Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности юмора в ситуационных комедиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подразумевание"(understatement) включает в себя иронию и подтекст, данный вид шуток рекомендуется использовать реже. Причины подробно описывались выше, суть их сводится к необходимости предоставлять аудитории юмор, который легко понять. Однако, данный вид шуток всё равно используется, поскольку он интересен и удерживает более интеллектуальную аудиторию. Надо отметить, что юмористические моменты… Читать ещё >

Особенности юмора в ситуационных комедиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Говоря о специфике и характерных чертах юмора в ситкомах важно отметить не случайное, а закономерное их формирование. Рассмотрим ряд особенностей юмора в ситуационных комедиях.

Одной из ключевых особенностей ситкомов, которая уже была упомянута выше, является насыщенность сценария, отсутствие любых перерывов кроме пауз для смеха. Поскольку, в данном жанре основным компонентом является как раз юмор, то насыщенность сценария выражается в наполненности шутками, которые следуют одна за одной без долгих перерывов. Юмористические моменты присутствуют не только в окончаниях сцен, на каждой странице сценария их должно быть минимум три штуки. В ситкомах страница — это около 30 секунд времени серии, соответственно за минуту демонстрируется около 6 шуток, такой насыщенности комедийными моментами нет ни в одном другом жанре. Важно понимать, что шуткой считается не только та или иная произнесённая фраза, но также это может быть вызывающий смех жест, взгляд, действие.

Эффективность данного правила обоснована не только тем, что большое количество смешных моментов вызывает больший смех, чем малое, но и эффектом синергии, который возникает, когда шутки расположены рядом. О подобном эффекте писал Бахтин, вот, как трактует его С. С. Аверинцев в своей статье: «Нервно-мускульная реакция, разбуженная мыслью, подхватывает порыв мысли и тут же перехватывает у неё инициативу — мы только что смеялись потому что находили мысль смешной, и вот мы уже находим другую мысль смешной, потому что продолжаем смеяться, — уже оно облегчает любые подмены.» Соответственно, данный эффект позволяет усиливать впечатление от менее смешных шуток за счёт более удачных, располагая лучшую перед худшей. Данное действие одновременно и облегчает работу сценаристов, которые придумывают огромное количество юмористических моментов, и позитивно сказываются на восприятии эпизодов зрителем, поскольку они могут получить больше позитивных эмоций и смеха, ради которых они и включили ситком.

Также ситуационные комедии отличает обилие коротких шуток простых для понимания. Это могут быть забавные падения, нелепые фразы и т. п., важно, что мы мгновенно их считываем и смеёмся. Обоснованность данного канона в ситкомах также определяется с точки зрения науки: «Смех… это не пребывающее состояние, переход, вся прелесть, но и весь смысл которого — в его мгновенности. Таким образом, данные особенности ситуационных комедий обуславливаются не случайной реакцией зрителелей на них, а эффективностью с точки зрения физиологии смеха и психологии восприятия данного явления.

Продолжая исследовать неотъемлемые черты ситкомов, нельзя не отметить специфику возникновения юмора. Герои в данном жанре не шутят специально, смех обуславливают комичные ситуации, характерные для типажей героев, за счёт этого шутки органичны. То есть, для того, чтобы шутки были смешными, сценаристы ситуационных комедий не придумывают их специально, а исходят из персонажей. Это обуславливает необходимость детальной проработки характеров героев, которая позволит в дальнейшем, ставя их в те или иные ситуации, получать органично вписывающиеся и воспринимаемые аудиторией юмористические моменты. Например, персонаж Алла в «Универе» изначально преследует главную цель своей жизни — выйти замуж за миллионера. Если мы в любой серии вводим богатого человека, даже на эпизодическую роль, Алла не может не отреагировать на него. При этом ещё одной отличительной её чертой является невысокий интеллект. Вкупе данные параметры характера обеспечивают очевидную реакцию Аллы в виде попыток заполучить появившегося богача любым путём и выбор методов априори неэффективных, таких, которые умный человек не выбрал бы. Данная ситуация определённо комична, сценарной группе остаётся лишь развить её и добавить конкретные шутки. При этом ситуацию выдумывать отдельно нет необходимости, так как она следует их характера персонажа. Таким образом, чтобы добиться данного эффекта, характеры персонажей ситкомов тщательно прорабатываются, вплоть до мельчайших деталей, строго определяется их амплуа. После этого юмор выглядит естественно и лучше воспринимается аудиторией. Данная специфика эталонна, не каждому конкретному ситкому удаётся постоянно достигать данного эффекта.

Шуткой в ситкомах в обязательном порядке заканчивается каждая сцена. При этом выделяют два их вида: большая шутка (blow) и маленькая (button). Более значимые шутки располагают в моменты важные с точки зрения структуры, например, в конце тизера, первого, второго актов, тэга. Они, как указывалось выше, являются крючками, которые удерживают аудиторию и мотивируют её вернуться после рекламных пауз.

Поскольку юмор является ключевым компонентом ситуационных комедий, шутки не только типологизируются, но и выстраиваются по проработанным схемам. Соответственно, диалог в ситкоме состоит из трёх компонентов: заход (setup), смешная часть (punchline) и всё, сопровождающее шутку (pipe). Заход (сетап) — это утверждение, которое необходимо, чтобы понять саму шутку, вводная часть. Сама по себе она может быть смешной, но это не является основной её целью. Главное требование, предъявляемое к заходу — это подготовить зрителя непосредственно к смешной части. Для этого он должен во-первых, этот заход услышать, а во-вторых, понять. Например, в «Моей прекрасной няне» Вика, впервые оказавшись в доме Шаталина и стараясь произвести впечатление, говорит: «Гляньте, какие цацки гламурные!». Это заход. После него следует смешная часть, обычно она короткая Шаталин: «Да. Это Роден, известный своими цацками». Цель данного компонента шутки именно рассмешить аудиторию, после него располагается пауза для смеха, продолжительность которой зависит от того, насколько момент смешной. Далее следует очередной заход. Однако, в диалогах в ситуационных комедиях есть ещё один компонент сопровождение (pipe). К нему относится всё то, что не относится к шутке напрямую, а представляет пересказ самой истории. То есть, всё, что относится к основным сюжетным линиям и необходимо для понимания причинно-следственных связей событий.

Продолжая исследование особенностей юмора в ситуационных комедиях, необходимо отметить, что различают вербальные и визуальные шутки. Первые зритель должен услышать, вторые увидеть (slightgag). Характерной чертой шуток в ситкомах является то, что визуальные юмористические моменты доминируют над вербальными. Обосновывается данная закономерность в первую очередь простотой их восприятия. Ведь, смешное падение героя поймёт любой зритель, в то время как забавный комментарий персонажа может быть не считан той или иной группой аудитории, в связи с культурными или интеллектуальными особенностями. Однако, важно, чтобы ситуационная комедия была смешной и смещение баланса в сторону визуальных и понятных всем шуток, увеличивает вероятность успеха сериала данного жанра. В ситкомах по той же причине не рекомендуется использовать юмор, который понимается не сразу, поскольку его не все зрители считают. Соответственно, реже в сценарий включаются шутки, основанные на иронии или подтексте, ведь данные разновидности юмора предполагают определённый интеллектуальный уровень, необходимый для их понимания, следовательно, чем сложнее подтекст, например, тем меньшее количество людей его считает, что негативно скажется на рейтингах.

В целом юмор ситкома базируется на обмане зрительских ожиданий. Данный жанр насыщен сюрпризами, неожиданными поворотами, парадоксами. Это является очень важным и часто используемым поводом для шуток. Приведём характерный пример. «Клиника» («Scrubs») Герой бежит по коридору. Его голос закадровый нам объясняет, что вызов и все бегут спасать жизнь, кто первый, на том ответственность. Мы уверены, что он как раз и бежит оказывать помощь, ведь до этого в различных сценах мы видели как стажёрам важно доказать, что они на что-то способны. Но внезапно ДжейДи резко разворачивается и прячется в кладовой. Зрителям смешно, ведь мы не ожидали такого поворота и смеёмся не только над трусостью героя, но и над парадоксальным поворотом сюжета. В связи с этим есть важное правило для актёров ситуационных комедий, суть которого заключается в сохранении эффекта неожиданности в любом случае. Раскрытие интриги шутки раньше времени в индустрии называют «Tippingthejoke».

Сами юмористические ситуации подразделяются на различные категории., что логично с точки зрения развития данного жанра и значительного объёма разного вида шуток, соответственно, их типологизация облегчает процесс работы со сценаием. Ниже приведены некоторые типовые примеры шуток ситкома.

