Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития младшего школьника. 
Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно-образовательной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале. Идеалы школьника… Читать ещё >

Особенности развития младшего школьника. Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно-образовательной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

личность развитие деятельность педагогический Мальчики 6−12, девочки 6−11 лет. Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. В 7-тилетнем возрасте ребенка ждет первая серьезная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребенка с окружающими.

Ведущей деятельностью становится учение. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу.

Особенности развития. Физическое состояние: по сравнению с предыдущим возрастом у младших школьников замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. При неблагоприятных условиях этот процесс может протекать с большими аномалиями. Вредные влияния могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т. д. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком письма. Значительно взрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. К этому возрасту заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, продолжается упрочнение скелета в целом. Начинается половое созревание. Отставание нарастания мышечной массы. Необходима двигательная активность, смена деятельности в ходе урока.

Состояние психики. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры. Вес мозга достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Подвижное и острое реагирование на внешние воздействия. Это сопровождается быстрым утомлением, что требует бережного отношения к психике детей этого возраста.

Повышается точность работы органов чувств. Чувствительность к свету увеличивается на 45%, сустовно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительная — на 80%. Формирование полового поведения, идентификация себя, формирование собственного мнения.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развить у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Они могут путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р» и в то же время с живым интересом воспринимают окружающий мир. Нужно постепенно приучать школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие углубляется и усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинено воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Мышление у детей начальной школы развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». В этом возрасте дети — кинестетики. Задача школы первой ступени — поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Здесь особенно велика роль школы, учителя. В связи с тем, что в этом возрасте преобладает конкретный тип мышления, школьникам нужно давать как можно больше примеров, фактов, наглядности. Наглядность в этом возрасте является ведущим принципом обучения (очень много картинок в учебнике).

Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Значительно обогащается словарный запас ребенка — насчитывает примерно 3500−4000 слов. Хорошо запоминают стихи, прозу хуже. Очень сложно дается пересказ. Поэтому самые сложные предметы — природоведение и история. В этом возрасте нужно научить учить историю. 50% учебного времени учить в классе: «читайте, пересказывайте».

Память имеет наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее законам обучения. Много усилий нужно прилагать учителю для выработки умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда. Кроме того, учитель должен помнить, что у каждого ребенка развит определенный вид памяти: зрительная или слуховая. В связи с этим различен способ запоминания и заучивания. Должен быть учет этого на уроке, т. е. нагрузка должна быть на оба вида памяти. Кроме того, этот возраст является сензитивным периодом для развития памяти, поэтому при слабой памяти нужно дополнительно заниматься. Если упустить время, то потом это будет сделать значительно труднее.

Социальные новообразования: 1) балансировка в плане требований и возможностей. 2) начинает оформляться общение со сверстниками, отношение с другим полом, коллективом.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают предпосылки для формирования высоко моральной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя: учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, он определяет их суждения друг о друге, он организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Учитель является центральной фигурой для учащихся 1−2 классов, воспитательное воздействие осуществляется учителем непосредственно, ему еще нет необходимости опираться на детский коллектив.

Тот факт, что учитель является основным авторитетом в этом возрасте, накладывает на него определенную ответственность. В начальной школе это проявляется в радостном отношении, желании обратить на себя внимание. Учителю нужно быть очень осторожным по отношению к ученику. Если оттолкнуть его в этот период, то он может замкнуться в себе, а если слишком кого-то приблизить, то это может вызвать нездоровую атмосферу в классе. Должно быть спокойное, ровное, доброжелательное отношение ко всем без выделения «любимчиков» или «плохишей».

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника ко всему яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытать себя, двигательная активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Закладывается фундамент человеческого характера, положительные и отрицательные качества. Очень развита в этом возрасте бывает фантазия, если ее не ввести в правильнее русло, может перерасти в лживость; если ее пресечь, то ребенок замкнется в себе, перестанет общаться, не будет высказывать никаких предложений, мыслей. Под понятием «ввести в правильное русло» понимаются приемы: давать больше сочинений, сочинений-миниатюр по заданной теме, но не по учебнику, конкурсы на лучшего фантазера, рассказчика, давать творческие задания, рисовать газеты, придумывать что-то.

Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, открывает основу для дальнейшего формирования его личности. Однако формирование личности ребенка идет разными путями в зависимости от того, с какой мерой готовности к школьному обучению приходит ребенок и от системы тех педагогических воздействий, которые он получает.

Обучение нужно строить на основе анализа возрастных особенностей. Главная проблема состоит в том, что ведущим видом деятельности в этом возрасте все еще остается игровая, с точки зрения возрастных особенностей, а с позиции школы навязывается учебная деятельность. Идеальный вариант — обучение в игре. Но, к сожалению, нет методик для подобной системы обучения. Но их нужно искать.

Т.о., основные характеристики этого возраста: активность, фантазия, любопытство, открытость, утомляемость, не доводят дело до конца, быстро теряют интерес, шумливы. Ведущие виды деятельности — игра, учебная деятельность, общение, трудовая деятельность.

Требования к деятельности: разнообразие, совместная деятельность, разделение труда, оптимальное время — 45 минут, соревновательная, активность, подвижность, возможность быть замеченным. Основные формы деятельности: беседы о природе, животных, дружбе, викторины, конкурсы, турниры, эстафеты, походы. В этом возрасте дети часто подражают взрослым, поэтому должен быть хороший пример.

Повышением мышечной массы, силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к бегу, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. Поэтому очень важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы. Например, чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядные пособия и т. д. Обязательно необходимо проводить физкультпаузы, в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные помещения и коридоры. В хорошую погоду проводить с учащимися прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой.

К концу младшего школьного возраста у детей начинает возникать избирательный интерес к отдельным учебным предметам. Некоторые по собственной инициативе начинают читать научно-популярную литературу по этому предмету. Перелом в отношении учащихся к учению происходит, примерно, с 3 класса. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. Получается парадоксальная картина: все психические процессы и функции детей младшего школьного возраста усложняются и совершенствуются память приобретает логический характер, внимание становится более устойчивым и произвольным, интеллектуальные операции более абстрактными и сложными; а вот нравственные качества — ответственность, прилежание, стремление к серьезной, общественно значимой деятельности, уважение к труду, к старшим не только не совершенствуются, но даже претерпевают как бы обратное развитие.

У учащихся 1−2 классов их потребности и стремления, их интерес и переживания в первую очередь связаны с их новым общественным положением. Однако к 3−4 классам дети уже привыкают к этому положению, осваиваются со своими новыми обязанностями, овладевают необходимыми требованиями. Непосредственное переживание значимости положения школьника, его новизны и необычности, которое первоначально вызывало у детей чувство гордости и без всяких дополнительных воспитательных мероприятий порождало у них стремление быть на уровне предъявляемых к ним требований, теряет свою эмоциональную привлекательность.

Вместе с тем и взрослый в этот период начинает занимать в жизни детей уже иное место. С возрастом дети становятся все более самостоятельными и менее зависимыми от помощи взрослых. Но самое главное в том, что, поступив в школу, они обретают новую сферу жизни, полную своих собственных забот, интересов, своих взаимоотношений со сверстниками. Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребенка среди других детей и обеспечивает переживание им эмоционального благополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.

Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе начинает определяться направленность личности, происходит интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.

Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет тот факт, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность. В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. В начале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же).

Главные новообразования, которые возникают в этот период и являются необходимой предпосылкой для перехода ребенка на новый этап возрастного развития (в средний школьный возраст):

  • 1) развитие познавательной сферы младшего школьника: развитие у него нового познавательного отношения к действительности, определяющего и переход к более сложным формам мышления;
  • 2) формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами;
  • 3) возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка, составляющих основу формирования его характера.

Основные проблемы:

  • 1. Появление нового вида деятельности — учебы. Нужно как можно быстрее адаптировать ребенка к работе в школе и дома, научить его учиться, быть внимательным, усидчивым. Поэтому школьная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и постоянно поддерживать интерес.
  • 2. Многие дети приходят в школу не только не подготовленными, но и с различиями в мотивации, ЗУНах, что делает для одних учебу легкой и неинтересной, для других — очень сложной и только для немногих — соответствующей их способностям. Возникает необходимость постоянного выравнивания детей. Кризис 7 лет — кризис первоклассника. Психологическая неподготовленность ребенка к школе: нежелание идти в школу, неуверенность, неусидчивость.
  • 3. Умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах — все это для младшего школьника еще очень сложно. Нужно учить ребенка способам саморегуляции и дозировать умственные нагрузки.
  • 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Средний школьный возраст (подростковый) — дев. 11−15, мальч. 12−16 лет.

Подростковый возраст — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5−9 классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но еще нет ощущения подлинной взрослости. Претензии на новые права, кт. он еще не умеет реализовать. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот период называют возрастом кризисов и несостоявшихся конфликтов.

В этот период происходят кардинальные изменения подростка. Это проявляется в ломке ценностей, интересов, отношений с миром.

Ведущее противоречие, кт. определяет развитие личности в этом возрасте — несовпадение 3-х точек созревания: физического, психического и социального (Выготский). Т. е. темп физического созревания обгоняет психическое и социальное.

Основание для появления психических новообразований: диспропорции и особенности физического развития.

Особенности физиологии: происходит бурный рост и кардинальное развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6−10 см, а у девочек — до 6−8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (прибавляют в росте 20−25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Интенсивно растут трубчатые кости, поэтому подростки тонкие и длинные. Рост кожи не успевает за ростом костей, это пригибает подростка вниз, плечи искусственно направлены вперед, в результате чего формируется сутулость, быстрая утомляемость, неловкость, неумение владеть телом, стеснительность, замкнутость, неуверенность в себе. Обязательно нужна гимнастика, физические упражнения, иначе это может сохраниться на всю жизнь.

Не хватает крови, ее объем в этом возрасте должен увеличиться на 20−25%. В результате этого дефицита начинаются головокружения, обмороки, головные боли, быстрая утомляемость, раздражительность. Интенсивно развивается сердце, его объем увеличивается в 2 раза. Рост сосудов не успевает за ростом сердца, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам. В результате происходит обострение врожденных заболеваний сердца или могут появиться новые. Нарушается хватательный рефлекс, он восстановится к 21 году; появляется общая неуклюжесть.

Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но мышцы и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при организации практической деятельности подростков.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков — несколько позже, с 12−13 лет. Половое созревание, интерес к другому полу вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. Возникает новое ощущение собственного Я, т. е. следует потребность в признании собственной взрослости, новое отношение к миру, себе, новые стремления, восприимчивость к нормам. Затем идёт потребность в самоутверждении, ребенок начинает сопротивляться требованиям, протестует, когда его опекают, требуют послушания. Изменяется социальная ситуация его развития.

Неравномерность развития эндокринной системы — возбудимость, раздражительность, чувствительность, утомляемость, рассеянность, страх, гнев, чувство обиды.

Особенности психологии: психические изменения следуют из физических. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес ко всему необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация воспитательно-образовательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости. Мышление приобретает критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или ученика, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В нем заметна тенденция к правильным определениями, логическим обоснованиями, доказательным рассуждениями. Речь становится образной и выразительной.

В средних классах учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельных учебных предметов, т. е. к усвоению системы научных понятий, системы причинно-следственных зависимостей, составляющих содержание соответствующего учебного предмета. Правда, и в конце младшего школьного возраста в учебную программу уже вводятся такие предметы, как естествознание, география, история. Но на этой стадии обучения указанные предметы носят еще очень конкретный, описательный характер. В 5−8 классах эти же предметы приобретают гораздо более отвлеченное содержание, в учебную программу начинают входить совсем новые учебные предметы, предъявляющие к усвоению знаний учащимися принципиально иные требования. К таким предметам относятся физика, химия, алгебра, геометрия и пр.

Указанные учебные предметы выступают перед учащимися как особая область теоретических знаний, часто не имеющих непосредственной наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел в начальных классах школы. Более того, иногда эти новые знания вступают даже в противоречия и с его чувственным опытом и с теми представлениями, которые он приобрел до обучения в средних классах. Например, ребенок должен понять и осмыслить, что при делении дроби на дробь число увеличивается, а при умножении — уменьшается, хотя в начальных классах, имея в виду целые числа, он привык думать как раз обратное. Причем это обратное представление (то, что при делении число уменьшается, а при умножении увеличивается) полностью соответствует и его повседневному практическому опыту.

Следовательно, в отличие от начальных классов, знания, приобретаемые в средней школе, часто выступают для учащихся как находящиеся в противоречии с непосредственно воспринимаемой ими действительностью. Поэтому доведение до сознания школьников связи получаемых ими знаний с действительностью при обучении основам наук должно стать специальной задачей. Школьник должен научиться видеть в понятии обобщенную в нем действительность. За системой школьных знаний он должен увидеть мир во всем его конкретном многообразии. А это последнее осложняется тем, что многочисленные понятия и законы, усваиваемые в средних классах школы, могут быть отнесены к действительности только опосредствованно, через систему других понятий. Это в свою очередь требует от школьников того, чтобы они научились в процессе своего мышления следовать не только от конкретных предметов к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. Это требует, чтобы школьники-подростки научились рассуждать в чисто теоретическом плане.

Отсутствие прямой связи между житейской практикой школьника и содержанием знаний, которые он усваивает в системе новых учебных предметов, не позволяет при обучении в 5−8 классах целиком опираться на тот непосредственный интерес к явлениям и фактам действительности, к их причинам и следствиям, который был основой обучения в младших классах школы. Учащиеся, прекрасно владеющие родным языком, не могут испытывать непосредственной потребности в том, чтобы узнать, что слово «стол» относится к именам существительным, а слово «ах» — к междометиям. Школьник и без знания закона Архимеда и правил плавания тел может в пределах своего ограниченного личного опыта определить, какая вещь будет плавать, а какая потонет; он может прекрасно пользоваться палкой как рычагом, не зная о том, что такое рычаг и какие физические законы определяют силу его действия.

В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться качественно новой особенностью — он часто приобретает личностный характер. В младшем школьном возрасте познавательные интересы детей являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока и почти всегда угасают, как только урок закончился. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и неисчерпаем. Чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает. Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные кружки, читать научно-популярную, техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. Такого рода интерес необходим при усвоении учебных предметов в средних классах школы, его отсутствие приводит к неполноценному усвоению знаний и неправильному формированию личности подростка.

Подростковый возраст — это возраст интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, кт. подросток начинает руководствоваться в своем поведении. В связи с формированием убеждений и мировоззрений складываются нравственны идеалы. Эти идеалы служат своеобразным моральным эталоном, на кт. подросток равняет свое поведение.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы еще не приобрели устойчивость. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль поведения учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки. Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. В этот период подростки очень болезненно относятся к грубости и со стороны взрослых, особенно со стороны учителей. Это может привести даже к суицидным попыткам.

Одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением — с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей.

Возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале. Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены, как правило, в облике конкретного человека. Однако, в отличие от младших школьников, подростки редко находят воплощение своих идеалов в окружающих людях (учителя, родители, товарищи), в основном их привлекают героические образы художественных произведений, герои Великой Отечественной войны и другие люди, совершившие подвиги, требующие мужества и самообладания. Несмотря на большое значение идеалов в развитии личности школьника, вопросу их активного формирования в педагогике не придается должного значения. Тем не менее, за последние годы появилось несколько психологических работ, которые позволяют не только уточнить значение идеала, но и понять некоторые возрастные особенности усвоения идеала и его функции в психическом развитии ребенка.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему.

В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18−20 годам. Реакция группирования — через общение, познание и оценку себя, утверждение своего достоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников. Если подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со своими товарищами и помогать им завоевывать уважение к себе. Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми.

Вся повседневная жизнь неинтересна, в этот период сильна направленность в будущее, мечты о будущем, о другой, взрослой жизни. В этот период доминирует стремление к риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев. Экстравагантность в одежде, стремление к противоречиям. Независимость в поведении. Склонность к девиантному поведению, т. е. отклонениям от нормы. Преступление — тоже как средство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям. Стремление к романтизму, к приключениям, путешествиям. Желание обнаружить в себе способности и возможности.

Т.е. с одной стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны — негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: у девочек негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; у мальчиков негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме.

Противоречие между стремлением подростка к взрослости и принижением взрослости подростка со стороны старших. Именно поэтому в этом возрастном периоде нужно перейти с детьми на «Вы». Это может повысить авторитет учителя, если учитель сможет естественно это сделать.

Большое желание найти свое место в жизни, подросток хочет, чтобы его оценивали по личным достоинствам. Нужно дать ему возможность проявить себя. Возможно несколько вариантов:

  • — создать атмосферу желания учиться, авторитета хороших учеников. Нельзя завышать оценки, ставить «за красивые глаза» или просто, чтобы подбодрить, так как у детей в этот период гипертрофированное чувство справедливости. Вообще желательно, чтобы был культ знаний, а не оценок;
  • — создать систему общественной значимости, то есть поручения. Но классные руководители обычно боятся того, что ребята, во-первых, не смогут выполнить задание; во-вторых, что одноклассники их засмеют; в-третьих, что дети хотят одного, а нужно другое. Поручение нужно давать то, которое смогут выполнить, и тем, кто сможет выполнить. Но необязательно и даже нежелательно, чтобы поручения давал учитель, лучше, чтобы этим занимался актив.
  • — подростку нельзя допускать физического переутомления, тяжесть не должна превышать 12,5 кг, причем чем выше подросток, тем меньше должна быть нагрузка. Очень опасны в этот период перегрузки в спорте.
  • — стараться не создавать психологического давления.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая задача. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее отчуждение подростков от учителей, школы, общества.

Тяжелый кризис объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, важно бережно относиться к духовному миру.

Педагогическое содействие в развитии подростковой взрослости:

  • 1. стараться понять его потребности, объяснять ему свои поступки, требования;
  • 2. суждение об ученике должно быть конкретным, обоснованным.
  • 3 оценка их деятельности не должна быть поспешной.
  • 4. подросток очень чувствителен к замечаниям о своей внешности.
  • 5. защищенность.
  • 6. учитель должен знать о его взаимоотношениях в семье (эмоциональный тон общения, методы поощрения и наказания).
  • 7. не сравнивать подростков друг с другом (только продукты деятельности), видеть в них личность.

Начинается формирование самосознания — потребность осознать себя как личность. В этом возрасте начинается процесс самовоспитания. Подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

С ребенком в этом возрасте лучше всего общаться тоном убеждения, совета или просьбы, не требовать подчинения. Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности.

Для этого возраста характерны: интенсивное развитие самооценки, уровня притязаний, наличие стремления к самоутверждению. Появление устойчивой самооценки, устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников в отношении качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста.

Условия, тормозящие формирование: «мораль послушания» родителям, материальная и личностная зависимость от родителей, отсутствие умения действовать самостоятельно. У подростка снижена значимость вербального воздействия. Нужно предоставить разумную самостоятельность, обсуждая и решая проблемы в их жизни.

Особые условия, способствующие формированию: занятость родителей, дети предоставлены сами себе; доступность средств получения информации (СМИ), получения взрослых знаний.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой