Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция личности в прозе А.П. Чехова 1889-1890-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подход В. Б. Катаева к проблеме личности в произведениях А. П. Чехова интересен прежде всего пониманием чеховского героя, которому присуща внутренняя динамика. Если в работе М. В. Кузнецовой шла речь об «упорной и длительной борьбе» героя с проявлениями паразитической психологии, то В. Б. Катаев говорит о диалектике убеждения, присущей героям рассказов Чехова, в частности 90-х годов. Автор… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРИРОДНЫЙ СУБЪЕКТ
    • 1. 1. Времяощущение как проявление человеческой природы в повести
  • Скучная история"
    • 1. 2. Взаимосвязь социально-интеллектуальной ограниченности и абсолютизации природно-мифического компонента личности в рассказе
  • Гусев"
    • 1. 3. Патологические состояния психики и физиологии как выражение натуры" в рассказе «Палата № 6″
    • 1. 4. Супружеские и любовные отношения как выражение природного начала личности в рассказе „Володя большой и Володя маленький“. Полемика с J1. H
  • Толстым
    • 1. 5. „Природный“ человек и его духовный потенциал в рассказе „Печенег“
  • ГЛАВА II. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЭТИКЕ ПРОЗЫ А.П.ЧЕХОВА
    • 2. 1. Роль межличностных связей в преодолении „ложности“ жизни. Повесть
  • Дуэль»
    • 2. 2. Реализация личностных устремлений в пограничной ситуации. Рассказ «В ссылке»
    • 2. 3. Проблема подлинности человеческих связей в рассказе «Попрыгунья»
    • 2. 4. Отчуждение как причина трагизма человеческого бытия. Рассказ «Супруга»
  • ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ В ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
    • 3. 1. Духовный феномен страха в одноименном рассказе А.П. Чехова
    • 3. 2. Христианские мотивы в повести А. П. Чехова «Три года»
    • 3. 3. Приобщение к духу соборности как проявление духовного начала. Рассказ «Студент»

Концепция личности в прозе А.П. Чехова 1889-1890-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

данной работы — «Концепция личности в прозе А. П. Чехова 1889−1890-х годов» — определяется все возрастающим в настоящее время интересом к проблеме личности. Двухтысячелетний рубеж, который преодолела история современной цивилизации, сообщает новый импульс поискам решения вопроса о человеке — о его сущности и предназначении, о его будущем. Именно поэтому гуманитарные науки — философия, психология, социология — видят свою основную задачу в создании современной концепции личности, которая учитывала бы всевозможные нюансы человеческой психологии и физиологии. Различные аспекты изучения человека диктуют характер и своеобразие подхода к этой проблеме, однако очевидно, что для формулирования каких-либо тезисов и выводов необходимо прежде всего обобщение и осмысление предшествующего опыта, воплощенного, в том числе, и в литературных произведениях.

Научные дискуссии, многочисленные статьи и монографии последних лет по проблемам русской литературы конца XIX — начала XX веков показывают, что взгляды писателя на природу человека и его место в социуме в общем русле рассуждений находятся среди приоритетных направлений исследования творчества того или иного автора. Обращаясь непосредственно к теме нашей научной работы, среди подобных исследований следует назвать монографию И. Сухих, посвященную поэтике произведений А. П. Чехова [171], книги В. И. Камянова [74], J1.B. Колобаевой [82], Г. П. Бердникова [15], В. Б. Катаева [77], В. М. Родионовой [148],. М. П. Громова [46], в которых концепция личности рассматривается либо как фактор, обуславливающий проблематику творчества, либо как самоценный объект исследования. Кроме того, актуальность разработки темы данной диссертации определяется необходимостью несколько переосмыслить место Чехова в ряду русских писателей XIX — XX веков: традиционно считающийся одним из последних классиков XIX века, Чехов, согласно сложившемуся в современном литературоведении мнению, гораздо больше принадлежит веку XX, что, безусловно, наложило отпечаток как на поэтику творчества писателя в целом, так и на понимание личности, воплощенное в его произведениях. Такая точка зрения получает все большее распространение и высказывается, в частности, в упомянутых нами работах И. Н. Сухих, В. И. Камянова, А. С. Собенникова. Оценивая Чехова как писателя, предвосхитившего в своем творчестве духовные проблемы грядущего столетия, автор данной работы стремился подчеркнуть актуальность и универсальность чеховских представлений о человеке, о его природе и возможностях.

Выбор хронологических рамок нашего исследования обусловлен, в первую очередь, спецификой творчества Чехова в период с 1889 по 1898 годы. Именно в это время жизненный материал, являющийся предметом осмысления в произведениях писателя, пополняется сахалинскими впечатлениями. В письмах и личных беседах Чехов неоднократно указывал на значительность роли, которую сыграла в его жизни поездка на Сахалин. Произошедшая в писателе перемена была вызвана погружением в мир человеческих страданий и побудила его к переосмыслению явлений современной действительности и литературы. Объективные условия — общественное оживление конца века, широкое распространение идеологии марксизма, стимулирующей рост рабочего движения России, — также способствовали обострению интересов Чехова к социальным проблемам. Таким образом, проблематику рассказов 90-х годов отличает особенное внимание автора к социальному статусу своих героев, причем социальность понимается Чеховым не в узкоклассовом смысле, а как место человека среди людей, его связи и отношения с внешним миром. Концепция личности, формировавшаяся на протяжении всего творческого пути Чехова, в 90-е годы обогащается наблюдениями и выводами, сделанными писателем среди людей, жизнь которых, с одной стороны, асоциальна, с другой — драматическим образом отражает и усугубляет пороки общества, существующего по общепринятым законам. Осознанная Чеховым глубокая, принципиальная неразумность существующих общественных институтов привносит в его концепцию элемент некоего отчуждения, присущего человеческому существованию в подобных условиях.

Таким образом, актуальность темы нашей диссертации определяется: во-первых, растущим в обществе и научных кругах интересом к проблемам личностиво-вторых, упомянутой ранее необходимостью переосмыслить творчество Чехова именно как писателя начала XX века, расставив акценты на тех мотивах и проблемах, которые имеют продолжение, развитие в литературе и искусстве XX столетияв-третьих, современностью звучания самой концепции личности у А. П. Чехова.

Обращение к произведениям 90-х годов обусловлено творческой и личностной зрелостью, которой достигает Чехов в этот период, что позволяет говорить о рассказах указанного этапа творчества как о вершинных произведениях писателя.

Степень изученности данного вопроса в отечественном чеховеде-нии достаточно велика. Чеховское понимание проблемы личности анализируют в своих работах М.В.Кузнецова[90], В.Я. Линков[108], В.Б. Катаев^?], Г. П. Бердников[15], И.В. Сухих[171] и другие исследователи. Однако в монографиях перечисленных авторов концепция личности понимается прежде всего как один из элементов композиции и рассматривается в контексте исследований особенностей поэтики, стиля, эволюции героя и творчества в целом. Так, в работе М. В. Кузнецовой на большом текстуальном материале рассматривается сложная эволюция прозы А. П. Чехова: характер изменения его юмора и позитивных поисков, его героев, сюжетов, композиции, способов типизации. Одна из глав книги посвящена исследованию специфики героев разных периодов творчества писателя. Определяя принцип выбора героев в рассказах Чехова, М. В. Кузнецова обращается к мнению Г. Н. Поспелова и разделяет его заключение о том, что чеховская проза отличается отсутствием изображения «антагонистических сил русского общества того времени: с одной стороны, дворянства и чиновничества. с другой стороны, народных, крестьянских масс» [90, с.123]. Подобную индифферентность писателя к классовому разграничению общества Г. Н. Поспелов объясняет «беспартийным демократическим просветительством» Чехова. М. В. Кузнецова дополняет этот вывод наблюдениями над биографическим материалом писателя: «В детстве Чехов общался с городским мещанством, мелкими торгашами и чиновниками. Позднее он наблюдал жизнь врачей и учителей. Естественно поэтому, что «средние слои русского общества в ранний период творчества. представляли собой основных героев его произведений.» [90, с.123]. Произведения же о крестьянах появляются в более поздний, зрелый период творчества, когда Чехов, живя в имении, начинает общаться с крестьянством.

Акцентируя внимание на социально-классовом составе персонажей Чехова, М. В. Кузнецова говорит также о характере героя, изменяющемся на протяжении творческого пути писателя: если в комических рассказах Антоши Чехонте фигурируют вызывающие улыбку своей глупостью и пошлостью «эскулапы», горе-учителя и ограниченные чиновники («Хирургия», «Сельские эскулапы», «Клевета», «Орден»), то в зрелый период творчества юмористическое начало чеховских рассказов оказывается приглушено более серьезными, «масштабными» персонажами. Определяя это явление как «укрупнение» героев, М. Кузнецова объясняет его тем, что «Чехов научился видеть (и изображать!) явления разносторонне, глубже разбираться в их связях и обусловленностях» [90, с.124].

С целью рассмотрения эволюции чеховских героев из множества социальных и профессиональных категорий М. В. Кузнецова выделяет образ, характерный для разных периодов творческого развития писателя — образ героя-рассказчика. Значение этого образа исследователь видит прежде всего в том, что введение его в десятки произведений А. П. Чехова связано с одной из ведущих особенностей стиля писателя — стремлением к максимальной объективности изображения и умалению собственной роли в произведении. Определяя язык как один из основных компонентов характеристики, М. В. Кузнецова останавливается именно на его роли в создании образа героя-рассказчика. Анализируя рассказы 1880-х годов, она делает выводы о примитивности и пошлости сознания этого персонажа, опираясь прежде всего на его речь. Герой-рассказчик ранних рассказов Чехова — обыватель, зачастую имеющий склонность к различным «искусствам». Речь подобного персонажа комична не только за счет обнажаемого ею умственного убожества, но и благодаря приверженности ее носителя к напыщенным, ложно поэтическим оборотам. Язык рассказчиков-чиновников, достаточно часто встречающихся в рассказах 1880-х годов, -это холуйский язык, изобилующий подобострастными, почтительными словами, обращенными к всевозможным «сиятельствам». Речь таких героев бедна и изуродована канцеляризмами.

Говоря о героях более поздних произведений, начиная с конца 80-х годов, М. В. Кузнецова обращает внимание на особую категорию произведений, в которых язык героя-расказчика значительно сближен с языком автора. «Мысли, высказанные рассказчиком, — отмечает исследователь, -иногда так близки мыслям Чехова., что незаметно речь героя-рассказчика как бы подменяется авторской речью, временно исчезают ее индивидуальные особенности» [90, с.130]. Близость языка героя рассказчика к языку самого автора выражается также «в богатстве и разнообразии лексики рассказчика, иногда даже в самой манере характеризовать людей и собы-тия» [90, с.130]. К числу таких произведений М. В. Кузнецова относит повести «Скучная история», «Рассказ неизвестного человека», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», в которых рассказчики — люди высокой культуры, способные глубоко и тонко чувствовать. Анализируя образы героев-рассказчиков, М. В. Кузнецова исследует прежде всего их социальную природу: классовую принадлежность, мировоззрение, профессионально-интеллектуальные запросынравственные проблемы героя, считает автор монографии, обусловлены его общественной позицией. Рассматривая чеховского героя с этой точки зрения, М. Кузнецова вместе с тем полагает, что «. в литературе о Чехове. еще не раскрыт вопрос о том общем социальном факторе, который тонко уловил и с которым невольно считался писатель, изображая внутреннюю жизнь своих героев» [90, с.167].

Путем анализа ряда рассказов писателя М. В. Кузнецова выделяет этот «общий социальный фактор» и определяет его как «тлетворную, эпохально-обусловленную психологию привилегированного меньшинства» !^, с.183]. Именно этот момент, по мнению исследователя, является определяющим для характеристики героя. Исходя из того, каким образом герои Чехова ощущают на себе вышеупомянутый «общий социальный фактор», М. В. Кузнецова подразделяет их на соответствующие группы. К первой категории автор монографии относит героев, полностью проникшихся паразитической психологией привилегированных («княгиня» из одноименного рассказа) — вторую группу составляют герои, которые, не будучи затронутыми ее тлетворным влиянием в силу тех или иных особенностей своей судьбы, жили по законам собственной совести, ни на что не претендуя и ничего не пытаясь изменить (доктор Самойленко из «Дуэли») — третьи испытывали мучительную раздвоенность и освобождались от психологии тунеядства и безответственности в результате упорной и длительной борьбы (герой повести «Дуэль» Лаевский) — четвертую группу, выделенную М. В. Кузнецовой, составляют персонажи, внутренне чуждые господствующей психологии, но подчиняющиеся ее проявлениям по причине собственной пассивности (профессор из «Скучной истории») — наконец, убеждения пятой категории чеховских героев определили их особую психологию, резко противоречащую господствующей и толкающую их на поступки, как пишет М. В. Кузнецова, предосудительные и опасные с точки зрения господствующей морали (Михаил Полознев из «Моей жизни»).

Таким образом, книга М. В. Кузнецовой интересна глубоким подробным анализом социального фактора и его значения в художественном мире А. П. Чехова. Среди несомненных достоинств монографии — привлечение большого количества текстуального материала и осуществленная попытка осмыслить чеховского героя в ряду героев произведений русских классиков XIX века — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова.

Щедрина. Отметим, что труд М. В. Кузнецовой не имеет своей целью проанализировать концепцию личности, воплощенную в рассказах А. П. Чехова: автор говорит о социальной, либо классово-социальной стороне существования героев, ставя перед собой задачу определения некоего социального фактора, в полной мере обуславливающего внутренний мир героя и модели его поведения.

Подход В. Б. Катаева к проблеме личности в произведениях А. П. Чехова интересен прежде всего пониманием чеховского героя, которому присуща внутренняя динамика. Если в работе М. В. Кузнецовой шла речь об «упорной и длительной борьбе» героя с проявлениями паразитической психологии, то В. Б. Катаев говорит о диалектике убеждения, присущей героям рассказов Чехова, в частности 90-х годов. Автор выводит следующую схему, согласно которой осуществляется перемена во внутреннем мире героя, причем перемена эта происходит буквально в течение нескольких часов, либо дней. Итак, «кто-либо из героев (чаще всего из тех, кто представляет для автора главный интерес в данном произведении) высказывает по определенному поводу свою мысль, оформленную как абсолютное утверждение. Затем на смену тем обстоятельствам, при которых высказывалась эта мысль, приходят другие. В свете новых обстоятельств происходит „отчуждение“ мнения от человека, его высказавшего. Этот последний воспринимает свое утверждение в новом свете, оно приобретает для него относительное значение» [77, с.145]. Таким образом, В. Б. Катаев отмечает характерную особенность чеховской концепции героя и понимания жизни в целом: для писателя важно не то, насколько хороша высказанная персонажем мысль, а то, насколько изменится его существование после провозглашения этой мысли. Утверждая в каждом своем произведении необходимость «общей идеи», Чехов, тем не менее, хочет показать, что человек, сказавший «Так жить нельзя», сделал тем самым еще очень немного. Размышляя об особенностях художественного мира Чехова, В. Б. Катаев в своей книге замечает распространенную ошибку, допускаемую исследователями: зачастую мысль чеховского героя извлекается из контекста и выдается за утверждение автора, что существенно упрощает и искажает идейно-художественный замысел произведения. Необходимо иметь ввиду, утверждает В. Б. Катаев, что жизнеутверждающие прогрессивные идеи (например, Анна Акимовна Глаголева из рассказа «Бабье царство» восторженно объявляет: «Так жить нельзя, нет надобности жить дурно, если можно жить прекрасно.») герои Чехова произносят, как правило, пребывая в состоянии некоего «подъема духа», «особого веселья». Поэтому нецелесообразно придавать подобным идеям значение авторской позиции. Определяя такие идеи как предметно-ограниченные, «специальные», В. Б. Катаев делает вывод о том, что их истинный смысл становится очевиден лишь в общей структуре произведения, с учетом схемы развития отношения к этим идеям героев. Подтверждая свои соображения, В. Б. Катаев анализирует трансформацию восприятия «возвышенных принципов» героиней «Бабьего царства». Анна Акимовна Глаголева, капиталистка и миллионерша, чувствует себя неуютно среди доставшихся ей по наследству власти и богатства. За обедом она говорит адвокату Лысевичучеловеку циничному и пошлому — о том грузе страшной ответственности за судьбы слепнущих и глохнущих рабочих, который возлагает на ее плечи положение владелицы фабрики. Ударив сгоряча кулаком по столу, Анна Акимовна искренне и темпераментно говорит о преступности своего образа жизни и невозможности дальнейшего его продолжения. Отмечая полную убежденность чеховской героини в произнесенных словах, В. Б. Катаев развивает далее свою мысль: «. она формулирует определенную идею, а именно: если капиталист нравственно чуток, если его мучат угрызения совести за страдания эксплуатируемых рабочих, он не должен продолжать жить по заведенному для его класса порядку, он должен пойти наперекор требованиям и традициям своего класса» [77, с.145]. Идея, выведенная в монологе Анны Акимовны, чрезвычайно органична для демократического сознания, но В. Катаев предостерегает читателя от соблазна увидеть в ней позицию автора. Иными словами, идея, высказанная героиней, не есть авторская идея.

Размышляя над идейным смыслом рассказа «Бабье царство», В. Б. Катаев определяет особенность художественного мышления Чехова: «Писателю важно не просто высказать в рассказе то или иное мнение, но показать относительность, обусловленность мнения, его зависимость от обстановки, то есть „индивидуализировать“ его» [77, с.146]. Обоснование этой относительности составляет, по мнению В. Катаева, главный интерес писателя. Для доказательства своего вывода исследователь продолжает анализ внутренних переживаний Анны Акимовны: по мере прохождения времени, в течение которого она беседует с Лысевичем о романе Мопассана, вечером разговаривает с родственниками, приживалками о замужестве, Анна Акимовна начинает чувствовать себя одиноко, затем высказанная ею идея, такая, казалось бы, выстраданная и глубинная, вдруг предстает перед ней как нечто стороннее, отчужденное. Наступает трезвость относительности. И, наконец. В. Б. Катаев констатирует последний этап «жизни» гуманной и возвышенной идеи: «.она поняла ясно, что все то, что она думала и говорила. — вздор, глупость и самодурство. стыд за свои мысли и поступки, и страх, что она, быть может, сказала сегодня что-нибудь лишнее, и отвращение к своему малодушию смутили ее чрезвычайно» [77, с.146].

Авторская же позиция — «идея», несомненно, присутствует в рассказе. Выражается она в полуироническом тоне некоторых ремарок, а также в «объективном изображении постепенного отчуждения человека от собственных слов, перехода от их абсолютизации к относительности придаваемого им значения» [77, с.148]. Таким образом, работа В. Б. Катаева интересна как обращением к проблемам поэтики Чехова в целом, так и вниманием к роли надличностного фактора в чеховской трактовке. В своей монографии исследователь отмечает неоднозначность функции идеи в формировании духовного облика героя: понимая присутствие ее в жизни человека как необходимое условие гармоничного существования зрелой личности, Чехов показывает, что сама по себе констатация какой бы то ни было высокой идеи не означает осознания ее героем и не гарантирует, что он изменит свою жизнь к лучшему для себя и других. Напротив, писатель демонстрирует несостоятельность «прозрения», происходящего с человеком в состоянии необычайной экзальтации, «особого веселья» и т. п. Подлинная, глубокая, перемена, считает Чехов, готовится исподволь, «в тишине души» и, если и выглядит внешне как внезапная, на самом деле внутренне мотивирована и «выношена» героем в течение более или менее длительного времени. Примером тому могут служить судьбы Гурова из рассказа «Дама с собачкой» и Никитина из «Учителя словесности» .

Проблема концепции личности в произведениях Чехова затрагивается в работе В. И. Тюпы «Художественность чеховского рассказа» [182]. Именно концепцию личности исследователь считает эпицентром художественного содержания рассказов писателя зрелого периода. Говоря о ней как о непременной составляющей любого произведения подлинного искусства, В. Тюпа определяет особенность чеховского подхода к вопросу о личности: «.для Чехова концепция личности — это не один из компонентов идейного содержания, а его принципиальная основа, не «атрибут», а способ существования, «модус» художественности его рассказов. Самим строем этой художественности писатель отстаивает «остро переживаемое личностное «чувство жизни», понимание повышенной ценности личности, не имеющей права отказываться от себя, от долга самореализации» [182, с.36].

Размышляя о месте личности в композиции чеховских рассказов, В. Тюпа разделяет понятия характера и личности и понимает личность как внутреннюю сторону характера, а характер как внешнюю сторону личности. «Личностность» человека, с одной стороны, суть его единичность, с другой — всеобщность, т.к. быть личностью — естественный человеческий способ существования. «Характерным» является нечто, присущее определенной категории людей, а не каждому. «Характерное, — считает В. Тюпа, -в равной степени противостоит как универсальному, так и уникальному, объединяющимся в личностном. На этой всеобщности единичного человеческого бытия и основывается, по-видимому, чеховский метод типизации», с. ЗЗ].

Соотношение «личностного» и «характерного» в героях Чехова В. Тюпа рассматривает на материале рассказов «Дом с мезонином» и «Дама с собачкой». В «Доме с мезонином», исследователь отмечает чеховское противопоставление «праздного» художника старшей из сестер Волчанино-вых, Лидии, которую отмечает чрезвычайная социальная активность и озабоченность народными судьбами. В. Тюпа отмечает, что волевой, деятельный характер героини очерчен столь жестко, что создается ощущение его неорганичности. Упоенно живущая своей внешней активностью, Лидия усматривает в человеке прежде всего его ролевую характерность, его социальное лицо, профессиональную принадлежность. Тем самым, поясняет В. Тюпа авторскую позицию, обособленное своим характером человеческое «я» теряет связь с другими на личностном уровне. Таким образом, в глазах Чехова, считает исследователь, даже общественная активность способна оказаться «футляром» личности: не случайна манера Лидии разговаривать, не глядя на собеседника.

Художник же противостоит Лидии именно своей личностной открытостью, эмоциональностью. Его взгляды не отличаются прогрессивностью и даже просто разумностью. Вялый, безвольный характер героя не выдерживает сравнения с деятельной, кипучей натурой Лидии Волчанино-вой. Если Лидия, вполне осознавая собственные силы и возможности, стремится воплотить в жизнь «теорию малых дел», то художник в споре с ней демонстрирует отсутствие гражданской позиции и чувства ответственности за социальные катаклизмы, свидетелем которых он становится. Он не просто равнодушен к «школам», «больничкам» и «аптечкам», которые организуют земство и Лидия, но высказывается об их несомненном вреде, так как, по мысли художника, зло — социальное и экзистенциальное — настолько велико и масштабно, что какими-то мелкими, «штучными» решениями проблему разрешить невозможно. Отмечая правоту художника в некоем утопическом, всемирно-историческом смысле, В. Тюпа, следуя чеховской идее, показывает относительность этой правоты — практический итог рассуждении героя совершенно неудовлетворителен: «Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!» — «человечество выродится, и от гения не останется следа» и т. п. Однако и Лидия, позиция которой, хотя и уязвима, но достаточно сильна, права относительно. Чехов изначально изображает героиню активную, волевую, вызывающую, может быть, уважение читателя и несомненное благоговение матери и сестры, но несимпатичную эстетически чуткому читателю. Причину этого феномена В. Тюпа видит в том, что «праздность, утопизм художника и Мисюсь личностны, а деловитость, серьезность, непоколебимая „правильность“ Лиды резко характерны, но лишены в глазах автора личностности» [182, с.37]. «Бесхарактерный» же художник личностей — он связан с внешним миром многими нитями: своими переживаниями, ощущениями, любовью к Мисюсь. Все душевные переживания героя, считает В. Тюпа, не демонстрируются явно (в отличие от Лидиной деловитости и озабоченности) и представляют собой внутренние «жесты» самоактуализации личности художника. Самоактуализация составляет и духовное содержание чувства любви, которое он испытывает к Мисюсь. Именно личностность героев, пишет В. Тюпа, становится основой особенной внутренней связи, возникающей между ними. Исследователь определяет ее как диалогически-личностную встречу с другим и ценит не общественного деятеля, а личность. Сама же героиня не испытывает интереса к внутренней жизни других: умершая Анна, о которой Лидия упоминает как о примере из народной жизни, воспринимается ею в качестве статистической единицы, доказательства истинности ее социальной позиции. Отношение Лидии к матери и сестре также дискредитирует героиню в глазах читателя и автора: «. обладательница сильного характера, — пишет В. Тюпа, — столь легко одерживает практическую победу, удаляя покоряющуюся ей Мисюсь. Но именно поэтому же она терпит моральное поражение.: в ее поступке обнаруживается ущербность земской деятельницы как человека, ее личностная неполноценность» [182, с.38].

Далее в своей монографии В. Тюпа рассматривает проблему гуманистического «персонализма» в качестве фундамента чеховской художественности и анализирует с этой позиции повесть «Дама с собачкой». В разговоре о произведении исследователь особое внимание уделяет понятию подлинности/неподлинности человеческих отношений, которые определяются соотношением в человеке личностного и характерного. Скорлупа характера, воздвигающего стену уединенности человеческого «я», скрывает от Гурова и Анны Сергеевны личностную самобытность каждого из них. И моментом истины, моментом подлинной близости для них становится открытие уникальности жизни другого, озарение, в свете которого внутреннему, «сердечному» знанию героев становится доступно понимание всей важности и исключительности духовного бытия человека.

В. Тюпа прослеживает эпопею отношений Гурова и Анна Сергеевны, условно разделяя композицию произведения на четыре части, соответствующие четырем главам повести, каждая из которых посвящена: сближению героев — их близости — новому сближению — новой близости. Эволюция взаимоотношений персонажей, входящая в контекст концепции личности, рассматривается автором в русле проблемы художественности рассказа Чехова. Говоря об этапах развития отношений между Гуровым и Анной Сергеевной, В. Тюпа акцентирует внимание на средствах художественного выражения позиции автора: притчевости повествования, мастерстве детали, параллельности пейзажей, деталей в разных главах, отражающих различную степень близости героев.

В рамках темы нашей работы содержание монографии В. Тюпы интересно обращением автора к концепции личности в рассказах Чехова. Исследователь освещает ее социальный аспект, разделяя личностное и характерное в человеке.

Значительный интерес в русле заявленной в диссертации темы представляет книга JI.A. Колобаевой «Концепция личности в русской литературе рубежа XIX—XX вв.еков» [82]. В своем труде автор рассматривает концепции личности круга писателей, творчество которых может быть объединено не только хронологическими рамками, но и подлинно гуманистическим пафосом, присущим русской классической литературе. В главе.

Общегуманистическая трактовка личности в творчестве реалистов" Л. А. Колобаева анализирует постановку проблемы личности в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна и Л.Андреева. Проблема личности в рассказах Чехова рассматривается ею сквозь призму определения «факторов, формирующих и деформирующих личность в художественном мире писателя» (именно так называется глава, посвященная Чехову).

Особенность чеховского художественного мира исследователь видит прежде всего в огромном множестве индивидуально и социально типических судебкроме того, Л. А. Колобаева подчеркивает широту исторической полосы, являющейся фоном повествований Чехова — от первых пореформенных лет до начала XX века. Соответственно, характеры героев воплощают движение времени, их диапазон достаточно велик: от образов «хмурых людей» до «невест», символов ожидания перемен к лучшему. Это сказывается в том, что чеховским героям 90-х — начала 900 годов становится присуще некое томление жизнью, смутное беспокойство, ощущение какого-то порока в самих основах бытия. Это «грызущее душу беспокойство», комментирует Л. А. Колобаева, знак времени. И приводит дублирующие ее мысли слова симпатичного Чехову героя рассказа «Случай из практики» .

Определяя особенность мира, в котором совершается действие произведений Чехова, Л. А. Колобаева обращается к выводу Н.Я. Берков-ского, который заключает, что оно «совершается в мире, который отменен: в его ценности, его идеи уже не верят» [82, с.34]. Автор дополняет это заключение, углубляя понимание эволюции чеховской личности: как более важное Л. А. Колобаева отмечает, что у писателя есть персонажи, пытающиеся верой и правдой служить своему делу, богу, цели, но это ничего не меняет. «Действительность в представлении чеховских персонажей, — пишет она, — оказывается бессвязной, рвущейся на «клочки», герои, безуспешно пытающиеся найти какую-то целостность, связь «между всеми» ., тщетно стараются приобщиться к «общей жизни» [82, с.34]. Констатируя чрезвычайную сложность условий, в которых проявляется личность героев.

Чехова, JI.A. Колобаева выделяет основные признаки ее зарождения: самостоятельность мышления героя, свидетельствующая о становлении личности и обусловленная ею самостоятельность поступка, действования, которая является решающим критерием. Таким образом, фактором формирования личности в мире Чехова является духовный труд, осмысление своей жизни, освобождение от иллюзий. Среди явлений действительности, деформирующих личность, Л. А. Колобаева отмечает статичность, ритуали-зованность бытия, внешняя правильность и упорядоченность которого для Чехова всегда служит признаком внутреннего неблагополучия и омертвления.

Чеховскую специфику показа пробуждения и становления личности исследовательница обусловливает жанром, в котором написано большинство произведений писателя, а также его художественным видением исторической ситуации.

Особенность и ценность позиции, отраженной в монографии Л. А. Колобаевой, заключаются в попытке осмыслить концепцию Чехова в контексте идейно-философского фона эпохи, в самой постановке проблемы, требующей серьезного проникновения в художественный мир писателя, понимание его собственных, личных убеждений и жанрового своеобразия творчества.

Исходя из приведенного обзора критики поставленной проблемы целью диссертации является осмысление на материале рассказов Чехова 1890-х годов и определение основных черт концепции личности, воплощенной в творчестве писателя. С этой целью ставятся следующие задачи:

1. Определить место и роль природного фактора в концепции личности А. П. Чехова;

2. Определить место и роль нравственно-психологического фактора в концепции личности А. П. Чехова;

3. Определить место и роль духовно-религиозного фактора в концепции личности А. П. Чехова;

4. Выявить своеобразие чеховской концепции личности с помощью обращений к литературно-философскому фону эпохи.

Объектом исследования в нашей работе являются следующие рассказы и повести А. П. Чехова, написанные в 1889 и 1890-х годах: «Скучная история» (1889), «Гусев» (1890), «Дуэль» (1891), «Палата № 6» (1892), «В ссылке» (1892), «Попрыгунья» (1892), «Страх» (1892), «Володя большой и Володя маленький» (1893), «Студент» (1894), «Супруга» (1895), «Три го-да"(1895), «Печенег» (1897). Контекст литературно-философской мысли, а так же публицистики 1890-х годов привлечен в диссертацию для определения своеобразия чеховской концепции личности. Автор данного исследования не ставил своей целью проанализировать общие направления взаимодействия литературы и философии в России XIX века. Обращение к философской атмосфере эпохи, представленной именами В. Соловьева, М. Бакунина, Н. Федорова, 3. Фрейда, С. Кьеркегора, служит в данной работе средством выявления особенностей позиции Чехова. Известно, что Чехов не участвовал в философских дискуссиях, поэтому выводы о том, что концепция писателя совпадает или противоположна идеям того или иного философа, не следует понимать как утверждение автора диссертации о принадлежности Чехова к какой-либо философской школе.

Кроме того, чеховская концепция личности соотносится с пониманием этой проблемы современниками писателя: Д. С. Мережковским, JI.H. Толстым, З. Н. Гиппиус, А. Белым. Литературный контекст эпохи способствует уяснению своеобразия концепции Чехова.

Предметом исследования в нашей работе являются чеховская концепция личности, воплощенная в вышеуказанных произведениях.

Теоретическую и методологическую основу нашей диссертации составляют труды ведущих ученых по методологии литературоведения, теории и истории литературы: М. М. Бахтина [8], Ю. М. Лотмана [110], А. С. Собенникова [162], В. Я. Лакшина [101]- труды В. И. Тюпы [181J, Г. П. Бердникова [14], И. В. Сухих [171], В. Линкова [1081, В.М. Родионо-вой[148], Ю.И. Сохрякова[165] и др. В работе применяются сравнительно-исторический метод анализа литературных явлений, формы психологического, философского анализа. Приемы анализа, обусловленные задачами работы, опираются на традицию комплексного изучения литературы.

Научная новизна нашей работы состоит, во-первых, в самом предмете исследования: концепция личности в диссертации является главной темой, а не просто одним из элементов поэтики. Такая постановка проблемы диктует определенный подбор произведений для анализа: мы выбирали те из них, которые наиболее полно воплощают в себе тот или иной аспект чеховской концепции личности.

Во-вторых, в работе мы стремились осуществить нетрадиционный подход к произведениям, восприятие которых зачастую стереотипно: так, рассказ «Палата № 6», считающийся одним из наиболее социальных произведений писателя, используется нами для иллюстрации природной составляющей чеховской концепции личности. Роль и значение духовно-религиозного фактора рассматривается на материале повести «Три года», в которой нравственно-психологический элемент также достаточно выражен.

Кроме того, для реализации заявленной темы в диссертации используется различный по степени изученности материал: автор обращается к произведениям как «традиционным», «классическим» — «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скучная история», так и менее популярным, сравнительно редко упоминаемым в научной литературе: «В ссылке», «Володя большой и Володя маленький», «Гусев» .

Таким образом, научная новизна диссертации заключается как в выборе предмета исследования, так и в подходе к материалу, на основе которого это исследование проводится.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы при исследовании творчества А. П. Чехова в общих и специальных курсах русской литературы, в школьной и вузовской практике.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Каждая из глав делится соответственно на 5, 4 и 3 параграфа.

Заключение

.

Целью данной работы было осмысление и определение основных черт концепции личности, воплощенной в рассказах и повестях А. П. Чехова 1890-х годов. Для реализации поставленной цели мы произвели условное поаспектное деление концепции личности (природный, нравственно-психологический, духовный факторы) и посвятили исследованию каждого из аспектов отдельную главу.

В первой главе диссертации предметом анализа является природный компонент, понимаемый нами как некая первооснова, на которую в процессе развития и воспитания наслаиваются индивидуальные и социально мотивированные черты личности. В главе также затронуты составляющие литературно-философский фон эпохи труды В. Соловьева, Н. Федорова, произведения Д. Мережковского, идейное содержание которых обнаруживает связь, либо противостояние чеховской позиции. В работе отмечено профессиональное внимание писателя к физиологической сфере человека, о чем говорят, в частности, точные указания на возраст героев, фиксирование авторского и читательского взгляда на физические ощущения персонажей, на переживание ими недугов, бессонницы и других дискомфортных состояний.

Природный фактор реализуется Чеховым в изображении так называемого «природного», естественного человека в рассказах «Печенег», «Гусев». В понимании писателя, личность, в жизни которой до чрезвычайности гиперболизировано биологическое начало и, соответственно, отсутствует влияние нравственно-психологического и духовного компонентов, неизбежно оказывается ущербной, не способной на развитие и самореализацию. Этой мысли автора подчинены средства художественной выразительности в рассказах, с помощью которых Чехов доказывает пагубность для человека подобного дисбаланса. Характерно глубокое проникновение в психологию естественного человека: писатель передает увиденные глазами таких героев пейзажи, привидевшийся им бред, приснившиеся сны. Очевидно, что в описании подобных деталей писательские мастерство и чуткость сочетаются с профессионализмом и знаниями врача. Именно это гармоничное переплетение художественного и естественнонаучного определяет особенность чеховского взгляда на природу человека: Чехов понимает природный фактор в концепции личности как один из компонентов человеческого «я». Писатель чрезвычайно бережно относится к природе человека, и в произведениях своих, и в письмах говоря о пагубности попыток подавить натуру в целях абсолютного одухотворения. Однако природа, являясь лишь составной частью личности, не может быть абсолютной ценностью. Залогом «нормы» человеческой жизни, ее здоровья и счастья, согласно трактовке Чехова, является уравновешенность природного и социального начал в личности.

Роль нравственно-психологического начала в концепции личности А. П. Чехова рассматривается во второй главе нашей работы. В художественном мире Чехова утверждается мысль об особой значимости межличностных взаимоотношений, о необходимости связи человека с общечеловеческими ценностями. Важность подобного рода связей отражает широта социального слоя, охватываемого писателем в своих произведениях. На страницах рассказов 90-х годов мы встречаемся с врачами, крестьянами земскими деятелями, дворянами, и список этот может быть продолжен. Особенность взгляда Чехова заключается в том, что писателю интересна не узкосоциальная, т. е. классовая принадлежность героев, а соответствие их некоему «усредненному» портрету российского обывателя конца XIX века. Социальность в творчестве Чехова 90-х годов выражается как в обращении писателя к событиям реальной жизни (которая не может протекать вне социума), так и в раскрытии внутреннего мира героя — рядового, среднего человека.

Ценность нравственно-психологического начала личности зачастую анализируется Чеховым посредством помещения героя в экстремальные условия, как это происходит в рассказе «В ссылке». Размышляя о возможностях самореализации человека, автор представляет читателю две взаимоисключающих позиции: каторжника «со стажем» Семена Толкового, полностью искоренившего в себе человеческие устремления к любви, доверию, близости, и безымянного татарина, тоскующего по своей юной жене и связанного множеством нитей со своей семьей. Чехов не романтизирует явно симпатичного ему и читателю татарина: дальнейшая плачевная судьба этого героя угадывается без труда. Семен Толковый во всем прав и более жизнеспособен в жестоких условиях каторгистремления татарина вызывают в читателе сочувствие, но он обречен. Противопоставляя две концепции бытия, Чехов задается вопросом о подлинности существования каждого из героев: какая же из этих жизней более ценна и наполнена в смысле духовности? Для Чехова, с его идеалом физического и нравственного здоровья, предпочтительнее позиция татарина, поскольку в ней воплощена естественная человеческая потребность в любви, в других людях, иными словами, социальная природа человека. Признавая уязвимость подобной позиции, Чехов, тем не менее, утверждает ее нормальность и естественность.

Кроме того, в работе рассматривается проблема подлинности/неподлинности человеческих связей, которая многими исследователями определяется как одна из основных в творчестве Чехова. Этот вопрос обсуждается нами в контексте концепции личности: каким образом влияет на качество межличностных связей определенное соотношение компонентов личности, или, напротив, насколько эти связи способны формировать личность. С вышеупомянутой проблемой связан еще один феномен художественного мира Чехова — одиночество, на которое обречен чеховский герой: М. Курдюмов называет это одиночеством «вместе с людьми». С вопросом о подлинности человеческих связей и связанным с ним явлением неизбежного, экзистенциального одиночества переплетается проблема самоактуализации личности, воплощение которой В. Тюпа видит в диалоге согласия, встрече двух самостоятельных личностей. Отношение писателя к героям зависит от того, насколько они живут «личной» жизнью, насколько наполнено их внутреннее бытие: чем более насыщенна и богата духовная жизнь персонажей, тем более они вызывают сочувствие и симпатию писателя.

Своеобразие трактовки Чеховым нравственно-психологического фактора в концепции личности заключается в стремлении писателя к равновесию между порывом человека вовне, его способностью к общению и внутренней сосредоточенностью, взращиванию в себе «личной тайны», являющейся нравственным центром чеховского мира.

Третья глава данной работы освещает значение и роль духовно-религиозного компонента в чеховской концепции личности, который представлен здесь феноменом жизнебоязни (в рассказе «Страх»), собственно религиозным чувством (в рассказе «Три года») и обращением к соборному началу личности (в рассказе «Студент»). Чеховскую трактовку духовного — будь то Бог, «общая идея», некие иррациональные явления жизни — отличает убежденность автора в органической связи этой категории с другими аспектами человеческой личности. Страх, в понимании Чехова, имеет не мистико-религиозную основу, а обусловлен отчасти — тем социальным фоном, на котором он проявляется. Страх чеховского героя из одноименного рассказа порожден прежде всего его личностной несостоятельностью, отчуждением, в жестких границах которого он пытается выстраивать отношения с окружающим миром. Характерно, что Чехов выделяет и позитивный момент подобного страха: страшась бессмыслицы окружающей действительности, герои имеют потенциальную возможность внутреннего перерождения, осознания этого страха и более гармоничного существования. Однако, говоря о феномене страха, писатель показывает это явление с двух сторон: как свидетельство особой нравственной чуткости и пробуждения самосознания человека, и в то же время как состояние, опасное для его душевного здоровья. Особенность чеховской трактовки такого иррационального «мистического» явления, как страх, заключается в том, что явления «высшего», «надчеловеческого» порядка объясняются и уравновешиваются ходом реальной жизни.

В рассказе «Три года» духовно-религиозный фактор представляет собственно религиозное чувство. Очевидно, что в трактовку христианской и церковной этики Чехов привносит свой личный опыт «религиозного «воспитания», приведшего позже писателя к полному отрицанию «церковного» христианства, о чем он неоднократно говорил в письмах. Прослеживая путь душевного становления религиозной в недалеком прошлом героини, Чехов подчеркивает несвязанность этого процесса с религией. Не понимая религию в качестве основополагающей ценности, писатель тем не менее самой композицией рассказа, обращением к библейским сюжетам утверждает некую абсолютную ценность моральных, принципов, закрепленных в этике христианства. Подлинной же духовной ценностью, которую возможно понимать как абсолют, Чехов считает саму жизнь, о чем и заявляет в развязке произведения. Именно явление жизни, по мысли писателя, способно стимулировать лучшие стороны личности, ее духовный рост.

В рассказе «Студент» Чехов обращается к феномену соборного начала духовной жизни, неразрывно связанного с традициями русского православия. Не упоминая на страницах произведения понятия соборности, писатель изображает явление, составляющее его суть. Одиночеству и отчаянию в художественном мире рассказа противостоит духовное единение людей, основанное на вере в Христа. Уникальность идейного решения в произведении состоит в том, что, будучи человеком, далеким от церкви, в качестве решения проблемы «общей идеи» Чехов предлагает традиционные христианские ценности, а именно — духовное единение во Христе. Не обладая православным сознанием, писатель в данном рассказе утверждает соборное начало в качестве высшей моральной ценности.

Итак, рассмотрев три условно выделенных нами компонента личности в художественном мире А. П. Чехова, мы пришли к выводам о том, что:

1) все три фактора личности (природный, нравственно-психологический, духовно-религиозный) во внутреннем мире человека взаимозависимы и взаимообусловлены;

2) для гармоничного существования человека необходимо сбалансированное, «здоровое» соотношение этих факторов, гипертро-фированность одного из них приводит личность к ущербному существованию, к невозможности самореализации;

3) позиция А. П. Чехова определяется в первую очередь естественнонаучным мировоззрением писателя и сформировалась в контексте философско-литературного фона эпохи.

Таким образом, мы можем говорить о выполнении целей, поставленных перед автором данной работы. Дальнейшим перспективным направлением разработок в русле заявленной темы является обращение к проблеме надличностного компонента, христианских мотивов в творчестве Чехова. Актуальность ее обусловлена слабой степенью изученности.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях: 1. Земляная С. В. Категория времени в повести А. П. Чехова «Скучная история"// Вопросы филологии: Сб. науч. трудов / Отв. ред.: Л. Л. Габышева. — Якутск: Изд. ЯГУ, 1995. — С.78−86. — 0,4 п. л.

2. Земляная С. В. Библейские реминисценции в повести А. П. Чехова «Три года"// Современные тенденции развития филологических наук и журналистики. Тезисы / Под ред. Н. Г. Мартыненко. — Якутск: Изд. ЯГУ, 1999. — С.61−64. — 0,2 п. л.

3. Земляная С. В. Феномен страха у А. П. Чехова в свете философии фрейдизма и экзистенциализма // Актуальные проблемы филологии: Сб. науч. трудов / Под ред. Н. Г. Мартыненко. — Якутск: ЯГУ, 2000. — с. 144−152. -0,4 п. л.

4. Земляная С. В. Роль «природного» аспекта в концепции личности А. П. Чехова (на материале рассказа «Печенег») // Художественное образование и духовное развитие личности: Тезисы докладов и сообщений / Ред. кол.: Борисов А. С. и др. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. — С.209−211. -0, 2 п. л.

5. Земляная С. В. Природно-мифологический аспект концепции личности А. П. Чехова (на материале рассказа «Гусев») // II Научная конференция Лиги женщин-ученых Якутии: Сб. тезисов. — Якутск: Изд-во Лиги женщин-ученых Якутии, 2003. — С.56−58. — 0,2 п. л.

6. Земляная С. В. Взаимодействие и противостояние «природного» и личностного в человеке (на материале рассказа А. П. Чехова «В ссылке») // Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин: Сб. науч. статей / Под ред. Р. Д. Пономаревой. — Якутск: Изд-во Арктического государственного института, 2004. — С.24−30. — 0,4 п. л.

7. «Природный» аспект как фактор, формирующий личностное начало человека в художественном мире А. П. Чехова (на материале рассказа «Палата № 6») // Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин: Сб. науч. статей / Под ред. Р. Д. Пономаревой. — Якутск: Изд-во Арктического государственного института, 2004 — С.31−37. — 0,3 п. л.

Научные конференции:

1. «Художественное образование и духовное развитие личности». Место проведения: г. Якутск. Время проведения: ноябрь 2002 г.

2. II Научная конференция Лиги женщин-ученых Якутии. Место проведения: г. Якутск. Время проведения: март 2003 г.

3. Научный форум «Молодые ученые Якутии». Место проведения: г. Якутск. Время проведения: февраль 2004 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М.: Изд. группа «Прогресс», 1992. — 526с.
  2. В.В. Православие. Волгоград: Книга, 1996. — 48с.
  3. Е. Из жизни А.П. Чехова. М.: Сов. писатель, 1976. -363с.
  4. Н.В. Зинаида Гиппиус // Русская речь. 1994. — № 4. -С. 29−31.
  5. Н.В. Федор Сологуб // Русская речь. 1994. — № 6. — С. 14−16.
  6. Ю.Бахтин М. М. Автор и герой: К филос. основам гуманитарных наук / Михаил Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 332 с.
  7. А.А. Читая Достоевского и Чехова. М.: Худож. лит., 1973.-301с.
  8. А. Основы моего мировоззрения / Вступ. ст., публ., примеч. Л. А. Сугай // Лит. обозрение. 1995. — № 4/5.1. С. 10−37.
  9. А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.-525 с.
  10. Г. П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. -М.: Худ. лит., 1984.-511 с.
  11. Г. П. «Дама с собачкой» А.П. Чехова. К вопросу о традиции и новаторстве в прозе Чехова. JL: Худож. лит., 1976. -95с.
  12. Г. П. Социальное и общечеловеческое в творчестве Чехова. // Вопр. лит. 1982. — № 1. — С. 124−151.
  13. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. -382 с.
  14. Библия. М.: Российское Библейское общество, 1994. — 1278с.
  15. В.А. Лабиринт сцеплений. М.: Сов. писатель, 1986. -260 с.
  16. С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский. М.: Сов. Россия, 1985. -296 с.
  17. И. «Расширять бытие без конца.»: О творчестве Ф. К. Сологуба. // Учит. газ. 1993. — 3 авг. (№ 30). — С.23.
  18. С.Н. Чехов как мыслитель // Соч. В 2-х т. М., 1993. -Т.2. — С.131−161.
  19. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наук. Думка, 1991. — 195 с.
  20. В. «Напрасно в людях спорят дух и плоть.»: Д. С. Мережковский и «метафизика» любви // Новый журнал. 1996. — № 4. — С. 116−123.
  21. Г. А. Чехов и русский реализм. Л.: Сов. писатель, 1981.-400 с.
  22. К.О. Введение в чеховедение. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1993. — 156с.
  23. К.О. Проблема личности и жанровое новаторство А.П. Чехова // Ученые записки Томского университета. 1969. -№ 77.-С. 255−267.
  24. К.О. Стилистика воплощения «феномена страха» у Мопассана и Чехова // Функционирование жанровых систем (рассказ, новелла). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1989. — 210 с.
  25. И.П. Место Чехова в истории русского реализма // Известия АН СССР. Отд-ние лит. и яз. 1966. — Т. 25. — Вып. 1. — С.73−85.
  26. А.Ф. Композицонно-образные связи в повестях Толстого и Чехова («Детство», «Степь») // Ученые записки Горь-ковского университета. — Вып. 77. 1966. — С. 73−103.
  27. Вокруг Чехова / Сост., вступ. ст. и примеч. Е. М. Сахаровой. -М.: Правда, 1990. 655 с.
  28. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1994. — 280 с.
  29. В. К. Творчество А.П. Чехова 1887−1904 годов. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1986. — 125 с.
  30. П. Импрессионизм в русской прозе (Гаршин и Чехов) // Вестник МГУ. Сер. 9. Филологич. науки. М. — 1994. — № 2. -С.61−83.
  31. З.Н. Сочинения: стихотворения. Проза. Л., 1991. -395с.
  32. М.М. Ритм художественной прозы. — М.: Сов. Писатель, 1982. 367 с.
  33. В. В. Мастерство А.П. Чехова. М.: Учпедгиз — 1958. — 198с.
  34. К. Черный силуэт Зинаиды Николаевны (Гиппиус) // Книжное обозрение. 1991. — № 38. — С. 9.
  35. А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире. -М.: Знание, 1991.-62 с.
  36. А. А. Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. Минск: Вышэйша школа, 1991. — 126 с.
  37. М.П. Л.Н.Толстой и А. П. Чехов в их взаимооценках // Ученые записки Рост. н/Д педагогического института. 1955. -Вып. 1.-С. 187−209.
  38. М.П. Чехов. М.: Мол. гвардия, 1993. — 394 с.
  39. И.А. Проза Чехова: человек и действительность. -М.:Худож.лит., 1970. 181с.
  40. И.А. Чехов: от поэтике к эстетике // Известия Российской АН. Сер. лит. и яз. 1997. — Т. 56. — № 4. — С. 21−28.
  41. О.В. Путь к гармонии: Д. С. Мережковский // Русская словесность. 1993. — № 5. — С. 82−85.
  42. В. Атеизм Чехова // Звезда. 1988. — № 8. — С. 192−203.
  43. Л. История русской поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969.-372с.
  44. . Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. — 334 с.
  45. И.А. О пластичности образов повествовательных произведений А.П. Чехова 1890−1900-х годов // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. 1984. — № 5. — С. 20−27.
  46. В.В. Антон Павлович Чехов. — М.: Гослитиздат, 1953. -288с.
  47. .А. О чеховской системе ценностей // Русская словесность. 1994. — № 6. — С. 3−8.
  48. В.И. Поэтика рассказа: (Языковые средства актуализации смысла) Новгород: Изд-во НГПИ, 1993. — 185 с.
  49. .И. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Наука, 1988.-282 с.
  50. С. Спор о Серебряном веке: О рус. поэзии нач. XX века. // Октябрь. 1994. — № 10. — С. 181 -187.
  51. И.А. Мережковский-художник Фрагм. лекции, прочит, в Берлин. Рус. науч. ин-те в 1934 г. // Звезда. 1991. — № 6. — С. 198−205.
  52. И.А. Творчество Мережковского / Предисл. В. Крупина // Москва. 1990.-№ 8.-С. 186−197.
  53. Ю. Божье и вражье: Вчитываясь в Мережковского // Континент. 1994. — № 81. — С. 308−336.
  54. С.В. Андрей Белый: философия смятенного человека // Человек. 1998. — № 3. — С. 137 -151.
  55. А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
  56. В.И. Время против безвременья: Чехов и современность. М.: Сов. Писатель, 1989. — 378 с.
  57. В.И. Мера человечности: О творчестве JI.H. Толстого. // В мире книг. 1978. — № 9. — С. 69−70.
  58. В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. М.: Сов. писатель, 1979. — 264с.
  59. В. На рубеже художественных эпох: О рус. лит. конца XIX нач. XX. века // Вопр. лит. — 1993. — Вып. 2. — С. 92−105.
  60. Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек.: Статус человека в объектив, реальности. Саратов: Изд-во Сарат. Университета, 1998.- 198 с.
  61. JI.A. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого. Науч. докл. высш. школы // Филол. науки. -1980.-№ 5.-С. 12−20.
  62. Н.Е. В начале века: Горький и символисты. Киев: Наук, думка, 1978. — 307 с.
  63. А. В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1990. — 71 с.
  64. Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 82−87.
  65. М.В. Творческая эволюция А.П. Чехова. Томск: Изд-во Томского университета, 1978. — 262 с.
  66. В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. М.: Дет.лит. -1982, — 175с.
  67. Р. Г. Реализм А.П. Чехова и проблема импрессионизма. Баку: Элм, 1988.- 186с.
  68. М. Актуальный чехов: Заметки о классике // Дружба народов.-М. 1998. — № 12.-С. 168−179.
  69. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 382с.
  70. В.Я. Толстой и Чехов. М.: Сов. писатель, 1975. -456с.
  71. A.M. Автор-образ-читатель. Л.: Изд-во. Ленингр. ун-та. — 1983.-350с.
  72. В.А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. М: Прогресс. — 1991. — 385с.
  73. И.К. Философская концепция человека и глобальные проблемы современности. М.:Изд-во общ-ва «Знание», 1987. -39с.
  74. В.Я. Проблема смысла жизни в «Черном монахе» Чехова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1985. — Т 44. — № 4. — С. 340−349.
  75. В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 128с.
  76. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-456с.
  77. Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т.т. Таллинн. — 1978.
  78. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-383с.
  79. И.Б. О «новом жизнепонимании» Льва Толстого // Вопросы философии. 1996. — № 9. — С. 39−45.
  80. ИЗ. Марк А. А. О проблеме человека в истории философии. -Харьков: Изд-во Харьковского университета. 1970. — 188с.
  81. А., Михальский В. Никто не знает настоящей правды: Диалог критиков А. Марченко и В Михальского о романе А. П. Чехова «Дуэль». // Согласие. 1992. — № 1. — С. 3−14.
  82. Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. М.: Знание, 1986. — 61с.
  83. Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П. Чехова. Ки-ев:Здоровья, 1989. — 277с.
  84. Д.С. Собрание сочинений в 4-х томах. -М., 1990.118. «Мечтатель, причастный красоте.»: Современники о Ф. Сологубе / Предисл., примеч. и подгот. текстов В. В. Перхина // Нева. 1998.-№ 3.-С. 225−227.
  85. О. Пленник культуры Д. С. Мережковском и его романах) // Мережковский Д. С. Собр. соч. в 4-х т.т. М. — 1990. -Т. 1.-С. 3−50.
  86. Молодые исследователи Чехова: Мат-лы междунар. конф-ции. -М.- 1998.-334с.
  87. К.В. Андрей Белый. Томск: Водолей, 1997. -254с.
  88. Е.Г. О некоторых особенностях художественного сознания в России начала XX века // Вестн. Воронеж, ун-та. Сер. 1, Гуманит. науки. 1996. — № 2. — С. 71−77.
  89. Л.К. Человек и мир человека. М.: Знание, 1989. -47с.
  90. Н.И. Русские символисты. М.: Знание, 1992. — 62с.
  91. Новые зарубежные исследователи творчества А. П. Чехова: Сб. обзоров. М. — ИНИОН. — 1985.
  92. С. Гибель действительности: (Иррационализм в рус. модернист, сознании) // Новый журнал. СПб. — 1997. — № 2. -С.34−52.
  93. А.В. Чехов и современная русская проза. -Тверь:Твер.гос.ун-т, 1994.- 170с.
  94. О поэтике А. П. Чехова: Сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во Иркутского университета. — 1993.
  95. О человеке: Сборник / Сост. Г. Г. Кириленко. М.:3нание, 1991. -62с.
  96. . Новый путеводитель по Сологубу: К творч. биогр. Ф. Сологуба, 1863−1927. // Звезда. 1994. — № 4. — С. 199 203.
  97. . Провозвестник Чехов // Звезда. СПб. — 1993. -№ 11.
  98. Н. На грани двух эпох. О встречах и взаимоотношениях Л. Н. Толстого и А. П. Чехова с A.M. Горьким. // Волга. -1966.-№ 3.-С. 145−156.
  99. Я. Ясный холод вдохновенья: О творчестве Ф. Сологуба. //Муз. жизнь. 1992. — № 17/18. — С. 25−27.
  100. Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. -М.: Знание, 1979.- 147с.
  101. Э.А. О поэтике Чехова. М.: Наследие, 2001. — 238с.
  102. Э.А. Человек в общении с миром: О чехов, героях. К 125-летию со дня рождения А. П. Чехова // Вечерняя средняя школа. 1985.-№ 1.-С. 37−41.
  103. Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. ст. М.: Ид-воМГУ, 1983.-336с.
  104. Г. Н. Принцип сюжетосложения в повестях А.П. Чехова // Филологические науки. 1960. — № 4 (12).
  105. С. Кузьмич великолепный: Поэт отчаяния Ф. Сологуб // Век. 1998. — 27 февр.-5 марта (№ 9). — С 11−24.
  106. В.М. Нравственные и художественные искания Чехова 90-х начала 1900-х годов. — М.: Прометей, 1994. — 278с.
  107. Н.А. «Книжное оскудение»? // Русские ведомости. -1893.-№ 357.-С.5.
  108. Сартр Ж.-П. Тошнота. М.: Политиздат, 1994. — 450с.
  109. А.П. Чехова: Межвузовский сб. // Отв. ред. Муратов А.Б.-М., 1990.-287с.
  110. М. Л. Повесть А.П. Чехова «Дуэль». Л.: ЛГУ — 1971. -50с.
  111. М.Л. Чехов-художник. М.: Просвещение, 1978. -224с.
  112. П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: Знание, 1989.-63с.
  113. А.П. Нравственные искания русских писателей. -М.: Худож. лит., 1972. 543с.
  114. О.М. Способы выражения авторского сознания в повествовании Чехова // Вестн. Оренбург, гос. пед. ун-та. Филолог, науки. Оренбург: Изд-во Оренбург, педуниверситета. — 1996. -№ 4.-С. 117−129.
  115. Смысл жизни в русской философии, конец XIX начало XX в.:Сост. и авт. послесловия В. Г. Безносов — СПб.: Наука, 1995. — 380с.
  116. А.С. А.П. Чехов и Д. С. Мережковский: К пробл. религиоз. символа // Чеховские чтения в Ялте. Чехов: взгляд из 1980-х. М. — 1990. — С. 87−96.
  117. А.С. «Между «есть Бог» и «нет Бога». (О религ-филос. традициях в творчестве А.п. Чехова). Иркутск: Изд-во Иркут. Университета, 1997. — 222с.
  118. Ф.К. Стихотворения. Томск: Водолей, 1995. — 357с.
  119. Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. М.: Наследие, 2000. — 254с.
  120. Соина О.С. JI.H. Толстой: парадоксы этического человекотво-рения // Человек. 1996. — № 2. — С. 60−79.
  121. Л.В. Лингвиностилистический анализ рассказа В.М. Гаршина «Встреча» // Русский язык в школе. 1986. — № 2. — С. 61−66.
  122. И.Н. Будущее у Чехова // Нева. 1996. — № 2. — С. 195 199.
  123. И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 180с.
  124. Н.А. Душевные бури // Северный вестник. 1889. -№ 11. -С. 12−85.
  125. А.К. Поэты. М.:Сов. писатель, 1956. — 395с.
  126. А.П. Чехова: Особенности художественного метода: Межвуз. сб. науч. тр. Рост. н/Д: Изд-во Рост, госуд. Пединститута, 1981.-285с.
  127. А.П. Чехова: Сб. науч. ст. М. 6 Учпедгиз, 1956. -358с.
  128. С.В. Природа в сознании героев А.П. Чехова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1986. — № 4. — С. 17−22.
  129. Л.Н. Повести и рассказы. М.:Сов.писатель., 1978. -445 с.
  130. С.Л. Очерки былого. М.: Гослитиздат, 1955. — 400с.
  131. М. Чехов и христианство // Книжное обозрение. -1994. № 29. — С.34−50.
  132. A.M. А.П. Чехов и его время. М.: Сов. Россия, 1987. -523с.
  133. Тэффи. Мои современники: (Зинаида Гиппиус) // Слово. -1991. -№ 12.-С. 56−59.
  134. В.И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989. — 133с.
  135. B.C. Проблема человека в русской общественной мысли XIX XX в.в. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. — 285с.
  136. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-814с.
  137. Формы раскрытия авторского сознания (На материале зару-беж. лит.): Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1986. 286с.
  138. Н.М. Пути исканий. М.: Худож.лит., 1974. -360с.
  139. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.-447с.
  140. Л. Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб.: Питер Пресс, 1997.-606с.
  141. Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига: Рижское книжное издательство, 1976. — 237с.
  142. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии, XIX в.: Сборник. М.: Республика, 1995. -526с.
  143. Человек, философия и природа: Сборник. М.: Знание, 1991. -94с.
  144. Е.П. Единство художественного мира А.П. Чехова. Вильнюс: Моклас, 1976. — 180с.
  145. А.П. Полное собрание сочиненийи писем: В 30 т./ Вступ.ст. М. П. Громова. -М.:Молодая гвардия, 1971−1977.
  146. Чехов и его время. -М.: Сов. писатель, 1977. 436с.
  147. Чехов и Лев Толстой: Сб. ст. М.: Сов. писатель. — 1980. -356с.
  148. М.П. Вокруг Чехова: Встречи и впечатления. М.: Моск. рабочий, 1980.-254с.
  149. Чеховиана. Статьи, публикации, эссе. М.: Наука, 1990. -276с.
  150. Чеховские чтения в Таганроге: Сб. науч. тр. Таганрог: Таганрогский гос. Пединститут, 1996. — 71с.
  151. А.П. Антон Павлович Чехов. М.: Сов. писатель, 1987. — 428с.
  152. А.П. «Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле.»: Чехов и вера // Новый мир. 1996. — № 9. — С. 186−192.
  153. А.П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. -М.: Сов. писатель, 1986. 379с.
  154. А.П. Поэтика Чехова. -М.: Наука, 1971. 291с.
  155. Л. Федор Сологуб // Сологуб Ф. К. Стихотворения. Вступ. ст. Томск: Водолей- 1995.
  156. Б. М. Доктор А.П. Чехов. М.: Знание, 1979. — 128с.
  157. Jl. Несколько граней З.Н. Гиппиус: К творч. биогр. писательницы, 1869−1945//Даугава. 1989. — 3 9. — С. 100−104.
  158. Е. Единство «серебряного века»: О рус. лит. конца XIX началаXX в. //Звезда. — 1989. -№ 12.-С. 185−194.
  159. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. СПб., 2002. -352с.
  160. Н.Е. А.П. Чехов: уроки нравственности. М.: Знание, 1982.-68 с.
Заполнить форму текущей работой