Вербальные (словесные) шутки включают в себя следующие подвиды:

  • 1. «Отсылка к предыдущей шутке» (callback) — суть его заключается в том, что если ранее в эпизоде был смешной момент или фраза, зритель уже смеялся над ней, теперь она упоминается снова, давая возможность посмеяться ещё раз. Для данного приёма должна использоваться максимально смешная шутка, для того, чтобы снова и снова в разных обстоятельствах аудитория находила её забавной. Встречаются серии, когда отсылка к предыдущей шутке происходит несколько раз за серию и является лейтмотивом отдельного эпизода. При этом, данный вид шуток лучше работает, когда зрителям уже достаточно знакомы персонажи и можно цепляться именно за их особенности.
  • 2. «Эхо» — это мгновенная отсылка к предыдущей шутке. Является подвидом шуток, указанного в предыдущем пункте. Может использоваться, например, когда один персонаж пошутил про другого, на что тот, над кем смеялись, например, обижается. Если после этого третий персонаж, например, начинает поддерживать второго, всем кажется, что он на его стороне, однако он тут же шутит как и первый, снова используя тот же повод. Соответственно, две шутки на одну тему ничем не разделены.
  • 3. «Подразумевание"(understatement) включает в себя иронию и подтекст, данный вид шуток рекомендуется использовать реже. Причины подробно описывались выше, суть их сводится к необходимости предоставлять аудитории юмор, который легко понять. Однако, данный вид шуток всё равно используется, поскольку он интересен и удерживает более интеллектуальную аудиторию. Надо отметить, что юмористические моменты данного вида не всегда сложны для восприятия. Например, в «Теории большого взрыва» («Thebigbangtheory») присутствует значительное количество подобных шуток, это обуславливается тем, что персонаж Шелдон не понимает сарказм и иронию. Соответственно, другие герои постоянно их используют, но в простых и сразу считываемых ситуациях, таким образом, зрители смеются не только над иронией, которую они распознали, но и над тем, что Шелдон её не понимает.
  • 4. Твист (twist) — основан на неожиданном повороте самой истории. В данном случае речь идёт не о конкретной форме фразы, которую произносит герой, а об изменении логики событий или действии персонажей, внезапно изменяющих ход событий. Например, в пилотном эпизоде «Моей прекрасной няни» всю серию Шаталин и Жанна планируют провести важную вечеринку, на которой не будет детей. Однако, в её разгар Вика приводит всех троих детей Шаталина. Этот момент и является твистом, так как внезапно весь дальнейший ход событий изменяется и не может быть таким, каким был запланирован героями и, соответственно, ожидался зрителями.

Визуальные шутки. К ним, очевидно, относятся все варианты падений, упускания предметов из рук и так далее. Ниже приведём некоторые необычные разновидности визуальных шуток.

  • 1. Слоубёрн (slowburn): медленный поворот головы героя как реакция на что-то. Часто усиливается тематически подходящей музыкой. Используется, например, когда должна быть схватка двух героев и они угрожающе поворачивают друг к другу головы. Если при этом зрители понимают, что сражение не серьёзное, например, в компьютерной игре, то нарастание драматизма в действиях героев создаёт комичный эффект.
  • 2. Двойной взгляд (doubletake): резкий поворот и взгляд на что-то, что мы сначала увидели вскользь. Например, герой заходит в комнату и быстро её пересекает. Боковым зрением, он и мы вместе с ним, видит, что что-то не так, резко разворачивается и оказывается, что на диване сидит другой персонаж.
  • 3. Плевки (spittake) — это шутки, когда, например, герой ест, резко начинает смеяться, давится и выплёвывает еду. Особенно данный вид шуток распространён с напитками, которые выглядят более эстетично при выплёвывании и при этом смешно.

Часто визуальные шутки усиливают вербальные и происходят практически одновременно, например, финальная шутка в пилотном эпизоде ситкома"Универ". Гоша: «А ты мой полы топлес, тогда я буду их пачкать по три раза за день». Алла от смеха выплёвывает шампанское, все герои смеются. Соответственно, высказывание Гоши является вербальной шуткой, плевок Аллы — визуальной. Следуют они одна за другой без перерыва, усиливаю комический эффект.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой