Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные мотивы лирики любви Василия Федорова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стихотворения на тему «Любовь и возраст» тоже в основ1г"сэ-м о несчастной: любви, которая становится подлинной драмой, — особенноесли человек, накануне старости или уже старый: Само осмысление разлада ¡-усзежду мужчиной и женщиной в молодые годы, напримерв 20−25 лет отличаехг-оя от его понимания в 50−60 лет. В— молодые годы-, каксчитает поэтлюС^овью руководит сердце, и разрыв любовных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Глава I. Мотивы ранней лирики любви
    • 1. 1. Нравственно-эстетические взгляды Василия Федорова на любовь: к вопросу о литературных традициях
    • 1. 2. Разные типы любви: к женщине- к родине.16 > I |
  • 2. Глава II. Счастливая любовь как смысл бытия
    • 2. 1. Образы лирического героя и любимой в лирике Василия Федорова
    • 2. 2. Радость обладания любимой женщиной
    • 2. 3. Любовь — высший дар природы, смысл мироздания
    • 2. 4. Любовь- гимн женской красоте
  • 3. Глава III. Драма любви лирического героя
    • 3. 1. Драма потери любимой
    • 3. 2. Мотивы одиночества и переживания измены как предательства. .82−78 3.4. Несовместимость нравственных принципов как одна из причин разрыва отношений
    • 3. 5. Мотив несчастной любви в лирике Василия Федорова
  • 4. Глава IV. Любовь и возраст

Основные мотивы лирики любви Василия Федорова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена исследованию вечной проблемы в искусстве, осмысление которой очень важно для понимания закономерностей развития творчества художника слова, — теме любви. Вся мировая литература во все периоды существования человечества обращалась к ней. Нохудожественное своеобразие произведений, посвященных проблеме любви, и:

I ! I ' непреходящая свежесть. ее нравственно-философского осмысления^ представляет собой неисчерпаемыйшсточник для исследователя:

Актуальность исследованиям заключается в обращении к изучению этой вечной проблемы в творчестве русского поэта 40−70-х годов Василия Федорова. В работе предпринята попытка выявления художественной концепции любви в лирике Василия: Федоровавыразившейся? в описании различных состояний, вариаций, мотивов игры любовного чувства • в лирических стихотворениях, рассмотренных в работе в. хронологической последовательности. Подобный подход к поэзии Василия Федорова таит в себе возможности открытия новых, глубинных пластов (как в содержательном, так и в формальном отношении) его стихотворных произведений.

Кроме того, нечастые обращения к творчеству Василия Федорова в литературоведении не отличаются, полнотой и глубиной художественного анализа. Поэтому настоящее исследование является первой монографической работой, в которой предпринята попытка определеннойсистематизации поэтического наследия В. Федорова с точки зрения развития вего лирике любовной тематики, выявления ее мотивной стороны и описания в целом авторских взглядов на вопросы любви.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследованияявились стихотворения Василия Федорова 1940;70-х годов, в частности, те из них, которые составили сборник стихов «Книга любви», поэтические произведения автора о любви, вошедшие в его трехтомное собрание сочинений (М., 1975;1976 гг.).

Предметом исследования выступает идейно-художественное, стилистическое и тематическое своеобразие лирических произведений Василия Федорова в ее связи с системой мотивов и обоснования роли в реализации авторской концепции любви, мировоззренческих и эстетических позиций поэта.

Цель и задачи диссертационной работы. Цель исследования — изучение сюжетно-композиционной структуры, стилистического и тематического своеобразия любовной лирики Василия Федорова, выявление ее связи с системой пронизывающих текст стихотворений мотивов и своеобразием движения сюжета.

Выбранный аспект исследования предполагает решение следующих задач:

— описание авторской концепции любви, его эстетической позиции в контексте времени;

— художественный анализ ранней лирики Василия Федорова с точки зрения выявления процесса освоения поэтом традиций русской классической литературы;

— художественный анализ поэтических текстов с точки зрения выявления в них основных мотивов: а) о счастливой любвиб) о драме любвив) о любви и возрасте.

Научная новизна исследования. Василий Федоров, в отличие от поэтов, его современников, не значится в числе тех, чье творчество привлекало серьезное внимание критиков. И написано о нем поразительно мало.

Единственная, небольшая монография о поэте написана И. Денисовой.1.

1 Денисова И. В. Беззаветно служить красоте. Поэзия Василия Федорова. — М., 1978.

Статьи о творчестве Василия Федорова носят преимущественно обзорный характер, являясь откликом на очередной поэтический сборник. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что тема любви в творчестве Василия Федорова впервые становится предметом целостного и всеобъемлющего изучения, предпринимается также попытка системной классификации различных мотивов любовной лирики Василия Федорова. Наконец, анализ стихотворных произведений В. Федорова с точки зрения эволюции в них темы любви позволяет выявить новые грани в осмыслении художественной структуры поэтических творений В.Федорова.

Любовная лирика Василия Федорова занимает значительное место в его творчества. По его стихотворениям о любви можно безошибочно определить ценностные ориентиры поэта, его нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни, назначения поэта и поэзии. Любовная лирика поэта — это его моральный кодекс, дающий представление о том, что ему в жизни дорого, какие чувства для него святы, что ему ненавистное жизни.*.

Степень изученности. Творчество Василия Федорова недостаточно изучено, и в литературоведческой науке лишь несколько работ могут быть названы серьезными попытками исследовать поэтическое наследие Василия Федорова (И.Денисовой, Ю. Прокушева, В. Еремина, В. Сорокина, А. Михайлова, М. Лапшина). Но ни одна из этих работ не может быть названа системным исследованием его поэзии, а отдельных научных статей, содержащих художественный анализ его любовной лирики, нет.

В 1978 году в издательстве «Современник» вышла небольшая монография И. Денисовой о поэзии Василия Федорова (6 п. л.). Эта монография* - серьезная попытка характеристики творчества поэта в целом. В основном в ней рассмотрены поэмы Василия Федорова. Лирике уделено мало1 внимания, а рассмотрение темы любви не входило в задачи исследования.

То же можно сказать и о статье Юрия Прокушева «Память века», вышедшей в свет в 1980 году, в которой основное внимание уделено поэмам Василия Федорова.

В 1982 году в третьем номере журнала «Москва» была опубликована статья Валентина Сорокина «Суд на Веге» с подзаголовком «Штрихи к портрету Василия Федорова».

В 1978 году появилась книга известного в то время критика А. Михайлова «Поэты и поэзия. Портреты, тенденции развития современной поэзии», в которой представлена достаточно объемная статья о творчестве Василия Федорова, где дается оценка критиком «Книги о любви»:

В. Федоров заострен против пресной, стерильной любовной лирики. В понимании любви он идет от её первозданной сути. На первый взгляд даже слишком прямолинейно: «А жизни суть, она проста: „ее уста. его уста“. Отсюда откровенность и естественная переменчивость чувства, его бесчисленные оттенки, обнажая душу героя в трудных перипетиях любви, поэт рассчитывает на доверие читателя и на победу высокого нравственного начала, сколь бы драматично ни складывалось развитие чувств».1.

В книге Владимира Еремина «На трудных перегонах» 2 есть посвященная творчеству Василия Федорова глава «У костра любви и веры» (с. 84−159), в которой обзорно и тезисно рассматривается творчество поэта в целом: и лирика, и поэмы, и проза, и отдельные критические работы. Рассматривая лирику поэта, критик останавливается на теме родины, человека и природы, поэта и поэзии, теме красоты. Теме любви он отводит очень мало места. А между тем именно в любовной лирике проявляются, как мы отметили, нравственные принципы Василия Федорова.

1 Еремин В. На трудных перегонах, — м., 1984. С. 66.

2 Еремин В. Василий Федоров — М., 1969.

В 1990 году была издана книга Юрия Прокушева «Все мы — дети России"1. Любовной лирике Василия Федорова в этой книге отведено всего две страницы (373−374).

Так же и в статье Михаила. Лапшина «Не левее сердца», опубликованной в четвертом номере журнала «Москва» за 1990 год, вскользь упоминается о любовной лирике поэта в ряду тем, которые исследователями поэзии Василия Федорова могут быть рассмотрены в широком* и конкретном плане.

Методологической и теоретической основами, исследования послужили труды В. Г. Белинского, А. А. Потебни, А. Н. Веселовского, В: М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, Л. И. Тимофеева и работы других теоретиков, которые имеют отношение к поэтике текста. А также литературоведческие и критические работы, посвященные изучению поэзии Василия Федорова (И. Денисовой, Ю. Прокушева, В. Сорокина, А. Михайлова, В. Еремина, М. Лапшина и др.).

Мы уже отошли от нигилистического отношения к художественным ценностям, созданным в годы советской власти: многие произведения, созданные лучшими русскими* советскими писателями по-новому сегодня осмысливаются, в ряде случаев их значимость поднимается как бы на новую ступень. В этом отношении показательна и любовная лирика Василия Федорова.

Метод исследования. Основной метод исследования художественных текстов поэта — аналитический, с использованием структурного и целостного методов исследования.

Теоретическая значимость состоит в особом подходе к анализу поэтического наследия Василия Федорова, опирающемуся, в основном, на.

1 Прокушев Ю. Все мы — дети России. — М., 1990. анализ текстов стихотворений с точки зрения выявления эволюции в них любовной тематики, который позволяет перейти к некоторым выводам и обобщениям теоретического характера.

Представленные в исследовании наблюдения и выводы, вытекающие из анализа особенностей любовной лирики Василия Федорова, могут внести вклад в изучение поэтики, системы образов стихотворений Василия Федороваа так же углубить, обогатить представления об образности его лирики.

Практическая значимость, работы. Результаты исследования могут найти практическое применение в преподавании в общеобразовательных школах и вузах (на спецкурсах, посвященных поэзии Василия Федорова, на курсах по истории русской литературы XX века), а также при* составлении учебных пособий.

На защиту выносятся следующие иоложения диссертации:

1. Лирике Василия Федорова* характерно пристальное внимание к теме любви. Любовь осмысляется поэтом как величайшая ценность, и в лирических произведениях Василия Федорова она выступает катализатором подлинных взаимоотношений мужчины и женщины, и средством воплощения нравственно-эстетического идеала поэта.

2. Авторская точка зрения проявляется посредством лирического героя, который является источником, носителем, проводником взаимоотношений с женщиной. Наличие или отсутствие духовной близости является главным средством проверки силы любви во взаимоотношениях мужчины и женщины:.

3. Драматизм любви раскрывается посредством описания несостоявшейся любви, ситуации разрыва любовных отношений между мужчиной и женщиной в результате измены. Человек переживает любовь как катарсис.

4. Серьезной проблемой лирики Василия Федорова является, любовь и возраст. С возрастом характер взаимоотношений мужчины иженщины меняется. Автор связывает его с чувством страха одиночества. Мотивы страха старости и одиночества придают любовному переживанию драматический характер.

5. Различные мотивы любви и ее вариации, проходящие через творчество Василия Федорова, раскрывают и наиболее глубоко обобщают нравственно-эстетические взгляды автора на любовь.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры литератур народов России и Кавказа Дагестанского государственного университета*. Основные положения диссертации были изложены в опубликованных статьях, в докладах на научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликовано три статьи и сборник, состоящий из трех статей.

Структура исследования подчинена решению поставленных задач. Состоит диссертация из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе речь идет о концепции любви Василия Федорово его ранней любовной лирикево второй — о любви как смысле бытия и вершине счастьяв третьей — о драме любви. В четвертой главе рассматривается проблема любовь и возраст.

Объем диссертации — 150 страниц машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проделанной нами работы — анализа художественной концепции любви в лирике Василия Федорова, основанной на выявлении и описании мотивной стороны его стихотворений о любви и рассмотрении их в хронологической последовательности, мы. пришли к следующим выводам.

Эволюция темы любви в творчестве Василия Федорова рассматривалась нами в следующей последовательности: выявление нравственно-эстетической основы взглядов В!.Федорова на чувство любви, его отношения к вопросу о роли литературной традиции в развитии темы любви.

Художественный анализ лирических стихотворений' раннего периода творчества Василия Федорова выявил ряд устойчивых мотивов в изображении любви. Это прежде всего, группа стихотворений, в которых описывается различные типы любви — к женщине, к родине. Причем образы женщины и Родины неразрывно взаимосвязаны. ,.

Василий Федоров — поэт, в лирике которого тема любви является одной из главных и сквозных. В любви он видел и «ловушку человеческого грешного характера и дар небес».

Теме этой он придавал исключительно важное значение. Об этом свидетельствует и последнее его интервью. В нем Василий Федоров заявляет, что ему не нравится слишком легкое отношение к любви, которое четко обозначилось в обществе во второй половине XX века. Поэт утверждает, что для него любовь — священное чувство. И в этом отношении примером для себя считал А. С. Пушкина.

Интервью у поэта брал критик Сергей Луконин. Критика, прежде всего, интересовал вопрос о традициях изображения любви в литературе. Василий Федоров ответил, что в любви он никаких традиций не признает. Подтверждением ответа является его стихотворение «Нео такой, как ты, мечтается .».

По мнению Василия Федорова, любовь сугубо индивидуальное чувство, и в силу этой индивидуальности, неповторимости традицию отвергает.

Но в русской поэзии есть, по мнению Василия Федорова, традиции в «. поиске прекрасного», и он приемлет лишь этот путь проникновения: традиционности в описания любовного чувтсва.

Поэт замечает, что поиск прекрасного именно-в XX веке оказывается тесно связан с явлениями общественными, социальными. Уже в годы, жизни Василия Федорова любовь, заменяют другимипонятиями, связанными с-корыстными интересами. Для поэта «любовь и корысть — несовместимые вещи" — Поэзия любвив его понимании, голос нравственности. Отсюда и его выступления против порнографии, которая является спекуляций на естественных чувствах.

Для Василия Федорова подлинная поэзия всегда демократична, ей, чужда элитарность. ••.'¦-.. Свое представлениео любви поэт наиболее полно воплотил в сборнике «Книга любви" — Основная мысль, еётакова: «дети: рождаются не от жарких речей, — а от объятий любимых». Земное чувство, не лишенное романтичности и не заслоняющее идеал, — такой видится любовь Василию ФедоровуСвои философско-эстетические мысли о любви Василий Федоров реализует в свом творчестве.

Тема любви в лирике поэта не: отдельные, эпизодические стихи, а целый пласт, можно сказать, целое направление, которое берет начало в его юношеском творчестве и завершается смертью. Ранняя лирика' поэта охватывает в основном 1936;1945 годы. Но вопросы, которые он ставит и-решает в ней, оказываются важными для всего его творчестваТема любви у Василия Федорова не изолированнаянеобособленная от остальных — тем его поэзии. Но центральной в ней является образ женщины. Большое количество стихотворений поэта не имеет названий^ и любовная лирика в этом отношении не исключение.

Уже в ранней лирике наметились некоторые общие особенности его стиля. Во-первых, поэт, как он говорит, «шел не по линии овладения формой, а скорее по линии содержания, достижения свободы выражения мыслей и чувств, естественности интонации». Это он ценил более всего.

Во-вторых, Василий Федоров во все годы своей творческой деятельности' мастерски пользовался повтором, который выполнял у него разные художественные функции.

В-третьих, поэт часто в своих стихотворениях прибегает к обрамлению или приему кольца.

В-четвертых, изобразительно-выразительные средства Василия I.

Федорова (в первую очередь эпитеты, сравнения, метафоры) оригинальны, самобытны и во многих случаях характерны ему как человеку, выросшему на селе.

Наиболее интересное в. этом отношении' - стихотворение «Как случилось .».

Вопрос о лирическом герое Василя Федорова тоже интересный вопрос. Во многих случаях трудно провести границу между реальным автором и лирическим героем. Они оказываются тождественными. Это случаи, когда факт автобиографический или биографический присутствуют в произведениях, став фактом эстетическим.

В отдельных стихотворениях раннего творческого периода поэт создаёт образ идеальной женщины («Если б я был богом», «О, женщина .»). В первом из этих стихотворений он пишет: «Если б я был богом, то знал бы, что творил женщинуесли б скульптором, высек её из белых скалесли б живописцем, — то рисовал бы ее». Но эта женщина5 не была с лирическим героем, не являлась его женой. Это красивый плод воображения, фантазии автора.

Не все произведения ранней лирики Василия Федорова удачны. Если аллегорическое стихотворение «Мы с тобой немного пробежали» о стремлении женщины умертвить лирического героя — удачное, то «Милая, моя милая» с эмоциональной стороны не может считаться действенным. Более того, в нем чувствуется искусственность.

Значительными являются стихотворения раннего периода о крушении любви: «Где плыву?», в котором эта мысль передана метафорическими образами: весло, лодка, море, горе, любовь. В этом стихотворении любовь для лирического героя «погасила маяки». В стихотворении «И мороз, и снег бескрайний» возникает картина зимнего, чуть ли не сказочного белого сада. Но лирический герой грустен. Он знает, что в этот сад его любимая не придет.

В стихотворении «За дружбу, за любовь» дан образженщины, прощающей любимому человеку измену. Она говорит ему: «Я все равно буду любить тебя». Стихотворение «Немало я. видел красавиц бедовых» о женской измене, которая поэту всегда была ненавистна.

Нет надобности перечислять остальные стихотворения раннего периода, который в сущности определил все проблемы дальнейшей любовной лирики Василия Федорова.

Любовь — особое чувство, которым природа наделила человека. Когда*к нему приходит любовь, мир для него преобразуется, влюбленныйменяется внутренне и внешне. Особенно показательны в этом отношении творческие' люди, в. первую очередь, поэты, к которым относится и Василий Федоров. Для него любовь как вершина счастья. Счастье любви он воплощает во многих своих стихотворениях: «Березовый рай», «Ты у меня в гостях была», «Так мне велит души моей настрой», «Как цветы на заре», «Скажи, мое сердце», «От любимой надо уезжать», «В этом нет моей вины», «Не затем я .», «Под крышей чужого закута», «Погоня», «Предо мною .», «До того, как средь множества прочих» и ряд других.

Стихотворение «Березовый рай» — красивый сон лирического героя. В глазах своей любимой он себя увидел молодым. В саду на березах росли золотые яблоки. Но сон прошел. Лирический герой стал мудрей и старше. В опавших листьях он ищет упавшее яблоко любимой. Значит, оно было, значит, может отыскаться. Счастье сна дополнится счастьем яви. А может и нет. Додумать это должен читатель.

Василий Федоров полагает, что счастье любви может быть коротким или долгим, однодневным или на всю жизнью. Таково содержание стихотворения «Ты у меня в гостях была». Женщина, побывавшая у поэта в зимний день, сумела в его сердце оставить след навсегда.

Василий Федоров нередко ставит знак равенства между любовью и красотой. Они для него не существуют порознь. Поэтому он мечтает, чтобы красота его не обходила («Так мне велит души моей настрой»).

Как цветы на заре, так и люди в любви хорошеют", — утверждает поэт.

Лирический герой стихотворения «Не затем я .» — романтик. Он «сердце свое ковал для вечной любви». Его мысль устремлена в космические дали к Звездане.

Во многих своих стихотворениях Василий Федоров выступает как живописец словом, как мастер рисунка словом. Яркий пример, «Холмы, расшитые узорами .».В этом стихотворении идея проста: если женщина ждет мужчину — это уже счастье.

Подлинная любовь выше всего, что мешает людям жить и наслаждаться жизнью. Да, случаются недоразумения, непонимания между супругами, но они не влияют на взаимную привязанность. Таков смысл стихотворения «Предо мною .». Счастливая земная любовь, как считает поэт, не может измеряться деньгами, богатством. Она выше всех материальных благ, хотя в наше время любовь все более и более становится «любовью» по расчету.

Крушение любви. Драма любви. Несчастная любовь. Несостоявшаяся любовь. Эти выражения сегодня людей уже не удивляют. Причина проста: буржуазная цивилизация привела уже к такому раскрепощению нравов, к такой свободе отношений между мужчинами и женщинами, что разлад в любовных отношениях, слишком легкое понимание своих обязанностей мужем и женой стало уже знамением времени.

Василий Федоров относится к таким поэтам, которым был глубоко ненавистен всякий аморализм, особенно если он шел от женщины. Поэт своими стихами доказывает, что шедевры любовной лирики рождаются в том случае, когда идеальные побуждения влюбленного сталкиваются с жестокой действительностью, когда он и она по причинам понятным и непонятным разлучаются навсегда. Об этом у Василия Федорова много стихотворений. Одно из них — «В Ленинграде». Оно является упреком женщине, которая юной девушкой в суровые годы, оказалась в Сибири. Люди этого края дали ей приют, спасли от голода, а поэт (он же лирический герой) тогда тоже молодой, полюбил ее. Она отвечала взаимностью. Кончилась война. Она уехала в свой Ленинград и вышла замуж. А он много лет думал о ней, продолжал её любить. И вот он на десятый год приехал в город на Неве, чтобы увидеться и убедиться, что она тоже продолжает любить его. Но ожидания поэта не оправдались. Она была уже совершенно другой, дамой, которая, как ему стало понятно, любовь поменяла на квартиру, атрибуты мещанского быта.

Стихотворение в «Ленинграде» имеет автобиографическую основу.

В большинстве стихотворений о драме любви Василий. Федоров обвиняет женщин. Показательны в этом отношении «Неизвестная», «Она, умевшая любить .», «Было все .».

Неизвестная" - это название картины художника Крамского. Копию этой картины лирический герой увидел в чайной в зимней Кулундинской степи. Для него женщина на картине — образец красоты и нравственности. И он вспоминает свою любимую, которая ему изменила. Композиция стихотворения основана на этой параллели — антитезе.

В стихотворении «Она, умевшая любить .» мысль свою поэт выражает словами:

Измена даже в помыслах, Измена все равно!

Стихотворение «Было все» создаёт образ женщины, которая даёт клятву, а затемэту клятву нарушает, изменяет ему. Для лирического героя это большой' порок.

Однако не всегда и не во всем лирический герой обвиняет женщину. Он и с себя вину не снимает. Наиболее показательныйв этом отношении* пример — «Дымок свивается в колечки.

В одном из своих стихотворений лирический герой возникает пред нами как бы в новом* качествеДругимисловами он открыто даёт свою, жизненную позицию: Таково стихотворение «Лучше сразу бы сказала». Здесь тоже есть упрек, осуждение любимой женщины, которая1 пытается разуверить лирического героя, что с её стороны неверности не было. Он же: упрекает её потому, что не: хочет видеть её в «жалком свете». Тут лирический герой' предстает как борец за человека, за избавление его от позора, порока, особенно если это женщина.. .

В своих произведениях Василий Федоров уделяет внимание* и теме «Любовь и возраст». Она реализуется в стихотворениях: «Тишина, тишина», «Пора1- смириться»:' «Я шел тропой», «Твердишь ты «Я целовал твоеписьмо» и другие.

В названных стихотворениях автор, отвергает нелепые суждения о том, что пожилые,. старыелюди отжили? свое время любви, чтов силу этого они спокойно, без волнений должны доживать свой век.

Лирический1 герой Василия Федорова ни страдать, ни терпеть не собирается. Старость не мешает ему чувствовать земные радости. Отсюда его жизненная установка: «Яiв!миp^пришел.не для^страданьяд пришел для? счастья?и любви». Поэт хорошо понимает, что есть разница в понимании и чувствовании любви в молодом и старом возрастеК молодым она приходит рано?(«Тишина, тишина»). Но природа не лишает и старых возможности любить и чувствовать красоту. В старом возрасте люди мудрее в отношении к любвипотому что разрыв любовных отношенийв этот период жизни' приводит к непоправимым последствиямБывает так, что мужчинадопускает ошибку, расстае-г~соя с женщиной в пожилом возрасте («Оракул») и пытается ошибку испр^г^вить. Однако приходит к выводу, что в жизни ничего' нельзявернуть Е^газад. Случается^ чтопрожив много лет, женщина уходит от мужа, а ему кажетс^з:э.ЧТО: она виновата в том, что «нрежней не осталась» («За позднюю весну»).

Стихотворения на тему «Любовь и возраст» тоже в основ1г"сэ-м о несчастной: любви, которая становится подлинной драмой, — особенноесли человек, накануне старости или уже старый: Само осмысление разлада ¡-усзежду мужчиной и женщиной в молодые годы, напримерв 20−25 лет отличаехг-оя от его понимания в 50−60 лет. В— молодые годы-, каксчитает поэтлюС^овью руководит сердце, и разрыв любовных отношенийне является сколько-НЕ=^-будЬ драматичным. В пожилом, старом возрасте: любовью управляет р"^азумвлюбленныхотличает мудрость, в подходеоценке: любовных отношений—. Они знают, чторасставаясь друг с другом, обрекают себя на одиночество.

Стихотворения, посвященныетеме любви и возрастаподводят итог размышлениямпоэта о любвии наиболее глубоко обобщают. автор> окую концепциюэтого чувства. В свете рассмотренных и проанализировасвщых лирических стихотворений ВасилияФедорова, мы можем говорить о тог^зе, что поэт воспринимал любовь как сложное многогранное чувство, сочетаюЕззее всебе чувственноеи духовноеначалокоторое нельзя исчерпать афориз1>к1ами, заключить в определенные рамки.

Поэтому Василий Федоров в изображении любви стремится к многогранному изображению чувствлирического герояк глубокому развеЕзтию тем и осмыслению их мотивов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны.- М., 1985.
  2. В.И. Поэзия правды и мечты. М.: Просвещение, 1982.
  3. B.C. История-русской поэзии. 1730−1980 гг. М., 1996.
  4. А. М. Лирика в эпосе. // Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М., 1967.
  5. Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М: Современник, 1973.
  6. Ю.Я. О народности. М., 1970.
  7. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  8. В.Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1953.
  9. И. В защиту поэзии. М., 1959.
  10. В. В. Лирика и время. Л.: Наука, 1964.
  11. В.В. О теории художественной речи. М.: Наука, 1971.
  12. Е. Поэзия и мысль. М.: Сов. писатель, 1966.
  13. С. Стих и образ. М., 1975.
  14. В. Отдам народу сердце: Воспоминания о (поэте) Василии Федорове//Москва, 2002. № 12.
  15. П.С. В поисках нового слова. М.: Современник, 1980.
  16. П.С. Василий Федоров // П. С. Выходцев. Новаторство, традиции, мастерство. Л., 1973. С. 315−335.
  17. П.С. Певец красоты человеческой (О поэзии Вас. Федорова) // Молодая гвардия. 1971. № 5.
  18. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. — М., Просвещение, 1968.
  19. Л.О. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974.
  20. Л.О. О старом и новом. М., Сов. писатель, 1982.
  21. И. Три грани лирики. М., 1975.
  22. Н.С. Письма о русской поэзии. М., Современник, 1990.
  23. О. Звонкая песня.//"Октябрь", 1974. № 3.
  24. В.И. В середине века. М., 1967.
  25. И.В. Беззаветно служить красоте. Поэзия Василия Федорова. — М., 1978.
  26. . Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., Искусство, 1976.
  27. Е. Поэт в России больше, чем поэт. М., 1973.
  28. В. Василий Федоров. М., 1969.
  29. В. На трудных перегонах, М-, «Современник», 1984. С. 84−158.
  30. Е.В. Метафоризация мира в поэзии XX века-// Контекст. 1976. М., 1977.
  31. В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.
  32. В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.
  33. В. Современная советская поэзия. — М., 1969.
  34. М. О поэтах, о стихах, о песнях. — М., 1968.
  35. Д. По главной сути. (О творчестве поэта Василия Федорова) // Октябрь, 1970. № 2.
  36. А. Практика современного стихосложения. М., 1960.
  37. С. Огонь, мерцающий в сосуде. М., 1989.
  38. Л. Не оставляя линии огня. (О лирической поэзии наших дней) М., 1975.
  39. Л. Красота лаконизма // Октябрь. № 5, 1974.
  40. Л. Сердца взрывная сила. (О лирической поэзии 60-х годов) — М., 1972.
  41. М., Иванов Л. Василий Федоров (О творчестве поэта) // Наш современник — 1963, № 2.
  42. . Немеркнущий свет: (памяти поэта В.Д. Федорова) /7 Огонек. -1994. № 18.
  43. Лирическое стихотворение: Анализы и разборы. Л., Наука, 1976.
  44. Г. И. В спорах и размышлениях. // Способность к диалогу. Ч: 1. -М., Наука, 1993.
  45. А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  46. Ю.М. Анализ художественного текста. Л., Просвещение, 1972.
  47. Ю.М. Структура художественного текста.- М., Просвещение, 1970.
  48. В.А. Раздумья о поэзии. М., Сов. писатель, 1960.
  49. С. И тогда придут слова. (О любовной лирике. Беседа с поэтом) //Москва., 1984. № 12.
  50. М. Товарищ поэзия.-М., 1972.
  51. Е.П. Советская романтическая поэзия (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий). Изд. 2-е, доп. М., 1973.
  52. А. Поколения и судьбы. М., 1967.
  53. М. Искусство как процесс. М., Искусство, 1970.
  54. А. Пророчество марьевской Музы (О поэзии Вас. Федорова) // Современник. 1967. № 5
  55. А. Сила и тайна слева. М., Современник, 1984.
  56. А. Поэты и поэзия: Портреты. Проблемы. Тенденции развития современной поэзии. -М., Просвещение, 1978.
  57. А. Факел любви. М., Сов. пис, 1968.
  58. Ал. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М., 1975.
  59. С. Поэзия в движении. М., 1966.
  60. С. Атлантида рядом с тобой М., 1972.
  61. В. Поэзия и судьба. М., Сов. писатель, 1983.
  62. Л. Работа поэта. — М., Сов. писатель, 1963.
  63. Л. Мастерство и волшебство М., 1972.
  64. С. Наедине с тобою. М., 1978.
  65. Павловский Поэты современники. М. — Л., 1966.
  66. Писатель и время. -М., Сов. писатель, 1991.
  67. Поэтический строй русской лирики. Л.: Наука, 1973.
  68. Поэтический строй русской лирики. Л.: Наука, 1973.
  69. Л.В. Поэзия и современность. М., Современник, 1989.
  70. Г. Н. Лирика. М., Изд-во ДГУ, 1978.
  71. А.А. Эстетика и поэтика. М., Искусство, 1976.
  72. Ю. Дыхание времени, дыхание правды: (о поэзии В: Федорова: к 70-летию со дня рождения) // Молодая гвардия. 1988. № 2.
  73. Ю. Дыхание правды (К портрету друга) //Ю. Прокушев. Все мы дети России. — М., «Современник», 1990.
  74. . В. В защиту лирической индивидуальности. М., Сов. писатель, 1956.
  75. Н. Традиции и новаторство. М., Сов. Россия, 1962.
  76. Н. Душа поэзии. М., Сов. Россия, 1969.
  77. Салтыков-Щедрин М. Е. О важности слова. Полн. собр. соч. Т. 18.-М., 1958.
  78. И. Л. Я буду говорить о стихах. М., Сов. писатель, 1973.
  79. В. М. Писатель и народная поэзия. М., Сов. Россия, 1980.
  80. И. С. Поэзия в годы гласности. Минск, 1993
  81. С. Василий Федоров. Краснодар, 1979.
  82. В. О поэте, его стихах и его читателях // Новый мир, 1973.
  83. Н. И. Письмена перспективы. М., 1997.
  84. Тимофеев JI: И. По воле истории. М., Современник, 1979.
  85. А. В настоящем времени. М., 1984.
  86. В. Поиск продолжается // В. Федоров. Соч. В трех томах. Т. 3. -М, 1976.116.' Федин К. Писатель. Искусство. Время. М., 1957.
  87. В. Поиск прекрасного // В. Федоров. Соч. В трех томах! Т. 3. -М., 1976.
  88. В. Наше время такое. М., 1974.
  89. В. По главной сути. М., 1978.
  90. С. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. -М*., Сов. писатель, 1983.
  91. Г. Техника стиха. М., Гослитиздат, I960.
  92. М. По велению души. М., 1970.
  93. А. Избранные произведения. М., Просвещение, 1992.
  94. . О поэзии. — Л., Сов. писатель, 1969.
Заполнить форму текущей работой