Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры: На прим. 
худож. гимнастики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования нами были выделены и раскрыты критерии оценки прекрасного в исполнении упражнений художественной гимнастики. Основные критерии — мастерствоединство содержания и формы. Специфические — плавность, динамичность, точность, изящество, гармоничность. Их характеристика с учетом данных, полученных в конце экспериментальной работы отражает положительные сдвиги, которые произошли… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ)
    • 1. 1. Эволюция научных взглядов на проблему эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой
    • 1. 2. Содержание художественной гимнастики и ее возможности в эстетическом воспитании будущего учителя физической культуры
    • 1. 3. Основные критерии эстетического выполнения упражнений в художественной гимнастике
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИЙЙАСТИКОЙ
    • 2. 1. Дидактические условия воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству
    • 2. 2. Методы и приемы воспитания у студенток эстетических чувств на занятиях художественной гимнастикой
    • 2. 3. Результаты экспериментального изучения эстетического выполнения студентками упражнений в художественной гимнастике

Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры: На прим. худож. гимнастики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важную роль в осуществлении перестройки народного образования в нашей стране предстоит сыграть молодым учителям, свободным от помех сложившегося стереотипа. Свежесть восприятия, свойственный юности максимализм при условии достаточной теоретической подготовленности и гармоничных ценностных ориентаций способны обеспечить аналитическое восприятие сложившегося опыта и поиск наиболее рациональных подходов к обучению и воспитанию школьников в наличных условиях. Личность учителя, совокупность знаний и убеждений, нравственные позиции и эстетическая культура играют определенную роль в формировании восприятия детьми окружающей действительности.

Методологические основы эстетического воспитания молодого поколения раскрыты в работах философов А. К. Дремова, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Л. Н. Когана, Г. А. Петровой, В. И. Самохвалова, МЛ. Сарафа, В. И. Столярова, А. А. Френкина и др.

В педагогической, психологической и методической науках проблема эстетического воспитания школьников и студентов через учебный процесс, внеклассную и внеаудиторную работу рассматривалась исследователями А. Г. Асмоловым, Б. А. Ашмариным, Л. С. Выготским, Т. Т. Джангаровым, А. Е. Лариным, В. АЛевиной, Б. ТЛихачевым, Б. М. Неменским, И. А. Пономаревым, И. А. Пуни, Ю. А. Самариным, М. И. Смирновым, Т. Д. Сусловой, В. Н. Шацкой и др. Многие из них раскрыли организационные формы и методы эстетического воспитания по отдельным учебным дисциплинам.

Специальному изучению художественной гимнастики, как виду спорта с эстетической направленностью, посвятили свои работы педагоги-исследователи Э. П. Аверкович, З. Д. Вербова, Т. С. Лисицкая, Д. А. Сивакова,.

Т.Т.Ротерс, И. В. Шефер. По их мнению художественная гимнастика играет большую роль в формировании эстетических вкусов и идеалов личности.

В настоящее время педагогической наукой предлагается ряд продуктивных идей и подходов к совершенствованию эстетического воспитания при профессиональной подготовке учителя физической культуры (художественная гимнастика и воспитание эстетических вкусов и идеалов, духовное и физическое совершенствование, воспитание чувства красоты и выразительности движений). Однако, многие вопросы еще остаются нерассмотренными. Во многом это объясняется тем, что данная проблема в вузовской дидактике часто рассматривается локально, с позиции отдельных методических подходов и совершенствования задач предметного обучения, без учета реальных особенностей такой подготовки. И прежде всего, без должного учета дидактических условий эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой.

Изучение современной практики подготовки учителей физической культуры показывает, что интеграции основ наук, предметов физического совершенствования и педагогических дисциплин не уделяется должного внимания. Мало внимания обращается на овладение будущими учителями такими методами, которые позволят формировать у школьников эстетические вкусы и идеалы, стремления к духовному и физическому совершенству, жизненно важные двигательные умения и навыки, понятия о красоте тела, специальные знания и эстетические понятия — воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, пластике движений, непосредственно сочетаемых с миром музыки, искусства и человеческой природы. В практической деятельности учителя по развитию у школьников эстетических чувств на занятиях физической культурой, воспитанию у них стремления к физическому совершенству также имеются некоторые недостатки. Для того, чтобы эффективно разви-ваткэстетические чувства, стремления к физическому совершенству школьников, необходимо у будущих учителей воспитать эти чувства и качествастремление к физическому совершенству. А также вооружить будущих учителей методикой данной работы.

Отмеченные недостатки педагогической теории и практики порождают противоречие, которое определяет направление нашего исследования: с одной стороны, между необходимостью повышения эстетического воспитания будущего учителя физической культуры, а с другой — недостаточной разработанностью его дидактических основ, ориентированных на качественную подготовку к педагогической деятельности в условиях динамично развивающегося школьного образования, на преодоление профессионального функционализма, традиционно сложившегося и все еще имеющего место в педагогической практике вузов.

Отсюда вытекает ряд частных проблем: каким образом сформировать у студенток эстетические вкусы и идеалы, стремления к духовному и физическому совершенству? Как воспитать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, пластике движений, непосредственно сочетаемых с миром музыки, искусства и человеческой природы? Каковы дидактические условия, методы и приемы эстетического воспитания студенток факультета физической культуры? По каким критериям определяется эстетическое выполнение гимнастических упражнений?

Проблема эстетического воспитания студенток факультета физической культуры сложная и многоплановая. Могут существовать различные направления в ее решении. В своей работе мы рассматриваем один из аспектов — эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры на примере художественной гимнастики. Целенаправленное эстетическое воспитание предусматривает, чтобы учебный процесс в вузе как по содержанию, так и по форме давал бы студенткам положительный опыт проведения подобной работы в школе.

Цель исследования — уточнить сущность, раскрыть содержание, структуру, особенности и функции художественной гимнастики в эстетическом воспитании студенток, определить эффективные условия, методы и приемы воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству, развитию эстетических чувств.

Объектом исследования является вузовская система эстетического воспитания будущего учителя физической культуры.

Предмет исследования — пути и условия эстетического воспитания студенток факультета физической культуры на занятиях художественной гимнастикой.

Направления теоретической и экспериментальной работы по теме исследования определяет следующая гипотеза.

Эффективность эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой обеспечивается, если будут:

— выявлены возможности художественной гимнастики в эстетическом воспитании студенток;

— определены дидактические условия воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству;

— выявлены эффективные методы и приемы воспитания у студенток эстетических чувств.

В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования выделены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ факторов и условий эстетического воспитания студенток факультета физической культуры.

2. Определить пути и дидактические условия эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой.

3. Определить наиболее эффективные методы и приемы воспитания у студенток эстетических чувств.

4. Разработать в помощь преподавателю программу по курсу «Художественная гимнастика».

Методологической базой исследования явилась философская теория диалектического единства обучения и воспитания. Исследование базируется на концепциях психологов А. Г. Асмолова, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. А. Леонтьева, М. И. Смирнова, А. В. Запорожца и др., педагогов М. А. Вейта, А. А. Вербицкого, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, М. Н. Скадзсина и др., методистов Б. А. Ашмарина, А. М. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, ИЛ. Лернер, Т. С. Лисицкой, Т. Т. Ротерс и других по проблемам путей и методов эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой.

В работе над диссертацией использованы разнообразные методы исследования: анализ литературных источниковмассовый социолого-педагогический срез при помощи анкетированияпедагогический эксперимент (поисковый и формирующий). Основное место в работе занимала группа диагностирующих методов: педагогическое наблюдение (прямое и косвенное), метод рейтинга, анализа, контрольных упражнений по определению специальной технической подготовленности, беседы, понятийный словарь, изучение студенческого творчества, сбор данных наблюдений, методы математической статистики (обработка количественных данных — результатов исследования).

Базой исследования были студентки факультета физической культуры Липецкого государственного педагогического института.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (19 921 993 гг.) проанализирована педагогическая, философская, психологическая, социологическая литература, освещающая проблему эстетического воспитания студентокизучен уровень эстетической воспитанности на первом и третьем курсах обучения. Данный этап посвящен в основном теоретическому осмыслению полученного материала, разработке концепции эстетического воспитания на занятиях художественной гимнастикой, проведению поискового эксперимента.

На втором этапе (1993;1995 гг.) была составлена и реализована программа экспериментальной работы по учебному курсу «Художественная гимнастика» для студенток факультета физической культуры педагогического института. Осуществляя опытно-экспериментальную работу, диссертант являлся преподавателем данной дисциплины. Этап проведения опытно-экспериментальной работы сыграл важную роль в проверке и уточнении концепции, отыскании верных методических решений проблемы, позволил накопить фактический материал и экспериментально его проверить. Прослеживалась динамика изменений, происходящих в экспериментальной группе в отличие от контрольной.

Третий этап (1995;1997 гг.) — заключительный — проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

— определены функции и возможности художественной гимнастики в эстетическом воспитании студенток факультета физической культуры;

— выявлен комплекс дидактических условий воспитания у студенток стремления к физическому и духовному совершенству;

— выявлены и научно обоснованы методы и приемы воспитания у студенток эстетических чувств на занятиях художественной гимнастикой;

— разработана и экспериментально проверена программа по учебному курсу «Художественная гимнастика».

Практическая значимость исследования включает:

— разработку и внедрение в вузовский процесс обучения программы эстетического воспитания студенток на занятиях художественной гимнастикой;

— комплекс критериев определения эстетического выполнения упражнений в художественной гимнастике;

— комплекс условий эстетического воспитания студенток.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным подходом к решению рассматриваемой проблемысоответствием комплекса методов исследования, его задачамирезультатами экспериментальной проверки и выводами, отраженными в методических рекомендациях по совершенствованию эстетического воспитания будущего учителя физической культуры.

Апробация работы. Материалы исследования периодически обсуждались на кафедрах теории и истории педагогики и гимнастики Липецкого государственного педагогического институтана ежегодных научных конференциях преподавателей (1992;1997 гг.) — на региональных научно-практических конференциях. Результаты исследования отражены в публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержание художественной гимнастики и ее возможности выступают важным фактором в эстетическом воспитании будущего учителя физической культуры при условии ее системного включения в процесс профессионального образования — во-первыхпри учете специальной физической подготовки студенток — во-вторыхпри учете психологических особенностей студенческого возраста, когда плодотворно формируются интеллектуально-эмоциональные сферы личности, когда осваивается культура, которая может дать человеку ощущение духовной сопричастности к миру музыки и красоте движения — в-третьих.

2. Эстетическое воспитание студенток факультета физической культуры взаимосвязано с эстетическим выполнением упражнений художественной гимнастики, которое обусловлено следующими основными критериями: 1) сложность упражнений- 2) композиция — построение упражнения (единство содержания и формы) — 3) исполнение — техника и стиль выступления (мастерство). Вспомогательные аспекты: 1) рискованность композиции- 2) оригинальность — присутствие в композиции новых элементов- 3) виртуозность — сочетание элегантности исполнения с разнообразием, свободой, амплитудой движения, а именно плавность, динамичность, точность, грациозность, легкость выполнения. Безупречное эстетическое исполнение порождает сильные эстетические чувства (как со стороны зрителя, так и со стороны спортсмена).

3. Дидактические основы эстетического воспитания студенток факультета физической культуры предполагают комплексное воздействие методов и приемов воспитания эстетических чувств, применяемых в учебно-спортивной деятельности, на примере художественной гимнастики. Специфика эстетического воспитания заставляет видоизменить традиционную классификацию методов и выделить в качестве основных следующие методы: убеждениезаражениевовлечение в эстетическую деятельностьорганизация воспитывающей эстетической ситуациистимулированиесамовоспитание и самосовершенствование. Каждый конкретный метод реализуется в различных приемах воспитания в зависимости от поставленных задач. На занятиях художественной гимнастикой в воспитании у студенток эстетических чувств применялись следующие методические приемы: изложениеобъяснениевнушение- «заражение» через спортивное творчествопримердиспутнакопление эстетического и художественного опытаспортивная тренировкахореографические, танцевальные и гимнастические упражнениянаглядный показ со стороны преподавателя или самих занимающихсявыполнение поручений, связанных с эмоциональными переживаниями.

4. Основными дидактическими условиями воспитания у студенток факультета физической культуры стремления к духовному и физическому совершенству являются: высокий уровень педагогического мастерства педагогапросвещение студенток в области эстетических знанийорганизация коллективного общения между студентками в атмосфере взаимной требовательности, доверия и уважения друг к другу с целью выработки творческого подхода к эстетической деятельностизакрепление и развитие положительных тенденций в процессе формирования эстетических качествпедагогическое руководство стихийно возникающими общественными взглядами, их эстетическая переориентациявыявление условий, которые могут обеспечить эффективное влияние эстетических вкусов на процесс совершенствования эстетических отношенийразвитие у студенток объективной самооценки, активной творческой позиции, стремления к самосовершенствованию, следование образцам и примерам эстетического поведенияразвитие объективной оценки эстетических поступков других, умение выделять внутренние побуждения их поступков и поведенияформирование умения критически, осознанно относиться к собственным суждениям и, когда они верны, противостоять давлению на них, а когда ошибочны — пересмотреть свои взгляды на те или иные явленияобъективность в оценке эстетических поступков и поведения студенток.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы: новые качественные образования у студенток факультета физической культуры на занятиях художественной гимнастикой во многом определяют эстетическое сознание занимающихся, их эстетически направленные потребности, творческую активность, отношение к себе и окружающим, так как основой эстетического воспитания является формирование у них эстетических вкусов, чувств, стремления к физическому и духовному совершенству. В соответствии с педагогическим влиянием и разносторонним физическим и интеллектуальным воздействием на занимающихся средства курса художественной гимнастики характеризуются следующим образом:

1. Упражнения без предмета применяются только характерные для художественной гимнастики. Это пружинные и волнообразные движения, взмахи, равновесия, повороты и прыжки. Данные упражнения способствуют активизации музыкального восприятия студенток. Так, пружинные движения сочетаются с ярко метричной музыкой. Волнообразные движения, выполняемые равномерно и напевно, соответствуют мелодичной, плавной музыке. Взмахи используются в работе над музыкой с широкой, ярко акцентированной мелодией и т. д.

2. Упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой, лентой) являются ценным средством для развития у занимающихся ловкости, быстроты, выносливости, смелости и настойчивости. Данные упражнения способствуют формированию эстетических чувств у студенток, умению восприниматьгармоничное сочетание предмета с произвольными движениями без предмета.

3. Элементы классического танца — основа хореографической подготовки в художественной гимнастике. Упражнения классического танца, включающие в себя позиции ног, рук и элементарные движения по позициям, являются подготовительными упражнениями, необходимыми студенткам для овладения школой движения, освоения исходных положений, для формирования правильной осанки. Классический танец — важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно с его помощью у студенток воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Непосредственно в процессе занятий хореографией занимающиеся ближе всего соприкасаются с искусством.

4. Элементы народных танцев в системе хореографической подготовки в гимнастике помогают раскрыть индивидуальность личности, развить свободу движений, непосредственность, легкость. Это, в первую очередь, танцы народов нашей страны, а также элементы танцев народов мира. Педагогу необходимо хорошо разбираться в особенностях народных танцев, не допускать смешения стилей, которое приводит к утрате национального колорита.

5. Элементы историко-бытовых и современных танцев — один из наиболее эмоциональных, доступных и любимых студентками видов двигательной деятельности. Они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, повышают уровень интеллектуального развития студенток с помощью экскурса в историю танца. В тех историко-бытовых и современных танцах, которые мы видим в исполнении профессиональных коллективов, имеется определенный психологизм, т. е. движения выполняются не только с соблюдением исторически сложившихся канонов, но и с привнесением в них определенных эмоций.

6. Ритмика — упражнения на согласование движений с музыкой — позволяет студенткам глубже понять музыкально-двигательный образ, развивает способность выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением музыкальных произведений. При этом развивается внимание, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость. Благодаря музыке, художественная гимнастика является эффективным средством эстетического воспитания студенток. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитания чувства красоты движения, культуры поведения, имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности. Музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия.

7. Следующее средство художественной гимнастики — элементы пантомимы, материалом которых является жест, поза. Пантомимические движения способствуют более образному решению построения композиций. Поэтому на занятиях художественной гимнастикой полезно включать различные упражнения, а также этюды, направленные на воспитание точности, правдивости пантомимических движений.

8. Еще одним средством художественной гимнастики также являются элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения). Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармоничного физического развития занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения с предметами и без предмета) используются в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях. Элементы прикладной художественной гимнастики применяются при подготовке спортсменов в других видах спорта (спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. На занятиях художественной гимнастикой со студентками мы используем ее средства — элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Богатство, разнообразие и доступность упражнений в художественной гимнастике, эффективное воздействие на организм, зрелищность привлекают к занятиям занимающихся. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятие о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Наше исследование показало, что основным путем формирования средствами художественной гимнастики эстетической воспитанности у студенток факультета физической культуры является целенаправленная работа по качественному изменению мотивационно-потребностной сферы личности. Ее цель — достижение высоких уровней развития и единства рационального, эмоционального и волевого компонента.

Процесс формирования эстетически направленных потребностей проходит постепенно в ходе учебных занятий по музыкальной ритмике и художественной гимнастике. Этапы формирования можно определить по следующим поведенческим проявлениям:

— на начальном этапе у студенток наблюдается комплекс неуверенности (угловатость, скованность, напряженность) при выполнении упражнений, специфичных для художественной гимнастики;

— далее появляется неосознанное желание красиво двигаться, подражая преподавателю или более опытным сверстницам (совершая как эстетические, так и неэстетические движения);

— возникает устойчивый интерес к явлениям спортивной жизни и участию в них (самостоятельные, подражательные, эстетически направленные поступки);

— формируется активная, инициативная, творчески направленная полезная деятельность (творческая на уровне студенческого творчества, общественно-полезная для окружающих и для института в целом);

— в итоге появляется интерес к спорту, искусству и стремление разбираться в них.

Изучение состояния эстетической воспитанности студенток в начале экспериментальной работы позволило нам констатировать, что практикуемая система воспитательной работы по формированию эстетических вкусов и идеалов личности в коллективе студенток не отвечает современным требованиям. Не ведется целенаправленная работа по эстетическому воспитанию на занятиях музыкальной ритмикой и художественной гимнастикой.

