Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансовые интересы государства и хозяйствующих субъектов: Налоговый аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реструктуризация задолженности по налогам и сборам представляет собой шанс выправить финансово-экономическое положение особенно тем, кто оказался на грани или уже в стадии банкротства. Для более устойчивых предприятий реструктуризация предоставляет возможность высвобождения определенных ресурсов и направления их на развитие, включая техническое перевооружение, капитальное строительство, внедрение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Финансовые отношения предприятий с государством
    • 1. 1. Единство и противоречие финансовых интересов 7 государства и предприятий
    • 1. 2. Налоговая система как один из основных элементов 22 финансового механизма
  • Глава 2. Анализ действующих налоговых систем
    • 2. 1. Анализ налоговых поступлений и факторов, влиявших 43 на них
    • 2. 2. Влияние налогов на деловую активность предприятий
    • 2. 3. Зарубежный опыт налогообложения
  • Глава 3. Пути согласования интересов государства и предприятий
    • 3. 1. Налоговое планирование и операционный анализ как 90 инструменты повышения эффективности деятельности предприятия
    • 3. 2. Основные направления совершенствования 107 взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов

Финансовые интересы государства и хозяйствующих субъектов: Налоговый аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функционирование эффективной финансовой системы государства является одним из наиболее важных условий экономического развития и политической стабильности страны, поскольку она является одновременно и стержнем проведения общеполитических реформ, и средством обеспечения экономического благосостояния всех граждан. Особую актуальность построение стабильной финансовой системы приобретает в периоды кардинальных изменений экономической жизни общества. Разрушение основ социалистического хозяйствования привело к резкому разбалансированию системы государственных финансов, что было обусловлено невозможностью быстрого приспособления сложного финансового механизма к новым экономическим и политическим условиям.

Необходимость обеспечения соответствия между доходной и расходной частями бюджета, а также возможность воздействия через финансовые рычаги на степень сбалансированности экономического развития, делает функционирование финансовой системы одним из наиболее сложных противоречивых механизмов экономической политики государства. Не следует забывать, что мощное воздействие на экономику могут оказывать не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Основу доходной части бюджета составляют налоги — отсюда следует актуальность обоснования и создания действенной налоговой системы, способной не только вовремя и в полном объеме мобилизовать в бюджет денежные средства, но и создать нормальные условия функционирования всех хозяйствующих субъектов, стимулирующие рост производства и его эффективности.

Еще совсем недавно в нашем государстве вопросы налогообложения не стояли так остро и это было понятно: наше общество стремилось к построению бесклассового, а, следовательно — неналогового общества. Трансформация национального хозяйства России в экономику рыночного типа, приведшая к либерализации экономических отношений, разгосударствлению экономики, поставила задачу формирования рациональной налоговой системы. Отсутствие собственного опыта в этой области и необходимость формирования налоговой системы практически с нуля привели к тому, что она создавалась методами проб и ошибок, часто путем механического перенесения некоторых черт современных западных налоговых систем на российскую почву без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа развития национального хозяйства. Основной ролью налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета, поэтому нет увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектовпредприятий, потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, -сами по себе. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

В работе сделана попытка комплексного исследования финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения, это объясняется тем, что рассмотрение налогов только как налоговых доходов или налоговых изъятий не может дать полной картины столь многогранной и важной проблемы построения налоговой системы, обеспечивающей и экономический рост, и паритет интересов государства и налогоплательщиков.

Актуальность исследования подкрепляется также необходимостью дополнительного теоретического осмысления дискуссионных проблем налогообложения — сущности, функций, структуры налогов, необходимых для построения оптимальной налоговой системы.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа современного состояния налоговой системы, обобщения теории и практики налогообложения разработать методические положения и рекомендации по согласованию финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

— раскрыть взаимосвязь финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов;

— рассмотреть теоретические основы налогообложения и принципы функционирования системы налогообложения;

— провести анализ современного состояния налоговых отношений в РФ для определения перспектив их дальнейшего развития;

— оценить влияние налоговой системы на деятельность хозяйствующих субъектов;

— изучить зарубежный опыт формирования и функционирования системы налогообложения;

— обосновать пути реализации финансовых интересов хозяйствующих субъектов в области налогообложения с точки зрения обеспечения их достаточным количеством денежных средств и получения оптимальных финансовых результатов;

— разработать рекомендации по согласованию финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения.

Предметом исследования являются финансовые интересы государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения.

Объектом исследования выступает налоговая система России.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых-экономистов и специалистов в области финансов и налогообложения, законодательные и нормативные акты, материалы конференций, монографии и публикации в периодической печати.

В своем исследовании автор опирался на работы С. В. Барулина,.

A.В.Брызгалина, А. Вагнера, Э. Вобана, И. В. Горского, И. В. Караваевой, Дж. Кейнса, Е. А. Кировой, А. Лаффера, Н. В. Милякова, Л. П. Окуневой,.

B.Г.Панскова, В. М. Пушкаревой, Д. Рикардо, А. Смита, А. Соколова, О. Ф. Тимофеевой, А. Тривиуса, Н. И. Тургенева, Д. Г. Черника, С. Д. Шаталова, Т. Ф. Юткиной и других.

Информационной базой исследования послужили статистические материалы Госкомстата РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, нормативные и правовые документы, публикации в отечественной печати.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических положений и рекомендаций по согласованию финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения.

Личный вклад автора в исследование проблем финансовых интересов в области налогообложения государства и хозяйствующих субъектов заключается в следующем:

— обоснована модель поведения налогоплательщиков в результате воздействия налоговвыявлены критерии, определяющие выбор законных или противозаконных способов снижения налоговой нагрузки;

— уточнены принципы построения налоговой системы России, направленные на согласование интересов государства и хозяйствующих субъектовобобщены факторы, влияющие на динамику налоговых поступлений;

— предложено комплексное использование налогового планирования и операционного анализа как инструментов повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяющих проводить многовариантное моделирование финансовых результатов производства и реализации продукции с целью достижения их оптимального уровня;

— выработаны рекомендации по реструктуризации задолженности и списанию безнадежных долгов по налогам и сборам, способствующие как улучшению финансового положения предприятий, так и решению проблемы задолженности перед бюджетами.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые методические положения по сочетанию налогового планирования и операционного анализа могут быть использованы для управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектоврекомендации по реструктуризации задолженности и списанию безнадежных долгов по налогам и сборам могут быть использованы при совершенствовании налогового законодательства для улучшения финансового положения предприятий и решения проблемы задолженности перед бюджетами.

Логика изложения и задачи исследования определили структуру диссертации, которая включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Заключение

.

Проведенное исследование финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения, опирающееся на теоретические основы налогообложения, отечественный и зарубежный опыт, позволило обосновать следующие выводы и предложения:

• Финансовая система, как целостный организм, может развиваться устойчиво только в том случае, если она является единством двух противоположностей: общего и частного. В качестве общего выступают финансовые интересы государства и в качестве частного — финансовые интересы хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить, что единство интересов не является абсолютным (оно проявляется в долгосрочной перспективе) и существует одновременно с борьбой противоположностей (краткосрочный период). Именно эта борьба и является источником и движущей силой развития системы в целом.

• Налоговые отношения — наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, в ней напрямую сталкиваются полярные экономические интересы. Противоречия в том, что для государства первостепенным является максимизация, а для плательщика — минимизация налоговых изъятий. Решение крайне важной проблемы оптимизации налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов. Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики.

• Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, экономической, оборонной, правоохранительной, по развитию науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

• Налоговая система должна, с одной стороны, постоянно обеспечивать необходимый размер доходов для нормального функционирования государства, а с другой — оставить налогоплательщикам достаточно финансовых ресурсов для поддержания устойчивых темпов экономического роста.

• Налоговая система строится в соответствии с определенными принципами, они определяют фундамент и структуру налоговых отношений в государстве. Наиболее важными принципами в современных условиях, направленными на согласование интересов государства и хозяйствующих субъектов, являются обязательность — неизбежность уплатысправедливостьравноценное изъятие налоговых средств у различных категорий плательщиковстабильность — устойчивость видов налогов и их ставок во временинейтральность — обеспечение равных налоговых стандартов для равных налогоплательщиководнократность — исключение двойного налогообложения одного и того же объекта, при многообразии налоговых формотрицание обратной силы налоговых решений.

• Налоги являются основным источником доходов бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

• В структуре налоговых платежей преобладают косвенные налоги. В пользу сохранения роли косвенных налогов на ближайшую перспективу говорит то, что экономический уровень доходов как физических, так и юридических лиц пока довольно низок, чтобы обеспечить фискальные потребности общества за счет прямого налогообложения, кроме того, они предпочтительнее с психологической точки зрения (являются «невидимыми» для налогоплательщиков), оказывают меньшее отрицательное влияние на сбережения. Однако необходимо учитывать, что продуктивность фискального потенциала косвенных налогов далеко не безгранична: возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются спросом и конкуренцией.

• На величину налоговых поступлений в бюджет влияют различные факторы, и если макроэкономические (объем производства, инфляция, дебиторская задолженность, недоимки по платежам в бюджет) в большей степени определяют возникновение обязательств, то микроэкономические (поведение налогоплательщиков) — реальные поступления в бюджет.

• Налоговая нагрузка существенно различается по секторам экономики и отраслям промышленности. Такое несоответствие вызвано тем, что хозяйствующие субъекты разных секторов, отраслей имеют неодинаковые возможности для уплаты налогов, прежде всего из-за неравной рентабельности, а также от способности уходить от уплаты налогов как легальными, так и нелегальными путями.

Необходимо отметить, что в настоящее время наука не дает точного ответа на вопрос об оптимальной величине налоговых изъятий. А. Лаффером установлена зависимость между налоговым давлением и поступлением налогов в бюджет, однако он не называет предельную ставку для налоговых изъятий, ее уровень во многом зависит от экономических, социальных и политических факторов в стране.

• В стремлении избежать уплату налогов хозяйствующие субъекты могут придерживаться легального или нелегального типа поведения, выбор которого определяется рядом факторов: степенью политической и экономической стабильности в страневеличиной налогового бремениуровнем налогового законодательствамерами ответственностиуровнем профессионализма как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органовуровнем правовой культуры налогоплательщиков.

• На деловую активность хозяйствующих субъектов оказывает влияние структура налоговой системы и конкретное соотношение налогов. Так, например, условно-переменные налоги создают налоговую нагрузку пропорциональную уровню деловой активности, а удельный вес условно-постоянных налогов в общей совокупности платежей налогоплательщика зависит от эффективности его деятельности.

• Налоговые системы зарубежных стран существенно различаются между собой, так как действуют в разных экономических режимахпростое механическое перенесение зарубежной практики в российскую действительность невозможно, так как элементы налоговых систем складывались на протяжении длительного периода времени. Однако несмотря на специфичность налогового опыта каждой страны возможна его адаптация (основы построения налоговой системы, ее структуры) к нашим условиям, нельзя замыкаться исключительно на собственных представлениях о том, как разрешить проблемы в фискальной сфере, наша налоговая система не может развиваться не глядя на успехи и ошибки других стран.

• Налоговое планирование — необходимый элемент при выработке управленческого решения, влияющий на его эффективность. При принятии любого управленческого решения задача налогового планирования заключается в анализе всех налоговых последствий на основе вариантности и оценке степени их влияния на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов.

Предлагаемое в работе сочетание операционного анализа и налогового планирования сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовое планирование и анализ, производственное планирование. Это дает возможность эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов: объема выпуска, состава и величины затрат, цен, структурных сдвигов в ассортименте продукции, налоговых платежейа также прогнозирования величины налоговых изъятий в бюджет и изыскания необходимых сумм для их уплаты в срок. Использование методов налогового планирования на основе операционного анализа позволяет расширить степень свободы оптимизации налоговых платежей при реализации задачи оптимизации финансовых результатов.

• Эффективность законов в большой мере зависит от того насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны и насколько унифицированы юридические понятия и термины. Поэтому при подготовке проектов законов должны соблюдаться следующие правила: ясность, простота применения и понимания терминовлогика изложения текста и связь нормативных предписаний меду собойотсутствие противоречий и пробелов.

• Государство должно располагать достаточно надежным механизмом сбора налогов для того, чтобы получить ожидаемые средства в казнуодним из главных составляющих в этом механизме является налоговое администрирование (система управления государством налоговыми отношениями), совершенствованию которого необходимо уделять должное внимание, так как недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступления налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе.

• Реструктуризация задолженности по налогам и сборам представляет собой шанс выправить финансово-экономическое положение особенно тем, кто оказался на грани или уже в стадии банкротства. Для более устойчивых предприятий реструктуризация предоставляет возможность высвобождения определенных ресурсов и направления их на развитие, включая техническое перевооружение, капитальное строительство, внедрение новых технологий и, как следствие, повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции. Государству реструктуризация дает дополнительные поступления в бюджет и перспективы роста этих поступлений во времени. Поэтому в работе делается вывод о том, что необходимо продолжить проведение реструктуризации и предусмотреть возможность отсрочки погашения задолженности в пределах графика погашения.

• Списание безнадежных долгов по налогам и сборам может способствовать снижению налогового бремени на хозяйствующие субъекты и инвентаризации налоговых потенциалов бюджетов разных уровней. Однако для того, чтобы эта процедура не приобрела повторяющегося характера (а, следовательно, спокойно ожидаемого) списания долгов неплательщиков, следует осуществлять эту процедуру единовременно, кроме того, должен быть выработан единый подход на всей территории России. 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. 2001. № 5. с.33−35.
  2. A.B. Эффективность налогового процесса и институциональные особенности российской корпоративной культуры. // Налоговый вестник. 2000. № 10. с.26−29.
  3. A.M., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 760с.
  4. В.И. Налоговые льготы: опора или помеха. // Налоговый вестник. 1998. № 3. с.21−23.
  5. Ф.Х. Финансовое планирование и моделирование налогового процесса региона. Монография. М.: Финансы, 1999. 168с. Барулин C.B. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. // Финансы. 1996. № 1. с.25−29.
  6. C.B., Синягин A.A., Телятников Н. Б. Чистый доход государства, налоги и налогообложение. Саратов.: Издат. центр Сарат. экон. академии, 1996. — 40с.
  7. В.В. Финансовое моделирование. СПб: Питер, 2000. — 208с. Боярский В. Налоги — средства к достижению целей государства. // Президентский контроль. 1999. № 9. с.27−33.
  8. Г. М. Право и экономика налогообложения. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. — 404с.
  9. A.B. и др. Методы налоговой оптимизации, или как избежать опасных ошибок. М.: «Аналитика-Пресс», 1999. — 144с.
  10. A.B. Организационные принципы российской налоговой системы. // Финансы. 1998. № 3. с. 33−35.
  11. A.B. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике. // Налоги. 2000. № 1. с. 16−20.
  12. Н.М. и др. Предприятия естественных монополий в контексте крупнейших налогоплательщиков предприятий отраслей промышленности. //Налоговый вестник. 2000. № 1. с. 18−21.
  13. А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности. // Экономист. 1998. № 4. с.69−78.
  14. В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике. // Вопросы экономики. 2000. № 2. с. 107−116.
  15. Р.Г. О соотношении прямого и косвенного налогообложения. // Финансы. 2000. № 3. с.24−25.
  16. Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику. //Вопросы экономики. 1998. № 4. с.4−13.
  17. А. и др. Фискальное танго. // Эксперт. 1999. № 44. 22ноября. с.23−27.
  18. М.Х. Налоговая система общества: методология обоснования, принципы построения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 188с.
  19. П.М. Финансовое право. М.: Пресс, 1978. 430с.
  20. И.В. Методологические аспекты налогового бремени предприятий // Налоговый вестник. 1998. с.28−29.
  21. И.В. Налоговая политика и экономический рост. // Финансы. 1999. № 1. с.22−26.
  22. Т. Матрица. // Эксперт. 1999. № 44. 22ноября. с.28−29.
  23. Н. Теория налогов и некоторые практические аспекты ее применения. // Налоговый вестник. 1999. № 7. с. 144−146.
  24. М.Р. Место налоговых льгот и санкций в налоговом механизме. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999. — 89с.29.
Заполнить форму текущей работой