Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эмпирическое исследование по проблеме формирования самоконтроля у младших школьников при выполнении домашней работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимым условием для подтверждения нашей гипотезы, а именно предположения о том, что что выполнение домашней работы будет эффективно влиять на формирование самоконтроля у младших школьников при соблюдении следующих условий: если при выполнении домашней работы обучающиеся будут работать с системой памяток по разным учебным предметам; если систематически использовать индивидуальные карты… Читать ещё >

Эмпирическое исследование по проблеме формирования самоконтроля у младших школьников при выполнении домашней работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение исходного уровня сформированности самоконтроля у младших школьников

Необходимым условием для подтверждения нашей гипотезы, а именно предположения о том, что что выполнение домашней работы будет эффективно влиять на формирование самоконтроля у младших школьников при соблюдении следующих условий: если при выполнении домашней работы обучающиеся будут работать с системой памяток по разным учебным предметам; если систематически использовать индивидуальные карты самоконтроля при самопроверке, взаимопроверке и проверке домашней работы. Соответственно, цель дальнейшей опытно-экспериментальной работы-доказать эмпирическим путём эффективность выполнения домашней работы посредством памяток и индивидуальных карт самоконтроля относительно формирования самоконтроля у младших школьников.

Эмпирическое исследование проводилось на базе БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» Советского Административного округа г. Омска. Количество испытуемых -20 человек. Возраст испытуемых — 8−10 лет (обучающиеся 3 класса).

Директор школыЧернышова Елена Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе — Мунько Людмила Владимировна. Основным направлением работы школы является создание комфортных условий обучения для каждого ученика, применение развивающего обучения, создание условий для овладения всеми учащимися базового образовательного уровня.

Федеральный компонент начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский язык), математику, окружающий мир, изобразительное искусство, музыку, технологию, физическую культуру. Учебный план школы создан на основе федерального Базисного учебного плана. Спецификой учебного плана в начальной школе является осуществление образовательного процесса по трем программам: по системе Л. В. Занкова, УМК «Гармония» и УМК «Школа России».

Как показало наблюдение и беседы с обучающимися и педагогами, в учреждении ведется работа по формированию самоконтроля у обучающихся, предусмотренная программным обеспечением. Формирование самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности организуется на уроках с помощью выполнения учебных заданий, которые даны в учебниках. Дополнительной системной работы по формированию самоконтроля у обучающихся учителями не ведётся. Кроме того, при проведении беседы с учителями начальной школы, мы обнаружили отсутствие единого понимания самоконтроля как целостного единства основных его компонентов, и системы в работе по организации выполнения домашней работы посредством памяток и индивидуальных карт самоконтроля, что позволило нам предположить актуальность темы нашего исследования в рамках начальной школы данного ОУ, в связи с недостаточностью целенаправленной работы по формированию самоконтроля и необходимости моделирования процесса формирования самоконтроля посредством системы памяток и индивидуальных карт самоконтроля при выполнении домашней работы младшими школьниками.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа:

Первый этап эксперимента — констатирующий — выявление исходного уровня сформированности самоконтроля у испытуемых: разработка критериев и показателей, проведение диагностики, первичная обработка данных, сравнительный анализ и обобщение результатов (ноябрь 2013 года).

Второй этап — формирующий — организация развивающей опытно-экспериментальной работы с применением системы памяток и индивидуальных карт самоконтроля при выполнении домашней работы с целью формирования самоконтроля у младших школьников (февраль 2014 года — март 2014 года включительно).

Третий этап — контрольный — повторная диагностика самоконтроля у испытуемых, сравнительный анализ исходных и итоговых диагностических данных (март 2014 года).

Для реализации цели констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие задачи:

  • 1. Определить экспериментальную группу.
  • 2. Разработать критериальную базу для обработки эмпирических данных по определению уровня сформированности самоконтроля у младших школьников.
  • 3. Подобрать диагностическую методику для выявления исходного уровня сформированности самоконтроля у младших школьников.
  • 4. Провести диагностическую методику, подвергнуть полученные эмпирические данные количественному и качественному анализу.

Условия проведения эксперимента:

  • — в исследовании приняли участие 20 обучающихся младшего школьного возраста 3-го класса;
  • — диагностика проводилась в первой половине дня фронтально;
  • — использовался стимульный материал: текст № 1 диагностической методики «Проба на внимание» на индивидуальных карточках;
  • — в процессе обследования поддерживался эмоциональноположительный настрой.

С целью определения исходного уровня сформированности самоконтроля у младших школьников нами был выделен критерий и подобрана 1 диагностическая методика на выявление уровня самоконтроля.

Таблица № 2.

Критерии и показатели уровня сформированности самоконтроля у младших школьников.

Критерии сформированности самоконтроля.

Качественные показатели.

Количественные показатели.

Уровни.

Сформированность действий по регулятивному контролю.

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок, контроль носит случайный непроиз-вольный характер. Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, сделанные ошибки исправляет неуверенно. Низкий уровень внимания: из 10 ошибок допускает более 5 пропущенных.

1 балл.

Низкий.

(отсутствие контроля или контроль на непроизвольном уровне внимания).

Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их: исправляет и объясняет ошибки; ошибки исправляет самостоятельно. Средний уровень внимания: из 10 ошибок допускает 3−4 пропущенных.

2 балла.

Средний.

(контроль на уровне произвольного внимания).

Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действий и условий задачи, и вносит коррективы. Контролирует соответствие выполняемых действий способу. Высокий уровень внимания: из 10 ошибок допускает 0−2 пропущенных.

3 балла.

Высокий.

(рефлексивный контроль).

На основе критерия нами была подобрана следующая диагностическая методика:

Проба на внимание.

(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;

Возраст: ступень начального образования (10.5 — 11 лет).

Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.

Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1.

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2.

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Уровни сформированности внимания:

  • *0—2 — высший уровень внимания,
  • *3—4 — средний уровень внимания,
  • *более 5 — низкий уровень внимания

Результаты выполнения детьми задания зафиксированы в протоколе, представленном в Приложении 2.

Таблица 3.

Результаты методики «Проба на внимание».

Выявление уровня сформированности самоконтроля.

Результаты обследования.

Высокий уровень сформированности.

4 чел.(20%).

Средний уровень сформированности.

8 чел.(40%).

Низкий уровень сформированности.

8 чел.(40%).

Обучающиеся проявили большой интерес к выполнению задания. Из 20 обучающихся, 20% показали высокий уровень сформированности самоконтроля по показателю сформированность действий по регулятивному контролю, из них нашли все 10 ошибок в тексте 2 человека. Для 40% обучающихся характерен средний уровень сформированности самоконтроля, что означает следующее — ученики осознают правило контроля, но затрудняются одновременно выполнять учебные действия и контролировать их: исправляют и объясняют ошибки самостоятельно. Для 40% обучающихся характерен низкий уровень сформированности самоконтроля, что означает следующее-ученики не контролируют учебные действия, не замечают допущенных ошибок, контроль носит случайный непроизвольный характер. Ученики не могут обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, сделанные ошибки исправляют неуверенно.

Уровень сформированности самоконтроля у младших школьников (констатирующий этап).

Рис. 1 Уровень сформированности самоконтроля у младших школьников (констатирующий этап)

Таким образом, в процессе диагностирования, учащиеся показали недостаточно высокий уровень сформированности самоконтроля. Уровень сформированности самоконтроля по методике «Проба на внимание» оказался по высокому показателю 20%, по среднему и низкому показателю он оказался соответственно 40%. В целом у учащихся класса преобладает средний и низкий уровни сформированности самоконтроля по показателю сформированность действий по регулятивному контролю .

Результаты исследования говорят о необходимости формирования самоконтроля у младших школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой