Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Новообразования в поэтическом тексте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако при всём многообразии подходов к словотворчеству отчётливо ощущается необходимость комплексного изучения этого явления в системе идиолекта на фоне общих закономерностей развития поэтического языка современности. Кроме того, исследование словотворческих фактов современной поэтической речи представляется важным для изучения языка современной русской поэзии, а также для выяснения вопроса… Читать ещё >

Введение. Новообразования в поэтическом тексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема поэтического словотворчества привлекает внимание исследователей сравнительно с недавнего времени, хотя она и является частью общей проблемы поэтического языка как функциональной подсистемы — проблемы, разрабатываемой лингвистами уже в течение нескольких десятилетий. К исследованию словотворчества поэтов в разное время обращались многие лингвисты: О. И. Александрова, М. А. Бакина, В. Н. Виноградова, Г. О. Винокур, В. П. Григорьев, А. Д. Григорьева, И. А. Гулова, И. А. Загрузная, А. Г. Оганесян, Н. Н. Перцова, М. А. Петриченко, Э. И. Ханпира, В. Н. Хохлачёва, Н. М. Шанский, И. Е. Шахова и др.

Исследователи проблемы поэтического словотворчества обращают свой взгляд на различные её аспекты: языковой статус индивидуальных новообразований, способы словотворчества, продуктивность и функции авторских новообразований в художественных текстах разных родов и жанров литературы, в том числе и в поэтических произведениях, и в идиолектах отдельных художников слова, место словотворческих фактов среди других типов новых слов общего языка, взаимоотношения между узуальными и неузуальными новообразованиями, возможности пополнения новообразованными словами лексической системы языка и др.

Однако при всём многообразии подходов к словотворчеству отчётливо ощущается необходимость комплексного изучения этого явления в системе идиолекта на фоне общих закономерностей развития поэтического языка современности. Кроме того, исследование словотворческих фактов современной поэтической речи представляется важным для изучения языка современной русской поэзии, а также для выяснения вопроса о том, каким образом через систему индивидуальных новообразований проявляется мироощущение поэта.

Цель данной курсовой работы заключается в анализе индивидуально — авторских новообразований Евгения Евтушенко. Достижение данной цели предполагает собой решение следующих задач:

описание основных функций новообразований в поэзии Евгения Евтушенко;

классификация новых слов по способам словообразования с учётом их принадлежности к различным частям речи;

описание словообразовательных типов новообразований, определение степени их продуктивности по отношению к общему языку;

выявление наличия либо отсутствия отклонений от словообразовательных норм русского языка.

Принципы и методы исследования обусловлены его целями и задачами. Поэтические неологизмы рассматриваются в нескольких аспектах, важнейшими из которых являются структурно-семантический, лингвопоэтический и аксиологический.

Структурно-семантический аспект исследования предполагает описание способов индивидуального словообразования, выявление продуктивности различных типов новообразованных слов и определение их языкового статуса. Логика описания структурно-семантических особенностей поэтических новообразований в данной работе основана на следующих посылках. Любое новое слово (и словотворческий факт в том числе) с самого момента своего появления уже обладает общекатегориальным грамматическим значением и принадлежит к той или иной части речи. Именно поэтому любое описание языка (в том числе поэтического) удобнее всего строить, исходя из классификации по частям речи. Характер словотворчества Е. Евтушенко исследуется на основе сопоставления созданных им новообразований с узуальными языковыми средствами, поскольку, находясь на периферии словообразовательной системы, ядро которой составляют слова литературного языка, индивидуально-авторские образования этого художника слова, созданные, как правило, в соответствии с законами данного языка, являются «проявителями» тенденций её развития, показателем креативных возможностей языка. Поэтические неологизмы, как конечный продукт процесса словотворчества, рассматриваются в работе в рамках таких комплексных единиц синхронного словообразования, как словообразовательная категория и словообразовательный тип.

Лингвопоэтический аспект исследования предполагает рассмотрение словотворческих фактов с точки зрения их функциональной значимости в структуре поэтического текста.

Необходимость рассмотрения новообразований в аксиологическом аспекте обусловлена, прежде всего, тем, что, как всякий реальный факт языка, созданные поэтом новые выразительные средства должны получать обоснованные лингвистические и лингвоэстетические оценки, а возможно, и коррективы. Как известно, словотворчество раскрывает широкие перспективы для выражения субъективного отношения художника слова к миру, к изображаемым поэтом предметам, явлениям и событиям. Иначе говоря, именно словотворчество аккумулирует в себе способность ценностно отображать действительность. Оценка конкретных новообразований с позиций аксиологии позволяет сделать определённые выводы о творческой манере поэта, его поисках в области создания новых выразительных средств, о месте и роли художника слова в развитии поэтического языка и современной словообразовательной системы. Аксиологический аспект работы позволяет, таким образом, провести исследование новообразований с точки зрения целей их создания, степени достижения этих целей, обоснованности появления словотворческих фактов в тексте произведений. Всё это способствует решению вопросов о жизненности новообразованных выразительных средств и возможности обогащения ими языковой системы.

Задачи исследования обусловили использование описательного метода, заключающего в себе приёмы лингвистического наблюдения с элементами анализа теоретических работ по данной проблеме, статистического и сопоставительного методов. Новообразования рассматривались в ходе семантико-деривационного и функционально-стилистического анализов. В работе использовались также приёмы контекстуального анализа, реконструкции конкретного словообразовательного акта, количественной оценки фактов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой