Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические основы использования метода проектов в общеобразовательной школе в условиях информатизации общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психолого-педагогические аспекты проблемы информатизации образования и обучения раскрыты в трудах С. А. Бешенкова, А .Я. Ваграмен-ко, Б. С. Гершунского, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, A.A. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, А. П. Лапчика, Е. И. Машбиц, B.JI. Матросова, В. М. Монахова, И. В. Роберта, А. Ю. Уварова, и др. Ими были разработаны педагогические и организационные вопросы применения НИТ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Социально-педагогические основы использования метода проектов в школе в условиях информатизации общества
    • 1. 1. Состояние проблемы использования метода проектов в общеобразовательной школе
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы применения ЭВМ и НИТ в школе
    • 1. 3. Сущность и значение метода проектов в обучении школьников
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Дидактические условия использования метода проектов в общеобразовательной школе
    • 2. 1. Дидактические основы организации учебно-воспитательного процесса методом проектов
    • 2. 2. Технология использования метода проектов в образовательном процессе
    • 2. 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Педагогические основы использования метода проектов в общеобразовательной школе в условиях информатизации общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие научно-технического прогресса обуславливает необходимость внедрения новых информационных технологий (НИТ) в различные сферы человеческой деятельности. Данный процесс неразрывно связан с образованием, так как именно оно обеспечивает воспроизводство квалифицированных кадров для всех отраслей хозяйства, закладывает социальные, психологические, общекультурные предпосылки развития общества. Информатизация общества выдвигает задачу, связанную с формированием информационной культуры личности, которая должна закладываться в школе. Результатом решения этой задачи становится адаптация и востребованность человека в современном информационном обществе. Одним из возможных путей решения данной проблемы является широкое внедрение в практику общеобразовательной школы современных, информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Психолого-педагогические аспекты проблемы информатизации образования и обучения раскрыты в трудах С. А. Бешенкова, А .Я. Ваграмен-ко, Б. С. Гершунского, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, A.A. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, А. П. Лапчика, Е. И. Машбиц, B.JI. Матросова, В. М. Монахова, И. В. Роберта, А. Ю. Уварова, и др. Ими были разработаны педагогические и организационные вопросы применения НИТ в процессе изучения информатики, ориентированные в основном на усвоение языков программирования, арифметических и логических принципов работы компьютера. При этом основной акцент делаетря на традиционные методы обучения, а в содержательном плане недостаточно раскрыты вопросы, связанные с формированием пользовательских навыков применения информационных технологий в учебной и практической деятельности.

Массовое внедрение компьютеров и НИТ в учебный процесс, постоянно возрастающие информационные потоки обуславливают потребность в разработке таких методов и технологий, которые бы способствовали самостоятельному, активному усвоению знаний (информации) учащимися и оперированию ими, ориентации в информационном поле общества. Это открывает широкие возможности использования оригинальных методов, в том числе и метода проектов в образовательной деятельности учащихся. Метод проектов представляет собой такую организацию совместной деятельности участников педагогического процесса, в которой поставленные образовательные цели учения достигаются путем рефлексии несовершенных действий, использования интегрированных знаний и самостоятельного приобретения новых. Таким образом, активное включение школьника в создание тех или иных проектов повышает продуктивность его деятельности и обогащает ее качественно новыми характеристиками, соответствующих требованиям, предъявляемым к гражданам информационного общества.

Вопросы применения метода проектов в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников отражены в трудах М. Ю. Бухаркиной, В. Гузеева, М. В. Моисеевой, А. П. Орешко, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др. Анализ исследований показывает, что метод проектов эффективно используется в преподавании таких отдельных учебных дисциплин, как иностранные языки, русский язык, труд, математика, физика, информатика (программирование) и т. д. и способствует интенсификации и индивидуализации образовательного процесса, активизации и формированию умений, навыков познавательно-исследовательской деятельности учащихся. При этом недостаточно привлекаются знания из других смежных областей. В целом мы констатируем, что проблема применения в учебном процессе общеобразовательной школы данного метода, оценка его педагогической значимости не рассматривается комплексно, системно. Также и была выявлена необходимость более четкого определения сущности содержания и структуры учебных проектов, дидактических условий их применения в образовательном процессе, оценки педагогической ценности этого метода.

Таким образом возникает дихотомичная проблема: с одной стороны, в связи с внедрением НИТ в различные сферы человеческой деятельности современное общество предъявляет особые требования к информационной культуре личности, способной самостоятельно решать поставленные перед собой задачис другой стороны недостаточно разработаны технологии и методы обучения, учитывающие процесс информатизации общества, и способствующие формированию умений оперировать информацией (знаниями), самостоятельно ее добывать, преобразовывать и применять на практике. Разрешение данного противоречия мы видим в использовании метода проектов при обучении НИТ с привлечением знаний из предметных областей, изучаемых школьниками. Это и определило тему исследования «Педагогические основы использования метода проектов в общеобразовательной школе в условиях информатизации образования».

Цель исследования заключается в определении дидактических условий и разработке технологии использования метода проектов в процессе изучения новых информационных технологий в школе.

Объект исследования: процесс изучения новых информационных технологий.

Предмет исследования: дидактическая теория и технология использования метода проектов при изучении новых информационных технологий в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: формирование информационной культуры учащихся общеобразовательной школы (интеллектуальной и исследовательской активности, творчества, самостоятельности, умений и навыков работы с информацией, применения НИТ в учебной и практической деятельности) будет эффективным, если:

— в учебном процессе найдут широкое использование новые информационные технологии;

— одним из путей их внедрения будет применение метода проектов при изучении школьных предметов;

— будут разработаны теория и апробированы технология реализации метода проектов в опытно-экспериментальной работе.

Задачи исследования:

— провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблемам информатизации общества и опыту использования новых информационных технологий в образовательном процессе;

— изучить сущность и значение метода проектов в обучении школьников;

— определить дидактические условия применения метода проектов в обучении школьников;

— разработать технологию применения метода проектов в обучении школьников;

— экспериментально апробировать разработанную технологию обучения с использованием метода проектов и проверить ее эффективность.

Методологическую основу исследования составляют научные, психолого-педагогические, философские труды ученых: в области содержания образования (Гершунский Б.С., Скаткин М. Н и др.) — интенсификации учебно-воспитательного процесса (Кларин М.В., Махмутов М. И. и др.) — компьютеризации и информатизации образования (Антипов И.Н., Бобко И. М., Ваграменко Я. А., Ершов А. П., Лапчик М. П., Монахов В. М., Роберт И. В., Уваров А. Ю. и др.) — психологии восприятия информации (Выготский Л.С., Рубинштейн С-Л. и др.) — философии информационной цивилизации (Абдеев A.A., Монахов В. М., Ракитов А. И. и др.) — теории информационного общества (Белл Д., Масуда Е., Тоффлер А., и др.) — методики применения метода проектов (Орешко А.П., Полат Е. С., Holmberg В., Keegan D. и др.).

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования двух уровней:

1. Теоретический: анализ научной литературы по философским, психологическим, педагогическим и техническим проблемам, связанный с информатизацией общества и образованиясинтез эмпирического и теоретического материалов, обобщение.

2. Эмпирический: анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, изучение школьной документации (учебных планов, программ, конспектов уроков) — наблюдения за ходом учебного процесса и деятельностью учащихсятестирование для проверки усвоения знаний учащимисяконстатирующий и формирующий эксперимент для проверки эффективности предложенной методики использования метода проектов в обучении школьниковколичественный (статистические методы: дисперсия, метод Стьюден-та) и качественный анализ полученных результатов.

Экспериментальной базой исследования были выбраны школы № 33, 29, Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1. На разных этапах исследования было охвачено 485 учащихся 8−11 классов, статистический анализ проведен для учащихся 10−11 классов.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1992;1994 гг.) — анализ философской, психолого-педагогической и технической литературы, посвященной проблеме использования метода проектов. Проводился констатирующий эксперимент, готовилась база для формирующего эксперимента.

Второй этап (1994;1998 гг.) — разработка концепции, составление системы проектов и внедрение ее в учебный процесс, выработка методических рекомендаций по использованию метода проектов, а также методики определения их целесообразности и эффективности.

Третий этап (1998;2001 гг.) — проведение формирующего эксперимента, уточнение и оформление основных результатов и выводов исследования. Анализ, обобщение и систематизация полученных данных, корректировка методических рекомендаций по применению метода.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается: а) в разработке авторской технологии использования метода проектов при обучении НИТ школьников с привлечением знаний из различных образовательных областейб) в определении дидактических условий использования предложенной технологии: конкретные образовательные цели, содержание материала, организационные формы, средства НИТв) в постановке образовательных задач к учебным проектам, позволяющих учащимся интегрировать полученные знания, что немаловажно для фундаментализации и универсализации образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана технология, оценена ее эффективность и сформулирована система дидактических условий обучения НИТ школьников методом проектов, направленная на фундаментализацию и универсализацию образования. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учителей-предметников независимо от области изучения, в повышении квалификации работников образования, при обучении студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологической и теоретической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях информатизации общества одним из эффективных путей изучения НИТ и формирования информационной культуры учащихся является использование метода проектов, способствующего повышению продуктивности образовательного процесса.

2. Сформулирована система дидактических условий использования метода учебных проектов в процессе изучения НИТ и при преподавании отдельных дисциплин.

3. Разработана технология внедрения метода проектов в образовательный процесс и оценена его педагогическая эффективность.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры вычислительной техники и информатики Бурятского государственного университета, на научно-практических конференциях БГУ (Улан-Удэ, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001), на всероссийской конференции «Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве» (Нижний Новгород, 2000), на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы совершенствования системы обучения по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам» (Улан-Удэ, 2000), на региональной конференции «Будущее Бурятии глазами молодежи» (Улан-Удэ, 2001), на республиканской научно-практической конференции «Сельская школа: опыт, проблемы, перспективы» (Улан-Удэ, 2001).

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Современное общество требует от педагогов поиска, внедрения новых методов обучения, тех методов, которые будут значительно лучше готовить учащихся к жизни в постиндустриальном (информационном) обществе. Метод проектов не только обучающая технология, но и воспитывающая, способствующая формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей.

Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, старающего, скорее, «уличить» в незнании, чем научить, учитель превращается в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового прийти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата.

Очень важно определить место метода проектов в учебном процессе. Для этого необходимо провести тщательный отбор содержания учебного предмета, определить цели и задачи обучения.

Целью обучения учащихся является приобретение ими знаний, умений и навыков, которые формируются с моделью создаваемого информационного общества.

Дидактическими принципами при проведения обучения должны быть:

• соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

• ведущая роль теоретических знаний;

• единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

• соединение коллективной работы с индивидуальным подходом к обучению;

• сознательность, активность и самостоятельность учащихся при руководящей роли учителя;

• системность и последовательность в обучении;

• прочность овладения содержанием обучения.

Необходимым условием рассматривается учет мотивационной сферы, 9 ее уровней, факторов, которые могут нейтрализовать или отрицательно влиять на мотивы учебной деятельности. Перевод учащихся на более высокие уровни обучения требует дифференцированного подхода в условиях выбора учебных проектов, обеспечивающих способностей.

Учебные проекты включают разные виды, уровни, формы предметного содержанияорганизацию разнообразной познавательной деятельностистимулирование интеллектуальной активности, самостоятельностиосмысление и осознание целей и результатов продуктивного и позитивного взаимодействия всех участников учебного процесса, способствующего саморазвитию каждого учащегося.

Эксперимент показал, что реализация разработанной технологии применения учебных проектов по развитию, формированию, активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности дает положительные результаты в подготовке учащихся. Все это подтверждает достоверность положений, выдвинутых на основе гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Одной из наиболее эффективных форм организации учебной и вне-учебной деятельности учащихся в процессе изучения НИТ является учебный проект. При этом:

— на уроке в совместной деятельности учителя и учащихся обсуждаются и вырабатываются обобщенные способы различных видов деятельности, а во внеурочной самостоятельной работе — учащиеся, применяя освоенные способы действий, проводят обзор литературы, выдвигают и проверяют свои гипотезы, идеи, выстраивают программу и сроки конкретных шагов для осуществления проекта, намечают ожидаемые результаты;

— в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, строить собственные образовательные программы, умений ориентироваться в информационном пространстве, формирование творческого мышления, совершенствуется письменная (знаковая) речь учащихся и на ее основе — коммуникативные навыки;

— развивающие возможности предложенной технологии проявляются неодинаково: в одном случае выполнение учебных проектов способствует большему проявлению интереса и мотивов, в другом — развитию творческих элементов деятельности, самостоятельности или коммуникативности. Следовательно, выбор педагогом определенных условий обучения должен находиться в соответствии с индивидуальными личностными особенностями учащихся и приобретать лично-стно-ориентированный характер;

2. Разработанная в данном исследовании педагогическая технология, в основе которой лежит метод проектов, преобразует дидактическую систему:

— - содержание образования качественно улучшается благодаря инте-гративным свойствам проектного подхода. Выполняя проектное задание, учащиеся используют информацию из самых разнообразных областей знания, вычленяют наиболее главные, существенные идеи и методы реализации своего проекта. Происходящая при этом интеграция знания позволяет выйти на фундаментализацию образования столь необходимую в информационном обществе. Фундаментальные знания содержат обобщенные способы информационной, проектной и других видов деятельности, методы познания, наиболее общие понятия, законы и закономерности, присущие различным образовательным областям, систему нравственно-этических ценностей;

— дидактическая целесообразность, содержательно-функциональные характеристики учебного проекта позволяют рассматривать его в качестве структурной единицы учения. Развивающие функции учебных проектов проявляются в условиях непрерывности, управляемости обученияповышения проблемности, обобщенности содержаниямотивированности, самооценки учения;

— профессиональное управление и роль педагога заключается в снятии противоречия между педагогическими целями и учебно-познавательными целями учащихся, в создании устойчивого, динамического равновесия между учебными проектами и исследовательской деятельностью учащихся. Определяющей основой развития является осознанный выбор школьниками своего уровня деятельности, саморегуляции по овладению новыми уровнями мышления и сознания;

— использование учебных проектов, для учителей становится основой для реализации инновационных педагогических технологий, предполагающих продуктивную деятельность учащихся, педагогику сотрудничества, самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учащихся, интеграцию учебных предметов, глобальное мышление и видение мира;

— наиболее органично метод проектов сочетается с использованием телекоммуникационных средств (электронная почта, телеконференция). Мотивация ученика повышается при взаимодействии в ходе совместной проектной деятельности с учащимися из других школ, городов, стран.

3. Технология применения учебных проектов получила экспериментальное подтверждение. В соответствии с критериями исследования, результаты эксперимента показали, что при соблюдении выделенных дидактических условий, метод проектов обеспечивает достижение положительных образовательных результатов: овладение фундаментальными, системными знаниями, формирование целостной картины мира, формирование самостоятельной проектной деятельности, развитие устойчивых интересов, мотивов, потребностей ученияприобретение опыта инновационной деятельности, развитие продуктивных качеств ума.

Таким образом, анализ и. сопоставление данных опытно-экспериментальной работы не только подтвердили гипотезу исследования, но и выдвинули новые проблемы для дальнейших исследований, связанных с внедрением телекоммуникационных проектов в образовательную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.
  2. В. Информатизация: приобретения и утраты // Высшее образование в России. 1999. № 5. С.89−91.
  3. .Е., Рубцов В. В. и др. Концепция информатизации образования// Информатика и образование. 1990. С.5−9.
  4. A.A. Введение в ДО. М.: МЭСИ, 1997.
  5. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе //Дисс. д-ра пед.наук. М., 1994. — 217 с.
  6. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М., 1994. '
  7. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2. С.11−14.
  8. П.Ф., Молонов Г. Ц. О развитии познавательной активности учащихся: (из опыта учителей школ Бурятии). Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1983.-101 с.
  9. В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист. 1993. № 9. С.25−27.
  10. Ю.Белл Д. Социальные рамки информационного общества //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. — С.330−342.11 .Бершадский A.M., Кревский И. Г. ДО на базе новых информационных технологий. Пенза, 1997. — 55 с.
  11. М. Дальтон-план и метод проектов //Просвещение на транспорте. 1929. № 11. С.50−52.
  12. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  13. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. -М., 1994. -35 с.
  14. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии (учебное пособие для гуманитарных факультетов пед. вузов). Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  15. И.М., Молоков Ю. Г., Скибицкий Э. Г. Организационно-педагогические аспекты информатизации образования. Перспективные модели образования. Тез. докл. республиканской научно-практической конференции 24−26 февраля 1993 г. Новосибирск, 1993. — С.5−6.
  16. И.М., Скибицкий Э. Г., Слуднев A.B. Определение роли компьютерной техники в педагогическом процессе. Новосибирск: НВОКУ, 1993.-Вып. 1.-С.96−110.
  17. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. № 5.
  18. Г. А., Извозчиков В. А., Исаев Ю. В., Морозов В. В. Информатика в понятиях и терминах: Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1991.
  19. Я.А., Каракозов С. Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование) // Педагогическая информатика. 1997. № 3. С.67−84.
  20. Е.П. Новая информационная технология в школе//Информатика и образование. 1986. № 1. С. 18−32.
  21. Е.И., Кривошеев А. О. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. 1998. № 2. С.32−36.23 .Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.-135 с.
  22. М.Б. Наука обучать. М.: Педагогика, 1995. — 280 с.
  23. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в этоху НИТ. -М.: AMO, 1995.
  24. JI.C. Педагогическая технология. — М., 1991. 479 с.
  25. Д.А., Самсонов B.C., Урмакшинова Е. Р., Цыбикова Т. С. Основы новых информационных технологий: Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. Часть 1. — 82 с.
  26. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
  27. М.Г., Семушкина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. М.- НИИ ВО, 1994. — 135 с.
  28. .С. Компьютеризация в среде образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с. 31 .Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993. — 238 с.
  29. .С. Философия образования для XXI века (в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиа-лект+, 1997. — 697 с.
  30. В.М. Основы безбумажной информации. М.: 1982. — 248 с.
  31. В., Довгялло А. Пути информатизации образования // Информатика и образование. 1989. № 6. С.3−12.
  32. И. Информационные технологии: тендерный аспект // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 114−120.
  33. В. «Метод проектов» как частный случай технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С39−48.
  34. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  35. C.B. Современные образовательные технологии // Специалист. 1996. № 1. С. 20.
  36. В.В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования //Сов. педагогика. 1990. № 2. С.50−55.
  37. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
  38. H.JI. «Большие проекты» в средней школе // Информатика и образование. 1995. № 3. С.69−71.
  39. Дидактические основы компьютерного обучения. Ленинград, 1989.
  40. Дистанционное обучение императйв XX века. Образовательные технологии: Сб.науч. тр./Под ред. И. М. Бобко. — Новосибирск, 1997. № 1. — С.54.
  41. Н. Гештальт-подход И Частная школа. 1995. № 1.
  42. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  43. А.П. и др. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. № 6. С.3−22.
  44. А.П., Звенигордский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Новосибирск, 1979.
  45. Ю., Хвилон Е. К участникам Конгресса // Международное сотрудничество. Образование и новые информационные технологии, 1996. № 2.
  46. О.В., Моисеева М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. М.: АБФ, 1997. — 560
  47. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. докт. дис. М., 1989.
  48. В.П., Юсупов P.M. Информатизация регионов ключ к информатизации всей России //Проблемы информатизации. 1996. № 2. С. 19−23.
  49. .В. На пути к методу проектов /Под ред. Б. В. Игнатьева и М. В. Крепениной. М., 1930. — С.20−21. '
  50. Дж. Дьюи и Чикагская лаборатория-школа // Цирлина Т. В. На пути к совершенству. М.: Сентябрь, 1997.
  51. В.А. Ионосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. Спб., 1991.
  52. В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999. — 256 с.
  53. Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984.
  54. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1994.
  55. Информатизация образования России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), 1997. 52 с.
  56. Информатизация школьного образования/ Под ред. В. М. Монахова, Д. Штихта. М., 1990. — 290 с.
  57. Информатика в понятиях и терминах / Под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1990.-208 с.
  58. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. — 304 с.
  59. C.B., Сагалеев A.C. Тактика соревновательной деятельности борцов (педагогические и этнопсихологические аспекты). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. — 152 с.
  60. С.Е. К вопросу о новой парадигме образования // Наука и Школа. 1999. № 1.
  61. В.Н. Информатика, алгоритмы, ЭВМ. Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  62. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
  63. М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
  64. Г. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1987. — 176 с.
  65. Е.Я., Первин Ю. А. Информационная культура региональный компонент школьного образования // Информатика и образование. 1995. № 1.
  66. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студ. вузов. М: Изд. Центр «Академия», 2001. — 256 с.
  67. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под ред. В. Ю. Гриценко, A.M. Довгялло, А. Я. Савельева. К.: Наукова думка, 1992.
  68. Концептуальные проблемы информатизации общего среднего образования / Под ред. И. М. Бобко. Новосибирск. НИИ ИВТ, 1990. — 23 с.
  69. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.). М., 1994. — 100 с.
  70. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1. С.3−9.
  71. Концепция информатизации сферы образования РФ. — М.: Мин. общего и профессионального образования РФ., 1998.
  72. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М., 1993. — 72 с.
  73. Концепция создания и развития единой системы ДО в России //Проблемыинформатизации ВШ. Вып. З, 1995. М., 1995. — 20 с.
  74. Кто впереди и почему //За рубежом. 1997. № 21. С. 6.
  75. A.A., Никандров Н. Д. Информатизация образования: основные направления и перспективы // Региональная информатика-1995: Тезисы докладов. СПб.: СПОИСУ, 1995.
  76. A.A., Сергеева Т. А. Компьютерная программа и дидактика //Информатика и образование. 1986. № 2.
  77. М.П., Ефимов В. Проблемы, информатизации: взгляд из педвуза // Информатика и образование. 1990. № 1. С.95−99.
  78. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива. М.: Высш. школа, 1991. — 223 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304 с.
  80. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981. -186 с.
  81. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  82. Н.В. Информатика. 6−7 кл. 7−8 кл. 9 кл. 10−11 кл. Учебники. -Спб.: Питер, 1999.
  83. Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. докт. дис. Спб., 1992.
  84. B.B. Стратегия Разума: Экологическая этика и устойчивое развитие //Том 1. Улан-Удэ: Бургиз, 1998.
  85. М. Технология и эффективность социального управления. М, 1982.
  86. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 1996.
  87. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  88. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-367 с.
  89. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М., 1986.-80 с.
  90. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  91. Ю.Г., Скибицкий Э. Г., Урванцева С. Е. Организационно-педагогические аспекты разработки и использования компьютерных учебных курсов// Информационные технологии в образовании. Сб. науч. тр. Новосибирск. ИПСО. 1993. № 9. С.4−19.
  92. Г. Ц. Общие основы педагогики. Улан-Удэ, 1994. — 86 с.
  93. Г. Ц. Теория и практика обучения в средней школе. Улан-Удэ, 1996. -128 с.
  94. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  95. P.C. Психология: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995. — 512 с.
  96. Новейший философский словарь. Минск, 1999. — 877 с.
  97. Дж. Что могут дать компьютеры педагогике // Информатика и образование. 1991. № 5. С.107−112.
  98. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. — С. 671.
  99. А.П. Интеграция науки и.образования посредством современных информационных технологий. // EIDOS-LIST: 1998. — Вып.4. -http://www.eidos techno.ru/list/serv.htm.
  100. Пак Н.И. О нелинейных технологиях обучения // Информатика и образование. 1997. № 5. С. 11−14.
  101. Пак Н.И., Семенов C.B. Из опыта использования метода проектов в курсе информатики средней школы // Педагогическая информатика. 1997. № 1.
  102. Е. Воспитание и обучение на Дальтоновскому Плану. 1925.
  103. Пахомова Н.Ю.-Метод проектов в преподавании информатики // Информатика и образование. 1996. № 1.-2.
  104. Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 153 с.
  105. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 512 с.
  106. Педагогика: Уч. пособие /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  107. Педагогическая информационная технология -" компонент базового высшего педагогического образования. Учебное пособие / Под ред. В. А. Извозчикова. Спб.: Образование, 1995.
  108. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании. Учебное пособие / Под общей ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1997.
  109. ПЗ.Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Пер. с англ./ Под ред. A.B. Беляевой, В. В. Леонова. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  110. Ю.А. Информационная культура и информатика: раздельно или слитно? // Информатика и образование. 1995. № 3. С. 11−14.
  111. П.И. Педагогика. М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
  112. В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
  113. Н.Е. Средства мультимедиа в образовании // Информатика и образование. 1993. № 5.
  114. Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе// Информатика и образование. 1991. № 3. С.109−114.
  115. Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей. -М., 1997. 125 с.
  116. Е.С. Проблемы образования в канун XX века // EIDOS-LIST: -1998. Вып.4. — http://www.eidos techno.ru/list/serv.htm.
  117. Проблемы информатизации образования //Информатика и образования. 1989. № 5. С.3−9.
  118. Ю.А., Серебрякян А. Л. Использование нетрадиционных форм обучения при изучении естественнонаучных предметов гуманитарной школе // Наука и Школа. 1999. № 1.
  119. А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика // Проблемы информатизации. 1993. № 1−2. С.3−12.
  120. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  121. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.
  122. С.Л. Основы общей психологии. В 2 томах. М.: Педагогика. 1989.
  123. B.B. и др. Логико-психологические основы исцользования компьютерных учебных средств в процессе обучения// Информатика и образование. 1989. № 3. С.3−16.
  124. Н.В. Педагогика. M., 1978.
  125. B.C. Научно-методические основы преподавания радиотехники в педагогическом вузе. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1998. — 216 с.
  126. H.H. Опыт применения Дальтон-плана //Вестн.просвещения Ульяновского губоно. 1924. № 1. С. 15−20.
  127. И.Ф. Дальтон-план в применении в советской школе. М., 1926.
  128. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  129. C.B. Проектный подход // Информатика и образование. 1997. № 5. С.37−38.
  130. . Образование в век информатики // Наука и общество. 1988. № 2. С.79−87.
  131. Т. НИТ и содержание обучения //Информатика и образование. 1991. № 1. С.3−10.
  132. Э.Г.- О роли педагога в процессе обучения с применением компьютерной техники // Информационные технологии в образовании. — Новосибирск: ИПСО РАО, 1993. Вып.9. С.78−87.
  133. Э.Г. Теоретические аспекты создания компьютерных курсов// Новые информационные технологии образования. Сб. науч. тр. Новосибирск. НИИ ИВТ. № 7 (часть И). 1991. С.26−42.
  134. А., Корщшсов А. Внедрение новых технологий в обучение // Школа. 1996. № 3. С.72−74.
  135. С. Технологии в образовании // Вестник образования в России. 1999. № 1.С. 109−112.
  136. Состояние и развитие ДО в мире. Аналитический доклад Института ЮНЕСКО по информационным технолгиям в образовании М.: ИЧП изд. «Магистр», 1999. — 45 с.
  137. Т. Информационное богатство: Профиль постиндустриальной экономики //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. -С.392−409.
  138. Э. Применение активных методов обучения // Специалист. 1997. № 3. С.23−24.
  139. H.A., Алсынбаева Л. Г. Структура учебно-профессионального проекта: Учебное пособие. Новосибирск, 1996.
  140. Н. Внедрение компьютеров в учебный процесс научную основу // Сов. педагогика, 1985. № 12. С.34−38.
  141. O.K. Информационный век и теория JI.C. Выготского // Психологический журнал, т.14. 1993. № 1. С. И 4−119.
  142. O.K., Лысенко Е. Е. Психология компьютерной игры. Новые методы и средства обучения. Вып.1. М.: Знание, 1993. — С.30−66.
  143. В. Россия в грядущем информационном мире // Высшее образование в России. 1999. № 6. С.34−36.
  144. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. М., 1993.-262 с.
  145. С. Метод проектов. М., 1927.
  146. А.Ю. • Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра// Информатика и образование. 1−990. № 4. С.3−10.
  147. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. № 3. С.3−14.
  148. А.Д. Информатизация общества: проблемы и перспективы. М., 1993.
  149. Философский энциклопедический словарь /Гл.ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М., 1983. — 840 с.
  150. И.Ф. Педагогика. М., 1990.
  151. A.B. Эвристическое обучение. M.: МПА, 1998. — 266 с.
  152. И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С.11−16.
  153. М. Что такое педагогическая технология? // Школьные технологии. 1996. № 3. С.8−12.
  154. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996.
  155. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
  156. А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования //Информатика и образование. 1989. № 5. С.3−9.
  157. Ю.А. Основы компьютерной технологии: Учебное пособие для 7−11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». М.: АБФ, 1997. — 656 с.
  158. С.Т. Педагогические сочинения: в 2 т. М. .-Педагогика, 1980. -304 с- 414 с.
  159. Г. Ф. Очередные проблемы Дальтоновской школы //Просвещение ЛОНО. 1928, № 1. С.54−65.
  160. В.Ф. Информационные технологии обучения //Информатика и образование. 1998. № 2.
  161. А. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Специалист. 1998. № 3. С.8−12.
  162. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  163. В.В. Педагогическая технология. Ярославль, 1997.
  164. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  165. Bell D. The coming of post-industrial society. 1973, № 4.
  166. Bell D. The post-industrial society: The evolution of an idea. L., 1971.
  167. Bell D. The social frame Work of the information society //The computer age. A twenty-year view. Cambridge: Cambridge University press, 1981.
  168. Clark C. The conditions of economic progress. L., 1957.
  169. Holmberg B. Status and trends of distance education. L.: Groom Helm, 1986.-p.163.
  170. Information for secondary education // A curriculum for schools. Paris: UNESCO, 1994.-104 p.
  171. Keegan D. The foundation of distance education. L.: Groom Helm, 1986. -p.276.
  172. Martin W.J. The information society as a post-industrial society. Wash.: world future soc., 1983.
  173. Masuda E. The information society as a post-industrial society. Wash.: World future soc, 1983.
  174. Spengler O. Der Mensh und die Techik. Miichen, 1931.
  175. Toffler A. Future shock. L.: Pan books, 1971.
  176. Toffler A. Power shift: knowledge, wealth and violence at the Edge of the 21st century. N.Y., 1990.
  177. Toffler A. The Third Wave. -N.Y.: Morrow, 1980.
Заполнить форму текущей работой