Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система дидактических принципов и их содержание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематически изучать обучающихся, выявлять их особенности и возможности; постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения; учитывать интеллектуальные и физические способности студентов и организовывать учебный процесс в строгом соответствии с ними. Эти требования принципа отражают сущность процесса индивидуализации в подготовке обучающихся, который может… Читать ещё >

Система дидактических принципов и их содержание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «принцип» происходит от латинского «principium» — начало, основа. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Именно поэтому они становятся руководящими положениями, которые регламентируют и регулируют деятельность преподавателя в процессе обучения студентов. Дидактические принципы охватывают все стороны учебного процесса и придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.

Однако по форме своего существования принципы носят субъективный характер, так как они отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности. Незнание принципов, нежелание следовать их требованиям, неправильное их понимание не отменяют их существования, но делают весь процесс обучения ненаучным, противоречивым и малоэффективным. Следовательно, соблюдение принципов обучения выступает элементом педагогической культуры преподавателя, важнейшим условием результативности его профессиональной деятельности.

Принципы обучении — это наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, технологии и методике обучения студентов.

Следует особо указать, что дидактические принципы имеют прямую корреляцию с принципами организации в вузе целостного педагогического процесса и управления познавательной деятельностью обучающихся, рассмотренными в предыдущей главе. Однако, они, в тоже время, имеют и свои особенности, на которых следует остановиться более подробно.

В современной дидактике высшей школы выделяется следующая совокупность принципов обучения: социальная обусловленность и научность в обучении; практическая направленность в обучении; целенаправленность, систематичность и последовательность в обучении; обучение на высоком уровне трудности; наглядность в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; дифференцированный и индивидуальный подход к обучению; единство обучения и воспитания.

Принципы обучения учитывают рекомендации различных наук и эффективной практики, которые связаны в своеобразную систему. Взятые в своем единстве, принципы обучения определяют все стороны учебного процесса как системы: содержание, организацию, технологию, методику и общую направленность процесса обучения. Рассмотрим содержательную характеристику каждого из названных дидактических принципов.

Принцип социальной обусловленности и научности в обучения определяет необходимость соблюдения педагогом при подготовке будущих специалистов требований государства, отраженных в ГОС ВО. Кроме этого, его положения позволяют совершенствовать процесс обучения в соответствии с развитием современной науки и техники.

Реализация названного принципа на практике обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований:

  • — при организации обучения осуществлять научно обоснованный подход к отбору содержания учебного материала; в ходе занятий рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, видеть закономерности и противоречия учебного процесса, пути его совершенствования; излагать учебный материал с позиции последних достижений науки и техники;
  • — постоянно, глубоко и убедительно раскрывать диалектическую связь теории и практики, показывать что наука развивается под влиянием практических потребностей общества;
  • — тесно связывать учебный процесс с жизнью государства, с будущей профессиональной деятельностью обучающихся;
  • — в связи с увеличивающимся потоком учебной информации главное внимание уделять ключевым проблемам развития науки, раскрывать основные идеи научных достижений; приучать студентов следить за научной информацией, поощрять исследовательскую работу, коллективные обсуждения научно-технических и социальных проблем.

Принцип практической направленности в обучении ориентирует на подготовку будущих специалистов в вузе к выполнению своих профессиональных обязанностей. Он определяет содержание обучения и условия профессиональной подготовки студентов, придает обучению практическую направленность, обеспечивает его связь с современным уровнем развития науки и техники.

Принцип практической направленности предъявляет к обучению следующие требования:

  • — максимально использовать возможности учебного процесса для моделирования отдельных сторон будущей профессиональной деятельности специалистов, обучать студентов не допуская упрощений и послаблений;
  • — строго соблюдать дисциплину учебного процесса, гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные;
  • — внимательно следить за развитием науки и техники, всемерно использовать связь вузов с производственными структурами, организациями в которых предстоит в дальнейшем работать обучающимся;
  • — внедрять в учебный процесс научную организацию труда студентов, помогать им овладевать теорией и практикой научно организованной деятельности, учить применять продуктивные и экономичные методы работы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.

Принцип целенаправленности, системности и последовательности в обучении определяет направленность и логику организации учебного процесса.

Овладевать различными компонентами профессионального мастерства в вузе можно лишь тогда, когда учебный материал изучается студентами в определенной системе. Систематизированные знания необходимы будущему специалисту для успешной деятельности при выполнении им своих профессиональных обязанностей, но приобрести их он может только при строгой логической последовательности представления учебного материала, четкой организации всего учебного процесса.

Данный принцип предполагает реализацию преподавателем ряда взаимосвязанных педагогических требований:

  • — в процессе обучения руководствоваться всеми планирующими документами (учебными планами, программами, расписанием занятий и т. д.), строго соблюдать логику учебного процесса, тесно связывать ранее изученный материал с новым;
  • — выделять в изучаемом материале главное, формулировать и раскрывать общую цель и замысел каждой темы, раздела, курса в целом; направлять и развивать логическое мышление обучающихся, приучать их к самостоятельности, показывать им перспективы своей учебно-познавательной деятельности;
  • — добиваться усвоения студентами системы знаний по каждой теме, разделу и курсу в целом, используя для этого многообразие имеющихся форм и методов оценки, контроля и коррекции их учебнопознавательной деятельности;
  • — систематически руководить самостоятельной работой студентов, знать их успехи и недостатки, повышать у них чувство ответственности за результаты учебы.

Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет гакую организацию и технологию обучения, при которых обучающиеся сознательно и активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции, психологические качества с учетом собственных реальных способностей. Принцип уточняет основные педагогические правила доступности и целесообразной интенсивности в обучении: учить, переходя от известного к неизвестному, от менее трудного — к более трудному, ог сложного — к более сложному.

От преподавателя данный принцип требует соблюдения следующих педагогических правил:

  • — обеспечивать отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей каждого студента, осуществлять постоянную заботу о соблюдении правил доступности в обучении;
  • — воспитывать сознательное отношение обучающихся к преодолению реальных учебных трудностей, поощрять их и оказывать индивидуальную помощь, проводить дополнительные занятия с отстающими в учебе;
  • — создавать на каждом занятии обстановку, требующую от студентов максимального напряжения интеллектуальных сил.

Наряду со сказанным, для реализации данного принципа преподавателю целесообразно широко применять на учебных занятиях наглядность в обучении. При этом важное значение имеет соответствие используемых средств целям и задачам, содержанию и организации конкретного занятия. Кроме того, нужно применять средства наглядности творчески и методически грамотно, тогда, когда их использование педагогически целесообразно и необходимо. Преподаватель должен обеспечивать высокий эстетический уровень внешнего вида средств наглядности, добиваясь, чтобы они были яркими и доступными, разнообразными и конкретными, обеспечивали комплексное отражение всего учебного материала.

В высших учебных заведениях при обучении студентов комплексно применяются следующие виды наглядности: натуральная или естественная (образцы техники, оборудования), изобразительная (макеты, стенды, чертежи и т. п.), вербально-образная (словесное описание различных профессиональных действий, обстоятельств и условий их выполнения, примеров и т. п.), практический показ выполнения приемов и действий (личных и коллективных).

Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучающихся определяет позицию и отношение самих студентов к участию в процессе обучения.

Сознательность в обучении — это понимание обучающимися сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний и приобретаемых умений, положительное отношение к учению. Сознательность придает процессу обучения воспитывающий характер и, в значительной мере, способствует формированию у студентов высоких психологических и значимых профессиональных качеств личности.

Активность студентов в обучении — это их интенсивная умственная (интеллектуальная) и физическая деятельность по овладению знаниями, навыками и умениями.

Самостоятельность в обучении — это активное продвижение обучающихся к вершинам профессионального мастерства, ориентирующееся на собственные усилия в учебном процессе, потребности и цели, мотивы и волю.

Данный принцип требует от преподавателя соблюдения следующих педагогических правил:

  • — добиваться осознания обучающимися значимости их будущей профессиональной деятельности; доводить до них цели и задачи каждого занятия; формировать положительное отношение студентов к учебному процессу, вызывать интерес к изучаемому материалу;
  • — поддерживать активность и творческие начинания обучающихся, стимулировать их познавательную деятельность, развивать мотивацию;
  • — ставить обучающихся в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми или приведенными фактами и имеющимися знаниями;
  • — обеспечивать понимание студентами смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывая их опираться на знания и опыт обучающихся;
  • — вооружать студентов методами и приемами самостоятельной работы по приобретению новых знаний, навыков и умений, способствовать самостоятельному использованию последних при решении практических и учебных задач.

Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями. Для решения учебно-познавательных задач обучающимся объективно необходим целостный комплекс взаимосвязанных знаний, навыков и умений, имеющих достаточную прочность для их использования в профессиональной деятельности. Чем они прочнее, гем быстрее и основательнее студенты овладевают новым учебным материалом, своей будущей специальностью.

Данный принцип предполагает соблюдение следующих педагогических требований:

  • — обеспечивать медленные, но безошибочные действия при первоначальном знакомстве с материалом и операциями, с осваиваемыми навыками действий, сокращая постепенно сроки их выполнения при соблюдении высокого качества отработки;
  • — не приступать к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия у студентов положительных мотивов и стимулов;
  • — следить за логикой подачи учебного материала, ибо прочность знаний, логически связанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний;
  • — формировать установку на длительное запоминание учебного материала, опираясь на все виды памяти и способы запоминания; стимулировать работу студентов, обучать их правилам и приемам самообразования;
  • — побуждать обучающихся к осознанному выполнению действий, поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность.

Принцип дифференцированною и индивидуального подхода в обучении определяет организацию групповых действий на занятиях по различным учебным предметам и дисциплинам в тесном сочетании с индивидуальным подходом к обучению каждого студента.

Данный принцип предполагает реализацию педагогом следующих педагогических требований:

  • — систематически изучать обучающихся, выявлять их особенности и возможности; постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения; учитывать интеллектуальные и физические способности студентов и организовывать учебный процесс в строгом соответствии с ними. Эти требования принципа отражают сущность процесса индивидуализации в подготовке обучающихся, который может быть реализован посредством использования различных организационных форм: создания групп усиленной подготовки; проведения дополнительных индивидуальных занятий по усложненной программе; составления индивидуальных планов освоения учебной программы; предоставления самостоятельного выбора форм обучения и пр.;
  • — развивать индивидуальные способности каждого обучающегося в интересах формирования и сплочения студенческих коллективов, создавая в учебной группе положительный социальнопсихологический климат.

Единство обучении и воспитания детерминируют обязательность осуществления целостного педагогического процесса. Ведь в процессе обучения у студентов формируются взгляды, чувства, ценности, качества личности, черты характера, привычки поведения. Все это может происходить как непреднамеренно, так и в силу специальной организации учебно-воспитательного процесса. Единство обучения и воспитания в ходе проведения учебных занятий должно достигаться усилиями всех его участников как педагогов, так и обучающихся.

Необходимо указать на взаимосвязь принципов обучения с принципами воспитания. Опора только на принципы обучения при игнорировании требований принципов воспитания может привести к переходу преподавателя на позиции «натаскивания» студентов в узкой сфере. Именно взаимосвязь этих принципов придает учебному процессу в вузе воспитывающий характер, развивает обучающихся, обеспечивает их психологическую подготовку к будущей профессиональной деятельности, к решению учебно-познавательных задач.

Вопросы и задания

  • 1. Какие проблемы исследует дидактика высшей школы?
  • 2. Раскройте сущность, содержание и структуру процесса обучения в вузе.
  • 3. Как Вы понимаете высказывание А. Дистервега о том, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учитель учит ее находить? Обоснуйте свою точку зрения на это.
  • 4. Какие основные функции реализуются в процессе обучения?
  • 5. Охарактеризуйте процесс обучения как педагогическую систему, раскройте его логику.
  • 6. Обоснуйте сущность рассмотренных выше концепций и теорий обучения. В чем Вы видите преимущества и недостатки применения в вузе каждой из них?
  • 7. Назовите и охарактеризуйте основные дидактические принципы.
  • 8. Сформулируйте определение следующих понятий: дидактика, знания, навыки, умения, концепция (теория) обучения, принципы обучения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой