Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс развития творческого потенциала в учебной деятельности при всей его индивидуальности и неповторимости не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от ряда педагогических условий. С помощью внешних (объективных) условий — сотворческого субъект-субъектного взаимодействия, осуществляемого творческим учителем и учащимисясоздания учителем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 1. 1. Философский и психолого-педагогический аспекты творческого потенциала
    • 1. 2. Сущность процесса развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности
    • 1. 3. Модель развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности
    • 1. 4. Характеристика педагогических условий развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности
  • Выводы по теоретической части исследования
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Выявление исходного уровня развития творческого потенциала младших школьников
    • 2. 2. Научно-методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности
    • 2. 3. Динамика развития творческого потенциала младшего школьника в условиях педагогического эксперимента
  • Выводы по экспериментальной части исследования

Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена качественными изменениями ценностей и потребностей современного общества, которые со всей остротой ставят перед российской системой образования задачу воспитания самостоятельной творческой личности, обладающей нестандартным гибким мышлением, способной жить и созидать в условиях экономической и социальной нестабильности.

Утверждение в обществе приоритета общечеловеческих ценностей предопределило такое изменение сущности учебно-воспитательного процесса в современной школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных возможностей ребенка, способствуя самореализации его личности. «Если общество вдохновляет творческий потенциал своих граждан, то такое соотношение связей личность — общество затем становится моделью поведения для будущих поколений, вступающих на путь собственных творческих поисков.» (М.Стайн).

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

В младшем школьном возрасте особая роль в развитии творческого потенциала принадлежит учебной деятельности, поскольку она выступает для младшего школьника ведущим видом деятельности и поэтому главные достижения индивида в этом возрасте связаны с ней. Включаясь в целенаправленный, системный процесс познания, у ребенка складываются те устойчивые образования (произвольность, внутренний план действий, рефлексия и др.), которые в значительной степени определяют творческое развитие его личности на последующих ступенях онтогенеза.

Реализующийся в учебной деятельности творческий потенциал младшего школьника станет продуктивной силой только тогда, когда внутренние побуждения учащихся совпадут с объективными задачами, которые ставит перед ними учитель. Поэтому развить заложенный в каждом ребенке творческий потенциал, воспитать у него необходимые для этого качества, — значит, в первую очередь, создать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Проблему развития творческого потенциала младших школьников рассматривали в науке как частную, в связи с изучением вопросов развития творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности, роли и значения в детском возрасте игровой, театральной деятельности:

— в отечественных исследованиях — Г. С. Альтшуллер, Л. С. Выготский, И. П. Волков, В. В. Давыдов, Л.Б.Ермолаева-Томина, М. В. Колосова, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов, А.А.Мелик-Пашаев, Б. Н. Никитин, З. Н. Новлянская, В. Э. Чудновский, Д. Б. Эльконин, В. С. Юркевич и ДР.;

— в зарубежных исследованиях — Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Ф. Баррон, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюис, Дж. Гетцелс, Ф. Джексон, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.

Однако, развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности предметом специальных исследований не выступало. Таким образом имеются противоречия между:

— потребностью общества в развитии творческого потенциала учащихся и недостаточным вниманием современной школы к данной проблеме;

— объективными потребностями преобразования процесса обучения младшего школьника и существующими традиционными подходами к обучению в начальной школе;

— необходимостью развития творческого потенциала младшего школьника, потребностью практического воплощения данного процесса в учебной деятельности и отсутствием его теоретической разработанности и технологического обеспечения;

— потребностями практики и научным обоснованием педагогических условий развития творческого потенциала школьника.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности (на уроках русского языка и развития речи).

Целью исследования является определение, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности процесса развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности.

Гипотеза исследования:

Процесс развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности будет эффективным, если:

— его структурообразующим основанием выступает модель, базирующаяся на системном и целостном подходах, отражающая динамику его развитиявнешние внутренние и интегрирующее педагогические условияновообразования, проявления, установки личности;

— усвоение опыта творческой деятельности младшего школьника организуется посредством осуществления гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности;

— его научно-методическое и технологическое обеспечение представлено как совокупность: авторской программы, системы учебно-познавательных творческих заданиймеханизмов, процедур творческой учебной деятельностисредств диагностики уровней развития творческого потенциалапоказателей результата творческой учебной деятельностиформ активного обучения, методов, средств на уровне творческого применения знаний и способов деятельностиличностных способностей учителя, позволяющих ему оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.].

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа рассмотреть феномен «творческого потенциала» личности и сущность процесса его развития в младшем школьном возрасте.

2. Определить структуру, содержание модели процесса развития творческого потенциала младших школьников и ее научно-методическое и технологическое обеспечение в учебной деятельности.

3. Выявить и интегрировать комплекс педагогических условий, эффективно влияющих на процесс развития творческого потенциала младшего школьника на гуманитарных предметах в начальной школе.

4. Разработать методические рекомендации по развитию творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие категорию «творческий потенциал» как отражение взаимосвязи личности и познанияидеи гуманизации образованиятеория личностно-деятельностного подходатеория учебной деятельностидиалектическая теория познания, рассматривающая познание как активный творческий процесс. В качестве исходных положений в исследовании процесса развития творческого потенциала младшего школьника был использован комплекс научных идей: о системном и целостном подходе к педагогическим явлениямо творческой сущности человека, о самореализации личности в творческой деятельностио диалектическом единстве актуального и потенциального как сущностных характеристиках категории развитияо сущностной природе развития речевых процессовтеоретический анализ принципов дидактики, современных продуктивных способов организации обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, изучение педагогического опыта по проблеме, моделирование, организация педагогического эксперимента по специально разработанной программе. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялись: опрос, прямое и косвенное наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование учителей, родителей, учащихсяколичественный и качественный анализ экспертных оценок, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся, синтез эмпирического материала, методы обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось с 1988 года на базе экспериментальных школ N 73, 12 г. Оренбурга, Оренбургского областного иститута усовершенствования учителей.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1988;1990) — поисковом — осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, опыта работы ведущих учителей по проблеме исследования, проверялась актуальность избранного направления, разрабатывались исходные положения, определялась методология и методика исследования. Это позволило сформировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки.

На втором этапе (1990;1992) — констатирующем — разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровней развития творческого потенциала учащихся контрольных и экспериментальных классов, создавалась модель, включающая педагогические условия и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала в учебной деятельности. Обобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе (1992;1996) — формирующем — проводилась экспериментальная работа по апробированию модели и технологии развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности, педагогических условий, способствующих этому процессу. Подводились итоги, осуществлялась обработка и обобщение полученных-данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, разрабатывались и внедрялись в практику методические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— теоретически углублены представления о сущности понятия «творческий потенциал», процессе его развития в учебной деятельности младшего школьника;

— обоснован комплекс педагогических условий и осуществлена их интеграция, обеспечивающая эффективность процесса развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности;

— создана модель, интегрирующая структуру, содержание и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала младшего школьника в творческой учебной деятельности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется опорой на методологию исследования творческой учебной деятельности, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования — длительностью эксперимента, отсроченной проверкой полученных результатовапробацией выводов в массовой аудитории в ИПК, личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе, внедрением полученных результатов в практику работы учителей начальных классов Оренбургской областиподтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе.

Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании научное обоснование процесса развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности, комплекс разработанных и интегрированных педагогических условий, модель развития творческого потенциала младшего школьника и ее технологическое обеспечение, авторские программы опережающего и развивающего обучения русскому языку и развитию речи, система учебно-познавательных творческих заданий позволят целенаправленно совершенствовать процесс обучения в начальных классах общеобразовательной школы, добиваясь большей эффективности в развитии творческого потенциала младшего школьника.

На основе материалов экспериментальной работы разработаны, апробированы и внедрены в практику работы начальных классов школ Оренбургской области методические рекомендации по организации и содержанию процесса развития творческого потенциала младшего школьника на уроках русского языка и развития речипрограммы к спецкурсам для учителей-слушателей ИПК и ФППК «Организация творческой учебной деятельности школьников», «Развитие творческого по.

— 10 тенциала школьника в учебной деятельности" .

На защиту выносятся следующие положения:

— творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве;

— развитие творческого потенциала младшего школьника характеризуется сформированностью личностных новообразований, включенных компонентно в «Я» -акпуальное (его проявление — любознательностьличностная установка «Ты сможешь!» — состояние обучаемого — направленность на осуществление творческой деятельности) — пЯ" -потвшщ-альяое (проявление — проблемностьустановка — «Я смогу 1» — состояние — готовность к творческой деятельности) — «Я» — перспективное (проявление — самореализацияустановка — «Я могу!» — состояние обучаемого — способность к осуществению творческой деятельности);

— модель развития творческого потенциала младшего школьника отражает динамику данного процессанаучно-методическое и технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала младшего школьника на уроках русского языка и развития речи представлено в творческой учебной деятельности как совокупность: авторской программы по русскому языку и развитию речи, основанием которой являются идеи: мотивационного обеспечения творческой учебной деятельности, восхождения от абстрактного к конкретному, интеграции, интенсификации, полифункциональности обучения, коммуникативностисистемы учебно-познавательных творческих заданий — подготовительных (пропедевтических), обучающих (формирующих) и собственно-творческих — представляющей из себя упорядоченную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся учебных задач, логически связанных с программным материаломмеханизмов (поиск неизвестного с помощью анализа через синтез, поиск неизвестного с помощью эвристических приемов, поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма, механизм интуитивного решения творческих задач), процедур творческой учебной деятельности^ средств диагностики уровня развития творческого потенциалапоказателей результата творческой учебной деятельностиформ активного обученияметодов, средств на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. результативность развития творческого потенциала младшего школьника в учебном процессе находится в прямой зависимости от интеграции внешних (объективных) педагогических условий — сотворчес-кого субъект-субъектного взаимодействия учителя и учащихся, творческого учителя, формирования индивидуального стиля деятельности, создания ситуаций успеха, развития гуманитарных способностей учащихся — обеспечивающих организацию, управление, стимулирование данного процессавнутренних (субъективных) условий — эмоционально-ценностного отношения к творческой деятельности, способности учащихся к рефлексивной деятельности, наличия внутренней свободы личности — способствующих формированию личностных, психологических механизмови главного интегрирующего условия — гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности — на базе которой наиболее полно проявляют себя внешние и внутренние условия?].

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Оренбургского областного института усовершенствования учителейна научно-практических преподавательских конференциях (1993;1997 г. г.) Оренбургского государственного педагогического институтана научно-практической конференции Оренбургского областного института усовершенствования учителей (1996 г.).

Внедрение в практику осуществлялось в процессе научных сообщений на конференцияхпри проведении открытых уроков для директоров, завучей, заведующих РМК, руководителей методических объединений г. Оренбурга и Оренбургской областина заседаниях лабораторий по организации личностно-ориентированного обучения, по развитию исследовательской культуры педагога (1993;1996 г. г.) — с помощью публикацийв лекционной работе для учителей Оренбургской области в качестве преподавателя кафедры педагогики и психологии ОИУУ (1991;1997 г. г.). На основе материалов исследования изданы методические рекомендации.

— 13.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности. Разработанные нами педагогические условия могут служить основанием для продолжения и развития исследований вопросов по развитию творческого потенциала на материале других учебных предметов, по непрерывности и преемственности развития творческого потенциала начального и среднего звеньев школы.

— 201 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе данного исследования был раскрыт процесс развития творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка и развития речи. Реализация данного процесса обеспечивалась следующими средствами: а) педагогическими условиями (внешними — объективными, внутренними — субъективными и интегрирующим) — б) моделью процесса развития творческого потенциала, ее научно-методическим и технологическим обеспечениемв) авторской программой по русскому языку и развитию речи, основанной на идеях мотивационного обеспечения творческой учебной деятельности, восхождения от абстрактного к конкретному, интеграции, интенсификации, полифункциональности обучения, коммуникативностиг) системой учебно-познавательных творческих заданий подготовительного (пропедевтического), обучающего (формирующего) и собственно-творческого характерад) творческой учебной деятельностью, включающей в себя мотивационный, содержательный, операционный и личностно-результативный компонентые) механизмами, процедурами, приемами, методами, формами творческой учебной деятельности.

Средства соответствовали целям этапов развития творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка и развития речи от недопустимого уровня к допустимому и оптимальному уровням развития по следующим признакам творческого потенциала: знаниям, умениям, отношениям, направленности и способностям. Уровни развития творческого потенциала устанавливались по специально разработанным критериям.

Теоретическим и экспериментальный материал подтвердил первоначально сформулированную гипотезу, согласно которой развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка.

— 202 и развития речи будет протекать наиболее эффективно, если.

— его структурообразующим основанием выступает модель,.

— усвоение опыта творческой деятельности младшего школьника организуется посредством осуществления гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности;

— данный процесс будет обеспечен научно-методически и технологически.

Программа эксперимента была апробирована дважды. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что уровень развития творческого потенциала у учащихся экспериментальных групп в итоге проведенной опытно-экспериментальной работы был качественно и количественно выше, чем в контрольных. В экспериментальных группах оказалось меньше учащихся с недопустимым уровнем развития творческого потенциала, и выше, чем в контрольных, количество учащихся с оптимальным и допустимым уровнем развития их творческого потенциала.

На основании итогов проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

— Приоритетной в числе современных задач, стоящих перед российской системой образования, является задача выявления и реализации творческих возможностей учащихся. В детском возрасте, в том числе младшем школьном, становление творческой сущности ребенка целесообразно связывать с развитием его творческого потенциала, рассматриваемого нами в исследовании как объективный процесс, являющийся частью общего процесса развития личности.

— Творческий потенциал — динамическое интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве.

— Целью процесса развития творческого потенциала младшего школьника является создание предпосылок для самореализации его личности в творчестве. Сущность данного процесса заключается в пробуждении творческих сил ребенка от «Я-актуального» (любознательность) к «Я-потенциальному» (проблемность) и далее к «Я-перс-пективному» (самореализация), что отражается в количественном и качественном изменении творческого потенциала за счет его «приращения» .

— Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для развития творческого потенциала человека. В этом возрасте необходимым является педагогическое управление процессом развития творческого потенциала со стороны педагога, который: а) сам выступает носителем развитого творческого потенциалаб) организует учебную деятельность, характеризующуюся творческой, развивающей и гуманистической ориентациейв) обеспечивает данный процесс науч-но-методически и технологическиг) исходя из возрастных особенностей младшего школьника, создает педагогические условия.

— Рассмотрение развития творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности как объективного процесса, являющегося неотъемлемой частью общего процесса развития личности означает необходимость разработки новой стратегии и технологии обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Структурообразующим и интегрирующим основанием данного процесса выступает модель, базирующаяся на системном и целостном подходах, которая отражает структуру, динамику, принципы, ступени процесса развития творческого потенциала младшего школьникаа также новообразования, проявления, установки личности, находящие свое выражение в творческой учебной деятельности.

— Процесс развития творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка и развития речи опирается на систему принципов: гуманизации, индивидуализации, деятельности, развивающего обучения, проблемности, движения от актуального уровня к потенциальным возможностям, взаимосвязи между изучением теории языка и овладением речью.

— Процесс развития творческого потенциала в учебной деятельности при всей его индивидуальности и неповторимости не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от ряда педагогических условий. С помощью внешних (объективных) условий — сотворческого субъект-субъектного взаимодействия, осуществляемого творческим учителем и учащимисясоздания учителем ситуаций успехаформирования у учащихся индивидуального стиля деятельности и самовыраженияразвития их гуманитарных способностей (лингвистических, художественных, литературных) — организуется, стимулируется, управляется процесс развития творческого потенциала. Внутренние (субъективные) педагогические условияэмоционально-ценностное отношение учащихся к творческой деятельностиразвитие способностей учащихся к рефлексивной деятельностиналичие внутренней свободы личности — обеспечивают формирование личностных, психологических механизмов.

— При осуществлении процесса развития творческого потенциала, апробировании внешних и внутренних условий, выявлена прямая зависимость данного процесса от организации учителем гуманистически ориентированной творческой учебной деятельности, которую мы выделили главным интегрирующим условием развития творческого потенциала младшего школьника.

— Процесс развития творческого потенциала и самореализации у каждого ученика строго индивидуален, происходит «по особому, только ему присущему сценарию». Своеобразие развития определяется различными обстоятельствами становления личности каждого ребенка: природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характерауровнем развития личности, который находит отражение в особеностях самосознанияценностными ориентациями. Поэтому процесс развития творческого потенциала младшего школьника отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности. Увеличить эффективность протекания данного процесса возможно посредством организации индивидуальной и дифференцированной работы с детьми, включающей систему коррекционных и стимулирующих средств, форм, приемов работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.M. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: Пособие для родителей, воспитателей, психологов.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994.- 65 с.
  2. JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987.- 261 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М: Наука, 1980. — 335 с.
  5. О.В. Особенности профессиональной подготовки учителя в системе ПК к развитию творческих способностей детей в начальной школе: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. СПб, 1992.- 186 с.
  6. А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Челябинск, 1995. 162 с.
  7. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Радио, 1979.- 118 с.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496 с.
  9. А. Психологическое тестирование. /Пер. с англ. -Кн.2. М.: Педагогика, 1982. — 295 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.:Изд-во ЛГУ, 1968. — 111 с.
  11. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236 с.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1.- Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1996.-568 с.
  13. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань, 1994. 247 с.
  14. Анисимов 0.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  15. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981. С. 67−87.
  16. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  17. Е.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе. Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Курган, 1995. 26 с.
  18. Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Дисс.канд. филос.наук.- СПб., 1992.- 121 с.
  19. Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности //Деятельность: Теория. Методология. Проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 21−34.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества: Сб.избр.тр./ Сост. С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  21. Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991.- 445 с.
  22. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства /в 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. — 544 с.
  23. Н.А. Философия свободы- Смысл творчества.- М.: Правда, 1989. 607 с.
  24. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  25. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика.- 1996.- N 1.- С. 9−11.
  26. B.C. Мышление как творчество / Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  27. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983.- 173 с.
  28. Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  29. А.А. Психология о личности.-М.: МГУ, 1988.-187 с.
  30. А.А. 0 коммуникативном ядре личности //Сов.педагогика.- 1990. N 5. — С. 77−81.
  31. А.А., Рудкевич Л. А. 0 субъективных факторах творческой деятельности человека// Педагогика.- 1995.- N 3.- С.19−23.
  32. A.M. Педагогический потенциал учителя: (личностно- гуманистический аспект): Дис. канд.пед.наук:13.00.01. Екатеринбург, 1993. — 194 с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  34. А.Е. Опыты словесного творчества. (Развитие творческих возможностей учащихся при изучении русского языка). Методические рекомендации. СПб.: СПб университет пед. мастерства, 1994.- 36 с.
  35. А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983.- 83 с.
  36. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  37. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985.- 318 с.
  38. П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 192 с.
  39. И.Я. Факторы, влияющие на формирование рефлексии в дошкольном возрасте //Проблемы формирования ценностных ориента-ций и социальной активности. Л.: Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — с. 51−63.
  40. М.А. Гуманизация образования. М.: Педагогика, 1987. — 167 с.
  41. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии.- 1990.- N 4.- С.5−14
  42. М. Продуктивное мышление: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1987 .- 335 с.
  43. С.Г. Воспитание активной позиции личности.-Л.: Лениздат, 1981.- 143 с.
  44. М.А. Творческая деятельность учащихся как средство усвоения нравственных норм: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1989. — 17 с.
  45. Н.В. Исследование развития креативности у младших школьников в условиях коллективной импровизационной игры //Проблемы школьной психодиагностики: Сб.науч.тр. Бийск: БиГПИ, 1991. — С. 115−126.
  46. Волков И. П. Воспитание творчеством.- М.: Знание, 1989.-84с.
  47. И.П. Учим творчеству //Педагогический поиск.- М.: Педагогика, 1989. С. 101−142.
  48. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Машстр, 1995. — 122 с.
  49. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  50. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в б т. М.: Педагогика, 1982.- Т. 2.- 504 с.
  51. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  52. Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 254 с.
  53. А.Л. Духовно-творческий потенциал художника: Дис. д-ра филос. наук. Вильнюс, 1984. — 365 с.
  54. А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды.-Новосибирск: Кн. изд-во, 1989.- 126 с.
  55. Т.В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности //Развитие и диагностика способностей /Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. — С. 170−177.
  56. С.М. Интегрированный подход к организации обучения в начальной школе как средство развития младшего школьника: Автореф. канд.пед.наук: 13.00.01. Казань, 1995. — 17 с.
  57. В.Г. и др. От знаний к творчеству: (становление личности).- М.: Изд-во МЭИ, 1995. — 225 с.
  58. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1986. — 200 с.
  59. Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 256−280.
  60. С.С. Педагогические условия самореализации подрост- 211 ков: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Екатеринбург, 1995. 150 с.
  61. Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.- 79 с.
  62. С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М.: Искусство, 1967. — 296 с.
  63. Г. А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования: Учебн.пособие. -Екатеринбург: Ур. ГУ, 1992. -128 с.
  64. Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения учащихся и учителей //Вопросы психологии.- 1989.- N 2.- С. 57−62.
  65. А.В. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1995. — 20 с.
  66. В.Д. Культура и творческая деятельность. М.: Изд-во УДН, 1987. — 87 с.
  67. Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1991. 195 с.
  68. Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс. -136 с.
  69. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 111 с.
  70. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТ0Р, 1996.- 544 с.
  71. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования //Вопросы психологии.- 1991.- N 6.- с. 5−14.
  72. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший- 212 школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. -1992. N 3−4. — С. 2−10.
  73. И.А. Психология общения и развитие личности /Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 127−158.
  74. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. 1990. — N 3. — С. 31−45.
  75. Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Л., 1990.- 416 с.
  76. В.В. Педагогические условия развития умений творческой самостоятельной работы у школьников:(На материалах изучения математических дисциплин): Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. Челябинск, 1993. 157 с.
  77. В.К. Сотрудничество в обучении: 0 коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  78. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  79. С.Р. Философско-социологический анализ творческого потенциала ученых: Дис. канд.пед.наук.- Томск, 1988. 145 с.
  80. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей. По материалам зарубежных исследований //Вопросы психологии. 1975. — N 5. — С. 166−175.
  81. Жизнь как творчество /Под ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова Думка, 1985. — 304 с.
  82. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 214 с.
  83. В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Наука, 1982.- 105 с.
  84. В.И. Педагогическое творчество учителя.
  85. М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  86. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. — 76 с.
  87. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  88. Закон Российской Федерации об Образовании. М.: МП «Новая школа», 1992. — 60 с.
  89. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  90. Как построить свое «Я» /Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  91. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  92. КапиносВ.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Просвещение, 1991.- 342 с.
  93. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: МП «Новая школа», 1993. — 80 с.
  94. М.Д. Формирование творческой активности личности учащегося в учебно-познавательной деятельности. Авто-реф.дис. д-ра пед.наук. Киев, 1984.- 40 с.
  95. Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Дис. канд.псих.наук: 19.00.07. М., 1994. 202 с.
  96. Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Дис. канд.псих.наук: 19.00.01.- Тбилиси, 1986. 206 с.
  97. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография.- Оренбург, 1996.- 190 с.
  98. М.Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. — 255 с.
  99. И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект// Вопросы психологии.- 1992.- N 1.- С. 138−146.- 215
  100. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
  101. А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1995. — 230 с.
  102. Кон И. С. Открытие «я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  103. Кон И.О. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  104. М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1994.- 272 с.
  105. Копылова 0.А. Психологические особенности деятельности учителя начальных классов по созданию ситуаций успеха школьникам: Автореф.канд.пед.наук: 19.00.03.- Тверь, 1996.- 23 с.
  106. М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач. Дис. канд.пед.наук: 13.00.01, Волгоград, 1994. 205 с.
  107. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  108. А.А. Взаимосвязь ответственного и творческого отношения подростков к деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1991. — 17 с.
  109. П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Дис.докт.пед.наук.- Курск, 1992.- 334 с.
  110. А.Н. Совершенствование речевой деятельности учителя и учащегося в учебном процессе. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1987. — 73 с.
  111. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
  112. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.- 147 с.
  113. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  114. С.Ю. Формирование диалогических понятий у младших школьников //Вопросы психологии. 1990. — N 4. — С. 38−45.
  115. В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Знание.- 1984. -256 с.
  116. К., Линт К., Коклаф К. Влияние образования на задачи развития //Перспективы ЮНЕСКО.- 1984.- N 3.- С. 11−22.
  117. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 133 с.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  119. А.Н. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  120. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия/Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- 285 с.
  121. В.Н. Образование как феномен культуротворчест-ва //Социальные исследования.- 1995.- N 1.- С. 138−142.
  122. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.:1. Педагогика, 1981. 116 с.
  123. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций// Педагогика.- 1996.- N 2.- С.7−11.
  124. В.А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01, Киев, 1984.- 170 с.
  125. Лук А. Н. Мышление и творчество.- М.: Политиздат, 1976.-144 с.
  126. Лук А. Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.- 127с.
  127. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. -М.: Просвещение, 1975.- 176 с.
  128. А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М.: Репро, 1993. — 175 с.
  129. Макарычева 0.0. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся: Автореф... дис.канд.пед.наук: 13.00.01.- СПб., 1996. 17 с.
  130. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992. — 414 с.
  131. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  132. И.О. Творческий потенциал инженера: условия и факторы реализации. Киев.: Знание, 1988. — 16 с.
  133. Л.В. Обучения сочинениям на лингвистическую тему в условиях поисковой деятельности на уроках русского языка: Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.02. М., 1995. — 16 с.
  134. В.Ф. Взаимосвязь деятельности и гуманизации отношений в детских творческих коллективах: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- СПб, 1994. 190 с.
  135. А. Самоактуализация: Пер. с англ. //Психология- 218 личности: Тексты. М., 1982. — 234 с.
  136. A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. 1989. — N 6. — С. 29−33.
  137. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 208 с.
  138. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа — Пресс, 1993. — 127 с.
  139. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества //Психологич.журнал. 1984. -Т.5. — N 1. — С.9−17.
  140. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.- 367 с.
  141. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. Сб. статей /Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Наука, 1990.-170 с.
  142. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  143. М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системы образования в средней школе (на примере создания многопрофильного лицея): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.- СПб., 1995.- 210 с.
  144. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуль-ности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  145. Методика /Под ред. А. А. Леонтьева, Т. А. Королевой. М.: Русский язык, 1982. — 111 с.
  146. Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. Т. А. Ладыженской.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
  147. М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе: Дис. доктора пед. наук: — 219 1300.01. Луганск, 1993. — 424 с.
  148. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии.- 1994.- N 5.-С.86−95.
  149. Л.Л. Дидактические условия формирования у учащихся готовности к творческой деятельности (на материале предметов гуманитарного цикла): Автореф.дис.канд.пед.наук.- Киев, 1977.- 24 с.
  150. В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект): Дисс.канд.филос.наук.-Киев, 1990.- 170 с.
  151. Муниципальный модуль образования. Часть 1./Педагогический вестник N 5.- Оренбург, 1993.- 64 с.
  152. М.И. Групповая рефлексия в решении творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду: Дис. канд.псих.наук: 19.00.01. Киев, 1989. — 239 с.
  153. Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка: Дис. доктора пед. наук: 13.00.02.- М., 1984. 353 с.
  154. Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. -Волгоград, 1992. 174 с.
  155. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
  156. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2: Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994.- 496 с.
  157. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: Владос, 1995.- 512 с.
  158. Н.М. Дидактические условия усвоения младшими школьниками слова как единицы речи: Дис. канд.пед.наук.- л., 1980. 150 с.
  159. Ни Л. Ф. Обучение учащихся младших классов продуктивному пересказу: Автореф.дис.канд.пед.наук: 13.00.02.- М., 1993.- 23 с.
  160. .Н. Ступенки творчества или развивающие игры. -М.: Просвещение, 1990. 183 с.
  161. В.Н. Творчество как новационный процесс/ Фило-софско-онтологический анализ/.- Симферополь: Таврия, 1990.- 190 с.
  162. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Воровского. М.: Педагогика, 1984. — 280 с.
  163. Л.А. Особенности формирования индивидуального стиля деятельности в системе «ребенок-ребенок»: Автореф. дис.канд.псих.наук: 19.00.07.- Ташкент, 1993.- 18 с.
  164. А., Шоу Дж., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления //Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.- 532 с.
  165. Н.П. Становление творческой индивидуальности педагога //Сов.педагогика.- 1992.- N 3−4.- С. 53−57.
  166. В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Автореф... дис. д-ра фил.наук. М., 1982. — 31 с.
  167. Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  168. Д.В. Взросление «Я». М.: Знание, 1988. -114 с.
  169. А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач: Дис. канд.псих.наук: 19.00.01. М., 1985. -240 с.
  170. Ориентация и деятельность школьников / Под ред. Т.К.Аха-ян, А. В. Кирьяковой.- М.: Прометей, 1991.- 160 с.
  171. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  172. З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников:Автореф.дис.канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1993.- 16 с.
  173. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  174. К.Г. Золотая роза: Психология творчества. -М.: Педагогика, 1991. 224 с.
  175. Т.В. Обучение самостоятельной постановке проблемных вопросов и составление задач как условие развития творческих возможностей учащихся: Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1995.- 24 с.
  176. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  177. В.А. Психология неадаптивной активности. -М.: Изд-во Российского Открытого Ун-та, 1992. 224 с.
  178. В.А. Личность в психологии: парадигма субъек-тности.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
  179. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  180. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся.- М.: Педагогика, 1973. 240 с.
  181. Г. Л. Творческий потенциал молодого рабочего.- 222
  182. Состояние и пути реализации в производственном коллективе/:Дис. канд.филос.наук.- М., 1989.- 175 с.
  183. К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  184. Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников //Вопросы психологии.- 1990.- N 1. С.16−19.
  185. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В. Д. Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  186. И.П. Педагогика.- М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432 с.
  187. А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности. Рига: Знание, 1981. — 228 с.
  188. Я.А. Исследование творческого потенциала человека //Психол.журнал. Т.12. — N 1. — 1991. — С.3−12.
  189. Я.А. К теории психологического механизма творчества //Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. — С. 13−36.
  190. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  191. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.- 303 с.
  192. Я.А. Фазы творческого процесса /Исследование проблем психологии творчества. М.:Наука, 1983. — С. 47−76.
  193. Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01.- СПб., 1995.- 201 с.
  194. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 204 с.
  195. М.М. Педагогическое творчество: проблемы разви- 223 тия и опыт.- Киев: Рад.шк., 1988. 189 с.
  196. Принцип развития в психологии /Под ред. Л. Н. Анцыферовой.- М.: Наука, 1978. 81 с.
  197. Г. Н. Совершенствование учебного процесса на уроках русского языка //Начальная школа.- 1986.- N 10.- С. 41−44.
  198. Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе: Тез.докл.межв.научн.конф.- Киев, 1990.- 135 с.
  199. Психическое развитие младших школьников /Под ред.В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
  200. Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975. 253 с.
  201. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  202. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.-440 с.
  203. Психология процессов художественного творчества /Под ред. Б. С. Мейлах., Н. А. Хренова. Л.: Наука, 1980. — 286 с.
  204. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 204 с.
  205. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Яро-шевского. 2-е изд., доп и испр. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  206. Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. канд.псих.наук. М., 1978.- 16 с.
  207. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В. В. Давыдова. Новосибирск: Психол. ин-т РАО, 1995.- 226 с.
  208. Развитие творческого потенциала руководителей школ в системе непрерывного ПК: Методические рекомендации. Л.: АПН СССР, 1987. — 123 с.
  209. Развитие творческого потенциала у педагогов-воспитателей в системе их подготовки: Методические рекомендации/. Л.: АПН СССР, 1988. — 53 с.
  210. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  211. С.З. Формирование социально-зрелой творческой личности в условиях социально-педагогического комплекса: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Минск, 1992. 187 с.
  212. Резерв успеха творчество /Под ред. Г. Нойера и др. -М.: Педагогика, 1989. — 118 с.
  213. Н.В. Что такое развивающее обучение?.- Томск: «Пеленг», 1993.- 64 с.
  214. Г. С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. -М., 1992. 271 с.
  215. К. Эмпатия: Пер. с англ. //Психология эмоций: Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с.
  216. Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии.- 1990.- N 1. С. 164−168.
  217. Л.И., Подситков Н. Ф. Развивать у детей творчество// Начальная школа. 1986.- N 10.- С. 51−55.
  218. Российская педагогическая энциклопедия: 1 том. /Под ред.
  219. В.В.Давыдова.- М. Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.- 608 С.
  220. С.Л. Мышление и путь его исследования. Берлин: Немецкое научное изд-во, 1968. — 141 с.
  221. С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  222. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик.- М.: Просвещение, 1993.- 383 с.
  223. В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.- 1996.- 330 с.
  224. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). М.: Инст. ТП и МИ, 1994.- 114 с.
  225. В.Г. Развитие творческого потенциала учителя /Из опыта работы школы N 12 г. Оренбурга. Оренбург, 1995. -123 с.
  226. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография.- М.: «Педагогический вестник», 1997.- 244 с.
  227. . Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
  228. Семинар по проблемам методологии и теории творчества /Творчество и проблемы человека. Симферополь, 1986. — 261 с.
  229. Л.Р. Взаимосвязи педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности учителя: Дис.канд.пед. наук.- Тарту, 1986.- 240 с.
  230. В.А. Путь к слову.- М.: АО «Столетие», 1996.- 352 с.
  231. М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя Дис. канд. пед. наук: — 226 1300.01.- Белгород, 1995.- 214 с.
  232. М.Н. Школа и всесторонее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  233. Т.К. Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера: Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Волгоград, 1994. — 26 с.
  234. Современная дидактика: теория-практика /Под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Изд. ИТП и МИ0 РАО, 1993. — 288 с.
  235. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М.: Аспект Пресс, 1995. -225 с.
  236. Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла: Автореф... дис.канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1995. — 19 с.
  237. Т.А. Особенности проявления содержательного, операционного и мотивационного компонентов в учебной изобразительной деятельности младших школьников: Дис. канд.псих.наук: 19.00.07.- Архангельск, 1994.- 152 с.
  238. Л.Н. Жизнь Творчество — Человек. — М. Политиздат, 1985.- 415 с.
  239. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. /Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  240. М.М. Формирование познавательной потребности младших школьников в условиях гуманизации обучения: Дис. кад.пед.наук: 13.00.01. Волгоград, 1991. — 194 с.
  241. Сяо Су. Психологические особенности развивающего обучения в начальных классах: Дис. канд.псих.наук: 19.00.07.- М., 1993. 125 с.
  242. О.И. Ценностный аспект творчества //Вопросы философии.- 1981. N 6. — С. 124−130.
  243. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1983. — 280 с.
  244. Т.И. Развитие творческой активности на уроках русского языка в V классе: Дис. канд.пед.наук: 13.00.02. Калининград, 1967. — 299 с.
  245. Д.В., Воровщиков С. Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему.- Челябинск: ПО «Книга», 1995.- 105 с.
  246. Р.Е., Файн В. М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей //Вопросы психологии. 1974. — N 6.- С. 121−126.
  247. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Дис. д-ра псих. наук: 19.00.01. М., 1993. — 370 с.
  248. Тесты творческого мышления.- СПб.:СПб госуд. ун-т, 1992.- 17 с.
  249. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
  250. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.- Л., 1991. 396 с.
  251. Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей /Методические рекомендации для психологов и педагогов. СПб, 1992. — 35 с.
  252. Е.А. Интеллектуально-развивающие игры как средство формирования способности младших школьников к творчеству:
  253. Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1989. — 199 с.
  254. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  255. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Избр.пед.соч. в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1974. — 547 с.
  256. Д.И. Психология личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  257. М.И. Динамика развития творческой интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Дис. канд.псих.наук: 19.00.07.- М., 1994. 136 с.
  258. Философский словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 840 с.
  259. Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Интор, 1994. 127 с.
  260. Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Автореф. дис.канд.псих.наук: 19.00.07.- М., 1995. 16 с.
  261. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб.науч.тр.- Свердловск: СИПИ, 1990.- 153 с.
  262. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова. М.:Пед-ка, 1982. 216 с.
  263. С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию / Русское зарубежье: Из истории социальной правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. — 440 с.
  264. В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  265. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.- М.:
  266. Просвещение, 1987.- 233 с.
  267. И.Т. 0 человеке и гуманизме.- М.: Политиздат, 1989.- 555 с.
  268. Э. Душа человека: Пер. с англ.- М.: Республика, 1992. 430 с.
  269. Э. Человек для себя /Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышовой. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  270. Ю.А. Формирование творческой личности в школьном полифоническом театре: Дис. в форме научного доклада: 13.00.01. М., 1994. — 38 с.
  271. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: NB Магистр, 1992. — 160 с.
  272. З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника: Автореф. дис. канд.пед.наук. — СПб, 1991. — 35 с.
  273. В.Э. Индивидуальный стиль деятельности школьника //Советская педагогика.- 1988.- N 9.- С. 69−75.
  274. Н.М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1992. — 191 с.
  275. В.П. и др. Школа: от конечного результата к творческому поиску. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  276. Е.С. Учебные задания развивающего характера как средство повышения эффективности обучения: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.- Волгоград, 1991. 194 с.
  277. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.- 79 с.
  278. B.C. Человек как цель воспитания//Педагогика.-1992.- N 3−4.- С. 37−43.
  279. Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — 188 с.
  280. Г. И. Деятельность основа педагогического про- 230 цесса // Советская педагогика.- 1982.- N 8. С. 74−77.
  281. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  282. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 64 с.
  283. B.C. Развитие творческих познавательных возможностей младшего школьника //Проблемы способностей в психологии: Сб.науч.трудов.- М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1984. С. 76−83.
  284. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  285. E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии.-1994.- N 5.- С.37−42.
  286. E.JI. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии.- 1996.- N 3.- С. 28−34.
  287. E.JI., Аминов Н. А. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших шкоьников //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991. -N 1. — С. 34−38.
  288. Allport G.W. Patterns and growth in personality.- N.Y.: Holt, Rinehart a. Winston, 1961. XIV 593 p.
  289. Barron F. Creative Persons and creative Process. N.Y.1969.
  290. Binet A. La Psychologie Individuell. Anee Psychol.-1996.
  291. Cattel R. Personality and Motivation Structure and Movement (Hanah). 1957.
  292. Connor P.E. Scientific research competens as a function of creative ability. JEEE transactions on engineering management. N.Y. 1974, vol. EM-21, N 1. p.2−8.- 231
  293. Cropley A.G. Creativity. Longman, 1971.
  294. Dawls G.A., Belcher T.L. How schall creativity be measured?: Torrance tests, RAT, Alpha biografical and IQ J. of creative behavior, Buffalo (N.Y.), 1971, vol.5, N 3, p. 166−168.
  295. Domino G. Creativity and the home environment. Gifted Child Quarteriy, 24(4), 818−828. 1979.
  296. Eysenek H.G. The Scientific Study of Personality (Rout-1edge, Kegan Paul). 1952.
  297. Guilford G.P. The Nature of Human Intelligence. (McGraw- Hill). 1967.
  298. Guilford G.P., Christensen P.R. The one-way relation between creative potential and IQ. «Journ of creative behavior», Beffalo, vol.7, 1973.
  299. Heller K.A., Feldhusen E.A. Identification and nurturing the gifted: An international perspective. Toronto, Lewinston, New York/Bern: Huber, 1996.
  300. Jones T.P. Creative learning in perspective. London Press, 1972.
  301. Jourard S.M. Disclosing man for himself. Prinston, 1969.
  302. Ketter N.W., Guild Y.P., Christensen P.A. Factor ana-lit ic study of the domains of reasoning creativity and cualuation- «Psychological Monographs. General and Applied», 1959.
  303. Lytton H. Creativity and education. London, Rotledge, Kegan, 1971.
  304. Maslow A.H. Motivation and personality (2-nd ed) r.y. Havper and Row, 1970, XXX, 369 h.
  305. Maslow A.H. Theory of Human Motivation. NY, 1954.
  306. Messick S., Jackson P.N. Creativity and Learning, Boston,
  307. Muller R. Humanism and Education. NY, 1974.
  308. Olach A. Creativity and personality variables //Studies in creativity Bp., 1987, p. 87−108.
  309. Pickard E. Toward a theory of creative potential //The journal of creative behavior. 1990. — vol.24. — N 1. — p. 1−9.
  310. Sivilov L. On the possible ways to distinguish between creatives and reproductive processes in knowledge. Dialecties a humanism. W-wa, 1978, vol.5, N 2, p.117−127.
  311. Sternberg R.J. A. tree facet model of creativity //The nature of creativity. Cambridge. 1988, p. 125−147.
  312. Tardif T.D., Stenberg R.I. What do we know abort creativity? //The Nature of Creativity. Cambridge, 1988. p. 429−440.
  313. Taylor C.W. Varios approach to and definitions of creativity //The nature of creativity. Cambridge, 1988. p.99−126.
  314. Taylor C.W., Ellisson RL. Predictors and criteria of creativity: Progress report. In.: Climate for creativity. Rep. of the i-th nat. research conf. on creativity. Ed. Taylor C.W., NY, etc., 1972, p. 149−166.
  315. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
  316. Torrance E.P. Guiding creative talent. NY, 1962.
  317. Torrance E.P. The Minnesota studies of creative behavior: National and international extensions. «I. of Creative Behavior», 1967, 1(2), p. 137.
  318. Torrance E.P. The search for satori and creativity. Cre-at Neck, NY: Creativity. Synergetic Associates. 1979.
  319. Wallinda C.R., Crase S.I. Parental influenes in the creativity of fifth grade children. Gifted Child Quartevly, 23 (4), 768−777, 1979.
Заполнить форму текущей работой