Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом)
Исследование показало, что процесс нравственного развития правонарушителей под влиянием музыки — явление сложное, проходящее несколько стадий. Первая стадия процессарасширение багажа нравственных понятий, благодаря высокому качеству и увеличению объема воспринимаемых подростками музыкальных произведений. Вторая стадия процесса — усвоение нравственных представлений формируется под воздействием… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРВДМШ"
- I. Система леревосштания правонарушителей и место музыки в их нравственном развитии
- 2. Особенности педагогически запущенных подростков
- 3- Теоретические-предпосылки использования «Комплекса музыкальных программ» в процессе перевоспитания правонарушителей^
- Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
- I. Организация и ход экспериментальной работы
- 2. Изучение состояния музыкального воспитания учащихся в исправительных учреждениях
- 3. Изучение личностных качеств воспитанников экспериментальных спецшкол (констатирующий эксперимент)
- 4. Экспериментальная проверка педагогических условий воздействия «Комплекса музыкальных программ» в условиях спецшколы
Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Построение коммунистического общества невозможно без всестороннего развития самого человека, без высокого уровня культуры, внутренней зрелости людей.
Воспитанию подрастающего поколения партия и советское правительство придают первостепенное значение. Решение сложных задачстоящих перед нашим обществом, зависит от уровня сознательности людей, человеческого фактора" Именно поэтому совершенствование процесса воспитания всесторонне и гармонически развитых людей так актуально сейчас. Это требует от педагогической науки и школьной практики постоянного поиска новых, наиболее эффективных форм, путей и методов воспитания.
В сложном процессе комплексного подхода к воспитанию, музыкальное искусство призвано также формировать духовный облик личности. Ни с чем не сравнима сила его воздействия на эмоции и сознание человека, а «без человеческих эмоций, — говорил В. И. Ленин, — никогда не бывало, нет и быть не может че т ловеческого искания истины» .
В речи на юбилейном пленуме Союза писателей СССР К. У. Черненко сказал: .убежден: ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать на ум и на сердце. Убежден, что сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее р внимание, чем обучению основам наук" .
1. Ленин В. И. Полн.собр.соч.т.25,с.П2.1.
2. Черненко К. У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализмаРечь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР.
25 сентября 1984 г. ж. Коммунист Ш4Д984 г., с.7−8.
Искусство музыки специфическими средствами открывает нам мир высоких чувств, разные стороны действительности. Оно делает нас духовно богаче, чище, совершеннее, помогает находить в себе новые, неведомые нам прежде силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках. Она может способствовать формированию личностиразвитого социалистического общества.
К сожалению, не все члены нашего общества находят свои нравственные идеалы. Бее еще нарушаются нормы социалистического общежития, совершаются проступки и даже правонарушения. «Нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека» .'1″ .
В развитом социалистическом обществе нет глубинных социальных корней для совершения правонарушений, преступность органически чужда нашему строю. И все же, на данном уровне развития общества существуют объективные и субъективные предпосылки правонарушений. Это не только пережитки в сознании людей, но и наши недостатки, например, в воспитании: столкновении индивидуалистических и общественных сторон в сознании и поведении человека, деформация системы ценностей, нравственные и правовые изъяны в воспитании. Бот почему способы перевоспитания не могут быть для всех одинаковы. Их спектр может быть чрезвычайно широким и, как сказано в статье «Концерт для «трудного* подростка: «.если на кого-то подействует концерт ля-бемоль мажор — надо играть о этот концерт» ,.
1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., Политиздат, 1981, с. 64.
2. Феофанов Ю. В. Концерт для «трудного» подростка, М., Известия, 17.04.1983.
Решение этой задачи на практике требует в современных условиях теоретической разработки данной проблемы не только в области общей, но и музыкальной педагогики, а также в психологии, социологии, криминологии, философии.
Анализ литературы показывает, что проблемам преступности, причинам и путям ее ликвидации посвящены исследования З.А.Ас-темирова, Ю. В. Гербеева, B. HiКудрявцева, А. Б. Сахарова и других.
Изучение характера отклонений у несовершеннолетних правонарушителей, поиск причин такого уродливого развития личности, а также методы психологического воздействия с целью перевоспитания отражены в работах Б. Г. Ананьева, П. П. Елонского, П. С. Выготского, В. А. Крутецкого, Л. Н. Леонтьева, В. Н. Мясшцева, Т. А. Фортунатова и других психологов.
Различными путями шло «наступление» педагогики на проблему перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, в основе которого в нашей стране лежат принципы и методы общепедагогического характера. Поэтому теоретические основы нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, разработанные А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, О. С. Богдановой, Н. И-Болдыревым, Г. П. Давыдовым, В. М. Коротовым, И. С. Марьенко, В. И. Петровой, Г. Н. Филоновым и др. имеют важное значение в учебно-воспитательном процессе перевоспитания педагогически запущенных подростков.1.
В коммунистическом воспитании подрастающего поколения важ.
I. Под термином «педагогически запущенные» мы понимаем подростков с отклонениями в нравственно-правовом развитии, причиной которых являются недостатки прежде всего в семье, частично ошибки школы и общественных организаций.(подробно см.: глава Г, § 2). ное значение имеет эстетическое воспитание-В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в постановлениях июньского (1983г.) и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию эстетического познания учащимися реальной действительности, развитию у них различных форм художественного творчества с целью приобщения к ценностям социалистического общества.
Базой эстетического воспитания педагогически запущенных 7 подростков в условиях специальной школы являются исследования, которые проводились в этой области, но применительно к учащимся массовых школ.
Значение искусства в формировании гармонически развитой личности теоретически обосновано в фундаментальных работах, посвященных эстетическому воспитанию: С. Т. Шацкого, А. И. Бурова, Е. В. Квятковского, Б. Т. Лихачева, И. Л. Любинского, В. А. Разумного, В-К.Скатерщикова и других.
В последние годы все интенсивнее разрабатывается теория музыкального воспитания учащихся массовых школ — как важнейшая составная часть коммунистического воспитания^В основе процесса формирования личности средствами музыки лежат работы, раскрывающие пути закономерного восприятия и воспроизведения музыки, развития музыкальных способностей, освещающие значение этого вида искусства в формировании человека (Б.В.Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский и др.).
О важности использования музыкального искусства как средства воспитания подрастающего поколения говорится в трудах видных советских педагогов: Апраксиной О. А., Ветлугиной HiAV, Кабалевского Д. Б., Шацкой В. Н. и других.
Вопросам идейно-нравственного развития школьников при обучении музыке, формирования их музыкальных потребностей, интересов, вкусов, развития музыкального восприятия, певческой культуры, музыкально-творческих способностей, организации и содержания уроков музыки в общеобразовательной школе посвящены исследования: Алиева Ю. Б., Белобородовой В. К., Морозовой З. П., Николаевой Е. В., Овчинниковой Т. Н., Петрушина В. И., Ригиной Г. С., и других.
Опеределенное место в работах занимает и вопрос о воздействии на трудновоспитуемых подростков средств искусства. Однако применение музыкального искусства в качестве воспитательного средства в условиях исправительных учреждений специально не изучалось. Лишь в небольшом количестве работ нашел освещение некоторый практический опыт. Большую ценность для нашего исследования, в частности, имеет опыт А. С. Макаренко по привлечению воспитанников к деятельности в области искусства. Интересна работа в этой области С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой в колонии «Бодрая жизнь» .
Таким образом, ознакомление с литературой позволяет говорить о весьма активной разработке как большого круга проблем музыкального воспитания и обучения школьников, так и общих проблем воспитания педагогически запущенных подростков. Однако, вопрос о воспитательном значении музыки и, в частности, о ее использовании в работе с трудновоспитуемыми детьми не нашел достаточного освещения в работах педагогов с позиций современности. Не раскрыты потенциальные возможности музыки, не найдены методы и пути, которые позволили бы поставить ее на службу исправления и перевоспитания несоврешеннолетних правонарушителей, не выявлены ведущие принципы системной организации музыкального воспитания в спецшколе.
В.А.Сухомлинский отмечал, что «отставание культуры чувств от интеллектуального „багажа“, которым овладевает человек и в школе, — это одна из конкретных причин того, что отдельные молодые люди, подростки становятся на неправильный путь, нарушают нормы социалистического общежития, законы нашего государства. Воспитание эмоциональной культуры — одна из первоочередных задач нынешней школы» .*1″ .
Актуальность проблемы прежде всего определяется той особой ролью, которую музыкальное воспитание может иметь в процессе развития трудновоспитуемых подростков, их перевоспитания.
Анализ учебно-воспитательного процесса ряда специальных исправительных учреждений показывает отсутствие системы музыкального воздействия. Это в значительной мере обусловлено неразра.
I / ботанностыо проблемы применительно к педагогически запущенным подросткам, что замедляет процесс их исправления.
Как показывает практика, а также личный опыт работы в спецшколах, несовершеннолетние правонарушители чаще всего являются подростками с искаженными и даже извращенными представлениями об окружающей действительности (одни в большей, другие в меньшей степени), о взаимоотношениях людей в обществе. Дискомфорт эмоциональной сферы — подавленность и озлобленность, агрессивность и безразличие нередко приводят подростков к частым нарушениям их связей со здоровым коллективом, отчуждению от него. Для восстановления у них эмоционального комфорта необходимо пе.
I.- Сухомяинский В. А. «Этюды о-коммунистическом воспитании» «Народное образование», 2, 1967. с. 42 дагогически гибкое воздействие, которое бы активно формировало способность к позитивной самоорганизации, самовоспитании.
Принято считать, что музыка с особой силой воздействует на эмоции, изменяя эмоциональное состояние человека. Реализуя в рамках перевоспитания потенциальные возможности музыки, мы можем способствовать прежде всего эмоциональному «раскрепощению» каждого ребенка, снятию отрицательных эмоций, совершенствованию его общения не только в связи с необходимостью адаптации подростков в коллективе спецшколы, но и реадаптации после вывода в открытую среду, созданию у них эмоционального комфорта.
Комплекс воспитательных мер должен включать целенаправленное музыкальное воздействие на нравственно-волевую сферу педагогически запущенных подростков, на повышение их чувства ответственности, улучшение дисциплинированности, воспитание доброжелательности в общении.
Таким образом, актуальность, значительный воспитательный потенциал и особое эмоциональное воздействие музыки на личность наряду с неразработанностью теории и практики музыкального воспитания в исправительных учреждениях побудили нас избрать тему исследования: «Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности» (на материале школ с особым режимом).
Объект исследования — педагогически запущенные подростки II—15 лет, совершившие правонарушения и находящиеся в специальных школах с особым режимом воспитания. Предмет исследования — процесс нравственно-эмоционального воспитания подростков, содержащихся в спецшколе при условии целенаправленного музыкального влияния.
Цель исследования — определение возможностей музыкального воздействия для восстановления эмоционального комфорта и совершенствования процесса нравственного развития подростков-правонарушителей .
Рабочая гипотеза: отклонения в нравственном развитии педагогически запущенных подростков будут устранены быстрее, если музыкальное воспитание организовать, как комплекс оптимального, педагогически обоснованного музыкального воздействия, учитывающего специфику педагогически запущенных подростков, особенности условий их воспитания в исправительном учреждении, необходимость восстановления эмоционального комфорта, развития интереса к художественной музыке, формирования нравственных качеств учащихся.
Исходя из цели и рабочей гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:
1.Изучить состояние музыкального воспитания несовершеннолетних правонарушителей в исправительных учреждениях (системы спецшкол, спецПТУ, воспитательно-трудовых колоний), их музыкальные интересы.
2. Определить принципы отбора музыкального материала, формы музыкального воздействия на личность с целью снятия негативных эмоций, позитивного влияния на нравственную сферу подростков, развития их интереса в высокохудожественной музыке.
3.' Наметить пути совершенствования музыкальной работы в условиях спецшколы, как одного из средств, воздействующих на процесс перевоспитания подростков-правонарушителей.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности, о воспитательной функции искусства, о роли эмоций в развитии личности. Эти положения нашли отражение в Программе КПСС, решениях съездов и пленумов Коммунистической партии, постановлениях партии и правительства, в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» .
В соответствии с характером поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ директивных и нормативных документов КПСС и Советского правительства о народном образовании, документации ряда исправительных учрежденийанализ литературы по вопросам организации и содержания музыкального воспитания как в общеобразовательной школе, так и в специальных учреждениях, по теории нравственного воспитания, а также по проблемам преступности;
— изучение реально сложившегося опыта музыкального воспитания в специальных учреждениях: воспитательно-трудовых колониях (ВТК), специальных профессионально-технических училищах (СПТУ), спецшколахвыявление резервов воспитания в специфических условиях режимного учреждения;
— педагогические наблюдения;
— опытно-экспериментальная работа в специальной школеинтернате (опросные методы — анкеты, сочинения, беседы, котор-ми были охвачены учащиеся, мастера производственного обучения, учителя, классные руководители, воспитатели, директора школ и их заместители, работники органов МВД);
— обобщение личного опыта работы в спецшколах.
Исследование было начато в 1975 году и проходило в несколько этапов.
Первый этап (1975;1979 гг.) носил поисковый характер. Был изучен опыт организации и содержание музыкального воспитания в спецшколах и определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.
На втором этапе (1979;1983 гг.) анализировалась научная литература, изучался существующий опыт музыкального воспитания подростков в трех исправительных системах (ВТК, СПТУ, спецшкол).
На третьем этапе (1983;1985 гг.) был разработан и внедрен в реальную деятельность спецшколы «Комплекс музыкальных программ», анализировались и обобщались результаты исследования.
Научная новизна исследования состоит в дальнейшей оптимизации путей перевоспитания педагогически запущенных подростков посредством включения в комплекс воспитательных средств теоретически обоснованных и практически выверенных форм музыкального воздействия.
Впервые музыкальное искусство исследуется как средство перевоспитания правонарушителей;
— впервые проанализированы музыкальные интересы педагогически запущенных подростков, правонарушителей;
— впервые изучены условия организации музыкальной работы в процессе их исправления и определены некоторые ее формы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке «Комплекса музыкальных программ», которые были проверены и внедрены в исправительном учреждении. Такая форма музыкального воздействия может быть организована и в других учреждениях исправительной системы, а также с определенной коррекцией, в общеобразовательных школах, школах-интернатах, пионерских лагерях. Материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах, спецсеминарах, в вузовских учебных предметах с целью подготовки педагогов-музыкантов для работы с педагогически запущенными подростками как в общеобразовательной, так и в специальной школе, других исправительных учреждениях. «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» предусматривают расширение подготовки учителей на специальных факультетах высших учебных заведений для обеспечения преподавания предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами.^" .
Положения, выносимые на защиту.
Результативность перевоспитания педагогически запущенных подростков, правонарушителей определяется не только нравственно-эстетическим потенциалом и точностью средств педагогического воздействия, но и готовностью воспитанников к оптимальному восприятию этих средств. Анализ особенностей развития педагогически запущенных подростков для организации их перевоспитания имеет существенное значение. Музыка в процессе исправления можетбыть эффективно использована в силу ее специфического воздействия на эмоции и сознание человека. При этом создаются лучшие условия для более благоприятного восприятия и других средств педагогического влияния в условиях исправительного учреждения.
Эффективной формой музыкального воздействия является специально созданный «Комплекс музыкальных программ» с целью оптимизации процесса исправления. Транслируемый по школьной радиосети, этот" комплекс" охватывает всех учащихся, являясь музыкальной формой педагогического влияния, неосознаваемого подростками.
I. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы, М., 1984 г.
Он способствует снижению тревожности, уменьшению напряженности, возникновению доброжелательности, веры в оптимистичные перспективы собственной жизни — в целом, положительном изменениям в их нравственном развитии.
Введение
«Комплекса музыкальных программ» в режим исправительного учреждения способствует также укреплению сознательной дисциплины.
Использование «Комплекса музыкальных программ» в воспитательном процессе должно соответствовать определенным требованиям:, органично входить в процесс перевоспитания специальной школыспособствовать формированию интересов к художественной музыкенравственному воспитанию подростковсодержание музыкальных программ отбирается с учетом специфики и уровня нравственного развития педагогически запущенных подростков, динамики их эмоционального состояния в течение дня, недели, особенностей восприятия шли музыки, ее выразительных средствв программах должны преобладать произведения советских композиторов и народной музыки наряду с доступными произведениями классики.
Исходя из условий режима спецшколы, музыкальные программы условно делятся на четыре блока в течение дня, каждый из которых служит решению определенной психолого-педагогической задачи и выражается в специально подобранном музыкальном материале.
Апробация основных положений и результатов исследования была осуществлена в выступлениях автора на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования правового воспитания молодежи в свете решений ХХУ1 съезда ГЛСС, июньского 1983 года Пленума ЦК КПСС» в городе Куйбышеве в ноябре 1983 года, а также в опубликованных статьях в журналах.
Воспитание школьников" (Педагогика, 1982 г.,№ 5), «Музыка в школе» (Просвещение, 1983 г., М), «Воспитание и правопорядок» (МВД СССР, 1984 г., J&).
Результаты исследования внедрены в Киевской специальной школе и внедряются в практику в исправительных учреждениях РСФСР и УССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты данного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о важности целенаправленного музыкального воздействия и для перевоспитания педагогически запущенных подростков.
Круглогодичное целенаправленное музыкальное воздействие на воспитанников спецшколы в процессе организованной нами опытно-экспериментальной работы, оказало положительное влияние на эмоциональное состояние подростков, способствовало развитию интереса к музыке, их нравственному развитию, более эффективному преодолению отклонений от норм поведения, приобретению и закреплению новых положительных качеств, приобщению к творческой деятельности. Следовательно, поставленные нами задачи были решены.
Комплекс специально созданных нами музыкальных программ позволил решить двуединую задачу: во-первых, снять негативные эмоции и создать эмоциональный комфорт, реализуя психогигиеническую функцию музыкиво-вторых, решить педагогические задачи по уокореншо процесса перевоспитания, его большей эффективности, используя воспитательную функцию музыки.
Исследование показало, что процесс нравственного развития правонарушителей под влиянием музыки — явление сложное, проходящее несколько стадий. Первая стадия процессарасширение багажа нравственных понятий, благодаря высокому качеству и увеличению объема воспринимаемых подростками музыкальных произведений. Вторая стадия процесса — усвоение нравственных представлений формируется под воздействием усложняющегося качества, всевозрастающего объема музыкального материала. Третья стадия — частично сформированный у подростков интерес к художественной музыке положительно влияет на закрепление их этических понятий. На четвертой стадии — нравственные понятия, проявляющиеся в поступках, в поведении воспитанников, формируются на основе их стремления к музыкальной деятельности.
Таким образом, с появлением нового качества в развитии музыкальных интересов у учащихся фиксировалось их продвижение и в понимании нравственных категорий.
Двуединый, взаимосвязанный характер процесса музыкально-нравственного развития личности, где целенаправленное использование воспитательной функции музыки выступает определяющим фактором, формирующим нравственные понятия и убеждения трудновоспитуемых подросткова.
Проведенное исследование позволило также выделить ряд необходимых условий, способствующих эффективному воздействию на подростков музыкальных программ.
Строгий отбор музыкального материала должен быть обусловлен: а) педагогическими и психологическими задачами трансляции музыки, б) особенностями педагогически запущенных подростков, динамикой их эмоционального состояния как в течение дня, так и всего года, в) спецификой учреждения.
Для реализации специально подготовленных программ в радиофицированном исправительном учреждении необходимо иметь систему автоматического включения, записанного на магнитофонную пленку распорядка дня, сопровождаемого специально отобранной музыкой.
Разработку музыкальных программ, наряду с программами по музыке для классной и внеклассной работы, должны осуществлять квалифицированные сотрудники научно-методических центров. Желательно (и на это указывали педагоги эксперименталь-' ной спецшколы) все команды распорядка дня выполнить диктором в студии звукозаписи. Здесь же следует изготовить копии необходимых музыкальных произведений.
Проведенное с учетом названных условий исследование способствовало:
— стимулированию интереса учащихся к музыке в результате постепенного изменения и усложнения материала, а также изменения их потребности — переключению их интереса с негативных, малохудожественных произведений на позитивные, высокохудожественные музыкальные произведения;
— снижению уровня тревожности, созданию оптимистичного настроения, улучшению эмоционального состояния подростков;
— улучшению дисциплинированности, чувства ответственности, доброжелательности, проявляющихся в общественно-полезной деятельности, в целом, нравственному воспитанию.
Как показали результаты исследования, наибольшее воздействие созданные нами программы оказали на учащихся 5−7-х классов спецшколы. Этот вывод дал основание усилить музыкальное воздействие, применив и другие его формы, на подростков 7−8 классов с более точным учетом их интересов.
Одной из таких форм может быть рекомендовано индивидуальте прослушивание специально отобранной музыки в лингафонных кабинетах. Предложенная форма даст возможность конкрет-' нее дифференцировать музыкальное воздействие на подростков-правонарушителей.
Итоги опытно-экспериментальной работы по использованию музыкального искусства в целях воспитания, а также теоретические выводы исследования позволяют считать необходимым совершенствование всех форм музыкального воздействия на педагогически запущенных подростков.
Исследование какого-либо процесса в экстремальной ситуации на отрицательном контингенте, дает возможность глубже, А изучить данное явление в обычных условиях.
Положительное влияние на подростков, созданных нами семи программ, дает основание считать, что принципиальная модель музыкальных программ, включенных в распорядок дня, необходима во всех типах исправительно-трудовых учреждений, а также с определенной коррекцией может быть использована в работе общеобразовательных школ, школ-интернатов и пионерских лагерей.
Музыкальное воспитание в исправительном учреждении следует рассматривать, как систему целенаправленного воздействия с целью перевоспитания, включая все его возможные формы и виды внедрения: от эстетизации внешнего поведения подростков, функционирования художественных кружков до специально разработанной программы по музыке.
Теоретически обоснованные нами принципы отбора музыкального содержания должны быть основными критериями вводимых в жизнедеятельность спецучреждения произведений и в друтих формах музыкального воздействия на педагогически запущенных подростков.
Кроме того, в совершенствовании нравственного развития педагогически запущенных подростков в процессе их перевоспитания необходимо реализовать воспитательный потенциал всех видов искусства в учебно-воспитательной работе исправительного учреждения. Пока же отсутствует теоретически обоснованный отбор кинофильмов для показа несовершеннолетним правонарушителямсодержание программ уроков музыки, рассчитанное на общеобразовательные школы, без необходимой коррекции с учетом специфики учащихся и учреждения, не дает возможность в полной мере использовать воспитательный потенциал музыки. Комплекс эстетических мер воздействия на педагогически запущенных подростков должен способствовать их нравственному развитию, как неотъемлемой части процесса перевоспитания.
Список литературы
- Маркс К. Размышление юноши цри выборе црофесии. В кн.
- Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. АПН РСФСР, 1957. — с. 1−5.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, 242 с.
- Ленин Б.И. Задачи Союзов молодежи. (Речь на Ш-м Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи). -Полн. собр. соч., Изд. 5, т. 41, с. 298−318.
- Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 41, с. 336−297.
- Ленин В.И. О социалистической законности. М.: Госполитиздат, 196I.
- Ленин В.И. 0 суде над несовершеннолетними. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 40, с. 194.
- Калинин М.И. О воспитании и обучении. М., 1957.
- КалиншМ.И. 0 социалистической законности. М.: Известия, 1959.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т., М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957−1962.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. -М., 1984.
- О мероприятиях, связанных с улучшением деятельности исправительно-трудовых учреждений, 12 июня 1970.
- Черненко К.У. Речь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР. М.: Коммунист, 1984, В 14. — с. 7−8.
- Азбука нравственного воспитания./Под ред. д.чл. АПН
- ССР Каирова И. А. и канд. пед. наук Богдановой О. С. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975, — 320 с.
- Алиев Ю.Б. Подросток музыка — школа. Сб. Вопросы мето-. дики музыкального воспитания детей. — М.: Музыка, 1975.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., I960.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылкак развитию неврогенного заболевания. Вестн. АМН СССР, 1965, № 6.
- Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. — Л., 1973.
- Асафьев Б. В. Музыкальная: форма как процесс. Л.: Музыка, 197I. — 376 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 156 с.
- Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних в СССР. В кн.: Предупреждение преступлений несовершеннолетних. — М., 1965. — с. 233−268.
- Астемиров З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М.: Юрид. лит-ра, 1969. 120 с.
- Астемиров З.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних (социально-психологический и криминологический аспекты). М.: Сов. гос. и право, 1970, № I. — с. 72,
- Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. М., 1980.
- Бабанский ЮЛС. Об управлении процессом воспитательного воздействия. М.: Сов. педагогика, 1971, -№ 8. с.33−41.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Белобородова В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. М.:Педагогика, 1975, — 159 с.
- Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников, 1902.
- Беляева-Экземплярская С.Н. 0 психологии восприятия музыки. М., 1924.
- Белкин А.С. Изучение ранних стадий отклонений в нравственном развитии младших кшольников. М.: Сов, педагогика, 1979, № 7, с. 20−26.
- Благонадежна Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. М.: Вопр. психологии, 1968, № 4,с. 96- 104.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т./ сост. М. Г. Данилъченко, А. А. Никольская. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М.: Педагогика, 1972. — 104 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Буров А.И. Эмоции, чувство, отношение. М.:Бопросы психологии, 1966, № I, с. I4I-I5I.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
- Витт Н.Б. Об эмоциях и их выражении. М. :Воцросы психологии, 1964, № 3, с. 146−154.
- Воробьев А.К. Роль художественных рассказов в работе с ¦ социально-запущенными детьми. Просвещение Сибири, 1933, с. 81.
- Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. -М.: АПН РСФСР, 1956. 520 с.
- Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Педология. -М.-Л., 1928, № 1−2, с. 58−77.
- Выготский Л.С. Проблема эмоций. IVL: Вопр. психологии, 1958, № 3, с. 125−134.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., I960.
- Гембицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся У-УШ классов общеобразовательной школы. М., 1970.
- Гербеев Ю.В. В сб. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М., 1974. — С. 118.
- Гербеев Ю.В. Организация воспитательного процесса в трудовых колониях для несовершеннолетних. М., 1968. — 96с.
- Гербеев Ю.В. Система воспитательной работы в детском, доме. Пособие для воспитателей. М., 1976. — Г72 с.
- Гольд-Губер Э.И. 0 воспитании эмоций детей школьного возраста. М. :Сов. педагогика, 1940, № 10.- 3−13.
- Гришанович Н.Н. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки, Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1981.
- Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М., 1953.
- Давыдов Г. П. Вопросы правового воспитания учащихся специальных школ. В сб. статей Педагогические проблемы воспитания подростков в условиях спецшколы. — М.:1. НИИ ОП АПН СССР, 1973.
- Дарвин Ч. Выражение душевных волнений., Спб., 1896.- 221с.
- Додонов Б.И. Направленность, характер и типичные переживания человека. М., Вопр. психологии, 1970, $ I.с. 28−38.58