Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Мотив (от лат.) — приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности… Читать ещё >

Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению

знаниями. Приохотить ребенка к

учению гораздо более достойная

задача, чем приневолить

К.Д. Ушинский

Что же такое мотивация?

Мотив (от лат.) — приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация — это включение в учебную деятельность.

Значение мотивации:

› Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности.

› Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых.

› Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету.

› Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:

  • • во-первых, она определяется образовательным учреждением;
  • • во-вторых, организацией образовательного процесса;
  • • в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
  • • в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
  • • в-пятых, спецификой учебного предмета.

Мотивационная сфера учения: мотив, смысл, эмоциональный настрой, интерес, цель.

Формирование мотивации учения

Смысл учения. Мотив учения.

  • • Учёт возрастных особенностей школьников.
  • • Создание ситуации успеха.
  • • Вера учителя в возможности ученика.
  • • Формирование адекватной самооценки у учащихся.

Постановка целей

  • • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
  • • Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
  • • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Эмоции

  • • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
  • • Эмоциональная речь учителя.
  • • Применение поощрения или порицания.
  • • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • • Использование игровых технологий.

Интерес

  • • Использование нестандартных ситуаций.
  • • Нестандартная форма проведения уроков.
  • • Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.
  • • Использование познавательных и дидактических технологий.

мотивация школьный учебный Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Типы отношения к учению: положительное, безразличное, отрицательное.

Признаки положительного отношения:

  • · Активность учеников в учебном процессе
  • · Умение ставить перспективные цели
  • · Умение отстаивать свое мнение
  • · Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
  • · Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
  • · Поиск нестандартных способов решения учебных задач

Признаки отрицательного отношения:

  • · Бедность и узость мотивов
  • · Слабая нацеленность на оценку
  • · Неумение ставить цели, преодолевать трудности
  • · Слабая заинтересованность в успехах
  • · Отрицательное отношение к школе, учителям

Безразличное отношение

Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Причина спада школьной мотивации:

  • 1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  • 2. Отношение ученика к учителю.
  • 3. Отношение учителя к ученику.
  • 4. Личная значимость предмета.
  • 5. Умственное развитие ученика.
  • 6. Продуктивность учебной деятельности.
  • 7. Непонимание цели учения.
  • 8. Страх перед школой.
  • 9. Нарушение режима дня.

Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:

  • — неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
  • — неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
  • — не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
  • — особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:

  • — низкий уровень знаний;
  • — реже — не сложившиеся отношения с классом;
  • — несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
  • — в единичных случаях — задержки развития, аномальное развитие.

Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:

  • — создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
  • — демонстрация достижений учащегося;
  • — интересность урока, его значимость, прозрачность;
  • — создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
  • — создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;
  • — использование положительного подкрепления (похвала),
  • — использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях — наказания;
  • — связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;
  • — справедливое оценивание; посильные трудности;
  • — игровые моменты.

Фронтальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Принцип новизны Принцип наглядности Метод аналогии Метод сравнения Историческая справка Принцип доступности Связь с другими предметами Связь с жизнью Самостоятельные и контрольные работы.

Игровой прием Прием сотрудничества, взаимопомощи Тест Работа в парах Консультанты.

Дополнительные задания Карточки-задания Работа с учебником Тест Совместная работа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой