Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей, от развития которой зависит благополучие любого общества. Традиционно решением этой задачи занимается медицина. Но на современном этапе культурно — исторического развития усилий одной медицины уже не достаточно, так как здоровье представляет собой комплексную проблему требующую участия в ее решении… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава II. ервая. Роль и место психологических факторов и условий в общем процессе развития ребенка. стр
    • 1. Взаимосвязь психологических и физиологических аспектов, проблемы укрепления здоровья .стр
    • 2. Эмоции как психологический фактор, наиболее тесно связанный с физиологическими процессами. стр
    • 3. Мотивации как условие активизации оздоровительной самодеятельности ребенка. стр
    • 4. Дыхание как интегральная психофизическая функция, определяющая возможности взаимодействия психических и физических факторов в организме ребенка. стр
  • Глава вторая. Пути и формы выявления психологических возможностей укрепления физического здоровья детей разных возрастов .стр
    • 1. Психологические условия реабилитации детей с бронхиальной астмойстр
    • 2. Психологические возможности музыки в системе укрепления здоровья ребенка. стр
    • 3. Методы, методики и организация исследования. стр
  • Глава третья. Описание хода экспериментального исследования и обсуждение результатов .стр
    • 1. Методики психологического воздействия на укрепление здоровье детей в пренатальном возрасте «Сонатал» .стр
    • 2. Методики психологического воздействия на здоровье детей младенческого и раннего возрастов (0−1, 1−3 г. г.) «Интоника».стр
    • 3. Методики психологического воздействия на укрепление здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!».стр
    • 4. Методики психологического воздействия на укрепление здоровья детей младшего школьного возраста «Познай себя».стр
    • 5. Методики психологического воздействия на укрепление здоровья детей подросткового и старшего школьного возраста «Юные учителя здоровья"стр
    • 6. Методики психологического воздействия на улучшение здоровья детей, страдающих бронхиальной астмой «Цветок здоровья».стр
  • Выводы. стр

Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей, от развития которой зависит благополучие любого общества. Традиционно решением этой задачи занимается медицина. Но на современном этапе культурно — исторического развития усилий одной медицины уже не достаточно, так как здоровье представляет собой комплексную проблему требующую участия в ее решении таких наук, как психология, педагогика, экология, право и др. На это положение справедливо указывают многие психологи, философы, физиологи — И. А. Аршавский, А. Г. Асмолов, И. И. Брехман, В. П. Зинченко, Ю. П. Лисицын, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн и др.

Существенным аспектом данной проблемы является определение основных принципов, на которых могут строиться конкретные программы укрепления здоровья детей и одним из ведущих таких принципов является личностно-деятельностный подход [Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.], позволяющий рассматривать ребенка как целостную систему в многоплановых взаимосвязях с миром людей и вещей.

В связи с актуализацией в современном обществе роли человека, который берет на себя значительную долю ответственности за собственное психическое и физическое здоровье, растет внимание к его деятельности, к произвольной ее составляющей. [Божович Л.И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д.Б.] Другим принципом выступает единство сознания и деятельности [Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.]. Он тесно взаимосвязан с принципом развития [Выготский Л.С., Фельдштейн Д. И., Эльконин Д. Б. ] и принципом, субъективной ответственности человека за свое здоровье. И, наконец важным принципом является соотношение психического и физического в развитии ребенка как активного субъекта жизнедеятельности.

Однако, если вопросы психического развития личности достаточно широко и глубоко изучены в отечественной и зарубежной психологии, то проблемы взаимопроникновения психического и физического разработаны все еще недостаточно. Именно социальная значимость данной проблемы и недостаточная ее разработанность определили выбор темы настоящего исследования.

Объектом исследования явились психологические воздействия, определяющие укрепление физического здоровья детей.

Предметом исследования стали особенности влияния эмоций, мотивации и степени самосознания на развитие здоровых детей и восстановление здоровья детей, страдающих бронхиальной астмой.

Цель исследования состояла в выявлении наиболее значимых психологических факторов, обеспечивающих развитие физического здоровья детей разных возрастов.

Гипотеза исследования заключалась в том, что воздействуя специально разработанными психологическими приемами на эмоции, мотивацию и самосознание ребенка можно не только управлять процессами развития и восстановления физического здоровья, но и обеспечить формирование потребности быть здоровым и личностной ответственности за собственное здоровье и здоровье других людей. При этом музыка выступает одним из действенных компонентов сознательной регуляции дыхательной функциипсихоэмоциональным фактором.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи. исследования: л.

1. Изучить состояние проблемы взаимовлияния психических процессов и физического здоровья вообще и, в частности здоровья детей, страдающих бронхиальной астмой;

2. Выявить психологические факторы (эмоции, мотивации, осознание) и рассмотреть их возрастную динамику в ходе онтогенетического развития ребенка;

3. Разработать методики, позволяющие выявить психологические факторы и определить степень их влияния на здоровье детей на разных ступенях возрастного развития;

4. Разработать методики активизации психических процессов, обеспечивающие возможности ребенка самостоятельно заниматься развитием своего здоровья в условиях семьи, дошкольного учреждения, школы и летнего детского лагеря.

5. Определить организационные формы, позволяющие посредством психологических факторов воздействовать на укрепление здоровья детей.

Методологическую основу исследования составляют общетеоретические положения отечественной психологии о закономерностях психического развития ребенка (Божович JI.И., Выготский JI.C., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. и др.) — социально-нормативная концепция развития личности в онтогенезе (Фельдштейн Д.И.) — концепция оздоровления (санологии) (Лисицин Ю.П.) — концепция формирования здоровья (Брехман И.И.).

В работе использовался комплексный метод исследования, включающий эксперимент (как естественный, так и лабораторный), наблюдения, анкетирование, психолого-медицинское тестирование, анамнез, катамнез, беседы с детьми и их родителями, анализ дневников самонаблюдений и рисунков детей, анализ дневников их родителей и пр.

При этом особое место занимал разработанный автором метод музыкального эмоционально-дыхательного тренинга ребенка в процессе вокально-речевой деятельности — метод музыкальной психорегуляции дыхания (МПД).

Базой исследования явились Школа здоровья при Врачебно-физкультурном диспансере N 4 г. Москвы, Центр восстановительного лечения г. Москвы, детские сады и школы Москвы и ряда других городов России (Екатеринбург, 8.

Магнитогорск, Сыктывкар, Мурманск, Тамбов), летние лагеря здоровья в России и США. Всего исследованием было охвачено 3099 человек. Из них: 2563 ребенка (разных возрастов), 386 беременных женщин, 150 родителей. Кроме того, в исследовании участвовали 1505 учителей здоровья.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что определены основные психологические факторы, влияющие на укрепление физического здоровья детейвпервые разработаны методики оптимизации развития плода с помощью музыкисоздана комплексная система реабилитации детей, страдающих бронхиальной астмой, основанная на использовании музыкальной психотерапиираскрыты способы формирования мотивации здоровья, в частности через организацию музыкальных уроков здоровья.

Практическая ценность исследования состоит в разработке методики и организационных форм воздействия на психику ребенка, обеспечивающих развитие его здоровья. В частности это: а) система дои послеродовой музыкальной стимуляции развития ребенка, которая используется работе женских консультаций и дошкольных учрежденийб) адаптированная американская программа «Познай себя» и авторская программа «Здравствуй !», продуктивно применяемые в дошкольных и школьных учрежденияхв) система развивающей терапии детей, страдающих бронхиальной астмой, применяемая в детских учреждениях Москвы, Набережных Челнов, Бердянске.

Разработанные автором программы подготовки учителей и врачей широко используются в центрах здоровья г. Москвы, Сыктывкара, Магнитогорска, способствуя оптимизации психического и физического развития детей.

Апробация результатов исследования проводилась путем обсуждения на заседании лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО. Материалы работы докладывались автором на Всесоюзной научнопрактической конференции «Научные основы физкультурно-оздоровительной работы среди населения» (г. Таллинн (22−23 апреля 1986 г.), на Шсесоюзном съезде по ЛФК и СМ (1987 г. Ростов-на-Дону), на городских (Москва) конференциях аллерологов, на Конгрессе «Общественное развитие и общественная информация» Международной Академии Информатизации (ноябрь 1995, Москва). Основные положения и результаты исследований докладывались на совместной Российско-Американской научно-практической конференции по укреплению здоровья в школе (июнь 1996, Москва).

Материалы исследования используются в лекционных и лабораторных занятиях, проводимых диссертантом со студентами Магнитогорского педагогического института и Московского психолого-социального института.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наиболее значимыми психологическими факторами, влияющими на состояние здоровья ребенка, являются эмоции, мотивация и самосознание.

2. Эмоции, как психологический фактор, наиболее тесно связаны со многими физиологическими системами, в особенности с дыханием растущего человека.

3. Мотивация выступает необходимым условием активизации оздоровительной деятельности детей.

4. Самосознание, начиная с дошкольного возраста (осознания «Я сам») приобретает роль инстанции, регулирующей собственную оздоровительную деятельность ребенка.

5. Музыкальная психорегуляция дыхания позволяет воздействовать на эмоции, мотивацию, дыхательную и двигательную сферы ребенка, способствуя укреплению его физического здоровья.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Текст рукописи иллюстрирован таблицами (21), графиками (4), схемами (7), рисунками (2).

ВЫВОДЫ.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Воздействие психологических факторов, оказывающих существенное влияние на физическое здоровье детей, таких как эмоции и мотивация, будучи включенными в осознанную совместную творческую деятельность детей и взрослых, способствует развитию у ребенка личностной потребности в формировании своего здоровья.

2. Сконструированный нами метод музыкальной психорегуляции дыханияМПД позволяет воздействовать на эмоционально-дыхательную сферу ребенка и регулировать эту сферу посредством музыки. Данный метод отражает единство психического и физического (эмоции и дыхания), обеспечивает осознание детьми роли оздоровительной деятельности, способствует созданию условий, максимально благоприятствующих личностному развитию ребенка.

Важной особенностью метода является возможность осуществления непрерывности оздоровительного процесса в онтогенезе (начиная с пренатального периода и заканчивая ранней юностью). Кроме того, этот метод (с некоторыми модификациями) способен обеспечить построение реабилитационных программ работы с больными детьми.

3. Экспериментальная работа с детьми, больными бронхиальной астмой, позволила организовать дозированный тренинг дыхания, как интегральной психофизической функции с использованием музыкальной психотерапии.

4. Влияние психического на физическое прослеживается начиная еще с пренатального возраста, качественно отличаясь на различных стадиях онтогенеза. Это отличие проявляется в доминировании то одних, то других психологических факторов.

5. Среди способов, обеспечивающих организацию процесса воздействия психологических факторов на физические особенно эффективным оказалось музыкальное воздействие на ребенка посредством вокально-речвой деятельности.

6. В ходе экспериментальной работы с детьми всех возрастов был получен богатый фактический материал, характеризующий развитие активности, эмоций, мотивации, осознания «Я», дыхания, движения. Кроме того, удалось проследить как активность ребенка развивается, дифференцируется, воплощается в разных видах действий и деятельности, обретает на каждом этапе все новое психологическое содержание.

7. Подтверждается хорошо известный факт о роли мотивации в деятельности. При этом в процессе оздоровительной деятельности возникает и формируется особый вид мотивации — мотивация здоровья, во всем многообразии ее связей с другими видами побукдителей.

8. Прослежен процесс развития эмоций — от элементарных форм (удовольствие — не удовольствие) ко все более сложным. Раскрыта одна из таких сложных форм — эстетическая эмоция, сформированная через дыхательно-эмоциональных тренинг, ядро которого составляет музыка.

9. Специальный эмоционально-дыхательный тренинг обеспечивает активизацию положительных эмоций, что позволяет улучшить деятельность многих физических и, в особенности, дыхания, оказывая особое влияние на реабилитацию детей, болеющих бронхиальной астмой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Адрианов О. С., Боравова А. И. и соавт. «Мозг и поведение младенца». М. Инст. психологии РАН, 1993, с. 9, 10.
  2. Адо А.Д., Адрианова Н. В. «Бронхиальная астма».- в кн.:Частная аллергология., М., 1976, с.57- 211.
  3. Адо В.А., Астафьева Н. Т., Полинозы, изд. «Знание», М., 1991, с. 14, 15.
  4. Н.В., Гущин И. С., Бронхиальная астма.- изд. Знание, М., 1966, с. 16.
  5. В.А. Сравнительные изучения функциональной межполушарной ассеметрии у детей на разных этапах онтогенеза. -В кн.: Взаимоотношение полушарий мозга, Тбилиси, 1982.
  6. В.Б., Арутюнян Г. В., Паноян Т. А. «Распространенность и этиология бронхиальной астмы у детей в Армянской ССР», -в кн.: Симпозиум аллергологических и имуннологических обществ социалистических стран. 3-й Сухуми. 1979, с. 8.
  7. .Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  8. П.К., Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975.
  9. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности.-Вопр. психологии., 1978, № 1, с 37- 50.
  10. Ю.Ардри Р. Территориальный императив //Америка. 1971, № 176.
  11. П.Асмолов А. Г. «О месте установки в структуре деятельности». Авт. рефф. канд. дисс. -М., 1976, с. 15.
  12. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979, с. 298.
  13. М.И., Захидов Д. В. «Система циклических нуклеотидов и содержание некоторых гармонов при аллергодерматозах у детей». -Вопр. охр. мат. и дет., 1980, № 7, с.36- 41.
  14. И.И. «Бронхиальная астма у детей». -М., «Медицина», 1985, с. 4,11,13,31,34.
  15. И.И., Кованова Н. Н. «Влияние перенесенной гипоксии плода и новорожденного на лечение бронхиальной астмы у детей первых лет жизни». -Педиатрия, 1978, № 12, с. 22- 24.
  16. И.И., Юрков Ю. А., Гусева Е. Д., Состояние обмена аминокислот при бронхиальной астме у детей. -Педиатрия, 1975, № 10, с. 31−34.
  17. П.Балонов Л. Я., Деглин В. Л., Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л. «Наука», 1976, с. 74- 92.
  18. С.И. и др. «Музыка и движение» М., Просвещение, 1983.
  19. Н.М., Бобкова М. П., Петровская И. Я., Ялкут С. И., Аллергология, Словарь- справочник, Киев, Наумова Думка, 1986, с. 205.
  20. Ф.Б. Некоторые анкеты психической и психофизиологической адаптации человека // Психическая адаптация человека в условиях Севера: Владивосток, 1980, с. 4- 43.
  21. В.М., Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки. Обзор психиатрической, неврологической экспериментальной психологии, 1916 г., № 1- 4, с. 124.
  22. З.И., Материалы VI научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1963, с. 266- 267.
  23. П.П. Возрастная педология. М., 1930. Блонский избр псих труды. -М.: Просвещение, 1964.
  24. О.В. и др. Структурно- функциональное развитие конечного мозга. -Л.: Наука, 1986.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. «Вопр. психологии», 1978, № 4, 1979, № 2.
  26. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии 1976, № 6.
  27. Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения // Вопр. психологии, 1976, № 4.
  28. В.В., Рошаль Н. И., Чирковский A.M. Иммунологические механизмы иммунномоделирующей терапии бронхиальной астмы у детей. -Тезисы докладов 11-го Всесоюзного съезда детских врачей. М., 1982, с. 278- 279.
  29. И.И. Введение в валеологию- науку о здоровье.- Л.: Наука, 1987.
  30. И.И. Философско- методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопр. философии, — 1982. -№ 2., с. 52- 53.
  31. И.И., Кубланов М. Г., Концепция структурной информации в фармакологии и науке о питании. Владивосток: ДВНУ АН СССР, 1983, с. 28.
  32. И.И. Валеология- наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990, с. 7, 32, 24.
  33. И.И. Человек и биологически активные вещества. -JL: Наука, 1976, с. 112.
  34. И.И. Человек и биологически активные вещества. -Л.: Наука, 2-е издание, перераб., -М.: Наука, 1980, с. 120.
  35. А.В. «Субъект: мышление, учение, воображение». Избранные псих, труды. Москва- Воронеж, АПСИ, МПСИ, 1996, с. 35- 37.
  36. В.Г. Альтернатива общественного прогресса Homo Agens. АН СССР Инст. востоковедения. М, — 1990.
  37. Е.А. Философские проблемы в советской психологии- Проблемы деятельности в советской психологии, ч. 1, М., 1977.
  38. П.К. «Бронхиальная астма». -JL: Медицина, 1964, с. 326.
  39. К. Дыхание: семь раз отмерь // Сов. Сибирь., 1987, 12 февраля.
  40. Ф. Соч. в 2-х т., 2-е издание, шир. и доп. -М.: Мысль, 1971, т.1, с. 567, 263.
  41. Н.В. Особенности диагностики и некоторые клинико-иммунологические аспекты атопической формы бронхиальной астмы у детей. -Вопр. охр. мат., № 10, с. 24- 29.
  42. Н. «Музыкальное развитие ребенка». М.: 1968.43.Выготский J1.C., т. 2.
  43. JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии сс. т.4. М. Педагогика, 1984, с. 273.
  44. Выготский JI.4. Собр. соч. т. 4. М., 1984. Работы написаны в 1932- 34 гг.
  45. Л.С., Собр соч. в 6 т. М., 1983, с. 24.
  46. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. -Ростов- на- Дону: Издательство Рос. уп- та, 1977, с. 120.
  47. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966, с. 207- 208.
  48. Д.А. Аллергические заболевания уха, горла и носа у детей. М.: Медицина, 1986, с. 131.
  49. Л.А. Аллергия, конституция, наследственность и иммунитет, изд. «Знание», М., 1984, Народный университет, Факультет здоровья № 7.
  50. К.М. Развитие волевых действий у детей младшего дошкольного возраста. Автореф. канд. дисс. М., 1940.
  51. И.В. Проблемы причинности в медицине: (Этиология). -М.: Медгиз, 1962, с. 176, 157.
  52. В.М. Большие биологические часы: (Введение в интегральную медицину). -М.: Знание, 1981, с. 208.
  53. Н.А. Избр. философские произведения. -М., 1948, т. 1-е. 238.
  54. П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990, с. 8.
  55. А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  56. Н.В., Куваева И. Б., Соломенцева В. Н. Некоторые данные к вопросу о патологии желчных путей у детей с различными аллергическими заболеваниями. -В кн.: Аллергические заболевания у детей. Саратов, 1978, с. 256- 258.
  57. С.Г. Бронхиальная астма у детей. -М.: Медгиз., 1958, с. 208.
  58. А .Я. «Здоровье и „болезнь“ в системе ценностных ориентации человека. Вестник АМН СССР, 1982, № 4, с, 29- 33.
  59. В.А. Произвольные процессы и проблемы воли // Вестник МГУ, Сер. 14, 1986.
  60. A.M., Царегородцев Г. И. Социальный образ жизни и здоровье населения. -М.: Медицина, 1977, с. 43, 232.
  61. A.M., Марисенко Г. П. „Бронхиальная астма“. -В кн. Детские болезни. М.: Медицина, 1986, с. 237.
  62. М.М. и др. „Методы психологической диагностики и коррекции в клинике“ JI.: Медицина. Ленинградское отделение, 1983.
  63. С.Ю., Мизерницкая О. П., Догель И. В. „Клиника бронхиальной астмы“. -В кн.: „руководство по пульмонологии детского возраста“. М., 1978, с. 357- 366.
  64. С.Ю., Зубовская Г. А., Смородинова Н. Ф. и др. „Клиническое значение показателей общего и специфического иммуноглобулинов Е при бронхиальной астме у детей“. -Вопр. охр. мат. и дет., 1980, т. 25, № 3, с. 5- 7.
  65. С.Ю., Розинова Н. Н., Голикова Т. М. и др. Хроническое заболевание легких у детей и критерии их диагностики». М., 1979, с. 248.
  66. Е.Е., Кондрашева М. Н., Руднева С. Д. «Музыкальные игры и пляски в детском саду». -Л., 1965.
  67. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. -М.: Наука, 1983 с. 9,123,153,260.
  68. П.Л. Эксперимент, теория, практика. // Статьи, выступления, 3-е изд., доп. -М.: Наука, 1981.
  69. А.Г. (под редакцией) Психология., уч. пособие для педагогических институтов. М., 1966, с. 282.
  70. З.И. (Бирюкова). Физиология высшей нервной деятельности ребенка. АМН СССР, М&bdquo- 1968, с. 133.
  71. Г. А. Неспецифические бронхолегочные заболевания у детей- горцев. -В кн: Актуальные вопросы педиатрии. Тезисы докладов 1-го съезда педиаторов Киргизской ССР, г. Фрунзе, 1980, с. 207, 208.
  72. .С., Тирива О. П. Ассиметрия позы у новорожденных. -В кн: Взаимоотношение полушарий мозга. Тбилиси, 1982.
  73. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971, с. 51.
  74. Н.Ф. Проблема социальной и личной ценности здоровья в курсе профилактических дисциплин //. Вопросы партийности преподавания медицинских и военно- медицинских дисциплин. Л., 1978, с. 37- 39.
  75. В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Уч. пособие. М., 1992.
  76. К. Аэробика для хорошего настроения. -М.: «Физкультура и спорт», 1987, с. 192.
  77. К. Новая аэробика. -М.: «Физкультура и спорт», 1976, с. 125.
  78. М.Л. «Юные учителя здоровья». -М., 1995, с. 64.
  79. М.Л. Интоника. -М.:"Композитор", 1994, с. 158.
  80. М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. М., 1993, с. 90- 136.
  81. М.Л. Программа «Здравствуй!» М.: «Академия», 1997
  82. В., Вопросы психобиологии музыки., Ст. журн. «Советская музыка», 1966, № 8, с. 37- 43.
  83. Н.Д. Вопросы психологии характера. -М., 1956, с. 137.
  84. B.C. Влияние различных методов лечения на функцию дыхания у детей, больных бронхиальной астмой. -Автореф. канд. дисс. М., 1979, с. 14.
  85. А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 82.
  86. А.И. К теории развития психики ребенка // Проблема развития психики. М., 1972.
  87. А.И. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. -В сб: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М., 1948, с. 4- 15.
  88. А.И. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Проблемы развития психики. М., 1959.
  89. Д.А. Личность: Человек в мире и мир в человеке // Вопр. психологии. 1988, № 3.
  90. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  91. Ю.П., Изуткин A.M., Матюшкин И. Ф. Медицина и гуманизм. -М.: Медицина, 1984, с. 168.
  92. Ю.П. Образ жизни и здоровья населения. -М.: Знание, 1982, с. 6, 9.
  93. Ю.П., Шимеева Е. П. Союз медицины и искусства. М.: Медицина, 1985, с. 32.
  94. Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. -2-е изд. -М.: Медицина, 1982, с. 328.97.Лурия 1969.
  95. В. " О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки". Изд. «Музыка». Москва, 1976, с. 3, 57, 72.
  96. Н.А. «Музыка для утренней зарядки в детском саду». -М., 1965.
  97. Основные документы ВОЗ. -Изд. 35-е, — Женева, 1985. с. 5.
  98. С.М. Проблемы саногенеза в лечебной и профилактической медицине // Вопросы санологии. Львов, 1968, Вып. 2, с. 7- 10.
  99. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности // Полн. собр. соч. -М. -л.: Издательство АН СССР, 1951, т. 3, кн. 1, с. 26.
  100. Юб.Печчеи А. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1980, с. 14.107."Познай себя" Российско- американская программа формирования здоровья школьников. М.: «Просвещение», 1991.
  101. Психология. Учебное пособие для пед. институтов. Ред. Ковалева А. Г. М., 1966, с. 282.
  102. Е.П., Руднева С. Д., Собалева Г. Н., Ушакова З. Н. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». -М., 1969.
  103. Ю.Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание, с. 9- 10.
  104. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии.- М., 1948, с. 58.
  105. C.JI. Основы общей психологии//Воля, — М., 1948, Гл XIV, с.515
  106. И.Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. -«Ученые записки высшей школы г. Одессы», т. 11, 1922- Движение и деятельность. -«Ученые записки МГУ», вып. 20. М&bdquo- 1945.
  107. Н.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  108. Л.Л. «Музыка речи». Эстетическое исследование. М., 1923, с. 70.
  109. Т.Д. Суточные ритмы физиологических ритмов при экстремальных воздействиях // Теоретические и прикладные анкеты анализа временной организации биосистемы. -М.: Наука, 1976, с. 120- 130.
  110. В.Ф. Философские проблемы биологии человека. И. «Наука», Ленинград отд. АН СССР. Л., 1974, с. 5.
  111. И.М. избр. философ, и псих. соч. М.: Госполитиздат., 1947, с. 496.
  112. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. Изд. Мое. универс. 1985, с. 40.
  113. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984, с. 161.
  114. А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.
  115. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопр. философии, 1990, № 3.
  116. И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопр. философии. 1985, № 6, с. 81−93.
  117. Советский энциклопедический словарь. -Издательство «Советская энциклопедия». Москва, 1982, с. 423.125."Телесность человека: междисциплинарные исследования" Философское общ. СССР. НПО «Психотехника». М., 1993, с. 60.
  118. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  119. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1061, с. 170.
  120. Философский энциклопедический словарь. -Москва, «Советская энциклопедия», 1983.
  121. Д.И. Проблема возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  122. И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, общение. 2-е изд., перераб. и доп. -м.: Политиздат, 1983.
  123. И.Т. Философия глобальных проблем // Вопр. философии, 1980, № 2, с. 29- 44.
  124. Ш. П. Проблема воли в психологии // Вопр. психологии. 1967, № 4.
  125. В.Г., Колунаева Т. В. О связи возраста, пола и утомления человека с электрокинетическими свойствами клеточных ядер // Вестн. Харьк. Уп- та, 1978, № 164, с. 34- 36.
  126. Шош Й. Гати Г., Чалан Л., Деши И. Патогенез болезней цивилизации -Будапешт: Изд- во АН Венгрии, 1976.
  127. Annett М.А. model of the inhenitance of handedness and cenebral dominance. -Natune, 1964, V. 204.
  128. Backman A., Bjorkstenn F. Lioen et. al. Allergy., 1984, 39, P. 309- 315.
  129. Best C.T., Hoffman H.B., Glanville B. Development of infant ear asymmeetrics for speech and music. Percept Psychoph, 1982, V. 31.
  130. Boushey H.A., Holtzman M.J., Sheller J.R., Nadel I.A. State of ART. Bronchial hyperreactivity. -Am. Rev. Resp. Dis., 1980, P. 121, 389- 413.
  131. Canmon A., Gombos G.M. A physiological vascubar correlate of hand preference: possible implication wiht respert to hemi spheric cerebral dominance. Neuropsychologia, 1970, V. 8.
  132. De- Casper A.J., Spence M. Prenatal material speech influences newborns perception of speech sounds 11 Infant Behaviour and Development., 1986, № 9, P. 133- 150.
  133. Douglas L.W., Weller R.E. Air pollution and respiratory infection in children. Brit.S.Prev.Soc.Med., 1966, vol. 20, № 1, P. 18.
  134. Empey D.W., Lautinen L.A. Virus infection and bronchial hiperreactivity.- Clin. Allergy, 1979, vol. 9, № 4, P. 418.
  135. Eutus A.K. Hemispheric asymmetry in processing of dichotically presented speech and nonspeech stimuli by infants. -In: Segalowitz and neurological theory. №.Y., 1977.
  136. S.J., Guber F. (eds). Language development and neurological theory. N.Y., 1977.
  137. Fucsh е., Indikationen und Kontraindikationen der Desensibillisierung (einschiesslich, gewerblicher Allergosen). Atmungs und Lungekrankh., 1978, Bd 4, № 1, P. 15- 18.
  138. Furucawa C.T., Altman L.C., Pierson W.E., Shapiro G.G. Suppression of in virto IgE Biosynthesis. -J. Allergy and clin Immunoll., 1979, vol. 63, № 3. P. 145,146.
  139. Gardiner M.E., Walter D.O. Evidence of hemispheric specialisation from infant EEG- In: Lateratization in the nervous system Ns.Y., 1977.
  140. Geller- Bernstein C., Weissglas L., Dun R.D. et al., Immunoglobulin E ana A Levils in atopic and anaphylactic children.- 1980, vol. 44, № 1, P. 29- 33.
  141. Goldsmith Ed. The ecology of health // Ecologist, 1980, Vol. 10, № 6/7, P. 235- 245.
  142. Gwynn C.M., Smith M.J., LeonG.L., Stanworth D.R. Ig E and IpGn subclass in atopic familie. Clin. Allergy., 1979, vol. 9, № 2, P. 119- 123.
  143. George A. Georgy M.D., Respiratory Failure in the Child Churchill Livingstone, 1981, P. 136.
  144. Harries M.G., Parces P.E.G., Lessof M.H. Role of bronchiak irritamt receptions in astma. -Lancet, 1968, 1, P. 1272- 1275.
  145. Illich I. Limits to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health. Harmondsworth: Penguin Books, 1977, P. 273, 296.
  146. Molsese D.L., Freeman R.B., Palermo D.S. The ontology of brain Lateratisation for speech and nouspeech stimul. -Brain Lang, 1975, V. 2.
  147. Witelson S.F. Early hemisphere specialization and interhemisphere development and neurological thejry. -In: Lanquage development and neurological theory. №.Y., 1972.
Заполнить форму текущей работой