Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономический механизм государственного регулирования инвестиционных процессов в электроэнергетике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После окончания переходного периода, расформирования РАО «ЕЭС России» и введения Правил оптового рынка (прекращения регулирования цен электроэнергии) функции и структура Государственной системы обеспечения бездефицитного развития ЕЭС должны измениться. Ввиду отмечавшихся трудностей с привлечением частных инвестиций, основной ее задачей станет обеспечение строительства «подстроечных» новых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ' Анализ опыта инвестирования зарубежной и российской электроэнергетики
    • 1. 1. Опыт инвестирования зарубежной электроэнергетики
  • Структура источников финансирования электроэнергетики
    • 1. 2. Финансирование электроэнергетики России в настоящее время
    • 1. 3. Анализ зарубежного опыта управления инвестиционным процессом и развитием либерализованной электроэнергетики
    • 1. 4. Опыт формирования системы управления развитием генерирующих мощностей в условиях рынка
    • 1. 5. Обобщение подходов к управлению инвестиционными рисками
    • 1. 6. Проблемы инвестирования электроэнергетических объектов в условиях реформирования электроэнергетики России
    • 1. 7. Проблемы развития генерирующих мощностей в условиях рынка
  • Глава 2. Методологические основы формирования экономического механизма государственного регулирования инвестиционных процессов в электроэнергетике
    • 2. 1. Государственное регулирование в электроэнергетике и инвестиционная политика
    • 2. 2. Принципы инвестиционной политики в электроэнергетике России
    • 2. 3. Основные положения схемы обеспечения инвестирования и развития электроэнергетики России
    • 2. 4. Особенности государственной системы обеспечения бездефицитного развития электроэнергетики для переходного периода
    • 2. 5. Особенности государственной системы обеспечения бездефицитного развития электроэнергетики для рыночного периода
    • 2. 6. Разработка методологии и методов мониторинга инвестиционных программ развития электроэнергетики
      • 2. 6. 1. Основные положения методологии
      • 2. 6. 2. Методика мониторинга инвестиционных программ развития электроэнергетики
      • 2. 6. 3. Организация мониторинга инвестиционной программы электроэнергетики России
  • Глава 3. Анализ выполнения инвестиционных программ развития электроэнергетики
  • Российской Федерации в 2002 — 2003 гг. и проекта на 2004 год
    • 3. 1. Выполнение и прогноз выполнения инвестиционных программ электроэнергетики Российской Федерации в 2002 — 2003 годах
      • 3. 1. 1. Анализ выполнения инвестиционной программы электроэнергетики Российской Федерации в 2002 году
        • 3. 1. 1. 1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности РАО «ЕЭС России» за 2002 год
        • 3. 1. 1. 2. Результаты финансово-хозяйственной деятельности федеральных электростанций за 2002 год
        • 3. 1. 1. 3. Результаты финансово-хозяйственной деятельности АО-энерго за 2002 год
        • 3. 1. 1. 4. Результаты финансово-хозяйственной деятельности Концерна «Росэнергоатом» за 2002 год
      • 3. 1. 2. О ходе и прогнозе выполнения инвестиционной программы электроэнергетики Российской Федерации в 2003 году
        • 3. 1. 2. 1. Анализ результатов деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» в 2003 году
        • 3. 1. 2. 2. Анализ результатов деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» в 2003 году
        • 3. 1. 2. 3. Анализ результатов деятельности ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» в 2003 году
        • 3. 1. 2. 4. Анализ результатов деятельности Концерна «Росэнергоатом» в 2003 году
    • 3. 2. Характеристики проекта инвестиционной программы электроэнергетики Российской
  • Федерации на 2004 год
    • 3. 2. 1. Проект инвестиционной программы РАО «ЕЭС России»
    • 3. 2. 2. Проект инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС»
    • 3. 2. 3. Проект инвестиционной программы ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»
    • 3. 2. 4. Проект инвестиционной программы НП «АТС»
    • 3. 2. 5. Проект инвестиционной программы АО-электростанций
    • 3. 2. 6. Проект инвестиционной программы АО-энерго
    • 3. 2. 7. Проект инвестиционной программы Концерна «Росэнергоатом»
    • 3. 2. 8. Проект инвестиционных программ независимых АО-энерго
    • 3. 3. Анализ соответствия проекта инвестиционной программы электроэнергетики на 2004 год Федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика»

Экономический механизм государственного регулирования инвестиционных процессов в электроэнергетике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В диссертационном исследовании рассматриваются вопросы разработки экономического механизма государственного регулирования инвестиционных процессов в электроэнергетике, обеспечивающих надежное энергоснабжение страны на долгосрочный период.

Актуальность темы

В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р отмечается, что износ активной части фондов в электроэнергетике составляет 60−65% процентов. Наличие в энергосистемах изношенного, выработавшего свой ресурс оборудования, доля которого уже превысила 15 процентов всех мощностей, и отсутствие возможности его восстановления связан с технологическими отказами, авариями и, как следствие, снижением надежности электроснабжения.

Для обеспечения прогнозируемых уровней электрои теплопотребления при оптимистическом и благоприятном вариантах развития экономики необходимо развитие генерирующих мощностей на электростанциях России (с учетом замены и модернизации) в 2003;2020 годах, по оценкам, не менее 177 млн. кВт, при умеренном варианте развития экономики ввод в действие генерирующих мощностей составит 121 млн. кВт.

Указанные величины могут быть уменьшены в случае принятия решения о продлении срока службы имеющихся генерирующих мощностей, однако при этом снизится надежность энергоснабжения потребителей и экономичность работы электростанций.

Для обеспечения требуемых вводов энергомощностей необходимо принципиальное изменение действующих экономических механизмов инвестиционной деятельности. Опыт инвестиционной деятельности РАО «ЕЭС России» и ФГУП «Концерн «Росэнергоатом», а также структурное реформирование российской энергетики, проводимое в рамках принятого пакета законов об электроэнергетике, показывает на объективную необходимость принципиального изменения к подходу формирования инвестиционных средств для развития энергетики и энергоснабжения.

Целью диссертационного исследования является разработка экономического механизма государственного регулирования инвестиционных процессов в электроэнергетике, обеспечивающих надежное энергоснабжение страны на долгосрочный период. Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:

— анализ инвестиционных процессов в электроэнергетике России;

— анализ принятой концепции реформирования электроэнергетики с точки зрения обеспечения инвестиционного процесса и энергетической безопасности;

— анализ зарубежного опыта инвестиционной деятельности в электроэнергетике;

— разработка методических подходов к совершенствованию экономических механизмовгосударственного регулирования инвестиционных процессов в электроэнергетике;

— разработка предложений по системе государственного мониторинга инвестиционных программ электроэнергетических компаний.

Объект исследования:

Электроэнергетические компании России независимо от их организационно-правовых форм (РАО «ЕЭС России», ФГУП «Концерн «Росэнергоатом», АО-энерго, АО-электростанций, ФСК, Системный оператор).

За последние годы 10 лет ежегодные инвестиции в электроэнергетику сократились в 4 раза, а вводы мощностей в среднем в 5 раз по сравнению с 80-ми годами.

Предмет исследования — экономический механизм инвестиционных процессов в электроэнергетике.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам инвестиционной и хозяйственной деятельности энергетических предприятий, государственному регулированию инвестиционных процессов в электроэнергетике.

Работа основывалась на законодательной и нормативно-правовой базе Российской Федерации, регламентирующей инвестиционную деятельность энергетических предприятий и пути реформирования российской электроэнергетики.

Научную новизну имеют следующие основные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования и составляющие предмет защиты:

— комплексный анализ инвестиционных процессов в электроэнергетике зарубежных стран и России, включая анализ хода строительства отдельных электростанций и линий электропередачи;

— анализ принятой концепции реформирования электроэнергетики с точки зрения обеспечения инвестиционного процесса и энергетической безопасности;

— разработка методических подходов к совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности в электроэнергетике, включая обоснование создания государственного бюджетного фонда развития энергетики и энергообеспечения;

— разработка предложений по системе государственного мониторинга инвестиционных программ электроэнергетических компаний.

Достоверность результатов работы подтверждается данными Госкомстата РФ, Минэнерго РФ, РАО «ЕЭС России», концерна «Росэнергоатом».

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические подходы и рекомендации по совершенствованию экономических механизмов государственного регулирования инвестиционными процессами в электроэнергетике направлены на повышение эффективности инвестиционной деятельности электроэнергетических компаний и обеспечению гарантированной надежности энергообеспечения страны.

Реализация и апробация результатов работы.

Результаты работы были применены при реализации мониторинга инвестиционных программ энергетических компаний в Минэнерго России и ФЭК России в 2003;2004 гг.

Основные результаты работы докладывались автором на Научно-практической конференции по проблемам взаимодействия электроэнергетических систем государств-членов ЕврАзЭС 24−26 июня 2003 г., на заседании секции экономики топливно-энергетического комплекса Ученого Совета ФГУП «Институт микроэкономики».

По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим объемом 4,8 п.л., в том числе лично автором 4,5 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, содержит 166 страниц машинописного текста, включая 39 таблиц и 11 рисунков.

Заключение

Выполненный анализ зарубежного и российского опыта инвестирования объектов электроэнергетики, управления инвестированием и развитием электроэнергетических систем, возможностей инвестирования и развития электроэнергетики России в соответствии с принятой концепций реформирования электроэнергетики страны, а также предложения по принципам формирования инвестиционной политики и мониторингу инвестиционных программ позволяют в порядке заключения к отчету сформулировать ряд положений.

1. Основными причинами реформирования электроэнергетики в странах Запада являлись отсутствие у регулируемых монополий достаточных стимулов для повышения эффективности производства и трудности (сложность, недостатки) государственного регулирования монополий. В большинстве стран к началу реформирования были высокие цены электроэнергии (4−6 цент/кВтч на оптовом рынке и даже выше) и излишне большие резервы генерирующих мощностей (до 30−40%). Главной целью реформирования ставилось снижение цен электроэнергии, благодаря совершенствованию под влиянием конкуренции процессов эксплуатации и развития ЭЭС, в первую очередь, электростанций.

Процесс реформирования ни в одной из стран еще нельзя считать завершенным. Имеются как положительные примеры, относящиеся, главным образом, к снижению издержек действующих электростанций, так и отрицательные, связанные преимущественно с недостаточными вводами (инвестированием) новых электростанций и образованием дефицита мощностей и электроэнергии.

2. Зарубежный опыт инвестирования электроэнергетики показывает, что развитые страны финансируют ее преимущественно негосударственными средствами. Причем, при так называемой «англо-американской» форме финансирования основная часть инвестиций «приходит» с рынков ценных бумаг, а при «европейско-японской» — из кредитных источников. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой финансируют электроэнергетику, в основном, собственными средствами. Дополнительные инвестиции в электроэнергетику этих стран субсидируются государством и, в основном, через привлечение многосторонних и двусторонних иностранных кредитов. Наиболее «продвинутые» развивающиеся страны Латинской Америки и Восточной Азии (включая Китай), пост-социалистические страны Центральной и Восточной Европы начали активно привлекать для финансирования электроэнергетики дополнительные инвестиции с внутренних и внешних рынков капитала. Доля частных инвестиций в этих заимствованиях быстро увеличивается. Так, по данным международной консалтинговой компании

Cambridge Energy Research Associates общий объем негосударственных инвестиций в отрасль по регионам мира вырос за период 1995;2000 годов с 36,8 до 109,9 млрд. долларов.

Финансирование российской электроэнергетики в последние годы осуществлялось, в основном, за счет ее собственных средств. Значительную часть этих средств оставляла i иль-/:*" &trade————————-— —-— основных фондов в 2002 году. За счет инвестиционной оставляющей в абонентной плате РАО «ЕЭС России» продолжался финансироваться перечень важнейших строек и объектов капитального строительства, утвержденный Федеральной энергетической комиссией. Объем привлеченных средств в финансировании электроэнергетики пока невелик, хотя имеет некоторую тенденцию к увеличению. Значительного увеличения объема привлеченных средств в российскую электроэнергетику следует ожидать лишь с созданием благоприятного инвестиционного климата в стране.

3. Почти во всех странах, реформирующих электроэнергетику, обнаружились трудности с инвестированием развития генерирующих мощностей. Вводятся, главным образом, малозатратные парогазовые и газотурбинные электростанции. Строительство новых гидравлических, атомных, а в ряде стран и угольных электростанций практически прекратилось. Выявилось, в частности, что спотовый рынок не подает достаточных сигналов для развития генерирующих мощностей, а специальная плата за наличие мощностей (существующим производителям) не гарантирует строительство новых электростанций и препятствует появлению на рынке новых производителей электроэнергии.

Наиболее серьезно эти трудности проявились в Калифорнии в 2000;2001 гг. и в Бразилии в 2001 г. В обеих странах для преодоления кризиса потребовалось вмешательство государства. После Калифорнийского кризиса начал широко обсуждаться вопрос, может ли дерегулированный рынок обеспечить оптимальный уровень инвестиций в развитие генерирующих мощностей. В зарубежной литературе появился даже термин re-regulation (восстановление регулирования), как противовес термину deregulation.

4. Реализация системы управления инвестированием и развитием либерализованной электроэнергетики требует рационального сочетания рыночных механизмов и государственного регулирования в процессе инвестиционного обеспечения развития отрасли. Государственное регулирование должно быть «мягким», косвенным, оно снижает инвестиционные риски и частично перекладывает их на государство и потребителей. Одним из важных рыночных способов снижения инвестиционных рисков является их страхование (возмещение за счет страховых фондов).

5. Анализ зарубежного опыта показал, что еще не выработано достаточно цельных и эффективных механизмов управления развитием генерирующих мощностей в условиях рынка. Одна из причин состоит в том, что этой проблеме стали уделять внимание лишь в самые последние годы (до этого считалось, что рынок все сделает сам). Известные предложения или попытки — создание стратегического резерва генерирующих мощностей, специальная плата за мощность, нормирование уровня резервов, организация «подписки» на мощность и др. — либо не вполне оправдали себя, либо еще не опробованы.

Наиболее обстоятельный документ в этом отношении представляет разработанный в конце 2002 г. Федеральной энергетической комиссией США проект Системы правил и процедур регламентации (регулирования) процесса развития генерирующих мощностей. Однако, он находится пока в стадии обсуждения, имеет недостаточно ясные и противоречивые положения и разработан для условий США. О возможности использования его для современных условий России можно будет судить лишь после оформления его в окончательном виде и апробации.

6. В принятой концепции реформирования электроэнергетики очень важная роль отводится государственному регулированию и контролю (глава 5 Закона об электроэнергетике). Представляется, что особенно активное участие Государства потребуется в обеспечении развития ЕЭС, как цельной технологической системы. В статье 21 Закона об электроэнергетике указываются функции Правительства РФ по:

— разработке программ перспективного развития электроэнергетики,

— формированию и обеспечению государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на рынках электроэнергии,

— определению источников и способов привлечения инвестиционных средств, вкладываемых Российской Федерацией в развитие электроэнергетики.

Указанные функции тесно взаимосвязаны, и фактически нужно говорить о Государственной системе обеспечения развития электроэнергетики, в первую очередь, развития ЕЭС страны и входящих в нее ОЭС. Сокращенно она называется «Государственной системой обеспечения бездефицитного развития ЕЭС» или просто «Государственная система» .

7. Трудности с развитием генерирующих мощностей в условиях рынка, проявившиеся в странах Запада и возможные в России, как показано в Главе 1, обусловлены принципиальными изменениями критериев, стимулов и механизмов финансирования строительства новых электростанций при переходе от регулируемой монополии к свободному конкурентному рынку. В частности, появляется противоречие (разрыв) между ценами электроэнергии действующих электростанций, конкурирующих на оптовом рынке, и ценами, необходимыми для привлечения частных инвестиций в новые аналогичные электростанции. Для обеспечения окупаемости (возврата) частных инвестиций цены новых электростанций будут содержать капитальную (инвестиционную) составляющую и по имеющимся оценкам могут быть на 2−3 цент/кВтч выше цен аналогичных действующих электростанций.

К концу переходного периода реформирования электроэнергетики, ввиду продолжающегося государственного регулирования тарифов, на оптовом рынке электроэнергии могут сложиться относительно низкие цены, соответствующие в основном уровню издержек действующих электростанций. Эти цены будут недостаточны для привлечения частных инвестиций в новые электростанции. Строительство электростанций может прекратиться, что приведет в последующем к дефициту мощностей и электроэнергии на оптовом рынке, если только не будут приняты специальные меры. Повышение же цен до «инвестиционного» уровня (на 2−3 цент/кВтч) может привести, с одной стороны, к отрицательным последствиям для экономики и населения, а с другой — к образованию сверхприбылей у владельцев действующих электростанций.

Представляется, что разрешение этого противоречия и обеспечение строительства новых электростанций в условиях рынка для предотвращения дефицита электроэнергии невозможны без непосредственного участия Государства. И это должно стать одной из функций Государственной системы обеспечения бездефицитного развития ЕЭС.

8. Исключительно важное значение имеет переходный период реформирования электроэнергетики. В этот период предстоит решить три основных группы задач:

1) проведение максимально возможной модернизации устаревших электростанций и электрических сетей, завершение строящихся и создание заделов по новым электростанциям;

2) формирование Государственной системы обеспечения бездефицитного развития ЕЭС. Эта система нужна уже в переходный период, но в еще большей мере — в последующий период для условий рынка;

3) разработка и утверждение всех методических, инструктивных и правовых документов, необходимых для организации рынка (указанных в Законе об электроэнергетике и в Законе об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период).

В этот период необходимо активное вовлечение Минэнерго в организацию указанной Государственной системы и координацию ее деятельности. Требуется также усиление контроля за финансовой деятельностью РАО «ЕЭС России» и АО-энерго со стороны Федеральной и региональных энергетических комиссий.

9. В переходный период реформирования электроэнергетики необходимо активно создавать благоприятные условия для привлечения в нее частных инвестиций. Планомерное создание таких условий нужно осуществлять как на уровне страны, так и в самой электроэнергетике. На уровне страны требуются политическая и экономическая стабильность общества, стабильность, предсказуемость и исполнение законодательства, в том числе и налогового. Государственная политика должна гарантировать соблюдение и защиту прав собственности. На уровне страны необходимо и создание соответствующей инвестиционной инфраструктуры, традиционно включающей фондовый рынок и банковскую систему. В частности, в банковской системе с целью увеличения кредитного финансирования реального сектора экономики, видимо, потребуются крупные специализированные инвестиционные банки, создаваемые совместно с западными партнерами, способные под их гарантии сформировать условия для привлечения свободных денежных средств населения.

Для повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетики необходимо создавать дополнительные условия, в основном включающие улучшение ее финансовых и производственных показателей, показателей оценки фондовым рынкомфинансовую независимость отраслипереход к международным стандартам финансовой отчетностипроведение международного аудитареструктуризацию управленияпроведение открытой информационной политикиналичие готовности и способности потребителей электроэнергии ее оплачиватьуровень тарифов на электроэнергию, покрывающий издержки на ее производство и обеспечивающий рентабельность инвестицийпредсказуемость этих тарифов на период возврата капитала.

10. В Главе 2 диссертации даны рекомендации по структуре и принципам функционирования Государственной системы обеспечения бездефицитного развития ЕЭС в переходный и последующий («рыночный») периоды.

В переходный период рекомендуется сохранить в основном сложившуюся систему инвестирования развития электроэнергетики путем включения в тарифы на электроэнергию инвестиционной составляющей. Для объектов, имеющих федеральное значение (для развития ЕЭС и ОЭС), инвестиционная составляющая может собираться как и сейчас в виде абонентской платы РАО «ЕЭС России», контролируемой Федеральной энергетической комиссией. Объекты регионального значения инвестируются АО-энерго за счет инвестиционной составляющей розничных тарифов, назначаемых районными энергетическими комиссиями.

Предполагается привлечение Минэнерго РФ для экспертизы, корректировки и утверждения инвестиционных программ (по строительству как электростанций, так и электрических сетей), разрабатываемых РАО «ЕЭС России», а также последующего их мониторинга. Должны быть усилены функции ФЭК и РЭК по контролю за финансовой деятельностью РАО «ЕЭС России» и АО-энерго, определению собственных инвестиционных средств энергокомпаний и необходимой инвестиционной составляющей тарифов и утверждению последних. Общее руководство и координацию работ в рамках Государственной системы обеспечения бездефицитного развития ЕЭС целесообразно осуществлять Минэнерго (как в переходный, так и, тем более, в последующий «рыночный» период).

11. После окончания переходного периода, расформирования РАО «ЕЭС России» и введения Правил оптового рынка (прекращения регулирования цен электроэнергии) функции и структура Государственной системы обеспечения бездефицитного развития ЕЭС должны измениться. Ввиду отмечавшихся трудностей с привлечением частных инвестиций, основной ее задачей станет обеспечение строительства «подстроечных» новых электростанций и предотвращение дефицита на оптовом рынке. Для эффективной конкуренции между действующими электростанциями необходимо постоянно поддерживать на оптовом рынке превышение предложения над спросом, т. е. определенный избыток генерирующих мощностей. Этого можно достичь, своевременно «подпитывая» рынок новыми электростанциями нужного вида и в нужных местах.

Основные изменения в Государственной системе, рекомендуемые для условий свободного рынка:

— преобразование инвестиционного фонда РАО «ЕЭС России», формируемого за счет абонентской платы, в государственный внебюджетный фонд;

— введение акциза на электроэнергию (по всей стране), как основного источника формирования этого фонда. Такой акциз является аналогом абонентской платы или инвестиционной составляющей, включаемых сейчас в тарифы на электроэнергию;

— организация на конкурсной основе инвестирования строительства новых электростанций из указанного фонда в соответствии с утвержденными инвестиционными программами (в настоящее время это инвестирование осуществляется РАО «ЕЭС России»);

— закрепления за Минэнерго функций по мониторингу инвестиционных программ в электроэнергетике.

Новые электростанции, построенные за счет внебюджетного фонда, могут продаваться с аукциона частным энергокомпаниям с поступлением выручки снова в этот фонд или передаваться этим компаниям с увеличением доли государства в их акционерном капитале. Возможно также сохранение их в собственности государства (аналогично атомным электростанциям).

Не исключается (поощряется) сооружение электростанций частными инвесторами, если это окажется им выгодным.

В рамках данной Государственной системы, в принципе, может осуществляться и развитие электрических сетей, остающихся регулируемой монопольной сферой.

Создание рекомендуемой Государственной системы обеспечения развития ЕЭС соответствует Статьям 21 и 27 Закона «Об электроэнергетике».

12. Важной составной частью системы управления инвестициями в электроэнергетике является мониторинг инвестиционных программ развития электроэнергетики. В диссертации изложены общие принципы организации такого мониторинга. Даны более конкретные предложения по методике выполнения мониторинга интегрированной инвестиционной программы развития электроэнергетики страны. Раскрыты основные составляющие организационного, информационного и методического обеспечения такого мониторинга.

Предложена новая форма оперативной отчетности по освоению капитальных вложений РАО «ЕЭС России» и ГК «Росэнергоатом», включающая объем строительно-монтажных работ (СМР) в составе сметной стоимости энергообъекта, процент освоения сметной стоимости и СМР за отчетный период и план освоения сметной стоимости и СМР в планируемый период. Это позволяет оценить реальность ввода пускового энергоблока в планируемом периоде.

13. Выполненный в диссертации анализ реализации инвестиционной программы электроэнергетики России за 2002;2003 гг. показывает значительные отклонения фактического освоения инвестиций от плана по РАО «ЕЭС России».

Одной из основных причин невыполнения инвестиционной программы АО-энерго является дефицит инвестиционных средств, возникший из-за того, что региональные энергетические комиссии не в полной мере учитывали при установлении тарифов прошедшую переоценку основных фондов.

Проведенный анализ показывает, что РАО «ЕЭС России» при выполнении инвестиционной программы без согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти произвело перераспределение целевых инвестиционных средств.

Отсутствуют экономические механизмы, обеспечивающие сбалансированное и согласованное развитие пропускной способности электрических сетей и генерирующих мощностей.

14. Проведенный автором анализ отклонения реализации инвестиционных программ холдинга РАО «ЕЭС России» за 2002 — 2004 гг. от показателей ФЦП «Энергоэффективная экономика» позволяет сделать вывод, что по объему инвестиций фактическое выполнение близко к показателям ФЦП. Однако вводы энергомощностей на ТЭС и ГЭС составляют лишь 40−45% от уровня, определенного в ФЦП. Следовательно, фактические удельные капиталовложения на кВт вводимой мощности в 2,5 раза превышают показатели ФЦП.

Все это подтверждает необходимость создания Государственной системы обеспечения развития электроэнергетики, включающей мониторинг ее инвестиционных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Л. Основные результаты и перспективы реформирования мировой электроэнергетики // Энергетика за рубежом.- 2002.- Выпуск 2.- с.6−7.
  2. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций // Радыгин А., Синельников-Мурылев С., May В. и др. М.: ИЭПП.- 1998.-http://finances.narod.ru/contens.htm
  3. Два типа финансовых систем: за и против // Эксперт.- 1999.- № 38.
  4. Что такое МБРР // Эксперт.-1996.- № 11.- с. 27.
  5. А.А. Иностранные кредиты российской энергетике: от дефицитного к проектному финансированию // Энергия.-1994.- № 5.- с. 10−16.
  6. Е. Европейский банк уточняет свою стратегию в России // Эксперт.-1996.-№ 14.-с. 18.
  7. Financing Worldwide Electric Power: Can Capital Markets do the job? // Resource Dynamics Corporation, 1996, Final report under Contract DE-AC01−92FE62489,147 p.
  8. Электроэнергетика Китая // Энергетика за рубежом.- 2000.-Сигнальный выпуск.с.9.
  9. Что такое Эксимбанк США // Эксперт.- 1996.- № 4.-с.31.
  10. Новости об электроэнергетике Китая // Энергетика за рубежом.- 2002.- Выпуск 2.- с. 47.
  11. А. Инвестиции идут на Восток // Эксперт.- 2001, — № 43.- с.52
  12. Конструктор для финансиста // Эксперт.- 1999.- № 38.
  13. Jardini J.A., Ramos D.S., Martini and other. Brazilian Energy Crisis // IEEE Power Engineering Review // April 2002, Vol. 22, № 4, pp. 21−24.
  14. Rossillo-Calle F. and other. Privatization of the Brazilian electricity: opportunities and pitfalls // Int. J. Global Energy Issues, Vol. 17, № 3,2002, pp. 266−281.
  15. Ветер перемен на европейском рынке // Энергетика за рубежом.- 2001.- Выпуск 1.- с.9−21.
  16. Сооружение крупнейшей на Ближнем Востоке ТЭС // Энергетика за рубежом.-2002.- Выпуск 2.- с.39−41.17. http://www.cia.doe.gov/emeu/cabs/kazakfull.html
  17. Концепция реформирования электроэнергетики / Доклад рабочей группы Национального инвестиционного совета. Рук. А. Д. Некипелов, М.- 2001, 59 с.
  18. С.К. Презентация инвестиционной программы РАО «ЕЭС России». -http://rao-ees.ru
  19. Инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» на 2003 год сформирована на основе принципов, заложенных в основу реформы электроэнергетики. — Пресс-релизы РАО «ЕЭС России», 11 декабря 2002 г.- http://rao-ees.ru
  20. Годовой отчет РАО «ЕЭС России» за 2001 г. 111 с. — http://rao-ees.ru22. 20 декабря на Камчатке будет пущен 1-ый блок Мутновской геотермальной электростанции.- Пресс-релизы РАО «ЕЭС России», 19 декабря 2002 г.- http://rao-ees.ru
  21. РАО «ЕЭС России» успешно завершило процедуру листинга на фондовой бирже NEWEX.- Пресс-релизы РАО «ЕЭС России», 26 ноября 2002 г.- http://rao-ees.ru
  22. Отрасли российской экономики: производство, финансы, ценные бумаги. Электроэнергетика.- Бюллетень АК&М, Вып.405,29 января 2001 г.- 19 с.
  23. Е. Бесполезная амортизация // Эксперт. 2002. — № 21. — с.58−59.
  24. РАО «ЕЭС России» добилось существенного снижения стоимости строительства энергетических объектов.- Пресс-релизы РАО «ЕЭС России», 13 августа 2001 г.- http://rao-ees.ru
  25. De Vries L.J., Hakvoort R.A. Market Failure in Generation Investment? The Dutch Perspective // Fifth International Conference on Power System Management and Control, London, UK, 17−19 April, 2002, Conference Publication # 488.
  26. Jaffe A.B., Felder F.A. Should Electricity Markets Have a Capacity Requirements? If So, How Should It Be Priced // The Electricity Journal, 1996, 9 (10), p. 52−60.
  27. Ford A. Cycles in Competitive Electricity Markets: a Simulation of the Western United States // Energy Policy, 1999,27, p.637−658.
  28. Hobbs В., Inon J., Stoft S.E. Installed Capacity Requirements and Price Cap: Oil on the Water and Fuel on the Fire // The Electricity Journal, 2001, July, p. 23−24.
  29. Hobbs В., Inon J., Kahal M. Issue Concerning ICAP and Alternative Approaches for Power Capacity Markets // Proceedings of the Market Design 2001 Conference, 2001, Stokholm, p. 17−18.
  30. Kvennas O., Gjengetal T. Premises for a Well-Functioning Deregulated Power Market // CIGRE-2000, Report 37/38/39−204.
  31. В.А., Баринов В. А. Структуры управления и рыночные отношения в электроэнергетике // Электрические станции. — 2001. № 5. — С. 2−18.
  32. Hyman L.S. Transmission, Congestion, Pricing, and Incentives // IEEE Power Engineering Review. 1999. — Vol. 19. -№ 8. — P. 4−10.
  33. A California Scorecard // IEEE Spectrum. 2001. — Vol. 38. — № 8. — p. 29.
  34. Sweet W. An Unnatural Rush to Natural Gas? // IEEE Spectrum. 2001. — Vol. 38. -№ l.-p. 83.
  35. Sakarias W.P. The Future of Renewables in the New California Marketplace // IEEE Power Engineering Review. 1999. — Vol. 19. — № 1. — pp. 17−20.
  36. Povh D. The Future of Power Systems // Computer Application in Power. 2000. -Vol. 13. -№ 4. — pp. 10−12.
  37. Д.JI. Показатели развития мировой ветроэнергетики за последние годы // Энергетика за рубежом. 2002. — Вып. 3. — С. 34−36.
  38. Microturbine Shipments Surged in 2000 // IEEE Power Engineering Review. — 2001. -Vol. 21.-№ 6. p. 56.
  39. E.A. Микрогенерация. О рынке электроэнергии США // ТЭК. — 2001. -№ 3. С. 87−88.
  40. Gutierrez-Vera J. Mini Co-generation Schemes in Mexico // IEEE Power Engineering Review. 2001. — Vol. 21. — № 8. — pp. 6−7,11.
  41. Rudnick H., Zolezzi J. Electric Sector Deregulation and Restructuring in Latin America: Lessons to be Learnt and Possible Ways Forward // Presented at IEEE PES Summer Meeting, Vancouver, Canada, July 15−19, 2001.
  42. Amon A. Experience from the Hungarian Privatization // Presented at Central European University Summer Course «Energy Policy for Economies in Transition: (De)Regulation for Development and the Environment», Budapest, Hungary, July 12−23, 1999.
  43. А. И. Анализ проекта и концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» и альтернативные предложения. Вестник ФЭК России, № 7−12,2000 г.
  44. Park D.-W., Rhee Ch.-H., Lee K.D. New planning procedures and countermeasures against problems after restructuring in Korea // Power’Con 2002, Conf. Proc. Kunming, China, Oct. 13−17,2002, p. 31−36.
  45. А.А. Рынок электрической энергии в Казахстане // Энергетика и топливные ресурсы Казахстана. 2002. -№ 8. — С. 18−35.
  46. Ни Zhaoguang. Study on methodology of generation expansion planning for power restructuring // Power’Con 2002, Conf. Proc. Kunming, China, Oct. 13−17,2002, p. 388−392.
  47. Н.И., Подковальников C.B., Труфанов B.B. Методические основы обоснования развития электроэнергетических систем в либерализованных условиях // Изв. РАН. Энергетика. 2002. — № 4. — С. 30−39.
  48. Л.С., Марченко О. В., Подковальников С. В. Рост цены электроэнергии, необходимый для развития электроэнергетики при переходе к конкурентному рынку // Изв. РАН. Энергетика. 2002. — № 5. — С. 49−61.
  49. Borenstein S. The Trouble with Electricity Markets (and Some Solutions). POWER Program of the University of California Energy Institute, 200,27 p.
  50. The Future of CHP in the European Market The European Cogeneration Study. Project EU «Future COGEN», No. 4.1031/Р/99−169/ Final Publishable Report. Brussels, 2001, 88 p.
  51. A.B., Сеннова E.B., Федяева O.H., Карасевич A.M. Эффективность развития малых ТЭЦ на базе газотурбинных и дизельных энергоустановок при газификации регионов // Теплоэнергетика. 2000. — № 11. — С. 24−26.
  52. Е.В. Организация мировых энергетических рынков: проблемы и пути развития // Вестник ФЭК России. 2002. — № 1ю — С. 71−83.
  53. В.В. Анализ риска и механизмов возмещения ущерба от аварий на объектах энергетики. Новосибирск: Наука, Сиб. предпр. РАН, 1999, 251 с.
  54. Yahima М., Drillisch J., Hensing I., Hattori Т. Liberalisation of the Electricity Industry and Security of Supply. CREIPI Report EY 97 004. Tokyo, 1998,49 p.
  55. Н.И. Инвестиции и развитие электроэнергетики в рыночной среде // ТЭК, 2002, № 3, с. 68−71.
  56. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526.
  57. Об электроэнергетике. Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3.
  58. Исследование влияния направлений реформирования электроэнергетики России на устойчивость и эффективность функционирования и развития экономической и социальной сфер (этап 1). Научно-исследовательский отчет. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2002. — 141 с.
  59. В.М. Как выводить российскую энергетику из кризиса // Энергия. -2001.-№ 6.-С. 2−6.
  60. Предпосылки самодостаточного развития электроэнергетики России / Ю. С. Васильев, И. А. Глебов, К. С. Демирчян и др. // Изв. РАН. Энергетика. 2001. — № 3. -С.3−32.
  61. В.В. Цели и пути реструктуризации энергетики. М.: ИБРАЭ РАН, 2000. — 17 с. — Препринт ИБРАЭ РАН№ IBRAE-2001−10.
  62. Hunt S., Shuttleworthg G. Competition and Choice in Electricity. Wiley, Chichester, England, 1996.
  63. С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.: Изд-во «Дело». — 1998. — 830с.
  64. Murray J. The Regulation of Electricity Markets Worldwide: when Theory meets Practice. Speech to IERE General Meeting, Jinan, China, 13 November 2002. -http://www.worldenergy.org/wec-geis/publications/default/speeches/spc021113jm.asp
  65. Формализованная процедура выбора форм и инструментов регулирования (опыт Австралии) // Информационно-аналитический бюллетень, № 32, 2002. — М.: Фонд «Бюро экономического анализа». — 12 с. — http://www.beafnd.org.
  66. А.Р. Привлечение инвестиций в электроэнергетику на переходном этапе реформирования отрасли // ТЭК, № 2,2003.
  67. Беляев J1.C., Воропай Н. И., Янкилевский А. Р. и др. Проблемы инвестирования и обеспечения развития электроэнергетики России // ТЭК, № 3,2003.
  68. А.Р. Проблемы привлечения инвестиций и обеспечения развития электроэнергетики России и пути их решения // Журнал «МИНТОП», № 10,2003.
  69. А.Р. Некоторые аспекты инвестиционной политики на переходном этапе реформирования электроэнергетики // Вопросы регулирования ТЭК: Регионы и Федерация, № 3,2003.
  70. А.Р. Анализ проекта инвестиционной программы электроэнергетики России на 2004 год // Правила игры, № 1,2004.
  71. А.Р. Возрастающая роль государства в регулировании топливно-энергетического комплекса России // Вестник ФЭК России, № 1,2004.
  72. А.И. Цели реформирования электроэнергетики: конкуренция или надежность // Проблемы прогнозирования, № 2,2004.
  73. А. С., Синяк Ю. В., Узяков М. Н. Энергетика России: экономика и реформирование. М.: ИНП РАН, 2001 .-11 с.
Заполнить форму текущей работой