Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические основы становления воспитательной системы в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не всё зависит от программ и технологий. Даже если современные программы и технологии реализуются недостаточно, то учебные формы воспитательной работы — это то, чем мы, преподаватели, занимаемся каждый день, всю жизнь. Они могут иметь неспецифическую и специфическую составляющие. Неспецифическая воспитательная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей организации, всей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава1. Теоретические основы развития воспитательной системы высшего образования в Таджикистан
    • 1. 1. Социально-педагогические условия становления воспитательной системы высшего образования.,
    • 1. 2. Организация воспитательной деятельности Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности организационно-педагогических условий становления воспитательной системы в вузе
    • 2. 1. Профессионально-педагогическая направленность деятельности куратора в период становления воспитательной системы вуза
    • 2. 2. Педагогический мониторинг как условие становления воспитательной системы в вузе
  • Выводы по второй главе

Педагогические основы становления воспитательной системы в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Вопросы воспитания в последние годы стали чаще волновать педагогов, как школьных, так и вузовских. Кризисные явления в системе образования Республики Таджикистан, как среднего, так и высшего звена связывают не только с социально-экономическими проблемами страны, но и с отсутствием четкой программы, продуманных методов и форм воспитательной работы. В современный период развития человеческого общества чисто «знаниевое» образование оказывается уже неэффективным и нецелесообразным, а моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования.

Анализ педагогической литературы по проблеме воспитания в вузе показывает цели воспитания как развитие и совершенствование гармоничной личности, сочетающей в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию. Ядром современной модели специалиста должно выступать развитие личности, системы её ценностных ориентаций и мотивов деятельности, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию.

Отсюда следует, что высшая школа Республики Таджикистан должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Нельзя не согласиться с мнением о необходимости создания в вузе «культурной атмосферы» — гуманитарной среды, как совокупности социальных структур, людей, методик, технологий, ценностей и принципов, создающих особое социокультурное пространство, взаимодействующее с личностью, формирующее его профессиональную и мировоззренческую культуру.

Именно она может оказать решающее воздействие на развитие личности, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии сама с собой, окружающей природой, готовой к решительным действиям.

Несмотря на предпринимаемые шаги, направленные на научное осмысление проблемы воспитания в вузе, данная деятельность в высшей школе носит бессистемный характер. Понятно, что проблемы вуза в сфере Ёоспитания сложны и достаточно многочисленны: отсутствие методик, технологий, типовых форм организации воспитательной деятельности, низкий уровень специальной квалификации у большинства специалистов-воспитателей, ограничение кадрового обеспечения сферы воспитания, несформированность системы сбора и анализа информации о результатах воспитательной работы, отсутствие целевого бюджетного финансирования и т. д.

Это общие проблемы для всех вузов. Однако, одни вузы делают попытки решать стоящие перед ними задачи воспитания, а другие пребывают в состоянии смиренного ожидания и бездействия.

Не всё зависит от программ и технологий. Даже если современные программы и технологии реализуются недостаточно, то учебные формы воспитательной работы — это то, чем мы, преподаватели, занимаемся каждый день, всю жизнь. Они могут иметь неспецифическую и специфическую составляющие. Неспецифическая воспитательная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей организации, всей атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студента. У студентов будет развиваться добросовестность, трудолюбие исполнительность, ответственность и другие положительные качёства, если весь вуз, организация в нем различных видов деятельности и отношений будут представлять собой эффективную воспитывающую среду.

Это означает соблюдение учебной дисциплины профессорско-преподавательским составом, выполнение ими своего педагогического долга, преданность своей педагогической деятельности и науке, заинтересованность в успехах студентов и достаточный уровень требовательности к ним.

Приверженность преподавателей здоровому образу жизни, их хорошие манеры, привлекательный внешний вид и соответствующий ситуации стиль одежды. К сожалению, многие государственные вузы страны по причине отсутствия финансирования пришли в упадок и не могут конкурировать на рынке труда из-за устаревшей лабораторной и производственной баз, отсутствия современного оборудования, обветшалости учебных корпусов и общежитий. Примером выживших в эти трудные годы и развивающихся вузов является один из старейших вузов республики — Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни.

Второй воспитательной составляющей учебного процесса является специфическая составляющая. Это воздействие содержания учебной дисциплины на становление качеств личности студента. В, процессе обучения любой дисциплине важно четкое объяснение материала, активное участие всех студентов в обсуждении, увлеченность изучением предмета, заинтересованность в конечном результате и т. д., которые формируют у студентов умение самостоятельно мыслить, любовь к знаниям и творческой работе. Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга положительной обратной связью.

Улучшение обучения способствует лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование воспитания приводит к повышению эффективности учебного процесса. Хорошо воспитанный человек, обладающий ответственностью, дисциплинированностью, организованностью, чувством долга, жаждой познания, широким кругозором и гибким мышлением, естественно, добьётся более значительных успехов в учебе по сравнению с менее культурным человеком.

Конечно, сегодня наши потери в виде неуспевающих студентов, не желающих учиться, достаточно велики. Но растет количество тех студентов, для которых приобретаемые в вузе компетенции имеют конкретную значимость для будущей профессиональной деятельности. Цель каждой кафедры вуза — создать необходимые условия, использовать разнообразные формы и виды учебной деятельности для заинтересованного изучения студентами своих предметов.

Внеучебная воспитательная работа сегодня требует сохранения существующих эффективных форм, поиска и создания новых форм и разработки воспитательных технологий. В нашем вузе поддерживаются образовательные, научные, культурные традиции, практикуются такие внеучебные воспитательные мероприятия, как работа спортивных секций, художественных студий, музыкальных ансамблей, проведение музыкальных и тематических вечеров, организация спортивных соревнований и др.

Несмотря на определенные успехи, следует серьезно задуматься о формировании специальной структуры управления воспитательной внеаудиторной работой в вузе, которая бы взяла под свой контроль разработку планов и новых технологий воспитательной деятельности, работу кураторов, организацию культурного досуга студентов, привлечение студенчества к соуправлению, оказание помощи студентам и выпускникам в трудоустройстве.

В соответствии с Законом Республики Таджикистан «Об образовании», Национальной концепции воспитания", «Национальной концепции образования» определяется задачами ее перехода к демократическому и л правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Во все времена в Республике Таджикистан воспитание подрастающего поколения играло одну из ведущих ролей. Народ, участвующий в мировой эволюции, думающий о будущем, не может ограничиться системой образования, ведущей только к развитию интеллекта и росту производительности труда.

Недостаточный уровень духовно-нравственного воспитания молодежи N на современном этапе не соответствует перспективам развития общества. Закон Республики Таджикистан «Об Образовании» акцентирует внимание на возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования.

Изменения, происходящие в Республике Таджикистан в последние десятилетия, делают необходимым проведение глубокого анализа воспитательной деятельности молодежи, в том числе и среди студентов вузов. Проблема воспитания, как известно, является предметом всестороннего общепедагогического анализа.

Существуют исследования по теоретическим, методологическим, воспитательным проблемам системы высшего образования Г. Г. Авдеенко С.М.Арлазарова, В. Н. Дармодехиной, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. А. Садовничего и др.

Вопросы становления воспитательной работы в вузах рассматриваются в работах С. А. Абдуллаева, К. Б. Кадырова, И. О. Обидова, Б. Р. Рахимова, Р. Ю. Юсуфбекова, Э. Я. Ямакова, М. Р. Шукурова, Шомурадова Х. Р. Н. Н. Шоева и др.,.

Активно создаваемые в последнее десятилетие в Республике Таджикистан концептуальные подходы и концепции воспитания современной молодежи представляют большой интерес для исследователей в нынешней системе высшего образования.

В настоящее время становится очень важной ориентация высшей школы Республики Таджикистан на формирование личности нового типа, как гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни, духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности, творческой личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой общей культурой интеллектуала с высшим уровнем профессиональной квалификации, социально активного гражданина и добропорядочного семьянина.

Одним из основных направлений системы высшего образования в Республике Таджикистан является восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условий воспитательных функций образовательных учреждений для повышения качества образования в образовательных учреждениях всех форм, типов, видов.

Согласно Закону Республики Таджикистан «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Приоритетной составляющей образования является воспитание.

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке.

Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связано с именами таких известных философов и ученых, как Сократ, Платон, Аристотель, Б. Спиноза, И. Кант, В. Шеллинг, К. Маркс, Ф. Энгельс,-Ч.Дарвин, Д. И. Менделеев, A.A. Богданов, Н. Винер, JI.C. Выгодский и-др.

В развитии теории и практики воспитания в 20−30-е годы' XX века большую роль сыграл опыт воспитательных учреждений СТ. Шацкого, A.C. Макаренко.

Сегодня сформулированы общие представления о воспитательной системе образовательного учреждения, ее структуре, основных характеристиках, закономерностях развития, даны характеристики разных типов воспитательных систем- (В.А.Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, А. М. Сидоркин и др.).

Значительную роль в разработке проблем использования системного подхода в педагогической деятельности отражены в труда* ученых педагогов России (В.П.Беспалько, В. С. Безрукова, Е. В. Бондаревская, Ю. П. Сокольников, Н. Е. Щуркова, Н.М.Таланчук), Таджикистана (С.Н.Алиев, С. С. Авганов, Х. Б. Буйдоков, У. З. Зубайдов, И. Х. Каримова, А. Н. Нуров, И. О. Обидов, Б. Р. Рахимов, Р. Ю. Юсуфбеков, Э. Я. Ямаков, Н. Н. Шоев, Х. Р. Шомуродова и др.).

По мнению профессора Б. Р. Рахимова, воспитательная система — это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создаетсясовместной деятельности людей, ее регулирующихсамих людей, как. субъектов, этой деятельностиосвоенной ими среды-: отношений, возникающих между участниками деятельностиуправления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие воспитательной системы, т. е. когда весь образ жизни образовательного учреждения, становиться постоянно действующим фактором воспитания.

В современных условиях педагогика должна быть ориентирована на создание гуманистических воспитательных систем, которые смогут помочь учить детей и молодежь гуманистическому способу освоения мира, очеловечить процесс познания и увидеть всю бесконечно многомерную реальность человека, его труда, таланта, творчества, жизни.

Гуманистическая воспитательная система — это воспитательная система, ориентированная на признание самоценности каждого человека, приоритета общечеловеческих ценностей. Воспитательное воздействие на личность наиболее эффективно, если оно осуществляется в рамках воспитательной системы. К продуманной системе воспитательной работы в вузе побуждает и сама реальность социальной жизни Республики Таджикистан.

Высшее образование в Республики Таджикистан немыслимо без целенаправленного формирования гражданского облика студента, воспитания патриотизма.

В связи с изменившимися социально-экономическими условиями Таджикистана главное внимание в воспитательном процессе стали уделять конкретной, личности, ее индивидуальности и духовности, необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышению его личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения и призвания.

Возрождение и развитие воспитательной системы вуза в современных условиях Республики Таджикистан является насущной необходимостью не только в разработке новой модели воспитательной системы, но и определении содержания деятельности всех участников педагогического процесса по ее формированию и развитию, создание тех условий, при которых эта деятельность обеспечивала бы качественно более высокий результат воспитания.

Обстоятельное изучение литературы по данной проблеме показало, что в современных научных исследованиях еще недостаточно внимания уделяется вопросам становления и развития воспитательных систем в высших учебных заведениях Республики Таджикистан.

Частичному анализу вопросов теории и практики воспитательных систем в образовательных учреждениях посвящены диссертационные исследования Н. Б. Архангельской, В. А. Караковского, В. Н. Кондрашова, И. О. Обидова, Н. Р. Миргановой, Е. М. Смекаловой, М. М. Поташника, Н. Н. Шоева, Х. Р. Шомурадова и многих других.

Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблемам высшей школы способствует выявлению противоречия между новыми требованиямиобщества к формирующейся личности и недостаточным вниманием к организации процесса воспитаниямежду несоответствием уровня духовно-нравственного воспитания молодежи и необходимостью создания в учебных заведениях благоприятных условий для ее развития. Это противоречие может быть разрешено в условиях организации воспитательной системы в вузе.

Исходя: из этого противоречия, проблема нашего исследования формулируется следующим образом: каковы организационно-педагогические условия, при которых воспитательная система вуза становится определяющим фактором развития личности студентов образовательного процесса.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, а также собственный опыт, накопленный в процессе практической деятельности системы высшего образования, определили выбор темы исследования: «Педагогические основы становления воспитательной системы в вузах Республики Таджикистан».

Целью исследования является научное обоснование, выявление и реализация комплекса организационно-педагогических условий становления воспитательной системы в вузе.

Объектом исследования является воспитательный процесс в вузе.

Предметом исследования являются организационно-педагогические условия становления воспитательной системы вуза.

Гипотеза исследования основана на предположении о ' том, что воспитательная система вуза будет более эффективной, если:

— создана структура управления воспитательной системы вуза;

— установлены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование профессионально-значимых качеств личности, общечеловеческих ценностей будущих специалистов;

— принята совокупность, целей создания воспитательной системы всеми, субъектами воспитательного процесса;

— организована коллективная творческая деятельность субъектов системы, направленной на реализацию поставленной цели;

— сформирована воспитывающая среда для творческого сотрудничества и саморазвития студентов и преподавателей;

— обеспечено взаимодействие между субъектами учебно-воспитательного процесса;

— организовано студенческое самоуправление для приобретения опыта демократических отношений и самореализации студентов;

— организован системный мониторинг с целью анализа и прогнозирования эффективности воспитательной работы.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, определены следующие задачи исследования:

1.Изучить состояние и основные направления проблемы исследования в современных условиях.

2.Разработать концепцию воспитательной работы в вузе и соответствующую ей целевую программу духовно-нравственного воспитания студентов.

3.Определить структуру управления организацией воспитательной деятельности вуза, воспитательную деятельность преподавателей и кураторов как условие становления воспитательной системы вуза.

4.Развить студенческое самоуправление и организовать мониторинг качества воспитательной работы.

Методологическую основу исследования составили научные положения о сущности системного подхода и его использовании в науке и практике (Л.Берталанфи, А. Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский и др.) — положение о воспитательной системе в образовательном учреждении (О.С.Газман, ВА. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Н. Е. Щуркова и др.) — деятельностный подход (Л.С.Выгодский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — системный подход к анализу педагогических явлений (В.П. Беспалько) — синергетический подход при построении воспитательных систем (В.Г.Виненко, Л. И. Новикова, Н.М.Таланчук), теория педагогического мониторинга (В.И.Андреев, В. П. Беспалько, В. А. Кальней, С.Е.ШиЩов).

Метод исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы: теоретические методы (анализ и синтез философской, психологической, педагогической литературы, сравнительный анализ существующих типов воспитательных систем, обобщение, сравнение, абстрагирование), эмпирические методы (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, метод коллективного обсуждения проблемы исследования), методы статистической обработки.

Базой исследования является Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни. (10 факультетов), студенческие группы и кураторы академических групп. Всего в исследовании приняло участие с 1 по 5 курс — 79 студенческих групп и 120 кураторов.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2006;2008 гг.) — изучение состояния проблемы в науке и практике, ее теоретическое осмысление, выработка рабочейгипотезы и методики исследования, разработка концепции воспитательной: работы университета.

Второй этап (2009;2010 гг.) — разработка и уточнение методики исследования, изучение состояния воспитательного процесса в вузе, определение условий развития воспитательной системы, мониторинг и апробация основных компонентов организационного и педагогического обеспечения системы, уточнение понятийного аппарата.

