Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению
В-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Мотив (от лат.) — приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности… Читать ещё >
Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить
К.Д. Ушинский
Что же такое мотивация?
Мотив (от лат.) — приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация — это включение в учебную деятельность.
Значение мотивации:
› Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности.
› Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых.
› Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету.
› Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
- • во-первых, она определяется образовательным учреждением;
- • во-вторых, организацией образовательного процесса;
- • в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
- • в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
- • в-пятых, спецификой учебного предмета.
Мотивационная сфера учения: мотив, смысл, эмоциональный настрой, интерес, цель.
Формирование мотивации учения
Смысл учения. Мотив учения.
- • Учёт возрастных особенностей школьников.
- • Создание ситуации успеха.
- • Вера учителя в возможности ученика.
- • Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Постановка целей
- • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
- • Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
- • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Эмоции
- • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
- • Эмоциональная речь учителя.
- • Применение поощрения или порицания.
- • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- • Использование игровых технологий.
Интерес
- • Использование нестандартных ситуаций.
- • Нестандартная форма проведения уроков.
- • Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.
- • Использование познавательных и дидактических технологий.
мотивация школьный учебный Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Типы отношения к учению: положительное, безразличное, отрицательное.
Признаки положительного отношения:
- · Активность учеников в учебном процессе
- · Умение ставить перспективные цели
- · Умение отстаивать свое мнение
- · Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
- · Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
- · Поиск нестандартных способов решения учебных задач
Признаки отрицательного отношения:
- · Бедность и узость мотивов
- · Слабая нацеленность на оценку
- · Неумение ставить цели, преодолевать трудности
- · Слабая заинтересованность в успехах
- · Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение
Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Причина спада школьной мотивации:
- 1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
- 2. Отношение ученика к учителю.
- 3. Отношение учителя к ученику.
- 4. Личная значимость предмета.
- 5. Умственное развитие ученика.
- 6. Продуктивность учебной деятельности.
- 7. Непонимание цели учения.
- 8. Страх перед школой.
- 9. Нарушение режима дня.
Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:
- — неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
- — неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
- — не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- — особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).
Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:
- — низкий уровень знаний;
- — реже — не сложившиеся отношения с классом;
- — несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
- — в единичных случаях — задержки развития, аномальное развитие.
Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:
- — создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
- — демонстрация достижений учащегося;
- — интересность урока, его значимость, прозрачность;
- — создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
- — создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;
- — использование положительного подкрепления (похвала),
- — использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях — наказания;
- — связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;
- — справедливое оценивание; посильные трудности;
- — игровые моменты.
Фронтальная работа | Групповая работа | Индивидуальная работа |
Принцип новизны Принцип наглядности Метод аналогии Метод сравнения Историческая справка Принцип доступности Связь с другими предметами Связь с жизнью Самостоятельные и контрольные работы. | Игровой прием Прием сотрудничества, взаимопомощи Тест Работа в парах Консультанты. | Дополнительные задания Карточки-задания Работа с учебником Тест Совместная работа. |