Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование стоматологической помощи населению в условиях смешанного финансирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточное финансирование профилактических стоматологических программ в последние годы привело к повышению заболеваемости кариесом. Поражаемость взрослого населения, обслуживаемого стоматологической поликлиникой достигает 100,0%, детей 12 лет — 61,0%. Интенсивность поражения (КПУ) на одного взрослого составила от 16,25 ± 1,46 зуба в возрасте 17−34 лет, до 18,28 ± 0,74 в возрасте 45 лет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы организации стоматологической помощи в период реформирования здравоохранения (обзор литературы)
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
  • Глава 3. Заболеваемость населения кариесом зубов и его профилакти-**^ч (кр
    • 3. 1. Поражаемость взрослого населения кариесом зубов
    • 3. 2. Профилактика кариеса зубов у детей
  • Глава 4. Совершенствование деятельности муниципальной стоматологической поликлиники по оказанию медицинских услуг
    • 4. 1. Организационная структура деятельности муниципальной стоматологической поликлиники
    • 4. 2. Анализ обращаемости населения за стоматологической помощью
    • 4. 3. Внедрение платных услуг в муниципальной стоматологичес -кой поликлинике. С
    • 4. 4. Социальные аспекты развития платных стоматологических услуг
  • Глава 5. Ресурсное обеспечение оказания стоматологических услуг в муниципальной поликлинике
    • 5. 1. Обеспеченность кадрами платного приема и повышение квалификации персонала
    • 5. 2. Развитие ресурсной базы поликлиники
    • 5. 3. Расходование средств, полученных от разных источников финансирования

Совершенствование стоматологической помощи населению в условиях смешанного финансирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

В последние десятилетия в России на фоне неблагоприятных тенденций в социально — экономической жизни общества ухудшились показатели здоровья населения, отмечен рост стоматологический заболеваемости [12, 13, 61, 86,96,114,120].

Некоторое улучшение показателей здоровья с 2000 года имеет нестабильный характер. Происходит снижение качества стоматологической помощи, ее доступности, уровень профилактической работы, прежде всего, из-за роста объема лечебной помощи. В связи с открытием большого числа частных стоматологических кабинетов меняется структура сети лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля [32, 62, 81, 88].

Проводимые в стране реформы в здравоохранении повышают значение органов управления, как в центре, так и на местах, по-новому определяют задачи и функции управления здравоохранением и в большей степени это касается стоматологической службы [94].

Внедрение рыночных механизмов хозяйствования в стоматологии показало, что государственная система стоматологического обслуживания имеет большой потенциал реформирования, в связи с чем определенный интерес вызывают сочетанные методы оказания стоматологической помощи пациентам. Данный механизм, позволяет ускорить регулирование спроса и предложения стоматологических услуг, не умаляя роли рынка услуг и его законов [212, 214, 227].

Расширение платных услуг населению, не исключая государственные программы, способствовало бы повышению качества стоматологической помощи за счет взаимной ответственности государства, врача и пациента. Наряду с этим признается необходимость сохранения государственных программ для пенсионеров, инвалидов и других социально-значимых групп населения [102, 114, 191,210,211,220].

В России при острой и систематической нехватке средств, выделяемых государством на развитие стоматологической помощи, государственный сектор постепенно начинает принимать на себя все большую часть пациентов, способных самостоятельно оплачивать стоимость необходимых услуг. Это приводит к повышению эффективности использования бюджетных ресурсов, направляемых на оказание бесплатной стоматологической помощи в государственном секторе здравоохранения!

Кроме того, при параллельном существовании частной и государственной стоматологии возникает конкуренция между различными секторами службы, создающая дополнительные предпосылки для повышения качества стоматологической помощ.

Как показал анализ литературных источников, стратегическим направлением развития отечественной стоматологии является переход к рыночной экономике, что должно привести к более полному удовлетворению потребностей населения в квалифицированной медицинской помощи, гарантии качества, доступного всем слоям общества, а также более эффективному использованию кадровых, материальных и финансовых ресурсов [4, 85].

В силу этого стоматологические организации изыскивают различные источники доходов для своего устойчивого развития.

С^Чаще всего это выражается в организации платных услуг населению. На вырученные средства осуществляется бесплатная стоматологическая помощь населению, прикрепленному к поликлинике, так как система обязательного медицинского страхования практически не гарантирует оказание стоматологической помощи на современном уровне.

Все вышеизложенное и определило цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования — совершенствование показателей стоматологической помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) и платному приему (1111) с учетом источников финансирования. 31.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить заболеваемость населения кариесом зубов с целью разработки профилактических мероприятий.

2. Изучить показатели стоматологической помощи населению при обязательном медицинском страховании и на платном приеме.

3. Проанализировать медико-социальную характеристику пациентов, обратившихся за стоматологической помощью.

4. Выяснить причины обращения пациентов на платный прием стоматологических услуг.

5. Выявить структуру и уровень доходов поликлиники.

6. Разработать рекомендации по совершенствованию качества стоматологической помощи.

Научная новизна заключается в том, что впервые:

— на основе комплексного социально-гигиенического исследования изучена роль платных стоматологических услуг на муниципальном уровнеопределены причины обращения на платный прием, удовлетворенность респондентов качеством оказания платных стоматологических услуг;

— изучены эффективность и целесообразность использования средств от платных услуг с целью устойчивого развития муниципального учреждения и повышении качества профилактики кариеса и оказания стоматологической помощи населению;

Практическая значимость работы.

Результаты исследования позволили:

— создать на основе характеристики контингента пациентов, обращающихся за платной стоматологической помощью научную базу для текущего и перспективного планирования лечебно-профилактической помощи населению;

— обеспечить стабильное оказание стоматологической помощи на современном уровне;

— предложить критерии оценки качества оказанных стоматологических услуг;

— подготовить рекомендации по совершенствованию оказания стоматологических услуг.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Системный подход к управлению организацией и развитием платных стоматологических услуг и в системе ОМС населению в районе обслуживания поликлиники, основанный на анализе контингента на указанном приеме позволяет разработать меры по оптимальному использованию медицинских кадров, финансовых средств и лечебно-диагностической аппаратуры в целях повышения уровня стоматологической помощи.

2. Совершенствование и развитие в муниципальной стоматологической поликлинике платных услуг позволяет повысить качество оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению.

Внедрение результатов исследования.

Материалы исследования внедрены в практику работы областной стоматологической поликлиники г. Пскова, стоматологической поликлиники № 1,2 стоматологических отделений поликлиник 2, 13 г. Рязани, базовой стоматологической поликлиники РязГМУ, используются в учебном процессе на кафедре терапевтической и детской стоматологии РязГМУ.

выводы.

1. Недостаточное финансирование профилактических стоматологических программ в последние годы привело к повышению заболеваемости кариесом. Поражаемость взрослого населения, обслуживаемого стоматологической поликлиникой достигает 100,0%, детей 12 лет — 61,0%. Интенсивность поражения (КПУ) на одного взрослого составила от 16,25 ± 1,46 зуба в возрасте 17−34 лет, до 18,28 ± 0,74 в возрасте 45 лет и старше. КПУ на одного ребенка 12 лет колеблется от 1,98 ± 0,07 до 2,54 ±0,13 зуба в зависимости от содержания фтора в питьевых источниках обследованных округов г. Рязани.

2. Привлечение средств по ОМС и от платных стоматологических услуг дало возможность разработать и внедрить комплексную систему профилактики, включающую герметизацию фиссур зубов, обеспечение детей фтористыми пастами и зубными щетками, гигиеническое воспитание и обучение детей, что позволило снизить интенсивность поражения кариесом на 33,0% и индекса гигиены на 69,6%.

3. Анализ результатов исследования показал, что основная масса больных обслуживается в системе ОМС, но прослеживается четкая тенденция увеличения всех показателей по обращаемости населения на платном приеме. Так, количество посещений в год снизилось по ОМС на 19,8%, в тоже время аналогичный показатель на платном приеме возрос на 68,5%, количество посещений на одного жителя в год по ОМС снизилось в 1,34 раза, а на платном приеме увеличилось в 2,5 раза.

4. Анализ структуры заболеваемости обращающихся пациентов свидетельствует, что в системе ОМС в основном (75,0−81,5%) обслуживаются пациенты с неосложненной формой кариеса, а осложненные формы (пульпит и периодонтит) чаще лечат у врачей платного приема. В тоже время дорогостоящее на платном приеме лечение заболеваний пародонта пациенты предпочитают получать по ОМС.

Все это свидетельствует о необходимости полноценного развития обоих направлений оказания стоматологической помощи, что позволит улучшить ее качество.

5. Социологический опрос пациентов на платном приеме показал, что чаще за ПМУ обра! лица трудоспособного возраста (72,2%) из них 33% - работающие в частных структурах, 31,5% - в бюджетных организациях. Группа не работающих — 27,4% состояла преимущественно из домохозяек, имеющих состоятельных родственников. С профилактической целью на платный прием обратились 21, 2% респондентов, с острой болью — 7,5%, 71,3% с целью лечения. Более востребованы ПМУ на однократном приеме.

Оценка качества оказанной медицинской помощи пациентами оказалось очень высокой и составила в среднем 4,43 ± 0,23 балла (по 5-бальной шкале), экспертная оценка специалистами — 0,92 балла (при максимальном показателе = 1).

6. Консолидированный бюджет поликлиники позволяет обеспечить гарантированный объем бесплатной медицинской помощи населению, эффективно использовать кадровые, материальные и финансовые ресурсы для совершенствования стоматологической помощи населению, повысить ее качество и быть конкурентоспособными на рынке медицинских услуг.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для совершенствования стоматологической помощи населению рекомендуется сочетанное развитие оказания медицинской помощи в системе ОМС и платных медицинских услуг.

2. Экспертная оценка, оказываемых медицинских услуг должна осуществляться лечебно-контрольной комиссией (ЛКК), в составе которой зам. главного врача по лечебной работе, заведующие отделениями, врач-стоматолог в присутствии врача, работу которого проверяют.

3. Для изучения потребности в платных медицинских услугах и удовлетворенности больных качеством оказания медицинских услуг предложена анкета для социально-гигиенического опроса населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B., Белокурова Л. П., Белоусов В. Г. Неотложные проблемы стоматологии. -М., 1982. Т.2. — С.21−24
  2. А. В. Социологические исследования затрат времени населения на получение стоматологической помощи. Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны.// Труды ЦНИИС. М., 1991. С. 46−50.
  3. A.B. Возможные модели организации государственной стоматологической службы в городах. //Вопросы организации и экономики в стоматологии. Екатеринбург, 1994. С. 14−19.
  4. A.B. Принципиальные подходы к организации бюджетной и внебюджетной стоматологической помощи населению //Медицинская помощь, 1995.-№ 6.-С. 4−5.
  5. A.B. Оценка стоимости условной единицы трудоемкости в стоматологии.//Стоматология, 1996 -№ 1.-С.66−67.
  6. A.B., Богацкий В. А., Латышев C.B. Анализ потребности населения в стоматологической помощи по материалам профилактических осмотров. //Стоматология, 1996. № 3. — С. 9−13
  7. A.B., Бартенева Т. В. Методологические основы эпидемиологических исследований для целей планирования стоматологической помощи детскому населению (на примере обследования школьников г. Курска) // Новое в стоматологии, 1996. -№ 6.-С.З-7.
  8. А. В. О планово-нормативных и качественных показателях в стоматологии // Стоматология. 1999. — № 1. -С. 63−64.
  9. Альтернативная система стоматологического обслуживания: Доклад комитета экспертов ВОЗ. Женева, ВОЗ, 1988 — 62 с.
  10. H.A. О трехэтапной подготовке менеджеров здравоохранения и медицинского страхования. //Вестник новых медицинских технологий, 1997. Т.4. — № 3.-С. 139−140.
  11. Э.С. Финансирование здравоохранения. / Методическое пособие по социальной гигиене и организации здравоохранения. М., 1975 г.-17с.
  12. Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети.// Стоматология, 1995.- № 3.- С. 77−79.
  13. Г. Г., Леонтьев В. К. Переход к рыночным отношениям и механизм оказания стоматологической помощи. // Стоматология, 1995.-№ 5 -С.66−68
  14. H.H. Финансирование здравоохранения в свете государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, дополнительные источники финансирования. // Здравоохранение, 2001.- № 2 -С.34−41.
  15. Анализ стоматологической заболеваемости детей для обоснования внедрения проекта фторирования молока./ Зимина В. И., Кузьмина Э. М., Смирнова Т. А., Набантова Т.А.//Новое в стоматологии, 1996. № 5. — С.3−5.
  16. Э.И., Мовчанюк В. О., Меламент JI.E. Влияние образа жизни на снижение стоматологических заболеваний.//Социальная гигиена, организация здравоохранения и истории медицины, 1989.-№ 20.-С. 14- 17
  17. В.М., Прохончуков A.A. Программа информатизации стоматологической службы России.//Стоматология, 1995. № 5. — С.7−25.
  18. В. М., Кузьмина Н. Б., Алимский А. В. Составление прогноза финансовых результатов деятельности стоматологического предприятия. //Стоматология 2000. — № 4- С. 64 -66 .
  19. Е. В., Кузьмина Э. М., Васина С. А., Смирнова Т. А. Распространенность и интенсивность кариеса зубов и болезней пародонта среди школьников различных регионов страны //Стоматология 1987. — № 5. — С. 82−85.
  20. Е.В. Пути повышения качества лечебной рабо-ты.//Стоматология, 1997. № 1.- С.65−68.
  21. А. В. Ресурсное обеспечение муниципального здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 1993.-25 с.
  22. Д.С. Стоматологическая помощь и профилактика болез-ней.//Всемирный форум здравоохранения, 1985. № 1. -С.67−71.
  23. A.B., Троянский Г. Н. Зубоврачевание в России в условиях страховой медицины.//Стоматология, 1992. № 6. -С.88−90.
  24. З.С. О дальнейшем повышении эффективности и качества стоматологической помощи. //Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. Киев, 1981, вып.12 -С.72−76.
  25. К., Иоффе Е., Несмеянов А. Как сделать россиян улыбчивыми? //Новое в стоматологии, 1994. -№ 2-С. 7−9.
  26. В.Д., Конусова Т. В. Принцип расчета стоимости условной единицы трудоемкости при оказании платных услуг в стоматологии. //Стоматология (спецвыпуск), 1996. С. 36−37.
  27. В aro П. Портрет венгерского практикующего стоматолога. //ДентАрт, 1998. № 3.-С.67−70.
  28. Н. Н. Медицина в условиях дефицита ресурсов. М.: Триумф, 1999. — 189 с.
  29. А. И., Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. Доклад на IV съезде СТАР. //Стоматология, 1999.-№ 2.- С.44−49.
  30. Всемирный форум здравоохранения, 1983. т. З — С. 47.
  31. Возможности и пути взаимодействия органов управления здравоохранением и внебюджетной системы здравоохранения в Саратовской области / В. И. Завалев, Т. Ю. Гроздова, Е. С. Пяткина, А. Н. Островский // Здравоохранение. 2002. — № 9. — С. 33−35.
  32. A.C., Журкович К. Я., Поляков JI.E. //Советское здравоохранение и медицина. JL, 1966.
  33. P.A., Богатов А. И., Федяев И. М. Организация работы стоматологических учреждений Самарской области в условиях нового механизма в здравоохранении и системе обязательного медицинского страхова-ния.//Стоматология (спецвыпуск), 1996.-С.17−17.
  34. Л. А. Экономические аспекты планирования и оценки эффективности предпринимательской деятельности в здравоохранении. // Здравоохранение, 2002. № 9. — С. 21−32.
  35. Г. М., Кицул И. С. Определение объема финансирования стоматологической помощи на основе оплаты за санированного больного // Здравоохранение 1999. — № 11. — С. 43−46.
  36. Г. Н. Рейхард Д. В., Шиленко Ю. В. Сущность и основные особенности маркетинга на рынке услуг и товаров медико-производственного комплекса // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 2. — С. 45−49.
  37. Г. H., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 1998. — № 2. — С. 35−42.
  38. В. А. Социально-гигиенические и организационные аспекты стоматологической помощи населению области в современных условиях: Автореф. дисс. канд. мед. наук. С П., 1998. — 18 с.
  39. А. Медицинские общества и товарищества с ограниченной ответственностью. //Врач, 1997. -№ 10.- С.33−39.
  40. Т. А., Вагнер В. Д. Деятельность стоматологической поликлиники в условиях смешанного финансирования // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 1(3). — С. 25−27.
  41. В.Ф. О статусе стоматологической поликлиники и особенностях расчета налога на прибыль.//Детская стоматология. 1998 № 1.-С.37−38.
  42. В.К., Майларова Е. Л., Игнатьева C.B. Применение элементов моделирования при разработке и эксплуатации АСУ «Стоматологическая служба». //Моделирование в клинической практике. -М., 1988.-С.-43−48.
  43. Е.О. Финансовое состояние муниципальной стоматологической службы в новых экономических условиях. //Экономика здравоохранения, 1997.-№ 12.-С.42−45.
  44. Е. О. Социологическая оценка современного состояния стоматологической службы. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. // 1997, — № 3.-С. 23−25.
  45. А. И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования // Стоматология. -2000. № 6. — С. 58−60.
  46. М.В., Корякин В. В., Помекушин О. В., Чемисов В. Г. Опыт организации и первые итоги работы группы комплексной стоматологической помощи. // Стоматология, 1991. -№ 5. -С.77−79.
  47. Г. Х. Нерешенные вопросы организации стоматологической помощи населению.//Бюллетень научно-исследовательского института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко, 1994. -в 1 -С.236 238.
  48. В. Менеджер в здравоохранении веление времени // Врачебное дело. — 1995. — № 8. — С. 37−38.
  49. Ю.М., Шилова В. М. Нормирование труда медицинского персонала. Состояние, проблемы, перспективы. //Здравоохранение, 1997.-№ 9.-С.7−12.
  50. Задачи перестройки в стоматологии. Резолюция VIII съезда стоматологов. //Стоматология. 1988. № 2. — С.4−7.
  51. Л.Ф., Шилова В. М. Хозрасчетная деятельность лечебно- профилактического учреждения. //Здравоохранение, 1998. № 11. — С.21−24.
  52. А.Г., Гарус Я. Н., Олесова В. Н. и др. Динамика основных статистических и экономических показателей работы стоматологической службы промышленного региона за 10 лет (на примере Норильска). // Экономика и менеджмент.-2003 .-№ 2 (10).-С. 21 -24.
  53. Я. Организация частной стоматологической практики // Дент Арт. 2001. — № 3. — С. 16−23.
  54. А.К., Ковалевский A.M., Овчинников Е. В. Обоснование коэффициентов сложности законченной лечебно-профилактической работы врача-стоматолога при использовании современных пломбировочных материалов. //Новое в стоматологии, 1996 г. № 6 — С.8−11.
  55. Изучение удовлетворенности населения стоматологической помо-щью./Овчаров В.К., Марченко А. Г., Тишук Е. А., Боборыкина Т. Н. //Здравоохранение РФ, 1991. № 1. -С. 10−11.
  56. Т. И., Антонова А. Н. Маркетинговые исследования на рынке лекарственных средств для стоматологических больных // Сб. тез. Рос. нац. Конгр. «Человек и лекарство». М., 2002. — С. 419.
  57. Д. И., Фомина А. В. Структурные и функциональные преобразования первичной медицинской помощи // Социально-медицинские аспекты здоровья населения. Тверь, 2000. — С. 83−84.
  58. В. Л. Научное обоснование функционально-организационной структуры негосударственных стоматологических организаций: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1999. — 26 с.
  59. М.В., Лукаев A.M. К вопросу об оказании платных медицинских услуг в лечебных учреждениях г. Москвы.//Экономика здравоохранения, 1997. -№ 2. -С.8−10.
  60. В.М., Кадыров Ф. П. Организация экономической работы медицинских учреждений в новых условиях.//Экономика здравоохранения, 1997.-№ 10−11. -С.35−39.
  61. М.М., Баранов В. В. Финансовый менеджмент в здравоохранении России. -М., 1995. -272с.
  62. A.M. Статистический анализ поражаемости населения кариесом. //Стоматология, 1989. № 3. -С.76−77.
  63. В.А., Казакова Ю. В. Опыт централизованной экстренной помощи в г. Перми.//Совершенствование организационных форм стоматологической помощи населению. Труды ЦНИИС.-М., 1986.-Т.17. С.46−49.
  64. Ф.Н. Об учете затрат лечебно-диагностических служб в тарифах на медицинские услуги. //Здравоохранение, 1997. № 9. — С. 13−21.
  65. Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда работников лечебно-диагностических служб. //Здравоохранение, 1998. № 8, — С.7−21.
  66. Ф.Н. О некоторых методологических проблемах организации оказания платных медицинских услуг. //Здравоохранение, 1998. № 10,-С.7−19.
  67. Ф.Н. Порядок заключения договоров на оказание платных медицинских услуг населению. //Здравоохранение, 1999.- № 3. -С.34−50.
  68. В. 3., Мыльникова И. С. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Здравоохранение Российской Федерации. 1991. — № 3. — С. 5−8.
  69. В.З., Москвичев A.M. Организация деятельности муниципального медицинского предприятия в условиях медицинского страхования //Введение в медицинское страхование. Новосибирск, 1995. — Т. 1. -С.170−180.
  70. Я. Стоматологическое обслуживание в Европе: ВОЗ- Европейское региональное бюро (Копенгаген): Пер. с англ. М., 1982. -С.3−7.
  71. Д.И. Бригадная форма организации и оплаты труда в стоматологической службе. //Советское здравоохранение, 1990. № 9. — С.29−31.
  72. Н.В., Точиловская Р. В., Кедрова Т. Е. Анализ оказания стоматологической помощи на дому .//Труды ЦНИИС,-М.,-1986.-t.17.-C.28−30.
  73. Коммерческая деятельность учреждения здравоохранения. /Документы, комментарии. Ответы на вопросы. М., МЦФЭР, 1997.-253с.
  74. Т.В., Орехова Л. Ю., Слесаревская JI.C. Проблема изыскания финансовых ресурсов для осуществления стоматологической помощи. //Пародонтология, 1998.-№ 4.-С. 13−15.
  75. Т.В., Орехова Л. Ю. Вариант расчета цены услуги. //Пародонтология, 1998. № 1.-С.54.
  76. Т. В., Орехова JI. Ю. Возможные механизмы и уровни контроля качества стоматологической помощи населению // Стоматология, 2000. № 2. — С. 43−44.
  77. Н.Б. О некоторых особенностях функционирования рынка медицинских услуг. //Стоматология для всех, 1998. № 4 (5). -С.63−63.
  78. В. Р. Научное обоснование маркетинговых технологий в организации деятельности стоматологической терапевтической службы в новых экономических условиях: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. С — П., 2000. — 22 с.
  79. Е. А. Основы организации лечебно-профилактической помощи населению // Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения/Под ред. Лисицына Ю. П. М.: Медицина, 1987. Т. 2. — С. 110−121.
  80. В.К., Алимский A.B., Шестаков В. Т. Развитие системы учета труда врачей стоматологического профиля. //Стоматология, 1989. № 3. — С.71−72.
  81. В. К. Материально-техническое обеспечение стоматологии. //Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны. М., 1991.- С.211−213.
  82. В.К. Модель организации стоматологической службы регионов в условиях перехода к рынку. //Вопросы организации и экономики в стоматологии. -Екатеринбург, 1994. С.3−7.
  83. В.К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины. //Стоматология, 1995.- № 1. — С.66−72.
  84. В. К., Безруков В. М. О сертификации специалистов. //Стоматология. 1995.- № 4.-С 5−7.
  85. В.К. Стоматология на пути к рынку. //Медицинские новости, 1995. № 4 (7) -С.7 — 8.
  86. В.К. Стоматологическая служба России и перспективы ее развития в новых условиях хозяйствования.//Стоматология, 1997 № 2. — С.4−7.
  87. В.К., Золотоусская И. Б., Шиленко Ю. В. Экономические аспекты стоматологии. //Новое в стоматологии, 1997. № 5. — С. З —7
  88. В. К. Государственный и альтернативный секторы в стоматологии: партнерство или борьба?// Стоматология для всех., 1997.- С.50−51.
  89. В.К. Пути и перспективы структурной перестройки стоматологической службы. //ДентАрт, 1997. № 4. — С.8 — 13.
  90. В. К., Авраамова О. Г. О стратегии и планировании стоматологической профилактики в условиях переходной экономики // Стоматология. 1998. -№ 4. — С. 25−26.
  91. В. К., Копейкин В. Н., Алимский А. В. Сеть стоматологических учреждений: тенденции и направления при переходе к рыночным отношениям. //Стоматология 1998.- № 1.-С. 51−54.
  92. В.К. Пути повышения качества работы стоматолога. //Дент Арт, 1998. № 3. -С. 10−15.
  93. В. К., Золотусская И. Б., Шиленко Ю. В. Пути и перспективы структурной перестройки амбулаторной сети стоматологической службы // Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко. 1999. — в. 2. — С. 126−130.
  94. В. К., Шиленко Ю. В., Попов А. А. Актуальные проблемы реформирования стоматологической службы // Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко. 1999.-в. 2.-С. 112−116.
  95. В. К., Шиленко Ю. В. Социальная стоматология на современном этапе. //Стоматология, 1999.- С. 5−10.
  96. В. К., Шестаков В. Т. Проблемы стандартизации и оценки себестоимости стоматологической помощи. // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 1 (3). — С. 9−13.
  97. И.К. Потребность в стоматологической помощи лиц старших возрастных групп. //Стоматология, 1995. № 4. -С. 62−63.
  98. П.А. Интегрированный подход к организации массовой профилактики кариеса зубов и болезней пародонта. //Стоматология, 1989. -№ 1.-С.85.
  99. П.А. Качественные показатели стоматологической помощи взрослому населению г. Минска. //Здравоохранение Белоруссии, 1991. -№ 11. -С.43−45.
  100. П.А. Время исправлять ошибки. //Новое в стоматологии, 1995. -№ 3. С.25−31.
  101. Н. Г. Финансовая среда учреждения здравоохранения: альтернативные источники финансирования //Экономика здравоохранения. -1996.-№ 2.-С. 16−20.
  102. A.M., Балашов А. Н. Некоторые показатели стоматологического и общего статуса в однородных группах. //Стоматология, 1995. № 4. — С.59−61.
  103. Методические и практические вопросы маркетинга стоматологической организации / Каплан М. 3., Кича Д. И., Максименко JI. В., Каплан Б. М. // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. Из-во НИИ СпбГУ. -2000. — в. 5. — С. 191−194.
  104. Медицинская услуга в модели оплаты труда./ Мурай А. И., Иванова Ю. В., Еникеев A.A., Попова C.B. //Здравоохранение, 2000. № 10. -С. 31−42.
  105. А. И. Организационное, правовое и ресурсное обеспечение реформ муниципального здравоохранения: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Тюмень, 1995. — 50 с.
  106. С. М. Медико-организационные основы предпринимательской деятельности без образования юридического лица в стоматологической практике. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. С — П., 2000. — 21 с.
  107. Международный исследовательский проект «Эффективность стоматологической помощи и стоматологический статус у населения»./ Канеп В. В., Пахомов Г. Н., Ласовский И. И., Кадникова Г. И., Сегленчук К. Б. //Сов. Здравоохранение, 1989. № 11. -С.27−31.
  108. Н.Г. Финансовая среда учреждения здравоохранения: альтернативные источники финансирования. //Экономика здравоохранения, 1997. № 2. -С. 11−15.
  109. Материалы заседания рабочей группы европейского бюро ВОЗ по изучению удовлетворительности населения медицинской помощью. 31 окт. 3 нояб. 1989 г.-Кантерберри, 1989.
  110. М.Б. Новые экономические отношения в стоматологии. //Страховая медицина и современность. -М., 1989. -С. 18.
  111. Т. Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг: Автореф. дисс. .канд. мед. наук/Спб, 1997.-20 с.
  112. Т. Ш., Янченко В. М. Философия, политика и стратегия стоматологического бизнеса.// Экономика и организация стоматологии, 2001.-С. 2−5.
  113. В.А., Шатунов В. П., Блох Д. А. Ранжирование факторов по оценке их влияния на состояние пародонта. //Совершенствование организационных форм стоматологической помощи населению. Труды ЦНИИС. -М., 1986. — т.17. С. 35−36.
  114. К. В. Договор с пациентом. Как избежать конфликтной ситуации не ущемляя права сторон. //Стоматология для всех. 1997.- С. 48 49.
  115. К. В. Обзор аудиторских услуг в медицине // Здравоохранение. 2002. — № 9. — С. 163−167.
  116. К.В. Правовые характеристики медицинского учреждения. //Детская стоматология, 1998. № 1. — С.35−36.
  117. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности коммерческих стоматологических организаций / Бутова В. Г., Максимов-ский Ю.М., Власов H.H. и др.// Проблемы нейростоматологии и стоматологии, 1998. -№ 2. -С.55−60.
  118. С.О. Хозрасчетное отделение больницы и управление им. //Здравоохранение, 1997. -№ 9. С.23−29.
  119. О мерах по предотвращению негативных тенденций в развитии платных медицинских услуг. // Решение Межвед. Комиссии Совета Безопасности Росс. Фед. По охране здоровья населения от 22.04.02 № 2. // Здравоохранение 2002. — № 9. С. 145−148.
  120. Основные показатели, характеризующие стоматологическую помощь населению. //Здравоохранение Таджикистана, 1982. -№ 3. С.63−69.
  121. Об арендных отношениях в стоматологии. //Здравоохранение РФ, 1992. -№ 3. — С.21−23.
  122. Основы менеджмента. //Общество и экономика, 1992. № 1−2. — С.249 -254.
  123. Основы менеджмента. Пер. с англ. -М: М. Х. Мескон, М. Альберт, С.Хедоули. «Дело», 1992. -702 с.
  124. В.А. Планирование эпидемиологического исследования для улучшения специализированной стоматологической помощи населению. //Планирование эпидемиологических исследований. Петрозаводск, 1987. -С. 21−23.
  125. Основные критерии оценки работы стоматологических учреждений РСФСР. / Боровский Е. В., Болотникова Э. Т., Козловская А. Н., Самодин В. И. // Здравоохранение, 1998. № 3. -С.6−9.
  126. В. С. Организационные проблемы управления здравоохранением //Здоровье и здравоохранение: проблемы и перспективы. -М., 1991.-С. 142- 159.
  127. О.В., Попов A.B. Буквенно-цифровое кодирование работы врача-стоматолога. //Военно-медицинский журнал, 1989. № 11. -С.59−61.
  128. A.A. Страховая медицина. Качество лечения. Прогноз и реальность. //Вестник стоматологии, 1993. -№ 4/5. С.З.
  129. Принципы организации стоматологической помощи. //Организация и санитарно-гигиенические основы стоматологических учреждений Ленинграда. Л.,-1986. -С. 3−7.
  130. Н. Г., Лосев В. Р., Мищенко Е. С. О проблеме маркетинга стоматологических услуг //Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. Спб: Из-во НИИХ СпбГУ, 2000. — в. 5 — С. 262−264.
  131. А. Л. Защита врача: социально-правовые проблемы // Здравоохранение. 2002. — № 9. — С. 149−156.
  132. Л. П. Участие учреждений негосударственной формы собственности в реализации программ государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи. // Здравоохранение. 2002. — № 9. — С. 36−39.
  133. В. А. Опыт предоставления частным медицинским учреждениям комплексной амбулаторно-поликлинической помощи // Здравоохранение. 2002. — № 9. с. 40−42.
  134. Г. А., Успенская И. В. Оценка затрат пациентов при оказании специализированной медицинской помощи. //Здравоохранение, 1998. № 8.-С.17−21.
  135. Т.Ф., Рубан С. А. Новые подходы к организации бухгалтерского учета и калькулированию себестоимости медицинских услуг. //Здравоохранение, 1999. № 2. -С. 16−37.
  136. Д.М., Бабенко Л. Г. Методика расчета норматива финансирования на оказание стоматологической помощи при обязательном медицинском страховании.//Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1994.-№ 4.-С-39−40.
  137. Реализация комплексной программы развития стоматологической помощи в СССР. //Стоматология, 1989. № 6. -С.-4−7.
  138. М.П. Проблемы экономики здравоохранения на современном этапе//Советское Здравоохранение, 1982. № 2. -С.3−17
  139. В.Ф. Организация стоматологической помощи.//Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко, 1994.-6.1.-С.ЗЗ 1−333.
  140. Г. В. Налогообложение доходов от оказания платных услуг. //Здравоохранение, 1998. № 12. -С.153−158.
  141. Развитие и функционирование стоматологического рынка. / Мак-симовский Ю.М., Бутова В. Г., Ульянова Т. В., Ананьева Н.Г.//Стоматология для всех, 1998.-№ 1.-С.58−61.
  142. Структура стоматологического рынка. / Бутова В. Г., Ананьева Н. Г., Власов H.H., Егорова Т. А., Бенякова Е. В., Ковальский B. JL, Николаева И. В. //Проблемы нейростоматологии и стоматологии, 1998. —31. -С.58−62.
  143. В. В. О правах пациента.// Стоматология для всех, 1998.-С. 54.
  144. В. В. Бесплатная и платная стоматология. //Возможности стоматологии сегодня. 2000.-С. 35−36.
  145. В.И. Организация системы контроля качества стоматологической помощи.//Стоматология (спецвыпуск), 1996.-С.31.
  146. В.И., Васюкова B.C., Шамшурина Н. Г. Формирование цены стоматологической услуги на основе клинико-статистических групп. //Здравоохранение, 1997. -№ 1.-С. 152−158.
  147. В.И., Васюкова B.C., Шамшурина Н. Г. Организация платных услуг населению в стоматологических учреждениях. //Здравоохранение, 1997. -№ 2.-С.121−129.
  148. С. А., Коссовой A. JI. Первичная медицинская помощь в Финляндии.// Здравоохранение Российской Федерации. 1993.- С. 28−30.
  149. Р.Г., Тодорашко О. В. Пути оптимизации плановой стоматологической помощи дошкольникам. //Здравоохранение, 1997. -№ 3.-С.13−17.
  150. А. А., Алимский А. В. Результаты анкетирования пациентов частного стоматологического кабинета // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 1(3). — С. 65−70.
  151. В.М. Автоматизированная экспертиза медицинской помощи и контроль качества оказанных услуг в Торжокской ЦРБ. //Здравоохранение, 2000. № 6. -С.53−64.
  152. П.Г., Треверзев В. А., Курьянова H.A. Опыт оказания стоматологической помощи по участковому принципу. //Стоматология, 1989. -№ 3.-С.22−24.
