Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Народные праздники и фестивали в культуре Иордании: История и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термин «фестиваль» в современных языках происходит от французского «festival», который восходит к латинскому «festivum», что в буквальном переводе означает «празднество». В современной англоязычной литературе термины «праздник» («holiday») и фестиваль («festival») используются как синонимы, в справочниках и энциклопедиях дается единая статья: «Holidays and Festivals». В русскоязычной же… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-культурные предпосылки современных фестивалей
    • 1. Праздники и зрелища в первобытной культуре и в Древнем мире
    • 2. Традиции народных праздников в странах арабского мира
    • 3. Фестивали культуры и искусств в современном арабском мире
  • Глава II. Фестиваль культуры и искусств в Иордании и его роль в развитии культурной жизни страны
    • 1. Основные особенности и тенденции современной культурной политики Иордании
    • 2. Предпосылки и становление фестиваля культуры и искусств в г. Джераш
    • 3. Участие в фестивале коллективов из арабских стран, из стран Европы, Азии, Африки и Америки
    • 4. Роль фестиваля культуры и искусств в современной культурной жизни Иордании

Народные праздники и фестивали в культуре Иордании: История и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из особенностей современной жизни в XX веке стало осознание значения культуры для развития мировой цивилизации. Это привело к созданию многочисленных как национальных, так и международных программ, направленных на сохранение и развитие культуры, а также усилило интерес к истории и теории культуры. На протяжении всей человеческой истории важное место в культуре любого народа занимали праздники. Праздники связаны с важнейшими событиями как частной, так и общественной жизни людей. Некоторые праздники являются «разовыми» и отмечаются в связи с отдельными событиями (например, в частной жизни — рождение ребенка, свадьба, в общественной жизни — окончание эпидемии или войны, восшествие монарха на престол), другие — празднуются регулярно, в определенное более или менее точно установленное время (например, годовщина свадьбы, день образования государства).

Праздники можно также поделить на религиозные и светские. Вплоть до Нового времени подавляющее большинство праздников было связано с религиозными верованиями. Так, например, в русской культуре дооктябрьского периода крупнейшими общественными праздниками были христианские праздники — Пасха, Рождество и т. д., и даже в частной жизни в качестве праздника отмечались не дни рождения, а «дни ангела». Но наряду с религиозными праздниками в любом государстве всегда существовали и светские.

Уже в культуре античного мира фиксируется тенденция перерастания ряда религиозных праздников в светские, по крайней мере, по своему содержанию. Общий процесс секуляризации культуры в Новое время привел к тому, что в XX веке в высокоцивилизованных странах у многих праздниках при сохранении некоторой религиозной «оболочки» содержание праздника становится практически полностью мирским. Так, например, широко отмечаемый ныне «День св. Валентина» превратился по сути дела в «День влюбленных». В других же случаях многие современные праздники вообще не связываются с событиями и персонажами Священной истории, к такого рода праздникам относятся, как правило, и современные фестивали — как национальные, так и международные.

Фестивали, и особенно международные, в настоящее время являются весьма значительным феноменом культурной жизни. Они не только способствуют сохранению и развитию национальных культур, но и играют роль важнейшего средства взаимодействия культур различных народов. И хотя такого рода фестивали широко распространены и хорошо известны, их научных исследований практически нет.

Термин «фестиваль» в современных языках происходит от французского «festival», который восходит к латинскому «festivum», что в буквальном переводе означает «празднество». В современной англоязычной литературе термины «праздник» («holiday») и фестиваль («festival») используются как синонимы, в справочниках и энциклопедиях дается единая статья: «Holidays and Festivals». В русскоязычной же литературе в настоящее время под фестивалем имеется в виду периодически проводимое культурное празднество, показ, смотр искусства (театрального, музыкального, эстрадного, киноискусства и т. п.). Для многих фестивалей, помимо показа достижений в той или иной сфере культуры, характерно еще проведение соревнования или конкурса с присуждением премий и званий «лауреатов фестиваля».

Анализ современных фестивалей приводит нас к выводу, что их можно считать особым видом праздников, характерной особенностью 2 которых является набор следующих признаков. Фестивали являются праздниками: а) светскими по своему содержаниюб) регулярно проводимымив) содержат показ (или смотр) достижений в одном или нескольких видах искусстваг) преследуют цель проведения соревнования или конкурса. Эти признаки по отдельности или в определенных сочетаниях присущи и другим праздникам, но весь их набор характерен именно для фестивалей.

Фестивали можно поделить на универсальные (охватывающие несколько видов искусства) и специализированные (по одному виду искусства, например, театральные, музыкальные, кинофестивали и т. п.). Среди последних можно выделять еще узкоспециализированные, скажем, по жанрам (например, фестиваль народной, фестиваль молодежной, фестиваль детской песни и т. д., или фестиваль «документальных фильмов»), по возрастным признакам (например, фестиваль детских театров, фестиваль молодежных театров и т. д.).

И уже в античности — как у греков, так и у римлян — можно найти праздники и зрелища, которые можно считать предтечами современных фестивалей. Первые фестивали в современном смысле слова (принятом в русскоязычной литературе) зародились в Великобритании в XV веке в виде музыкальных фестивалей. В XX веке широкое распространение получили международные фестивали, что можно связать с общей тенденцией к интеграции культур в современном мире.

Непосредственным объектом исследования в диссертации является история создания и проведения универсального Иорданского международного фестиваля культуры «Джераш» и его историко-культурных корней, его места и роли в культуре Иордании. Этот фестиваль представляет собой одно из главных событий в культурной жизни.

Иордании, и является важным фактором в расширении культурных контактов народа Иордании с другими народами мира.

Иорданскому фестивалю «Джераш» было посвящено большое количество статей как иорданских, так и зарубежных журналистов. Но практически все эти работы носили описательный характер и касались отдельных сторон фестиваля. Аналитического научного исследования фестиваля как целостного культурного явления до сих пор не предпринималось. Таким образом, данное диссертационное исследование является первой научной работой, посвященной этому фестивалю.

Молодое развивающееся Иорданское Хашимитское Королевство, обрело независимость в 1946 году.

Но Иордания находится на востоке Средиземноморья, т. е. в одном из древнейших очагов человеческой культуры и цивилизации. Говоря об исторических корнях иорданской культуры, необходимо отметить влияние на нее культур различных соседних народов, а также государств, под властью которых в различное время находилась территория современной Иордании. Таким образом, иорданская культура испытала на себе влияние: культуры Древней Месопотамии и, в частности, Вавилона, Древнего Египта, Древней Персии, Древней Сирии и Палестинынесколько столетий Иордания входила в состав древнеримской империи, а затем — Византии. В VII веке в результате «арабских завоеваний» территория Иордании вошла в состав «мусульманского мира» (первоначально — Арабского халифата), и на протяжении всего последующего периода — вплоть до настоящего времени — влияние мусульманский культуры является на территории Иордании доминирующим. Подавляющее большинство населения 4 современной Иордании — это арабы, исповедующие ислам в форме суннизма (90%), и в их жизни важнейшее место занимают мусульманские праздники. Но в стране проживает около 10% граждан других национальностей — носителей своих национальных культур. Это, например, черкесы и чеченцы (мусульмане), персы (мусульмане и зороастрийцы), армяне (армяно-григорианская церковь) и некоторые другие. Отметим, что в целом, христианство в настоящее время исповедуют в Иордании около 3% населения (включая и автора настоящей работы). Естественно, что каждая конфессия и этническая группа имеет свою собственную систему праздников.

Таким образом, хотя Иордания как самостоятельное государство существует только с 1946 года, культура Иордании представляет собой сложное явление и имеет древние исторические корни. Но научные работы, посвященные культуре Иордании, и в частности, комплексному исследованию народных праздников в стране, практически отсутствуют (как в мировой, так и в русскоязычной литературе).

Несмотря на серьезное влияние религиозных верований на жизнь иорданцев, в ней всё большую роль начинают играть чисто светские праздники, и в частности, фестивали. Важнейшим фактором культурной жизни страны стал в последние годы Международный фестиваль в г. Джераше, который подробно анализируется в данной работе.

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время практически полностью отсутствуют научные работы, посвященные исследованию фестивалей и их места в системе народных праздников. С другой стороны, не существует также и работ, посвященных 5 культуре Иордании в целом, ее современной культурной политике и фестивалю «Джераш» в частности. Поэтому выбранная тема достаточно актуальна на данном этапе.

Степень научной разработанности проблемы. Народные праздники при анализе любой конкретной культуры являются обязательным объектом исследования. Однако роль праздников в современной культуре еще недостаточно изучена. Особенно это относится к такому виду праздников, как фестивали.

Фестивали всегда привлекают внимание средств массовой информации, и о них имеется множество публикаций в газетах и журналах, им посвящены многочисленные радио и телепередачи. Однако при этом мы имеем дело исключительно с описаниями различных сторон фестивалей, т. е. о фестивалях говорится в целом на публицистическом уровне. Поэтому, несмотря на наличие обширного описательного материала, вопрос о роли фестивалей и их влиянии на культурные процессы в каждой конкретной стране остается не вполне ясным. В теории и истории культуры до сих пор не существует работ, в которых был бы дан целостный анализ такого сложного явления как фестиваль.

Не претендуя на всестороннее рассмотрение проблемы, мы предприняли попытку выявить характерные черты фестивалей, как особого вида праздников, и проследить их историко-культурные корни, а также исследовать происхождение и сущность одного конкретного фестиваля культуры и искусств — в г. Джераш (Иордания).

Для проводимого в работе анализа праздников и фестивалей как особого культурного феномена весьма важными оказались исследования, посвященные как в целом исследованию истории, и теории культуры, так и непосредственно праздникам — в общем и конкретным праздникам у отдельных народов. Назовем в первую очередь имена таких российских ученых, как М. М. Бахтин, JI.M. Бат-кин, А. Я. Белоусов, A.B. Бенифанд, А .Я. Гуревич, П. С. Гуревич, Н. М. Закович, Н. И. Конрад, Л. С. Лаптева, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. И. Мазаев, Б. А. Рыбаков, И. В. Суханов, Д. М. Угринович, и таких зарубежных, как М. Мосс, Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Й. Хейзинга, О. Шпенглер, М. Элиаде.

При рассмотрении историко-культурных предпосылок фестивалей в мусульманской культуре и в целом истории культуры мусульманского мира, в основном были использованы результаты исследований российских ученых, и, в первую очередь, таких авторитетных специалистов, как В. В. Бартольд, Л. С. Васильев, М. Б. Пиотровский, И. Тауфик, С. А. Токарев, И. М. Филыптинский и др. Из зарубежных исследователей назовем работы фон Г. М. Грюнебаума, А. Мец, А. Шиммель, а также на арабском языке — А. Юнис Махлюф, Мухаммад Али Абу Хамда, М. Хиджаб.

В философско-историческом анализе таких составляющих праздничных обрядов, как музыка, песни и пляски, ритуальные действия и священные тексты, мы опирались на результаты исследований российских специалистов — И. А. Герасимовой и Г. В. Гриненко.

Цель диссертационной работы. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить историко-культурные предпосылки современных фестивалей как особого вида праздников, провести исследование конкретного фестиваля культуры и искусств в г. Джераше и его роли в культуре Иордании.

Задачи исследования:

— выявить характерные признаки такого вида праздников как фестивали и проследить их историко-культурные корни;

— проследить историю становления народных праздников в арабо-мусульманской культуре эпохи Средневековья и предпосылки фестивалей в ней;

— рассмотреть историю становления такого вида праздников как фестивали в современном арабском мире, и в частности, фестиваля в Карфагене (Тунис);

— проанализировать основные черты и тенденции современной культурной политики в Иордании;

— рассмотреть историю становления и проведения, а также выявить характерные черты Фестиваля культуры и искусств в г. Джераш;

— выявить и проанализировать роль Фестиваля культуры и искусств в г. Джераш в культуре Иордании.

Объект исследования. Объектом исследования являются фестивали как особый вид праздников, и, в частности, Фестиваль культуры и искусств в г. Джераш (Иордания) как историко-культурный феномен.

Предмет исследования. Предметом исследования является проблема становления таких праздников как фестивали и их роль в современной культуре.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации. Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что переведен с арабского на русский язык и введен в научный оборот целый ряд документов, характеризующих особенности: а) средневековой арабо-мусульманской культурыб) историю и 8 современное состояние иорданской культурыв) историю проведения и характерные особенности фестиваля культуры и искусств в г. Джераш. А также в диссертации в результате проведенного исследования:

— выявляются характерные признаки такого вида праздников, как фестивали, и исследуются их историко-культурные корни;

— раскрыты исторические корни народных праздников в арабско-мусульманской культуре эпохи Средневековья, восходящие к традициям древнегреческих и древнеримских праздников мистерий;

— выявлена роль фестивалей народного творчества и искусства (в частности, фестивали в Карфагене) в современном арабском мире;

— рассматривается история становления и проведения.

Фестиваля культуры и искусств в г. Джераш, а также его характерные черты;

— выявляется и анализируется роль Фестиваля культуры и искусств в г. Джераш в культуре Иордании.

Практическая значимость работы определяется ее актуальностью и новизной, введением в научный оборот и разработкой проблем истории культуры Иордании и ее современной культурной ситуации, а также материалов о Фестивале культуры и искусств в г. Джераш (Иордания) как факторе активизации культурных процессов в стране, что соответствует потребностям истории и теории культуры.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы, на наш взгляд, в преподавании истории и теории культуры, а выводы и рекомендации могут быть использованы при организации фестивалей культуры и искусств.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре «Истории культуры» Московского государственного университета культуры и искусств. Ее отдельным положениям были посвящены выступления диссертанта на конференциях в МГУКИ: научной конференции: «Информационные службы и студенческая молодежь» (14 мая 1999 г.), научной конференции, посвященной 35-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культур: «Современная культура: проблемы и поиски» (4 декабря 1998 г.), научно-практической конференции: «Наука, культура и образование в преддверии XXI столетия» (11 февраля 1999 г.).

Основные положения диссертации отражены в статьях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы на русском, английском и.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что фестивали культуры и искусств, проходящие в современном мире, имеют древние исторические корни, восходя к праздникам и зрелищам, устраивавшимся еще в первобытном обществе и в Древнем мире. Особенностью этих древнейших праздников был их сакральный характер, а важнейшей составляющей — обрядово-культовые действия, направленные на то, чтобы умилостивить богов, духов и другие сверхъестественные силы. Среди таких обрядово-культовых действий существенную роль играли различного рода игры и состязания, где участники соревновались друг с другом — как в различных видах спорта, так и в исполнительском мастерстве в музыке, танцах, театральных представлениях.

Но уже в Древней Греции многие элементы религиозных праздников (таких, как Великие Дионисии и Великие Панафинев в Афинах) стали частично утрачивать свой сакральный характер, превращаясь постепенно в массовые зрелища — по сути дела предтечи современных фестивалей театрального, музыкального и др. искусств.

Различного рода национальные и международные фестивали, как сохраняющие связь с религиозными праздниками, так и чисто светские, стали важной составляющей современной мировой культуры. Особое значение имеют фестивали, проводящиеся в странах, в силу определенных причин выпавших из общемирового культурного процесса. Там они играют роль важнейшего фактора инициализации и активизации культурной жизни общества этих стран.

Фестиваль культуры и искусств в г. Джераш стал важнейшим явлением иорданской культуры после обретения Иорданией сувере.

105 нитета и независимости. Он также стал фактором консолидации общества вокруг общенациональной идеи. Последнее, по нашему мнению, особенно важно для государств с малой территорией и небольшим населением.

Фестиваль культуры и искусств в г. Джераш (Иордания) отличается от всех других фестивалей, проводящихся в арабских странах, тем, что, во-первых, он является одним из крупнейших многосторонних фестивалей культуры и искусства в арабском мире, а, во-вторых, он, в отличие от других фестивалей, проводится на всей территории исторического города, что создает многофункциональное культурное пространство. Это происходит тогда, когда многочисленные виды и жанры культуры и искусства представлены в одно и то же время в различных местах и на различных сценических площадках.

Важным является также то, что Фестиваль культуры и искусств в г. Джераш не является специализированным, он направлен к самым различным слоям общества, а не к ограниченному количеству людей или группам специалистов.

И, возможно, важнейшая ценность этого фестиваля состоит в том, что он является феноменом, расширяющим культурную жизнь иорданского и арабского общества, открывающим возможности обогащения культурной жизни в стране и создающим мост для культурных и человеческих контактов между Иорданией и ее арабским окружением, а также с другими странами мира и их народами.

Фестивалю принадлежит большая заслуга в том, что г. Джераш стал известен во всем мире, как никакой другой город в Иордании. В дни его проведения ежедневно передаются новости по телевидению, спутниковой связи, радио, Интернету, печатаются сообщения в местной, арабской и международной прессе. Все это делает фестивальный.

Джераш центром внимания миллионов любителей культуры, искусства и истории.

Размышляя о будущем фестиваля, его организаторы и участники высказали ряд идей, которые представляются нам очень интересными. Прежде всего, они стремятся к тому, чтобы фестиваль приобрел более широкий масштаб и стал поистине всемирным, чтобы в нем в нем участвовало как можно больше коллективов из арабских стран, и чтобы различного рода коллективы даже соревновались бы за участие в фестивале. Если это случиться, то фестиваль в Джераше окажется подобным карнавалу в Бразилии, куда сейчас съезжается около пяти миллионов человек из разных стран мира. Но при этом необходимо, чтобы в фестивале постоянно участвовали бы и коллективы из Иордании. Тем самым они постоянно совершенствовали бы свое исполнительское мастерство и получили бы известность во всем мире. [Газета Аль да Стур, 17 июля 1986 г., с. 20].

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском языке
  2. Авеста. Пер. И. Стеблин-Каменского. М., 1992
  3. А. Иордания километр за километром. М., 1998
  4. Антология культурологической мысли. М., 1996
  5. В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992
  6. В.В. Соч.: В 6 т., М., 1966
  7. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965
  8. А.Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974
  9. A.B. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск, 1986
  10. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М., 1990
  11. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб, 1898, т. XXIV
  12. В.И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968
  13. JI.C. История религий Востока. М., 1983
  14. Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988
  15. С.Н. Современная культура: тенденции глобализации // Сборник тезисов научной конференции, посвященной 35-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры, 4 декабря 1998 года, М., 1999
  16. Д.М. Массовые праздники: Учебное пособие для студентов ин-тов культуры. М., 1978
  17. И.Н. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии, 1995, № 6
  18. С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего1. Востока. М., 1966
  19. Г. В. Об особенностях сакральной коммуникации // Полигно-зис, 1999, № 2
  20. Г. В. Сакральные тексты и современная логика // Полигнозис, 1998, № 1
  21. Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998
  22. Г. Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600−1258). М., 1988
  23. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972
  24. П.С. Культурология. М., 1996
  25. П.С. Философия культуры. М., 1995
  26. В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка. М., 1999, т. III
  27. A.B. Христианство и ислам. М., 1990
  28. Р.И., Научные основы культурного развития современного села. М&bdquo- 1976
  29. Идрис Шах. Мудрость идиотов. Подвиги несравненного муллы Насреддина. М., 1993
  30. Идрис Шах. Суфизм. М., 1994
  31. В. Жизнь Магомета. М., 1991
  32. Ислам. Историографические очерки. М., 1991
  33. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991
  34. Т.П., Виноградова H.A. Искусство средневекового Востока. М. 1989
  35. . Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986
  36. Коран. Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М., 1989
  37. Культурология. XX век: Антология. М., 1995
  38. Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массового праздника: Автореферат диссертации на соискание степени канд. филос. наук. М., 1975
  39. К. Эволюция ритуала в биологических и культурных сферах // Природа, 1969, Хо 11
  40. Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973
  41. А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М., 1976
  42. Мец А. {Мусульманский Ренессанс. М., 1996
  43. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1991.
  44. Мусульманские праздники. М., 1990
  45. Мусульманский мир, 950−1 150 гг. М., 1981
  46. Р.В. Проблема взаимодействия национальных культур // Сборник тезисов научной конференции, посвященной 35-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры, 4 декабря 1998 года. М., 1999
  47. Новейшая история арабских стран Азии. М., 1988
  48. Очерки истории арабской культуры Y-XY веков. М., 1982
  49. Очерки по истории мировой культуры. Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М., 1998
  50. М.Б. Коранические сказания. М., 1991
  51. .А. Язычество древней Руси. М., 1988
  52. .А. Язычество древних славян. М., 1981
  53. Словарь античности. Пер. с немецкого. М., 1989
  54. A.B. Великий шейх суфизма. М., 1993
  55. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М., 1998
  56. И.В. Обычаи, традиции, обряды, как социальное явление. Горький, 1973
  57. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989
  58. И., Классическая арабо-мусульманская культура, Научно-методические материалы к курсу «История древней и средневековой философии Востока». М., 1997
  59. Тит Ливий. История Рима от основания города. М., 1989
  60. С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976
  61. С.А. Ранние формы религии. М., 1990
  62. Тысяча и одна ночь. М., 1987
  63. Д.М. Обряды: За и против. М., 1975
  64. К. Аспекты индоевропейской поэтики // Новое в зарубежной лингвистики, XXI, М., 1988
  65. Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1980
  66. Й. Осень Средневековья. М., 1988
  67. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992
  68. Хрестоматия по исламу. М., 1994
  69. А. Мир исламского мистицизма. М., 1999
  70. О. Закат Европы: В 2 т. М., 1993−1998
  71. В.В. Дизайн в формировании культурной среды: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук (Московский государственный университет культуры), М., 1997
  72. М. Аспекты мифа. М., 1995
  73. М. Космос и история. М., 1987
  74. М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998
  75. М. Мифы. Сноведения. Мистерии. М., 1996
  76. М. Священное и мирское. М., 1994
  77. М. Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. М.-СПб., 1997
  78. Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 19 851. На английском языке
  79. Muhammad Husayn Havkal, The Life of Muhammad, USA, 19 761. На арабском языке
  80. Абдель Кадер Мальхам, Мухаммад Амин аль-Када, Джераш-85 наш лучший фестиваль // Газета «Аль-Ярмук», 20.07.1985
  81. Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани, Книга песен, т. З, Бейрут, 1956−1957
  82. А. Юнис Махлюф, Иордания: история, цивилизация и исторические памятники. Иордания, 198 093. «Иордания, цифры и факты», специальный выпуск по случаю 60-летия Короля Хусейна. Амман, 1995
  83. Мухаммад Али Абу Хамда. Иордания и памятники культуры. Иордания, 1989
  84. Мухаммад Сабарини, Фестиваль в Джераше и культура // Газета «Аль-Ярмук», 27.07.198 596. «План социально-экономического развития на 1993−1997 гг.», Амман, Министерство планирования, 1993
  85. Салем аль-Асаф, Раби Рихани, Фестиваль это полное представление всех наших деятелей искусства // Газета «Аль-Ярмук», 20.07.1985
  86. Самир Харис, Фестиваль в Карфагене подтверждает развитие театрального искусства в Иордании // Газета «Аль-Ярмук», 16.08.1984
  87. Сахир ан-Наанаа, Джераш сквозь века // Газета «Аль-Ярмук», 27.07.1985
  88. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1981, Амман, Иордания
  89. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1983, Амман, Иордания
  90. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1984, Амман, Иордания
  91. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1989, Амман, Иордания
  92. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1995, Амман, Иордания
  93. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1996, Амман, Иордания
  94. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1997, Амман, Иордания
  95. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1998, Амман, Иордания
  96. Халяф Абу аль-Кяшк, Фестиваль в Джераше окно в мир // Газета «Аль-Ярмук», 27.07.1985
  97. Хатим ас-Сейид, Фестиваль двигатель творческой энергии в Иордании // Газета «Аль-Ярмук», 1 1.07.1985
  98. Хусейн Дибаджа, Мухаммад ар-Рашид, Фестиваль является выдающимся опытом развития культуры и возрождения народногонаследия // Газета «Аль-Ярмук», 16.08.1984
Заполнить форму текущей работой