Поэтому в ходе нашего эксперимента были выделены, проверены и уточнены дидактические условия воспитания стремления студенток к духовному и физическому совершенству, которые могут обеспечить эффективное формирование эстетических вкусов и идеалов личности на занятиях художественной гимнастикой, обеспечивающие оптимальное сотрудничество педагогов со студентками. Опытная работа показала, что определяющими являются следующие условия:

— высокий уровень педагогического мастерства педагога, его компетентность, знание специфики эстетического воспитания студенток, закономерностей и основных этапов его развития;

— просвещение студенток, которое специально ориентировано на повышение уровня их эстетического сознания, выработку у них правильных оценочных суждений;

— организация коллективного общения между студентками в сферах искусства, спорта и жизнедеятельности коллектива в атмосфере взаимной требовательности, доверия и уважения друг к другу с целью выработки творческого подхода к эстетической деятельности;

— постоянный анализ и учет организованной обратной связи, позволяющие вовремя реагировать на отрицательные тенденции, закреплять и развивать положительные в процессе формирования эстетических качеств;

— педагогическое руководство стихийно возникающими общественными взглядами, их эстетическая переориентация;

— демократизация отношений педагогов со студентками, недопустимость навязывания своих суждений, позиций, учет эстетического восприятия студенток на занятиях художественной гимнастикой;

— выявление условий, которые могут обеспечить эффективное влияние эстетических вкусов на процесс совершенствования эстетических отношений;

— развитие у студенток объективной самооценки, активной творческой позиции, стремления к самосовершенствованию, следовать образцам и примерам эстетического поведения;

— усиление значимости и авторитетности коллектива, его дел, этических норм, требований, эстетических ценностей для каждой студентки;

— развитие объективной оценки эстетических поступков других, умения выделять внутренние побуждения их поступков и поведения;

— формирование умения критически, осознанно относиться к собственным суждениям и, когда они верны, противостоять давлению на них, а, когда ошибочны, пересмотреть свои взгляды на те или иные явления;

— объективность в оценках эстетического выполнения упражнений в художественной гимнастике.

Значимость всех условий подтвердилась. Кроме того, в процессе опытной работы стало очевидно, что немаловажную роль в эстетическом воспитании занимает восприятие прекрасного на занятиях художественной гимнастикой. Результаты работы, проведенной с учетом индивидуальных особенностей студенток, их внутреннего мира, показали необходимость целенаправленного подхода к правильному восприятию не только произведений искусства, но и искусства красоты движения в спорте, в частности, в художественной гимнастике, как эстетической ценности. Одной из основополагающих черт художественной гимнастики является обучение занимающихся видеть прекрасное в движении, в красоте позы, в создании образа того или иного упражнения, сопровождающееся глубокими эстетическими переживаниями.

Наша работа подтвердила необходимость целенаправленного разъяснения студенткам значения основных эстетических закономерностей, принципов формообразования. Этому способствовали беседы, диспуты, наблюдения, в результате которых занимающиеся сами начинали приходить к правильному пониманию проблемы и к необходимым выводам, что способствовало формированию эстетически ценных мотивов, установок, правил и норм, мировоззренческих позиций.

На первом этапе формирующего эксперимента нами исследовался один путь воздействия средств художественной гимнастики — прямой, когда конкретные упражнения, поступки, поведение становились непосредственным объектом его воздействия. Но по мере использования нами разработанной авторской программы учебного курса по художественной гимнастике для студенток факультета физической культуры, наряду с прямым влиянием стало осуществляться и косвенное — через совершенство форм, эстетическое композиционное исполнение, создание целостного художественного образа с помощью средств музыкальной выразительности и выразительных движений художественной гимнастики. К концу экспериментальной работы косвенное влияние средств художественной гимнастики превалировало в нашем опыте. Это стало возможным потому, что студентки в конце эксперимента в результате целенаправленной педагогической работы достигли более высокого уровня эстетического развития, чем в начале опытной работы.

Большое внимание в нашей работе со студентками уделялось воспитанию эстетических чувств с учетом эмоциональных переживаний на занятиях художественной гимнастикой.

В нашем эксперименте предлагалось пять этапов воспитания эстетических чувств с помощью средств художественной гимнастики.

1. Эстетическое восприятие упражнений в художественной гимнастике, связанное с таким эмоциональным переживанием занимающихся, как удивление.

2. Подбор музыкальных произведений в соответствии с определенным видом упражнений художественной гимнастики, связанный с таким эмоциональным переживанием, как восторг.

3. Образное решение композиционного построения в художественной гимнастике, связанное с эмоциональным переживанием занимающихсявосхищением.

4. С помощью исполнительского мастерства и средств выразительности в художественной гимнастике эстетическое выполнение комбинаций с учетом эмоционального переживания студенток — радости.

5. Органическое соединение содержания и формы в упражнениях художественной гимнастики является необходимым условием эстетического наслаждения.

В результате целенаправленной работы выяснилось, какие эстетические чувства испытывают студентки на занятиях художественной гимнастикой с учетом эмоциональных переживаний как при собственном выполнении гимнастических комбинаций, так и при наблюдении за комбинациями своих товарищей. Также нами были определены более эффективные методы и приемы воспитания эстетического чувства с помощью средств художественной гимнастики. Со студентками проводились специальные беседы, где давалась характеристика предлагаемым нами эстетическим чувствам.

Наше исследование выявило методические приемы воспитания эстетических чувств у студенток на занятиях художественной гимнастикой.

Воспитание чувства удивления осуществлялось с помощью следующих методических приемов: объяснения, «заражения», примера, тренировки, упражнения, показа, самостоятельного задания.

Чувство восторга воспитывалось таким приемами, как рекомендация, совет, пожелание, просмотр выступлений, самостоятельное задание, постановка эстетических проблем перед отдельной личностью и коллективом.

Для воспитания эстетического чувства восхищения у студенток нами применялись следующие приемы: накопление эстетического и художественного опыта, «заражение» через искусство, постановка эстетических проблем перед отдельной личностью или коллективом.

Чувство радости мы пытались воспитывать у занимающихся с помощью методических приемов внушения, «заражения», примера, накопления эстетического и художественного опыта, постановки эстетических проблем перед отдельной личностью или перед коллективом.

Воспитание чувства наслаждения у занимающихся осуществлялось приемами примера, «заражения», показа, накопления эстетического и художественного опыта.

Анализ полученных результатов проведенной работы относительно воспитания эстетического чувства (с учетом эмоциональных переживаний на занятиях художественной гимнастикой) с помощью определенных нами методических приемов раскрывает те сдвиги, которые произошли среди участниц эксперимента, занимавшихся по разработанной нами программе. В конце опытной работы отмечен более высокий уровень развития эстетических чувств по сравнению с первоначальным.

В ходе исследования нами были выделены и раскрыты критерии оценки прекрасного в исполнении упражнений художественной гимнастики. Основные критерии — мастерствоединство содержания и формы. Специфические — плавность, динамичность, точность, изящество, гармоничность. Их характеристика с учетом данных, полученных в конце экспериментальной работы отражает положительные сдвиги, которые произошли вследствие целенаправленной работы по нашей программе. К концу эксперимента студентки достигли более высокого уровня технического и творческого развития. Этому уровню развития соответствует высокий уровень эстетической воспитанности студенток, который носит действенный характер и является инструментом целенаправленного совершенствования эстетических отношений. Художественная гимнастика, как одно из средств эстетического воспитания, выступает критерием оценки прекрасного не только в исполнительском мастерстве занимающихся, но и в способности чувствовать и понимать красоту окружающего нас мира, ощущать гармонию духовного и физического начала. Данный вид спорта помогает фор" мированию у студенток эстетических вкусов и стремления к самосовершенствованию. Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие практические рекомендации:

1. При организации эстетического воспитания студенток на примере художественной гимнастики необходимо исходить из:

— осмысления требований к занимающимся, предъявляемых современным уровнем развития физической культуры в системе образования высшей школы;

— знания общих закономерностей функционирования эстетического воспитания и его особенностей в коллективе студенток, занимающихся художественной гимнастикой;

— знания реального состояния эстетической воспитанности и творческого потенциала занимающихся художественной гимнастикой, для чего необходима диагностика всех эстетических форм и проявлений в студенческом коллективе.

2. Основой эстетического воспитания на занятиях художественной гимнастикой в коллективе студенток являются: педагогически целесообразно направленная деятельность по формированию эстетических вкусов и идеалов личности, развитие у занимающихся способностей к эстетическому восприятию не только произведений художественной гимнастики, но и произведений искусства, а также самостоятельного и коллективного творчества. Предметом особой заботы педагогов при этом должно быть создание целостной системы дидактических условий воспитания, обеспечивающих стремление у студенток к духовному и физическому совершенству, а также действенное влияние художественной гимнастики на этот процесс.

3. Опыт показывает, что наиболее эффективными оказываются те занятия художественной гимнастикой, в которых, с одной стороны, осуществляется техническая подготовка занимающихся данным видом спорта, специально ориентированным на эстетическое композиционное исполнение, выработку правильных оценочных суждений прекрасного и общих подходов к упражнениям художественной гимнастики, с другой, — создаются условия, стимулирующие процесс воспитания эстетического чувства и приобретения студентками социального опыта эстетических переживаний через включение их в педагогически целесообразно организованную совместную деятельность и активное творчество.

4. Наиболее эффективное эстетическое воспитание получают те студентки, которые помимо занятий общего курса музыкальной ритмики и художественной гимнастики прошли программу предложенного нами учебного курса углубленной подготовки по художественной гимнастике. Влияние художественной гимнастики на эмоциональные переживания занимающихся значительно усиливается при целенаправленном воздействии эффективных методов и приемов воспитания эстетических чувств. В результате собственных гимнастических выступлений и выступлений своих товарищей по группе у студенток возникает чувство удивления, восхищения, восторга, радости или наслаждения, сопровождающиеся глубоким эстетическим переживанием, которое стимулирует активность к восприятию прекрасного в окружающем нас мире, побуждает на эстетически ценные поступки.

5. Влияние художественной гимнастики на эстетическое воспитание студенток станет более продуктивным при использовании педагогами двух путей педагогического воздействия: прямого (предъявление непосредственных требований к исполнительскому мастерству) и опосредованного (через эстетические нормы, правила, закономерности, отражающиеся в сознании студенток).

6. Развитие творческого потенциала на занятиях художественной гимнастикой и формирование эстетических вкусов — процессы взаимосвязанные, но не равнозначные. Каждому из них присущи своя логика и структура. По некоторым вопросам творчества в художественной гимнастике на ранних стадиях его развития эстетическое воспитание выражается с помощью средств музыкальной выразительности и носит устойчивый характер (например, знакомство студенток с классическим, народным, современным музыкальным материалом и т. п.). И этот факт необходимо оптимально использовать для дальнейшего развития эстетического воспитания с помощью других средств художественной гимнастики.

7. Эстетическое воспитание студенток становится возможным в том случае, если педагог будет вести постоянную и систематическую работу по развитию эстетических чувств, восприятию прекрасного на занятиях художественной гимнастикой, воспитанию стремления к духовному и физическому совершенству с помощью целесообразно подобранных методов и приемов обучения.

8. Авторская программа и разработанный курс по художественной гимнастике способствовали успешному эстетическому воспитанию студенток. Программа предусматривала также:

— определение основных критериев эстетического исполнения упражнений в художественной гимнастике, которые дают возможность установить уровень спортивного мастерства студенток;

— создание условий воспитания гармонично развитой личности;

— обоснование методических приемов воздействия упражнений художественной гимнастики на физическое развитие, эстетическое воспитание и творческое мышление студенток;

— включение занимающихся в целесообразно организованную эстетическую деятельность;

