Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самое серьезное внимание следует уделять диагностике сформированности знаниево-ориентированного уровня готовности к профессиональной деятельности, поскольку именно на этом уровне приобретаются знания, служащие основой операциональной сферы педагогической деятельности, закладываются основы профессиональной педагогической культуры будущих педагогов. Для определения сформированности данного уровня… Читать ещё >

Содержание

  • введение:.л.з
  • глава 1. компетеитностный подход к диагностике готовности студентов-бакалавров к профессиона льной деятельности
    • 1. 1. Готовность к профессиональной деятельности как психолого-«педагогическая проблема .'.'.'
    • 1. 2. Содержание готовности к профессиональной деятельности-. для различных ступеней многоуровневого педагогического образования на основе компетентностного подхода,
    • 1. 3. Требования к современной системе диагностики готовности к профессиональной деятельности. .¦.:. Г
  • Выводы по первошглаве
  • глава 2. содержание и методы диагностики готовности бакалавров к профессиональной педагогической деятельности
    • 2. 1. Диагностика мотивационной сферы готовности к педагогической- деятельности
    • 212. Диагностика операциональной сферы готовности к. ' профессиональной деятельности.,. .
      • 2. 3. Организация и осуществление диагностики готовности к профессиональной деятельности на различных ступенях многоуровневого педагогического образования на основе компетентностного подхода
  • Выводы по второй главе

Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к обучению в высшей школе, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов.. В связи с подписанием Россией Болонских соглашений на первый план выступает идея многоуровневости высшего профессионального образования, которая предполагает подготовку студентов в рамках бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Особую актуальность приобретает модернизация системы высшего педагогического образования, которая требует поиска новых организационно-методических средств и технологий повышения качества подготовки специалистов.

Необходимы новые подходы к профессиональной подготовке и формированию личности будущих педагогов — бакалавров, специалистов и магистров образования в рамках преимущественно университетской системы высшего педагогического образования.

Одним из таких подходов является введение новых технологий обучения и контроля. Диагностика готовности к профессиональной деятельности — одна из наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются преподаватели высшей школы. От того, насколько хорошо (методически верно, в соответствии с целями обучения) она организована, во многом зависит качество подготовки специалистов. Для её совершенствования в последние годы делается многое: конкретизируются требования к подготовке выпускников различных уровней высшего профессионального образования, вводится модульно-балльно-рейтинговая система контроля, проводятся Интернет-экзамены.

Проведенный в рамках исследования теоретический анализ проблемы показал, что в педагогической литературе подробно раскрывается сущность понятия «профессиональная деятельность» как сложного многоуровневого объекта, представляющего собой систему (Е.А.Климов), раскрываются различные подходы к определению понятий «профессия» и «специальность» (А.К.Маркова, Е. А. Климов, Е. Э. Смирнова, К.М.Гуревич).

Психологическая структура педагогической деятельности раскрыта в исследованиях Н. В. Кузьминой.

Многообразие функций педагогической деятельности подробно раскрывается в работах Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова, В. А. Сластенина и ряда других отечественных ученых.

Формирование готовности к профессиональной-, деятельности рассматривается как цель и результат длительного процесса подготовки специалиста, как формирование готовности к выполнению профессиональных функций (Г.И.Хозяинов), как овладение компетенциями, пгозволяющими решать профессиональные задачи (О.В.Акулова, Н. Ф. Ефремова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторскшг и др:), выделены стадии становления профессионала, совпадающие с этапами профессиональной социализации личности" (Ю.П.Поваренков), рассматриваются проблемы психологии труда учителя и его профессионального роста (Н.Г.Алексеев, Б. З. Вульф, В. А. Кривошеев, В. И. Слободчиков, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.), как формирование профессионально-педагогической культуры (Е.В.Бондаревская,.

В.А.Бордовский, Е. И. Исаев, И. Ф. Исаев, Г. А. Караханова, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, В. И. Слободчиков и др.).

Процесс профессионального становления учителя рассматривается с различных точек зрения. С точки зрения деятельностного подхода уровень профессионального развития тем выше, чем успешнее освоены правила и нормы деятельности (А.Г.Асмолов, А. Н. Лсонтьев, В. А. Петровский, Г. П. Щедровицкий, и др.). С точки зрения личностного подхода профессиональное развитие — это развитие Я-концепции в направлении духовных ценностей. С точки зрения личностно-деятельностного подхода (Е.Н.Волкова, Л. М. Митина, В. А. Сластенип, В. Э. Тамарин и др.) профессиональное развитие связано с изменением личностной позиции с объектной на субъектную. Акмеологический подход — рассмотрение путей, принципов, способов, методов, позволяющих достичь профессионализма. Аксиологический подход — формирование у будущих педагогов ценностных ориентаций гуманистической направленности, введение их вмир общечеловеческих, общекультурных ценностей, среди которых высшей ценностью является сам человек. Праксеологический подход — определение профессионализма как целесообразности действий, цели деятельности в соответствии с природой человека, контекстом культуры, местом, временем и ситуацией (Л.С.Выготский, П. Толкотт, Т. Котарбинский, А. Н. Леонтьев, И. А. Колесникова, К. В. Титова и др.). Тендерный подход — анализ влияния половой дифференциации и иерархичности на становление педагога-профессионала (В.А.Дёминский, И. С. Клёцина, Л^Н.Ожигова, О. Б. Отвечалина и др.). Все большее внимание исследователей" привлекает компетентностный" подход, которому отводится решающая роль в модернизации российского образования.

В последнее время жизнь в целом, в том числе и профессиональная* деятельность, характеризуются возрастающей сложностью, неопределенностью и динамикой, поэтому люди* должны быть подготовлены функционировать в непрерывно изменяющейся социально-экономической среде, а потому компетентностный подход завоевывает все большие позиции в образовании разных стран. В современноммире знание само по себе перестает быть ценностью, а «обучаемость» начинает цениться больше, чем «обученность».

Компетентностный подход нацелен на то, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а научить его самостоятельно решать проблемы в, незнакомых ситуациях. При этом использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов по сравнению с учебным процессом-основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью обучения становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных" — ситуациях. Компетентностное обучение, в, первую очередь, должно сосредоточиться на том, чтобы помочь человеку решать новые проблемы в незнакомых ситуациях, оно ни в коей мере не отменяет и: не преуменьшает ценности и важности получаемых студентом знаний — профессиональных' и общегуманитарных.,' комплекс которых создает их когнитивную компетентность, которая^ наряду с имеющимися. и полученными ценностными" ориентациями и приобретенными-, навыками и определяет уровень профессионализма выпускников.' .

Особенность компетенции как результата образования состоит в томчто в сравнении с другими результатами образования она:. — является интегрированным результатом;

— позволяет решать целый класс нестандартных задач (в отличие от элемента функциональной грамотности);

— существует в форме деятельности, а не в форме информации о ней (в отличие от знания);

— переносима (связана с целым классом' предметов воздействия), совершенствуется не по пути, автоматизации: и> превращения в навыка по пути интеграциис другими компетенциями? и компетентностями через осознание общей основы деятельности;

— в процессе компетентностногоюбучения наращивается компетенция^ а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов человека: (в отличие от умения);

— проявляется осознанно (в" отличие от навыка).

Таким образом, компетентностный подход — это приоритетная ориентация на цели — векторы образования:

• обучаемость;

• самоопределение (самодетерминация);

• салюактуализагрт;

• социализация и развитие индивидуальности.

Деление содержания образовательной программы по дисциплинам соответствует только его предметному структурированию, а деление содержания образовательной программы по результатам в терминах компетенций соответствует его деятельностному структурированию. В результате строго предметное структурирование оценочных средств выявления учебных достижений не соответствует компетентностной модели построения основных образовательных программ (ООП), требующих оценивания компетенций студентов.

Таким образом, готовность к профессиональной деятельности, определяемая на основе компетентностного подхода, предполагает свободное владение своей профессией и ориентацию в смежных областях, конкурентоспособность на рынке Труда, ГОТОВНОСТЬ к деятельности И' профессиональному росту, социальную и профессиональную мобильность, способность к адаптации в изменяющихся внешних условиях. При этом, повышение качества' образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества, образовательные результаты во всем мире все более увязываются не только с суммой усвоенных знаний и умений, но и с опытом деятельности и применения знаний' для решения нестандартных задач и проблемных социально-жизненных и профессиональных ситуаций[7], вследствие чего проблема диагностики готовности к профессиональной деятельности является весьиа актуальной.

Готовность к профессиональной деятельности, определяемая на основе компетентностного подхода, рассматривается в работах И. И. Агапова, О. В. Акуловой, В. И. Байденко, Н. Ф. Ефремовой, Е.С.Заир-Бека, Л. С. Лисицыной, А. М. Митяева, С. А. Писарева, Е. В. Писку новой,.

Д.А.Погонышевой, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной, А. В. Хуторского, А. И. Чучалина, О. В. Шемет, С. Е. Шишова и других исследователей.

Педагогическая диагностика как фактор управления качеством образования рассматривается в работах Л. Н. Давыдовой, А. Г. Бермуса. В работах авторского коллектива РГПУ имени А. И. Герцена (Е.В.Алексеева, Т. В. Артемьева, А. А. Ахаян, И. А. Баева, А. А. Баканова, А. Е. Бахмутский и д.) рассматриваются вопросы оценки профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования,.

Использованию новых информационных и коммуникационных технологий в профессиональном педагогическом образовании посвящены работы М. М. Абдуразакова, В. П. Беспалько, Т. Г. Везирова, Г. М. Гаджиева, Е. И:Машбица, В. М. Монахова, Е. С. Полат и др.

Вместе с тем, существующая на практике система диагностики готовности студентов к профессиональной деятельности, на наш взгляд, характеризуется рядом противоречий между:

— требованиями к уровню подготовки современного учителя и имеющимся состоянием этой подготовки;

— требованиями к уровню подготовленности студентов и современной^ системой диагностики профессиональной компетентности будущего учителя;

— объективными требованиями современных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) и программ и субъективными требованиями конкретных экзаменаторов, определяемыми их квалификацией, личностными качествами, отношением к студенту, что может привести к возникновению стрессовых ситуаций и психологическим срывам.

— необходимостью систематически получать информацию об успешности продвижения студента по образовательному маршруту и практически отсутствием текущего контроля, которому уделяется значительно меньше внимания, чем итоговому — зачетам и экзаменам;

— необходимостью проверки усвоения всей программы и элементом случайности, всегда присутствующим на экзамене (итоговый экзамен без систематического текущего контроля — та же лотерея);

Необходимость разрешения указанных противоречий актуализирует проблему исследования, суть которой в обосновании организационно-педагогических условий диагностики готовности к профессиональной* деятельности студентов-бакалавров педагогических вузов. Актуальность проблемы и вместе с тем недостаточная её разработанность в педагогической литературе определили выбор темы исследования: «Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов— бакалавров педагогического образования». Цель исследования — обоснование организационно-педагогических условий диагностики, способствующих формированию готовности к педагогической деятельности у студентов-бакалавров педагогического образования.

Объект, исследования — профессиональная деятельность бакалавров1 педагогического образования.

Предмет исследования — диагностика готовности к педагогической деятельности бакалавров педагогического образования.

Гипотеза. • исследования. Диагностика готовности к профессиональной деятельности будет эффективно способствовать повышению качества подготовки студентов-бакалавров, если* определено содержание готовности к профессиональной деятельности на различных уровнях на основе компетентностного подхода;

— определены требования к современной системе диагностики;

— разработана система диагностики готовности к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода на различных ступенях педагогического образования.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание готовности к профессиональной деятельности для различных ступеней многоуровневого педагогического образования на основе компетентностного подхода;

2. Определить требования к системе диагностики готовности к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода;

3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия диагностики готовности к профессиональной деятельности' на различных ступенях многоуровневого педагогического образования.

4. Разработать технологию диагностики' готовности к профессиональной деятельности на различных уровнях на основе компетентностного подхода.

Методологическую основу исследования составили диалектико-материалистическая теория, познания, системный (Ю.К.Бабанский, В. П. Беспалько и др.), деятельностный (В.В.Краевский, И. Я. Лернер и др.), личностно-ориентированный (ХуторскийA.B., Якиманская И. С. и др.), ценностно-ориентационный (Асташова H.A., Равкин З. И. и др.), компетентностный (ЕфремоваН.Ф., Тряпицына А. П. и др.) подходы, принципы единства сознания и деятельности, индивидуализации, взаимосвязи теории и практики.

Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования выступают: теории деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, АЛ. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина идр/) — личности (Н.Ф. Талызина, A.M. Лурия, Л. И. Божович и др.), профессиональной деятельности (А.К.Маркова, Е. А. Климов, А. И. Щербаков и др.), концепции развития профессионализма (Шадриков В.Д., Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.), проектирования педагогических систем и процессов (Ю.К.Бабанский, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, Г. М. Гаджиев, В.В.Краевский), диагностики какспособа гуманитаризации образования и составляющей профессиональной деятельности педагога (Н.М.Борытко, И. А. Колесникова, В. А. Сластенин и др.), работы в области использования новых информационных и коммуникационных технологий в профессиональном педагогической образовании (В.П.Беспалько, Т. Г. Везиров, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Е. С. Полат и др).

Методы исследования:

— изучение и анализ методологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования,.

— психодиагностические методы;

— моделирование, педагогический эксперимент,.

— методы математической обработки результатов исследования.

— теоретические методы исследования (анализ и обобщение полученных данных).

Экспериментальная база исследования: ДГПУ, математический и географический факультеты, факультет управления, исторический факультетДФ РГИУ имени А. И. Герцена, факультет педагогики и методики начального образованияисследованием было охвачено более 280 студентов.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 1998 по 2010 год.

Первый этап (1998;2000гг.) — аналитико-проблемный — был посвящен анализу методологической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, её теоретическому осмыслению,, что позволило конкретизировать научную цель исследования, определить объект, предмет, задачи исследования, его методы.

Второй этап (2000;2008гг.) — опытно-экспериментальный — включал экспериментальную работу: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. На этом этапе была уточнена гипотеза исследования, смоделирован процесс диагностики готовности к профессиональной деятельности на основе гипотезы исследования, апробированы исходные теоретические положения. Результатом этого этапа исследования стала разработка спецкурса «Психология профессионализма» и его реализация в реальном педагогическом процессе.

Третий этап (2008;2011гг.) — обобщающий — включал завершение эксперимента, обработку, анализ и, уточнение результатов эксперимента, оформление результатов исследования, внедрение результатов исследования в практику (участие в разработке учебно-методических комплексов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» и-их апробация).

Научная новизна исследования состоит в:

— разработке системы диагностики готовности к профессиональной деятельности, включающей диагностику мотивационной и операциональной сфер готовности к профессиональной деятельности различного уровня;

— выявлении организационно-педагогических условий диагностики, готовности к профессиональной деятельности;

— проектировании и экспериментальной проверке технологии системы* диагностики готовности к профессиональной деятельности на различных уровнях высшего педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования: дополнено содержание понятия «готовность к профессиональной педагогической деятельности» с точки зрения компетентностного подхода, обоснованы организационно-педагогические условия и технология диагностики готовности * к профессиональной деятельности определены уровни и показатели готовности к педагогической деятельности, разработана система диагностики готовности к профессиональной деятельности для различных ступеней многоуровневого педагогического образования.

Практическая значимость исследования: разработанная система и технология диагностики готовности к профессиональной деятельности на различных уровнях на основе компетентностного подхода позволяет достаточно эффективно влиять на формирование профессиональной компетентности будущего учителя и может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе учреждений высшего профессионального и послевузовского образования. Разработанный спецкурс «Психология профессионализма» может быть использован в учебном процессе педагогических вузов и колледжей, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в исследовании, обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позицийподбором научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияобъемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными* результатами влияния диагностики на формирование готовности к профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные положения и результаты исследования* прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе Дагестанского государственного педагогического университета на факультетах математическом, географическом, управления* историческом, а также на факультете1 педагогики и методики начального образования ДФ РГПУ имени А. И. Герцена.

Результаты работы отражены в 8 публикациях, докладывались на внутривузовской, межвузовской, региональной конференциях, нашли отражение в материалах международной конференции «Современные технологии обучения», проходившей в Санкт-Петербурге в 2003 году. По результатам исследования составлен и прочитан на факультете управления ДГПУ спецкурс «Психология профессионализма». Программа спецкурса опубликована по решению учебно-методического Совета ДГПУ (2002 г.). Результаты исследования использованы при составлении учебно-методических комплексов курсов «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач» (авторы-составители Г. А. Караханова, д-р пед. наук, профессор, Е. Е. Оруджалиева, к.п.н., доцент, Э.Р.Оруджалиева). Учебно-методические комплексы рекомендованы к печати УМС ДГПУ, опубликованы? и внедрены в учебный процесс Д1.11У (2009;2010 гг.).

Разработаны и внедрены в учебный процесс: методические рекомендации по организации диагностики готовности. к профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода.

На защиту выносятся положения:

1. Готовность к профессиональнойпедагогической деятельности, с позиций компетентностного подхода есть интегративная характеристика, включающая теоретические и методические знанияпрофессиональные и прикладные, уменияположительное отношение.. кпедагогической деятельности, способность решать профессиональные задачи. Готовность к профессиональной: деятельности формируется в течение всего периода обучения, проходя последовательно ряд уровней: мотивационный, знаниево-ориентированный, репродуктивно-деятельностный, практико-ориентированный, творческий, исследовательский.

2. Требования к системе диагностики готовности к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода:. .

— Цельюдиагностики с позиций компетентностногоподхода должно: быть способствование. формированию профессиональной" компетентности будущего учителя: Компетентностный подход в организации диагностики: предполагает перенос акцентах: контролпирующейфункции диагностики на. её обучающую, развивающую, ориентирующую функции.

— задачей диагностики. является определение сформированностикомпетенций будущего учителя — общепрофессиональных (ОГТК), общекультурных (ОК), профессиональных (ПК),.

— содержаниедиагностики должны составлять профессиональные задачи педагогической деятельности, которые должен уметь решать будущий учитель,.

— методы диагностики должны быть адекватны поставленным задачам, отвечать современным требованиям, учитывать индивидуальные особенности студентов и способствовать профессиональному становлению будущего учителя, диагностика должна осуществляться на" основе принципов системности, систематичности и последовательности, учета индивидуальных особенностей обучающихся, объективности, диагностика готовности к профессиональной деятельности, организуемая на основе компетентностного подхода, должна способствовать формированию рефлексивно-оценочной деятельности, адекватной самооценки, позволяющей каждому студенту, корректировать свой индивидуальный образовательный маршрут.

3. Система диагностики на основе компетентностного подхода представляет собой диагностику мотивационной и операциональной сфер готовности к профессиональной деятельности различного уровня. Компоненты системы — цель, содержание, методы, результат.

4. Технология диагностирования готовности к профессиональной педагогической' деятельности на основе компетентностного подхода включает:

— определение цели диагностики на данном уровне готовности (диагностирование сформированности определенных компетенций),.

— отбор содержания диагностических материалов,.

— выбор форм и методов диагностики, соответствующих задачам данного уровня,.

— осуществление диагностических процедур,.

— организацию рефлексивно-оценочной деятельности.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе. *.

Результаты образования и формирования компетенций являются ключевым' моментомреформирования** системы «отечественного образованияПринятие: компетентностного подходас переходом» от оценкизнаний' к оценке компетенций обучающихся: должно привести к формированию новой контрольно-оценочной системы ввузах, созданию' фондов оценочных средств, служб оцениванияразработке: технологичных и независимых процедур оценивания.

Для осуществления диагностики готовности будущего учителя к профессиональной деятельности на основе компетентностного1 подхода нами были выделены уровни готовности, определены компетенциикоторые должны быть сформированы на каждом из выделенных уровнейотобраны методы диагностики мотивационной и операциональной сфер готовности к профессиональной деятельности на различных уровнях.

Технология 'диагностирования? готовности к профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода должнавключать: .,.

1) определение. цели диагностики на данном уровне готовности к профессиональнойпедагогическойдеятельности.- (диагностирование сформированное&tradeкомпетенций, требуемых на данном уровне);

2) отбор: содержаниядиагностических материалов, требующих реализации компетенций даннош-уровня готовности- -.. '.

3) выбор— форми. методов диагностикинаиболее полно характеризующиховладениеданным уровнем готовности к профессиональной деятельности;

4) осуществление диагностических процедур;

5)-организациюрефлексивно-оценочной-деятельностистудентов:

Наосновании разработанной системы диагностики готовности. к профессиональнойдеятельности на? основе компетентностного5 подходаиг разработанной технологии диагностики, нами было проведено исследование влиянияразличных методов диагностики/ на формированиеготовностик., профессиональной деятельности студентов педагогических вузов. .

Готовность к профессиональной педагогической деятельности предполагает. наличие определенных. личностных качеств. Нами были отобраны следующие методики, позволяющие оценить качества-личности, необходимые для педагога: • 1:.

Проведенное исследование мотивационной сферы студентовбакалавровфакультетов математического, историческогоуправленияпоказало,. что у. подавляющего большинствастудентов" второго' (знаниево-ориентированного) уровня готовности: к профессиональной педагогической деятельности достаточно ярковыражена направленность на педагогическую профессию. Среди мотивов выбора педагогической профессии большинство студентов, указали осознание полезности своей будущей деятельности, важности обучения и воспитания молодежи, интерес к педагогической деятельности, стремление к общению с людьми.

Вместе с. тем, результаты опроса показали, что у многих студентов отношение к педагогической деятельности и желание заниматьсяею не совпадает с реальнымиумениями, самооценка студентов завышенаони необъективны в оценке своих положительных качествслабовидят свои недостатки, занижают свои отрицательные качества (в данном случае свои мотивы).-. •'.¦¦¦ '>•' ¦ •.

Готовность студентовк профессиональной деятельности формируется в течение всего периода обучения в вузе. Поскольку в каждом из: видов деятельности формируются не всенеобходимые, а: только некоторые: определенные компетенцийнеобходимо вовлечение' студентов в разнообразные виды, учебно-познавательнойдеятельности и оценивание их достижений в этих видах деятельности. Это возможно в условиях введениябалльно-рейтинговой. системы! .

Введение

: балльно-рейтинговой системы позволило обеспечить системность и систематичность, работыстудентов по изучению программного— материала-, сформировать, навыки самоконтроля, воспитать потребность, самосовершенствованияповыситьроль, самостоятельной-.работы, вразвитии профессиональных качеств будущих специалистов. .

Дляосуществлениядиагностики готовности будущего учителя, к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода нами были определены компетенции-. которые должныбыть сформированы: на каждом из выделенных уровнейготовностиотобраны методы диагностики готовности к профессиональной деятельности на этих уровнях." .

Диагностика, осуществляемая в условиях модульно-рейтинговой системы на основекомпетентностного подхода, позволила формировать более высокий/ уровень общепрофессиональных, общекультурных, профессиональных компетенций студентов-бакалавров, более высокую степень их готовности к профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Профессиональная деятельность — это сложный многоуровневый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим её жизнедеятельность, является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов системы с учетом всех признаков, отражающих её специфику.

Педагогическая деятельность определяется как особый вид специальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определебнных социальных ролей в обществе.

Системообразующей характеристикой педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, является, её цель. Цель педагогической деятельности — развитие личности в гармонии с самой собой и с социумом.

Основные виды профессиональной, педагогической деятельности — преподавание — управление познавательной деятельностью школьников, и воспитательная работа — управление разносторонними' видами деятельности воспитанников1 с целью гармонического развития их личности, а также научение и общение. «Классическими», основными (базовыми) видами профессинально-педагогической деятельности можно считать воспитание, преподавание, научение, педагогическое общение.

2. Готовность выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности является однимиз важнейших условий совершенствования работы школы в соответствии с требованиями общества. Проблема готовности к педагогической деятельности является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики и психологии.

Понятие готовности в психолого-педагогической литературе рассматривается различными авторами и как состояние, и как отношение, и как качество личности, как наличие способности" к деятельности, вместе с тем, готовность во всех случаях рассматривается как предпосылка деятельности человека.

Выделяют такие виды готовности, как психологическая, моральная, практическая, профессиональная и т. д.

В качестве основных. элементов готовностивыпускников? педагогических вузов к. профессиональной деятельностиисследователи выделяют теоретические и методические, знанияпрофессиональные — и прикладные уменияположительное, отношение к педагогической деятельности, причем положительное отношение к данной работе считается наиболее значимым и определякицим компонентом в’структуре.готовности.

Содержание готовности к профессиональной: педагогической деятельности с позиций компетентностного подхода составляют теоретические^ и. методические знания-: профессиональные и прикладные-умения-, положительное отношение к педагогической:. деятельностиспособность решать профессиональные задачиГотовность • к профессиональной деятельности: формируетсяв* течениевсего* периодаобученияпроходя последовательноряд уровней: — мотивационный, знаниево-ориентированный'. репродук’тивно-деятельностный-. практико-ориентированный, творческийисследовательский.

3. Готовность к педагогическойдеятельности, профессиональная компетентность формируется на протяжении всего процесса? обученияв вузе. В условиях многоуровневого профессионального педагогического образования: целесообразно: проводить диагностику сформированное&trade-? компетенцийв ходе всего процесса: обучения: Дляэтогонеобходимовыделить, уровни готовности к: профессиональной педагогической деятельности, содержание готовностина* различных уровнях ис методы-её диагностики. !

При определении содержания общепедагогической готовности к профессиональной деятельности на различных ступенях многоуровневого педагогического образования мы исходили из требований стандарта, высшего педагогического образования для различных его ступеней.

На основании анализа требований: ФГОС ВПО второго/ и третьего поколений к уровню подготовки выпускников и содержания общепедагогической подготовки мы выделили следующие5 уровни, готовности к педагогической деятельности:

Г — мотивационный (абитуриент),. когдаеще нет достаточных психолого-педагогических знаний, и основной характеристикой^ уровня является желание получить педагогическую профессию;

II — знаниево-ориентированный (1 — 2 курсы), когда* формируетсябазовая: культураличности и закладываютсяосновы профессиональной* педагогической культурыстуденты. овладевают знаниями по психолого-педагогическим дисциплинамистории /Отечества-, философииосновам мировой художественной культуры. и т. д.- III репродуктивно-деятельностный (3 курс), когда формируетсяготовность к ведению учебно-воспитательной работы, студенты, на основе полученных общепедагогическихзнаний-. овладевают частными-методиками, осваивают, педагогику межнационального общения, отрабатывают способы организации общения на репродуктивном уровне,.

IV — практико-ориентированный (4 курс), обеспечивающийготовность решать, образовательные и исследовательские задачи, конструировать содержаниеобучения в рамках базисного, учебногоплана общеобразовательных учреждений России, использовать разнообразные приемы, средства и методы, обучения, осуществлять обучение, и воспитаниеспособствовать социализацииформированию: общей культуры.

ЛИЧНОСТИ- ¦ ' ¦•" .''.'¦

4. Система диагностики: готовности к профессиональной деятельности, осуществляемая на основе компетентностного подхода, представляет собой диагностику мотивационной и операциональной сфер готовности на различных уровнях: мотивационномзнаниевоориентированном, репродуктино-деятельностном, практикоориентированном. Основные компоненты системы — цель, содержание, методы, результат.

5. Технология диагностирования готовности к профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода включает:

1) определение цели диагностики на данном уровне готовности к профессиональной педагогической деятельности (диагностирование сформированности компетенций, требуемых на данном уровне);

2) отбор содержания диагностических материалов, требующих реализации компетенций данного уровня готовности;

3) выбор форм и методов диагностики, наиболее полно характеризующих овладение данным уровнем готовности^ профессиональной деятельности;

4) осуществление диагностических процедур;

5) организация рефлексивно-оценочной деятельности студентов.

6. Для того, чтобы диагностика готовности к профессиональной деятельности способствовала формированию профессиональной компетентности будущего педагога, она должна отвечать определенным требованиям.

Во-первых, это диагностично поставленная цель. В условиях компетентностного подхода к формированию готовности к профессиональной деятельности необходимо четко представлять, какие компетенции должны быть сформированы у студентов на том или ином этапе обучения. На основе анализа требований ФГОС ВПО второго и третьего поколений к уровню подготовки выпускников нами были выделены уровни готовности к профессиональной педагогической деятельности: мотивационный, знаниево-ориентированный, репродуктивно-деятельностный, практико-ориентированный, творческий, исследовательский. На каждом из этих уровней преимущественное внимание уделяется формированию определенных компетенций.

Во-вторых, необходим отбор форм и методов диагностики, соответствующих данному уровню готовности к профессиональной деятельности. Нами были отобраны методики, позволяющие осуществить диагностику готовности к профессиональной деятельности на различных ступенях многоуровневого педагогического образования.

Мотивационная сфера готовности к профессиональной деятельности характеризуется пониманием целей предстоящей деятельности, стремлением студентов как можно полнее овладеть психолого-педагогическими знаниями. Для определения уровня сформированности мотивационной готовности к профессиональной деятельности мы считаем возможным использовать: методику В. П. Симонова для выявления профессиональной мотивации и уровня самооценки будущих педагоговдифференциально-диагностический опросник для изучения профессионального интересаопросник аффилиации для диагностики потребности в эмоционально положительном общении с людьми.

Самое серьезное внимание следует уделять диагностике сформированности знаниево-ориентированного уровня готовности к профессиональной деятельности, поскольку именно на этом уровне приобретаются знания, служащие основой операциональной сферы педагогической деятельности, закладываются основы профессиональной педагогической культуры будущих педагогов. Для определения сформированности данного уровня готовности мы считаем целесообразным использование разнообразных методов текущего контроля, позволяющих оценить состояние профессиональных знаний: это беседы, традиционные методы устного и письменного контроля, тесты, выявляющие осведомленность человека в соответствующих науках и областях знаний, деловые игры, а также компетентностно-ориентированные задания, метод кейсов, портфолио и т. д.

Третье требование — это изменение характера оценки образовательных результатов. В условиях организации диагностики готовности, к профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода необходимы:

— перенос акцента с того, что знает студент, на то, какие задачи профессиональной деятельности он в состоянии решить- - использование в ходе контроля заданий творческого характераинтегрированных междисциплинарных комплексных, заданийтребующих знаний по курсам, параллельно — или последовательно изучаемых, дисциплин (например, психология — педагогика, философия— педагогика, историякультурология, философия — история образования и т. д.). Вместе с тем, нельзя: полностью ¦отказываться и от задании репродуктивного характера, требующих воспроизведения: усвоенного. материала, поскольку усвоение: и воспроизведение составляет основу, первую ступень всякого обучения;

— индивидуализация форм обучения, и контроля в соответствии с особенностями отдельных студентов, их. индивидуальным образовательным маршрутом? вцелях достижения' каждым студентом максимально возможного для него уровня готовности к профессиональной. деятельности;

— стандартизация оценки результатов обученности, четкиекритерии оценки, максимальная, объективность, исключение субъективизма- - систематичность, и многоступенчатость оценки, комплексный подход, включающий оценку достижений и формирования компетенций на всех этапах обученияусиление роли текущего контроля^ возможность получения итоговой оценки на основании текущих оценок за все виды деятельностистудента, организация: итогового контроля" в форме междисциплинарного экзамена, включающего вопросы' и задания интегрированного характера, позволяющие определить готовность студента к решению различных типов профессиональных задач;

— наконец, использование современных информационных технологий, расширяющих возможности не только-, предъявления учебного материала, но и организации контроля достижений студёнта на всех уровнях готовности к профессиональной педагогической деятельности.

Четвертое требование к процессу диагностики готовности к профессиональной педагогической деятельности — внесение изменений в систему контроля и учета знаний и соблюдение определенных организационно-педагогических условий.

7. Диагностика готовности к профессиональной деятельностиорганизацуемая на основе компетентностного подхода, будет способствовать формированию профессиональной компетентности будущих педагогов при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— введение модульно-рейтинговой системы;

— осознание каждым студентом целей предстоящей деятельности;

— охват контрольными заданиями всего учебного материалаони должны быть разнообразны, ориентированы на различные уровни подготовленности студентов, их выполнение должно способствовать как развитию операциональной сферы деятельности, так и формированию педагогического мышления будущего учителя;

— четкое планирование программы самостоятельной работы, студентов по овладению учебным материалом.

— владение студентами способами самодиагностикиформирование правильного отношения к организации и проведению контроля на данном этапе обучения, осуществление контроля в форме самоконтроля;

— возможность для каждого студента ознакомиться с результатами контроля, исправить допущенные ошибки и овладеть планируемыми компетенциями на должном уровне.

8. Внедрение разработанной системы и реализация технологии диагностики готовности на различных уровнях на основе компетентностного подхода дает возможность выстроить индивидуальный образовательный маршрут студентов и позволяет достаточно эффективно влиять на формирование профессиональной компетентности будущего учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования./, М. М Абдуразаков. Махачкала: ДГГТУ, 2006. -190 с.
  2. М.М., Гаджиев Г. М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики./ М. М. Абдуразаков, Г. М. Гаджиев.// Информатика и образование, 2006, № 2. С. 98 102.
  3. Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. М.: Педагогика-Прогресс, 1992, 173 с.
  4. .Б. Теория обучения: Схемы и тесты./ Б. Б. Айсмонтас. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.
  5. М.Н. Основные направления модернизации российского образования: проблемы, приоритеты и пути их решения / М.Н. Алиев// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2008. № 2. С. 16−21.
  6. .Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: Дис.. доктора пед. наук. Пятигорск, 2006. — 375 с.
  7. В.И. Модели творчески саморазвивающейся личности учителя. XXI век. / В. И. Андреев. М.: Просвещение, 2001. — 255 с.
  8. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. /О.С.Анисимов. -М.: Экономика, 2001. 416 с.
  9. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа./ А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. — 367 с.
  10. Ю.Асташова H.A. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. /Н.А.Асташова. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды./ Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 480 с.
  12. М.Я. Избранные психологические произведения / М.Я. Басов// Под ред. Мясищева, В. С Мерилина.- М., 1975.-432с.
  13. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
  14. JI.A. Подготовка будущего учителя начальной школы к диагностической деятельности/JI.А.Байкова/Педагогика—2004, № 2, с. 40.
  15. В. А. Личностные ориентации в учебно-познавательной деятельности / В. А. Беликов. Свердловск, 1996.
  16. БеловВ.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие / В. В. Белов, Г. В. Виталиев, Г. М. Денисов. М.: Юрист, 2002.- 288с.
  17. . Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций / Д. А. Белухин. Воронеж, 1996.-317с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П.Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  19. В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2. Т.1. Психика и жизнь./ Отв. Ред. Г. С. Никифоров, Л. А. Коростылева. — СПб., 1999.-256 с.
  20. А.Л. Психология общения. / А. Л. Бодалев. Воронеж, 2002. -320с.
  21. Н.В., Реан АА. Педагогика. Учебник для вузов./Н.В.Болдовская, А. А. Реан. СПб: Питер, 2001. — 304 с.
  22. Г. А., Нестеров А.АВ., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. Монография. / Г. А. Бордовский, А. В. Нестеров, С. Ю. Трапицын. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-359 с.
  23. Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Н.М.Борытко— М.: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с. — (Профессионализм педагога).
  24. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / A.B.Брушлинский. Гл. ред. Д. И. Фельдштейн. Воронеж, 1990. — 392с.
  25. Л.П. Человек: деятельность и общение. / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  26. Е.Ю., Граничина O.A., Трапицын С. Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие./ Е. Ю. Васильева, O.A. Граничина, С. Ю. Трапицын СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 159 с.
  27. Введение в педагогическую деятельность: Практикум. Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. А. О. Смирнова. М. г Академия, 2004. — 256 с.
  28. Т.Г. Теория и практика использования' информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образованмии. Дисс.. д-ра пед. наук. Ставрополь: СГУ, 2002. — 301 с.
  29. В.Г. Общие основы педагогики. Учеб. пособие./ В. Г. Виненко. — М.: Дашков и К, 2008, 300 с. 31 .Волович М. Б. Наука обучать / М. Б. Волович. М.: LINKA-PRESS, 1995.-280с.
  30. A.A. Психологические условия становления профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. .канд.психол. наук. М., 1998." 143. •:'.¦¦
  31. Воспитательная деятельность педагога: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Под ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. — 336с.
  32. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики./ Б. З. Вульфов,
  33. B.Д.Иванов.// Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. И доп.. М-: Изд-во У РАО, 2000. — 614 с.
  34. .З., Харькин В.Н: Педагогика рефлексии:. Взгляд на профессиональную подготовку учителя./ Б. З. Вульфов, В. П. Харькин. М.:-Магистр, 1995 — 325 с. ' '. 1' : —, '
  35. Л.С. Педагогическая психология. /Л.С.Выготский/ Под .ред. В-В-Давыдова. — М'У: Педагогика, 1 991 480 с. .
  36. Г. В. Учебная деятельность и ее средства / Г. В: Габай М., 1988.-236с. ., ,
  37. Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников Ь Г.М. 1 аджиев. Махачкала, 2002 ,
  38. Г. М., Абдуразаков М. М. Технология. преподавания- информатики./ Г. М. Гаджиев, М-М.Абдуразаков. Махачкала: ДГПУ, 2005.-65 с.
  39. Гаса1юв З. Т. Воспитание культуры межнационального общения. Учебник для вузов./ З. Т. Гасанов. М.: МВЦ, 1999, 390 с.
  40. З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Методология, теория- практика. / З. Т. Гасанов. Махачкала: Межвузовский центр, 1998, 338 с.
  41. З.Т. Воспитание патриотизма, .дружбы народов,/ гражданственности://, Сб. Всероссийской научно-практической конференции./ З. Т. Гасанов. М., 2007. 496с.
  42. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /
  43. C.И Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  44. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер М., 1996.-332с.
  45. Л.Х. Педагогическая диагностика как компонент управления в современной школе. — Автореферат Карачаевск: АГПУ, 2002. — 26 с.
  46. Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. Томск, 2007. 64 с.
  47. Гриценко Л. И, Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. И. Гриценко. -М.: Академия, 2005. 240 с.
  48. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред., О. С. Газмана, И. А. Костенчука.- М.: УВД «Инноватор», 1995.-115с.
  49. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: Методическоепособие./ Под ред. С. А. Гончарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 159 с.
  50. Э.Л. Образование личности: Пособие для преподавателей / Э. Л. Гусинский М.: Интерпракс, 1994.-134с.
  51. Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования. Дис. доктора пед наук.- Астрахань, 2005. 343 с.
  52. А.Я. Теория интеграции образования./ А. Я. Данилюк. Ростов-на-Дону: Из-во Рост. РПУ, 2000.- 440 с.
  53. М.В. Проблемы теории деятельности./ М. В. Демин. М.: МГУ, 1987.-372 с.
  54. В.А. Тендерный подход к психологическому исследованию профессионализации педагога. // Педагогика, 2008, № 1. С. 74−78.
  55. З.М. Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников на основе вариативного подхода / Джазаева З. М. -Карачаевск: КЧГПУ, 2003. 23 с.
  56. А.Е. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. / А. Е. Дмитриев. М., 1998. — 96 с.
  57. М.Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности. Учебное пособие / М. Е. Дуранов. — Челябинск, 1996.
  58. М.И., Кандыбович Л. А. Проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: БГУ, 2006. — 139с.
  59. Т.Д. Обучение будущих учителей педагогическому прогнозированию. Автореферат. Волгоград: ВГПУ, 1998. — 22 с.
  60. И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Н: М. Борытко- М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.
  61. Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в> высшем образовании. Учеб. пособие. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2010. — 216 с.
  62. Н.Ф. Тестовый контроль в образовании.Учеб. пособие. М.: Логос.2007.-368 с.
  63. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование- /Э.Ф.Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998−126с.'
  64. И.А. Педагогическая психология. / И. А. Зимняя. — 2-е изд. М.:, Логос, 2004.-384 с.
  65. Зияудинова С. М- Содержание и организация информационной¦ подготовки, будущих учителей- начальных классов: Автореферат. М.:. МГПУ, 2000- -16 с. ¦
  66. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности./Е.М.Иванова. М.: Изд. МГУ, 1987. — 208 с.
  67. Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза.: Автореферат. Волгоград: ВГПУ, 1994. — 22 с.
  68. Инновационные интегрированные технологии в теории и практике учителей /, Л: Н. Мун // Дидактика. 2003. № 1.- С.42−45. ¦
  69. Л.В. Структурно-интегративная методология квалиметрии целостности в образовательных системах: Дис.. д-ра пед. наук / Л. В. Ишкова. Тюмень, 2001. — 210с.
  70. A.C. Формирование готовности учителя к созданию-личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактических компьютерных средах: Автореферат. Волгоград: ВП1У, 2000, 21 с.
  71. В.А. Система- общечеловеческих ценностей (Профессиональное самоопределение учмтеля): Учеб пособие./ В. А. Караковский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 509 с.
  72. A.A. Индивидуализация, учебной деятельности, каш педагогическаяшроблема"/А-А, Кирсанов Казань, 1982.-263с.
  73. М.В. Инновационные — модели обучения в-, зарубежныхпедагогическихпоисках/М1В: Кларит-Mi-://Арена--.1994L- 222с.
  74. Клименюк/A.B. Методология и методика педагогического/исследования. Постановка цели и задач исследования / A.B. Климешок, A.A. Калита,
  75. ЭШ.Бережная. — Киев, 1988:-99с.
  76. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
  77. ГМ. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие./ Г. М. Коджаспирова. Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994.-344 с.
  78. Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб пособие для студ. пед. училищ и колледжей./ Г. М. Коджаспирова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 416 с.
  79. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике./ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров Москва: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.
  80. И.А. Педагогическая праксеология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. А. Колесникова,. Е. В. Титова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
  81. И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для, высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -288 с.
  82. А.К. Методологическая культура учителя. Опыт системного анализа. /А.К.Колесова. -М.: Просвещение, 2000. 345 с.
  83. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие. / О. В. Акулова, Е.С.Заир-Бек, С. А. Писарев, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 158 с.
  84. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий: Учебно-методическое посоие./ Под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 511 с.•V. ' ' 149. ••
  85. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» /Отв. редактор Курнешова Л. Е. -М.: Московский центр качества образования, 2008.-96 с.
  86. Комплект контрольно-измерительных. материалов для оценки компетентностей обучающихся./ Под- ред: В. П. Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 211 с.
  87. В.В. Методология педагогического: исследования. / В. В. Краевский. Самара, 1994. — 165 с.
  88. В.В. Наука об образовании : в современной России. Методологический анализ. / В. В. Краевский.// Известия РАО. М., 1999. -206 С.
  89. В.В. Общие основы педагогики. Учеб." пособие для. студ. высш. учеб. .заведений. /В.В.Краевский. — 2-е изд., .испр. М.: Академия, 2005.-256 с. .,
  90. ЮЗ.Крулехт М. В. Теоретическая педагогика. Методическое сопровождение самостоятельной работы студентов, факультета дошкольного «образования-, Учебно-методическое пособие. СПб-: Изд-во. РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 144 с. V ¦ • • .'.: „
  91. Крулехт М-В. Экспертные' оценки в образовании / М. В. Крулехт, И. ВГ .Телынок.-М.:ИЦ"Академия“, 2002. 128с.
  92. Ксензова: F. JI-: Оценочная-' деятельность, учителя / F. JI- Ксензова* М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с. •
  93. Кузьмина 11. В: Профессионализм личности преподавателя и • мастера производственного обучения-./ Н-В -Кузьмина: — М: — Высшая школа- 1990, 117 с.
  94. Левина М: М: Технологии/ профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. /М:М.Левина. М-: Издательский центр „Академия“, 2001. — 272 с.
  95. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981, 185 с.
  96. Л.С. Методология проектирования модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ. Методическое пособие.- СПб: СПбГУ ИТМО. 2009. 50 с.
  97. A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана / A.M. Магомедов. Махачкала, 2005. -340с.
  98. Ш. Максимов В. Т. Педагогическая диагностика в школе / В. Т. Максимов.-М.: ИЦ „Академия“, 2002.- 272с.
  99. Д.М. Образование для жизни — образование через всю жизнь /Д:М. Маллаев//Дагестанская правда. 2008. 5 августа. -С. 1−2.
  100. А.К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1996.- 308с.
  101. Маркова* А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993.- 192с.
  102. Пб.Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  103. Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана / Ш. А. Мирзоев. -Махачкала, 2005. -192с.
  104. Л.М. Психология профессионального развития учителя./ Л. М. Митина. -М.: Издательство „Флинта“, 1998 201 с.
  105. A.M. Содержание многоуровневого, высшего образования в . условиях реализации компетентностной модели: //Педагогика, 2008, № 8.
  106. Михайлова НС, Минин. М.Г. ,. Муратова- Е. А. Разработка фонда» оценочных средств в проектировании. образовательных, программ: -Томск: Изд. ТПУ, 2008: 204 с.
  107. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное: пособие / 0: Я. Олейникова- A.A. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. Изд. 2-е, нерераб. и: доп. М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2010. — 256 с.
  108. В.М. Проектирование траектории5 профессионального становления учителя:// Энциклопедияшрофессионального: образования: В 3 т./ Научн. ред. С. Я Батышев. Т.2., И., 1999- с.345 347.
  109. Морозова. OTT. Педагогический-- практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб: заведений.: — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-- 320 с.
  110. С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении-/ С.А.Мухина- A.A. Соловьева1-Ростов^н/Д: Феникс, 2004^ 379с:127Л1емов P.C. Психология: В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. М.: ВЛАДОС, 1997. С. 235 — 246.. , '
  111. O.F. Психология труда: Учебное: пособие для^студентов-высших педагогических учебных заведений /О.Г.Носкова-. под ред. Е. А. Климова. 2-е изд., стер: М-: Издательский’центр «Академия», 2006. — 384 с:
  112. Ню-иормагомедов A.M. Интеграционные процессы, а педагогическом образовании:/ А. Н. Нюдюрмагомедов. Махачкала: ДГГ1У, 1998у 190 с.
  113. Нюдюрмагомедов-А.Н. Основы педагогической экологии: Монография. / А. Н. Нюдюрмагомедов. Махачкала: ИПЦ. ДГУ, 2002, 101 с.
  114. A. 11. Смыслосозидающие технологии в школе / А. Н. Нюдюрмагомедов. Махачкала: Наука в школе,.2006. С.140−1'56.
  115. Э.Р. Проектирование процесса диагностики готовности студентов к педагогической деятельности. / Э. Р. Оруджалиева. // Известия ДГПУ. Серия: психолого-педагогические науки — Махачкала, 2011. № 2. С. 78−81.
  116. Э.Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности и новые педагогические технологии. / Э. Р. Оруджалиева, Е. Е. Оруджалиева.// Материалы 5-й международной конференции «Современные технологии обучения». Санкт-Петербург, 1999. С. 176.
  117. Э.Р. Психология профессионализма: программа спецкурса./ Э. Р. Оруджалиева. Махачкала: Даггоспедуниверситет, 2002.29 с.
  118. Э.Р. Совершенствование методов контроля знаний студентов./ Э. Р. Оруджалиева. Махачкала: Даггоспедуниверситет, 1999, с.31−33.
  119. Педагогика: Теории, системы, технологии. Учебник для студ. высш. и ср. учеб. заведений. /Под ред. С. А. Смирнова: М.: Издательский центр «Академия», 2007. -512 с., ,
  120. Педагогика. Учебное пособие для студентов: педагогических вузов и педагогических колледжей./Под ред. П. И. Пидкасистого. М.:• Роспедагентство, 1996. 602 с.
  121. Г1едагогическое консультирование: Учеб. пособие для студентов высших педагогических: учебных заведений / под. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006:-320(с.','.
  122. В.Ю. Технологии разработки тестовых заданий: справочное руководство. г М-: Е-Медиа, 2005-.-265 с. — ,
  123. В.Я. Требования- к личности учителя в условиях высокотехнологичного общества. /В.Я.Пмлиповский. М., 1997.-112 с.
  124. . Е.В. Подготовка' учителя к обеспечению, .современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации, по результатам научных исследований./ Под ред. Акад. Г. А. Бордовского. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 79 с.
  125. Ю.П. Психология становления профессионала. Системный подход. // Проблемы общей и организационной психологии: сборник научных трудов./ Ю. П. Поваренков. Под ред. А. В. Карпова. Ярославль: Ярославский университет, 1999. — 204 е., с. 97 — 118.
  126. Д.А. Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. // Педагогика, № ю, 2009. С. 22 — 28.
  127. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркпна. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.
  128. Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. -М., 1976.-280 с.
  129. Практическая педагогика. Учебно-методический комплекс.// Г. А. Караханова, Е. Е. Оруджалиева, Э. Р. Оруджалиева. Махачкала, Изд-во ИПЦДГУ, 2010.-297 с.
  130. Проблемы общей и организационной психологии: сборник научных трудов./ Под ред. А. В. Карпова. Ярославль: Ярославский университет, 1999.-204 с.
  131. Проектирование учебно-методического обеспечения инновационной образовательной программы. Методическое пособие./ О. В. Акулова,
  132. А.Е.Бахмутский и др. Под ред. С. А. Гончарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 159 с.
  133. М.Х., Алиева Б. Ш. Профессиональная компетентность как показатель качества подготовки специалиста в вузе. — Махачкала, изд. ДГУ, 2011.- 179 с.
  134. З.И. Педагогические ценности образования. /З.И. Равкин. М.: Педагогика, 1999. — 165 с.
  135. Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е. И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 336 с.: ил. — (Азбука психологии).
  136. М.М. Проблемы учителей / М. М. Рубинштейн. М.: ИЦ «Академия», 2004.- 224с.
  137. Н.Г. Психологические особенности самосознания студентов педагогического вуза // Проблемы общей и организационной психологии. Сборник научных трудов. /Н.Г.Рукавишникова. Под ред. А. В. Карпова -Ярославль, 1999, с.163−177.
  138. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России.-1994.'-№ 2. С.9−24.
  139. Г. Л. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г. Л. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  140. Ю.В., Фроловская М. Н. Эволюция профессионального образа мира педагога.// Педагогика, 2009, № 2. С.50−55.
  141. В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика, 1994, № 5. — С. 16−20.
  142. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. / В. П. Симонов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  143. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1998, 512 с.
  144. В.А., Подымова JT.C. Педагогика: инновационная деятельность. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова М.: Издательство «Магистр», 2001. — 224 с.
  145. В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с.
  146. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий.: Методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. -179с.
  147. Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина 3-е изд. -М.: Академия, 2003. — 288с.
  148. Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования. /Высшее образование в России.- 2010. № 5. С. 22−31.
  149. Технологии управления образовательными системами: Учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2 007 234 с.
  150. Е.А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения. Диссерт.. канд-та пед. наук. Омск, 1999. 174с.
  151. А.Н. Статистическая обработка результатов экспериментов / А. Н. Тихонов, М. В. Уфимцев. -М., 1988. 182с.
  152. С.Т. Национальная школа Дагестана: проблемы, опыт, перспективы развития / С. Т. Тучалаев. Ростов-на-Дону, 2001.
  153. С.Т. Национальное образование России: Методология, теория и практика (на примере содержания национально-регионального компонента образования Дагестана)/ С. Т. Тучалаев. Ростов-на-Дону, 2001.
  154. К.Д. Три элемента школы / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: В 6 т. Т.4.-М., 1988.-315с.
  155. К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / / К. Д. Ушинский // Пед.соч.: В 6-х т. Т.6.- М.: Педагогика, 1990.
  156. O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Мираж, 1997. — 156 с.
  157. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое пособие./ Г. И. Хозяинов. -М.: Высшая школа, 1988. 168 с.
  158. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 2. 2003, — С.58−64.
  159. A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя./ А. В. Хуторский. -'М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с
  160. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 431 с.
  161. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов./ Д. В .Чернилевский.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 437 с.
  162. А. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высшее образование в России, 2008. № 10. С. 72−81.
  163. А.И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ 135. // Высшее образование в России, 2008: № 12. С. 10−19.
  164. В.Д. Деятельность и способности,/ В. Д- Шадриков. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1984.- 348с.
  165. . В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М.: Наука, 1982. г 184с.
  166. Т.И. Управление образовательными системами / Т. Н. Шамова, ПИ: Третьяков, Н: П. Капустин. М., 2002.-23бс
  167. О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.// Педагогика, № 10, 2009. С. 16¦'¦-¦22: — •.. ¦ /¦ ' '
  168. В., Перехожева . Е. ¦ Педагогическая модель развития компетентности выпускника, вуза. // Высшее образование в России. 2008. № 1. ". '. :¦:"'.:
  169. С.Е., Агапов И. И. Компетентностный подход к образованию-как необходимость,// Мир образования образование. в-мире:'¦№' 4. 2001. — G. 8−19. : — ¦-.' ¦.'¦ '¦
  170. Щедровицкий Г. 11. Система педагогических исследований (методологический анализ)/Г.П Щедровицкий.--М- 1993: 328с. .
  171. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути её оптимизации, в высшей школе//Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя: Межвузовский сборш/Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1980.
  172. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И: Щукина М.: Просвещение, 1986: — 143 с. .
  173. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1994.-304с.
  174. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ Научн. ред. С. Я. Батышев.Т.1. М., 1998. 'Г.2,3. М., 1999.
  175. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе./ И. С. Якиманская М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  176. И.М. Методика и техника урока в школе / И. М. Яковлев, A.M. Сохор.-М., 1985.
  177. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин.-М., 2001.-365с.
Заполнить форму текущей работой