы). Утв. распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 589.
  84. Об утверждении основных направлений развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года и плана мероприятий по их реализации: Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2004 г. № 742-р // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2324.
  85. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Утв. приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372 // БНА. -2000. № 31.
  86. Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Утв. Приказом МПР РФ от 18.12.2006 г. № 288 // БНА. 2007. -№ 5.
  87. Правила охраны недр. Утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 г. № 71 //Рос. газ.-2003.-19 июня.
  88. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: утв. приказом Минприроды России от 29.12.1995 г. № 539 // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).
  89. Правила охраны поверхностных вод (типовые положения) в СССР. Утв. приказом Госкомприроды от 21.02.1991 г. // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был) (утратили силу).
  90. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. СанПиН 2.1.5.980 00. Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г. // Бюл. нормат. и метод, док. Госсанэпиднадзора. -2001. -№ 2.
  91. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.1059−01. Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001 г./ БНАФОИВ. -2001. -№ 38
  92. О рыбохозяйственных нормативах: Приказ Госкомрыболовства РФ от 28.04.1999 г. № 96 М.: Госкомрыболовство Р, 1999.
  93. Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов. Утв. приказом Роскомрыболовства от 14.08.1995 г. № 12−04−11/454 // Рос. вести. 1996. -11 янв.
  94. О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5.11.1998 г. № 14 // Рос. газ. 1998. — 24 нояб.
  95. Об Уставе Свердловской области: Областной закон от 05.12. 1994 г. № 13−03 // Обл. газ. 1994. — 16 дек. (с изм. и доп.).
  96. Устав (Основной закон) Челябинской области. Отд. изд. Челябинск, 2000 (с изм. и доп.).
  97. Устав Тюменской области // СПС «Гарант».
  98. Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 2002.
  99. О Правительстве Свердловской области: Областной закон от 04.11.1995 г. № 31−03 // Обл. газ. 1995. — 14 нояб.
  100. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области: Закон Свердловской области от 27.12.2004 г. № 221−03 // Обл. газ. 2004.- 29 дек.
  101. Об административных правонарушениях на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от 14.06.2005 г. № 52−03 // Обл. газ. -2005.- 15 июня.
  102. Об охране окружающей среды на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от 20.03.2006 г. № 12−03 // Собрание законодательства Свердловской области. 2006. № 3. Ст. 266.
  103. О регулировании водных отношений па территории Свердловской области: Областной закон от 15.06.1999 г. № 15−03 // Обл. газ. 1999. — 18 июня (утратил силу).
  104. О концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года: Постановление Правительства Свердловской области от 16.06.2004 г. № 505-ПП // Обл. газ. -2004. 22 июля.
  105. О совершенствовании деятельности по обращению с бытовыми отходами: Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2003 г. № 533-ПП // Обл. газ. -2003. -2 сент.
  106. Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области от 29.06. 2007 г. № 613-ПП // Собрание законодательства Свердловской области. 2007. № 6−4. Ст. 822.
  107. О взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области от 28.11.2003 г. № 738-ПП // Обл. газ. -2003. -5 дек. (утратило силу).
  108. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области от 26.10. 2007 г. № 1046-ПП // Обл.газ. 2007. — 26 дек.
  109. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.
  110. С. А. Конституционное право России: Учеб.: В 2 т. Т. 1: М.: Юристъ. 2007.
  111. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  112. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1995. — 4.2.
  113. В., Селиванова Е. Что нам осталось от Союза? // Экология и право.-2006.-№ 2.
  114. В.Н. Стандартные термины в водном хозяйстве: Справочник / Под ред. H.H. Михеева. М.: НИА — Природа, 1999.
  115. А.П., Алексеев А. П. Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации. -Волгоград, 2002.
  116. К.П. Комплексный подход к экологизации развития // ЭКВАТЕК 2002: Материалы конгресса // Под общ. ред. Л. И. Эльпинера. — М., 2002.
  117. Г. В. Сущность советского государственного управления. -М, 1980.
  118. Д.Н. Административное право. М., 1996.
  119. П.Бахрах Д. Н. Основные понятия теории социального управления. -Пермь, 1978.