— осуществление активной творческой взаимодеятельности педагога со студентками.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов по данной проблеме. Так, требует дальнейшей разработки проблема управления данным процессом на факультете физической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1989, 139 с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980, 335 с.
  3. Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток./ Автореф. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1980, 21 с.
  4. Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов: Межвуз. сб. науч. трудов/ М-во просвещения РСФСР и др./ -Л.: Изд-во Ленинград, гос. пед. ин-та, 1985, 136 с.
  5. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968, 335 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968, 339 с.
  7. В.А. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958, 158 с.
  8. С.Н. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974, 584 с.
  9. С.Н. Учебный процесс в высшей школе. М.: Высшая школа, 1980, 368 с.
  10. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, 151 с.
  11. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990, 367 с.
  12. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры/ М.: Физкультура и спорт, 1978, 223 с.
  13. Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. М.: Искусство, 1964,156 с.
  14. В.В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974, 117 с.
  15. Н.Т. Фигура, грация, осанка. М.: Просвещение, 1978, 48 с.
  16. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 17 Под ред. А.В.Петровского/. М.: Пед-ка, 1979, 304 с.
  17. Г. А. Художественная гимнастика в школе. М., ФиС, 1978, 86 с.
  18. А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975, 56 с.
  19. В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971, 82 с.
  20. В.В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета. J1.: Музыка, 1980, 192 с.
  21. М.А. Воспитание школьников в духе гуманистической морали. -Ярославль, 1987, 80 с.
  22. М.А., Огаянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. Липецк, 1990, 206 с.
  23. М.А. Об эстетическом кругозоре старших школьников и студентов./ Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, Т.447. Воспитание чувств детей и подростков. Л., 1971.
  24. З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1967, 142 с.
  25. Визитей Н. Н, Спорт и эстетическая деятельность. Кишинев, 1982, 110 с.
  26. М.Я., Сафин Р. С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов./ Учеб. Метод. Пособие. М.: МГПИ им В. ИЛенина, 1980,104 с.
  27. Вопросы обучения гимнастическим упражнениям. ВГИФК, 1982, 108 с.
  28. Вопросы психологии спорта. Сборник науч. трудов./ Под ред. А. Ц. Пуни. Л., 1975, 104 с.
  29. Вопросы физического воспитания студентов. Л.: ЛГУ, 1970, 104 с.
  30. Вопросы физического воспитания студентов: Межвуз. сб. ЛГУ. Л.: ЛГУ. XVI. 1984, 127 с.
  31. Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В.Давыдова/. -М.: Педагогика, 1991, 479(1) с.
  32. Л.С. Психология искусства. 3-е изд. — М.: Ис-во, 1986, 572(1) с.
  33. Гегель. Лекции по эстетике. Кн. третья. М.: АН СССР Инс-т философии, 440 с.
  34. Гимнастика: Сборник. М.: Физкультура и спорт, 1987, 109 с.
  35. А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987, 285 с.
  36. Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск: Университетское, 1987, 253 с.
  37. А.А., Исоев А. А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982, 239 с.
  38. Г. С. Танец, пантомима, балет. Л.: Искусство, 1975, 142 с.
  39. А.Г., Колчанова Т. Н. Спорт. Характер. Честь./ Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1984, 144 с.
  40. A.M. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982, 160 с.
  41. А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы./ 2-е изд. перераб. и доп./. М.: Ис-во, 1975, 208 с.
  42. Е.Н. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М.: Известие АПН РСФСР, вып. 76, 1966, 163 с.
  43. М.С. Лекции по эстетике. М.: Просвещение, 1975, 223 с.
  44. Ю.А. Влияние спорта на формирование личности. М.: Знание, 1981,64 с.
  45. Н.Н. Вопросы формирования эстетического воспитания в СССР. М.: Ис-во, 1971, 161 с.
  46. JI.H. Художественный вкус. М., 1966, 158 с.
  47. A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984, 142 с.
  48. A.M. Теория отражения и активность. М.: Знание, 1978, 64 с.
  49. С.М., Подвойский В. П. Социология образования. М.: МИП «№ 13 Магистр», 1993, 144 с.
  50. Кох ИЗ. Основы сценического движения. М., 1970, 68 с.
  51. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970,272 с.
  52. С.П. Об изучении эстетических интересов и потребностей молодежи./ В сб.: эстетическое воспитание учащейся молодежи, вып.З. -Свердловск, 1970, С. 92−93.
  53. Ю.Н. Оставайся изящной. М.: Сов. спорт, 1991, 63 с.
  54. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, С. 170 171.
  55. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981,186 с.
  56. Т.С. Гимнастика и танец. М.: Сов. спорт, 1988, 87 с.
  57. Т.С. Ритмическая гимнастика (230 упражнений). М.: Физкультура и спорт, 1985, 96 с.
  58. Т.С. Ритм + пластика./ Учебное наглядное пособие/. М.: Физкультура и спорт, 1987, 158 с.
  59. Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984,176 е., ил.
  60. .Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Уч. пособие/. М.: Просвещение, 1985, 176 с.
  61. Лоу Бенджамин. Красота спорта: Междисциплинарное исследование./ Пер. с англ./ М.: Радуга, 1984, 255 с.
  62. В.Е. Путь к гармонии. М.: Знание, 1974, 158 с.
  63. А.А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991, 2-е изд., 80 с.
  64. А.С. Педагогическая поэма. М., 1948, 575 с.
  65. B.JI., Серова JI.K. Информационные аспекты управления спортсменом. М.: Физкультура и спорт, 1983, 111 с.
  66. Мартене, Райнер. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1979, 176 с.
  67. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988, 85 с.
  68. В.В. О структуре выразительных движений./ Республик, на-уч.-методич. сб. «Психология», вып. 76,1977, 138 с.
  69. Музыка и хореография современного балета./ Сборник статей. Вып. 2. -Л.: Музыка, 1977, 240 с.
  70. Н.В. Спорт и физическая красота человека. Киев: Рад. школа, 1981, 103 е., ил.
  71. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972, 383 с.
  72. Научные основы физического воспитания студентов педагогическогоинститута. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980, 152 с.
  73. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981, 192 с.
  74. С.Н. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов./ Под ред. Н.Ю.Шведовой/. М.: Рус. яз., 1986, 797 с.
