Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности
Процесс развития творческого потенциала в учебной деятельности при всей его индивидуальности и неповторимости не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от ряда педагогических условий. С помощью внешних (объективных) условий — сотворческого субъект-субъектного взаимодействия, осуществляемого творческим учителем и учащимисясоздания учителем… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- 1. 1. Философский и психолого-педагогический аспекты творческого потенциала
- 1. 2. Сущность процесса развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности
- 1. 3. Модель развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности
- 1. 4. Характеристика педагогических условий развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности
- Выводы по теоретической части исследования
- ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Выявление исходного уровня развития творческого потенциала младших школьников
- 2. 2. Научно-методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности
- 2. 3. Динамика развития творческого потенциала младшего школьника в условиях педагогического эксперимента
- Выводы по экспериментальной части исследования
Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена качественными изменениями ценностей и потребностей современного общества, которые со всей остротой ставят перед российской системой образования задачу воспитания самостоятельной творческой личности, обладающей нестандартным гибким мышлением, способной жить и созидать в условиях экономической и социальной нестабильности.
Утверждение в обществе приоритета общечеловеческих ценностей предопределило такое изменение сущности учебно-воспитательного процесса в современной школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных возможностей ребенка, способствуя самореализации его личности. «Если общество вдохновляет творческий потенциал своих граждан, то такое соотношение связей личность — общество затем становится моделью поведения для будущих поколений, вступающих на путь собственных творческих поисков.» (М.Стайн).
Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.
В младшем школьном возрасте особая роль в развитии творческого потенциала принадлежит учебной деятельности, поскольку она выступает для младшего школьника ведущим видом деятельности и поэтому главные достижения индивида в этом возрасте связаны с ней. Включаясь в целенаправленный, системный процесс познания, у ребенка складываются те устойчивые образования (произвольность, внутренний план действий, рефлексия и др.), которые в значительной степени определяют творческое развитие его личности на последующих ступенях онтогенеза.
Реализующийся в учебной деятельности творческий потенциал младшего школьника станет продуктивной силой только тогда, когда внутренние побуждения учащихся совпадут с объективными задачами, которые ставит перед ними учитель. Поэтому развить заложенный в каждом ребенке творческий потенциал, воспитать у него необходимые для этого качества, — значит, в первую очередь, создать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Проблему развития творческого потенциала младших школьников рассматривали в науке как частную, в связи с изучением вопросов развития творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности, роли и значения в детском возрасте игровой, театральной деятельности:
— в отечественных исследованиях — Г. С. Альтшуллер, Л. С. Выготский, И. П. Волков, В. В. Давыдов, Л.Б.Ермолаева-Томина, М. В. Колосова, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов, А.А.Мелик-Пашаев, Б. Н. Никитин, З. Н. Новлянская, В. Э. Чудновский, Д. Б. Эльконин, В. С. Юркевич и ДР.;
— в зарубежных исследованиях — Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Ф. Баррон, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюис, Дж. Гетцелс, Ф. Джексон, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.
Однако, развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности предметом специальных исследований не выступало. Таким образом имеются противоречия между:
— потребностью общества в развитии творческого потенциала учащихся и недостаточным вниманием современной школы к данной проблеме;
— объективными потребностями преобразования процесса обучения младшего школьника и существующими традиционными подходами к обучению в начальной школе;
— необходимостью развития творческого потенциала младшего школьника, потребностью практического воплощения данного процесса в учебной деятельности и отсутствием его теоретической разработанности и технологического обеспечения;
— потребностями практики и научным обоснованием педагогических условий развития творческого потенциала школьника.
Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности (на уроках русского языка и развития речи).
Целью исследования является определение, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности процесса развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности.
Гипотеза исследования:
Процесс развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности будет эффективным, если:
— его структурообразующим основанием выступает модель, базирующаяся на системном и целостном подходах, отражающая динамику его развитиявнешние внутренние и интегрирующее педагогические условияновообразования, проявления, установки личности;
— усвоение опыта творческой деятельности младшего школьника организуется посредством осуществления гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности;
— его научно-методическое и технологическое обеспечение представлено как совокупность: авторской программы, системы учебно-познавательных творческих заданиймеханизмов, процедур творческой учебной деятельностисредств диагностики уровней развития творческого потенциалапоказателей результата творческой учебной деятельностиформ активного обучения, методов, средств на уровне творческого применения знаний и способов деятельностиличностных способностей учителя, позволяющих ему оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.].
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа рассмотреть феномен «творческого потенциала» личности и сущность процесса его развития в младшем школьном возрасте.
2. Определить структуру, содержание модели процесса развития творческого потенциала младших школьников и ее научно-методическое и технологическое обеспечение в учебной деятельности.
3. Выявить и интегрировать комплекс педагогических условий, эффективно влияющих на процесс развития творческого потенциала младшего школьника на гуманитарных предметах в начальной школе.
4. Разработать методические рекомендации по развитию творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие категорию «творческий потенциал» как отражение взаимосвязи личности и познанияидеи гуманизации образованиятеория личностно-деятельностного подходатеория учебной деятельностидиалектическая теория познания, рассматривающая познание как активный творческий процесс. В качестве исходных положений в исследовании процесса развития творческого потенциала младшего школьника был использован комплекс научных идей: о системном и целостном подходе к педагогическим явлениямо творческой сущности человека, о самореализации личности в творческой деятельностио диалектическом единстве актуального и потенциального как сущностных характеристиках категории развитияо сущностной природе развития речевых процессовтеоретический анализ принципов дидактики, современных продуктивных способов организации обучения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, изучение педагогического опыта по проблеме, моделирование, организация педагогического эксперимента по специально разработанной программе. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялись: опрос, прямое и косвенное наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование учителей, родителей, учащихсяколичественный и качественный анализ экспертных оценок, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся, синтез эмпирического материала, методы обработки экспериментальных данных.
Исследование проводилось с 1988 года на базе экспериментальных школ N 73, 12 г. Оренбурга, Оренбургского областного иститута усовершенствования учителей.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1988;1990) — поисковом — осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, опыта работы ведущих учителей по проблеме исследования, проверялась актуальность избранного направления, разрабатывались исходные положения, определялась методология и методика исследования. Это позволило сформировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки.
На втором этапе (1990;1992) — констатирующем — разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровней развития творческого потенциала учащихся контрольных и экспериментальных классов, создавалась модель, включающая педагогические условия и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала в учебной деятельности. Обобщался и систематизировался полученный материал.
На третьем этапе (1992;1996) — формирующем — проводилась экспериментальная работа по апробированию модели и технологии развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности, педагогических условий, способствующих этому процессу. Подводились итоги, осуществлялась обработка и обобщение полученных-данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, разрабатывались и внедрялись в практику методические рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— теоретически углублены представления о сущности понятия «творческий потенциал», процессе его развития в учебной деятельности младшего школьника;
— обоснован комплекс педагогических условий и осуществлена их интеграция, обеспечивающая эффективность процесса развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности;
— создана модель, интегрирующая структуру, содержание и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала младшего школьника в творческой учебной деятельности.
Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется опорой на методологию исследования творческой учебной деятельности, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования — длительностью эксперимента, отсроченной проверкой полученных результатовапробацией выводов в массовой аудитории в ИПК, личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе, внедрением полученных результатов в практику работы учителей начальных классов Оренбургской областиподтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании научное обоснование процесса развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности, комплекс разработанных и интегрированных педагогических условий, модель развития творческого потенциала младшего школьника и ее технологическое обеспечение, авторские программы опережающего и развивающего обучения русскому языку и развитию речи, система учебно-познавательных творческих заданий позволят целенаправленно совершенствовать процесс обучения в начальных классах общеобразовательной школы, добиваясь большей эффективности в развитии творческого потенциала младшего школьника.
На основе материалов экспериментальной работы разработаны, апробированы и внедрены в практику работы начальных классов школ Оренбургской области методические рекомендации по организации и содержанию процесса развития творческого потенциала младшего школьника на уроках русского языка и развития речипрограммы к спецкурсам для учителей-слушателей ИПК и ФППК «Организация творческой учебной деятельности школьников», «Развитие творческого по.
— 10 тенциала школьника в учебной деятельности" .
На защиту выносятся следующие положения:
— творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве;
— развитие творческого потенциала младшего школьника характеризуется сформированностью личностных новообразований, включенных компонентно в «Я» -акпуальное (его проявление — любознательностьличностная установка «Ты сможешь!» — состояние обучаемого — направленность на осуществление творческой деятельности) — пЯ" -потвшщ-альяое (проявление — проблемностьустановка — «Я смогу 1» — состояние — готовность к творческой деятельности) — «Я» — перспективное (проявление — самореализацияустановка — «Я могу!» — состояние обучаемого — способность к осуществению творческой деятельности);
— модель развития творческого потенциала младшего школьника отражает динамику данного процессанаучно-методическое и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала младшего школьника на уроках русского языка и развития речи представлено в творческой учебной деятельности как совокупность: авторской программы по русскому языку и развитию речи, основанием которой являются идеи: мотивационного обеспечения творческой учебной деятельности, восхождения от абстрактного к конкретному, интеграции, интенсификации, полифункциональности обучения, коммуникативностисистемы учебно-познавательных творческих заданий — подготовительных (пропедевтических), обучающих (формирующих) и собственно-творческих — представляющей из себя упорядоченную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся учебных задач, логически связанных с программным материаломмеханизмов (поиск неизвестного с помощью анализа через синтез, поиск неизвестного с помощью эвристических приемов, поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма, механизм интуитивного решения творческих задач), процедур творческой учебной деятельности^ средств диагностики уровня развития творческого потенциалапоказателей результата творческой учебной деятельностиформ активного обученияметодов, средств на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. результативность развития творческого потенциала младшего школьника в учебном процессе находится в прямой зависимости от интеграции внешних (объективных) педагогических условий — сотворчес-кого субъект-субъектного взаимодействия учителя и учащихся, творческого учителя, формирования индивидуального стиля деятельности, создания ситуаций успеха, развития гуманитарных способностей учащихся — обеспечивающих организацию, управление, стимулирование данного процессавнутренних (субъективных) условий — эмоционально-ценностного отношения к творческой деятельности, способности учащихся к рефлексивной деятельности, наличия внутренней свободы личности — способствующих формированию личностных, психологических механизмови главного интегрирующего условия — гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности — на базе которой наиболее полно проявляют себя внешние и внутренние условия?].
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Оренбургского областного института усовершенствования учителейна научно-практических преподавательских конференциях (1993;1997 г. г.) Оренбургского государственного педагогического институтана научно-практической конференции Оренбургского областного института усовершенствования учителей (1996 г.).
Внедрение в практику осуществлялось в процессе научных сообщений на конференцияхпри проведении открытых уроков для директоров, завучей, заведующих РМК, руководителей методических объединений г. Оренбурга и Оренбургской областина заседаниях лабораторий по организации личностно-ориентированного обучения, по развитию исследовательской культуры педагога (1993;1996 г. г.) — с помощью публикацийв лекционной работе для учителей Оренбургской области в качестве преподавателя кафедры педагогики и психологии ОИУУ (1991;1997 г. г.). На основе материалов исследования изданы методические рекомендации.
— 13.
Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности. Разработанные нами педагогические условия могут служить основанием для продолжения и развития исследований вопросов по развитию творческого потенциала на материале других учебных предметов, по непрерывности и преемственности развития творческого потенциала начального и среднего звеньев школы.
— 201 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе данного исследования был раскрыт процесс развития творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка и развития речи. Реализация данного процесса обеспечивалась следующими средствами: а) педагогическими условиями (внешними — объективными, внутренними — субъективными и интегрирующим) — б) моделью процесса развития творческого потенциала, ее научно-методическим и технологическим обеспечениемв) авторской программой по русскому языку и развитию речи, основанной на идеях мотивационного обеспечения творческой учебной деятельности, восхождения от абстрактного к конкретному, интеграции, интенсификации, полифункциональности обучения, коммуникативностиг) системой учебно-познавательных творческих заданий подготовительного (пропедевтического), обучающего (формирующего) и собственно-творческого характерад) творческой учебной деятельностью, включающей в себя мотивационный, содержательный, операционный и личностно-результативный компонентые) механизмами, процедурами, приемами, методами, формами творческой учебной деятельности.
Средства соответствовали целям этапов развития творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка и развития речи от недопустимого уровня к допустимому и оптимальному уровням развития по следующим признакам творческого потенциала: знаниям, умениям, отношениям, направленности и способностям. Уровни развития творческого потенциала устанавливались по специально разработанным критериям.
Теоретическим и экспериментальный материал подтвердил первоначально сформулированную гипотезу, согласно которой развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка.
— 202 и развития речи будет протекать наиболее эффективно, если.
— его структурообразующим основанием выступает модель,.
— усвоение опыта творческой деятельности младшего школьника организуется посредством осуществления гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности;
— данный процесс будет обеспечен научно-методически и технологически.
Программа эксперимента была апробирована дважды. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что уровень развития творческого потенциала у учащихся экспериментальных групп в итоге проведенной опытно-экспериментальной работы был качественно и количественно выше, чем в контрольных. В экспериментальных группах оказалось меньше учащихся с недопустимым уровнем развития творческого потенциала, и выше, чем в контрольных, количество учащихся с оптимальным и допустимым уровнем развития их творческого потенциала.
На основании итогов проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
— Приоритетной в числе современных задач, стоящих перед российской системой образования, является задача выявления и реализации творческих возможностей учащихся. В детском возрасте, в том числе младшем школьном, становление творческой сущности ребенка целесообразно связывать с развитием его творческого потенциала, рассматриваемого нами в исследовании как объективный процесс, являющийся частью общего процесса развития личности.
— Творческий потенциал — динамическое интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве.
— Целью процесса развития творческого потенциала младшего школьника является создание предпосылок для самореализации его личности в творчестве. Сущность данного процесса заключается в пробуждении творческих сил ребенка от «Я-актуального» (любознательность) к «Я-потенциальному» (проблемность) и далее к «Я-перс-пективному» (самореализация), что отражается в количественном и качественном изменении творческого потенциала за счет его «приращения» .
— Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для развития творческого потенциала человека. В этом возрасте необходимым является педагогическое управление процессом развития творческого потенциала со стороны педагога, который: а) сам выступает носителем развитого творческого потенциалаб) организует учебную деятельность, характеризующуюся творческой, развивающей и гуманистической ориентациейв) обеспечивает данный процесс науч-но-методически и технологическиг) исходя из возрастных особенностей младшего школьника, создает педагогические условия.
— Рассмотрение развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности как объективного процесса, являющегося неотъемлемой частью общего процесса развития личности означает необходимость разработки новой стратегии и технологии обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Структурообразующим и интегрирующим основанием данного процесса выступает модель, базирующаяся на системном и целостном подходах, которая отражает структуру, динамику, принципы, ступени процесса развития творческого потенциала младшего школьникаа также новообразования, проявления, установки личности, находящие свое выражение в творческой учебной деятельности.
— Процесс развития творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка и развития речи опирается на систему принципов: гуманизации, индивидуализации, деятельности, развивающего обучения, проблемности, движения от актуального уровня к потенциальным возможностям, взаимосвязи между изучением теории языка и овладением речью.
— Процесс развития творческого потенциала в учебной деятельности при всей его индивидуальности и неповторимости не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от ряда педагогических условий. С помощью внешних (объективных) условий — сотворческого субъект-субъектного взаимодействия, осуществляемого творческим учителем и учащимисясоздания учителем ситуаций успехаформирования у учащихся индивидуального стиля деятельности и самовыраженияразвития их гуманитарных способностей (лингвистических, художественных, литературных) — организуется, стимулируется, управляется процесс развития творческого потенциала. Внутренние (субъективные) педагогические условияэмоционально-ценностное отношение учащихся к творческой деятельностиразвитие способностей учащихся к рефлексивной деятельностиналичие внутренней свободы личности — обеспечивают формирование личностных, психологических механизмов.
— При осуществлении процесса развития творческого потенциала, апробировании внешних и внутренних условий, выявлена прямая зависимость данного процесса от организации учителем гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности, которую мы выделили главным интегрирующим условием развития творческого потенциала младшего школьника.
— Процесс развития творческого потенциала и самореализации у каждого ученика строго индивидуален, происходит «по особому, только ему присущему сценарию». Своеобразие развития определяется различными обстоятельствами становления личности каждого ребенка: природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характерауровнем развития личности, который находит отражение в особеностях самосознанияценностными ориентациями. Поэтому процесс развития творческого потенциала младшего школьника отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности. Увеличить эффективность протекания данного процесса возможно посредством организации индивидуальной и дифференцированной работы с детьми, включающей систему коррекционных и стимулирующих средств, форм, приемов работы.
Список литературы
- Аболин JI.M. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: Пособие для родителей, воспитателей, психологов.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994.- 65 с.
- Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987.- 261 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М: Наука, 1980. — 335 с.
- Агапова О.В. Особенности профессиональной подготовки учителя в системе ПК к развитию творческих способностей детей в начальной школе: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. СПб, 1992.- 186 с.
- Акмалов А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Челябинск, 1995. 162 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Радио, 1979.- 118 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. /Пер. с англ. -Кн.2. М.: Педагогика, 1982. — 295 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:Изд-во ЛГУ, 1968. — 111 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1.- Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1996.-568 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань, 1994. 247 с.
- Анисимов 0.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
- Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981. С. 67−87.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Бабошина Е.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе. Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Курган, 1995. 26 с.
- Бабыкина Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Дисс.канд. филос.наук.- СПб., 1992.- 121 с.
- Батищев Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности //Деятельность: Теория. Методология. Проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 21−34.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб.избр.тр./ Сост. С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991.- 445 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства /в 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. — 544 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы- Смысл творчества.- М.: Правда, 1989. 607 с.
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика.- 1996.- N 1.- С. 9−11.
- Библер B.C. Мышление как творчество / Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983.- 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности.-М.: МГУ, 1988.-187 с.
- Бодалев А.А. 0 коммуникативном ядре личности //Сов.педагогика.- 1990. N 5. — С. 77−81.
- Бодалев А.А., Рудкевич Л. А. 0 субъективных факторах творческой деятельности человека// Педагогика.- 1995.- N 3.- С.19−23.
- Боднар A.M. Педагогический потенциал учителя: (личностно- гуманистический аспект): Дис. канд.пед.наук:13.00.01. Екатеринбург, 1993. — 194 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Брусина А.Е. Опыты словесного творчества. (Развитие творческих возможностей учащихся при изучении русского языка). Методические рекомендации. СПб.: СПб университет пед. мастерства, 1994.- 36 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983.- 83 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
- Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985.- 318 с.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 192 с.
- Валитова И.Я. Факторы, влияющие на формирование рефлексии в дошкольном возрасте //Проблемы формирования ценностных ориента-ций и социальной активности. Л.: Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — с. 51−63.
- Вейт М.А. Гуманизация образования. М.: Педагогика, 1987. — 167 с.
- Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии.- 1990.- N 4.- С.5−14
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1987 .- 335 с.
- Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности.-Л.: Лениздат, 1981.- 143 с.
- Вислогузова М.А. Творческая деятельность учащихся как средство усвоения нравственных норм: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1989. — 17 с.
- Виттенбек Н.В. Исследование развития креативности у младших школьников в условиях коллективной импровизационной игры //Проблемы школьной психодиагностики: Сб.науч.тр. Бийск: БиГПИ, 1991. — С. 115−126.
- Волков И. П. Воспитание творчеством.- М.: Знание, 1989.-84с.
- Волков И.П. Учим творчеству //Педагогический поиск.- М.: Педагогика, 1989. С. 101−142.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Машстр, 1995. — 122 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в б т. М.: Педагогика, 1982.- Т. 2.- 504 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 254 с.
- Гайжутис А.Л. Духовно-творческий потенциал художника: Дис. д-ра филос. наук. Вильнюс, 1984. — 365 с.
- Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды.-Новосибирск: Кн. изд-во, 1989.- 126 с.
- Галкина Т.В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности //Развитие и диагностика способностей /Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. — С. 170−177.
- Гапеенкова С.М. Интегрированный подход к организации обучения в начальной школе как средство развития младшего школьника: Автореф. канд.пед.наук: 13.00.01. Казань, 1995. — 17 с.
- Герасимов В.Г. и др. От знаний к творчеству: (становление личности).- М.: Изд-во МЭИ, 1995. — 225 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1986. — 200 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 256−280.
- Гиль С.С. Педагогические условия самореализации подрост- 211 ков: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Екатеринбург, 1995. 150 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.- 79 с.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М.: Искусство, 1967. — 296 с.
- Глотова Г. А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования: Учебн.пособие. -Екатеринбург: Ур. ГУ, 1992. -128 с.
- Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения учащихся и учителей //Вопросы психологии.- 1989.- N 2.- С. 57−62.
- Гринева А.В. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1995. — 20 с.
- Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М.: Изд-во УДН, 1987. — 87 с.
- Гусева Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1991. 195 с.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс. -136 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 111 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТ0Р, 1996.- 544 с.
- Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования //Вопросы психологии.- 1991.- N 6.- с. 5−14.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший- 212 школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. -1992. N 3−4. — С. 2−10.
- Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности /Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 127−158.
- Дилигенский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. 1990. — N 3. — С. 31−45.
- Донская Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Л., 1990.- 416 с.
- Дрозина В.В. Педагогические условия развития умений творческой самостоятельной работы у школьников:(На материалах изучения математических дисциплин): Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. Челябинск, 1993. 157 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: 0 коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М.: Педагогика, 1989. 160 с.
- Евинзон С.Р. Философско-социологический анализ творческого потенциала ученых: Дис. канд.пед.наук.- Томск, 1988. 145 с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей. По материалам зарубежных исследований //Вопросы психологии. 1975. — N 5. — С. 166−175.
- Жизнь как творчество /Под ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова Думка, 1985. — 304 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 214 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Наука, 1982.- 105 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.
- М.: Педагогика, 1987. 159 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. — 76 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Закон Российской Федерации об Образовании. М.: МП «Новая школа», 1992. — 60 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Как построить свое «Я» /Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- КапиносВ.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Просвещение, 1991.- 342 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: МП «Новая школа», 1993. — 80 с.
- Касьяненко М.Д. Формирование творческой активности личности учащегося в учебно-познавательной деятельности. Авто-реф.дис. д-ра пед.наук. Киев, 1984.- 40 с.
- Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Дис. канд.псих.наук: 19.00.07. М., 1994. 202 с.
- Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Дис. канд.псих.наук: 19.00.01.- Тбилиси, 1986. 206 с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография.- Оренбург, 1996.- 190 с.
- Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. — 255 с.
- Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект// Вопросы психологии.- 1992.- N 1.- С. 138−146.- 215
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
- Козырева А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1995. — 230 с.
- Кон И. С. Открытие «я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И.О. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
- Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1994.- 272 с.
- Копылова 0.А. Психологические особенности деятельности учителя начальных классов по созданию ситуаций успеха школьникам: Автореф.канд.пед.наук: 19.00.03.- Тверь, 1996.- 23 с.
- Корепанова М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач. Дис. канд.пед.наук: 13.00.01, Волгоград, 1994. 205 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Кочетова А.А. Взаимосвязь ответственного и творческого отношения подростков к деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1991. — 17 с.
- Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Дис.докт.пед.наук.- Курск, 1992.- 334 с.
- Ксенофонтова А.Н. Совершенствование речевой деятельности учителя и учащегося в учебном процессе. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1987. — 73 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.- 147 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Курганов С.Ю. Формирование диалогических понятий у младших школьников //Вопросы психологии. 1990. — N 4. — С. 38−45.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Знание.- 1984. -256 с.
- Левин К., Линт К., Коклаф К. Влияние образования на задачи развития //Перспективы ЮНЕСКО.- 1984.- N 3.- С. 11−22.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 133 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 360 с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия/Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- 285 с.
- Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчест-ва //Социальные исследования.- 1995.- N 1.- С. 138−142.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.:1. Педагогика, 1981. 116 с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций// Педагогика.- 1996.- N 2.- С.7−11.
- Лисовская В.А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01, Киев, 1984.- 170 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество.- М.: Политиздат, 1976.-144 с.
- Лук А. Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.- 127с.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. -М.: Просвещение, 1975.- 176 с.
- Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М.: Репро, 1993. — 175 с.
- Макарычева 0.0. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся: Автореф... дис.канд.пед.наук: 13.00.01.- СПб., 1996. 17 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992. — 414 с.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
- Мартынюк И.О. Творческий потенциал инженера: условия и факторы реализации. Киев.: Знание, 1988. — 16 с.
- Мартыненко Л.В. Обучения сочинениям на лингвистическую тему в условиях поисковой деятельности на уроках русского языка: Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.02. М., 1995. — 16 с.
- Мартынова В.Ф. Взаимосвязь деятельности и гуманизации отношений в детских творческих коллективах: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- СПб, 1994. 190 с.
- Маслоу А. Самоактуализация: Пер. с англ. //Психология- 218 личности: Тексты. М., 1982. — 234 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. 1989. — N 6. — С. 29−33.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 208 с.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа — Пресс, 1993. — 127 с.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества //Психологич.журнал. 1984. -Т.5. — N 1. — С.9−17.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.- 367 с.
- Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. Сб. статей /Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Наука, 1990.-170 с.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
- Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системы образования в средней школе (на примере создания многопрофильного лицея): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.- СПб., 1995.- 210 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуль-ности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Методика /Под ред. А. А. Леонтьева, Т. А. Королевой. М.: Русский язык, 1982. — 111 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. Т. А. Ладыженской.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
- Молчанова М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе: Дис. доктора пед. наук: — 219 1300.01. Луганск, 1993. — 424 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии.- 1994.- N 5.-С.86−95.
- Момот Л.Л. Дидактические условия формирования у учащихся готовности к творческой деятельности (на материале предметов гуманитарного цикла): Автореф.дис.канд.пед.наук.- Киев, 1977.- 24 с.
- Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект): Дисс.канд.филос.наук.-Киев, 1990.- 170 с.
- Муниципальный модуль образования. Часть 1./Педагогический вестник N 5.- Оренбург, 1993.- 64 с.
- Найденов М.И. Групповая рефлексия в решении творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду: Дис. канд.псих.наук: 19.00.01. Киев, 1989. — 239 с.
- Напольнова Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка: Дис. доктора пед. наук: 13.00.02.- М., 1984. 353 с.
- Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. -Волгоград, 1992. 174 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2: Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994.- 496 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: Владос, 1995.- 512 с.
- Неусыпова Н.М. Дидактические условия усвоения младшими школьниками слова как единицы речи: Дис. канд.пед.наук.- л., 1980. 150 с.
- Ни Л. Ф. Обучение учащихся младших классов продуктивному пересказу: Автореф.дис.канд.пед.наук: 13.00.02.- М., 1993.- 23 с.
- Никитин Б.Н. Ступенки творчества или развивающие игры. -М.: Просвещение, 1990. 183 с.
- Николко В.Н. Творчество как новационный процесс/ Фило-софско-онтологический анализ/.- Симферополь: Таврия, 1990.- 190 с.
- Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Воровского. М.: Педагогика, 1984. — 280 с.
- Норматова Л.А. Особенности формирования индивидуального стиля деятельности в системе «ребенок-ребенок»: Автореф. дис.канд.псих.наук: 19.00.07.- Ташкент, 1993.- 18 с.
- Ньюэлл А., Шоу Дж., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления //Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.- 532 с.
- Обухова Н.П. Становление творческой индивидуальности педагога //Сов.педагогика.- 1992.- N 3−4.- С. 53−57.
- Овчинников В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Автореф... дис. д-ра фил.наук. М., 1982. — 31 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Ольшанский Д.В. Взросление «Я». М.: Знание, 1988. -114 с.
- Орехов А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач: Дис. канд.псих.наук: 19.00.01. М., 1985. -240 с.
- Ориентация и деятельность школьников / Под ред. Т.К.Аха-ян, А. В. Кирьяковой.- М.: Прометей, 1991.- 160 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Пазникова З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников:Автореф.дис.канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1993.- 16 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества. -М.: Педагогика, 1991. 224 с.
- Певчева Т.В. Обучение самостоятельной постановке проблемных вопросов и составление задач как условие развития творческих возможностей учащихся: Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1995.- 24 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. -М.: Изд-во Российского Открытого Ун-та, 1992. 224 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъек-тности.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
- Пидкасистый П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся.- М.: Педагогика, 1973. 240 с.
- Пихтовников Г. Л. Творческий потенциал молодого рабочего.- 222
- Состояние и пути реализации в производственном коллективе/:Дис. канд.филос.наук.- М., 1989.- 175 с.
- Платонов К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
- Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников //Вопросы психологии.- 1990.- N 1. С.16−19.
- Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В. Д. Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Подласый И.П. Педагогика.- М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432 с.
- Полис А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности. Рига: Знание, 1981. — 228 с.
- Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека //Психол.журнал. Т.12. — N 1. — 1991. — С.3−12.
- Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества //Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. — С. 13−36.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.- 303 с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса /Исследование проблем психологии творчества. М.:Наука, 1983. — С. 47−76.
- Попов Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01.- СПб., 1995.- 201 с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 204 с.
- Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы разви- 223 тия и опыт.- Киев: Рад.шк., 1988. 189 с.
- Принцип развития в психологии /Под ред. Л. Н. Анцыферовой.- М.: Наука, 1978. 81 с.
- Приступа Г. Н. Совершенствование учебного процесса на уроках русского языка //Начальная школа.- 1986.- N 10.- С. 41−44.
- Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе: Тез.докл.межв.научн.конф.- Киев, 1990.- 135 с.
- Психическое развитие младших школьников /Под ред.В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
- Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975. 253 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.-440 с.
- Психология процессов художественного творчества /Под ред. Б. С. Мейлах., Н. А. Хренова. Л.: Наука, 1980. — 286 с.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 204 с.
- Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Яро-шевского. 2-е изд., доп и испр. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. канд.псих.наук. М., 1978.- 16 с.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В. В. Давыдова. Новосибирск: Психол. ин-т РАО, 1995.- 226 с.
- Развитие творческого потенциала руководителей школ в системе непрерывного ПК: Методические рекомендации. Л.: АПН СССР, 1987. — 123 с.
- Развитие творческого потенциала у педагогов-воспитателей в системе их подготовки: Методические рекомендации/. Л.: АПН СССР, 1988. — 53 с.
- Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
- Ревзин С.З. Формирование социально-зрелой творческой личности в условиях социально-педагогического комплекса: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Минск, 1992. 187 с.
- Резерв успеха творчество /Под ред. Г. Нойера и др. -М.: Педагогика, 1989. — 118 с.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение?.- Томск: «Пеленг», 1993.- 64 с.
- Ригина Г. С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. -М., 1992. 271 с.
- Роджерс К. Эмпатия: Пер. с англ. //Психология эмоций: Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с.
- Рождерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии.- 1990.- N 1. С. 164−168.
- Романова Л.И., Подситков Н. Ф. Развивать у детей творчество// Начальная школа. 1986.- N 10.- С. 51−55.
- Российская педагогическая энциклопедия: 1 том. /Под ред.
- В.В.Давыдова.- М. Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.- 608 С.
- Рубинштейн С.Л. Мышление и путь его исследования. Берлин: Немецкое научное изд-во, 1968. — 141 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик.- М.: Просвещение, 1993.- 383 с.
- Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.- 1996.- 330 с.
- Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). М.: Инст. ТП и МИ, 1994.- 114 с.
- Рындак В.Г. Развитие творческого потенциала учителя /Из опыта работы школы N 12 г. Оренбурга. Оренбург, 1995. -123 с.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография.- М.: «Педагогический вестник», 1997.- 244 с.
- Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
- Семинар по проблемам методологии и теории творчества /Творчество и проблемы человека. Симферополь, 1986. — 261 с.
- Симеон Л.Р. Взаимосвязи педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности учителя: Дис.канд.пед. наук.- Тарту, 1986.- 240 с.
- Синицын В.А. Путь к слову.- М.: АО «Столетие», 1996.- 352 с.
- Ситникова М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя Дис. канд. пед. наук: — 226 1300.01.- Белгород, 1995.- 214 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всесторонее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
- Смыковская Т.К. Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера: Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Волгоград, 1994. — 26 с.
- Современная дидактика: теория-практика /Под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Изд. ИТП и МИ0 РАО, 1993. — 288 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М.: Аспект Пресс, 1995. -225 с.
- Солнцева Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла: Автореф... дис.канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1995. — 19 с.
- Соловьева Т.А. Особенности проявления содержательного, операционного и мотивационного компонентов в учебной изобразительной деятельности младших школьников: Дис. канд.псих.наук: 19.00.07.- Архангельск, 1994.- 152 с.
- Столович Л.Н. Жизнь Творчество — Человек. — М. Политиздат, 1985.- 415 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. /Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
- Сущих М.М. Формирование познавательной потребности младших школьников в условиях гуманизации обучения: Дис. кад.пед.наук: 13.00.01. Волгоград, 1991. — 194 с.
- Сяо Су. Психологические особенности развивающего обучения в начальных классах: Дис. канд.псих.наук: 19.00.07.- М., 1993. 125 с.
- Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества //Вопросы философии.- 1981. N 6. — С. 124−130.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1983. — 280 с.
- Тамбовкина Т.И. Развитие творческой активности на уроках русского языка в V классе: Дис. канд.пед.наук: 13.00.02. Калининград, 1967. — 299 с.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему.- Челябинск: ПО «Книга», 1995.- 105 с.
- Тафель Р.Е., Файн В. М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей //Вопросы психологии. 1974. — N 6.- С. 121−126.
- Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Дис. д-ра псих. наук: 19.00.01. М., 1993. — 370 с.
- Тесты творческого мышления.- СПб.:СПб госуд. ун-т, 1992.- 17 с.
- Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
- Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.- Л., 1991. 396 с.
- Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей /Методические рекомендации для психологов и педагогов. СПб, 1992. — 35 с.
- Тупичкина Е.А. Интеллектуально-развивающие игры как средство формирования способности младших школьников к творчеству:
- Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1989. — 199 с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Избр.пед.соч. в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1974. — 547 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Дис. канд.псих.наук: 19.00.07.- М., 1994. 136 с.
- Философский словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 840 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Интор, 1994. 127 с.
- Фоменко Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Автореф. дис.канд.псих.наук: 19.00.07.- М., 1995. 16 с.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб.науч.тр.- Свердловск: СИПИ, 1990.- 153 с.
- Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова. М.:Пед-ка, 1982. 216 с.
- Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию / Русское зарубежье: Из истории социальной правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. — 440 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.- М.:
- Просвещение, 1987.- 233 с.
- Фролов И.Т. 0 человеке и гуманизме.- М.: Политиздат, 1989.- 555 с.
- Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ.- М.: Республика, 1992. 430 с.
- Фромм Э. Человек для себя /Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышовой. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
- Халфин Ю.А. Формирование творческой личности в школьном полифоническом театре: Дис. в форме научного доклада: 13.00.01. М., 1994. — 38 с.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: NB Магистр, 1992. — 160 с.
- Чехлова З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника: Автореф. дис. канд.пед.наук. — СПб, 1991. — 35 с.
- Чудновский В.Э. Индивидуальный стиль деятельности школьника //Советская педагогика.- 1988.- N 9.- С. 69−75.
- Шакирова Н.М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1992. — 191 с.
- Шамардин В.П. и др. Школа: от конечного результата к творческому поиску. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
- Шилова Е.С. Учебные задания развивающего характера как средство повышения эффективности обучения: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Волгоград, 1991. 194 с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.- 79 с.
- Шубинский B.C. Человек как цель воспитания//Педагогика.-1992.- N 3−4.- С. 37−43.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — 188 с.
- Щукина Г. И. Деятельность основа педагогического про- 230 цесса // Советская педагогика.- 1982.- N 8. С. 74−77.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 64 с.
- Юркевич B.C. Развитие творческих познавательных возможностей младшего школьника //Проблемы способностей в психологии: Сб.науч.трудов.- М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1984. С. 76−83.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
- Яковлева E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии.-1994.- N 5.- С.37−42.
- Яковлева E.JI. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии.- 1996.- N 3.- С. 28−34.
- Яковлева E.JI., Аминов Н. А. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших шкоьников //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991. -N 1. — С. 34−38.
- Allport G.W. Patterns and growth in personality.- N.Y.: Holt, Rinehart a. Winston, 1961. XIV 593 p.
- Barron F. Creative Persons and creative Process. N.Y.1969.
- Binet A. La Psychologie Individuell. Anee Psychol.-1996.
- Cattel R. Personality and Motivation Structure and Movement (Hanah). 1957.
- Connor P.E. Scientific research competens as a function of creative ability. JEEE transactions on engineering management. N.Y. 1974, vol. EM-21, N 1. p.2−8.- 231
- Cropley A.G. Creativity. Longman, 1971.
- Dawls G.A., Belcher T.L. How schall creativity be measured?: Torrance tests, RAT, Alpha biografical and IQ J. of creative behavior, Buffalo (N.Y.), 1971, vol.5, N 3, p. 166−168.
- Domino G. Creativity and the home environment. Gifted Child Quarteriy, 24(4), 818−828. 1979.
- Eysenek H.G. The Scientific Study of Personality (Rout-1edge, Kegan Paul). 1952.
- Guilford G.P. The Nature of Human Intelligence. (McGraw- Hill). 1967.
- Guilford G.P., Christensen P.R. The one-way relation between creative potential and IQ. «Journ of creative behavior», Beffalo, vol.7, 1973.
- Heller K.A., Feldhusen E.A. Identification and nurturing the gifted: An international perspective. Toronto, Lewinston, New York/Bern: Huber, 1996.
- Jones T.P. Creative learning in perspective. London Press, 1972.
- Jourard S.M. Disclosing man for himself. Prinston, 1969.
- Ketter N.W., Guild Y.P., Christensen P.A. Factor ana-lit ic study of the domains of reasoning creativity and cualuation- «Psychological Monographs. General and Applied», 1959.
- Lytton H. Creativity and education. London, Rotledge, Kegan, 1971.
- Maslow A.H. Motivation and personality (2-nd ed) r.y. Havper and Row, 1970, XXX, 369 h.
- Maslow A.H. Theory of Human Motivation. NY, 1954.
- Messick S., Jackson P.N. Creativity and Learning, Boston,
- Muller R. Humanism and Education. NY, 1974.
- Olach A. Creativity and personality variables //Studies in creativity Bp., 1987, p. 87−108.
- Pickard E. Toward a theory of creative potential //The journal of creative behavior. 1990. — vol.24. — N 1. — p. 1−9.
- Sivilov L. On the possible ways to distinguish between creatives and reproductive processes in knowledge. Dialecties a humanism. W-wa, 1978, vol.5, N 2, p.117−127.
- Sternberg R.J. A. tree facet model of creativity //The nature of creativity. Cambridge. 1988, p. 125−147.
- Tardif T.D., Stenberg R.I. What do we know abort creativity? //The Nature of Creativity. Cambridge, 1988. p. 429−440.
- Taylor C.W. Varios approach to and definitions of creativity //The nature of creativity. Cambridge, 1988. p.99−126.
- Taylor C.W., Ellisson RL. Predictors and criteria of creativity: Progress report. In.: Climate for creativity. Rep. of the i-th nat. research conf. on creativity. Ed. Taylor C.W., NY, etc., 1972, p. 149−166.
- Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
- Torrance E.P. Guiding creative talent. NY, 1962.
- Torrance E.P. The Minnesota studies of creative behavior: National and international extensions. «I. of Creative Behavior», 1967, 1(2), p. 137.
- Torrance E.P. The search for satori and creativity. Cre-at Neck, NY: Creativity. Synergetic Associates. 1979.
- Wallinda C.R., Crase S.I. Parental influenes in the creativity of fifth grade children. Gifted Child Quartevly, 23 (4), 768−777, 1979.