Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понимание ненасильственного взаимодействия между людьми в философско-педагогических концепциях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что же касается педагогических аспектов ненасилия, то можно сказать, что к вопросам ненасилия обращались многие видные отечественные педагоги (Л.Н. Толстой, К. Н. Вентцель, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.). В современной системе образования существует направление «педагогика ненасилия». Это не какое-то новое или самостоятельное направление, а практика… Читать ещё >

Понимание ненасильственного взаимодействия между людьми в философско-педагогических концепциях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философия ненасилия рассматривалась учеными и философами с древнейших времен. Но идеальный вариант, или иначе — идеал ненасилия был сформулирован в русле христианской религии (Нагорная проповедь Иисуса Христа).

Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание ненасилия; они связаны с именами и практической деятельностью Г. Торо, Л. Н. Толстого, в особенности М. Ганди и М.-Л. Кинга, их организованных в различные группы и движения последователей во всем мире. Ненасильственная борьба есть единственно возможный и реальный путь к справедливости. Она вносит изменения в мир, является завязью нового — справедливого, отвечающего идеалам любви и правды — типа отношений между людьми.

Что же касается педагогических аспектов ненасилия, то можно сказать, что к вопросам ненасилия обращались многие видные отечественные педагоги (Л.Н. Толстой, К. Н. Вентцель, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.). В современной системе образования существует направление «педагогика ненасилия». Это не какое-то новое или самостоятельное направление, а практика педагогов, исключающих в своей работе принуждение личности.

Вместе с тем можно утверждать, что в психолого-педагогической науке для решения проблемы формирования способности к ненасильственному взаимодействию сложились определенные теоретические предпосылки.

Как показывают исследования (Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Н. Галигузовой, В. С. Мухиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. А. Смирновой, Е. В. Субботского, Д. И. Фельдштейна и др.), дошкольный период — период «…наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств» [1, c.23]. В связи с чем, социально-нравственное воспитание в этот период приобретает особую актуальность и значимость.

Существуют также исследования, посвященные содержанию педагогики и психологии ненасилия. К ним относятся:

  • — разработка технологий формирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов);
  • — выявление психологических особенностей формирования элементов ненасильственного взаимодействия у детей дошкольного возраста (И. В. Кондратьева);
  • — исследование проблемы формирования готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию (Е. В. Шахторина);
  • — специфика принципов воспитания толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп (А. М. Байбаков);
  • — описаны основные аспекты формирования отношения к толерантности у старшеклассников (И. В. Крутова);
  • — определены принципы формированияличности учителя и взаимодействия его в коллективе, работающем в условиях реализации идей ненасилия (А. Г. Козлова) [21].

Необходимость рассмотрения вопросы по проблеме ненасилия связана с назревающими в обществе тенденциями формирования новой парадигмы и стратегии поведения личности в современном мире. Проблема формирования новых жизненных установок личности нашла свое отражение в недавно принятой правительством РФ «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года». Приоритетными задачами концепции являются: формирование у подрастающего поколения, наряду с гражданской ответственностью и правовым сознанием, духовности и культуры личности, толерантности, способности к сотрудничеству и коммуникабельности. Также отмечается необходимость значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия, преодоления социальных конфликтов на началах приоритета прав личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой