Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория общественного договора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ту же причину возникновения языка видит и Витрувий, хотя описываемая им ситуация несколько отличается от предыдущей. Вот что говорит Витрувий в одной из своих книг по архитектуре: «Первобытные люди, подобно животным, рождались в лесах, пещерах и рощах и проводили свою жизнь, питаясь полевой пищей. Тем временем в некоем месте часто растущие деревья, шатаемые бурями и ветром и трясь друг о друга… Читать ещё >

Теория общественного договора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ 263. Как уже отмечалось выше, к числу искусственных теорий происхождения языка относится теория общественного договора, иначе — теория социального договора, теория трудового договора, договорная теория, или теория соглашения, теория изобретения языка. Суть этой теории состоит в том, что она рассматривает язык как «искусственное порождение», как «сознательное изобретение и творение людей». По определению Б. Вайса, «язык — это общественный договор, продукт словесного „называния“, при этом выбор имен в основном произволен» .

Появление теории общественного договора обычно связывается с именем известного французского просветителя XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, хотя идеи этой теории высказывались уже античными философами. Некоторые исследователи «настоящим творцом» рассматриваемой теории считают древнегреческого философа Демокрита, сторонниками идей которого были Аристотель, Лукреций, Витрувий и др. В античной философии эта теория противопоставлялась теории божественного происхождения языка.

Основатель договорной теории происхождения языка Демокрит объяснял возникновение человеческого языка общественными потребностями первобытных людей, стремлением преодолеть те трудности, с которыми им приходилось сталкиваться в повседневной жизни. По описанию древнегреческого историка Диодора Сицилийского (около 80−29 до н.э.), возникновение человечества и человеческого языка представлялось следующим образом: «Первобытные люди жили… неустроенной и сходной с зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изьяснение относительно всего». Появление слов «по установлению» (а не «по природе») Демокрит обосновывал некоторыми языковыми особенностями, а именно: наличием таких явлений, как одноименность (т.е. омонимия), многоименность (полисемия), возможность переименования вещей, например, Аристокла в Платона, Тиртама в Феофраста, и отсутствие соответствия в словообразовании, например, возможность образования глагола мыслить от существительного мысль и невозможность образования аналогичного глагола «справедливить» от существительного справедливость.

Ту же причину возникновения языка видит и Витрувий, хотя описываемая им ситуация несколько отличается от предыдущей. Вот что говорит Витрувий в одной из своих книг по архитектуре: «Первобытные люди, подобно животным, рождались в лесах, пещерах и рощах и проводили свою жизнь, питаясь полевой пищей. Тем временем в некоем месте часто растущие деревья, шатаемые бурями и ветром и трясь друг о друга ветвями, вспыхнули огнем, и находившиеся в окрестностях люди, перепуганные сильным его пламенем, разбежались. Затем, когда все успокоилось, они подошли ближе и, заметив, что тепло от огня очень приятно, стали подбрасывать в огонь дрова и, таким образом поддерживая его, привлекать других и показывать им знаками, какую можно извлечь из этого пользу. В этом сходбище людей, когда каждый по-разному испускал дыханием голоса, они, благодаря ежедневному навыку, установили, как случилось, слова, а затем, обозначая ими наиболее употребительные вещи, ненароком стали, наконец, говорить и таким образом положили начало взаимной речи» .

Аристотель, поддерживая мысль о произвольном возникновении языка, «произвольном установлении имен», которые «имеют значение в силу соглашения», обращает особое внимание на то, что по языку человек выделяется среди всех живых существ.

Лукреций, сравнивая (сближая) язык человека с «языком» животных, обращает внимание на способность людей придумывать названия разным вещам: «Стало быть, коль заставляет различные чувства животных даже при их немоте испускать разнородные звуки Сколь же естественней то, что могли первобытные люди Каждую вещь означать при помощи звуков различных!» .

В концепции Ж.-Ж. Руссо представление о возникновении языка было несколько иным. Он строил свою теорию исходя из деления жизни человечества на два периода — природный и цивилизованный. Первоначально (в первый период), по мнению Руссо, предметы и явления, действующие на слух, воспринимаемые слуховыми органами, обозначались звуками, звуковыми сигналами; те же предметы, которые воспринимались зрительно, изображались жестами, их названия передавались при помощи жестов. Позднее (во второй период) те и другие обозначения заменялись звуками-предложениями, поскольку пользование первыми было неудобно.

Теория общественного договора о языке страдает, в основном, теми же недостатками, которые были отмечены выше по отношению к божественной теории, и, по мнению современных ученых, ничего не дает для объяснения происхождения языка. Критики этой теории обращают особое внимание на то, что договариваться о названиях разных вещей, о значениях произносимых слов невозможно без языка. Иными словами, «для того, чтобы „договориться“ о языке, надо уже иметь язык, на котором „договариваются“» .

§ 264. Из данного выше обзора литературы по вопросу о происхождении языка видно, что наиболее обоснованной и убедительной представляется трудовая теория его происхождения. Положительную роль в разработке трудовой теории сыграли другие известные гипотезы, содержащие отдельные существенно важные моменты. Однако каждая из них в отдельности не в состоянии объяснить возникновение человеческой речи, о чем говорилось при их описании в предшествующем изложении. Общим недостатком этих теорий считается то, что они (или многие из них) пытаются объяснить возникновение языка вне связи с вопросом о происхождении самого человека и образовании человеческого общества, в то время как данные явления неразрывно связаны между собой. Совершенно очевидно, что нет и не может быть языка вне общества, равно как и невозможно существование общества без языка.

Вполне допустима мысль о том, что «язык произошел не исключительно одним каким-либо путем», т. е. что он формировался на основе разных источников; на это обращали внимание многие ученые. Так, например, большинство французских философов второй половины XVIII в. в качестве таких источников называют одновременно подражание звукам природы и инстинктивные выкрики первобытных людей, т. е. признают и звукоподражательную, и междометную теории. При этом некоторыми учеными данные теории рассматриваются как взаимодополняющие, относятся к разным периодам формирования первоначального языка; предполагается, что сначала слова возникли из непроизвольных выкриков, а позже имеющийся их запас пополнялся за счет звукоподражательных элементов. Подобного мнения придерживался немецкий ученый В. Вундт и др.

Ч. Дарвин объясняет возникновение языка по совокупности трех источников: инстинктивных выкриков, звукоподражаний и жестов. При этом основную роль он отводит первым двум, а последнему, т. е. жестам, — дополнительную, считая, что они играли в возникновении речи вспомогательную роль.

Сторонники трудовой теории происхождения языка также допускают использование разных источников для образования первоначальных языковых знаков, на что уже обращалось внимание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой