Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности социально бытовых умений и навыковобучающихся начальной школы 1-4 классы, с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих и слепых)

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Для оценки эффективности разработанной программы нами был проведен контрольный этап исследования. В отношении навыков приема пищи наибольший прогресс достигнут в оперировании столовыми приборами, в частности ложкой, в умении обеспечить себя питьем. Дети теперь в состоянии самостоятельно накрывать на стол (не было выявлено детей, которые не справились с заданием, хотя на констатирующем этапе это… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические предпосылки развития социально бытовых умений и навыков обучающихся начальной школы 1−4 классов, с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих и слепых)
    • 1. 1. Особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях начальной школы
    • 1. 2. Понятие социально-бытовой ориентации в современной педагогике и психологии
    • 1. 3. Особенности формирования социально-бытовых умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентации у детей с нарушением зрения
  • Глава 2. Методические особенности диагностики и формирования социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения
    • 2. 1. Констатирующий этап диагностики сформированности социально- бытовых навыков у детей с нарушением зрения
    • 2. 2. Система работы по формированию социально-бытовых навыков и умений у детей с нарушением зрения
    • 2. 3. Оценка эффективности работы по формированию социально-бытовых навыков и умений у детей с нарушением зрения
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Особенности социально бытовых умений и навыковобучающихся начальной школы 1-4 классы, с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих и слепых) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

п.), накопление соответствующего опыта; эмоционально положительного отношения к окружающим. Эти задачи позволяют определить основные разделы программы социально-бытовой подготовки учащихся:

1. Помещение, школа, дом.

2. Основы общей гигиены.

3. Одежда и обувь.

4. Гигиена питания.

5.Социальна ориентация. Мы считаем, что для детей с нарушением зрения, поступающих в начальную школу целесообразно проводить подготовительный курс, образовательная линия которого будет продолжена в 1-м классе.

8. Для оценки эффективности разработанной программы нами был проведен контрольный этап исследования. В отношении навыков приема пищи наибольший прогресс достигнут в оперировании столовыми приборами, в частности ложкой, в умении обеспечить себя питьем. Дети теперь в состоянии самостоятельно накрывать на стол (не было выявлено детей, которые не справились с заданием, хотя на констатирующем этапе это имело место быть). Также, дети стали более умелыми в навыках обращения с ножом (в резке, чистке овощей и намазке бутербродов). Если изначально около 70% детей не могли полноценно оперировать ножом в разнообразных жизненных ситуациях, то теперь 33−42% имеют сформированный навык обращения с ножом в описанных ситуациях. Согласно результатам исследования навыков личной гигиены, мы выявили, что дети гораздо лучше знают части тела, они, по общему впечатлению, стали более аккуратными и опрятными, научились полноценно обращаться с полотенцем. Наибольший прогресс был достигнут в подготовке различных предметов для банных процедур для приема душа, а также способности принимать душ самостоятельно (если изначально лишь около 36% смогли полноценно справиться с данным заданием, то после проведения формирующего этапа с реализацией программы уже 58% достигли высокого уровня сформированности данного навыка).

9. Оценивая динамику в навыках одевания, мы выявили, что у детей улучшилась мелкая моторика (и, соответственно положительный прирост был отмечен в основных умениях, связанных с выполнением несложных мануальных действий). Примечательным стало то, что в некоторых показателях был отмечен некий регресс, что может быть объяснено ситуативностью и его не следует рассматривать как отрицательный результат. Если говорить о прогрессе, достигнутом в бытовых навыках, то мы видим, что дети стали более активно реагировать на просьбы о помощи, с успехом застилает кровать. Они стали меньше бояться брать на себя некоторые обязанности, а также могут выполнять несложную работу без надзора. При этом, с сожалением следует констатировать, что даже на контрольном этапе прогресса в бытовых умениях, связанных с контактами с внешним миром (телефонная коммуникация, обращение с деньгами, покупка товаров в магазине, переход через дорогу) выявлено не было. Мы связываем это с тем, что запланированное количество практических занятий недостаточно для формирования указанных умений, что указывает на необходимость продолжения работы в данном направлении. Тем не менее, рассмотрение общей картины позволяет нам сказать, что прогресс в формировании социально-бытовых навыков был достигнут, однако необходима дальнейшая целенаправленная работа в данном направлении.

10. Выводы приведены на слайде11. Благодарю за внимание.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушением развития: Тезисы межд. семинара — СПб., 1995. — 191 с.
  2. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей: Сб. науч. тр. /Под ред. М. И. Земцовой. — М., 1980. — 109 с.
  3. , В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-256 с.
  4. В.Ф. Развивающие здоровые принципы конструирования учебно- познавательной деятельности в детских садах и школах. — Красноярск, 1989.
  5. , И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова. М.: ВЛАДОС, 2007. -181 с.
  6. , В. А. Обучение социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями : метод, указания / В. А. Бронников, А. А. Наумов. Березники: Сфера, 2002. — 48 с.
  7. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (Псих, и метод, аспекты реабилитации): Сб. науч. тр. — JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — 111 с.
  8. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения: Сб. науч. тр. /Под ред. М. И. Земцовой и Л. И. Солнцевой. — М.: Просвещение, 1974.- 174 с.
  9. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / науч. ред. В. А. Феоктистова. -М.: Логос, 1993. 78 с.
  10. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 224 с.
  11. , С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения : учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. — Минск: БГПУ, 2006. — 98 с.
  12. И.П. Особенности выделения признаков воспринимаемых предметов детьми с нарушениями зрения //Дефектология. — 1990.- № 2, — С. 13−17.
  13. В.Э. // Повышение квалификации и переподготовка: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 12 нояб. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: И. В. Шеститко [и др.]. — Минск: БГПУ, 2016. — С. 33−38.
  14. ГригорьеваЛ.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал. — 1988. — Т. 9. — № 2. — С. 97−107.
  15. , В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушениями зрения / В. З. Денискина. — Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова в г. Уфе, 2004. — 62 с.
  16. , В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 3−12. • Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 6. — С. 17−24. • Любимов А. А., Любимова М. П., Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения / А. А. Любимов, М. П. Любимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 8. — С. 36−44.
  17. С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С. А. Завражин, Л. К. Фортова. М.: Академический проект: Трикста, 2005.
  18. Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31−34.
  19. КатаеваA.A., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.: Владос, 1998.-208 с.
  20. , Н.А. Обучение и развитие детей со сложными комплексными нарушениями: метод. рекомендации / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Отд. орг. обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. — Томск, 2013. — 44 с.
  21. , Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. — М.: Перспектива, 2011. — 139 с.
  22. И.Н. Содержание и особенности представлений дефектологов о лицах с нарушениями в развитии // Дефектология. 2017. № 2. С. 50−56.
  23. Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения хозяйства / Под ред. Э. М. Стерниной, В. А. Феоктистовой. — Воронеж, 1992.
  24. Л. И. Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — М., 1998.
  25. Л.И. Социально-бытовая ориентировка. // В кн.: Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей. — М., 1988.
  26. Л.И. Специфика психоэмоционального напряжения у детей с косоглазием и амблиопией. Гл. в книге; «Теоретические основы кор¬рекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения» — М.: ГороД, 1998.-С.72−80.
  27. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М., 1990.
  28. Л.И. Теоретические основы тифлопсихологии. М., 1998 г., 164с.
  29. Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) — М.: Город Детства, 2004
  30. Психология для малышей. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  31. Ф.Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  32. Е.А., Иванова В. А. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно отсталых детей // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12−2. С. 183−185.
  33. Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учеб. пособие. — М.: ВОС, 1987.
  34. Е.Н., Капрона А. С. Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению. — М.: ВОС, 1988.
  35. А.В. Особенности работы логопеда в детском саду с глазной патологией (косоглазием и амблиопией) // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. — М.; Новокузнецк, 2003. — C. 99−103.
  36. Содержание и методы коррекционных занятий по социальнобытовой ориентировке (Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции) Под науч. ред. док. психол. наук, проф. Л. И. Солнцевой. — М.: ВОС, 1990.
  37. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под. ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
  38. Солнцева Л. И, Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.- М.; Полиграф — Сервис, 1997.
  39. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 1997 29. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. — М., 2000
  40. Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения. Журнал «Дефектология», № 2, 1997 г.
  41. Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушением зрения разных возрастных групп //В кн. «Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении», — М.: ИПТК «ЛОГОС ВОС», 2001. — С. 67−90.
  42. Л.И. Тифлопсихология. М., Просвещение, 1997 г.
  43. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой Е. А., — М., 2001.
  44. Специальная педагогика / Под ред Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000
  45. Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии. — Альманах Института коррекционной педагогики. Вып. 5. — М., 2001.
  46. Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. — Л., 1980
  47. Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей /Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.
  48. .К. Теоретические основы тифлопедагогики. — М., 2001
  49. В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. — Л., 1973
  50. В.Н. Социально-бытовая ориентация как специальный принцип обучения слепоглухих детей // Дефектология, 1996
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