Третий этап (2011;2012 гг.) — обобщение и систематизация результатов теоретического и экспериментального исследования, разработка методических рекомендаций, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено понятие сущности воспитательной системы вуза в контексте исследуемой проблемы;

— разработана концепция воспитательной работы университета как нормативный документ и научно-обоснованная совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, содержание и направления развития воспитательной системы в вузе;

— выполнено комплексное исследование становления воспитательной системы вуза в его содержательном и личностном аспектах, не являвшееся ранее предметом специального изучения;

— выявлены организационно-педагогические условия эффективного л развития воспитательной системы и определены параметры базовой культуры личности куратора и студента, определяющие содержательную основу процесса воспитания в вузе;

— осуществлён анализ результатов воспитательной деятельности в рамках, опытно-экспериментальной работы по становлению воспитательной системы вуза.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в конкретизации, общетеоретических представлений системного подхода, способствующих становлению воспитательной системы в вузе, выявлении организационно-педагогических условий для успешного функционирования воспитательной системы.

Практическая значимость исследования заключается, в том, что в ходе исследования нами разработан пакет нормативных документов, регулирующих становление воспитательной системы в вузе.

Результаты анализа воспитательной деятельности нашли отражение в методических рекомендациях для заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов, преподавателей и студентов: создана целевая программа духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни на 2010;2012 годыположения и выводы теоретико-экспериментального исследования могут быть рекомендованы к использованию • в процессе создания и развития воспитательной системы в других вузах Республики Таджикистан.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается системным подходом к анализу проблемы и предмету исследования, определяется теоретико-методологическими принципами, ориентированными на взаимосвязь теории и практики, соответствием методов исследования его цели и задачам, проверкой теоретических положений исследования в процессе становления и развития воспитательной системы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования доложены и обсуждены на заседании кафедры общей педагогики, заседании ученого совета факультета русского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни.

Результаты исследования были опубликованы и обсуждены на Международных, республиканских и межвузовских научно-практических, конференциях: «Активизация творческого и научного потенциала первокурсника как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодежи» (Душанбе, 2002) — «Духовность, здоровье, и творчество в системе мониторинга качества образования» (Душанбе, 2005) — «Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации» (Душанбе, 2007) — «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга воспитания» (Душанбе, 2008) — «Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений и согласия в студенческой среде» (Душанбе, 2009) — «Совершенствование воспитательной рабрты в вузах в условиях модернизации образования» (Душанбе, 2010) — «Проблемы воспитания духовности и достоинства личности в современной теории и практике образования» (Душанбе, 2011).

Также вопросы воспитательной деятельности обсуждались на ученом совете, расширенном заседании ректората, рассматривались в процессе учебы кураторов и студенческого актива Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни.

На основе материалов исследования разработаны Концепция воспитания вуза, которые внедрены в образовательном процессе Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, Худжандского государственного университета имени Б. Г. Гафурова, Таджикского национального университета, Кулябского государственного университета имени А. Рудаки, Курган-Тюбинского государственного университета имени Н. Хусрава.

На защиту выносится:

1. Концепция воспитательной работы университета как основной нормативный документ для организаторов воспитательной работы в вузе.

2. Организационно-педагогические условия становления воспитательной системы вуза (структура управления организацией воспитательной деятельности, организация студенческого самоуправления, формирование воспитывающей среды, деятельность кураторов и студенческой группы, мониторинг воспитательной работы вуза).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Результаты исследования дают основание считать, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные цели достигнуты и задачи решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вопросы воспитания в последние годы стали чаще волновать педагогов как школьных, так и вузовских. Кризисные явления в системе образования (как среднего, так и высшего) связывают не только с социально-экономическими проблемами страны, но и с отсутствием четкой программы, продуманных методов и форм воспитательной работы. В современный период развития человеческого общества чисто «знаниевое» образование оказывается уже неэффективным и нецелесообразным, а моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования.

Анализ педагогической литературы по проблеме воспитания в вузе дает осмысление цели воспитания как развитие и совершенствование гармоничной личности, сочетающей в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию. Ядром современной модели специалиста должно выступать развитие личности, системы ее ценностных ориентаций и мотивов деятельности, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию.

Исследования показывают, что высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником знаний гуманизма и нравственного воспитания. Нельзя не согласиться с мнением о необходимости создания в вузе «культурной атмосферы» — гуманитарной среды, как совокупности социальных структур, людей, методик, технологий, ценностей и принципов, создающих особое социокультурное пространство, взаимодействующее с личностью, формирующее его профессиональную и мировоззренческую культуру. Именно она может оказать решающее воздействие на развитие личности, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии сама с собой, окружающей природой, готовой к решительным действиям.

Несмотря на предпринимаемые шаги, направленные на научное осмысление проблемы воспитания в вузе, данная деятельность в высшей школе носит бессистемный характер. Понятно, что проблемы вуза в сфере воспитания сложны и достаточно многочисленны: отсутствие методик, технологий, типовых форм организации воспитательной деятельности, низкий уровень специальной квалификации у большинства специалистов-воспитателей, ограничение кадрового обеспечения сферы воспитания, несформированности системы сбора и анализа информации о результатах воспитательной работы, отсутствие целевого бюджетного финансирования и т. д.

Это общие проблемы для всех вузов Республики Таджикистан. Однако одни вузы делают попытки решать стоящие перед ними задачи воспитания, а другие пребывают в состоянии смиренного ожидания и бездействия. Не все зависит от программ и технологий. Даже если современные программы и технологии реализуются недостаточно, то учебные формы воспитательной работы — это то, чем мы преподаватели занимаемся каждый день, всю жизнь. Они могут иметь неспецифическую и специфическую составляющие. Неспецифическая воспитательная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей организации, всей атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студента. У студентов будет развиваться добросовестность, трудолюбие исполнительность, ответственность и другие положительные качества, если весь вуз, организация в нем различных видов деятельности и отношений будут представлять собой эффективную воспитывающую среду. Это означает соблюдение учебной дисциплины профессорско-преподавательским составом, выполнение ими своего педагогического долга, преданность своей педагогической деятельности и науке, заинтересованность в успехах студентов и достаточный уровень требовательности к ним. Приверженность преподавателей вузов здоровому образу жизни, их хорошие манеры, привлекательный внешний вид и соответствующий ситуации стиль одежды.

К сожалению, многие государственные вузы Республики Таджикистан по причине отсутствия финансирования пришли в упадок и не могут конкурировать на рынке труда из-за устаревшей лабораторной и производственной баз, отсутствия современного оборудования, обветшалости учебных корпусов и общежитий. Примером выживших в эти трудные годы и развивающихся вузов является Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни, Курган-Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава, Кулябский государственный университет имени А.Рудаки.

Второй воспитательной составляющей учебного процесса является специфическая составляющая. Это воздействие содержания учебной дисциплины на становление качества личности студента. В процессе обучения любой дисциплине важны чёткое объяснение материала,*активное участие всех студентов в обсуждении, увлеченность изучением предмета, заинтересованность в конечном результате и т. д. Они формируют у студентов умение самостоятельно мыслить, любовь к знаниям и творческой работе. Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга, поэтому они связаны с положительной обратной связью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Очерк о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений Таджикистана 1980−1990 гг. Худжанд. 1995,45с.
  2. С.А. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы Таджикистана. Худжандский государственный университет имени Б.Гафурова. -Худжанд., 1992. 32 с.
  3. С.А. Создание высшей школы в Таджикистане/ Худжандский государственный университет имени Б.Гафурова.- Худжанд., 1992, 41 с.
  4. Абдуллаев С. А, Холджураев Х. Х, Курбанов А. Д. У истоков вузов Таджикистана.- Худжанд, 1994.35с.
  5. Абдуллаев С. А, Хайдаров Г. Х. Васоит оиди корхои курси аз таърихи Ватан. -Худжанд, 1994. 43с.
  6. Абдуллаев С. А, Хайдаров Г. Х. Мавкеи лекция дар мактаби оли. -Худжанд, 1994.50с.
  7. H.A., Мавлютов P.P., Назарова З. М. Непрерывное образование и вуз. -М, 1989.
  8. Л. П, Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. -М, 1994.
  9. Л. П, Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. -М, 1994.
  10. Анализ состояния подготовки к педагогической деятельности преподавателей технических вузов. -М, 1995.11 .Анализ состояния подготовки к педагогической деятельности преподавателей технических вузов. -М, 1995.
  11. O.A. Ценность образования и профессии педагога в системе ценностей российских учителей // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. -М, 2003. -С. 190−201.
  12. Р.Г. Философия образования. -М, 2002.
  13. В. Свобода выбора и конкурентность // Вестник высшей школы. 1992. № 1.
  14. Афанасьев В.Г.-«Система это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах». -С. 18.
  15. С. О некоторых особенностях подготовки учительских кадров в 17 -1941 гг. в Республике Таджикистан. -Душанбе. 1971 г. -С. 97 109.
  16. Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра : пути преодоления кризиса. -М., Экономика, 2003.- 426 с.
  17. Г. Кризис в высшем образовании преодолеем. //Алма матер.- 2003.- № 3.- С 21−26.
  18. А.Г. Российское образование и российское общество- развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
  19. Библиографический указатель научных работ, опубликованных в сборниках трудов Таджикского сельскохозяйственного института (19 481 980). Душанбе, 1981 г. 75 с.
  20. Бондаревская Е.В.-«Воспитательная система как система саморазвивающаяся и самоуправляемая.» — С. 22.
  21. В.А. Дадим детям шанс учиться // Вестник «Россия: третье тысячелетие». Спецвыпуск «Стратегия образования». -М. 2001.
  22. Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура.- М., 1992.
  23. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. -М., 1998.
  24. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальных позиций студенчества. //Социс. 2002, № 3.
  25. Г. В., Бердыклычева Н. М. Вузовская щука: один шаг к забвению // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. -М., 2003. -С. 312−327.
  26. Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии // Перспективы. 2001. № 3.
  27. A.C., Салтанов А. Ю. Университетское образование в СССР. -М. МГУ. 1967.
  28. А. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  29. Ф. М. Проблемы прав человека в СССР (1970−80-е и начало 90-х гг.). -М., 1999.
  30. А.П. Откуда и куда мы идём? Взгляд философа на историю общества. -Л., 1990.
  31. Н.Ю. Воспроизводство специалистов с высшим образованием. Киев. 1990.
  32. X. В семье единой и великой: Братская помощь РСФСР и других союзных республик таджикскому народу в строительстве социализма. Душанбе: Ирфон, 1976 г. 423 с.
  33. .Г. Особенности культурной революции в Советской Средней Азии. -М., 1963 г. 9 с.
  34. .Г. Парторганизация и вопросы культуры// В помощь партработнику: Сборник материалов. Сталинабад, 1944 г. Выпуск. 2. -С. 3−4
  35. С. Таджикская советская интеллигенция. -Душанбе: Ирфон, 1974 г. 175 с.
  36. К.В., Розов Б. С. Кадры советской науки -М., Знание, 1982. 64 с.
  37. Р.Д. Планы партии претворяем в жизнь //Ж. Вестник высшей школы. 1977. 1 10. -С. 8−12.
  38. C.B. Образование в XX столетии. // Вестник Московского университета. Сер.20. Педагогическое образование. 2003. -№ 1. — С. 3 -19.
  39. И.Д. «Воспитательная система эта система психолого -педагогического обеспечения условий.». -С.24.
  40. Х.Д. История развития педагогического образования в Таджикистане. I9I7-I94I гг. Душанбе: Дониш, 1990 г. 145 с.
  41. Жак Аллак. Вклад в будущее: приоритет образования.- М., 1993.
  42. И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты // Глобализация и образование / ИНИОН РАН. М. 2001.
  43. В.И. Реформы в России: 1985−1995 годы. -М., 1997.
  44. В.И. Социально-экономические проблемы вузов и пути их решения при переходе к рынку. -Красноярск., 1994.
  45. В.В. Методологический шок в исторической науке: истоки, некоторые особенности и пути преодоления // История: постижение смысла. М., 1995.
  46. История таджикского народа АН Таджикской ССР.- М., Наука, 19 641 965. Т. 3, кн. 1: Переход к социализму (1917−1937). 1964. 376 с- Кн. 2: Период социализма и переход к коммунизму (1938−1963 гг.). 1965. 283 с.
  47. История философии в ССР. Т.З.М. 1968. -С.579−588.
  48. Ю.Б. Золотой юбилей Таджикского государственного медицинского института имени Абуали ибни Сино. -Ж. Здравоохранение Таджикистана. 1989. № 3. -С. 7−13.
  49. Из истории культурного строительства в Таджикистане. -Душанбе. 1965.Т.1.- С. 219.
  50. Г. Л. Философия образования (идеи непрерывности). М., 2002. бб. Ильинский И. М. О «культуре» войны и культуре мира. -М., 1999.
  51. И.М. О спасительной роли образования. -М., 1998.
  52. С.Н. «Дар илм, хила худфиребист» газета «Омузгор». 1994. 4.ноябрь. (№ 20). -С. 2−3.
  53. С.Н., Хайдаров Г. Х. Храм знаний. -Худжанд. 1992. 75 с.
  54. Т.Н. Очерки истории культуры Советского Узбекистана. -М. 1955.488с.
  55. Я.А. Великая дидактика// Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982. Т. 1. -С.242−476.
  56. Ю.А. «Система охраняет целостность и обеспечивает своё развитие двумя путями: вопределённых пределах она может припосабливаться к внешней среде., -если система имеет высокий уровень организации.». -С.31.
  57. Конституция Республики Таджикистан.Душанбе., 1994.
  58. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». // Народная газета. 1994. № 323. С.-2−3.
  59. Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (проект).- Душанбе. 1996.
  60. Концепция реформирования образования в Таджикистане.//газета «Омузгор». №- 556. от 24 сентября 1997 г.
  61. Концептуальные вопросы развития высшего образования. -М., 1991
  62. Крюков Г. Т.-«Общеобразовательная школа в Таджикской ССР. -Душанбе. 1969. -С.34.
  63. В.Т. Советское студенчество. -М., 1990.
  64. Людвиг фон Берталанфи. „Система-это комплекс взаимодействующих компонентов“. -С.29.
  65. Масов Р. М, История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. -Душанбе."Дониш», 1988. 318 с.
  66. Материалы ХХУП съезда КПСС.- М., 1986.
  67. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС: 27−28 января 1987 г.- М, 1987.
  68. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС: 17−18 февраля 1988 г. М, 1988.87.Механцев Д. М. С. 18.
  69. Ю., Турецкий Е. Таджикский государственный университет имени В.И.Ленина. -Душанбе. «Дониш», 1973. 66 с.
  70. М.Н. Интеллигенция Таджикистана в 1961—1985 гг.., -Душанбе: Дониш. 1989. 240 с.
  71. М.Н. Подготовка кадров интеллигенции в высших и средних специальных учебных заведениях Таджикистана в 1961—1985 гг.. С. 16−27.91 .Назаршоев Н. М. Развитие высшей школы в Таджикистане в годы девятой пятилетки. -Душанбе, 1985. -С. 183−189.
  72. Я. Ученые вузов производству. Ж. Агитатор Таджикистана. 1984. № 15.-С. 9−11.
  73. Ю.С. Таджикский сельскохозяйственный институт: вчера, сегодня и завтра. Душанбе. 1991. -С. 13−25.
  74. Наука в Таджикском государственном университете им. В. И. Ленина. Душанбе: Дониш, 1991. 327 с.
  75. Научно-исследовательская и творческая деятельность Таджикского государственного института искусств им. М. Турсун-заде в 1990 году Душанбе, 1991. 56 с.
  76. A.M. Российское образование в новой эпохе. -М., 2000.
  77. И. История развития народного образования в Таджикской ССР (I9I7-I967 гг.) Душанбе: Ирфон, 1968. 295 с.
  78. ЮО.Обидов И. Очерки мухтасари таърихи маорифи халки Точикистон. Душанбе. Ирфон, 1965. 206 с. 101.0бидов И. О. Таджикской национальной школе 50 лет. -Ж.Советская педагогика. 1974. № 11. С. 111−117.
  79. С.И., Шведов Н.Ю.-«Система-это система определенный порядок в расположении». С. 112,719.
  80. Основы организации обучения в вузе: Учеб. пособие для вузов. Ташкент. Укитувчи, 1986. 188 с.
  81. Отчет о научно-исследовательской работе вузов Министерства высшего и среднего специального образования Таджикской ССР за 1985 год. Душанбе, 1986. 174 с.
  82. Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана. -Душанбе: Ирфон, 1968., 454 с.
  83. Юб.Панкратов A.C. Яблонскене. H.JI. -М., 1991.
  84. Ю7.Першуткин Б. В. Участие студентов в научно-исследовательской работе // 108. Плаксий СИ. Качество высшего образования. -М., 2003.
  85. .Г. Профессиональное образование в условиях перехода к рынку. Донецк. 1994.
  86. Постановление Совета Министров СССР «Об организации и структуре управления народным образованием в стране» от 29 апреля 1988 г.
  87. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении «типового положения об образовательном учреждении высшегопрофессионального образования (высшем учебном заведении) Республики
  88. Таджикистан»: от 26 июня 1995 г. № 455. // Бюллетень Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1993. № 15.
  89. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении «Государственного стандарта высшего профессионального образования» № 556 от 24 сентября 1994 г. // Бюллетень Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1994. № 6.
  90. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. -М, 1994.
  91. Проблемы информатизации высшей школы / Метаинформация, координация, интеграция / Концепция. Информатизация сферы образования РФ. -М, 1998.
  92. З.Ш. Дорогой знаний: (Из воспоминаний). -Душанбе: Ирфон, 1975. 151 с.
  93. З.Ш. Народное образование в Советском Таджикистане. Ж. Народное образование. 1966. Л 3. С. II8-II9.
  94. З.Ш. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане . -Душанбе: Довит, 1976. 135 с.
  95. З.Ш. Таджикский государственный университет им. В. И. Ленина детище Великого Октября. Душанбе. Дониш, 1967. 160
  96. К.П. Подготовка и распределение молодых специалистов.-М., 1982.
  97. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению. -М., 1995.
  98. В.А. Отечественная высшая школа и российская государственность: доклад на У съезде Российского союза ректоров. //Бюллетень Министерства
  99. Саркисян С.А., Голованова Л.В.-«Система-это не просто совокупность единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей отдельных частей.». -С.6.
  100. Сборник аналитических докладов по вопросам образовательной политики. М, 2002.
  101. Селиванова Н.Л.-«Воспитательная система-это комплексвзаимодействующих блоков. Её компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых система создаётся.» с. 31.
  102. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М., 1999. 02. Симонов В.П.-«Воспитательная система и его связь с окружаемой, социальной и природной средой». -С.46.
  103. В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. -М., 1990.
  104. В.П. «Нарушение целостности периводит к распаду вообще деятельной системы, как таковой». -С.46.
  105. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка).- М., НИИВО. 1999.
  106. А.Г. «Любые предметы и события суть звенья бесконечной цели, объемлющей все существующее в мире в единое целое цепи, в своём глубинном основании нигде не разорванной. все взаимодействует со всем». -С. 154.
  107. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. за 1992 г. Душанбе 1993.
  108. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 1993 г. Душанбе, 1994.
  109. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 1994 г. Душанбе, 1995.
  110. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 1995 г. Душанбе, 1996.
  111. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 1996 г. Душанбе 1997.
  112. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 1997 г. Душанбе, 1998.
  113. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 1998 г. Душанбе, 1999.
  114. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 1999 г. Душанбе, 2000.
  115. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 2000 г. Душанбе, 2001.
  116. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 2001 г. Душанбе, 2002.
  117. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 2002 г. Душанбе, 2003.
  118. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Стат. справ. 2003 г. Душанбе, 2004.
  119. Статистические данные по системе образования / Министерство образования Республики Таджикистан. М. 2002.
  120. Статистический сборник о работе сферы послевузовского профессионального образования за 2001 г. (Аспирантура и докторантура в системе Министерства образования Республики Таджикистан).- Душанбе, 2002.
  121. Статистический сборник по организации научно-исследовательских работ, проводимых в рамках тематических планов вузов попаданиям Министерства образования Республики Таджикистан в 1998—2002 гг. -Душанбе, 2002.
  122. Т.Р. Коммунистическая партия в борьбе за создание и развитие высшей школы в Таджикистане: Автореф. дис.. канд. ист. наук Душанбе. 1966. 24 с.
  123. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке. М., 1994.
  124. Тенденции развития образования в современном мире (социально-экономический аспект). -М., 1992.
  125. А.И. Научные кадры непреходящая ценность // Вестник
  126. Российской Академии Наук. 2002, № 7. 59. Тимофеев Ю. Ф. Системныйtподход к проблеме совершенствования высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  127. Ю.Ф. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  128. В.Н. Методологическая культура. Исследования проблем образования // Проблемы методологической культуры ученых. Новосибирск. 1986. ч
  129. В.Н. НТР и революция в образовании. -М., 1973-
  130. В.Н. О взаимосвязи социальной и народно-хозяйственной функции образования. -М., 1986.
  131. И.Г., Малаха H.A. Утечка умов. Масштабы, причины, последствия. -М. 1999.163 .Философский словарь «Материальное единство мира проявляется во взаимной связи структурной материи, во взаимости явлений микро и макромира.» -С.350.
  132. Фонд Р-360 Министерство народного образования Республики Таджикистан. единицы хранения: 4, 11, 13, 15, 24, 30, 35, 52, 69, 75, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 95, 168, 188, 197, 235, 237, 285, 626, 635, 1763, 1778, 1781, 1812, 1823, 1824, 1830 и др.
  133. Фонд Р-380 Душанбинский государственный педагогический институт имени Т. Г. Шевченко. Единицы хранения: 2, 5, 10, 56, 62, 67, 86,112, 564,61. ЮН, 1147, 1149.
  134. Фонд P-I320 Таджикский государственный медицинский институт имени Абуали Ибни Сино. Единицы хранения: Л, 6, ТО, 14, 13, 31, 34, 49, 86, III, 143,263,403,411, 576.
  135. Фонд Р-14ЭЗ Таджикский сельскохозяйственный институт. Единицы хранения: 3, 4, 5, 6, 13, 28, 192,-278, 291.
  136. Фонд P-I639 Таджикский политехнический институт. Единицы хранения: 3, 9, 18, 86, 117.
  137. Хакен Г."Совокупное, согласованное действие». -С.84.
  138. К.В., Финн В. К. Проблемы исторического познания в светесовременных междисциплинарных исследований. -М., 1997.
  139. Хозова J1.B. Мировой опыт и тенденции развития высшего образования. Красноярск. 1994.
  140. НА. Образование, человеческий фактор, общественный прогресс. -М., 1989.
  141. П., Луначев П. П. Финансовый кризис в российском высшем образовании // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1996. № 5.
  142. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь (Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). -М., 1985.
  143. М.Б. О возможных направлениях модернизации образовательных стандартов. // Проблемы качества образования, М, 2001.
  144. Д.И., Жильцов E.H. Экономика, организация и планирование высшего образования. -М., 1988.
  145. В.К. Структурно-содержательные реформы и качество образования //Высшее образование в России. 1996. № 1.
  146. A.A. Высшее образование в Таджикистане (1976−1985 гг.): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Душанбе. 1989. 23 с. 181 .Шарипова. Д. Б. Развитие высшего образования в Таджикистане (1954−1970 гг.): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Душанбе.1974. 28 с.
  147. Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего // Высшее образование в России. 1994. № 4.
  148. М. Р. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. Душанбе: «Ирфон», 1980. 239 с. 184.1Нукуров М. Р. Революциям мадани дар Точикистон: (Очеркхо). Сталинобод. 1957. 339 с.
  149. Р. Высшее образование в социалистическом Таджикистане. Ж. Вестн. высш. школы. 1967. № 6. -С. 77−82.
  150. Р., Яхъёев М. Нашъунамои маорифи халк. дар. Точикистони Совета. Душанбе: Ирфон. 1968. 75 с.
  151. Н. Зулфанов С. Вуз и технический прогресс. Ж. Коммунист Таджикистана. 1986. № 5. -С. 81−85.
  152. Э., Мирзоев Б. Нахуст мактаби олии Точикистон. Душанбе. 1991.272 с.
  153. М. Из истории создания и развития высшей и средней специальной школы в Таджикистане// Из истории культурного строительства в Таджикистане/ Тадж. гос. ун-т. каф. истории СССР. Душанбе, 1968. Вып. I. С.64−75.
  154. Центральный государственный архив Республики Таджикистан.-Ф.ЗбО.-Оп. 1 .Д.34.-Л. 15.
  155. Центральный государственный архив Республики Таджикистан.-Ф.ЗбО.-Оп. 1. Д. 34.-Л. 19.193 .Центральный государственный архив Республики Таджикистан.-Ф.ЗбО.-Оп. 1. Д. 69.-Л.23.
  156. Центральный государственный архив Республики Таджикистан.-Ф.ЗбО.-Оп. 1 .Д-Л.24.
  157. Центральный государственный Ф.25.-Оп. 1 .Д.23.-Л.34.
  158. Центральный государственный Ф.360.-0п.5. Д. 168 .-Л.З 5.
  159. Центральный государственный Ф.1360.0п.1.-Л.30.
  160. Центральный государственный Ф.367.-Оп.9.Д. 148.-Л.57.
  161. Центральный государственный Ф.369.-Оп.5.Д.168.-Л.45.
  162. Центраьный государственный Ф.760.-0п. 1 .Д. 138.-Л.28.201 .Центральный государственный Ф.1360.-Оп.1.Д.368.-Л.6.
  163. Центральный государственный Ф.560.-Оп.1.Д.168.-Л.11.203 .Центральный государственный Ф.678.-Оп. 1 .Д. 179.-Л. 12.
  164. Центральный государственный Ф.ЗбО.-Оп. 1 .Д.68.-Л. 13.205 .Центральный государственный Ф.1360.-Оп.1.Д.168.-Л.12.
  165. Центральный государственный Ф.1360.-Оп.1.Д.178.-Л.12.
  166. Центральный государственный Ф. 1360.-0п. 1 .Д. 180.-Л. 14.
  167. Центральный государственный Ф. 1360.-0п. 1 .Д. 185.-Л. 15.
  168. Центральный государственный Республики Таджикистан.-Ф.1360.-Оп.1.Д.173.-Л.14.
  169. Центральный государственный архив Республики Узбекистан.-Ф.35. -Оп.1.Д.71. -Л.30.
Заполнить форму текущей работой