  75. Основные проблемы развития эстетики и эстетического воспитания./ Тез. к Всесоюз. конф./. М.: ИФАН, 1988,117 с.
  76. Основы спортивной этики и нравственного воспитания спортсменов./ Сборник трудов/ Гос. ин-т физ. культуры им. Лесгафта. Л.: Б.И., 1977, 131 е., ил.• 77. Панкевич Г. Н. Искусство музыки. М.: Знание, 1987, 112 с.
  77. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Изд-во Казанского ун-та, 1976, 200 с.
  78. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры. М.: Просвещение, 1980, 112 с.
  79. И.П. Педагогика./ Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996,433 с.
  80. И.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976, 280 с.
  81. В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузе./ Методическое пособие для преподавателей вузов. М.: Высш. школа, 1979, 125 с.
  82. Е.Г. Содержание и методика проведения занятий ритмической гимнастикой./ Лекция. Гос. ин-т физ. культуры им. Лесгафта. Л.: 1986, 21 с.
  83. Поэзия движения: К истории создания художественной гимнастики в Ленинграде./ Сост. И.Н.Ионина/. Л.: Лениздат., 1987,159 е., ил.
  84. Г. А. Искусство и спорт. Л.: О-во «Знание», 1981, 36 с.
  85. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе./ Под ред. В.И.Самохвалова/. М.: ИФАН, 1988, 124 с.
  86. Психология./ Под ред. А. А. Смирнова, К.Н.Корнилова/. М.: Учпедгиз, 1948,192 с.
  87. Психология физического воспитания и спорта./ Учеб. пособие для ин-тов физ. культ./ Под ред. Т. Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни/. М.: Физкультура и спорт, 1979, 143 с.
  88. Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса/ Под ред. Л. В. Котаровской и др./. Томск: Том. Ун-т, 1989, 221 с.
  89. Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности/ Под ред. Б. А. Ашмарина, Е. П. Ильина, Б.А.Петрова/. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987, 140 с.
  90. Пути и средства эстетического воспитания/ Под ред. Н. И. Киященко, И.А.Коникова/. М.: Наука, 1989,65 с.
  91. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969, 207 с.
  92. Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1980,135 с.
  93. Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика./ Учебное пособие/ М.: Просвещение, 1989, 175 е., ил.
  94. Русские народные танцы. М.: Госкультпросвет-издат., 1950, 126 с.
  95. М.Я., Столяров В. И. Введение в эстетику спорта./ Учебное пособие для ин-тов физ.культ./ М.: Физкультура и спорт, 1984, 104 с.
  96. М.Я. Эстетика спорта. М.: Знание, 1978,63 с.
  97. М.В. Физкультурные праздники и зрелища. М.: Физкультура и спорт, 1977, 222 е., ил.
  98. Д.А. Уроки художественной гимнастики. М.: Физкультура и спорт, 1968, 174 с.
  99. ЮО.Симанов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984, 161 с.
  100. ЮЬСкаткин М. Н. Проблемы современной дидактики: Воспитание и обучение. М.: Педагогика, 1980, 96 с.
  101. Ю2.Славский Р. Е. Искусство пантомимы. М.: Искусство, 1971, 63 с.
  102. ЮЗ.Смирнов М. И. Личностная психология. М., 1994.
  103. Ю4.Смирнов М. И. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.
  104. Совершенствование процесса обучения будущих учителей физического воспитания/Межвузов, сборник науч. трудов/. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1980, 152 с.
  105. Юб.Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. М., 1970, 192 с.
  106. Ю7.Спорт и личность./ Спортивный ежегодник 1983. М.: Молодая гвардия. Вып. 6. 1983, 303 с.
  107. Ю8.Средства формирования всесторонне развитой личности: Сб. науч. трудов. Волгоград, 1987, 196 с.
  108. В.И., Сараф М. Я. Эстетические проблемы спорта. М., 1982, 119 с.
  109. Ю.Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973, 105 с.
  110. Сюжетные танцы. -М.: Искусство, 1966, 80 с.
  111. И2.Танец и ритмика в начальной школе./ Методическое пособие. /Под ред.Е.В.Коноровой/ М.: Музиздат, 1960, 97 с.
  112. ПЗ.Тарасов Г. И. Проблемы духовной потребности, М.: Наука, 1979, 192 с.
  113. Н.Н. Классический танец. М.: Искусство, 1971,148 с.
  114. М.С. Все хотят быть красивыми. М.: Мое. рабочий, 1986, 221 е., ил.
  115. Иб.Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1978, 206 с.
  116. Физическое воспитание молодежи и профессиональная подготовка учителей физической культуры./ Сб. статей. Ростов, пединститут, 1977, 144 с.
  117. Физическое воспитание./ Учебник для студентов вузов. М.: Высш. школа, 1983, 391 с.
  118. Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя: Сб. науч. трудов/ Под ред. М. Я. Виленского. -М.: 1982, 183 с.
  119. Р.В. Культура тела. М.: ГИТИС, 1992, 102 е., ил.
  120. B.C. В интересах всестороннего развития личности. Физ. и спорт. Минск, Беларусь, 1980,143 с.
  121. А.А. Эстетика физической культуры. М., 1963, 307 с.
  122. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980, 208 с.
  123. Художественная гимнастика./ Учебник для ИФК./ Под ред. Т. С. Лисицкой. М.: Физкультура и спорт, 1982, 232 е., ил.
  124. Г. А. Психология саморазвития. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1995,239 с.
  125. Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества: Сб. ст./ Под ред. Б.Г.Ананьева/. М., 1937, 184 с.
  126. И.В. Гимнастика женщины. М.: Физкультура и спорт, 1984, 78 е., ил.
  127. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Д.: Просвещение, 1971, 352 с.
  128. И.В. Физическое совершенство духовное богатство. — Киев: Политиздат Украина, 1983,127 с.
  129. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А. А. Беляева и др./. М.: Политиздат, 1989, 447 с.
  130. Эстетика искусство — эстетическое воспитание./ Сб. статей под ред. А.К.Дремова/. — М., 1969, 127 с.
  131. Эсгетика и искусство. Из истории домарксистской эстетической мысли./ Сборник статей под ред. П.С.Трофимова/. М.: Наука, 1966, 310 с.
  132. Эстетика и современность./ Сборник статей под ред. И. Б. Астахова. -М.: Просвещение, 1965, 259 с. 134 .Эстетическое воспитание в вузе./ Межвуз. сборник под ред. Г. П. Выжлецова. Изд-во Ленинград, ун-та, 1990, 155 с.
  133. Эстетическое воспитание учащихся. М.: Высш. школа, 1966, 98 с.
  134. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1987,40 с.
  135. Эстетическое воспитание в пединституте: Сб. трудов. М.: Пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1977, 150 с.
  136. Эстетическое воспитание./ Учебное пособие под ред. В. И. Толсгых. Изд.2-е. М.: Высш. школа, 1971.
  137. Эстетический идеал. Проблемы художественного многообразия. М.: Мысль, 1968, 356 с.140Эстетический идеал и художественный образ: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979,147 с.
  138. Эстетическая культура советского человека./ Под ред. М. С. Кагана. -Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1976, 168 с.
  139. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983,304 с.
  140. Эстетика поведения. М.: Искусство, 1963, 255 с.
  141. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981, 255 с.
  142. Эстетическое сознание и художественная культура. Киев: Наукова думка, 1983, 280 с.
  143. П.М. Психология восприятия художественного произведения. М.: Искусство, 1964, 103 с. 1. СТАТЬИ.
  144. В.Г., Муллагильдина А. Я. Балет и спорт.// Теория и практика физической культуры, 1991, № 10, С.33−37.
  145. Г. М. Урок как творчество.// Вопросы психологии, 1989, № 1, С.182−184.
  146. А.Г. Психология, искусство, образование.// Искусство в школе, 1993, № 6, С. 3−4.
  147. А.Г. Стратегия развития вариативного образования: Мифы и реальность.// Магистр, 1995, № 1, С. 23.
  148. П.Р. Технология и современное образование.// Педагогика, 1996, № 2, С.11−14.
  149. М.Н. Гуманитаризация образования: состояние и перспективы.// Гуманизация образования, 1994, № 1, С.3−11.
  150. М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования.// Гуманизация образования, 1994, С.3−8.
  151. Бим-Бад Б. М. Современная педагогическая антропология: концепция и программа.// Магистр, 1995, № 2, С. 45.
  152. В. Природа и структура музыкального восприятия./ Эст. очерки, вып.4. М.: Музьпса, 1979, 304 с.
  153. В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия.// Сов. пед-ка, 1991, № 9, С.123−128.
  154. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991,80 с.
  155. В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству.// Сов. пед-ка, 1990, № 5, С.57−61.
  156. С.С. Роль искусств в развитии личности.// Пед-ка, 1990, № 5, С.57−61.
  157. А.А. О структуре и содержании диссертационного исследования.// Пед-ка, 1994, № 3, С.32−35.
  158. .З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, рефлексия.// Магистр, 1995, № 1, С. 71.
  159. Ю.К. Забытая проблема. Опыт трактовки ортодоксальной дидактики в современном контексте обучения спортивным упражнениям.// Теория и практика физической культуры, 1991, № 8, С.12−20.
  160. И.А. Музьпса и духовное творчество.// Вопр. фил-ии, 1995, № 6, С.87−97.
  161. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании.// Пед-ка, 1992, № 5/6, С.3−13.
  162. .С. Философия образования: научный статус и задачи.// ВВШ, 1991, № 1, С.48−57.
  163. А.Л. К проблеме многосторонних способностей.// Вопр. псих., 1991, № 4, С.82−88.
  164. В.В. О теориях развивающегося обучения.// Магистр, 1996, № 6, С. 7.
  165. А.А. Воспитательный потенциал народного искусства.// Сов. пед-ка, 1989, № 3, С.33−37.
  166. A.M. Комплексный программированный контроль педагогических знаний.// Теория и практика физической культуры, 1991, № 7, С.19−21.170.3апорожец А. В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967.
  167. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высш. школа, 1975, 316 с. 172.3инченко В. П. Принципы и заповеди психологической педагогики.// Магистр, 1996, № 2, С. 13.
  168. Кан-Калик В., Никандров Н. Можно ли научиться творчеству? О профессиональном мастерстве учителя.// Нар. обр., 1989, № 11, С.62−66.
  169. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике.// Пед-ка, 1994, № 5, С. 104−109.
  170. В.М. Взаимодействие развивающихся функций личности.// Сов. пед-ка, 1989, № 2, С.67−72.
  171. Пб.Коршукова H. J1. О природе закономерностей педагогической деятельности.// Пед-ка, 1993, № 5, С.58−61.
  172. А.И. Педагогическое творчество: мысль и поиск.// Образование и воспитание, 1992, № 2, С.55−58.
  173. В.В. Феномен ценностей в культуре.// Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1989, С.75−88.
  174. Кулыгина J1.C. Активизация учения.// Пед-ка, 1994, № 1, С.7−11.
  175. А.К. Понимание как осмысление.// Фил. и социологическая мысль, 1990, № 5, С.53−61.
  176. В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание.// Вопросы психологии, 1989, № 1, С.24−31.
  177. Д.А. Проблемы деятельности в психологии.// Вопросы психологии, 1972, № 9.
  178. В.И., Троцко А. В. Познавательная активность как педагогическая проблема.// Сов. пед-ка, 1989, № 11, С.25−31.
  179. В.А. Основной вопрос философии музыки.// Сов. музыка, 1990, № 12, С.66−69.
  180. Ю. О природе искусства.// Учит, газета, 1992, 31 марта.
  181. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников.// Вопросы психологии, 1989, № 1, С.15−23.
  182. Г. И., Юдин А. С., Максин Б. В. Экспериментальная проверка эффективности различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов.// Теория и практика физической культуры, 1990, № 6, С.50−53.
  183. . Искусство как опыт человеческих отношений.// Искусство в школе, 1991, № 3, С.10−17.
  184. Н.Д. На пути к гуманитарной педагогике.// Сов. пед-ка, 1990, № 9, С.41−47.
  185. Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие.// Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991, С.6−12.
  186. С.М., Суркова Л. М. Образование вчера, сегодня, завтра.// Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия, 1987, № 2, С. 67.
  187. В.И. Методы исследования проблем образования.// Пед-ка, 1994, № 2, С.10−15.
  188. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания.// Пед-ка, 1994, № 3, С.13−18.
  189. Л.А. Грани духовности.// Пед-ка, 1996, № 1, С.40−43.
  190. А.В. Культура будущего тысячелетия.// Вопросы философии, 1989, № 6, С.17−30.
  191. С.Х. Искусство и личность.// Искусство в школе. М.: Просвещение, 1981, С.215−230.
  192. В.М. Предмет, концепция, направления изучения.// Проблемы философии образования, ВВП1, 1991, № 1, С.48−57.
  193. В.М. Смысл и особенности гуманитарного образования.// Совр. высш. школа, 1992, №№ 1,2,3,4, С. 14−19.
  194. В.М. Индивидуальность человека и проблема развития задатков.// Наука и человек, 1988, С. 119−129.
  195. Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста.//ВВШ, 1969, № 8.
  196. И.Н. Психология развития и гуманизация образования.// Психологический журнал, 1996, т. 17, № 3, С. 168−169.
  197. И. Ноосфера и формирование человека.// Фил. проблемы образования, ВВШ, 1990, № 1, С.24−31.
  198. В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании.// Нар. образ-ие, 1994, №№ 10,11, С.124−126.
  199. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976, 160 с.
  200. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя.// Магистр, 1995, № 3, С. 52.
  201. У.Ф. Культурно-эстетическая ориентация сознания.// Философия, наука, человек. Проблемы и перспективы. Рига, 1990, С.139−157.
  202. Н. Способности и обучение.// Семья и школа, 1990, № 8, С.34−36.
Заполнить форму текущей работой