Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация управления развитием учебно-материальной базы вуза МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение результатов исследования. Научные результаты исследования реализованы в планах развития и совершенствования учебно-материальной базы Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, Санкт-Петербургского Государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) им. В. И. Ульянова (Ленина), факультета Безопасности Санкт-Петербургского государственного технического университета. Оценки… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Анализ методов совершенствования учебно-материальной базы вузов МЧС России.

1.1.Анализ факторов влияющих на качество подготовки специалиста.

1.2.Анализ методов формирования учебно-материальной базы вузов МЧС России.

1.3.Применение информационных технологий как шаг к развитию образовательного процесса. р 1.4. Постановка задачи исследования.

Выводы.

Глава 2. Методы, модели и алгоритмы решения задачи совершенствования учебно-материальной базы вузов

МЧС России.

2.1. Алгоритмы планирования развития учебно-материальной базы вуза МЧС России в рамках образовательного процесса.

2.2. Разработка перспективного и годового планов совершенствования состава ТСО.

2.3. Модель выбора оптимального варианта компьютерного тренажера.

2.4. Модели выбора оптимального состава технических средств обучения вуза МЧС России.

2.5. Аддитивный алгоритм решения задачи выбора оптимального состава технических средств обучения вуза.

1 2.6. Методика разработки годового плана на базе методов и технологий сетевого планирования в среде «MS Project».

Выводы.

Глава 3. «Оценка эффективности методики совершенствования состава технических средств обучения и практические рекомендации по ее применению».

3.1. Статистическая оценка эффективности методики.

3.2. Определение вида распределения статистических оценок для экспериментальной группы.

3.3. Определение вида распределения статистических оценок для контрольной группы.

3.4. Сравнение результатов наблюдений в экспериментальной и контрольной группах.

Выводы.

Организация управления развитием учебно-материальной базы вуза МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современных условиях качество подготовки специалистов в вузах МЧС России во многом определяется степенью соответствия учебно-материальной базы (УМБ) рабочим учебным планам и программам. Учебно-материальная база вузов МЧС России, как впрочем, и всех вузов, постепенно устаревает. Формирование УМБ вуза только на основании нормативных документов, которые в основном обобщают прошлый опыт, оказывается не вполне оправданным. Учитывая непрерывный научно-технический прогресс, постоянно возрастают требования к профессиональному уровню сотрудников МЧС России, который во многом зависит от уровня учебно-материальной базы.

Важным условием повышения качества практической подготовки является наличие на кафедрах тех образцов материальной части, с которыми после окончания вуза будут работать выпускники. Характерной особенностью материальной части пожарно-спасательных подразделений МЧС является ее сложность и дороговизна. В силу ряда обстоятельств в настоящее время оснастить вуз МЧС базовыми образцами материальной части в количестве, требуемом для обучения курсантов, не представляется возможным. В частности, после окончания учебного заведения выпускник вынужден сталкиваться с множеством сложных систем противопожарной защиты и пожарной автоматики. Оснащение вуза МЧС всем разнообразием данных систем упирается в ограниченное финансирование и с финансовой точки зрения нерентабельно, учитывая их постоянное развитие и совершенствование, а также популярность в последние годы так называемых «интеллектуальных зданий».

Таким образом, в настоящее время существует острое противоречие между требованиями ГОС ВПО и квалификационными требованиями (КТ) к уровню практической подготовки курсантов с одной стороны и невозможностью обеспечить эти требования в рамках часов учебных программ на существующей учебно-материальной базе вуза МЧС России с другой .

Рациональный вариант разрешения данного противоречия видится в переносе ряда занятий по практической подготовке с действующих образцов штатной техники на компьютерные тренажеры, имитирующие работу материальной части. Этот процесс наблюдается во многих учебных заведениях страны. Однако не до конца исследованным остается вопрос о том, каково должно быть рациональное соотношение между действующими образцами материальной части и компьютерными тренажерами. Насколько существенным оказывается влияние состава технических средств обучения вуза на уровень практической подготовки курсантов. С этих позиций тема диссертационной работы представляется своевременной и актуальной.

Актуальность темы

подтверждается рядом положений Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 годы)», утвержденной Президентом Российской Федерации.

Целью диссертационной работы является повышение эффективности управления развитием учебно-материальной базы вузов МЧС России.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решены следующие задачи:

1.Проанализированы процессы управления совершенствованием учебно-материальной базы вузов МЧС России, а также факторы, влияющие на уровень практической подготовки курсантов.

2.Разработаны алгоритмы решения задачи совершенствования УМБ вузов МЧС России на основе перспективного и ежегодного планов обеспечения образовательного процесса техническими средствами обучения.

3.Разработаны математические модели выбора оптимального состава ТСО вуза.

4.Проведена оценка эффективности методики совершенствования состава ТСО.

Объект исследования — технические средства обучения вуза МЧС России.

Основными методами исследования являются положения системного анализа, методы математического программирования, методы статистического анализа, методы экспертных оценок, методы сетевого планирования.

На защиту выносятся следующие основные научные результаты :

1. Алгоритмы планирования развития учебно-материальной базы вуза МЧС России в рамках образовательного процесса .

2. Модели выбора оптимального состава ТСО вуза МЧС России .

3. Модель выбора оптимального варианта компьютерного тренажера.

Новизна первого научного результата заключается в применении системного подхода, позволившего увязать важнейшие условия необходимые для повышения практической подготовки курсантов в единую модель.

Новизна второго научного результата заключается в применении известных методов математического программирования в новой предметной области для разработки и выбора варианта перспективного и ежегодного планов совершенствования состава ТСО вуза МЧС России.

Новизна третьего научного результата заключается в системном учете факторов, влияющих на показатель эффективности тренажера, при выборе оптимального варианта тренажера.

Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, и достоверность полученных результатов подтверждается:

— использованием фундаментальных положений системного анализа;

— адекватностью математических моделей реальным процессам, подтвержденных результатами статистических исследований;

— апробацией основных положений диссертации на семинарах и конференциях различного уровня.

Научно-практическая значимость полученных результатов заключается в разработке новых и совершенствовании существующих методов повышения качественного состава технических средств обучения вуза МЧС России, приведения его в соответствие с требованиями образовательного процесса.

Основные научные результаты работы опубликованы в научно-практическом журнале «Вестник Санкт-Петербургского института государственной противопожарной службы», материалах международных и всероссийских научно-практических конференций.

Апробация работы. Научные результаты, полученные в исследовании, прошли апробацию на десятой международной конференции «Современные технологии обучения СТО-2 004» (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) им. В. И. Ульянова (Ленина)), международных научно-практических конференциях «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях» (20 032 004 гг.), всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в деятельности органов и подразделений МЧС России» (2004 г.).

Внедрение результатов исследования. Научные результаты исследования реализованы в планах развития и совершенствования учебно-материальной базы Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, Санкт-Петербургского Государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) им. В. И. Ульянова (Ленина), факультета Безопасности Санкт-Петербургского государственного технического университета.

По материалам диссертации имеется семь публикаций, из них: пять тезисов докладов, два отчета о НИР.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 90 наименований. Основная часть работы изложена на 134 страницах машинописного текста. Работа содержит 15 таблиц и 15 рисунков.

ВЫВОДЫ:

Для определения степени влияния учебной материальной базы на уровень практической подготовки курсантов могут быть использованы результаты рубежных контролей.

Оценки, получаемые курсантами по результатам рубежных контролей, имеют нормальное распределение. Математические ожидания оценок, полученных в экспериментальной и контрольной группах, различаются значимо. Следовательно, перенос части практических занятий со штатной техники (установок) на компьютерные тренажеры позволяет повысить уровень практической подготовки будущего специалиста.

Использование методов и моделей, разработанных в настоящем исследовании позволит повысить уровень практической подготовки при минимальных затратах на развитие учебной материальной базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе исследована среда подготовки курсантов вуза МЧС России на предмет соответствия учебно-материальной базы потребностям образовательного процесса. Исследованы возможности повышения уровня практической подготовки за счет оптимизации состава технических средств обучения. Разработаны методы, модели и алгоритмы выбора оптимального (по заданному критерию эффективности) состава технических средств обучения при перспективном и годовом планировании совершенствования УМБ. В соответствии с целевой установкой и задачами исследования получены следующие основные научные результаты:

1. Предложены алгоритмы планирования развития учебно-материальной базы вуза МЧС России в рамках образовательного процесса.

2. Предложены модели выбора оптимального состава ТСО вуза МЧС России.

3. Предложена модель выбора оптимального варианта компьютерного тренажера.

Новизна первого научного результата заключается в применении системного подхода, позволившего увязать важнейшие условия необходимые для повышения практической подготовки курсантов в единую модель.

Новизна второго научного результата заключается в применении известных методов математического программирования в новой предметной области для разработки и выбора варианта перспективного и ежегодного планов совершенствования состава ТСО вуза МЧС России.

Новизна третьего научного результата заключается в системном учете факторов, влияющих на показатель эффективности тренажера, при выборе оптимального варианта тренажера'.

Достоверность полученных результатов подтверждается:

— использованием фундаментальных положений системного анализа;

— адекватностью математических моделей реальным процессам, подтвержденных результатами статистических исследований;

— апробацией основных положений диссертации на семинарах и конференциях различного уровня.

Научно-практическая значимость полученных результатов заключается в разработке новых и совершенствовании существующих методов повышения качественного состава технических средств обучения вуза МЧС России, приведения его в соответствие с требованиями образовательного процесса .

Таким образом, полученные научные результаты являются новыми, достоверными, значимыми и, в совокупности, могут быть классифицированы, как решение важной для МЧС России научной задачи. Это позволяет сделать вывод о том, что цель исследования достигнута.

Основные научные результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение научной общественности и специалистов на международных научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 научных трудов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Основы исследования операций. М.: 1977, — 236 с.
  2. Е.В. Методические основы статистического анализа успеваемости в вузе. Автореф. дис.. канд. экон. наук. М.: МЭСИ, 1982. — 18 с.
  3. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Исследование зависимостей. М.: Финансы и статистика, 1985.
  4. Е.Б. Информационное обеспечение автоматизированного управления воспитательным процессом в ВУЗах МВД России (межличностные отношения, социально-психологический процесс): Автореф. дис.. канд. техн. наук.-СПб, 2002.
  5. Е.Б., Долматов А. В., Шидловский A.JI. Анализ современных взглядов на технологические модели обучения // Проблемы внедрения новых сетевых технологий в системы связи ВС РФ. Сборник научных трудов. Выпуск 1. СПб.: ВУС, 2002. 120 с.
  6. Аналитический доклад Министерства образования РФ «Основные итоги работы системы образования в 2002 году по реализации концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года».
  7. В.Е., Патина Н. С. Методические рекомендации по разработке модели специалиста. М.: 1981. — 62 с.
  8. B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление. Монография. СПб.: СПбА МВД России, 1997
  9. B.C. Методологические основы управления профессиональной адаптацией обучаемых в системе высших образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. докт. техн. наук. -М, 2000.
  10. B.C., Носков С. И. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения. Монография. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 1998
  11. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: «Высшая школа», 1980.
  12. Л.Ю., Дорский Ю. Д., Костылев А. А. Применение программируемых калькуляторов для инженерных и научных расчетов. JI.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1986.
  13. М.А., Семенов Л. К., Сулицкий В. Н. Математические модели и планирование образования. М.: Издательство «Наука», 1972.
  14. В.М. Эффективность обучения. М: Педагогика, 1976.
  15. В.Л., Сухопяткин Г. О., Филиппов А. В. Совершенствование тренажерных средств для подготовки специалистов на факультетах (кафедрах) военного обучения вузов / Материалы XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2004».
  16. .А. Прогнозирование профессионально значимых качеств слушателей пожарно-технических учебных заведений МВД России на базе современных информационных технологий: Автореф. дис.. канд. техн. наук. -СПб, 2000
  17. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. 13-е изд., исправленное. — М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
  18. В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990.
  19. И.Г., Венецкая В. Н. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: справочник 2-е изд., перераб., доп. — М.: Статистика, 1979.- 384 с.
  20. Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. 2-е изд. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.
  21. А.А. Современные тенденции развития обучения в вузах. М.:1984.
  22. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2004 .
  23. Ю., Давыдов В., Зинченко В., Никандров П., Поляков М., Шадриков В. Изменения в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий //Вестник высшей школы «Alma mater». 1998. -№ 7. 14−15 с.
  24. Доклад В. М. Филиппова, министра образования РФ, на итоговой Коллегии Министерства образования РФ 2 6 февраля 2003 года.
  25. О.В., Шатуновский B.JI. Совместные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990.- 178с.
  26. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989.
  27. Г. П., Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Военное издательство, 1987 .
  28. З.Д. Управление качеством фундаментальной подготовки инженера в вузе. // Сборник научных, трудов. Л., — 1988.
  29. Ю.М. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. М.: Воениздат.1988.- 154 с.
  30. B.C. Технологические подходы к обучению // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. — 17 ноября. http://www.eidos.ru/journal/2004/1017.htm.
  31. M.H., Карпов В. В. Качество специалиста и технология обучения в высшей школе // Современная ВШ. 1991, № 1.
  32. Г. С., Овсиенко В. Е., Рабинович П. М. Основы анализа статистических данных. -М.: МЭСИ, 1978. 88 с.
  33. А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. Издание 3-е, перераб. и доп. -СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2003.
  34. В.А. и др. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. В. А. Колемаева М.: Высш.шк., 1991.
  35. Л.И. Информационно-педагогические технологии как средство повышения качества образования слушателей. Тезисы. М., 1999.
  36. В.И. Исследование операций. СПб.: ВМИРЭ, 2003.
  37. А. А. Виртуальная теплофизическая лаборатория. Лабораторный практикум (для слушателей очного отделения специальности 330 400). СПб.: СПб Университет МВД России, 2000.
  38. Куперштейн В.И. Microsoft Project в делопроизводстве и управлении. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  39. Э.Н. Проблемы повышения качества подготовки специалистов в высшей школе. Ташкент, 1980.
  40. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991.
  41. И.В., Кузьмин Н. А., Митряйкин В. И. Информационные проблемы создания тренажерной базы ВВУЗа / материалы Международной научно-технической конференции «Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажеров», Пенза, 1998.
  42. A.M. и др. Целевая интенсивная подготовка специалистов / под ред. A.M. Липанова и А.П. Лукоши-на. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1987 .
  43. Ю.Н., Токарева B.C., Сухинина М. А. Эффективность образовательных технологий: проблемы и задачи / Обзорная информация. В.10. М.: НИИВО, 1999.
  44. М.М., Данилова Ю. В. Анализ методов совершенствования учебно-материальной базы вузов МЧС России // отчет о НИР. СПб.: СПбИГПС, 2005
  45. М.М. Совершенствование учебно-материальной базы вузов МЧС России и оценка эффективности решений // отчет о НИР. СПб.: СПбИГПС, 2005.
  46. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004 год.
  47. .В., Мировская Е. А. Математические методы и ЭВМ в стандартизации и управлении качеством. -М.: Иэд-во стандартов, 1990.
  48. М.Н. Компьютерные обучающие системы в структуре профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МВД России: Автореф. дис.. канд. техн. наук.- СПб, 2000.
  49. Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) / под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1994.
  50. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (с изменениями на 10.03.2000)».
  51. Постановление Правительства РФ от 02.12.99 г. № 1323 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения».
  52. Постановление Правительства РФ от 5.04.2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательномучреждении высшего профессионального образованиявысшем учебном заведении) Российской Федерации».
  53. Постановление Правительства РФ от 28.08.2001 г. № 630 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001−2005 годы) «.
  54. Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 г. N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
  55. Приказ МВД России от 06.05.93 г. № 215 «О мерах по информатизации Государственной противопожарной службы МВД России».
  56. Приказ МВД России от 15.06.94 г. № 202 «Об утверждении нормативных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений МВД России».
  57. Приказ МВД России от 03.01.96 г. № 10 «Об утверждении инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России».
  58. Приказ Министерства образования РФ от 02.03.2000 г. № 68 6 «Об утверждении Направления подготовки дипломированного специалиста ГОС ВПО 656 500 «Безопасность жизнедеятельности».
  59. Приказ Министерства образования РФ от 02.08.2000 г. № 2388 «О создании Федерального экспертного совета по учебной технике, лабораторному оборудованию и электронным развивающим средствам Министерства образова•гния Российской Федерации».
  60. Приказ МЧС России от 25.12.2002 г. № 608 «О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России».
  61. B.C. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Наука. 1979.- 231 с.
  62. Распоряжение Минобразования России от 2 6.02.2004 № 313−17 «О проведении в 2004 году конкурса «Внутриву-зовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» .
  63. Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Л. :Изд-во ЛГУ, 1984.- 139 с.
  64. А.В. Виртуальные учебные лаборатории в инженерном образовании / сборник статей «Индустрия образования». Выпуск 2. М.: МГИУ, 2002. С-386−392.
  65. Справочник по искусственному интеллекту. / Под ред. Д. А. Поспелова, т.2, 1990.
  66. А.А. Случайные величины и законы их распределения: Справочное руководство / Под общ. ред. B.C. Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2005. — 54 с.
  67. O.K. Автоматизация процесса составления учебных планов вузов. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н., М.: Моск. Гос. Университет пищевых производств, 1999.
  68. Федеральный закон от 10.07.92 г. № 12-ФЗ «Об образовании» .
  69. Федеральный закон от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  70. B.C., Каракин В. И., Щепилов Ю. Н. Тренинг технологического персонала взрывопожароопасных установок // Промышленная безопасность труда, № 2, 2002.
  71. A.JI. Организация управления качеством подготовки специалистов в вузе Государственной противопожарной службы России: Автореф. дис.. канд. техн. наук.- СПб, 2002.
  72. Н.В. Управление процессом обучения в ВУЗах системы МВД России с использованием новых информационных технологий: Автореф. дис.. канд. техн. наук.- СПб, 1999.87. http://ito.edu.ru/2003/II.html#l
Заполнить форму текущей работой