  120. Д.Н., Хазанов С. Д. Государственная администрация, ее органы и служащие. Екатеринбург, 1998.
  121. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  122. A.B. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов в условиях федеративных преобразований в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. — № 9.
  123. Ю.П., Волков В. И. Правовая охрана вод. М.: Юрид. лит., 1980.
  124. С.А. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды и права человека // Белорусский журнал международного права и международных отношений: международное право. — 1998. № 5.
  125. H.A. Конституционное право (общая часть): Учеб. пособие. -М., 1994.-Ч.1.
  126. С.А. Конституционные проблемы охраны окружающей среды в СССР: Дис.. до ра юрид. наук. — М., 1990.
  127. С.А. Экологическое право: Учеб. для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА. — М., 1998.
  128. С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы // Журн. рос. права. 2003. — № б.
  129. С.А., Кичигин Н. В., Пономарев М. В. Комментарий к Водному кодексу РФ (постатейный). // М.: Юстицинформ, 2007.
  130. С.А., Сиваков Д. О. Комментарий к Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Законодательство и экономика. 2007, № 5
  131. С.А. Проблемы совершенствования водного законодательства // Экватек 2004: Материалы шестого международного конгресса. — М., 2004.
  132. С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журн. рос. права. 2005. — № 7.
  133. М.М., Захарова Р. Ф. Правовая охрана окружающей среды при проектировании, строительстве и эксплуатации газопроводов. — М., 1983.
  134. М.М. Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999.
  135. М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учеб. для высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, 1998.
  136. М.М. Эколого-правовые проблемы устойчивого развития // Проблемы совершенствования экологического, аграрного и земельного законодательства: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
  137. М.М. Экологическое право. М., 1998.
  138. М.М. Экологическое право. Учебник. М., 2003.
  139. М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М., 1990.
  140. М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. — № 8.
  141. М.М. Государственное управление как эколого-правовая категория // Экологическое право. 2006. — № 1.
  142. Быц И.Д. О совершенствовании экономического механизма водного хозяйства // Мелиорация и водное хозяйство. 1998. — № 3.
  143. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 1972.
  144. .А. Понятие правовой охраны окружающей природной среды при проектировании объектов // Рос. юрид. журн. 1994. — № 1.
  145. М.И. Региональная экологическая политика. Правовые аспекты. М., 2001.
  146. М.И. Охрана окружающей среды как функция органов местного самоуправления // Законодательство и экономика. 2006. — № 5.
  147. М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. — № 1.
  148. Правовые основы экологической политики в промышленном регионе: Коллект. моногр. / В. В. Круглов, В. В. Вараксин, В. Ш. Шайхатдинов и др./ Под науч. ред. В. В. Круглова. Екатеринбург, 2006.
  149. М.И. О совершенствовании системы и структуры органов государственного экологического управления (к предложениям о создании федерального агентства по охране окружающей среды) // Экологическое право. -2006.-№ 5.
  150. В.В. Правовое регулирование охраны окружающей среды и природопользования в субъектах Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.
  151. В.А. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.
  152. В.П. Обеспечение средствами прокурорского надзора экологической безопасности на территории Волжского бассейна. — М., 2000.
  153. В.Г. Конституционные основы социального государства // Журн. рос. права. 2004. — № 8.
  154. A.B. Административно-правовые основы управления государственной собственностью: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005.
  155. Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.
  156. С.Д. Охрана природных ресурсов как принцип конституционного строя России // Конституционное и муниципальное право. 2008. — № 2.
  157. Глигич-Золотарева М. Г. Законодательные новеллы в области разграничения полномочий: «второй сто двадцать второй» или «второй сто девяносто девятый» // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. — № 2.
  158. Г. С., Ретеюм А. Ю., Ясин Е. С., Козельцев M.JI. и др. Путь России к устойчивому развитию // Зеленый мир. 1995. — № 15.
  159. И.А. Управление природопользованием и охраной окружающей среды. Оренбург, 1998.
  160. А.К. Экологическое законодательство России: понятие, состояние, развитие // Экологическое право России на рубеже XXI века: Сб. науч. ст. / Под ред. А. К. Голиченкова. М.: Зерцало, 2000.
  161. А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Из — во МГУ, 1992.
  162. А.К. Понятие концепции развития отрасли законодательства: опыт научных исследований и практических разработок // Экологическое право России: Сб. материалов науч.-практ. конф. 1995 1998 гг. / Под ред. А. К. Голиченкова. — М., 1999.
  163. Голиченков А. К. Понятие, предмет и система экологического права в широком смысле слова // Экологическое право России: Сб. материалов науч.-практ. конф. 1995 1998 гг. / Под ред. А. К. Голиченкова. — М., 1999.
  164. А.К. Экологический кодекс Российской Федерации: основные элементы концепции проекта // Экологическое право России: Сб. материалов науч.-практ. конф. М. 2004. -Т.1.
  165. А.Н., Грудцына Л. Ю. Права человека: Эволюция развития // Адвокат. 2006. — № 6.
  166. Государственно-правовое управление качеством окружающей среды / Под. ред. A.B. Сурилова. Киев- Одесса, 1983.
  167. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Проблемы устойчивого развития человечества. // http.www.iiueps. ru /book/2htm. 10.01.01.
  168. Е.И. Развитие института экологических прав и обязанностей в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. — № 2, 3- 2005-№ 2.
  169. Н.Г. Деятельность городских Советов народных депутатов в области охраны окружающей среды. М., 1985.
  170. В.И. Проект «Реформа водного законодательства» // Экватек -2002: Материалы шестого междунар. конгресса. М., 2004.
  171. Т.В. Взаимосвязь экологической и бюджетной политики России // На пути к устойчивому развитию России: Бюл. — 2001. № 6.
  172. А. Как приватизировать водный объект? // ЭЖ-Юрист. -2006.-№ 24.
  173. Игнатьева И. А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. -М., 2001.
  174. И.А. Цели и задачи экологического законодательства // Государство и право. 2002. — № 7.
  175. И.А. Конституция России и возможности регионального правотворчества в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. — 2005. № 1.
  176. О.И. Использование экономической оценки водных ресурсов при формировании экономического механизма водопользования // Чистая вода России 2007: Сб. ст. и тез. докл. IX Международного симпозиума. — Екатеринбург, 2007.
  177. И.Н. Правовые акты в структуре правовой политики // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. — № 4.
  178. Из практики прокурорского надзора по гражданским делам: (Редакционный материал) // Законность. 2007. — № 2.
  179. П., Арме К. Введение в биологию / Пер. с англ. М.: Мир, 1988.
  180. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. М., 2001.
  181. Конституционное право России: Учеб. / Отв ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин М.: Юристъ, 2003.
  182. А.Н. Новая модель разграничения полномочий // Рос. юрид. журн. 2004. — № 1.
  183. А.Н. Разграничение и согласование полномочий РФ и субъектов РФ // Российское право: образование, практика, наука. 2005. — № 1.
  184. О.С. Экология: политика право. — М., 1976.
  185. О.С., Бринчук М.М.- Нормирование как правовая мера охраны окружающей среды // Сов. государство и право. —1987. № 3.
  186. В.И., Старовойтов Ю. Н. Экологическая составляющая производства и аудит // Аудиторские ведомости. 2002. — № 1.
  187. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Бек, 1994.
  188. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Карповича. М., 2002.
  189. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. коммент. / Под ред. Б. Н. Топорнина. -М.: Юристъ, 1997.
  190. Комментарий к Водному кодексу Российской федерации (новая редакция) / О. А. Коваленко, A.B. Устинова, P.A. Занин. М.: ТК Велби- Проспект, 2006.
  191. Комментарий к постановлениям Конституционного. Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б. С. Эбзеев. Т. З: Государственная власть. Федерализм. Местное самоуправление. Защита прав и свобод граждан (2000 2001). — М., 2002.
  192. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С. А. Боголюбов. -М.: Юстицинформ, 1997.
  193. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.: Информ. обзор. Новосибирск, 1993.
  194. А.Н., Копысова С. Г. Муниципально-правовые отношения. -Омск, 2001.
  195. О.И. Экологическое право: Учеб. М., 2001.
  196. В.В. Новый закон России о воде: общая характеристика и комментарий // Вода России. 1996. — № 1.
  197. В.В., Вараксин В.В Региональное экологическое законодательство: состояние и перспективы.// Экономика и экология. -2005. № 1.
  198. В.В., Вараксин В. В. Новый Водный кодекс РФ и проблемы правового регулирования водных отношений в промышленном регионе // Экономика и экология. —2006. — № 2.
  199. B.B. Современные организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды в промышленности России: Моногр. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000.
  200. В.В. Правовая охрана окружающей среды при эксплуатации промышленных предприятий. Екатеринбург, 1998.
  201. В.В. Региональное законодательство об использовании и охране вод // Водохозяйственные проблемы: Прил. к газете «Воды России» / Рос-НИИВХ. Екатеринбург: Виктор, 1997.
  202. К.В., Шаляпина И. Л. Направления совершенствования системы планирования водохозяйственной деятельности // Чистая вода России 2007: Сб. ст. и тез. докл. IX Международного симпозиума. — Екатеринбург, 2007.
  203. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации.-М., 1997.
  204. O.E., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М., 1982.
  205. И.М. Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения. М.: Наука, 1980.
  206. А.П. Административное право России. М., 1996.
  207. Т.Г. Новый Водный кодекс РФ (Проблемы и перспективы) // Транспортное право. 2007. — № 2.
  208. .М. Компетенция органов управления. М., 1972.
  209. A.B. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журн. рос. права. 1998. — № 8.
  210. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права: Учеб. М.: Юристъ, 2005.
  211. Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987.
  212. В.И. Социальная экология: Учеб. пособие — М.: Дашков и К., 2003.
  213. А.О. Экологическое право: конституционные основы: Учеб. пособие для вузов. М.: Городец, 2004.
  214. В.П. Конституционно-правовые проблемы разграничения предметов ведения и полномочий в условиях российского федерализма: Авто-реф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.
  215. М.В. Конституционно-правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
  216. Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1980.
  217. В.В. Как повысить эффективность регионального экологического законодательства // Журн. рос. права. 2001. — № 5.
  218. Общая теория государства и права. Академический курс в Зт. / Отв. ред М. Н. Марченко. М., 2001. — Т.З.
  219. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994.
  220. B.C. Основы науки социального управления. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета. — 1971.
  221. Д.В. Методы административно-правового воздействия. -СПб., 2005.
  222. Плешин H. JL Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007.
  223. П. Водное законодательство: настоящее и будущее // Рос. юстиция. -1996. № 6.
  224. И.Ф. Водные кодексы стран СНГ. Сравнительный анализ // Право и экономика, 2000. — № 7.
  225. В.В. Экологическое право России: Учеб. для вузов. — М.: БЕК, 1995.
  226. В.В. Экология и право. — М., 1991.
  227. Т.В. Плата за пользование водными объектами в новом Водном кодексе РФ // Экологическое право. 2006. — № 6.
  228. Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. -М., 1987.
  229. И.П. Конституционные основы экологической политики: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
  230. Н.Б., Черняев A.M., Бунькова О. В. Государственная политика управления водными ресурсами в Нидерландах // Водное хозяйство России. 2000.-№ 2. — Т.2.
  231. В.Д. Теория государства и права. М., 2005.
  232. В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты: Моногр. Екатеринбург: УрО РАН, 2003.
  233. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). -М., 1994.
  234. Н.Ф. Природопользование. М., 1990.
  235. Россия: экономико-правовое управление водопользованием / Под науч. ред. А. М. Черняева Екатеринбург: Аэрокосмоэкология, 1999.
  236. Савранская O. J1. О вопросах местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. — № 3.
  237. М.С. Проблемы реализации правотворческих полномочий субъектов Российской Федерации //10 лет законодательной власти в Свердловской области: проблемы, опыт, перспективы: Материалы науч.- практ. конф. — Екатеринбург, 2005.
  238. Д.О. Водный кодекс и договоры водопользования // Журн. рос. права. 2006. — № 2.
  239. Д.О. Водный кодекс 2006 года: новеллы и задачи применения // Журн. рос. права. 2007. — № 1.
  240. Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
  241. B.C. Реализация экологической политики в условиях крупного города: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  242. К.Н. Социально-экономическая политика государства и политический режим: некоторые проблемы взаимосвязи // Юрид. мир. -2007. № 4.
  243. Н.И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
  244. Теория государства и права: Учеб. для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2004.
  245. Теория государства и права: Учеб. / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. Екатеринбург: Изд-во, УрГЮА, 1996.
  246. JI.A. Проблемы экологического нормирования водоснабжения населения. Саратов: Надежда, 2003.
  247. JI.A. Правовые проблемы водоснабжения населения в Российской Федерации. Саратов: Изд-во Саратовского ГАУ, 2003.
  248. JT.А. К анализу системы экологического законодательства // Экологическое право России: Сб. материалов науч.-практ. конф. 1995 -1998 гг. / Под ред. А. К. Голиченкова. М., 1999.
  249. Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
  250. Ю.А. Механизм управления в развитом социальном обществе. М., 2001.
  251. .Н., Батурин Ю. М., Орехов Р. Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1994.
  252. И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного права // Журн. рос. права. -1999. № 11.
  253. В.Е. Основы конституционного права. — М.: Манускрипт, 1996.
  254. Г. Н. Конституционно-правовое регулирование компетенции местного самоуправления // Конституция как символ эпохи / Под. ред. С. А. Авакьяна. М., 2004. — Т.2.
  255. A.M. Некоторые проблемы охраны вод // Охрана природных вод России: Сб. науч. тр. / Науч. ред. A.M. Черняев. Екатеринбург: Изд-во РосНИИВХ, 1992.
  256. A.M., Прохорова Н. Б. Водные ресурсы, их использование и охрана. Екатеринбург: Изд-во РосНИИВХ, 2002.
  257. A.M., Прохорова Н. Б., Дольков М. П. Государственная политика устойчивого водопользования в Российской Федерации и ее научное обеспечение. Екатеринбург, 1996.
  258. А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2006.
  259. В.А. О мониторинге правовых основ федеративной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2005. — № 5.
  260. Д.В. Публично-правовые договоры в природопользовании // Экологическое право. 2003. — № 5.
  261. Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журн. рос. права. 2005. — № 12.
  262. Правовая охрана окружающей среды в области промышленного производства / Под. ред. Ю. С. Шемшученко. Киев, 1986.
  263. A.B. Правовое обеспечение мероприятий по защите от наводнений // Управление устойчивым водопользованием: Материалы науч.-практ. конф. (Москва, 6−7 февраля 1997 г.) М., 1997.
  264. A.B., Коваленко B.C., Шахов И. С. Концепция решения проблемы наводнений // Россия: экономико-правовое управление водопользованием / Под науч. ред. A.M. Черняева. Екатеринбург: Агрокосмоэко-логия, 1999.
  265. Ю.С. Понятие и сущность правовой охраны окружающей среды в области промышленного производства // Правовая охрана окружающей среды в области промышленного производства. Киев, 1986.
  266. Ю.С., Мунтян В. Л., Розовский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев, 1978.
  267. Ю.С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. Киев, 1983.
  268. Э.Ф. Природоохранное законодательство Республики Башкортостан: проблемы, пути развития. Уфа, 1997.
  269. Е.В. Функции и принципы контроля в Советском государстве // Сов. государство и право. 1969. — № 11.
  270. Экологически чистое производство: подходы, оценка, рекомендации: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С. А. Пегова и И. С. Солобоева. Екатеринбург, 2000. •
  271. Экология: Юридический энцик. словарь / Под ред. С. А. Боголюбова.-М., 2000.208
  272. Экология и экономика тг|5иродопользования: Учеб. для вузов / Под ред. Э. В. Гирусова М.: Закон и право, 1998.
  273. A.C. Судебная защита прав граждан и юридических лиц в области использования и охраны водных объектов // Чистая вода России 2007: Сб. ст. и тез. докл. IX Международного симпозиума. — Екатеринбург, 2007.
  274. А. А. Правовое регулирование природоресурсных платежей. Плата за пользование водными объектами // Хоз-во и право. 1998. — № 5.
  275. Kessler Н. UVP-Vorrang fur die Vorsorge // Kosmos. 1988. — № 3.
Заполнить форму текущей работой