Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологические основы групповой мотивации персонала российских авиапредприятий в условиях становления рыночных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ выполненных научных исследований свидетельствует, во-первых, о недостаточном количестве работ отраслевой направленности по данной проблеме, относящихся к периоду функционирования авиапредприятий в условиях рыночной экономикиво-вторых, о рассмотрении преимущественно только отдельных аспектов мотивации персонала (прежде всего проблем материального группового стимулирования). Это говорит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы трудовой мотивации персонала авиапредприятий
    • 1. 1. Исторические предпосылки формирования теорий мотивации
    • 1. 2. Критический анализ современных теорий мотивации
    • 1. 3. Человеческие ресурсы авиапредприятия
    • 1. 4. Социально-психологическая характеристика трудового коллектива и личности
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Разработка методологических основ системы мотивации персонала в рамках единой концепции кадровой политики авиапредприятия
    • 2. 1. Методы и организация исследования
    • 2. 2. Особенности формирования кадровой политики авиапредприятия
    • 2. 3. Сущность и структура трудовой мотивации персонала
    • 2. 4. Механизм и принципы создания мотивационного поля авиапредприятия
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Разработка методической основы мотивационного поля авиапредприятия
    • 3. 1. Ситуационный анализ внешней и внутренней среды мотивационного поля авиапредприятия
    • 3. 2. Методические рекомендации по созданию индивидуального и группового мотивационных профилей
    • 3. 3. Методические рекомендации по организации фиксированной оплаты труда руководителей и специалистов авиапредприятия
    • 3. 4. Методические рекомендации по организации системы группового и индивидуального премирования персонала авиапредприятия
  • Выводы по главе 3

Методологические основы групповой мотивации персонала российских авиапредприятий в условиях становления рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Функционирование российских предприятий воздушного транспорта в условиях жесткой конкуренции, государственного регулирования авиатранспортной деятельности, политической нестабильности и финансово-экономического кризиса сопровождается возникновением сложных проблем организационного, социально-экономического и финансового характера. С целью выхода отрасли воздушного транспорта и ее основных производственных субъектов из кризисного состояния ФАС России разработала и утвердила в 1998 г. «Концепцию реструктуризации и реформирования гражданской авиации РФ», предусматривающую, в частности, усиление государственного контроля за производственной деятельностью авиапредприятий и рационализацию структуры отрасли.

На современном этапе конкурентное преимущество имеют те производственные субъекты, которые способны адаптироваться к сложным рыночным условиям хозяйствования, четко представляют себе перспективы своего дальнейшего развития и организуют производственную деятельность в соответствии с выбранными стратегическими направлениями. Один из подходов к решению сложившихся проблем состоит в поиске резервов повышения эффективности производства авиапредприятий, в т. ч. рациональном использовании человеческих ресурсов.

Анализ теории и практики управления за рубежом во второй половине XX века свидетельствует о повышении роли человека на предприятии. Если ранее он рассматривался преимущественно как ресурс, подчиненный непосредственно производственному процессу, то в настоящее время в человеке склонны видеть основной фактор производства, его активную движущую силу. В российском обществе о роли человеческого фактора заговорили в конце 80-х годов, в момент перестройки всей системы общественных отношений, но в действительности провозглашенный принцип «всестороннего учета и повышения роли человеческого фактора» носил, как правило, лишь регламентирующий характер. Современное положение в сфере управления человеческими ресурсами на российских предприятиях можно охарактеризовать как кризис труда, являющийся отражением реальных социально-экономических процессов, происходящих в обществе.

Проблемы человеческого фактора в гражданской авиации исследуются по двум взаимосвязанным направлениям: обеспечение безопасности полетов и повышение социальной и экономической эффективности использования персонала. Воздушный транспорттехнически сложная и капиталоемкая отрасль, специфика производства определяет высокий уровень ответственности к безопасности полетов, регулируемый и контролируемый государственными органами власти, поэтому проблема «человеческого фактора» в обеспечении безопасности полетов очень актуальна, по ней издано достаточно много научных работ.

Второе направление исследования человеческого фактора в гражданской авиации является актуальным с точки зрения поисков резервов повышения эффективности производства. В условиях тяжелого финансового кризиса (по данным ФАС России, всего лишь 1/3 авиапредприятий находятся в относительно устойчивом финансовом положении1) руководство большинства авиапредприятий ощущает необходимость перемен в системе управления персоналом. Основным направлением кадровой деятельности является рационализация кадровой работы, заключающаяся в разработке мероприятий по снижению суммарных издержек на рабочую силу (пересматриваются организационные и штатные структуры, обосновываются с экономической точки зрения используемые схемы фиксированной оплаты труда, системы.

1 Авиационный рынок. № 15 (74), 1−15 августа, 1998. — С.4. премиальных и социальных выплат, проводятся сокращение штатов и Т.д.).

Сформированный кадровый состав авиапредприятия обладает значительными потенциальными возможностями, которые необходимо уметь оценить и оптимально использовать. Основным средством эффективного использования кадрового потенциала является мотивация трудового поведения персонала, выполняющая функцию регулирования баланса интересов персонала и руководства предприятия.

До начала перестройки системы общественных отношений в России функцию регулирования мотивационных процедур на предприятиях выполняло государство, которое в директивном порядке определяло механизм и границы стимулирования работников. Переход к рыночной экономике означает ограничение жесткого контроля государства в сфере организации и оплаты труда во внебюджетных организациях регламентированием минимальных трудовых гарантий. Но, как показывает практика, руководство большинства авиапредприятий, несмотря на возможность принятия самостоятельных управленческих решений по данному вопросу, сталкиваясь с отсутствием необходимой методологической базы, использует неэффективные подходы к стимулированию персонала.

Первые научные исследования по проблемам мотивации связаны с результатами деятельности научной школы «человеческих отношений». Созданию первой теории мотивации А. Маслоу (1943 г.) предшествовали научные разработки ученых-политэкономов (А.Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и т. д.), психологов (З.Фрейд, К. Левин, П. Юнг, И. Павлов и т. д.) [68, 127, 146, 153], практиков-управленцев (Ф.Тейлор и др.) [78, 143]. Заслугой этих ученых является разработка ими различных моделей человека -" экономического", «потребляющего», «рационального», «общественного», «психологического». А. Маслоу в своей теории представил обобщенную модель-классификацию потребностей, в которой отразил одновременно экономическую, социальную и психологическую природу человека [28, 66, 78, 91, 94]. Вслед за А. Маслоу данную проблему изучали К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг, предложившие новые классификации потребностейВ. Врум, С. Адамс, Л. Портер и Э. Лоулер, рассматривающие мотивацию как процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных элементов [28, 78, 91, 94].

Из отечественных психологов следует отметить Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, сформулировавших параллельную теорию мотивации [135]- В. М. Теплова, разработавшего концепцию уровней мотивации и Е. И. Головаха, А. А. Кроник, А. Г. Вельша, продолживших разработку уровневых теорий мотивации [85]. Процесс мотивации изучался также с точки зрения ее эффективности (оценки зависимости между силой мотивации и результатами деятельности) американскими учеными Р. М. Йерксом и Дж.Д.Додсоном [140], исследование которых в дальнейшем было дополнено отечественным психологом А. А. Леонтьевым [73]. Данными учеными был предложен обобщенный подход к мотивации без конкретной привязки к определенному виду деятельности.

Между тем изучение мотивации применительно к трудовой деятельности имеет свою специфику, обусловленную особенностями предмета исследования. Характер современных разработок данной проблемы определяется ее многоаспектностью, поэтому исследованием проблемы трудовой мотивации занимаются ученые различных направлений: экономического, социологического, психологического.

Ученые-социологи акцентируют свое внимание на социально-экономических процессах и представляют человека как субъекта трудовой деятельности, функционирующего в определенном социуме. Среди социологических работ следует отметить исследования Здравомыслова А. Г. [34] и Ядова В. А., занимающихся проблемой изучения удовлетворенности трудомЦветковой Г. А., анализирующей состояние и трансформацию мотивации трудовой деятельности в условиях перехода к рынку [141]- Подсосовой И. А., рассматривающей мотивацию как фактор управления социально-экономическими процессами [97].

Ученых-психологов в изучении проблемы трудовой мотивации интересуют вопросы механизма и психологической структуры мотивации. Среди психологических разработок по данной проблеме следует отметить научные исследования Вилюнаса В. К. [17], Кокуриной И. Г., рассматривающей структуру мотивации трудовой деятельности [52, 53].

Ученые-экономисты изучают проблему трудовой мотивации, рассматривая ее как главный фактор повышения трудовой отдачи персонала, влияющий на функционирование и развитие предприятия. Среди экономических научных разработок можно выделить работы общеметодологического характера (Поварич И.П., Корягина Е.В.) [56, 96]- исследования мотивационных механизмов управления трудом (Мухамбетов Т.И., Копии Е. Г., Афонин А. С., Соколова В. И., Давыдов С.А.) [5, 24, 54, 85, 118]. Ряд авторов исследуют проблему оплаты труда работников в рыночных условиях (Пахомова Е.И., Кошкин Б. Н., Волгин Н. А., Станцикас Э. П. и т. д.) [7, И, 19, 60, 95, 123]. Некоторые исследователи рассматривают возможность использования экономико-математического моделирования в организации оплаты труда (Бабина С.И., Поварич И. П., Кавицкий С. И., Давыдов С.А.) [24,43, 75, 96].

Из работ отраслевой направленности следует отметить разработку Курило В. М. основных принципов совершенствования хозяйственного механизма (в т.ч. стимулирования труда) в гражданской авиации (ГА) [64, 65]- исследования Косиченко Е. Ф., Бродецкого JI.H. по проблемам организации и внедрения внутреннего хозрасчета в авиапредприятиях (в т.ч. оплаты труда в подрядном коллективе)[57, 100]- Борисевича В. И. по проблемам определения методов усиления стимулирующей роли премий [10, 100]- Жучкова Ю. Г. по проблеме оценки трудового вклада коллективов структурных подразделений в конечные результаты предприятия [100]- Парфенова Д. Н. и Жуковой И. Ю., изучающих негативные социальные последствия чрезмерной централизации оплаты труда, в т. ч. действовавшей тарифной системы [100]- Руденко С. Я., разрабатывающей проблему формирования и использования фондов поощрения авиапредприятия [110]- Билана И. А., рассматривающего совершенствование оплаты труда работников ГА в переходный период к рыночной экономике [9].

Анализ выполненных научных исследований свидетельствует, во-первых, о недостаточном количестве работ отраслевой направленности по данной проблеме, относящихся к периоду функционирования авиапредприятий в условиях рыночной экономикиво-вторых, о рассмотрении преимущественно только отдельных аспектов мотивации персонала (прежде всего проблем материального группового стимулирования). Это говорит об отсутствии единого комплексного методологического подхода к исследованию данной проблемы. Таким образом, актуальность проведения данного исследования определяется недостаточностью проработки проблемы и существующим противоречием между насущной необходимостью разработки политики мотивации персонала руководством современных авиапредприятий для работы в сложных рыночных условиях и отсутствием методологической базы для решения подобной задачи.

Цель диссертационной работы состоит в разработке методологической основы трудовой мотивации персонала российских авиапредприятий в условиях становления рыночных отношений.

Поставленная цель потребовала решения следующих основных задач:

1. Критический анализ теоретических подходов к исследованию трудовой мотивации персонала.

2. Анализ особенностей человеческого ресурса предприятий и социально-психологических характеристик его основных элементов (трудового коллектива и личности).

3. Разработка методологической основы создания системы мотивации персонала на авиапредприятии в рамках единой концепции кадровой политики.

4. Разработка методических рекомендаций по организации отдельных элементов трудовой мотивации персонала авиапредприятий.

Объектом исследования является персонал в системе управления российских авиапредприятий в условиях становления рыночных отношений.

Предметом исследования является трудовая мотивация персонала российских авиапредприятий.

Методологической и теоретической основой исследования являются общеметодологические принципы исследования и труды ведущих ученых, занимающихся разработкой данной проблемы.

Методической основой исследования являются методы системного анализа, экспертных оценок, опроса (интервью и анкетирование), анализа документации, теоретического моделирования, психологического тестирования, математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:

1. Вводится понятие «мотивационного поля» как социально-экономической среды трудовой деятельности, побуждающей персонал к достижению личных, групповых и организационных целей, и разработана концепция его создания.

2. Разработана методика построения индивидуального мотивационного профиля, позволяющего определить приоритетность трудовых мотивов личности и оценить субъективный мотивационный потенциал работы.

3. Предлагается и обосновывается создание двухфакторной матрицы фиксированной оплаты труда руководителей и специалистов авиапредприятий с конкретными рекомендациями по формированию ее структурных элементов.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы руководством и кадровой службой авиапредприятия при разработке схем фиксированной оплаты труда и организации системы индивидуального и группового премирования персонала.

Апробация основных результатов исследования, подтвержденная соответствующими актами, прошла в аэропортах Российской Федерации «Южно-Сахалинск» и «Иркутск». Основные положения и научные результаты диссертации докладывались и обсуждались на международной научно-технической конференции в МГТУ ГА: «Современные научно-технические проблемы гражданской авиации» (1996 г.).

Результаты диссертационной работы используются в Московском государственном техническом университете гражданской авиации при проведении учебных занятий по дисциплинам «Управление персоналом», «Исследование систем управления» для студентов специальности 06.11 «Менеджмент», а также в учебном процессе в Центре переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта РФ МГТУ ГА.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ, отражающих содержание исследования и полученные результаты, общим объемом 8,2 печатных листа.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 174 страницы и включает 27 рисунков, 22 таблицы, отражающих основное содержание исследования, необходимые выводы и методические рекомендации.

Выводы по главе 3:

1. На разработку стратегии и тактики создания мотивационного поля оказывает влияние анализ ключевых позитивных и негативных факторов внешней и внутренней среды, который можно осуществить с помощью SWOT-анализа и анализа документации.

2. Анализ мотивационной структуры руководителей и специалистов кадровых служб авиапредприятий позволяет сделать вывод о том, что их личностные мотивационные профили характеризуются сильно выраженным проявлением материальных мотивов, что определяет актуальность средств материального воздействия.

3. Представляется целесообразным на авиапредприятиях использовать тарифную систему как форму организации постоянной части и бестарифную систему как форму организации переменной части оплаты труда. Такой подход позволяет увязать принципы воспроизводства рабочей силы и гибкости системы мотивации.

4. Построение матрицы фиксированной оплаты труда основано на применении тарифной системы. В исследовании обосновывается целесообразность внедрения двухфакторной матрицы фиксированной оплаты труда руководителей и специалистов АУЛ. При необходимости она может быть совмещена с тарифной сеткой производственного персонала и представлять собой единую систему оплаты труда персонала авиапредприятия.

5. Разработка матрицы фиксированной оплаты труда подразумевает проработку и обоснование таких элементов тарифной сетки, как количество категорий и разрядов, размер минимального тарифного коэффициента, размер нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду и от категории к категории, диапазон тарифной сетки.

6. Гибкая система оплаты труда должна быть увязана с конечными результатами деятельности авиапредприятия, первичных трудовых коллективов и отдельных исполнителей. Экономически обоснованным источником премирования является доля чистой прибыли авиапредприятия.

7. Организация премирования должна быть основана на оценке суммарного вклада трудовых коллективов и работников в конечные результаты деятельности предприятия, определяемого как произведение индексов реального и потенциального вкладов.

Заключение

.

В результате проведенного научного исследования по проблеме трудовой мотивации персонала российских авиапредприятий решен ряд теоретических и практических задач:

1. На основе анализа характеристик объекта и предмета исследования разработана концептуальная основа создания системы мотивации персонала в рамках целостной структуры кадровой политики авиапредприятия. Этому способствовала разработка теоретической модели трудового поведения персонала как предмета мотивационного воздействия, на которое оказывают влияние два основных фактора: трудовой потенциал персонала (трудового коллектива и личности) и трудовая ситуация, являющаяся отражением организационного механизма, реализуемого через ряд управленческих функций.

2. Для характеристики социально-экономической среды трудовой деятельности, побуждающей персонал к достижению личных, групповых и организационных целей, введено понятие «мотивационного поля» и разработана концепция его создания как структуры, включающей в себя различные виды мотивационного воздействия и их сочетания.

3. Разработаны конкретные методические рекомендации по формированию отдельных элементов мотивационного поля:

• проведения ситуационного анализа внешней и внутренней среды системы мотивации авиапредприятия с применением методов анализа документации и экспертных оценок, основанных на схеме SWOT-анализа;

• построения индивидуального и группового мотивационных профилей, позволяющих определить приоритетность мотивов труда личности и группы и оценить субъективный мотивационный потенциал работы;

• создания двухфакторной матрицы фиксированной оплаты труда руководителей и специалистов авиапредприятия с конкретными предложениями по формированию ее структурных элементов (количество категорий и разрядов, определение величины минимального тарифного коэффициента, размера нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду и от категории к категории, диапазон тарифной сетки);

• создания системы индивидуального и группового премирования персонала авиапредприятия с характеристикой ее основных элементов: источник выплаты премийсостав (круг) премируемыхпоказатели премированияразмеры премий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. C.JI. Менеджмент персонала. М.: ЭКМОС, 1998. — 304 с.
  2. .В. Стратегический менеджмент. М.: Изд-во МГТУ ГА, 1997.-92 с.
  3. .В., Никифорова JI.X. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом». М.: МГТУ ГА, 1997. — 16 с.
  4. .В., Никифорова J1.X. Мотивация персонала на воздушном транспорте. М.: Изд-во МГТУ ГА, 1997.
  5. А.С. Трудовое поведение и его социально-экономические законы: Автореф. дис. докт. экон. наук. С.-Пб, 1991. — 33 с.
  6. Л.П. Организация и регулирование заработной платы в условиях рыночной экономики. Иркутск: ИГЭА, 1996. — 63 с.
  7. И.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1994. — 198 с.
  8. Бизнес и менеджер. М.: Азимут-центр, 1992. — 448 с.
  9. И.А. Совершенствование оплаты труда работников гражданской авиации в переходный период к рыночной экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 1993. 18 с.
  10. В.И. Организация и стимулирование труда в авиапредприятиях. — Минск: Навука i тэхшка, 1991. 335 с.
  11. И.Бочаров М. А. Оплата труда: социально-экономический и правовой аспекты. Краснодар, 1997. — 236 с.
  12. В.А. Управление производством в гражданской авиации. Основы авиационного менеджмента. С.-Пб, 1993. — 136 с.
  13. У. Менеджмент в организации. М.:ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
  14. .С. Стимулирование трудового потенциала и трудового вклада работников управления. Томск: Изд-во Томского университета, 1991. — 160 с.
  15. И. Аномалии российского рынка труда. //Мировая экономика и международные отношения. — 1998. № 2. — С.91−100.
  16. В.А. Организация оплаты труда в странах с рыночной экономикой. Самара: Самарская государственная экономическая академия, 1996. — 95 с.
  17. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. — 288 с.
  18. Воздушный Кодекс РФ. М., 1998.
  19. Н.А., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. -М., 1994.-262 с.
  20. Л.А. Положение наемных работников России 90-х годов. М., 1997.-99 с.
  21. М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: «Дело ЛТД», 1993. — 208 с.
  22. Дж.К., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. -М.: Экономика, 1991. 319 с.
  23. С. Система организации и поощрения труда (опыт методич. разработки)//Экономист. 1996. — № 3.
  24. С. А. Измерение уровня материальных притязаний работополучателя при найме: Автореф. дис. канд. экон. наук. С-Пб., 1995.- 18 с.
  25. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979.-224 с.
  26. Доходы, уровень жизни//Экономист. 1996. — № 5.
  27. В.П. Мотивация труда в менеджменте. Кострома: Изд-во КГТУ, 1996. — 80 с.
  28. А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 1997.-607 с.
  29. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Под ред. В. Н. Панферова. — Псков.: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
  30. Л.А. Экономика труда. 4.2. Оплата труда. Омск: ОмГУ, 1996.- 133 с.
  31. М.В. Проблема удовлетворения от работы в исследованиях зарубежных психологов//Новые исследования в психологии. -М.:Педагогика, 1980. 112 с.
  32. A.M. Организационное поведение. М.: ИВАКО, 1998. — 96 с.
  33. Зб.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.:Экономика, 1990. -334 с.
  34. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. -М.: МГУ, 1992.-93 с.
  35. Ф.Н. Методологические и методические проблемы изучения удовлетворенности трудом: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1985.-22 с.
  36. Информация о деятельности воздушного транспорта за I кв. 1997 года. М.: ФАС России, 1997. — 47 с.
  37. Информация о деятельности воздушного транспорта за I полугодие 1997 года. М.: ФАС России, 1997. — 54 с.
  38. В.Г. Многомерные статистические методы. Новосибирск, 1994.-52 с.
  39. С.Б. Психология потребностей. — Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 1996. — 79 с.
  40. С.И. Выбор эффективных направлений мотивации работников с использованием экономико-математического моделирования: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 1991. 18 с.
  41. Е. Мотивация на рынке труда//Вопросы экономики. 1997. -№ 2.
  42. Квалификационный справочник должностей служащих, занятых в гражданской авиации. -М., 1977. 136 с.
  43. С. Современные подходы к классификации рабочей силы//Российский экономический журнал. 1995. — № 11.
  44. А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984.-248 с.
  45. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.-284 с.
  46. Ко деке законов о труде Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 1997. -131с.
  47. А.Д. Совершенствование планирования производительности труда и заработной платы в авиапредприятиях. -Л., 1983.-60 с.
  48. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.-504 с.
  49. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. — 56 с.
  50. И.Г. Социально-психологические аспекты мотивации трудовой деятельности. Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1985. 14 с.
  51. Е.Г. Методы воздействия на мотивацию труда с целью повышения трудовой активности рабочих: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1991.-21 с.
  52. К.Ю. Регулирование заработной платы на предприятиях в условиях рыночных отношений и реструктуризации. М., 1998.
  53. Е.В. Трудовая мотивация в западном менеджменте: анализ и организация: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1994. — 16 с.
  54. Е.Ф. Совершенствование управления транспортом в условиях экономической реформы: На примере гражданской авиации. -М.: Транспорт, 1996. 198 с.
  55. П.И. Экономические реформы и изменения в механизме регулирования оплаты труда. Иваново, 1997.
  56. М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1981. — 408 с.
  57. .Н. Управление оплатой труда специалистов в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1991.-22 с.
  58. А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А.Гастев. С.-Пб:РХГИ, 1998.
  59. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: ИНФРА-М, 1997.-368 с.
  60. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  61. В.М. Перестройка системы управления в гражданской авиации. -Л., 1990.-55 с.
  62. В.М. Совершенствование организации заработной платы в гражданской авиации. Рига, 1990. — 92 с.
  63. Курс практической психологии. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. -704 с.
  64. .П., Митряшина И. В. Бывает ли зарплата незаработанной. -Новосибирск: Наука, 1991. 156 с.
  65. И.Д. Практический менеджмент. М., 1995. — 491 с.
  66. Н.В., Никифорова Л. Х. Особенности формирования корпоративной культуры на авиапредприятиях. //Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные научно-технические проблемы гражданской авиации», М., 1996. С. 223.
  67. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М.: МГУ, 1994.-62 с.
  68. А.В., Жиделева В. В. Организация оплаты труда за рубежом. -Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1994. 56 с.
  69. О.А. Основы стимулирования труда. Пенза: Изд-во пенз. гос. техн. ун-та, 1996. — 46 с.
  70. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  71. Лучшие психологические тесты/Пер. с англ. Е. А. Дружининой. -Харьков, 1994.-320 с.
  72. Ю.П., Кавицкий С. И. Организация труда и стимулирование работников предприятия. М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1991. — 60 с.
  73. К. Зарплата, цена и прибыль. М.: Политиздат, 1983. — 63 с.
  74. Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах. М.: Наука, 1992. — 80 с.
  75. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  76. Методы и приемы деятельности менеджера и бизнесменов: Институт праксеологии. Библиотечка деятельного человека., 1993.- 399 с.
  77. Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.
  78. Мониторинг «Доходы и уровень жизни населения» 1 квартал 1998. -М., 1998.-73 с.
  79. JI.JI. Труд и заработная плата. М., С-Пб, 1997. — 382 с.
  80. Мотивация деятельности /Г.П.Гагаринская, И. А. Баткаева, А. В. Можайский, Н. В. Сухова. Самара, 1997. — 112 с.
  81. Т.И. Мотивационные механизмы управления трудом. -Алма-Ата: Гылым, 1991. 128 с.
  82. А. Зарплата: отраслевой профиль/УЧеловек и труд. 1997. -№ 9.-С.50−51.
  83. Л.Х. Исследование систем управления. М.: МГТУ ГА, 1998.-80 с.
  84. Л.Х. Описание структуры личного дохода персонала предприятия.//Научный вестник МГТУ ГА. М.: МГУ ГА, 1998.
  85. Л.Х. Проблемы индивидуальной и групповой мотивации на предприятиях воздушного транспорта. //Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современныенаучно-технические проблемы гражданской авиации». М., 1996. -С.222.
  86. JI.X. Сравнительный анализ тарифной и бестарифной систем организации оплаты труда персонала гражданской авиации//Научный вестник МГТУ ГА. М.:МГТУ ГА, 1998. 91.0дегов Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. — М.:
  87. Финстатинформ, 1997. 878 с. 92. Оптимизация технических систем транспорта (на примере гражданской авиации)/А.В.Дабагян, Е. Г. Пинаев, А. Е. Голоскоков, Е. Ф. Косиченко. -М.:Транспорт, 1990. — 285 с.
  88. Основы социально-психологической теории. /Под общ. ред.
  89. A.А.Бодалева, А. Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-421 с.
  90. Основы управления персоналом/Б.М.Генкин, Г. А. Кононова,
  91. B.И.Кочетков и др.- Под ред. Б. М. Генкина. М.: Высшая школа, 1996. — 383 с.
  92. Е.И. Материальная заинтересованность работников и проблема преодоления отчуждения труда: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1993.- 18 с.
  93. И.П. Проблема системности в стимулировании труда: вопросы теории, методологии и практики: Автореф. дис. докт. экон. наук. -Томск, 1991.
  94. И.А. Мотивация как фактор управления социально-экономическими процессами: Автореф. дис. канд. экон. наук. JL, 1991.-15 с.
  95. Т.М. Стимулирующая роль систем оплаты труда в ускорении социально-экономического развития трудовых коллективов. Метод, разработка. 4.1, 4.2. М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1988.- 154 с.
  96. Е., Мейксин М. С. Заработная плата в современных условиях. -М., 1998.
  97. Проблемы экономики и социологии труда работников гражданскойавиации с учетом применяемых на авиапредприятиях форм хозяйствования: Сб. науч. трудов. Вып.295. -М., 1990.
  98. Производительность труда «белых воротничков». М.: Прогресс, 1989.-248 с.
  99. Психологические тесты (для деловых людей). Составитель: к.п.н. Н. А. Литвинцева. М.: А/О «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 1994. — 317 с.
  100. Р.Г. Управление коллективом гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1994. — 112 с.
  101. С.А., Кораблева Е. А. Организация и стимулирование труда в производственных бригадах эксплуатационных авиапредприятий. М.: Транспорт, 1987. — 208 с.
  102. Рекомендации по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятия. М.:Институт труда, 1997.-77 с.
  103. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
  104. В.А. Психология управления. М.: Журнал „Управление персоналом“, 1996/97. — 176 с.
  105. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1997.
  106. А.И. Экономика и социология труда. М.: Изд-во „МИК“, 1996.- 128 с.
  107. С.Я. Формирование и использование фондов поощрения авиапредприятий. Рига, 1991.
  108. А.А., Сакада Н. А. Стимулирование и мотивация труда на промышленных предприятиях. Киев: Наукова Думка, 1988. — 223 с.
  109. П.А. Экономика. Вводный курс. Т.1. М.:"Алфавит», 1993.-430 с.
  110. А.А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. С.-Пб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1997. — 207 с.
  111. JI.И. Повышение эффективности гражданской авиации. -М.: Транспорт, 1990. 200 с.
  112. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: Инфра-М, 1996.-336 с.
  113. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  114. И.В. Человек-источник заинтересованного труда. М.: Знание, 1992. — 48 с.
  115. Соколова В.И.Организационно-экономические основы механизма мотивации результативности труда в подразделениях промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. экон. наук. С.-Пб, 1993. — 18 с.
  116. Т.О. Управление мотивацией персонала. М.: Изд-во РЭА, 1995.- 112 с.
  117. Социально-психологическая технология. Экспрессная диагностика актуальных проблем предприятия (организации) и разработка путей их решения в диалоговом режиме. М., 1991. — 19 с.
  118. Социальные факторы экономических преобразований в России/УКадры. 1998. — № 7. — С. 1−6.
  119. В.А. Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия. С.- Пб: Изд-во СПбУЭФ, 1995. — 159 с.
  120. Э.П. Совершенствование организации оплаты труда в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. докт. экон. наук. Л, 1990.-46 с.
  121. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995. — 240 с.
  122. Статистика гражданской авиации мира, 1994. 182 с.
  123. Статистический сборник ИКАО № 426 «Самолетный парк -персонал», 1994.
  124. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.:Феникс, 1996. -736 с.
  125. П.С. Управление без тайн. Симферополь: «Таврида», 1993.-480 с.
  126. Тарификатор работ по основным службам эксплуатационного предприятия гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1983. -75 с.
  127. Н.Е., Федосенко JI.B. Рынок:интенсивность и мотивация труда. М.: Луч, 1994. — 45 с.
  128. Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998. -224 с.
  129. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.-336 с.
  130. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 351 с
  131. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики/Под научной ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 480 с.
  132. Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996. — 207 с.
  133. Л.В. Психологические закономерности стимулирования высокопроизводительного труда. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1997. -64 с.
  134. А. Моделирование гибкой системы материального стимулирования//Человек и труд. 1996. — № 4.
  135. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987 — 590 с.
  136. Формирование и использование фонда потребления для стимулирования труда работников хозрасчетных подразделений гражданской авиации в условиях рыночной экономики. Рига, 1990. -29 с.
  137. X. Мотивация и деятельность. Т.2. М.: Педагогика, 1986.-392 с.
  138. Г. А. Состояние и трансформация мотивации трудовой деятельности в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. канд. социол. наук.-М., 1994.-22 с.
  139. В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежных теорий трудовой мотивации. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1985. — 90с.
  140. Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. -М.: Наука, 1993.- 176 с.
  141. В.Н. Совершенствование материального стимулирования работников подразделений эксплуатационных предприятий гражданской авиации. Автореф. дис. на соиск. к.э.н.-М., 1976. 21 с.
  142. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. — 240 с.
  143. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995. — 544 с.
  144. С.В. Управление персоналом современной организации. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996. 300 с.
  145. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. -248 с.
  146. Г. В. Практическая психология менеджмента. К.: Украина, 1994.-399 с.
  147. Экономическое развитие России в 1997 г.//Вопросы экономики. -1998. № 3. — С. 136−147.
  148. Эффективность и мотивация труда: Сб. науч. трудов/Под ред. А. П. Бычкова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. — 181 с.
  149. Эффективный менеджер. Кн. З: Управление персоналом. С.-Пб., 1990.-84 с.
  150. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  151. Gellerman S.W. Motivation in the real world. New York, 1993. — 3041. P
  152. Gillespie A. The management of wage payment systems. London, 1973.- 151 p.
  153. Holden S. Wage bargaining, holdout and inflation. Oslo, 1994. — 35 p.
Заполнить форму текущей работой