Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соотношение знания и веры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Русский философ Н. А. Бердяев справедливо считал, что требование «научной» веры, замена веры знанием — это отказ от свободы, от вольного подвига. Вера действительно нередко сопряжена с подвижничеством. Требование заменить веру знанием не возвышает человека, а унижает его. Никакая наука, никакая философия нс могут дать веру или заменить ее собой. Они способны лишь подвести к вере. Однако и вера… Читать ещё >

Соотношение знания и веры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Знание — подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, который связан с обретением истины. Люди открыли законы физики и построили самолеты, которые поднимаются ввысь и переносят нас на далекие расстояния. Значит, наше сознание способно постигать законы материального мира. Мы раскрыли формулу гена, и это позволило создать новое существо. Все произошло именно так, как запланировали ученые. Значит, наше мышление имеет дело с истиной. Если наше сознание обладает способностью правильно отражать реальность, то мы можем все глубже и глубже проникать в тайны мира, расширять наши знания.

Знание характеризует относительно верное отражение реальности в мышлении человека. Оно демонстрирует обладание опытом и пониманием, позволяет осваивать окружающий мир. В общем смысле знанию противопоставляется незнание, невежество. Внутри познавательного процесса знание, с одной стороны, противостоит мнению, которое не может претендовать на полную истину и выражает лишь субъективное убеждение.

С другой стороны, знание противостоит вере, которая также претендует на полную истину, но опирается на иные основания: на откровение, на уверенность, что дело обстоит именно так. Самый существенный вопрос знания заключается в том, насколько оно верно, т. е. действительно ли оно может быть реальным ориентиром в практической деятельности людей.

Вера — человеческая потребность принимать события такими, какими хочется их воспринимать; способность оценивать реальность из глубин человеческого существа. В нашем сознании вера обычно соотносится с религией. Однако вера обнаруживается не только в последней. Философское понимание веры шире, она часто не имеет сакрального (священного) содержания. Вы гладите ребенка по голове и верите, что он вырастет и будет счастлив. Разве вы пророк и можете судить о будущем безоговорочно? Нет, конечно, ваше убеждение в том, что дитя проживет прекрасную жизнь, покоится на определенной настроенности души. Это и есть вера.

Но, может быть, это самообман? Мы ничего не знаем о будущем? «Грядущие годы таятся во мгле…» Если так, кому нужна эта отвлеченная и благостная надежда? Ведь жизнь может выкинуть такие игральные кости, что помутится разум… Зачем же тогда некое, ничем не подкрепленное ожидание?

Однако представим себе человека, который живет без веры. Он мрачно смотрит в будущее, решительно отвергает всякие подсказки души. Вытравляет в себе все, что связано с ожиданием. На что он может опереться? Только на разум. Однако всегда ли рассудок служит нам надежным поводырем? Не естественнее ли во многих случаях довериться интуиции или тому феномену, который исстари называется верой?

Вера — это состояние души человека, позволяющее ему преодолевать жизненные испытания, находить опору в жизненном бытии. Она вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, ибо он — не проего существо, действующее на основе инстинкта, и не проего вместилище рассудка. Нередко полагают, что люди могут прожить жизнь без всякой веры. Говорят также, что знание несовместимо с верой. Образованный человек, как считают многие, не может верить. Он слишком много знает и самое существенное уже понял. Так, например, он осознал, что все совершается по законам природы и что эти законы рано или поздно будут изучены. Во что же еще ему верить? Вере, наверное, подвержены те, кого еще не коснулось просвещение. Придет время, они будут просвещены и перестанут верить.

" Верить" - это гораздо больше, чем «признавать за истину». «О вере позволительно говорить только там, — писал русский философ И. А. Ильин, — где истина воспринимается глубиной нашей души; где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа; где говорит сердце, а на его голос откликается и остальное существо человека; где снимается печать именно с этого водного ключа нашей души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь»[1].

В вере человек черпает свои жизненные силы, без которых не может быть ни осмысления истоков человеческого бытия, ни постижения грядущего. Можно верить в мощь разума, в познавательные возможности человека, в торжество беспокойного человеческого духа. Вера составляет богатство личности человека, характеризует глубину ее помыслов и чувств. Она затрагивает сокровенные струны души — почтение к предкам, надежду на бессмертие, патриотические переживания. Основой веры служит духовный опыт человека. Святыня не приобретается, не берется напрокат. Ее можно только выстрадать. Иначе говоря, то или иное прозрение подтверждается глубокими переживаниями, всей жизненной практикой человека.

" Вера отличается от знания" , — пишет известный немецкий философ К. Ясперс. Однако в чем и как? На этот счет в философии сложилось три разных представления. Одни ученые признают верховенство знания и отрицают веру. Другие настаивают на преимуществе веры и отвергают достоинство знания. Третьи исходят из равноправия знания и веры.

Первое представление господствовало в течение многих веков. Зачарованные огромными успехами науки, люди считали, что нет ничего выше знания, а веру нередко называли слепой, подчеркивая тем самым, что она не может соперничать с точным знанием. Однако окончательно заменить веру знанием невозможно. Это два разных достояния человека, каждое из которых одинаково дорого. Постепенно выяснилось, что даже самые рьяные приверженцы знания, готовые отказаться от всего, что не соотносится с разумом, тем не менее не в состоянии изжить в себе веру. Какими бы познаниями человек ни обладал, он всегда оставляет в себе место для веры, ибо не все можно обосновать научно.

Русский философ Н. А. Бердяев справедливо считал, что требование «научной» веры, замена веры знанием — это отказ от свободы, от вольного подвига. Вера действительно нередко сопряжена с подвижничеством. Требование заменить веру знанием не возвышает человека, а унижает его. Никакая наука, никакая философия нс могут дать веру или заменить ее собой. Они способны лишь подвести к вере. Однако и вера не может устранить знание. Нельзя с помощью веры решать вопросы химии и физики, политической экономии и истории, невозможно текстами Священного Писания опровергнуть выводы науки. Если вера — это свободный подвиг, то научное знание — тяжелый долг труда, возложенный на человека.

Между знанием и верой как феноменами обнаруживается существенное различие. Психологически противоположность того и другого бросается в глаза даже человеку, не склонному к философскому анализу. Знание принудительно, вера свободна. Всякий акт знания заключает в себе обязательность. Невозможно отменить тот очевидный факт, что дважды два четыре. То, что человеку доказано, для него уже неотвратимо. Другое дело — вера. Она не дает гарантий. Можно верить в Бога, в счастливый жребий, в любовь с первого взгляда. Точных доказательств в пользу этих верований нет. В дерзновении веры человек как бы бросается в пропасть и преодолевает любые предустановления.

  • [1] Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 136.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой