Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка и регулирование конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий: на примере пригородных овощеводческих хозяйств Ленинградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования тенденции развития аграрной сферы в период 19 902 007 гг. показывают, что сельскохозяйственные предприятия стремятся сделать сырьевые и продовольственные рынки более доступными. Для этого требуется поменять условия, которые ставят их в положение соперников. Среди возможных способов — рост размеров хозяйств, попытки консолидировать маркетинг, меры по совместному контролю… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
    • 1. 1. Значение и сущность повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в рыночных условиях
    • 1. 2. Проблемы оценки конкурентоспособности
      • 1. 2. 1. Уровень хозяйствующего субъекта
      • 1. 2. 2. Диагностика уровня конкурентоспособности товара
    • 1. 3. Особенности формирования агропродовольственных рынков и их конкурентной среды
    • 1. 4. Рыночная конъюнктура: факторы и возможности регулирования
  • 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПРОДУКЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕГИОНА
    • 2. 1. Общая характеристика регионального рынка картофеля и овощеводческой продукции
    • 2. 2. Факторы и условия, формирующие конкурентную позицию предприятия
      • 2. 2. 1. Состояние и динамика развития производственного потенциала предприятия
      • 2. 2. 2. Факторы, определяющие состояние маркетинговой деятельности предприятия
    • 2. 3. Конкурентоспособность овощной продукции
    • 2. 4. Стратегическая оценка возможностей развития конкурентных преимуществ предприятия на базе SWOT — анализа
  • 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Формирование конкурентной политики предприятия
    • 3. 2. Совершенствование товарной политики предприятия
    • 3. 3. Развитие ценовой и сбытовой политики предприятия
    • 3. 4. Маркетинговое продвижение товара (коммуникации)

Оценка и регулирование конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий: на примере пригородных овощеводческих хозяйств Ленинградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследований. В течение десятков лет в нашей стране, в условиях высокой государственной монополизации, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск продукции. В этих условиях проблема конкурентоспособности отходила на второй план, а если I и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке.

На современном этапе развития страны становление рыночного механизма потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности самих предприятий, а также производимых и потребляемых товаров. В связи с этим главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для устойчивого развития и закрепления своих позиций на рынке.

Значимость проблемы и ее масштаб обусловлены необходимостью углубленного рассмотрения и решения теоретических, методологических и прикладных вопросов развития конкуренции на продовольственном рынке как ответной меры на неудовлетворительные пока результаты реформирования в этой сфере экономики.

Практика показывает, что сложность проблем выхода АПК из кризиса определяется не столько отсутствием опыта хозяйствования в новых условиях, сколько слабой диагностикой конкурентных условий и невозможностью соответствующего их регулирования. До сих пор нет проработанной концепции формирования и развития конкурентной среды в условиях переходной экономики, методических разработок по рациональному планированию маркетинговой деятельности в самих предприятиях АПК, методики оценки уровня конкурентоспособности предприятий и их товаров. Эти обстоятельства имеют своим следствием крупные просчеты в стратегиях аграрной и продовольственной политики государства и регионов и серьезное обострение экономических и социальных противоречий в среде рыночных субъектов и покупателей.

Значение теоретических, методологических и практических аспектов формирования конкурентной среды возрастает еще и потому, что в аграрном секторе экономики традиционно сложно осуществляются антикризисные программы, ' поскольку нет должной оценки влияния социально-экономических преобразований в АПК на конкурентную деятельность предприятий. Это приводит к тому, что до сих пор не сбалансированы интересы переработчиков, посредников, сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей продукции.

У истоков теории конкуренции стояли такие видные ученые как Д. Джоббер, П. Р. Диксон, М. Портер, Ф. Котлер, Дж. Р. Эванс, Б. Берман, Ф. Морис и другие. Их труды стали научной базой для создания теории и практики конкуренции.

В настоящее время издается большое количество специальной литературы, в которой исследуются различные аспекты конкуренции, как зарубежных (А. Вайсман, Р. Дамари, Е. Дихтль, X. Хёршген, X. Швальбе,.

A. Лайан, Ф. Букерей и др.), так и отечественных авторов (Л. Г. Багиев, Е. Л. Богданова, П. С. Завьялов, Е. П. Голубков, А. Н. Романов, И. И. Кретов,.

B. И. Синько, Ю. А. Львов, В. Е. Хруцкой и др.).

Современные проблемы становления аграрного рынка и развития конкуренции на нем освещаются в работах российских ученых-экономистов: Г. П. Абрамовой, В. А. Клюкача, Г. Л. Пакулина, П. П. Сорокина, С. М. Ягут-кина, А. Е. Матушкина, В. Г. Хаустова, Ю. А. Ципкина и других. Тем не менее, практическое овладение способами и методами конкурентной борьбы, их внедрение в хозяйственную деятельность — длительный и сложный процесс, требующий конкретных подходов, рекомендаций, предложений по формированию и развитию конкурентной среды в АПК, что и обусловило выбор темы исследования, и потребовало комплексного изучения проблемы, результаты которого представлены в данной работе.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в определении особенностей оценки и динамики конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в аграрной сфере экономики, разработки подходов и методов формирования и развития их конкурентоспособного потенциала для повышения эффективности маркетинговой деятельности в целом.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

• определить теоретические предпосылки становления и развития конкурентоспособного потенциала сельскохозяйственных предприятий;

• изучить тенденции и проблемы формирования конкурентоспособности овощеводческих сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрного реформирования;

• диагностировать изменения и характер рыночной активности предприятий на региональном рынке овощеводческой продукции и выявить влияние основных факторов;

• обосновать методы стратегии и тактики конкурентной политики предприятий с учетом особенностей развития регионального продовольственного рынка;

• разработать научные и практические рекомендации по внедрению эффективных методов повышения уровня конкурентоспособности предприятий и регулирования конкурентной среды на территориально-отраслевом и хозяйственном уровнях.

Предметом исследования являются процессы формирования и управления конкурентоспособностью предприятий и их маркетинговой деятельностью на продовольственном рынке.

Объектом исследования являются пригородные овощеводческие предприятия региона, продуктовые рынки и их участники.

Методологическая и информационная база исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужил накопленный научный опыт, изложенный в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Информационную основу исследования составили правовые и нормативные документы, материалы и отчеты государственных органов и научных учреждений, специальная литература, а также результаты монографических и социологических исследований, проведенных как самим автором, так и в сотрудничестве с другими исследователями.

Многоплановость работы привела к необходимости применения различных методов и приемов исследования: сравнения, экономического анализа, расчетно-конструктивного метода, метода статистических группировок, выборочных обследований, корреляционного анализа, анкетных и экспертных опросов и др.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну данной работы:

• уточнены современные подходы к формированию и развитию конкурентоспособного потенциала сельскохозяйственных предприятий в современных условиях;

• проведен комплексный анализ современного состояния и условий формирования уровня конкурентоспособности овощеводческих предприятий на уровне регионального АПК;

• систематизирована совокупность организационно-экономических и социальных факторов, определяющих динамику процесса развития конкурентоспособного потенциала овощеводческих предприятий в условиях реформирования аграрной экономики;

• определены направления и разработаны предложения по эффективному регулированию конкурентоспособности предприятий и конкурентной среды на продовольственном рынке овощеводческой продукции региона.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения и полученные результаты создают определенную теоретическую • и практическую основу по организационно-экономическому формированию и регулированию деятельности хозяйствующих субъектов и конкурентной среды на продовольственном рынке региона.

Сделанные выводы и рекомендации могут быть применены в других регионах страны для создания эффективно действующих систем управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов на развивающихся продовольственных рынках.

Апробация работы. Основные результаты выполненного диссертационного исследования изложены и получили одобрение на научно-практических конференциях различного уровня в период 2005;2008 гг. Кроме того, результаты исследования нашли отражение в 5 публикациях автора, общим объемом 1,5 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход к рыночным отношениям отечественного агропромышленного комплекса создает определенные социально-экономические предпосылки для формирования и развития конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов.

Ход рыночных преобразований требует должного учета и целенаправленного использования реальных возможностей конкуренции. Однако связанные с ней проблемы остаются пока нерешенными и, видимо, достаточно долго будут сложными и далеко не всегда теоретически прозрачными. Можно подчеркнуть, что конкуренция — это соперничество между субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономический смысл конкуренции заключается в соперничестве между предпринимателями за получение наивысшей прибыли.

Конкурентоспособность — категория общественного развития, являющаяся рычагом и средством конкуренции и проявляющаяся в соперничестве объектов для достижения определенных целей. Что же касается конкурентоспособности продукции, то это — технико-экономическая категория, оцениваемая совокупностью технических и экономических показателей, факторов и условий. К техническим показателям, факторам и условиям относится качество продукции, в том числе ее надежность, эргономичность, экологичность, безопасность, а также дизайн и условия предпродажного и послепродажного обслуживания. Экономическими показателями, факторами и условиями являются: рейтинг (престижность) продукции при внутренней и внешней конкуренции на основе добросовестной информации и рекламы, патентная чистота, спрос, издержки производства, рентабельность, цена, лизинг, эффективность использования основного капитала, условия платежей и поставок, эффективность инновационно-инвестиционных процессов, факторы выбора рынка и технологии маркетингового продвижения продукции на рынок, стоимость экспорта, уровень таможенных пошлин, прибыль и др.

Исследования тенденции развития аграрной сферы в период 19 902 007 гг. показывают, что сельскохозяйственные предприятия стремятся сделать сырьевые и продовольственные рынки более доступными. Для этого требуется поменять условия, которые ставят их в положение соперников. Среди возможных способов — рост размеров хозяйств, попытки консолидировать маркетинг, меры по совместному контролю и регулированию производства и потока продукции на рынках, а также маркировка сельскохозяйственных продуктов товарными знаками. В этой области были достигнуты некоторые успехи, но большинство предприятий все еще работают в условиях полной конкуренции.

Высококонкурентные условия в сельском хозяйстве ведут к тому, что цены на сельскохозяйственные продукты держатся близко к издержкам производства. Данная проблема имеет две грани. С одной стороны, падающие цены на сельскохозяйственную продукцию не будут столь опасными для производителей, если они смогут приспособить использование факторов производства к снизившимся ценам. Но увеличившаяся зависимость сельскохозяйственных производителей от промышленных средств производства оставляет им слишком малый запас времени на адаптацию к падающим ценам на сельскохозяйственную продукцию. С другой стороны, увеличивающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию повышают выгодность хозяйств и ведут к подъёму цен на факторы производства, особенно на пахотные земли, — иной случай, когда предприятия оказываются под давлением связки «издержки-цены сельскохозяйственной продукции».

Характер и интенсивность конкуренции во многом определяются конъюнктурными подвижками на региональном продовольственном рынке. Расчеты показателей сравнительной оценки насыщенности продовольственного рынка свидетельствуют о значительной их дифференциации не только по отдельным видам продукции, но и в отношении города и области.

Оценка динамики регионального продовольственного овощеводческого рынка позволяет сделать следующие выводы:

• данный продовольственный рынок формируется и развивается как крупный межрегиональный оптовый рынок;

• в целом продовольственный рынок региона насыщается в большей степени за счет завоза продукции извне;

• объемы продовольственных потоков очень слабо регулируются с учетом интересов местных производителей.

Анализ положения показывает, что при оценке конкурентных позиций предприятий АПК на региональном продовольственном рынке нужно придерживаться дифференцированного подхода. В связи с этим целесообразно выделить, по крайней мере, группу предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции и группу предприятий-переработчиков. В каждой из этих групп наборы влияющих факторов будут значительно различаться.

Для производителей сельскохозяйственной продукции к числу важнейших факторов, определяющих их конкурентное преимущество, относится состояние производственного потенциала, которое измеряется количественно-качественными показателями производственной деятельности. Они характеризуют рыночные возможности предприятия, с точки зрения рыночной доли, повышения качества выпускаемой продукции, маневрирования в ценообразовании, то есть, определяет потенциал конкурентоспособности. Последний затем должен быть реализован через соответствующие маркетинговые стратегии. Особенности нашего подхода демонстрируются на примере производства овощей в пригородной зоне Санкт-Петербурга.

Анализ ситуации показывает, что все овощеводческие хозяйства по их конкурентной позиции можно подразделить на три группы: отстающие, стабильные и лидеры.

Оценка ситуации показывает большой разброс предприятий по конкурентным позициям и необходимость их систематизации и группировки для более эффективного регулирования условий.

В ходе исследования были выявлены направления и позиции, по которым предприятиям необходимо наращивать конкурентные преимущества:

• концентрация и интенсивность производства;

• специализация и межхозяйственная кооперация;

• организация внутрихозяйственных отношений;

• организационно-технологическая обеспеченность и дисциплина;

• собственная переработка сырья и диверсификация производства;

• работа с персоналом;

• активный маркетинг.

Теоретическое изучение проблемы и анализ состояния конкурентоспособности предприятий в аграрной сфере показывает, что слабость конкурентных позиций многих из них, деформированность конкурентной среды на продовольственных рынках обусловлены низким уровнем адаптации хозяйствующих субъектов к динамике рыночных преобразований, отсутствием конструктивной конкурентной политики. Последняя по отношению к каждому предприятию складывается из четырех важнейших направлений: товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная политика.

Каждая составляющая конкурентной политики предприятий может рассматриваться и совершенствоваться отдельно, но конкурентное преимущество будет достигаться предприятием только в том случае, если будут задействованы одновременно все элементы, влияющие на рыночные позиции хозяйствующего субъекта.

Важнейшим рычагом регулирования конкурентной среды является прогнозирование конкурентных позиций предприятий и динамики развития рыночной конъюнктуры. Отдельной целостной методики прогнозирования уровня конкуренции в аграрной сфере экономики пока нет, в диссертационной работе мы сделали попытку его оценки через объединение в единую систему отдельных подходов и показателей, позволяющих более объективно анализировать сложившиеся и перспективные возможности реализации конкурентных стратегий предприятий.

Предложенный подход позволяет, во-первых, дифференцировать стратегические программы наращивания конкурентного потенциала предприятий с учетом их достигнутого уровня, и, во-вторых, для каждого из них определиться с перспективными методами ведения конкурентной борьбы.

Реализация выработанных рекомендаций и предложений может стать одним из факторов, способствующих более динамичному и результативному формированию конкурентной среды, и посредством этого, положительно влиять на стабилизацию деятельности предприятий регионального АПК в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26 июня 2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции».
  2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  3. Л. А. Конкурентоспособные промышленные кластеры: Теория и практика формирования. — Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2005.
  4. Авдашева С, Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России // Вопросы экономики. 2005. № 5.
  5. В. С. Человек в зеркале экономической теории. — М.: Наука, 1993.
  6. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  7. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000.
  8. А. А. Стратегия повышения конкурентной устойчивости консалтинговой фирмы. —М., 2003.
  9. А., Демсец Г. Производство, информационные издержки и экономическая организация // Истоки. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  10. Т. Практический маркетинг. — СПб: Питер, 1999.
  11. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
  12. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Питер, 1999.
  13. Д. Антитраст против конкуренции. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  14. М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. № 4.
  15. А. В. О видах конкурентных стратегий организации / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. М.: Маркет ДС, 2005.
  16. Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Вып. 1.
  17. И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. —М.: Финансы и статистика, 2001.
  18. М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. — М.: ТЕИС,. 2002.
  19. Д. Д. Особенности конкурентных отношений на рынке туризма / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. М.: Маркет ДС, 2005.
  20. Боргт Ван дер. Торговля и торговая политика. — СПб, 1905.
  21. Н. И. Партия и оппозиционный блок // Правда, 1926, 3 августа, С. 1.
  22. М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
  23. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Под ред. С. Авдашевой, В. Тамбовцева. — М.: ТЕИС, 2005.
  24. И. Противоположность конкуренции и социалистического соревнования//Правда, 1981, 30 октября, С. 2−3.
  25. И. В. Конкурентная карта рынка // Практический маркетинг. 2004, № 5 (87).
  26. И. В. Разработка конкурентных стратегий. — М.: Маркет ДС, 2004.
  27. Е. Н. Маркетинговые коммуникации. —М.: Финпресс, 2000.
  28. Я. Целевая конкуренция. — М.: Вершина, 2006.
  29. М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Западная экономическая социология. Хрестоматия экономической классики. —М.: РОССПЭН, 2004.
  30. Т. П. Управление маркетингом. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  31. И. JI. Искусство войны в бизнесе: стратегия и тактика. — М.: Дело и сервис, 2003.
  32. П. Энциклопедия менеджмента. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.
  33. Е. И. Модернизация антимонопольного регулирования российской экономики / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. — М.: Маркет ДС, 2005.
  34. А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. — Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.
  35. Дэй Дж. Стратегический маркетинг: Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2003.
  36. О. А. Антитрестовское законодательство на службе монополий. — М., Мысль, 1976.
  37. И. А. Гражданское и торговое право зарубежных стран. — М., 1992.
  38. Исследование рынка (McKinsey & Company, Inc) — М.: Дело, 1996.
  39. В. С, Слепаков С. С. Системное реформирование электроэнергетики России на региональном и местном уровнях. — Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.
  40. Ф. Избранные экономические произведения. — М., 1969. с. 351.
  41. Г. Б. Конкуренция и предпринимательство. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  42. Дж. Б. Распределение богатства. — М.: Экономика, 1992. с. 424.
  43. Г. Б. Эволюция институциональных систем. — М.: Наука, 2004.
  44. И. В. Эволюция антимонопольной политики и процессов концентрации на товарных рынках. — Новосибирск, 2002.
  45. А. М. Макрорегулирование современной экономики: проблема «невидимой руки». — М.: Финансы и статистика, 2000.
  46. Т. Д. Современная концепция бизнеса / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. — М.: Маркет ДС, 2005.
  47. Н. Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. —М.: Новая деревня, 1922.
  48. Н. Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний. —М.: Проспект, 2005.
  49. Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановый макроэкономический анализ / М. И. Гельвановский, И. А. Бушмарин и др. — М.: ИМЭМО РАН, 2000.
  50. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Под ред. А. Г. Цыганова. — М: Логос, 1999.
  51. Ю. И. Теория и практика конкуренции. — Саратов: Издательский центр СГЭА, 1996.
  52. Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
  53. Ф., Джайн Д., Мэйсинси С. Маневры маркетинга. — М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  54. Р. Природа фирмы / Природа фирмы. — М.: Дело, 2002.
  55. К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. — СПб.: Питер, 2005.
  56. В. В. Конкуренция. — М.: Экономика, 2004.
  57. И. Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент. — М.: Изд-во РДЛ, 2003.
  58. Я. И., Бендукидзе К. А., Юдкевич М. И. Курс институциональной экономики. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ,. 2006.
  59. М.М. Типы конкурентного поведения / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. — М.: Маркет ДС, 2005.
  60. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб.: Наука, 1996.
  61. М. С, Колесов С. О. О социалистической конкуренции / Социалистическое соревнование. 1988. № 5.
  62. В. И. Империализм как высшая стадия капитализма // Поли, собр. соч. Изд. 5-е. Т. 27. — М.: Госполитиздат, 1962.
  63. В. И. Государство и революция // Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 33. — М.: Госполитиздат, 1962.
  64. В. И. Грозящая катастрофа, и как с ней бороться // Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 34. —М.: Госполитиздат, 1962.
  65. В. И. Как организовать соревнование? // Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 35. —М.: Госполитиздат, 1962.
  66. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 4. — М.: Госполитиздат, 1955.
  67. . М., Регнер Э., Завада К. Ценовое преимущество. —М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  68. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах / Под ред. Л. А. Данченок. 2-е изд. — М.: Маркет ДС, 2006.
  69. Д. Ю. Проблемы рисков при слияниях и поглощениях / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. —М.: Маркет ДС, 2005.
  70. Д. Ю., Романников А. Н., Кузьмич А. М. Риск группы враждебного поглощения и стратегии защиты компании / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. —М.: Маркет ДС, 2005.
  71. Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие. —М.: Омега-Л, 2007.
  72. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. — Спб: Питер, 2000.
  73. О. 3. Социально ответственный бизнес / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. — М.: Маркет ДС, 2005.
  74. Р., Уннтер С. Эволюционная теория экономических изменений. —М.: Финстатинформ, 2000.
  75. В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики. 2003. № 9.
  76. В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. — СПб.: Питер, 2002.
  77. X. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Западная экономическая социология. Хрестоматия экономической классики. — М.: РОССПЭН, 2004.
  78. А. Н. Институциональная экономика. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  79. О. В. Защита компании от недружественного поглощения и корпоративного шантажа. — М.: Юркнига, 2005.
  80. О’Шонесси Д. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  81. С. А. Конкурентное право (Правовое регулирование конкуренции и монополии). — М.: Городец, 2002.
  82. М. А. Стратегия развития конкуренции в банковском секторе экономики. — Саратов: СГЭУ, 2006.
  83. К. Экономика как социально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2.
  84. В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 2.
  85. Е. Б. Конкуренция. Психология победы в бизнесе и в жизни. — СПб.: Питер, 2002.
  86. М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993.
  87. М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  88. М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  89. Портфель конкуренции и управления финансами / Отв. ред. Ю. Б. Рубин. — М.: СОМИНТЭК, 1996.
  90. О. Н. Интегрирование деловых коммуникаций / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. — М.: Маркет ДС, 2005.
  91. В. В. Что такое экономическое действие? // Экономическая социология. 2002. Т.З. № 5.
  92. В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003. с. 49.
  93. В. В. Баланс принуждения и доверия в процессе легализации российского бизнеса // Модернизация экономики и выращивание институтов / Отв. ред. Е. Г. Ясин. — М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  94. Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. — СПб: Питер, 2000.
  95. Райс-Джонстон У. Тактический менеджмент. Методы управления в меняющемся мире. — СПб: Питер, 2001.
  96. Д. Примечания к книге г-на Мальтуса «Начала политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического приложения» // Сочинения. Т. 3. — М.: Госполитиздат, 1955.
  97. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс. 1986.
  98. Н. М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой // Экономический журнал РГТУ, 2001, № 2.
  99. Н. М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. — М.: Макс Пресс, 2001.
  100. Н. М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2005. № 5.
  101. Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS, 1993, Вып. 3.
  102. Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теории фирмы. — СПб.: Экономическая школа, 1995.
  103. П. Конкуренция. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.
  104. Дж., Мартино В., Клемонс Э. Стратегия и тактика морской пехоты США в бизнесе. — М.: HIPPO, 2005.
  105. С. Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. —Ульяновск: Корпорация технологии продвижения, 2000.
  106. Н. Бизнес Combat. Стратегия и тактика победоносных корпоративных баталий. — М.: Эксмо, 2004.
  107. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: СОЦЭКГИЗ. 1935. С. 133.
  108. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1972. С. 332.
  109. Г. Справедливость. — СПб., 1897.
  110. Ш. Сталин И. В. Соревнование и трудовой подъем масс. Предисловие к книжке Е. Микулиной «Соревнование масс» // Сочинения. Т. 12. — М.: Госполитиздат, 1952.
  111. Дж. Теория олигополии. — СПб.: СпецЛит, 1995.
  112. Стратегия управления по Клаузевицу / Под ред. и с комментариями Т. Фон Гикзи, Б. фон Отингера, К. Бассфорда. — М.: Альпина паблишер, 2002.
  113. А. С. Основные черты лидерства в конкуренции / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. —М.: Маркет ДС, 2005.
  114. А. С. Оценка предпринимательского потенциала предпринимательской структуры в условиях конкуренции / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. — М.: Маркет ДС, 2005.
  115. Д. Н. Информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 1.
  116. В. К. Искусство управленческой борьбы. — М.: Добрая книга, 2003.
  117. Толковый словарь рыночной экономики. Изд. 2-е доп. М.: Глория, 1993.-С. 106.
  118. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. — М.: ИД «Вильяме», 2002.
  119. К.Ю. Конкурентное право. —М., 2000.
  120. Д. С. Создание конкурентных преимуществ в системе стратегического управления страховой компанией / Система бизнеса. Вып. 1 // Ученые записки Московской финансово-промышленной академии. — М.: Маркет ДС, 2005.
  121. X. Рынки и фирмы: размышления о перспективах экономической социо-логии // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Под ред. В. В. Радаева. — М.: РОССПЭН, 2002.
  122. О. Поведенческие предпосылки современного экономического ана-лиза//THESIS. 1993. Вып. 3.
  123. Утопический социализм. Хрестоматия. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1982.
  124. Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М. 2000, с. 46.
  125. Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. — М.: Эксмо, 2004.
  126. Р. А. Стратегическая конкурентоспособность. — М.: Экономика, 2005.
  127. Дж., Грегори Р. Конкурентные преимущества в денежномвыражении. ¦— М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  128. Ф. А. Пагубная самонадеянность. — М.: Новости, 1992.
  129. Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2000.
  130. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. — М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  131. Дж. Экономическая теория и институты. — М.: Дело, 2003.
  132. Г., Сондерс Д., Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005.
  133. В., Яковлев А. Монополия в советской экономике // Коммунист. 1990. № 15.
  134. Э. Теория монополистической конкуренции. — М.: Экономика, 1996.
  135. С. Р, Сафонов Г. В Продуктовый портфель мясоперерабатывающего предпрития: особенности принятия решений. // Маркетинг в России и за рубежом. 2004, № 4, С. 19−35
  136. С. Р. Применение финансовых критериев при оценке положения продукта на кривой жизненного цикла // Маркетинг в России и за рубежом. 2001, № 3, С. 15−22.
  137. А., Авдашева С. Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики // Вопросы экономики. 2005. № 12.
  138. В. Промышленные монополии и социалистическая конкуренция//Коммунист. 1990. № 6.
  139. Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
  140. Т. Экономическое поведение и институты. — М.: Дело, 2001.
  141. Экономическая стратегия фирмы. / Под ред. Градова А. П. — СПб.: СпецЛит., 2000.
  142. Ф. Наброски к критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1955.
  143. А. А., Кукура С. П. Предпринимательство в производственной сфере — основное направление экономических преобразований в России. // Электронная промышленность: экономика и коммерция. 1998, №№ 3−4. С. 62−68.
  144. А. А. Взаимоотношение государства и предпринимательских структур. В сб.: «На рубеже веков: экономические проблемы реформирования России» — М.: ОАО Издательство «Экономика», 1998. С. 11−15.
  145. Экономика и организация рыночного хозяйства. — М., 1995. с. 157. См. также: Фоломьев А. Н. Инновационный тип развития и предпринимательство. В кн.: «Экономика предпринимательства (курс лекций)», 1999. С. 126−143.
  146. А. Типы конкурентной стратегии: «биологический подход» к классификации компаний // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 10.
  147. А. Ю. Фирма и рынок. — М.: Знание, 1990.
  148. А.Ю. Конкуренция: Теория и практика. 3-е изд. — М.: Гном и Д, 2001.
Заполнить форму текущей работой