  153. А. С. Совершенствование деятельности государственных хозрасчетных стоматологических учреждений в современных экономических условиях (комплексное социально-гигиеническое исследование): Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2001. — 49 с.
  154. Тьядерхаане J1. Стоматологи мира. Финляндия. //Дент Арт, 1997. -№ 4. С.67−69.
  155. Л.Г. Новые возможности финансирования и кредитования социальных услуг здравоохранения. //Здравоохранение, 2000. № 3. -С.35−54.
  156. A.B. Договор о возмездном оказании медицинских услуг. //Здравоохранение, 1999. № 10. -С.-159−174.
  157. A.B. Договор об оплате медицинских услуг. //Здравоохранение, 2000. № 5. — С. 155−168.
  158. Е. А. Состояние и динамика потребления медицинских услуг населением Российской Федерации // Здравоохранение, 2002. № 9. — С. 1819.
  159. И.С., Бурлака В. Г., Блицман Р. Ф. Результаты эксперимента по перестройке стоматологической помощи. //Стоматология, 1989. № 3. — С.74−76.
  160. Ю.А., Улитовский С. Б. Характеристика стоматологической помощи и профилактики стоматологических заболеваний у плавсостава. //Врачебное дело, 1985. № 2. — С.20−22.
  161. В. Б., Касимовский К. К. Негосударственный сектор здравоохранения России: основные характеристики // Здравоохранение. 2002. — № 9.-С. 10−17.
  162. М.Б. Формирование стоимости медицинских услуг и определение уровня заработной платы медицинского персонала при рыночных отношениях. //Здравоохранение, 1999. № 11. -С.33−41.
  163. Характеристика стоматологического участка городской стоматологической поликлиники № 1 г. Кемерово./ Сомова К. Т., Даниленко А. Н., Махова О. В., Гербелева Е. А // Здравоохранение, 1997. № 2. — С. 13−17.
  164. М.Н., Ляшевич В. П. Критерий результативности оказания стоматологической помощи населению.//Экономико-математические методы и вычислительная техника. Новокузнецк, 1987. — С. 122−127.
  165. М.Н., Мичкаева В. И. Участие врачей-стоматологов во всеобщей диспансеризации населения. //Экономико-математические методы и вычислительная техника. Новокузнецк, 1989. -С.-91−93.
  166. В. Т. Развитие системы УЕТ в новых экономических условиях деятельности стоматологических учреждений России. // Новое в стоматологии. 1998. — № 10. — С. 31−38.
  167. В.Т. Ответственность пациентов за сохранение своего здоровья и за качество оказания им стоматологический помощи. //Стоматология для всех, 1998. № 2. -С.50−55.
  168. В.Т. Основные причины конфликтов в системе оказания стоматологической помощи населению в новых социально-экономических условиях. //Стоматология для всех, 1998. -№ 3. -С.55−57.
  169. А. П., Алимский А. В. Изучение мнения населения о качестве и культуре оказываемой ему стоматологической помощи. //Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны. Труды ЦНИИС. М., 1991.-С. 54−56.
  170. М.С., Сдобнов Е. В. Опыт совершенствования работы окружной стоматологической поликлиники. //Военно-медицинский журнал, 1988. № 2.-С.65−66.
  171. М.С., Сдобнов Е. В. Резервы повышения эффективности стоматологической помощи. //Военно-медицинский журнал, 1988. -№ 4. -С.56−57.
  172. А. В., Акаев И. Р. Коммерческая амбулаторно-поликлиническая стоматологическая помощь населению. &bdquo-Стоматология. 1998.-№ 6.- С. 52−55.
  173. Г. Ю., Четокин В. И. Рынок платных медицинских услуг и теневая медицина. //Здравоохранение РФ, 1992. № 10 — С.9−11.
  174. И.Г., Линькова И. В. Бюджетное лечебное учреждение: расширение фонда оплаты труда. //Здравоохранение, 1997. № 1 -С.23−27.
  175. Н. Г. Платные медицинские услуги // Главная медицинская сестра. 2001. — № 6. — С. 41−46.
  176. А. Стоматологи мира. Испания. //Дент Арт, 1997. № 4. — С.63−65.
  177. Application of the International classifikation of diseases to dentistry and stomatology. Third edition. World Health Organisation, Geneva, 1995. -23 8p.
  178. RJ. //British dental journal, 1981.- 150 218 p.
  179. RJ. //British dental journal, 1981. 150 — 354 p.
  180. Anderson R., Richmond S., Thomas D. W. Patient presentation at medical practices with dental problems: an analysis of the 1996 // Brit. Dent. J. 1999. — v. 186.-№ 6.-P. 297−300.
  181. Asa R. The busness of dentistry. Financial experts iook at the future of the dental industry. -CDS Rev., 1997. May- Jun 90(4): 5 20.
  182. Ashford R.A. An investigation of male attitudes toward marketing communications from dental service providers.//Br.Dent.J., 1998. Mai 14: 184 (5): 235−8
  183. Belloc N.B., Braslow L.//Prevent.Med. -1972. vol. 1. -P. 409 -421.
  184. BellocN.B., //Prevent.Med. -1973. vol. 2. -P.67 — 81.
  185. Becker N. Has the dental profession become a dental industry? // J. Mass.Dent. Soc., 1998. Winter, 46(4): 6, 50.
  186. Brown L. J. The long run cost characteristics of dental practices in the USA // Sol Scl. Med. — 1989. — v. 29. — № 6. — P. 695 — 703.
  187. Carr Hill R. A., Rice N., Roland M. Socioeconomic determinants of rates of consultation in general practice based on tourth national morbidity survey of general practices // BMJ. — 1996. — v. 312. — P. 1008−1012. .
  188. Cohen L.K. Dental care delivery in seven nations. /Ingle J.I., Blair P. //International dental care delivery systems. Cambrigde, M.A., Ballinger, 1978.
  189. L.K., Bailit H.L., Barmes D.E. //Int. Sociol. 1987. Vol.4. -P.419 — 426.
  190. Chambers D.W. The secondary marker in dentistry. //J. Am. Coll Dent., 1997.- Winfer 64 (4) :2−4.
  191. Chambers D.W. What can we be sure of dentistry? //J. Am. Coll Dent., 1998.- Summer, 65 (2): 2 3.
  192. Chawia V., et al. Finansing health services in Poland: hew evidence on privet expenditures. //Health Econ., 1998 jun 7(4): 337 -46.
  193. Cooper J.A. Independent and private dentistry. //Br. Dent. J., 1998. Apr.25: 184(8): 367 p.
  194. Challoner R.R. Position paper: dentistry and the dental industry summit on managed care. //L. Am. Cool. Dent., 1998. Spring- 65(1): 21 3.
  195. Challoner R.R. strategy for the profession and trade to deal with the changing dental enviroment. //J. Am. Coll. Dent., 1998. Spring- 65(1): 24−6.
  196. Does dental service utilisation drop during ecinimic recession? The example of Finland, 1991−94. // Community Dent Oral Epidemiol, 1998. Apr- 26(2): 107−14.
  197. Duriez M. Les systems de sante en Europe. Paris: Presses Universi-taices de France, 1999. — 127 p.
  198. L. //New Engl. J. Med. 1977. — V. 297. — P. 1230 — 1232.
  199. Ellek D. The development of practice guidelines. 11 Spec. Care Dentist, 1996. Jul-Aug- 16(4): 150−2.
  200. Evans R. Y. Implications of dental diseases an economists’s perspective // J. Canad. Dent. Ass. 1980. — v. 46. — № 1. — P. 56−58.
  201. Financing health service in Poland: new evidence on private expenditures. // Health Econ., 1998. Jun- 7(4): 337 46.
  202. Goverment statistical service. Health and personal social services statistics for England, 1978. London. Her Majesty’s Stationery Office, 1978.
  203. Gottlieb E.L. Direct reimbursement revisited. //J. Clin Orthod, 1998. Jan- 32(1): 9−10.
  204. Grace M. Private versus NHS? // Br.Dent. J., 1998. Apr 25- 184(8): 365/Jardine S. J., Basker R. M., Ralph J. P. Problems in restorative dentistry: who copes with them? //Brit. Dent. j. 1995. — v. 178 — № 5. — P. 176−179.
  205. Henry J.L. Health care reform. Implication for dentistry and minorities. //NDA. J., 1994. Jun — Jul- 45(2): 7: 10.
  206. Habal V.B. Getting back in control. // J. Craniofac. Surg, 1998. Mau- 9(3): 199−200.
  207. Haughney M. G., Devennie J. C., Macpherson L. M., Mason D. K. Integration of primary care dental and medical Services: a three year study // Brit. Dent. J. — 1998. — v. 184. — № 7. — P. 343−347.
  208. Holland T. J., Lucey S., Kavanagh C., O’Mullane D. M. Costs in providing facilities for treatment of handicapped patients under general anesthesia//J. Jr. Dent. Assoc., 1997.: 43(3): 72−5.
  209. Kuthy R.A., Odom J.G., Salsberry P.J., Nickel., J.L., Polivka BJ. Dental utilization by low-income mothers. //J. Public Health Dent, 1998. Winter, 58(1): 44−50.
  210. Mason D. K., Gibson J., Devennie J. C., Haughney M. G., Macpherson L. M. Integration of primary care dental and medical services: a pilot investigation // Brit. Dent. J. 1994. — v. 177- № 8. — P. 283−286.
  211. Mueller C.D., Schur C.L., Paramore L.C. Access to dental care in the United States. //J. Am. Dent. Assoc., 1998. Apr, 129(4): 429 -37.
  212. Milgrom P., Riedy C. Survey of Medicaid child dental services in Washington state: preparation for a marketing program. // J. Am. Dent. Assoc., 1998. Jun- 129(6): 753−63.
  213. Nash K.D. et al. Economic models to help periodontists evaluate their practices: how to analyze a practice to assess the potential impact of managed care contracts. // J. Periodont, 1998. Feb- 69(2): 241 53.
  214. Naidoo L.C., Stephen L.X. Oral health finance and expenditure in South Africa. //J.Dent. Assoc. S. Afr., 1997. Dec- 52(2): 727 -32.
  215. Oral Health Care Systems: An international Collaborative Study. London, 1985.
  216. Oecki F. Soziale Martwirschaft im Schaubild. Bonn, 1994 u transcontact Verlag 253.
  217. G. Организация стоматологической клиники и планирование важнейшие основы. // Квинтэссенция. — 2001. — № 3. — С. 61−62.
  218. Oscarson N, Kallestal С., Karlsson G. Methods of evaluating dental care costs in the Swedish public dental health care sector. //Community Dent Oral Epidemiol, 1998. Jun- 36(3): 160−5.
  219. Plester C., et al. The «insurancelless» Practice/ // J/ Mich. Dent. Assoc., 1998. Apr-May- 80(4): 38−43.
  220. Pride J.R. Health system reform: fried or foe to dentistry? // R/ Dent J., 1994. Summer- 7(2): 5 8, 10 — 2.
  221. Reekie D. The future of dentistry the evidence revolution. //Br. Dent. J., 1998. Mar- 28- 184(6): 262−3.
  222. Rublec D. A. Medical technology in Canada, Germany and the United States // Heaeth. Affairs. 1989. — Fall. — P. 180−185.
  223. Shevenell J.L., Managed care and medicine. //J. Am. Dent. Assoc., 1998. Apr- 129(4): 406.
  224. Sivaneswaran S., Taylor R. J., Lazarus R. Dental service provision in private general practice for an insured population in New South Wales, Australia // Community Dent Health. 1999. — v. 16 (4). — P. 236−244.
  225. Smeets E. C., Keur L., Oosting J., Abrahamlnpijn L. Acute medical complications in 277 general dental practices // Prev. Med. 1999. — May. — v. 28 (5) -P. 481−487.
  226. Suominen — Taipale L., Widstrom E. Does dental service utilization drop during economic recession? The example of Finland. 1991 94. // Community Dent Oral Epidemiol., 1998. Apr- 6(2): 107 -14.
  227. Saaty J.L. Mathematical methods of operational research. New York, 1959.-231 p.
  228. The American Dental Trade Association looks at dental reimbursment: resposible consumption of appropriate dental services. Managed Care Task Force the American Dental Trade Association. // J. Am. Coll. Dent., 1998. Spring- 65(1): 7−16.
  229. Todd I.E. et al. Adult dental health. Vol. 2: United Kingdom 1978. London, Her Majesty’s Stationery Office, 1982. -134 p.
  230. Vanarsdall RL., et al. Managed care: effect on future practice. // Int. J. Adult Orthodont. Or thognath Surg., 1'998: 13(1): 5.
  231. Weaver R.G. et al. Linking postdoctoral general dentistry programs with managed care programs and settings. //J. Dent. Educ., 1998. Aug- 62(8): 599 608.
  232. Willias D, et al. 1996 Kentucku Dental Practice Survey. //Ky. Dent. J., 1997. Mar-Apr, 49(2): 20, 22−7.
  233. Zak M. Bulling a patients medical insurance. // CDS Rev., 1998. Mar., 91(2): 16−9.
Заполнить форму текущей работой