Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывают работы этих и других исследователей, становление духовной культуры студента предполагает устремленность к идеалу учителя, так как именно с целью приближения к идеалу-цели человек поступал в педагогический вуз. Для будущего учителя в качестве идеала правомерно выступает совершенная модель образа современного учителя, включающая его универсальные профессиональные качества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты формирования профессиональнопедагогической компетентности будущего учителя музыки
    • 1. 1. Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя музыки в современных условиях
    • 1. 2. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки
    • 1. 3. Теоретическая характеристика педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации условий формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Технология реализации педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки
    • 2. 3. Анализ результатов сформированности профессиональнопедагогической компетентности будущего учителя музыки
  • Выводы по второй главе

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в социально-экономической жизни общества инновационные процессы изменения личностных ценностей и ориентаций требуют от вузовского образования пересмотра концептуальных взглядов на подготовку специалистов — будущих учителей.

На первый план выдвигаются потребности личности, ее интересы, идеалы, создание для них таких условий, в которых наиболее полно раскрылись бы ее склонности, способности, дарования, реализовались бы творческие замыслы, творческий потенциал.

Сегодня школа нуждается в личности учителя, готового и способного к решению педагогических и социальных проблем в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы, который может реализовать в учебно-воспитательной практике свой способ жизнедеятельности на основе интеграции общечеловеческих и профессионально значимых ценностей. Это должен быть специалист, хорошо ориентирующийся в обилии педагогических технологий, умеющий вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения, имеющий свое мнение и способный его отстаивать, готовый к активной инновационной педагогической деятельности и творческому росту.

Вопрос профессиональной подготовки будущего учителя рассматривали многие философы, психологи, педагоги и методисты.

Фундаментом исследования служат принципиальные методологические идеи о развитии личности и ее направленности, содержащиеся в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др.

Вопросы профессионально-творческого становления учителя являются предметом исследований педагогов и психологов: В. И. Андреева, О. А. Абдуллиной, Э. Т. Ардашировой, Р. М. Асадуллина, К. Ш. Ахиярова, В. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой,

М.М.Левиной, Н. Д. Никандрова, Я. А. Пономарева, Н. Ю. Посталюк, В. Г. Рындак, В. А. Сластенина, Т. И. Тамбовкиной, Ф. Ш. Терегулова, Э. Ш. Хамитова и др.

Как показывают работы этих и других исследователей, становление духовной культуры студента предполагает устремленность к идеалу учителя, так как именно с целью приближения к идеалу-цели человек поступал в педагогический вуз. Для будущего учителя в качестве идеала правомерно выступает совершенная модель образа современного учителя, включающая его универсальные профессиональные качества и способности, а также стремление к преодолению трудностей формирования реального образа специалиста (самосовершенствование). Духовная культура выступает «ядром» этого образа, интегрирующим цельность личности, гармонизирующим концепцию жизни, картину мира, профессиональную позицию и стиль жизни учителя.

Особые требования предъявляются к учителю художественных дисциплин, призванных «развивать духовную культуру школьника средствами искусства» (193, С. 13).

Одной из самых сложных сфер культуры является область музыкального образования.

Процесс обучения музыке в школе возлагает большую ответственность на педагога. Под его руководством ученик не только познает основы музыкального искусства, он непременно развивает свой интеллект, приобретает умение мыслить нестандартно, заставляет активно действовать свою фантазию. В ученике формируется творческое отношение к жизни, которое в дальнейшем будет способствовать успешной работе в любой выбранной им профессии.

Сформировать творческую индивидуальность учителя музыки — актуальная задача высшего музыкально-педагогического образования. Деятельность учителя музыки — особая, в некотором роде созидательная, так как природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя.

Сложный характер педагогической деятельности, качественное усложнение социально-педагогических требований к учителю музыки требуют от него принципиально иного типа мышления, более широкого комплекса знаний, умений и навыков в сочетании с высоко развитыми профессионально важными качествами, что в итоге составляет фундаментальную основу профессионально-педагогической подготовки учителя музыки.

О широком профиле учителя музыки общеобразовательной школы писали видные деятели отечественной музыкальной культуры: Б. Г. Асафьев, Б. Л. Яворский, В.Н. и С. Т. Шацкие, А. Б. Гольденвейзер, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Ю. Б. Алиев, Е. Д. Критская, Э. Б. Абдуллин, Н. Л. Гродзенская, Б. М. Теплов И Др.

В настоящее время в российских регионах наблюдается тенденция к росту дефицита в специалистах, способных работать в новых социально-экономических условиях, отвечающих по уровню подготовки новым требованиям, предъявляемым специфическими в данных условиях видами деятельности.

Время диктует необходимость создания новых педагогических условий, которые бы подготовили человека к активному освоению новых социальных перспектив, предоставили широкие возможности для более полного удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении.

Самоопределение учителя в мировой и национальной музыке, выработка на этой основе социально-профессиональной позиции, ценностного отношения к педагогической деятельности составляет основу профессионализма.

Теорию и практику профессиональной подготовки учителя музыки исследовали Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Н. Н. Немыки-на, Л. В. Школяр и др.

Необходимой предпосылкой высокого уровня готовности выпускника педагогического вуза к решению профессиональных задач является формирование у него музыкально-педагогической компетентности.

В контексте гуманистической педагогики в понятие профессиональной компетентности педагога включены следующие компоненты: лично-стно-гуманная ориентация, умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать, свободная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, умение интегрироваться с опытом, реактивность как способ бытия в профессии, т. е. желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне целей, форм и методов образовательных процессов и систем, способность к рефлексии (36, 49, 90, 100,102,131, 235).

В свою очередь, профессионально-педагогическая компетентность формируется только в условиях эвристической и креативной деятельности. Недостаточная реализация личностно ориентированного и деятельностно-го подходов в подготовке будущих учителей музыки, разрыв между теоретическими знаниями студентов и умениями их практического использования, отсутствие связи фундаментальных дисциплин с будущей профессиональной деятельностью приводит к тому, что нередко выпускники педвузов приступают к решению профессиональных задач недостаточно подготовленными.

Изучение специальной психолого-педагогической литературы в рамках данной проблемы позволило нам сделать вывод о недостаточной разработке темы, хотя практика остро нуждается в ее разрешении.

Это вызвало ряд противоречий: -между заказом общества на учителя, обладающего профессионально-педагогической компетентностью как базовым основанием профессионально направленной личности и способного в условиях личностно-развивающего образовательного процесса быть субъектом профессионально-педагогической компетентности, и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;

— потребностью обновления существующей практики подготовки будущего учителя музыки, способного осваивать культуру мыслительной и практической деятельности на индивидуально-личностном уровне и возможностями учебно-воспитательного процесса удовлетворить профессионально-познавательные потребности;

— необходимостью создания целостной системы формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки как цели образовательного процесса в педагогическом вузе и недостаточной направленности системы образования на ее воспитание- -использование в процессе обучения технологий деятельностно-развивающего обучения, позволяющих формировать профессионально-педагогическую компетентность будущего учителя музыки в процессе освоения дисциплин предметной подготовки на основе интегративного подхода в современном вузе и отсутствие должной подготовки будущего учителя музыки к решению этой проблемы.

Таким образом, наблюдается явное противоречие между требованиями к уровню подготовленности специалистов в современных условиях и уровнем профессионально-педагогической компетентности выпускников педагогических вузов. Преодоление указанных противоречий потребовало выявления причин его порождающих. Проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса: «Каковы пути повышения эффективности профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки в условиях интегративного изучения дисциплин предметного цикла?»

Теоретическая значимость и актуальность рассматриваемой нами проблемы, ее недостаточная разработанность, послужили основанием для определения темы исследования: Формирование професионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки.

Цель исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки в педагогическом вузе при интегративном изучении дисциплин предметного цикла.

Объект исследования — процесс формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в образовательной деятельности высшего учебного заведения.

Предмет исследования — педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки при изучении дисциплин предметного цикла.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки будет эффективным, если:

— в целостном учебном процессе, детерминированном современным уровнем развития музыкально-педагогического образования, обеспечивается единство цели, содержания и методов личностной и профессиональной направленности специалиста по различным дисциплинам, интегрированным в соответствии с моделью формирования профессионально-педагогической компетентности;

— выявлен педагогический потенциал дисциплин предметного цикла, который реализуется на основе интеграции с дисциплинами общепрофессионального цикла путем включения во все структурные звенья образовательного процесса системы предметных и педагогических профессионально-направленных задач, создающих ситуации творческой деятельности и личностно ориентированных способов ее реализации.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования

— проанализировать сущность, содержание и специфику профессионально-педагогической компетентности учителя музыки;

— выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки;

— разработать модель формирования профессиональнопедагогической компетентности будущих учителей музыки и экспериментально проверить ее.

Методологической основой исследования являются:

— философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие процесс формирования личности с опорой на принцип гуманизма, самоценности человеческой личности и ее свободы;

Теоретической основой исследования стали:

— концепция целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (В.С.Ильин, В. В. Краевский, ИЛ. Лернер, М.Н.Скаткин);

— теория педагогической деятельности и формирования личности учителя (О.А.Абдуллина, А. А. Баранов, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Л. И. Рувинский, В. А. Сластенин, Л. Б. Соколов, Е. М. Шиянов,

A.И.Щербаков и др.);

— концепция творчества и его роли в профессиональном становлении личности педагога (М.М.Бахтин, Н. А. Бердяев, Л.К.Веретенникова);

— основные положения личностно-ориентированного обучения в образовании (Е.В.Бондаревская, И. Б. Ворожцова, А. Маслоу, В. В. Сериков, И.С.Якиманеская);

— теория «самости» в образовании (К.А.Абульханова-Славская,

B.И.Андреев, Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, Г К. Селевич);

— исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания студентов (С .И.Архангельский, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин, В Г Рындак);

— интонационная теория музыки (Б.В.Асафьев, В. П. Бобровский, Л.Н.Шаймухаметова);

— теория профессиональной4 подготовки учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю. Б. Алиев, М. Г. Арановский, М. Г. Арчажникова, К. О. Матвеева, Г. М. Цыпин и др.);

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по философии, педагогике, психологии, музыковедению, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое моделирование и конструирование;

-.эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы (индивидуальные и групповые) со студентами и учителями, анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, методы математической статистики и проверки достоверности результатов;

— экспериментальные', установочный, констатирующий и формирующий эксперименты.

База исследования — музыкальное отделение на факультете педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета, Бирский государственный педагогический институт. Исследование проводилось в три этапа (2000 — 2004 гг.) На первом (аналитико-проектном) этапе (2000 г.) были осуществлены выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачидано методологическое обоснованиевыдвинута рабочая гипотезаизучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литератураразрабатывалась программа опытно-экспериментальной проверки теоретической концепции исследования.

На втором (формирующем) этапе (2001 — 2003 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотезаотрабатывались и проверялись научно-педагогические технологии образовательного процесса, способствующие развитию социально-антропологической защищенности личности.

На третьем этапе (2004 г.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данныхразрабатывались научно-методические рекомендации и внедрение их в практику.

Научная новизна заключается в следующем:

• соотнесено содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность» с современным уровнем музыкально-педагогического образования в педагогическом вузе и выявлены ценностно-мотивационный, содержательно-ориентировочный, операционно-деятельностный, личностно-творческий компоненты;

• разработана организационно-процессуальная модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки;

• определены критерии и уровневые показатели сформированности профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки;

• выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения дисциплин предметного цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о содержании профессионально-педагогической компетентности, что позволяет рассматривать ее компоненты как условия, влияющее на результаты обучения, определяющие эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыкисовременная теория профессиональной подготовки будущего учителя музыки дополнена организационно-процессуальной моделью формирования профессионально-педагогической компетентностиполученные результаты могут способствовать дальнейшему совершенствованию эффективной подготовки будущих учителей музыки к самостоятельной инновационной деятельности.

Практическая значимость исследования:

• создано методическое обеспечение процесса формирования профессионально-педагогической компетентности студентов;

• разработан интегративный курс «Музыкально-педагогические практикумы»;

• создана программа по дисциплине «История музыкального образования», включающая задачи, задания с профессиональной направленностью для организации творческой деятельности студентовДостоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватного изучаемой проблеме, поставленным целям и задачам, гипотезе, подтверждающей основные выводы диссертации.

На защиту выносятся:

1.Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя, представляет собой системное образование в единстве ценностно-мотивационного, содержательно-ориентировочного, операционно-деятельностного, личностно-творческого компонентов, обусловливающих основу функционирование и развитие системы профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе.

2.Целостность процесса формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в педагогическом вузе представлена в виде организационно-процесуальной модели, включающей в себя цель, содержание, принципы, личностно-деятельностные технологии, а также педагогические условия, обеспечивающие ее эффективность.

3.Эффективность модели формирования профессионально-педагогической компетентности учителя музыки в педагогическом вузе обеспечивается выполнением следующих условий:

— обеспечение профессионально-педагогической направленности изучения предметного блока дисциплин;

— выявление педагогического интегрированного потенциала дисциплин предметного цикла и обеспечена его реализация в музыкально-педагогической подготовке;

— использование технологий деятельностно-развивающего обучения с включением системы предметных и педагогических профессионально-направленных задач, создающих личностно-развивающие ситуации, направленные на организацию и развитие их активной учебно-познавательной, профессионально-педагогической и творческой деятельности будущих учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Башкирском государственном педагогическом университете, в Бирском государственном педагогическом институте. Результаты исследования докладывались на межвузовских научно-практических конференциях (Уфа, 2000) — на Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы вузовской и школьной педагогики. Четвертые Есиповские чтения» (Глазов, 2001) — «Психолого-педагогические проблемы модернизации общего среднего, вузовского и послевузовского образования" — Методология и методики преподавания основ наук в современных условиях» (Бирск, 2002) — на внутривузовских научных конференцияхна заседаниях кафедры музыкального образования Башкирского государственного педагогического университета.

Результаты исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий кафедры музыкального образования Башкирского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы составляет 200 страниц литературного текста, включающего 16 таблиц, 2 рисунка, 1 схему, 4 диаграммы, 3 приложения.

5.Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития профессионально-педагогической компетентности у будущего учителя музыки в личностно-ориентированной образовательной среде. Изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. В частности, актуальным представляется в дальнейшем исследование преемственности развития профессионально-педагогической компетентности в цепибудущий учитель (студент) — учитель (практик) — а также исследование вопросов по развитию профессионально-педагогической компетентности на материале других учебных дисциплин.

Заключение

В проведенном исследовании осуществлялось решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки с целью повышения ее качества, которое определяется уровнем сформированности у них профессионально-педагогической компетентности. Мы рассматривали профессионально-педагогическую компетентность учителя музыки как интегральное свойство личности, выражающееся в единстве теоретической, практической и мотивационной готовности к творческой педагогической деятельности. Основными компонентами профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки выделены: ценностно-мотивационный, содержательно-ориентировочный, операционно-деятельностный, личностно-творческий. Единство, взаимосвязь выделенных компонентов способствуют установлению «положительных связей между знаниями и чувствами в процессе деятельности».

Профессионально-педагогическая компетентность учителя как интегральное свойство личности, направленное на творческую педагогическую деятельность, требует целенаправленного его формирования и развития. Мы рассматривали обучение студентов в педагогическом вузе как поэтапный синтез компонентов профессионально-педагогической компетентности в системе профессиональной непрерывной подготовки, каждый этап которой может быть охарактеризован уровнем ее сформированности.

Мы полагали, что организация учебного процесса на основе личностно ориентированной организационно-процессуальной модели реализации выявленных педагогических условий дает значительный эффект в формировании музыкально-педагогической компетентности будущего учителя, а использование педагогических ситуаций, задач в изучении теоретических дисциплин повысит интерес к интегративным знаниям и умениям.

В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:

1.Изучено состояние проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности в дидактике и практике обучения в вузах.

2.0пределена структура, содержание профессионально-педагогической компетентности учителя музыки.

3.Определены педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки в процессе изучения дисциплин предметного цикла Государственного образовательного стандарта.

4.Создана и реализована организационно-процесуальная модель формирования профессионально-педагогической компетентности студентов.

5.Разработана и апробирована технология реализации выявленных педагогических условий.

6.На основе педагогического эксперимента определена эффективность выделенных условий формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки.

Эффективность экспериментальной модели подтвердилась.

Таким образом, поставленные цели исследования были достигнуты, задачи решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски //Наука и школа, 1998. — С.34−37.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992. — 72 с.
  4. Э.Б. Первый международный студенческий конкурс «Учитель музыки XXI века //Музыка в школе. № 1. — С.5
  5. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: МИГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 188 с.
  6. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Мысль, 1980. 334 с.
  7. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. -М.:ВЛАДОС, 2000. 336 с.
  8. В.Г. Избранные психологические труды. — Т.2. М.: Педагогика, 1980. — 228с.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд-во КГУ, 1988. — 238с.
  10. Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: изд-во КГУ, 1996. — 566с.
  11. П.Апраксина О. А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17: сб.ст. /Сост. О.Апраксина. — М.: Музыка, 1986. — С.5−15.
  12. И.В. Эстетическое развитие будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования. — Автореф. дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 2002. — 48с.
  13. М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: Музыка, 1974. — С. 90−125.
  14. М.Г. Пятнадцатая симфония Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики //Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. — Л.: Музыка, 1977. — С. 55−94.
  15. М.Г. Интонация, знак и «новые методы» //Сов. Музыка. -1980.-№ 10.-С. 99−109.
  16. М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998.-343 с.
  17. М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: сб. ст. Вып.6. -М.:сов. Композитор, 1987. — С. 5- 44.
  18. М.Г. К интонационной теории мотива // Сов. Музыка. -1988.-№ 6.-С. 72−78.
  19. Аристотель Политика. Поэтика. Сочинение: в 4х томах. М.: Мысль, 1984.-788 с. 21 .Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 34−37.
  20. .В. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога: Дисср.. канд.пед.наук. Казань, 1998. -263.
  21. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
  22. P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. Уфа: БГПИ, 1999. — 145 с.
  23. . Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 312с.
  24. .В. О музыкально-творческих навыках детей // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.Апраксина. М.: Просвещение, 1990.-С. 106−109.
  25. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований// проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: сб. ст. Уфа, 1991. — С. 3 — 7.
  26. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-559 с.
  27. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика. 184 с.
  28. Л.А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — 368 с.
  29. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.6 Музыка, 1974. — 336 с.
  30. И. Специфика' языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1986. — С. 99 — 116.
  31. И. Опыт этимологического анализа // Сов. Музыка. 1985. -№ 9.-С. 59−66.
  32. Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2002. -415 с.
  33. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография. Челябинск: изд — во ЧГПИ «Факел», 1995. — 144 с.
  34. Березовчук Л. О восприятии элементов стиля прошлого в современном произведении // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности: сб. науч. тр./ ЛГИТМиК. Л., 1981. — С. 60−80.
  35. М.Н. состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. — С.9 — 11.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  37. Бестужев Лада И. В. Школа XXI: размышления о будущем // Педагогика, 1993. — № 6. — С. 103 — 112.
  38. Бим Бад Б. М. Антропологическое основание теории и пратики образования. — М.: Российский университет, 1994.
  39. П.П. Избранные педагогические произведения. М.:. Изд — во АПН РСФСР, 1961.-694 с.
  40. В. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки в двух выпусках. Вып. 1. — М.: Музыка, 1989.
  41. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятии // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123 — 128.
  42. Д.Б., Гинсбург М. Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления // Советская педагогика. 1997. — № 1.- С.77−90.
  43. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 388 с.
  44. Л.И. Проблема формирования личности /Под ред Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во института практической психологии, 1995.-352 с.
  45. В.В. Технология личностно-профессионального развития творческого педагога: Автореф. дис. Волгоград, 2002. — 20 с.
  46. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на Дону: Изд-во РПУ, 2000. — 352 с.
  47. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — №%. — С. 12−16.51 .Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений, -в двух частях. -М.: Владос, 2003. 251,207 с.
  48. М.Ш. Музыка: Язык, Речь, мышление /Опыт системного исследования музыкального искусства. М., 1991.
  49. М.Ш. Введение в музыкознание. М.: Владос, 2001. — 220 с.
  50. В. О музыкальном языке и музыкальном образовании If Искусство в школе. 1996. — № 1. — с. 55−57.
  51. Т.Г. Слагаемые профессионализма //Учитель. 2001. — № 2 .-С.59−64.
  52. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. Педагогика. -1989. № 8. — С. 89 — 94.
  53. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.:3нание, 1983.-36 с.
  54. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1997. — 409 с.
  55. В.Н. С.В. Рахманинов. М.: Сов.композитор, 1976. — 645 с.
  56. А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Диссер.. канд.пед.наук. -СПб.- 1995.- 116.
  57. Бычков Ю. Н, К вопросу о природе и типологии музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Мат-лы 1 Российской науч.-практ. конф. — М., Уфа, 2002. — С. 7−24.
  58. Валицкая А. П, Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса// Педагогика. 1998. — № 3/14. — С.22−31.
  59. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991. — 207 с.
  60. Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки: Материалы 2 междунар. Научн.-практ. конф. М.: МГПУ. -1994.-156 с.
  61. В. Стилистика, теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963.
  62. Г. Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. — 335 с.
  63. Н.Е., Суханцев В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1992. — № 12.
  64. В.Г. Гуманитарно-аксиологические особенности поступенного образования педагога. Псков: Изд — во ПОИКРО, 1993. -421с:
  65. Выготский JI. C, Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  66. П.Я. Психология Мышления и учение и поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления советской психологии. — М.: Наука, 1966.
  67. Гарипова Н. Ф. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе. — Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1990.- 17 с.
  68. А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск, изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. 238 с.
  69. Г. Ф. Эстетика в 4х томах. Т. З «Музыка». — М.: Искусство, 1971.-350 с.
  70. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во современник, 1998. — 608 с.
  71. С.А. Классическая музыка и музыкальная педагогика // Методологические проблемы музыкальной педагогики: (Матер. Межреспуб. Науч.- практ. конф.). — М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1991. -С. 21−24.
  72. Горелов А. А, Древо духовной жизни.- М.: Аргус, 1994. с
  73. Н. Поэтичность музыки // Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. Киев, 1985. — С.26 — 37.
  74. Д.Р. Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических фузов: Автореф. канд. пед. наук. М., 2001. — 26 с.
  75. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2002. — 22 с.
  76. A.JI. Музыкальная психология. М.: ид -во МИЛ «Магистр», 1993. — 194 с.
  77. Грабарь М. М, Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 134 с.
  78. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 63 — 69.
  79. В. Поэтика слова. М.:. Наука, 1979. — с.
  80. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  81. В.В. Теория развивающего обучения. — м., 1996. 544 с.
  82. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании// Педагогика, 1998. № 2. — С.8 — 12.
  83. Дидактический анализ музыкальных произведений: Методическая разработка/ Сост. Иванова Н. А. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1993.- 17 с.
  84. Л. Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  85. Дурай- Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис. .д-ра пед. наук. — М.-1983. -356 с.
  86. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Народная асвета, 1976. — 119 с.
  87. М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С.82−88.
  88. Закон Республики Башкортостан об образовании // Известия Башкортостана. 1992. — 23 авг. (№№ 214 — 216). — С. 9−15.
  89. Э.Ф. Личностно-ориетированное профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.пед.универ., 1998.
  90. В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: Дисс. д-ра пед. наук. СПб, 1995. — 229 с.
  91. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов-на Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  92. В.П. Образование. Мышление. Культура// Новое педагогическое мышление/ Под ред. А. В. Петровского.- М., 1989. с. 90 -102.
  93. Д. Этос и аффект: история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. — 372 с.
  94. А.И. и др. Системно-деятельностный подход к разработке внедрению обобщенных технологий обучения// Наука и школа. 1998. — № 5. — С.43−50.
  95. И.И. Структура процесса обучения. М.: Издательство МГУ, 1986.-200 с.
  96. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 208 с.
  97. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  98. М.С. Музыка в мире искусства // Сов. Музыка. 1987. — № 1,3. -С.26 -38, 56−66.
  99. Л.П. Анализ музыкального содержания. Астрахань, 2002. -128 с.
  100. Л.П. Музыкальный портрет. М.: Консерватория, 1995. -125 с.
  101. Л.П. Основы теории музыкального содержания. -Астрахань, 2001. — 365 с.
  102. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.:. Педагогика, 1981.114. Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.:1. Педагогика, 1990.— 141 с.
  103. С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. М.: «Педагогический вестник», 1994.-83 с.
  104. С.М. Человек и личность как эстетические феномены// Вестник ОГУ. 1999. — № 3. — С.29 — 37.
  105. Кац Б. О культурологических аспектах анализа //Сов. Музыка. -1978. № 1. — С.37−43.
  106. Л.М. Концепция развития музыкального образования в школах Республики Башкортостан // Музыкальное обарзование и современная школа. -Вып.1. С. 5 — 11.
  107. З.И. продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981.- с.
  108. П.В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII
  109. XVIII вв.): Автореф. дис. .Канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2002.-23 с.
  110. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. — 187 с.
  111. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Автореф.. лок. пед. наук. Л., 1991. — 36 с.
  112. Кон Ю^К-вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — С. 93 -104.
  113. Концепция подготовки специалиста учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений / Mill У, НИИ дидакт. и психол. высш. образ.- Автор-сост. Абдуллин Э. Б. (отв. ред.), Николаева Е. В., Урбанович Г. И. — М.: МПГУ, 1995. — 29 с.
  114. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во ГПИ, 1994. -165с.
  115. В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. 1994. -№ 1.
  116. В.А. Подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроке музыки. Автореф. Дис. канд. наук.-М., 2000.- 16 с.
  117. А.Ю. Семантика в музыке и типология музыкальных знаков // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Мат-лы 1 Российской науч.-практ. конф.- М., Уфа, 2002. — С. 31 — 40.
  118. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30.
  119. А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика, 2002. № 6. — С.44 — 49.
  120. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
  121. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя (тексты лекций).- Гомель: Изд-во ГПУ, 1976. -57с.
  122. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  123. М.М. Технология профессионального педагогического образования. М.: изд. Центр «Академия», 2001. — 272 с. 135.- Лернер И. Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика.- 1990. -№ 3.-С. 138−141.
  124. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 1983.
  125. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-306 с.
  126. М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность.- М.: Сов. Композитор, 1990. 312 с.
  127. .М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  128. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
  129. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.142. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л.: Просвещение, 1972.
  130. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя//Педагогика. -2001. № 10. — С. 56−61.
  131. Л.О., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1967. 725 с.
  132. Л. А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Музыка, 1986. — 528 с.
  133. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: «Феникс», 1999. — 256 с.
  134. А.К. Психология профессионализма. М., 1986. — 303 с.
  135. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. — 88с.
  136. И.А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 2002.-39 с.
  137. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  138. В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект// Сов. Музыка, 1979. № 3. — С.30 — 39.
  139. В.В. Человек в зеркале интонационной формы// Сов. Музыка. 1980. — № 9. — С.39 -48.
  140. Мелик-Пашаев А. А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996. — № 4. — С.30 — 33.
  141. Н., Морева Н. Готовим педагога инноватора // Нар. Образование. — 1996. — № 4. — С. 56−58.
  142. М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе: Дис.. канд. пед, наук.- СПб, 1985.
  143. Н.И. О моделях педагогической подготовки // Педагогическое образование для XXI века: материалы международной науч.-практ. конф. 13−16 апреля 1994 г. / МГПУ им. В. И. Ленина. 1994. -С. 84 -93.
  144. Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 22 с.
  145. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Флинта, 1994.
  146. Л.М. Психология профессионального познания учителя. -М., 1998.
  147. М. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981.
  148. Е., Пидкасистый П. Подготовка учителей к инновационной деятельности // сов. Педагогика. 1991. — № 10. — С. 88- 93.
  149. Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: Межвуз. сб. науч. тр./ под ред. И. С. Кобзевой. Вып. 2. — Саранск: МГЛУ им. Евсевьева, 1998.
  150. Музыкальное образование в школе / под ред. JI.B. Школяр. М., 2001.-232 с^
  151. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: МГПИ им. Ленина. — 1988. -62 с.
  152. Г. С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20 — 27.
  153. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка. — 254 с.
  154. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.168. Назарова А. И. Формирование основ педагогической импровизации впроцессе профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1984. 16 с.
  155. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987. -255 с.
  156. Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 18 с.
  157. И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. Свердловск: Издание Сверд. Пед. ин-та, 1988. — 64 с.
  158. Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Харьков, 1991.- 18 с.
  159. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педобщество России, 2000. — 304 с.
  160. A.M. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000. — 268 с.
  161. С.В. Педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки: Автореф. дис.. канд. пед наук. -Липецк, 2000.-21 с.
  162. В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Автореф.. дис. доктор, филос. Наук. М., 1982. — 31 с.
  163. А.А. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе // Педагогика. 2001. — № Ю. — С. 48 — 56.
  164. М. С. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001. — 370 с.
  165. В.Д. Формирование музыкального познания. — Кишинев: Штиинца, 1988. 157 с.
  166. Н.Л. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985. — 112 с.
  167. Т.И. Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь. -2000.- 19 с.
  168. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. — 525 с.
  169. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 252 с.
  170. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. — 384 с.
  171. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  172. К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. -255с.
  173. В.М., Суслова Н. В. Педагогическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. — 320 с.
  174. Я.А. Психология творчества и педагогики. — М.: Педагогика, 1976. 279 с.
  175. К.П. Серьезная музыка в школе. М.: Просвещение, 1974.- 127 с.
  176. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 203 с.
  177. Программы для общеобразовательных учебных заведений. «Музыка». М.: просвещение, 1994. — 324 с.
  178. В.В. Позднее творчество С.В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. — сб. ст. и мат. Под ред Т. Э. Цытович. М., 1947. — С. 130- 155.
  179. Профессиональная культура учителя /Под ред. В. А. Сластенина. -М., 1993.
  180. М.В. Инновационные технологии преподавания педагогики в формировании творческой личности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. — 20 с.
  181. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие/ под ред. Г. М. Цыпина. М.: Изд. центр «Академия», 2003. -368 с.
  182. О.П., Груздова И. В., Комисарова JI.H. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999. — 172 с.
  183. B.C. Резервы музыкальной педагогики.
  184. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. ЗЗ — 41.
  185. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. 1998. — № 5. — С.17−23.
  186. JI.A. История русской музыки. От древней Руси до «Серебряного века». М., 2001. — 385 с.
  187. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 19 с.
  188. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов на Дону: Феникс, 1986.-512 с.
  189. М.И. Основы музыкального анализа. М.: Владос, 2001.-112 с.
  190. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Рос. Энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
  191. М.И. Основы общей психологии. 2е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 467 с.
  192. О.П. Культурологический аспект профессиональной подготовки педагога-музыканта // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: Материалы III международной науч. практ. конф. М., 1996. — С. 38 — 41.
  193. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  194. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя. Теория и диагностика. М., 1994. — 114 с.
  195. Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М.: Владос. — 382 с.
  196. В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -17 с.
  197. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика. 2001. -№ 2. — С.20- 25.
  198. Сергеева Практикум по методике музыкального воспитания. -М., 1999.
  199. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.- 270 с.
  200. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Пед. общество России, 1999.
  201. Р.Ф. Музыкальное искусство в контекстенравственного воспитания будущего учителя: Автореф. дис канд.пед. наук. Уфа, 2002. — 19 с.
  202. М.И. Творческая самореализация личности учителя как компонент профессионально-педагогической культуры //Профессионально-педагогическая культура, история, теория, технология. Белгород, 1996. — С. 35 — 40.
  203. В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. Барнаул: Барн. Пед. ин- т, 1996. — С.3−6.
  204. В.А. Доминанта деятельности: профессиональная культура учителя. Педагогические технологии // Народ. Образование. -1997. № 9. -С.43 -46.
  205. В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. — С. 4−9.
  206. В.А. Целевая исследовательская программа «Учитель»: поиски, находки, потери (Теория и практика высшего педагогического образования). М., 1992. — 24 с.
  207. В.А., Исаев В. Ф., Мищенко Е. Н., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  208. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа -пресс, 1995. — 384 с.
  209. С.А. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 1998.
  210. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект пресс, 1995. — 271 с.
  211. Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. Оренбург: Изд-во ОГПУ. — 1999. -299 с.
  212. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л.: Сов. Композитор, 1981. — 296 с.
  213. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах. М.: Педагогика, 1979. — 198 с.
  214. И.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-357 с.
  215. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  216. Теория и методика музыкального образования детей / Л. В. Школяр, М. С. Красильников и др. -М.: Флинта: Наука, 1999. 336 с.
  217. Р.А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 150 с.
  218. .М. Психология музыкальных способностей. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  219. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых. Автореф. дис.. док. пед наук. — СПб, 2000. — 33 с.
  220. Д.И. Психология развивающейся личности. Избр. психол. Труды.- М.: МОДЭК, 1996. 512 с.
  221. Л.М. Психо-педагогика общего образования. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 229 с.
  222. М.А. Психология интеллекта. Томск — М., 1992.
  223. Ю.Н. О формах постижения бытия // Вопросы философии. -1993.-№ 4.-С. 106−114.
  224. В.Н. Мелодика: Научно-методический очерк. М.: Музыка, 1984. — 89 с.
  225. Т.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества.- М.: Сов. Композитор, 1998. 384 с.
  226. В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М.: Музыка, 1964.
  227. Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн. 1.-м.: сов. Композитор, 1988. — 384 с.
  228. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19 — 26.
  229. Т.А. Подготовка будущих учителей к реализации деятельностного подхода к обучению учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Бирск, 2000. — 219 с.
  230. А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 22 с.
  231. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. — М.: «Экспедитор», 1996. 288 с.
  232. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения, -м., 1996.
  233. В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд-во «Логос», 1994.-320 с.
  234. Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М., 1999. — 310 с.
  235. Т.И. и др. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М.: Знание, 1993.-84 с.
  236. В.В. Организационно-педагогические условия совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентовпедагогического колледжа в процессе внеаудиторной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2002. — 178 с.
  237. С.В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: Дис.. канд. пед. наук. -Саранск, 2001.-148 с.
  238. Е.М. Аксиологический подход как методологическая основа изучения профессионально-педагогической культуры // профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Мат-лы конференции. Белгород: Изд-во БГУ, 1996. -307с.
  239. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. м.: Академия, 1999. — 288 с.
  240. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований // сборник научных трудов. Под ред. Ю. И. Юрички. — Вып. З.-М, 1998.-320 с.
  241. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. -М.: просвещение, 1986. — 144 с.
  242. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 66 — 70.
  243. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  244. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 91 с.
  245. В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Мн.-Белорус. Акад. Музыки, 1993. — 147 с.
  246. Н.М. Подготовка студента к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1981. — 128 с.
  247. Cook, D The Language of Musik.-London: Oxford University Press.- New York, 1959.
  248. Cyril Scott. Musik, Ihr geheimer EinfluB durch die Jahrhmdere. -F.Hirfhanimer Verlag GmbH. 1985−276S.
  249. Meyer L.B. Meaning in Music and Information Theory// The Journal of Aesthetics and art criticism.- 1957.- № 4.
  250. Robert Walker Rachmaninoff.-Omnibus Press, 1984. 200S.
  251. Semiotika kultury. Warszawa, 1975.
Заполнить форму текущей работой